Размещение и крепление лесоматериалов на ж д транспорте кратко

Обновлено: 04.07.2024


  • при длине лесоматериалов от 1,6 до З,0 м включительно – на расстоянии от концов штабеля от 300 до 500 мм включительно;

  • при длине лесоматериалов более 3,0 м – от 500до 800 мм включительно.

    • длиной до 3,0 м включительно – на двух подкладках;

    • длиной более 3,0 м – на трех подкладках.

    Прокладки должны располагаться горизонтально в одной вертикальной плоскости с подкладками, перпендикулярно продольной плоскости симметрии полувагона.


      1. Каждый штабель, сформированный из непакетированных и пакетированных лесоматериалов, должен быть огражден стойками, изготовленными и установленными в соответствии с требованиями главы 1 настоящих ТУ. Применение стоек, изготовленных из пиломатериалов, не допускается. Стойки, ограждающие штабели из лесоматериалов, устанавливают таким образом, чтобы расстояние от крайних стоек до конца штабеля составляло:

      • для штабелей длиной до 3,0 м включительно – не менее 180 мм;

      • для штабелей длиной более 3,0 м – не менее 250 мм.

      • в полувагоне при размещении в пределах основного габарита погрузки – 4180 мм;

      • в полувагоне при размещении в пределах зонального габарита погрузки – 4680 мм;

      • на платформе при размещении в пределах основного габарита погрузки – 4100 мм;

      При размещении в полувагоне четырех и более штабелей допускается устанавливать стойки в стороне от лесных скоб. Такие стойки закрепляют на высоте расположения верхних лесных скоб и средних увязочных устройств (нижних лесных скоб) при помощи двух досок толщиной от 25 до 30 мм, шириной не менее 120 мм, закрепленных к лесным скобам проволокой диаметром не менее 3 мм в две нити либо к соседним стойкам, установленным в лесные скобы, гвоздями длиной не менее 120 мм (рисунок 1). В полувагонах, оборудованных только верхними лесными скобами, все стойки на высоте от 300 до 400 мм от пола вагона должны быть скреплены досками толщиной от 25 до 30 мм включительно и шириной не менее 120 мм.

      В полувагонах с открытыми дверями крайние пары стоек устанавливают в промежуток между торцами створок дверей и гранями угловых стоек кузова полувагона и увязывают в двух местах за петли дверных навесов.


      Рисунок 1 – Установка стоек в полувагоне при количестве штабелей 4 и более

      а – шесть штабелей; б – пять продольных штабелей и один поперечный штабель; в – пять штабелей; г – четыре штабеля

      1 – стойка; 2 – скрепляющая доска; 3 – проволочная увязка; 4- лесная скоба


      • при разделении штабеля на две части по высоте – между частями;

      • при разделении штабеля на три и более частей – между второй и третьей (снизу) частями.


      а – четырехзвенная стяжка; б – шестизвенная стяжка

      Большое ушко стяжки надевают на стойку и фиксируют его от смещения вдоль стойки двумя гвоздями длиной от 70 до 80 мм включительно, малое ушко крепят к противоположной стойке стяжкой из проволоки диаметром не менее 5 мм в четыре нити. Проволочную стяжку скручивают ломиком усилием одной руки (25 кгс) на плече 500 мм.


      Допускается для скрепления противоположных стоек взамен четырехзвенных стяжек применять стяжки из проволоки диаметром 6 мм (рисунок 3).

      Рисунок 3 – Скрепление стоек

      а – из двух нитей проволоки; б – из четырех нитей проволоки.

      В этом случае число нитей проволоки в скреплении определяется по таблице 1.

      1.1. Настоящие Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (далее - "ТУ") устанавливают порядок и условия размещения и крепления грузов в универсальных четырехосных вагонах (полувагоны, платформы) и в контейнерах при железнодорожных перевозках по территории Российской Федерации по железнодорожным путям, имеющим ширину колеи 1520 мм со скоростью движения до 100 км/ч включительно.

      1.2. Размещение и крепление грузов, не предусмотренные настоящими ТУ, должны выполняться в соответствии со способами, установленными местными техническими условиями размещения и крепления грузов (далее - МТУ), согласно положениям, предусмотренным в пунктах 7.1, 7.2 настоящей главы.

      Размещение и крепление грузов способами, не разработанными ТУ и МТУ, должны выполняться в соответствии со способами, установленными непредусмотренными техническими условиями (далее - НТУ) согласно положениям пункта 7.3 настоящей главы.

      1.3. При наличии в настоящих ТУ особых требований в отношении отдельных грузов либо их типоразмеров, отличных от общих требований настоящей главы, необходимо руководствоваться положениями соответствующих глав настоящих ТУ.

      1.4. Разработка и экспериментальная проверка способов размещения и крепления опасных грузов должны выполняться с учетом требований разделов 7 и 12 настоящей главы. При этом экспериментальная проверка способов размещения и крепления опасных грузов должна проводиться на макетах или натурных образцах с безопасными (инертными) заменителями при условии соответствия (равенства) их массы и габаритных размеров.

      1.5. Размещение и крепление грузов, которые по своей массе или габаритным размерам не соответствуют требованиям настоящей главы, следует осуществлять в соответствии с Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (далее - инструкция).

      1.6. Размещение и крепление новых кранов на железнодорожном ходу, перевозимых от заводов изготовителей, а также кранов такого типа, не бывших в употреблении, осуществляется в соответствии с инструкцией о порядке подготовки кранов в составе поездов, утвержденной производителем таких кранов по согласованию с МПС России.

      Размещение и крепление съемного навесного оборудования бывших в употреблении кранов такого типа, а также закрепление поворотных выдвигающихся частей кранов, предъявляемых к перевозке без съемного навесного оборудования, осуществляется в соответствии с НТУ, утвержденными в установленном разделом 7 настоящей главы порядке.

      1.7. Размещение и крепление грузов, поступающих от железнодорожной администраций других государств, должно соответствовать действующим на железнодорожном транспорте в Российской Федерации требованиям, если иное не установлено международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация.

      2.1. Размещение на открытом железнодорожном подвижном составе грузов в зависимости от их размеров и крепления должно осуществляться в пределах габаритов погрузки. Виды габаритов погрузки и регионы их применения приведены в таблице 1.

      Примечание. Зональный габарит погрузки не применяется при перевозке грузов назначением на железные дороги Азербайджана, Грузии, Армении, Украины (Львовская железная дорога).

      Очертания габаритов погрузки приведены на рисунках 1-4. Значения расстояния В от точек очертания габаритов до вертикальной плоскости, проходящей через ось железнодорожного пути, в зависимости от высоты Н точки от уровня головки рельса (УГР) приведены в таблицах 2-4. Технические характеристики полувагонов и платформ приведены в приложении N 1 к настоящей главе.


      954 × 1225 пикс.   Открыть в новом окне

      956 × 1228 пикс.   Открыть в новом окне

      972 × 1253 пикс.   Открыть в новом окне

      1034 × 1290 пикс.   Открыть в новом окне

      2.2. В перевозочных документах на груз, погруженный в пределах льготного или зонального габаритов погрузки, должны быть сделаны отметки соответственно "Льготный габарит" или "Зональный габарит":

      - в оригинале транспортной железнодорожной накладной (далее по тексту - накладная) в графе "Место для особых отметок и штемпелей" - грузоотправителем;

      - в вагонном листе в графе "Место для отметок" - уполномоченным перевозчиком лицом (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры,

      2.3. Груз, погруженный на одиночный универсальный вагон либо на сцеп из двух универсальных вагонов, является габаритным, если он ни одной своей частью, включая упаковку и крепление, не выходит за пределы основного габарита погрузки, и расстояние от поперечной плоскости симметрии вагона (либо сцепа) до конца груза (с одной либо с обеих сторон), включая упаковку и крепление, не превышает значений, указанных в таблице 5. Проверка габаритности груза должна производиться при условии нахождения вагона на прямом горизонтальном участке пути и совмещения продольной вертикальной плоскости симметрии вагона с осью железнодорожного пути. Для грузов, длина либо размещение которых не соответствует ограничениям таблицы 5, допускаемая ширина по условию вписывания в основной габарит погрузки при прохождении кривых участков пути определяется по методике, приведенной в разделе 11 настоящей главы.

      3.1. Перед погрузкой пол вагона, опорные поверхности груза, подкладок, прокладок, упорных и распорных брусков, а также поверхности груза в местах контакта с обвязками и растяжками должны быть дополнительно очищены отправителем от снега, льда и грязи. В зимнее время грузоотправитель должен посыпать пол вагона и поверхности подкладок в местах опирания груза тонким слоем (1-2 мм) чистого сухого песка.

      3.2. Разгрузочные люки полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры. Если размещение груза производится в пределах погрузочной длины и ширины кузова, торцовые борта платформ, торцовые двери полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры, клиновые запоры бортов платформ осажены вниз до упора за исключением случаев, когда технология погрузки предполагает использование открытых бортов, дверей.

      3.3. Перед погрузкой грузов, длина которых превышает длину пола платформы, полувагона, торцовые борта платформы должны быть откинуты на кронштейны, а двери полувагона - открыты и закреплены.

      3.4. С целью исключения опирания груза на откинутые торцовые борта платформы груз должен быть размещен на подкладках.

      3.5. Перед погрузкой грузов, ширина которых превышает ширину пола платформы, все секции боковых продольных платформы или некоторые из них должны быть грузоотправителем открыты и закреплены за кольца, имеющиеся на продольных балках рамы платформы. В случае отсутствия колец противоположные секции бортов должны быть грузоотправителем скреплены увязкой из проволоки диаметром не менее 4 мм в две нити, которая пропускается под боковыми и хребтовыми балками. В случаях, когда опущенные борта закрывают трафаретный номер платформы, он должен быть нанесен несмываемой белой краской на левых крайних секциях опущенных продольных бортов. Секции продольных бортов платформ сцепа также должны быть открыты, если они препятствуют естественному поперечному смещению груза при движении вагонов в криволинейных участках пути.

      3.6. Для погрузки длинномерного груза формируется сцеп из двух и более вагонов в соответствии с требованиями раздела 11 настоящей главы.

      3.7. Для предотвращения разъединения вагонов сцепа при маневровых работах, в пути следования рукоятки расцепных рычагов должны быть закреплены к кронштейнам проволокой, а на боковых бортах вагонов с обеих сторон должна быть нанесена несмываемой краской надпись "Сцеп не разъединять".

      3.8. Подготовка контейнеров к погрузке осуществляется в соответствии с требованиями главы 12 настоящих ТУ.

      Для крепления грузов в вагонах применяются растяжки, обвязки, стяжки (в том числе многозвенные), увязки, деревянные стойки, бруски и щиты, упорные башмаки, "шпоры", каркасы, кассеты, пирамиды, ложементы, турникетные устройства. Средства крепления могут быть одноразового и многоразового использования (многооборотные).

      Общие технические требования к многооборотным средствам крепления и порядку их эксплуатации приведены в приложении 2 к настоящей главе. Качество и надежность многооборотных средств крепления обеспечивается стороной, осуществляющей отправку груза (грузоотправителем). При оформлении перевозочных документов железнодорожная станция может запросить у грузоотправителя акт периодического освидетельствования многооборотного крепежного устройства, подтверждающий его пригодность к использованию.

      При установке элементов крепления и крепежных устройств используются стандартные крепежные изделия, например, болты, шпильки, гвозди, строительные скобы.


      Правильная перевозка пиломатериалов

      Лесоматериалы делятся на 3 большие группы. В первую группу входит так называемый кругляк — круглый лес, вторая группа представлена пиломатериалами, в третью включены изделия из древесины. В статье рассматриваются тонкости и нюансы, которые нужно учитывать при грузоперевозке пиломатериалов.


      Правильная перевозка пиломатериалов

      Подготовленный к отправке пиломатериал загружается на платформу прямоугольной формы при помощи ленточных текстильных строп.


      Ленточные текстильные стропы

      Крепление следует начинать с организации поперечных прокладок, оптимальное количество таких прокладок — около трех, именно они придадут необходимую прочность конструкции.

      После начинается укладка пиломатериала так, чтобы прилегание каждой его части к другой, а также к ограждению было максимально плотным. Далее, сверху и посередине расположенных друг возле друга штабелей помещаются новые прокладки. В случае появления зазоров между пиломатериалами, которые могут возникать вследствие неполного охвата всей поверхности вагонной платформы, их заполняют равными досками определенной толщины, соответствующей ГОСТам.


      Перевозка пиломатериалов железнодорожным транспортом

      Ограждение перевозимого пиломатериала организуется следующим образом: количество стоек зависит от длины используемого штабеля. К примеру, для ограждения штабеля длиной до 5 метров необходимо 2 пары стоек. Кроме этого, в обязательном порядке нужно предусмотреть и высоту стоек.

      Минимальное расстояние от штабеля до верхней точки стоек должна составлять 200 миллиметров. При этом в обязательном порядке нужно учитывать, что на верхний слой штабеля отгружаемого пиломатериала укладываются прокладки. Длину этих прокладок необходимо предусмотреть рассчитать образом – она должна быть больше длины перевозимого груза от 0,75 до 1 метра с каждого края прокладок.

      Следующим шагом устройства крепления пиломатериала является организация проволочных обвязок. Для этого выбираются самые длинные прокладки, на которых примерно в 5 см от торцов производится пометка. После чего обвязка закрепляется за две противоположные стоечные скобы. В месте сужения платформы пиломатериалы укладываются максимально плотно плашмя. Зачастую сверху пиломатериал закрепляют крепежными ремнями для грузов.


      Крепежный ремень для груза

      Для повышения жесткости сооружения, что увеличит сохранность пиломатериала и надежность перевозки, производятся дополнительные мероприятия. А именно штабели дополнительно делятся пополам и снабжаются дополнительными прокладками в количестве не мене трех штук.

      Порядок размещения и крепления пиломатериалов изложен в Технических условиях. Они предусматривают необходимые действия при различных габаритах пиломатериалов и условиях грузоперевозки.


      Как ранее было известно, все лесоматериалы разбиваются на три большие группы: круглый лес, пиломатериалы и изделия из древесины. Ранее мы рассмотрели особенности скрепления круглого леса, в этой статье обратим внимание на тонкости подготовки к грузоперевозке и креплению пиломатериалов.

      При погрузке пиломатериалы располагают таким образом, чтобы каждая часть максимально прилегала к другой, а также к ограждению. Для прочности грузоперевозки под все используемые штабеля пиломатериалов обязательно предусмотреть несколько поперечных прокладок, лучше всего три. Сверху подкладок посередине расположенных рядом штабеля располагают прокладки. Если при транспортировке пиломатериалы не полностью охватывают всю поверхность вагонной платформы, то зазоры укомплектовывают досками. Доски необходимо выбирать таким образом, чтобы толщина используемых досок соответствовала ГОСТам и была равной.

      ЖД грузоперевозки: размещение и крепление пиломатериалов

      В зависимости от величины используемых штабеля выбирают различное число стоек. Например, если используют штабель длиной до 5 м, то для ограждения применяют только 2 пары стоек. Таким образом, для правильного выбора количества необходимых стоек, обязательно нужно знать длину штабеля. Загрузка пиломатериалов осуществляется на прямоугольную платформу. Необходимо учитывать, что длина от штабеля до верхушек стоек не может быть меньше 200 мм. Также, обязательно нужно предусмотреть возможность размещения на верхний слой штабеля перевозимого груза три более длинные прокладки. Концы этих прокладок обязательно должны превосходить перевозимый груз в пределах от 0,75 м до 1 м. Для грузоперевозки пиломатериалов нужны проволочные обвязки. Для них по окончаниям самых длинных прокладок где-то 5 см от торцов устанавливают небольшую пометку, размер которой не превосходит 5 см. В том месте, где платформа сужается, при загрузке перевозимый груз (в данном случае пиломатериалы) укомплектовывают плашмя максимально плотно.

      Для того чтобы обеспечить еще большую сохранность и надежность при грузоперевозке, каждый штабель делят в средней части пополам с использованием трех прокладок определенного размера сечения.

      Все действия, которые необходимо произвести указанны в Технических условиях. В них наиболее полно описан верный порядок расположения и скрепления пиломатериалов.

      Читайте также: