Марксизм в китае кратко

Обновлено: 04.07.2024

Идеи марксизма стали проникать в Китай в начале XX в. во многом благодаря переводам японской социалистической литературы. Пропаганда отрывочных положений марксистского социализма носила главным образом просветительский характер и в основном осуществлялась китайскими студентами, возвращавшимися после обучения из стран Европы, Японии, и некоторыми представителями прогрессивной китайской интеллигенции, побывавшими за границей.

Однако до Октябрьской революции с идеями научного социализма, проникавшими в Китай в виде отрывочных сведений, познакомилась лишь незначительная часть китайской прогрессивной интеллигенции. Причем их знания о нем были зачастую поверхностными, фрагментарными, со значительными искажениями. Вместе с тем этот этап, носивший характер первоначального знакомства китайского общества с марксистским учением, в определенной степени способствовал созданию условий для широкого распространения марксизма в последующие годы.

Китайская марксистская философия это философия диалектический материализм это было введено в Китай в начале 1900-х годов и продолжается в китайских академических кругах по сей день.

Содержание

Разработка концепции

Мао Цзедун критиковал диалектический материализм Сталин и особенно никогда не цитировал его Диалектический и исторический материализм который считался основополагающим текстом философской ортодоксии в КомИнтерне. Мао критиковал Сталина за исключение отрицания отрицания из законов диалектики и за непризнание того, что противоположности взаимосвязаны. [4]

В конце 1930-х годов велась серия дебатов о том, в какой степени Диалектическая логика был дополнением или заменой Формальная логика. Главный спор, который продолжался до 1960-х годов, заключался в том, является ли диалектическое противоречие тем же самым, что и логическое противоречие. [5]

В 1974 г. во время Критикуйте Линь, критикуйте Конфуция об относительных достоинствах конфуцианской и легалистской школ велись серьезные историографические дебаты. Законничество интерпретировалось как прогрессивная феодальная идеология восходящего Цинь против разлагающейся идеологии рабовладельца Конфуция. [9]

В эпоху после Мао велись серьезные дебаты о роли противоречий и отчуждения в социалистическом обществе. Дэн Сяопин лично выступил против марксистской гуманистической тенденции, настаивая на том, что отчуждение основано исключительно на частной собственности и не имеет места в социалистическом Китае.

В своем выступлении 1983 года о насущных задачах партии на организационном и идеологическом фронтах Дэн сказал:

Несмотря на осуждение Дэна, лихорадка высокой культуры продолжала расти в Китае, благодаря работе Фредрик Джеймсон особенно популярны. [11]

Марксистская философия в современном Китае

В современном Китае марксизм видоизменяется как политическая идеология. Коммунистическая партия Китая управлять партией и нацией. Важные концепции марксизма, такие как правящий класс и правящие идеи, материальный труд и умственный труд, надстройка и экономическая база, а также идеологические государственные аппараты, используются высшие лидеры из Китайская Народная Республика создать руководящие социально-политические теории, составляющие китайскую марксистскую философию. Две из наиболее важных теорий, созданных лидерами Китая: Три Представления придумал бывший лидер Китая, Цзян Цзэминь; и Китайская мечта придуманный Си Цзиньпин, электрический ток Генеральный секретарь Коммунистической партии Китая.

Как марксизм применялся к теории трех представлений

Как марксизм был применен к китайской мечте

Ванг Гуокс – профессор колледжа марксизма харбинского инженерного университета

С момента рождения коммунистической партии Китая в стране произошли великие изменения. Революционная партия в прошлом и управляющая партия сегодня, КПК сыграла важнейшую роль в улучшении всей страны: начиная с обеспечения политической независимости от западных держав и экономического процветания, дающих возможность народу Китая жить обеспеченную жизнь, продолжая высокотехнологичной военной модернизацией для защиты своей территории. Сегодня никто не станет отрицать, что Китай выступил влиятельной державой, и этим он во многом обязан ведущей роли КПК.

Почему КПК стала такой успешной в Китае? Существует несколько причин, среди которых ключевым фактором является марксизм. В общем, марксизм имеет три важные функции в Китае: функция знамени, оружия и брэнда. Эти метафоры помогают объяснить, почему марксизм все ещё популярен в Китае, в то время как большая часть людей в бывших социалистических странах отказались от марксизма, как от своего политического убеждения.

Знамя: дорожная карта, как для высших, так и для текущих целей

В Китае очень популярна пословица: в единстве сила. Но что может объединить миллионы китайцев и заставить их жертвовать собой за светлое будущее их нации? После десятилетий сравнений и споров, молодая интеллектуальная элита выбрала марксизм в качестве политической идеологии и сотни тысяч революционных рабочих и крестьян собрались под знаменем марксизма.

В начале XX века в Китае распространялось множество западных политических и философских течений. Первая мировая война доказала, что капитализм не только не справедливый, но и безжалостный, а анархизм не поможет Китаю усилиться и процветать, и он был отброшен как утопия. Китайская интеллектуальная элита пришла к выводу, что Китай должен последовать русскому примеру и построить новое общество, в котором марксизм будет поставлен ядром всей идеологии, рабочий класс будет руководить, а угнетение бедных богатыми уйдёт в прошлое.

Китайская современная история разделена на несколько этапов, и каждый этап имеет особую тему и особую дорожную карту соответственно. В начале 1950-х главными задачами всей нации были защита молодого государства, восстановление серьёзно повреждённой экономики, осуществление индустриализации. С конца 50-х до середины 60-х Китай форсировал сталелитейное производство и развитие народных коммун в попытке (безуспешной) развить экономику в кратчайшие сроки. С середины 60-ых до середины 70-х была запущена Культурная Революция, чтобы не дать Китаю сойти с пути в, так называемых, капиталистических и ревизионистских направлениях. С конца 70-х до настоящего времени Китай утвердил политику реформ и открытости, которая воодушевила людей всей страны энергично работать на протяжении более чем 30 лет.

Безусловно, КПК и китайский народ переживали великие трудности и неудачи, когда дорожные карты составлялись грубо и неверно. Однако мы должны помнить, что все делают ошибки во время работы, особенно работы первооткрывателя. Глупо останавливать работу из-за страха совершения ошибок. Под руководством марксизма, КПК сегодня организовала более 80 миллионов членов, чтобы они исполнили свои мечты и получили развитую страну.

Оружие: обоюдоострый меч, используемый как для борьбы против врагов, так и для хирургических операций среди членов КПК ради здоровья всей партии

Пока Китай трансформировался из древней самодостаточной страны в современное индустриальное общество, разгоралось множество кровопролитных войн, в которых КПК выигрывала. Как меч против империализма, феодализма и бюрократического капитализма (Чан Кайши), марксизм участвовал во всех военных сражениях. В то же время, марксизм также использовался время от времени для критики собственных ошибок, что помогло КПК становиться более мощной и эффективной.

Мао Цзэдун, один из величайших лидеров КПК, спорил в 1930-е, что было бы неправильно принимать политику ликвидации богатого крестьянства, которое расценивалось как буржуазия деревни. Мао был прав в 30-ых, но он изменил своё решение в 50-х, устанавливая миллионы коллективных хозяйств. Производительность коллективных хозяйств показала себя менее эффективно, чем частные семейные, хотя частные семейные хозяйства имели свои собственные недостатки в сельскохозяйственном производстве. Как Мао критиковал левый догматизм в начале 40-х, так и Дэн Сяопин критиковал Мао, положив конец коллективным хозяйствам вскоре после прихода к власти в 1977 г.

Мао и Дэн были величайшими фигурами в современной китайской истории. Они посвятили все свои жизни независимости и процветанию Китая. Они крепко верили в марксизм. Марксизм дал им понятия классовой борьбы, коммунизма, диалектического и исторического материализма и т. д. Они считали, что КПК ошибается только тогда, когда она отходит от принципов марксизма. Они предупреждали, что принятие политических решений должно основываться на фактах, нежели на каких-либо документах или предпочтениях руководителей. Это и есть то, что отстаивает марксистская философия. Поэтому марксизм рассматривается как меч для разрешения споров между членами КПК.

Брэнд: лейбл, отличающий социализм с китайской спецификой от других видов социализма

Действительно ли марксизм в Китае ослабевает и служит лишь брэндом, за которым ничего не стоит? Я убеждён, что одну из функций марксизма в Китае можно назвать брэндом, в смысле типа политической и социальной системы в многообразии современного мира.

В истории КПК были дебаты о том, может ли марксизм быть осуществлён в отдалённых горных районах Китая. Хотя этот вопрос и звучит забавно, он был одной из серьёзнейших проблем, вставших перед КПК. Дебаты возникли в 30-е годы из-за некоторых руководителей, направившихся из Центрального Комитета КПК, расположенного в Шанхае в Советский регион Цзянси (территорию, оккупированную Красной Армией под руководством Мао Цзэдуна и Чжу Дэ). Руководители Центрального Комитета, изучив местные кадры в Советским регионе Цзянси, утверждали, что их политика не соответствует марксизму, и марксизм невозможно осуществить в горных регионах Китая. В порицание этих оторванных от жизни начитанных руководителей-интеллектуалов местные кадры стали утверждать, что всё, что они делали в горных регионах, было в соответствии с марксизмом, а Лисань, наоборот, совершал ошибки в больших городах. Ли Лисань был главным лицом, принимающим решения в Комитете КПК с июля 1930 по сентябрь 1930, и допустившим ошибки, приказав Красной Армии захватывать большие города, такие как Ухань, Чанша, Наньчань др. чтобы добиться побед в одной или нескольких провинциях.

Суммируя особые функции марксизма в Китае я бы упомянул следующее:

Во-первых, марксизм был руководством для КПК с самого начала и сейчас он всё ещё является философским знаменем. Во-вторых, марксизм является теоретическим основанием китайского политического аппарата. В Китае нет прямых выборов президента, премьера и даже делегатов Всекитайского съезда или съезда провинций. Нет многопартийной конкуренции. Но никто не станет отрицать, что китайский политический аппарат работает эффективно. Чтобы опровергнуть все обвинения в отсутствии политической демократии или свободы КПК обращается к марксизму. В конце концов, марксизм является основным принципом, которым руководствуется КПК при введении экономических реформ. Китайская экономика сильно изменилась, однако, она неизменно отказывается от приватизации, что резко отличает её от России и большинства бывших социалистических государств Восточной Европы. Хотя в Китае и существуют миллионы частных компаний, в настоящее время именно сотни огромных государственных предприятий господствуют в китайской экономике.

В какой мере черты культурных стандартов, отмеченные в первую очередь самими японцами, общие для Японии и Китая?

А главное в том, что китайское научное и культурное самосознание не дало ничего подобного японской самокритике.


Таким глубинным фоном в каждой культуре является своеобразная для нее проблематика, постановка вопросов, возникающих вокруг соотношения человека с социальной группой или, что к этому очень близко, человека и власти. Каждая культура имеет свой дискурс или свои дискурсы.

Традиционным для Китая было представление об абсолютности власти.

Отношение к реальным императорам могло быть очень критическое и в исторической памяти, и в реальной придворной практике, но никто не мог подвергнуть сомнению небесный характер де, властной харизмы. Император не получал ее от сакрального источника, а сам был сакральным источником власти – ведь государство было и светской и религиозной организацией, а ван и государем, и духовным владыкой. Власть воспринималась как источник не только наказаний, но и – в первую очередь – доброты и покоя в Поднебесной; когда-то это было буквально: вану принадлежал весь урожай, потом он его распределял, и все получали еду якобы из рук вана. В переносном значении такой патерналистский смысл властных отношений остается всегда в китайской традиции: ведь государственная власть и императорские ритуалы были единственным механизмом, который стягивал народ в целостность. Ни единого рынка, ни информационного обмена в необозримом Китае так никогда и не было.

Выразительные следы властной парадигмы более легко увидеть в другом культурном горизонте – в традиционной концепции ритуала.

В европейском религиеведении до Мирчи Элиаде оставались неизученными типологические связи мистико-экстатической линии с шаманизмом; Элиаде, хорошо знакомый с шаманистской культовой практикой Тибета и сибирских народов, пересмотрел духовную историю Греции и показал шаманистский по происхождению характер волн фриго-фракийского культа Аполлона, потом дионисийских культов, а позже орфизма, которые беспокоили и в то же время постоянно дополняли олимпийские верования и ритуалы. Волны мистико-экстатических культов настигали, словно вулканическая лава, наслаиваясь на давние стабильные верования и обряды, и общество снова и снова нуждалось в свежей духовной пище. Особенностью Китая можно считать постоянный характер сосуществования двух сторон или полюсов культовой практики – формально-морализаторской (конфуцианской) и экстатической (даосской). При этом если в Японии приблизительно в такой же ситуации преимущество имели или буддизм, или синтоистские культы местных богов-ками, то в Китае попытки считать учение Конфуция, Будды и даоса Лао Цзы хотя бы равноценными не получили поддержки: среди китайских Учителей первое место было уверенно отведено Кун Цзы.

Ритуал, который осуществлялся императором и подвластными ему структурами вплоть до каждой отдельной семьи, должен был охватить все конкретные верования до местной демонологии и потому быть нейтральным относительно их.

В этом заключается суть давней даосской формулы о порождении из дао всех числовых ритмов космоса – один, два, три и из них всего другого.

Это установило зависимость Я от иерархии окружения, невозможность самостоятельного принятия решения, проявления свободы воли.

Конфуцианское право и мораль оценивали преступления и вину в зависимости от семейных отношений между действующими лицами. Это переносилось даже на святую для каждого китайца обязанность доносительства; родственники определенных категорий освобождались от обязанностей доносить друг на друга, а в некоторых случаях донос на родственника карался. Донос на прямых родственников в первом или втором поколении карался смертью.[734]

Китайская мудрость построена на аналогиях, ассоциациях, символических (в том числе иероглифических) обозначениях. Очевидно, что этого недостаточно, и дополнением к понятности должна быть полезность, практическая выгода.

У разных народов существуют пищевые запреты – табу, происхождение которых иногда невозможно обнаружить. Не позволяется есть свинину, конину, насекомых, те или другие части животных – и так далее. Китайская этническая кулинарная культура пошла не путем пищевых запретов, а путем, так сказать, искусных кулинарных фальсификаций.

В китайском традиционном обществе чиновническое состояние было моделью человеческой структуры вообще и образцом для наследования, подобно тому, как дворянство в европейских обществах или воины-самураи в японском.

Вспомним вельможу Ли Хунчжана, который покаялся перед императрицей Цы Си в том, что произошло большое наводнение: принцип дальневосточной культуры – не искать виновного, а устранять неприятности.

Не существует персональной ответственности, как и персонального решения, – этот принцип сформировался в Китае, сердце Дальнего Востока. Но если современная японская культура остро чувствует гнетущее давление антигуманной архаики, то, по крайней мере, в официальной культуре коммунистического Китая болезненная реакция на нее не чувствуется.

Протест против древности и консерватизма пошел в другом направлении.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЭПОХА МИН— BELLE EPOQUE ПО-КИТАЙСКИ

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЭПОХА МИН— BELLE EPOQUE ПО-КИТАЙСКИ Тем, кто хоть немного знаком с канонами фэн-шуй, истоками и глубинным смыслом китайских традиций, философии или истории, не раз приходилось удивляться, насколько причудливо и неожиданно соотносятся в них культура, природа и

Китай

Китай

Китай В струящейся воде — Осенняя луна. На южном озере Покой и тишина. И лотос хочет мне Сказать о чем-то грустном, Чтоб грустью и моя Душа была полна. Ли Бо (пер А Гитовича) Китайская культура принадлежит к числу тех, что по своему размаху, объему и влиянию на другие

Научитесь общаться по-китайски

Научитесь общаться по-китайски Китай – это страна общения. Именно общению здесь подчинено все устройство социальной жизни. Общаются постоянно, везде и на первый взгляд говорят ни о чем – это особый путь установления равновесия в обществе, социализации. Представители

Марксизм и вопросы перевода

Китай

6.2. Классический марксизм о природе человека

6.2. Классический марксизм о природе человека В XIX веке сущность человека, как и прежде, оставалась абстрактной, и это требовало смены методологии исследования данной проблемы. Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали, по сути, новую онтологию, в центре которой оказалось учение

Читайте также: