Разложение родового строя кратко

Обновлено: 03.07.2024

Попробую объяснить просто. При патриархально-родовом строе нет деления на бедных и богатых, люди занимаются исключительно собирательством и охотой, власть вождя совсем не такая. как власть князя. короля. президента.. . Люди пользуются благами природы, это называется присваивающее хозяйство. А потом происходит неолитическая революция (порядка 9 тысяч лет назад) , люди начинают заниматься земледелием и скотоводством. То есть хозяйство становится ПРОИЗВОДЯЩИМ. Люди уже не ждут милостей от природы - мамонта там убить, зайца подстрелить, ягоды найти.. . Они сами начинают производить продукты. А вот тут появляются бедные и богатые (это по-научному называется социальная дифференциация) . ну, у одного урожай не удался. а у другого вырос отличный! Вот оно и неравенство! так появляются КЛАССЫ - разные группы людей. А чтобы не было никаких разборок между теми и теми, чтобы каждый знал свое место в обществе, появляется аппарат управления - правители, вельможи, чиновники, и аппарат принуждения - армия, потом полиция. ну и. конечно. суды.. . Надеюсь, все понятно?

В процессе своего развития люди для полного обеспечения собственных нужд плавно переходят от охоты на животных и собирательства растений к истинному труду, который направлен на изменение природы и изготовление орудий труда, приготовление пищи и пр. Главным толчком к созданию и разделению труда является переход к экономике производящей. Так постепенно скотоводство отделяется от земледелия, ремесленники обособляются от торговцев (купцов).

Все эти масштабные изменения в жизни общества имели разнообразные значительные результаты. Самым глобальным изменением являлась возросшая роль труда мужчин в сравнении с женским. Это же повлекло за собой изменение в родовых отношениях – вместо существующего матриархального строя возник патриархальный, родство начали вести по отцовской линии. Помимо этого, родовые общины начинают разделяться на отдельные земледельческие, ремесленнические, а также скотоводческие патриархальные семьи, которые имели интересы, сильно отличавшиеся от общеродовых. Именно с этого начинается полное разложение родового строя. Вместе с разделением труда также происходит усовершенствование орудий труда, на место каменных приходят железные, что приводит к многократному повышению производительности труда.

Первый случай разделения труда наблюдался в скотоводстве. Так первые пастушьи племена начинали с одомашнивания диких животных, а затем уже перешли к полноценному разведению скота. Большим изменением было не только использование домашнего скота в качестве пропитания, но и получение сырья, производимого животными (помимо шкур и шерсти получали молоко). Использование домашних животных также позволило открыть новые виды производства такие как, ткачество и изготовление изделий из кожи и меха. Существенным плюсом приручения диких животных также стало использование их в земледелии во время вспашки земель.

Так люди стали производить продукты в избытке. Это дало возможность привлекать в качестве дополнительной рабочей силы военнопленных, которых раньше убивали.

Вторым важным этапом в разделении труда стало разграничивание ремесла от земледелия. Помимо совершенствования орудий труда, ремесленники смогли улучшить оружие. Вместе с этим рабов стали отправлять в мастерские, на поля и добычу в рудники.
Из-за развития ремесла и торговли увеличилась подвижность населения, люди стали менять места жительства. Таким образом стали возникать крупные города. В них теперь проживают не только представители одного рода, а чужестранцы, и представители разных родов. Таким образом появляется новая организация общества-государство.

Но помимо материальной стороны производства, в обществе менялись способы воспроизведения самого человека. Так беспорядочные половые связи прекращают существовать и запрещается инцест. Это благоприятно влияет не только на выживаемость человеческого рода, но и на его культуру поведения. С этого момента начинается процесс зарождения крепкой моногамной семьи. Так глава семьи – мужчина, который владеет всеми богатствами и домашним хозяйством, заинтересован в передаче этого всего своим детям. Отсюда появляется обособленная частная собственность и возникают богатые купеческие и аристократичные семьи, что продолжает разрушать родовые традиции.

На данный момент считается, что между негосударственной формой власти и государством существовал переходный период военной демократии. Так военная верхушка собирает вокруг себя дружину и проводит грабительские войны, которые позволяют быстро обогатиться. На должность военачальника выбираются представители аристократических семей. Позже это избрание перерастает в формальность и должность передается по наследству. Эта наследственная связь является королевской или же государственной.
Одним из вариантов возникающей новой власти считается отождествление вождей с божествами. Вожди являются в некотором роде проводниками в связях со сверхъестественным миром, так как помимо управленческих функций, они играли роль жрецов. Люди считали, что от этого также зависит и их благополучие. Подати и дань, установленные традициями, со временем трансформируются в налоги.

Процесс возникновения государства и разложения родового строя носит схематичный характер, так как в ряде регионов и стран есть свои особенности, так или иначе влияющие на него.

Процессы развития родового строя, которые, в конечном счете, привели к возникновению государства, многообразны и протекали параллельно, но взаимосвязано влияли друг на друга.

Но все они, так или иначе, были связаны с трудом, с производством.

Здесь можно выделить несколько линий:

Во-первых, это производство материальных благ.

Во-вторых, производство самого человека.

В-третьих, связанное с произ­водством и в целом с жизнью общества усложнение общест­венных управленческих функций.

В-четвертых, развитие нор­мативной, регулятивной системы общества, своеобразной идеологии (табу, мифы, ритуалы), которые обслуживали и ос­вящали все стороны жизни общества.

В сфере производства материальных благ следует отметить совершенствование орудий, что вело к повышению произ­водительности труда. Этому способствовали специализация и разделение труда. В первобытном обществе сначала су­ществовало лишь естественное разделение труда между муж­чиной и женщиной.

Первым крупным общественным разделением труда было выделение пастушеских племен. Начав с приручения диких животных, племена перешли к разведению скота и уходу за ним. Производимый продукт не только исполь­зовался для потребления, но и давал сырье для производства (шкуры, шерсть). Это делало возможным регулярный обмен и возникновение новых видов производства (ткачества, изго­товления кожаных, меховых изделий). Земледелию это дало тягловую силу, возможность перехода к пашенной обработке земли.

Более совершенное производство, накопленный опыт по­зволяли заниматься производством и небольшой обособлен­ной от рода группе — семье. Это вело и к обособленному вла­дению имуществом, а потом и к обособленной частной соб­ственности. Обособленный труд, обособленная собствен­ность создают предпосылки к имущественному неравенству, появлению частных интересов семьи, семейной общины, от­личных от интересов общества.

С развитием производства труд человека стал давать боль­ше, чем это было необходимо для поддержания его жизни. Появляется, следовательно, некий избыточный продукт. Это дает возможность привлекать дополнительную рабочую силу и присваивать прибавочный продукт. Такую рабочую силу давала война

Вторым крупным общественным разделением труда было отделение ремесла от земледелия, что вело не только к совершенствованию орудий труда и производства, но и к совер­шенствованию оружия и повысило ценность человеческой рабочей силы, и теперь рабов гонят десятками в мастерские, на рудники и на поля.

Третье крупное общественное разделение труда, связан­ное с обменом, появлением металлических денег, выразилось в выделении купечества. Появилась новая возможность концентрации имущества в руках немногочисленного класса.

Развитие ремесла, торговли ведет к подвижности населе­ния, к перемене места жительства, к возникновению городов. Теперь уже на одной территории проживают члены разных родов, чужестранцы, рабы. Члены родов оказались разрознен­ными, не могли собираться для решения своих дел. Место родовой организации власти неизбежно должна была занять новая организация — государство.

Процессы развития родового строя, которые, в конечном счете, привели к возникновению государства, многообразны и протекали параллельно, но взаимосвязано влияли друг на друга.

Но все они, так или иначе, были связаны с трудом, с производством.

Здесь можно выделить несколько линий:

Во-первых, это производство материальных благ.

Во-вторых, производство самого человека.

В-третьих, связанное с произ­водством и в целом с жизнью общества усложнение общест­венных управленческих функций.

В-четвертых, развитие нор­мативной, регулятивной системы общества, своеобразной идеологии (табу, мифы, ритуалы), которые обслуживали и ос­вящали все стороны жизни общества.

В сфере производства материальных благ следует отметить совершенствование орудий, что вело к повышению произ­водительности труда. Этому способствовали специализация и разделение труда. В первобытном обществе сначала су­ществовало лишь естественное разделение труда между муж­чиной и женщиной.

Первым крупным общественным разделением труда было выделение пастушеских племен. Начав с приручения диких животных, племена перешли к разведению скота и уходу за ним. Производимый продукт не только исполь­зовался для потребления, но и давал сырье для производства (шкуры, шерсть). Это делало возможным регулярный обмен и возникновение новых видов производства (ткачества, изго­товления кожаных, меховых изделий). Земледелию это дало тягловую силу, возможность перехода к пашенной обработке земли.




Более совершенное производство, накопленный опыт по­зволяли заниматься производством и небольшой обособлен­ной от рода группе — семье. Это вело и к обособленному вла­дению имуществом, а потом и к обособленной частной соб­ственности. Обособленный труд, обособленная собствен­ность создают предпосылки к имущественному неравенству, появлению частных интересов семьи, семейной общины, от­личных от интересов общества.

С развитием производства труд человека стал давать боль­ше, чем это было необходимо для поддержания его жизни. Появляется, следовательно, некий избыточный продукт. Это дает возможность привлекать дополнительную рабочую силу и присваивать прибавочный продукт. Такую рабочую силу давала война

Вторым крупным общественным разделением труда было отделение ремесла от земледелия, что вело не только к совершенствованию орудий труда и производства, но и к совер­шенствованию оружия и повысило ценность человеческой рабочей силы, и теперь рабов гонят десятками в мастерские, на рудники и на поля.

Третье крупное общественное разделение труда, связан­ное с обменом, появлением металлических денег, выразилось в выделении купечества. Появилась новая возможность концентрации имущества в руках немногочисленного класса.

Развитие ремесла, торговли ведет к подвижности населе­ния, к перемене места жительства, к возникновению городов. Теперь уже на одной территории проживают члены разных родов, чужестранцы, рабы. Члены родов оказались разрознен­ными, не могли собираться для решения своих дел. Место родовой организации власти неизбежно должна была занять новая организация — государство.

Тот первобытный родовой строй, который существовал на заре человеческой цивилизации, устарел. Развитие земледелия и животноводства, использование железных орудий труда и оружия привели к тому, что мужчина стал играть главную роль в обществе. Изжил свой век матриархат, установился отцовский род – патриархат (древнегреческое “патер” – отец).


По мере совершенствования металлических орудий производительность труда стала намного выше. Постепенно люди стали получать продуктов больше, чем было необходимо для потребления. Появились излишки этих продуктов и других жизненно важных вещей, которые стали постепенно присваивать себе старейшины племен. Иными словами, возникли первые признаки социального неравенства. Подходил к концу “первобытный коммунизм”.

Ранний железный век, охвативший I тысячелетие до н. э., на территории современного Татарстана и в прилегающих районах представлен несколькими большими и широко известными археологическими культурами. В VIII–III веках до н. э. на значительной территории Среднего Поволжья и Прикамья обитали племена ананьинской культуры (названа от с. Ананьино Елабужского района, возле которого еще в прошлом веке исследован богатый памятник этой культуры). Период ананьинской культуры – это время установления внешних связей Среднего Поволжья со многими отдаленными племенами и народами вплоть до античного мира.

Одним из доказательств связей нашего региона с южным греко-скифским миром этого периода является весьма ценная, уникальная для Среднего Поволжья находка бронзовых зеркал VI века до н. э., т. е. 2500-летней давности, обнаруженная в последние годы в бассейне Казанки, возле остатков Старой Казани. В сущности, это два зеркала, одно из которых, наиболее ценное, имеет ручку, сделанную в т. н. “зверином стиле” в виде головы барана. Вполне возможно, что эти зеркала по какой-то

Скифское бронзовое зеркало с бассейна Казанки

Ананьинскую культуру сменила пьяноборская (II век до н. э.–III век н. э.), названная по могильнику у села Пьяный Бор, ныне Красный Бор, на Каме.

Принято считать, что и ананьинцы, и пьяноборцы–это далекие предки некоторых современных финно-угорских народов, например, удмуртов и коми-пермяков.

Последним большим союзом племен периода разложения первобытнообщинного строя на территории Татарстана явился союз, представленный т. н. именьковской культурой (название от села Именьково Лаишевского района, возле которого находится большое городище этих племен). Время существования этой культуры определяетсяIV–VIII веками н. э. Это–время сложных этнических перемен в Восточной Европе, вызванных началом включения в состав населения древнего Татарстана новых племен: тюркоязычных, пришедших с юго-востока в результате Великого переселения народов, о чем мы еще расскажем ниже.

Рост хозяйственной самостоятельности отдельных богатых семейств, возникновение частной собственности, для охраны которой требовались постоянно существующие военные отряды, что в свою очередь обусловило захват чужих земель отдельными людьми, в конечном счете и привели к распаду родовых отношений, разложению первобытнообщинного строя и формированию классового общества.

Таким образом, даже краткое ознакомление с древнейшей и Древней историей нашего края показывает, что эта история уходит в глубь тысячелетий. Расположенная в очень удобном географическом районе–на стыке Волги и Камы, двух крупнейших рек Восточной Европы,–древняя земля Татарстана издавна привлекала людей. Появившись здесь около 100 тысяч лет тому назад, люди прошли почти все стадии развития первобытной жизни, все исторические периоды первобытнообщинного строя: каменный, бронзовый и раннежелезный. Шагнув в историю человечества с грубыми, примитивными каменными рубилами в руках и еле укрытые шкурами диких зверей, в постоянной борьбе за существование люди шли вперед, совершенствуя орудия труда и оружие, меняя характер и облик жизни. Каменный топор сменился бронзовым, а тот в свою очередь– железным. Древний охотник стал землепашцем, неандерталец превратился в разумного человека. Но для этого нужны были тысячелетия, многие тысячелетия.

А теперь, дорогие друзья, выйдем за пределы древнего Татарстана и обратимся к раннесредневековой и средневековой истории татарского народа–истории не менее интересной, а может быть, и еще более увлекательной, богатой крупнейшими событиями и выдающимися историческими личностями. Самый первый экскурс мы сделаем с вами в далекое прошлое тюркских племен, с которыми непосредственно связана политическая, этническая история и история культуры татар.

Вопросы и задания

1. Чем отличались от современных древние климатические условия в Поволжье и Приуралье?

2. Когда подвились первые люди на территории Среднего Поволжья и Приуралья?

3. Какие древние племена и археологические культуры нашего края вам известны?

4. Как жили древние люди, чем занимались? Перескажите вкратце эпизод об охоте на тигра (эпизод описан в отсутствующем § 4).

5. Какими орудиями труда и оружием пользовались первобытные люди? Что вы можете сказать о достоинствах металлических орудий в отличии от каменных?

6. Сравните первобытнообщинный строй Поволжско-Приуральского региона с таковыми на других территориях (в Западной Европе и других местах) по учебникам истории древнего мира и отечественной истории (бывшей Истории СССР).

Второе большое разделение труда содействовало развитию процессов, наметившихся уже в предыдущий период. Рабство, только возникавшее и еще случайное на предыдущем этапе, становится теперь значительной частью общественной системы. Замена мотыжного земледелия плужным, превращение металлургии и гончарства в деятельность профессиональных ремесленников-мужчин — все это приводило к окончательному и повсеместному вытеснению женщины из производства и ограничению ее сферы домашним хозяйством. Поскольку домашнее хозяйство еще на предшествующей ступени стало одной из областей применения рабского труда, оно превращается из почетной деятельности в рабскую, что является экономической предпосылкой низведения женщины на положение, близкое к рабскому. Бразды правления в доме захватил муж, а женщина стала слугой, рабой его похоти, просто орудием деторождения.

Развитие производства приводит далее к образованию неравенства в племени, которое первоначально носит характер групповой: иначе говоря, в племени возникают группы, обладающие различными правами, или касты. Образование каст является оформлением общественного разделения труда: примитивная форма разделения труда порождает кастовый строй. Действительно, второе крупное разделение труда в обществе имеет своим результатом превращение ремесленников, и прежде всего кузнецов, в особую касту, которая в одних случаях пользуется почетом, в других — пренебрежением. Особую касту могут составить воины. Постепенно может в отдельных случаях развиться сложная система соподчинения каст: одни считаются высшими, другие низшими.

С другой стороны, накопление излишков, ставшее особенно интенсивным после образования сокровищ сперва в форме стад, а затем в денежной форме, порождает имущественную дифференциацию между разными родами, в пределах же родов — между разными патриархальными семьями. В руках отдельных больших семей оказываются лучшие земельные участки, большие табуны скота, значительное число рабов. Другие патриархальные общины беднеют, теряют свой скот, голодают в неурожайные годы. Развитие индивидуального хозяйства и индивидуального богатства порождает даже в недрах большой семьи противоречивые тенденции, приводящие, в конечном итоге, к ее распаду. Глава семьи с одной стороны, стремится присвоить себе всю собственность общины патриархальной, стать единственным распорядителем ее имущества и ее членов; это стремление имеет тенденцию к низведению всех членов большой семьи на рабское положение, к подчинению их, наподобие рабов, воле и суду домохозяина. С другой стороны, индивидуализация процесса производства, усугубляющаяся в результате развития плужного земледелия, которое позволяло отдельному индивиду успешно трудиться на своем клочке земли, способствовала развитию личной собственности и унаследования. Это взрывало большую семью изнутри, содействовало ее распаду. В недрах большой семьи вызревают малые семьи, имеющие свою личную собственность, ведущие самостоятельное хозяйство, имеющие отдельное помещение, отдельно питающиеся.

Разделы больших семей периодически должны были совершаться и ранее: разросшаяся патриархальная община отделяла от себя дочернюю семейную общину, которая разрасталась и со временем, в свою очередь, дробилась. Но по мере укрепления частного хозяйства разделы и дробление больших семей становятся еще более частыми и приводят к систематическому выделению из патриархальной общины отдельных малых семей. В конечном итоге этот процесс приводит к разложению большой семейной общины на семьи малые, владеющие личной собственностью. Причем окончательно оформляется новая форма семьи — моногамная (единобрачная), или индивидуальная, семья. Такая семья основана на главенстве мужа, имеющая цель рождения детей, отцовство которых не должно подлежать сомнению. Возникновение такой семейной формы есть результат развития хозяйства частного, наследования и личной собственности.

В моногамной семье господство принадлежит мужчинам. Неполноправие женщины проступает в частности в форме заключения брака, состоящей в покупке невесты у ее отца. Измена жены, поэтому теперь карается суровым наказанием, тогда как муж получает сплошь да рядом право взять вторую и третью жену из числа женщин, захваченных на войне. Единобрачие. таким образом, являлось единобрачием лишь для женщин. Мало того, после смерти мужа женщину иногда убивали, чтобы положить ее труп в могилу супруга рядом с его конем, оружием и любимыми вещами.

Потеря женщиной равноправия не есть результат естественного превосходства мужчины, как это утверждали историки, но является следствием хозяйственного переворота.

Выделившиеся из патриархальной родовой общины семьи, самостоятельно ведущие свое хозяйство, первоначально сохраняют между собой связь. Впоследствии, по мере развития обмена и расселения этих семей среди других родов, связь между ними исчезает. В результате этого исчезает единство рода и территории, составляющее экономическую предпосылку родовой организации.

Читайте также: