Разновидности устной речи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Речь является мощным средством передачи информации. Правильное ее использование позволит как можно быстрее и точнее наладить контакт с окружающими, получить нужные знания или поделиться ими с другими. Поэтому очень важно знать, какие типы речи используются для этих целей.

Предложения объединяются в текст общей темой и идейным замыслом писателя. Раскрывая тему, автор перечисляет действия в хронологическом порядке, описывает людей, предметы, рассуждает о проблемах. При этом он пользуется разными типами речи или их сочетанием.

Типы письменной речи

Типы речи – это речевые единства, отличающиеся структурой, целостностью и законченностью. Значения фрагментов могут быть следующими:

  • признаки предмета;
  • действия лиц;
  • состояние человека;
  • состояние среды;
  • объяснение и размышление.

Авторы ставят перед собой три цели: рассказать, изобразить, доказать. Исходя из целей, формируются три основных типа речи:

  • повествование;
  • описание;
  • рассуждение.

Текст, относящийся к одному из типовых фрагментов, строится по определенной модели. Зная особенности моделей можно легко их различать. В больших произведениях используются композиционно-речевые формы, где каждый тип речи выполняет свою функцию. Стержневой частью текста часто выступает повествование. Описание одного предмета служит фоном для показа другого. Рассуждения говорят о сомнениях героя, о его поисках истины.

Внешне по реализации авторской задачи повествование можно сравнить с фильмом, где кадры сменяют друг друга, описание – с фотографией, рассуждение – с блок-схемой со стрелочками, вопросами.

Что такое описание?

Тип речи, отвечающий на вопрос какой? и перечисляющий признаки предметов, называют описанием. Содержание описательного фрагмента можно нарисовать на одной картине. Используется в текстах разных стилей, отличаясь функциями, языковыми средствами. Описания бывают сложны для восприятия. Особенность состоит в том, что они изображают статичную картину.

Речь в тексте-описании может идти о прошлом: автор углубляется в воспоминания о том, каким был предмет, человек, местность. Те же объекты могут характеризоваться в настоящем, можно представить, как они будут выглядеть в будущем.

Разновидности текста с описанием

Задача автора – создать такой текст, чтобы читатель хорошо смог представить себе человека, обстановку, настроение. В зависимости от того, о чем говорится в тексте, различают несколько разновидностей описаний.

Композиция описания

Описание идет от главного к второстепенному, строится по одной модели:

  1. Общее представление о вещи, состоянии, месте.
  2. Характеристика отдельных элементов, составляющих интересующий объект.
  3. Вывод, авторская оценка, общее впечатление.

Композиция подчиняется общему замыслу автора. Описывая предмет, он определяет, какие детали предмета, важны для понимания его сути. Автор выступает в качестве художника, передающего устройства. Читатель, познакомившись с описанием, должен нарисовать в своем воображении созданную словами картину.

В качестве примера можно рассмотреть небольшой типовой фрагмент.

  1. Дом, в который мы вошли, был удивительный! 2. Просторные комнаты наполнены светом и воздухом. Массивная деревянная мебель казалась воздушной. Она была сплошь украшена резными и выпиленными кружевами. Старинные лампы, изразцовая печь. На стенах – картины и фотографии. А на второй этаж, словно кудрявая прядь, закрутилась лесенка. 3. Было ощущение, что мы попали в старую добрую сказку.

В тексте цифрами обозначены композиционные части. Начинается с общего впечатления. В основной части описываются элементы интерьера: мебель, лампы, картины, лестница. Заканчивается передачей общего впечатления. Здесь соблюдены все структурные элементы. Если описание является частью большого текста, то какие-то элементы могут отсутствовать.

Особенности языкового оформления описания

Общим для всех текстов-описаний является использование большого количества имен существительных и прилагательных, причастий, наречий. Предложения строятся по схеме: что? кто? – какой? Например: (Кто?) Человек (какой?) был небольшого роста. (Что?) Его крупные руки (какие?) казались чужими на щуплом теле. Употребляются глаголы несов. вида в наст. и прош. времени, которые показывают расположение объектов в одной временной плоскости.

Языковые средства зависят от стиля и сферы употребления. В художественном и публицистическом стилях описания несут эмоциональную и оценочную нагрузку. В соответствии с этим подбираются средства языка. Характерно изобилие эпитетов, метафор, сравнений, гипербол и других тропов. В описание включается экспрессивная и оценочная лексика. Часто авторы пользуются безглагольными конструкциями, подчеркивая выразительность деталей.

В деловых бумагах важна точность, сдержанность, лаконичность. Слова употребляются в прямом значении, отмечается большое количество шаблонов, терминов.

Что такое повествование?

Изобразить их можно только на серии картинок, каждая из которых будет передавать новое действие. Повествовательный текст показывает постоянно меняющийся мир. Рассказ может идти от 1-го или 3-го лица, известного как авторское повествование.

Повествование делится на изобразительное и информативное. Цель изобразительного – показ последовательности действий, смены физических и психических состояний. Цель информативного – рассказать о том, что произошло какое-то событие, о причинах происходящего, интересных фактах, касающихся этого события. Автор не придерживается строгой последовательности действий, важен сам факт произошедшего. Используется по большей части в СМИ.

Композиция повествования

Композиция повествования имеет постоянные структурные элементы:

  1. завязку;
  2. развитие действия;
  3. кульминацию;
  4. развязку.

Это традиционная модель композиции, но допускаются изменения. Некоторые части могут быть опущены или добавлены, например, экспозиция в начале и эпилог в конце произведения. Из экспозиции становится известно, как обстояли дела до первого события в цепочке. Эпилог рассказывает, как все устроилось после того, как конфликт был исчерпан, после развязки.

Средства языкового оформления повествования

Предложения оформляются по сходной модели: в начале идет известная информация, обычно исполнитель, в конце – действие. Например: В кустах неподалеку кто-то зашуршал. Мелкие веточки захрустели. В повествовании редко используются объемные, многократно осложненные обособленными членами предложения.

Этот тип речи тесно связан с пространством и временем. Слова, называющие исполнителя действия, сами действия, место и время происходящего – составляют основу повествования.

Главную роль в тексте играют глагольные формы. Глаголы прош. времени сов. вида лучше всего подходят для простой передачи смены действий, их последовательности. Глаголы несов. вида подчеркивают длительность действия. Формы наст. времени помогают создавать картину, происходящую здесь и сейчас. Вспомогательные глаголы обозначают фазу действия, указывают на характер его осуществления.

Для синтаксиса характерно использование предложений с однородными сказуемыми. Присутствуют синтаксические конструкции, выражающие причинно-следственную и временную обусловленность. Используется цепной вид связи между предложениями.

Продуманное использование языковых средств делает читателя участником изображаемых событий.

Что такое рассуждение?

Тип речи, исследующий проблему, называется рассуждение. Рассуждая, автор пытается доказать или опровергнуть какую-то мысль. Оно состоит из мыслей, доводов, суждений, размышлений, связанных логически.

Композиционная структура рассуждения

Вид рассуждения влияет на его композицию. Все тексты-рассуждения имеют одинаковую структуру:

  1. Тезис – утверждение или отрицание чего-то. Предложение, которое нуждается в доказательстве.
  2. Доказательства, аргументы.
  3. Примеры.
  4. Вывод.

Тезис – Ранняя осень – самое лучшее время года! Доказательства – Уже нет летней жары, но морозы еще не наступили. Яркое разноцветье лесов дарит ощущение праздника. Воздух становится легким и прозрачным. И на душе тоже так легко, что кажется, что еще чуть-чуть и ноги оторвутся от земли, и ты полетишь, кружась в танце, вместе с осенними листьями. Вывод – Только ранней осенью может быть так легко и хорошо!

Тезису может предшествовать вступление. Доказательства и примеры могут находиться в одной части и перемежаться. Могут отсутствовать примеры, или наоборот, примеры могут заменять доказательства. Иногда авторы опускают вывод.

Для рассуждения важна четкая формулировка тезиса и убедительность доказательств.

Языковые средства рассуждения

Языковые средства, используемые в рассуждении, зависят от его разновидности. В доказательстве и объяснении используются вводные слова со значением порядка мыслей, способствующие оформлению текста.

В размышлении — вводные слова, обозначающие разную степень уверенности. Здесь преобладает абстрактная лексика, присутствуют риторические вопросы и восклицания. Для всех разновидностей характерно использование вводно-модальных слов, глаголов разных форм.

Между тезисом и доказательствами устанавливается логическая и грамматическая связь. Здесь более сложный синтаксис по сравнению с описанием и повествованием. Используется большое количество предложений, осложненных причастными, деепричастными оборотами. Присутствуют конструкции противопоставления и сопоставления.

Типы речи в чистом виде встречаются редко. Обычно в одном тексте сочетаются разные типовые фрагменты. Чтобы определить тип речи, нужно ориентироваться на типовое значение фрагмента: сменяющиеся действия или статичная картина. Можно воспользоваться методом исключения и применить к нему основные признаки каждого из трех типов.

Типы устной речи

Также и устная речь классифицируется по ряду типов.

Ораторская речь

Ораторские речи произносятся в стиле, используемом оратором. Эти типы речей обычно даются на специальном праздновании, таком как инаугурация или церемония перерезания ленты. Они могут быть длинными и официальными, такими как речи, используемые на выпускном, похоронах, или короткими и неформальными, такими как речи, произнесенные как тосты на специальных мероприятиях.

Ораторские речи также можно произносить на таких мероприятиях, как дни рождения, вечеринки по случаю ухода на пенсию и многие другие. Политические речи тоже считаются ораторскими, и они лучше, когда оратор не пытается разрешить сложный спор, а апеллирует к общим целям и основным истинам.

В ораторских речах выступающий не стремится убедить кого-то сделать что-то или поверить определенным образом, но может решать определенные вопросы, выступая с речью. Инаугурационные речи, пожалуй, самые известные ораторские речи, которые существуют сегодня.

Выступление по особому случаю

Речи, которые не попадают в какую-либо другую категорию, обычно классифицируются как выступления по особым случаям, и они могут включать в себя вводные речи оратора, предназначенные для краткости, но интересные и для представления следующего оратора; трибьютные речи, которые предназначены для того, чтобы отдать дань уважения кому-то мертвому или живому; и речи о принятии награды, которые предназначены для того, чтобы поблагодарить кого-то за награду и описать, что награда означает для вас.

Речи по особым случаям должны быть короткими, как правило, минут десять или меньше; краткими и по существу; с соответствующим настроением.

Другими словами, существуют различные цели для выступлений по особым случаям, и будь то событие, на котором они предлагаются, включает в себя что-то счастливое или мрачное, для кого-то еще живого или посмертного случая или чего-то большого или малого, они часто являются одними из самых простых речей для написания.

Мотивационная речь

Мотивационная речь является уникальным типом речи и имеет целью самосовершенствование для слушателей. С мотивационной речью вы можете превратить негативную ситуацию в позитивную. Эти типы выступлений особенно популярны в деловых встречах с руководителями, чтобы выполнить определенную задачу или побудить сотрудников продавать больше вашего продукта или услуги.

Мотивационные речи могут быть в начальной школе к средней школе, чтобы мотивировать учащихся, чтобы сделать лучше тест или в спортивном мероприятии. Речи отлично подходят для вдохновения людей, повышения самооценки человека или даже мотивации целой толпы людей.

Мотивационные речи часто сопровождаются специальными приемами, чтобы быть более эффективными.

К ним относятся:

  1. Задать вопрос, чтобы возбудить любопытство и интерес аудитории.
  2. Цитирование научного исследования, чтобы придать выступлению некоторый авторитет и доверие.
  3. Рассказывать истории, чтобы заинтересовать и вовлечь аудиторию. Это может быть историческая история, личная или даже профессиональная. Хотя история из собственной жизни, вероятно, будет работать лучше всего.
  4. Убедиться, что контакт с аудиторией налажен, можно дать им подробные предложения о том, что может решить эту проблему, что, естественно, увеличит их мотивацию.

Дискуссионная речь

В официальных дебатах много словесных перепалок, и дебаты происходят в различных формах. Эти формы включают парламентские, классические, импровизированные, Линкольн-Дугласские, импровизированные, общественные форумы и фиктивные судебные процессы.

Как правило, в ходе дебатов обе стороны получают равное время для обсуждения вопроса и объяснения, почему их взгляд на этот вопрос является правильным. Дебаты несколько отличаются от убедительных речей, потому что здесь не обязательно заставить другую сторону переключиться на вашу сторону. Вместо этого необходимо выразить свою точку зрения, почему вы верите в определенную вещь.

Дебаты-это аргументы, которые имеют правила и независимо от того, какой стиль вы выберете, каждая сторона получает тему, а затем имеет определенное количество времени, чтобы подготовиться к ее представлению.

Дискуссионные группы развивают очень ценные навыки, включая исследовательские навыки, навыки публичных выступлений, лидерские навыки, инициативные навыки, развитие изящества под давлением, навыки критического мышления и разработку аргументов, которые являются логичными и обоснованными.

Кроме того речь может быть демонстративная или занимательная, по продолжительности бывает лаконичная речь и продолжительная.

1.Аффективная речь – часто провоцируется ситуацией.

- выражение эмоций – экспрессивно-напряженная.

- четкого мотива и замысла нет.

- больше восклицаний (пр: черт побери).

- не нуждается в предварительной подготовке.

- при нарушениях мозга - не нарушается.

- опора на неречевые компоненты (мимика, жесты, восклицания).

(пр: человек срывает зло на других).

2.Диалогическая речь.

- мотивация есть (здесь происходит наложение мотивов двух общающихся; мотивы могут меняться на ходу).

- есть замысел (в качестве беседы).

- замысел перестраивается, т.к. эта речь поддерживаемая (и второй человек - тоже в роли субъекта).

- есть элемент навязывания.

- требует гибкости (надо реагировать на речь другого).

- речь ситуативная (имеет место и значение и внешняя, и внутренняя ситуация).

Внутренняя – недоговаривают, подразумевают, понимают с полуслова, и т.д.

Внешняя – (идет транспорт, или т.п.) пантомимика (показывают рукой, и т.д.).

- в некоторых случаях приобретает довольно организованный характер (пр: психологическая беседа; беседа, как способ воздействия на человека; беседа, как метод изложения, преподнесения материала).

3.Монолог – это организованная форма речи.

(Лекция, доклад, рассказ, выступление, и т.д.).

Виды монолога: (обладают разной степенью сложности)

А) Драматизирующую речь.

Более простая, т.к. сопровождается неречевыми компонентами.

Х-ся недостаточно развернутой грамматической структурой.

Нет стройной организации.

Б) Эпическую речь.

Опора на неязыковые средства минимальна.

Способна отражать самые сложные содержания.

Опирается на системы логико-грамматических средств.

Х-ки монолога (в целом).

- более длительная речь.

- более отвлечена от собеседника (но не совсем, т.к. реакция все равно должна быть).

- важную роль играет мышление (организация материала).

- напряженная интеллектуальная работа.

- присутствует элемент творчества (порождение нового, креативные моменты).

- требует предварительной подготовки.

Активная мыслительная переработка материала – важный фактор овладения материалом.

+ В процессе подготовки надо решать задачи в плане мнемическом (заучивание, повторение).

Материал при подготовке нужно выстраивать.

Результат подготовки:

- внешний (развернутый конспект).

- внутренний (здесь работает внутренняя речь, это должна быть внутренняя сжатая схема).

Созревание внутренней сжатой схемы возникает в результате напряженной длительной интеллектуальной работы. Это имеет отношение к проверке готовности и к возникновению чувства уверенности.

Роль эмоционального фактора:

1) Ограничение нежелательных эмоциональных проявлений. Обретение чувства уверенности ограничивает негативные эмоции.

2) Необходимо себя настраивать и в эмоциональном плане. Нагнетать в к-то степени эмоцию, т.е. создавать эмоциональный настрой.

Эмоции нужно не давить, а культивировать. В устной речи должны присутствовать экспрессивные стороны.

Состав действий в монологической речи (ситуация выступления).

- выполняются группы неречевых действий.

Группы неречевых действий:

2. Организующие действия, управление.

3. Обратная связь-1 (оценка работы слушателями) – важную роль играет психологическая наблюдательность оратора.

4. Обратная связь-2 (оценка своей деятельности, самоанализ).

Психологические условия успешного взаимодействия оратора и слушателя:

· Организация внимания слушателя. Важно обеспечивать послепроизвольное внимание.

Общее условие: втянуть слушателя в активную работу.

· Активизация мышления слушателя. Главное – донести мысли, доказать. Ниболее важна логика, доказательность, возникновение сложных ситуаций. Конкретное в речи (приемы, пословицы, поговорки) должно работать на общее. Оно должно делать доступным общее.

· Эмоциональный фактор должен подходить под логику, связанность. Эмоции – подсобный фактор. Они должны присутствовать в выступлении в меру. Должно быть разумное соотношение эмоций и научной организации.




· Необходимо соблюдать нормы культурной нормативной речи, интонации и темп речи. Нужно, чтобы эти стороны были управляемы, т.е. варьировались.

· В устном выступлении важную роль играет умение трансформировать письменную речь в устную. Т.к. в письменной речи часто встречаются сложные формулировки, но в устном выступлении они противопоказаны. У слушателя возникают трудности с восприятием сложных формулировок.

· В современных условиях, в связи с развитием СМИ, возникли некоторые специфические требования (микрофон, камера).

Нет опоры (слушателя - обратной связи-1); слушатели разных категорий; нет аудитории перед глазами ® более сложный характер, психологическое напряжение, и т.д.

Возникает дополнительная нагрузка на организацию выступления.

1.Аффективная речь – часто провоцируется ситуацией.

- выражение эмоций – экспрессивно-напряженная.

- четкого мотива и замысла нет.

- больше восклицаний (пр: черт побери).

- не нуждается в предварительной подготовке.

- при нарушениях мозга - не нарушается.

- опора на неречевые компоненты (мимика, жесты, восклицания).

(пр: человек срывает зло на других).

2.Диалогическая речь.

- мотивация есть (здесь происходит наложение мотивов двух общающихся; мотивы могут меняться на ходу).

- есть замысел (в качестве беседы).

- замысел перестраивается, т.к. эта речь поддерживаемая (и второй человек - тоже в роли субъекта).

- есть элемент навязывания.

- требует гибкости (надо реагировать на речь другого).

- речь ситуативная (имеет место и значение и внешняя, и внутренняя ситуация).

Внутренняя – недоговаривают, подразумевают, понимают с полуслова, и т.д.

Внешняя – (идет транспорт, или т.п.) пантомимика (показывают рукой, и т.д.).

- в некоторых случаях приобретает довольно организованный характер (пр: психологическая беседа; беседа, как способ воздействия на человека; беседа, как метод изложения, преподнесения материала).

3.Монолог – это организованная форма речи.

(Лекция, доклад, рассказ, выступление, и т.д.).

Виды монолога: (обладают разной степенью сложности)

А) Драматизирующую речь.

Более простая, т.к. сопровождается неречевыми компонентами.

Х-ся недостаточно развернутой грамматической структурой.

Нет стройной организации.

Б) Эпическую речь.

Опора на неязыковые средства минимальна.

Способна отражать самые сложные содержания.

Опирается на системы логико-грамматических средств.

Х-ки монолога (в целом).

- более длительная речь.

- более отвлечена от собеседника (но не совсем, т.к. реакция все равно должна быть).

- важную роль играет мышление (организация материала).

- напряженная интеллектуальная работа.

- присутствует элемент творчества (порождение нового, креативные моменты).

- требует предварительной подготовки.

Активная мыслительная переработка материала – важный фактор овладения материалом.

+ В процессе подготовки надо решать задачи в плане мнемическом (заучивание, повторение).

Материал при подготовке нужно выстраивать.

Результат подготовки:

- внешний (развернутый конспект).

- внутренний (здесь работает внутренняя речь, это должна быть внутренняя сжатая схема).

Созревание внутренней сжатой схемы возникает в результате напряженной длительной интеллектуальной работы. Это имеет отношение к проверке готовности и к возникновению чувства уверенности.

Роль эмоционального фактора:

1) Ограничение нежелательных эмоциональных проявлений. Обретение чувства уверенности ограничивает негативные эмоции.

2) Необходимо себя настраивать и в эмоциональном плане. Нагнетать в к-то степени эмоцию, т.е. создавать эмоциональный настрой.

Эмоции нужно не давить, а культивировать. В устной речи должны присутствовать экспрессивные стороны.

Состав действий в монологической речи (ситуация выступления).

- выполняются группы неречевых действий.

Группы неречевых действий:

2. Организующие действия, управление.

3. Обратная связь-1 (оценка работы слушателями) – важную роль играет психологическая наблюдательность оратора.

4. Обратная связь-2 (оценка своей деятельности, самоанализ).

Психологические условия успешного взаимодействия оратора и слушателя:

· Организация внимания слушателя. Важно обеспечивать послепроизвольное внимание.

Общее условие: втянуть слушателя в активную работу.

· Активизация мышления слушателя. Главное – донести мысли, доказать. Ниболее важна логика, доказательность, возникновение сложных ситуаций. Конкретное в речи (приемы, пословицы, поговорки) должно работать на общее. Оно должно делать доступным общее.

· Эмоциональный фактор должен подходить под логику, связанность. Эмоции – подсобный фактор. Они должны присутствовать в выступлении в меру. Должно быть разумное соотношение эмоций и научной организации.

· Необходимо соблюдать нормы культурной нормативной речи, интонации и темп речи. Нужно, чтобы эти стороны были управляемы, т.е. варьировались.

· В устном выступлении важную роль играет умение трансформировать письменную речь в устную. Т.к. в письменной речи часто встречаются сложные формулировки, но в устном выступлении они противопоказаны. У слушателя возникают трудности с восприятием сложных формулировок.

· В современных условиях, в связи с развитием СМИ, возникли некоторые специфические требования (микрофон, камера).

Нет опоры (слушателя - обратной связи-1); слушатели разных категорий; нет аудитории перед глазами ® более сложный характер, психологическое напряжение, и т.д.

Общение - явление многоплановое. Одна из его составляющих - речь. Классификация речи поэтому достаточно сложна и имеет много разных оснований. Рассмотрим же основные из них.

Какой она бывает

Классификация видов речи может существовать согласно форме, в которой происходит обмен информацией. То есть, речь бывает устной (при помощи звуков) либо письменной (с использованием специальных символов).

Если ориентироваться на число участников коммуникации, то ее можно поделить на монологическую, диалогическую и полилогическую. Стиль речи зависит от того, в какой сфере общения она функционирует, и может быть научным, публицистическим, официально-деловым, художественным или разговорным.

Классификация форм речи по композиционно-структурным признакам, а также по содержательно-смысловым относит любой ее тип либо к описанию, либо к повествованию, либо к рассуждению. Рассмотрим более подробно каждое из данных делений.

речь классификация речи

Язык и речь. Устная и письменная речь

Под устной речью (форма, противопоставляемая письменной ее разновидности) подразумевается речь произносимая, то есть звучащая. Она относится к первичным формам существования любого языка.

Под письменной понимается та речь, которая изображена на физическом носителе - бумаге, полотне, пергаменте и т. п. с использованием графических знаков письменности, предназначенных специально для этого. Исторически она появилась позже относительно устной.

Форма, в которой главным образом существует русский язык, называется литературной речью. Главный признак ее - сознательное использование средств общения с ориентацией на соблюдение конкретных норм и правил. Приводятся они в справочниках, словарях и учебных пособиях. Обучение нормам ведется в школе, культурных учреждениях и СМИ.

В условиях реальных коммуникаций письменная и устная речь постоянно пересекаются, взаимодействуют и проникают одна в другую. Часть жанров, относящихся к письменной речи, впоследствии озвучивается - это ораторские выступления (в том числе уроки речи) или драматургия. Литературное произведение очень часто содержит в себе подобные образцы в виде монологов и диалогов действующих лиц.

Чем хороша устная речь

Важнейшим преимуществом устной речи перед письменной является возможность моментальной передачи информации. Различие между этими двумя формами заключается еще и в том, что устный диалог чаще всего позволяет участникам видеть друг друга и корректировать содержание и форму произносимого в зависимости от реакции собеседника.

диалог примеры

Рассчитанная на восприятие человеческим ухом, устная речь не нуждается в точном буквальном воспроизведении. В случае же такой необходимости приходится использовать определенные технические средства. Произносится при этом все "набело", без предварительных поправок.

Общаясь письменно, автор речи не имеет возможности осуществлять обратную связь со своим адресатом. Поэтому реакция последнего мало на что влияет. Читающий впоследствии имеет возможность возвращаться к отдельным постулатам любое количество раз, а пишущий располагает временем и средствами корректировать и дополнять написанное.

Преимуществом письменного общения является более точное и фиксированное изложение информации, возможность передачи ее в будущие времена. Письменная речь служит основой научной и любой деловой деятельности.

Другие ее особенности.

В качестве материальной формы, воспроизводимой на письме с использованием букв алфавита, в устной речи служат звуковые волны, испускаемые человеческим речевым аппаратом. Благодаря этому ей присуще всё богатство интонационных возможностей. Средства формирования интонации - это интенсивность, темп разговора, звуковой тембр и т. п. Многое в ней зависит от чёткости произношения, расстановки логических ударений, длительности пауз.

Важные характеристики устной речи - спонтанность, многоканальность и необратимость. Зарождение мысли и ее высказывание при этом происходит практически одновременно. В зависимости от речевого опыта оратора и прочих обстоятельств устной речи может быть присуща плавность либо прерывистость, фрагментарность.

монолог примеры

. и виды

Ориентируясь на реакцию слушателей, произносящий может выделить наиболее важные моменты, использовать комментарии, уточнения и повторы. Данные особенности больше всего характеризуют неподготовленную устную речь. Классификация речи по этому признаку противопоставляет ей другую - подготовленную, существующую в виде лекций либо докладов.

Для этой формы характерна четкая структура, продуманность. В спонтанно произносимом тексте, характерном для неподготовленной устной речи, много пауз, повторений отдельных слов и звуков, не несущих никакого смысла (типа "э-э-э", "вот", "значит"), намеченные к произнесению конструкции порой срываются. В такой речи больше речевых ошибок, коротких, неполных и не всегда правильных предложений, меньше причастных и деепричастных оборотов.

По функциональным разновидностям виды устной речи также различаются. Она может быть научной, публицистической, художественной, разговорной, а также применяемой в официально-деловой сфере.

О письменной речи

Письменная речь не предназначена конкретному собеседнику и зависит полностью от пишущего. Как уже было отмечено, возникла она на исторически более позднем этапе развития человечества и существует в виде искусственно созданной знаковой системы, разработанной для того, чтобы зафиксировать произносимые звуки. То есть, знаки для обозначения издаваемых звуков служат ее материальными носителями.

В отличие от устной, письменная речь не только служит для непосредственного общения, но и позволяет усвоить и воспринять знания, накопленные на протяжении развития всего человеческого общества. Такая речь является средством коммуникации в случаях невозможности непосредственного диалога, когда собеседников разделяет время либо пространство.

язык и речь устная и письменная речь

Признаки письменной речи

Основным свойством ее можно считать способность долгосрочного хранения передаваемой информации. Основной признак использования - строго регламентированный книжный язык. Главными единицами письменной речи служат предложения, задача которых - выразить логические смысловые связи достаточно сложного уровня.

Именно поэтому в письменной речи всегда присутствуют хорошо продуманные предложения, характеризуется она закрепленным порядком слов. Такой речи не присуща инверсия, то есть применение слов в обратном порядке. В отдельных случаях это и вовсе недопустимо. Ориентируется письменная речь на визуальное восприятие, в связи с чем четко структурирована - страницы имеют нумерацию, текст поделён на параграфы и главы, используются разные виды шрифтов и т. п.

Монолог и диалог. Примеры и суть понятий

Классификация речи по количеству участников была предпринята еще в древние времена. Деление на диалоги и монологи применялось в таких сферах, как логика, риторика, философия. Термин "полилог" возник в конце 20 века и обозначает разговор с участием числа лиц больше двух.

классификация стилей речи

Такой форме, как диалог, свойственно попеременное высказывание обоих собеседников в непосредственной связи с конкретной ситуацией. Сами высказывания при этом называются репликами. По смысловой нагрузке диалог представляет собой обмен мнениями, зависящими от друг от друга.

Диалог целиком и любая из его частей может восприниматься как отдельный текстовый акт. Структура диалога включает в себя части, именуемые зачином, основой и концовкой. В качестве первого из них используются общепринятые формы речевого этикета, приветствие или вводная реплика в виде вопроса или суждения.

Каким бывает диалог

Основная часть может быть от совсем краткой до очень длинной. Любой диалог имеет свойство быть продолженным. В качестве концовки используются реплики согласия, ответа или стандартного речевого этикета ("до свидания" или "всего доброго").

В сфере разговорной речи диалог считается бытовым и ведётся с использованием разговорной лексики. Тут допускается не самый удачный выбор слов, повторы, отступление от литературных норм. Такому диалогу свойственны эмоции и экспрессия, неровность, разнообразие тем, отклонение от основной линии обсуждения.

В литературных источниках также встречается диалог. Примеры - общение героев, роман в письмах или подлинная переписка исторических лиц.

Он может быть, как информативным, так и не очень. В последнем случае - состоит преимущественно из речевых форм и не содержит полезных сведений. Для информативного диалога характерна потребность в общении с целью получения новых данных.

 классификация форм речи

Поговорим о монологах

Что такое монолог? Примеры его встречаются не реже. Этим термином обозначают высказывание кого-либо в развернутой форме, предназначенное для себя или других и имеющее некую организованность в смысле композиции и законченности. В художественном произведении монолог может стать составным компонентом или самостоятельной единицей - например, в форме моноспектакля.

В общественной жизни в форме монолога практикуются речи ораторов, лекторов, выступления дикторов радио и телевидения. Монологи больше всего характерны для книжной речи в устной форме (выступления в судах, лекции, доклады), он же может и не иметь своим адресатом конкретного слушателя и не предполагать ответной реакции.

По цели высказывания данная форма речи относится либо к информационной, либо к убеждающей, либо к побуждающей. Информационная - это передающий знания монолог. Примеры - всё те же лекции, доклады, отчёты или выступления. Речь убеждающего свойства ориентирована на эмоции тех, кому предстоит ее слушать. Это поздравления, напутствия и т. п.

Побуждающая речь, как видно из названия, призвана сподвигнуть слушателей на определённые действия. В качестве примера можно привести призывы, протесты и речи политиков.

Полилог - что за зверь?

Классификация стилей речи с недавних пор (конец прошлого столетия) пополнилась понятием полилога. Даже среди лингвистов оно еще не вошло в широкий обиход. Это разговор нескольких лиц сразу. Ситуативно он ближе к диалогу, так как объединяет слушающих и говорящих. Существует полилог в формах дискуссий, бесед, игр, собраний. В нём происходит обмен информацией, вносимой каждым, и все в курсе того, о чём идёт речь.

Правила, по которым строится полилог, следующие: говорить участникам предписывается убедительно и достаточно кратко, все, кто составляет его, обязаны следить за сюжетом обсуждения и быть внимательными, принято задавать вопросы и уточнять непонятные моменты, а также вносить необходимые возражения. Вестись полилог должен в корректной и дружелюбной форме.

классификация видов речи

Разные типы текстов

По выполняемым функциям также существует различная речь. Классификация речи по данному признаку делит ее на тексты с отражением фактической действительности и те, которые содержат мысли и рассуждения об этом. В зависимости от значения, любой из них можно отнести к повествовательному, описательному и относящемуся к рассуждениям.

В описаниях изображается какое-либо явление с перечислением признаков, ему присущих. Оно может быть портретным, пейзажным, интерьерным, бытовым, научным и т. д. Ему присущи статичность, и построено оно на главной отправной точке, содержащейся в самом предмете или его отдельной части. Мысль развивается за счет добавления к сказанному новых признаков.

Тип, именуемый повествованием, представляет собой рассказ о событиях и действиях, происходящих на протяжении какого-то времени. Композиция его включает в себя завязку с последующим развитием, продолжение, кульминацию и заканчивается развязкой.

Под рассуждением понимаются изложенные в словах подтверждения и разъяснения определённой мысли или высказывания. Композиция обычно состоит из тезиса, приводимых его доказательств и заключительных выводов.

. и стилей

Современная лингвистика упорядочила само понятие "речь". Классификация речи в зависимости от цели общения, как уже упоминалось в начале статьи, сведена к пяти различным речевым стилям (повседневному или разговорному, научному, официально-деловому, публицистическому и художественному). Так, разговорный стиль задействован главным образом в быту и в повседневных коммуникациях. Для него характерна устная речь с преобладанием диалогов.

В области научно-технической сферы с описанием различных теорий и технологий преобладает научный стиль - строго выверенный и не допускающий вольных оборотов. Официально-деловой применяется в законодательной сфере и при любом виде формального общения. Для него характерны множество фиксированных конструкций, значительное преобладание письменный речи, большое число монологов (докладов, лекций, выступлений, судебных речей).

Для общественно-политической сферы всегда применялся и применяется стиль публицистический, существующий зачастую в форме ярких эмоционально окрашенных монологов побуждающего характера.

Художественному стилю подвластна сфера искусства. Здесь правит бал многообразие выражений, богатство форм и языковых средств, строгие официальные конструкции здесь практически не встречаются.

Выбор жанров и стилей диктуется содержанием речи и видом ее коммуникативной направленности, проще говоря - целью общения. Именно от них зависят те приемы, которые будут использоваться в диалоге или монологе, а также композиционная структура каждой конкретной речи.

Даже в трактовках словарей под это явление называют то деятельностью говорящего, то формой общения, то вообще психологической способностью человека к выражению мыслей.

Речь

Сегодня поговорим о том, как понимают речь лингвисты, какие ее виды и функции они выделяют. Наконец, разберемся в том, какая граница проходит между языком и речью.

Речь — это.

В научном мире редко есть унифицированное значение столь объемных понятий, как речь. Однако трактование Нины Давидовны Арутюновой – одного из наиболее известных языковедов нашего времени – признано большинством лингвистов. Звучит оно так:

Речь – это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.

Слова

В Толковом словаре Ушакова же первым значением подается такое:

Речь – это способность пользоваться языком слов. Речь – один из признаков, отличающий человека от животных.

Голова

То и другое справедливо. Но с точки зрения науки о языке (и логики нейминга), первичным будет определение Н.Д.Арутюновой. В словарной статье она указывает, что под речью нужно понимать:

  1. речевую деятельность как процесс говорения;
  2. речевые произведения (запомненные или записанные) как результат этого процесса.

Беседа

Другие значения термина производны. К примеру, существует понимание речи как стиля языка (художественная, деловая), как публичного выступления (приветственная), как характера произношения (невнятная).

Виды речи

Ещё в младшей школе мы узнаем, что речь бывает устной и письменной. Но для языкознания этого распределения недостаточно.

Жесты

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

То, что животным не присуща речь — это спорное заявление. Например, дельфины очень активно общаются между собой, однако даже современные технологии не могут расшифровать эти звуки.

Речь — самое удивительное изобретение эволюции. Нет ничего в этом мире, что нельзя высказать речью.

Только с помощью речи человек смог настолько продвинуться в развитии. Ведь благодаря ей можно передавать потомками все знания, накопленные за века и даже тысячелетия.

Речистых и болтливых не люблю. Устаю от таких людей. Когда человек много говорит, он как энергетический вампир. А если это мужчина — вообще жесть.

Читайте также: