Различия конституции сша и россии кратко

Обновлено: 03.07.2024

Правовой статус личности — это аккумулирующая, собирательная категория, в которой отражены все основные стороны юридической жизни индивида: его потребности, интересы, взаимоотношения с государством, общественно-политическая и трудовая деятельность, социальные притязания.

В науке юридический статус определяется как юридически закрепленное положение личности в обществе, фактический социальный статус. Право закрепляет это положение, определяет его законодательные рамки. Правовой и социальный статусы личности соотносятся как форма и содержание.

Право — это общесоциальный, верховенствующий, охраняемый государством, интегративный регулятор, выражающий социальную и политическую справедливость в системе норм и принципов, определяющих круг правовых отношений и субъектов права, их юридические права и обязанности, гарантии с целью обеспечения социального прогресса.

Концепция прав и свобод человека в США основана на принципе их естественного происхождения и неотчуждаемости (Декларация независимости, 1776 год): все люди рождаются равными, наделены определенными неотъемлемыми правами, а именно, право жизнь, свободу, стремление к счастью.

Федеральная Конституция США содержит статьи (поправки), определяющие правовой статус личности.

В поправках (Билль о правах) отражены следующие принципы:

  • Конгресс не может издавать законы, устанавливающие строго определенную религию, запрещающие свободу вероисповедания, ограничивающие свободу слова и печати, право населения мирно собираться, обращаться с петициями к правительству;
  • свобода ношения оружия как гарантия свободы личности;
  • обвиняемый имеет право на публичное и безотлагательное разбирательство дела судом присяжных того округа или штата, где было совершено преступление;
  • человек может привлекаться к ответственности только по обвинительному заключению большого жюри;
  • никто не должен свидетельствовать против себя;
  • не может нарушаться право на охрану личности, имущества, жилья, документов и бумаг от необоснованных обысков, и арестов.

Готовые работы на аналогичную тему

Конституционные акты США закрепляют: неприкосновенность личности и равноправие граждан; избирательное и другие политические права, свободу слова и печати; право на объединение и др.

Правовой статус личности в России

Правовой статус личности в РФ представляет собой только часть общественного статуса, относится исключительно к качеству гражданина и человека, к связям личности с государством, в целом с обществом. Гражданин — это личность, действующая в политической жизни, обладающая определенными политическими правами и свободами, обязанностями.

Конституционно-правовой статус личности в РФ — это задаваемое нормами национального права юридически оформленное, действительное положение человека в его взаимоотношениях с обществом и государством. Конституционный статус личности является ядром правового статуса личности, которое определяется конституционными нормами.

Конституционно-правовой статус личности закрепляется нормами разных отраслей российского права. Основные права, свободы, обязанности людей обуславливают содержание всех иных юридических прав и обязанностей. Выделяют правовой и фактический статус личности. Фактический статус задается правом и другими регуляторами (религия, мораль), соображениями целесообразности.

В структуру правового статуса личности включены:

  • общая правоспособность;
  • законные интересы;
  • гарантии правового статуса;
  • юридическая ответственность;
  • правовое положение (правосубъектность, гражданство).

Конституция РФ включает в одну главу с правами и свободами личности нормы-гарантии. Содержащиеся в ней положения определяет, как основы правового статуса гражданина и человека.

Конституционные принципы правового статуса личности — это закрепленные в Основном законе основополагающие требования, согласно которым должна формироваться система основополагающих прав и свобод. Среди таких принципов в РФ закреплены принципы:

  • соответствия прав и свобод личности международно-правовым стандартам;
  • непосредственного действия прав и свобод;
  • гарантированности прав и свобод;
  • равноправия;
  • единства прав и обязанностей.

Различия правового статуса личности в США и России

Сравнение конституций США и РФ показывает, что в США большая часть прав, касающихся статуса личности, тесно связаны с политическими правами. В России большая доля приходится на права личного характера, связанные с положением и статусом гражданина. В российском законодательстве обговорено больше прав по способу защиты, в США — больше прав, связанных с действиями граждан.

Основной акцент в российском законодательстве делается на положение человека в стране.

В Конституции США отсутствует норма о равноправии женщин и мужчин. Ни один из основных законодательных актов США (Конституция, Декларация о независимости, Билль о правах) текстуально не закрепляют равные права мужчин и женщин. Данное право закрепляют основные законы только 17 штатов. Конституция РФ закрепляет равные права и свободы мужчин и женщин, равные возможности для их реализации.

Основы правового статуса личности в РФ закреплены в Конституции (гл. 2). В России признаются, а также гарантируются права и свободы человека в соответствии с общепризнанными нормами, положениями и принципами международного права.

В конституции США, Декларации о независимости, в Билле о правах не закреплены такие положения, как: право на свободу передвижений, место жительства и пребывания, проведение референдумов и др. В России эти положения прописаны в соответствующих федеральных конституционных и федеральных законах.

Одним из источников правового статуса личности в Соединенных Штатах являются судебные прецеденты. Верховный Суд Америки, толкуя отдельные положения конституции, фактически создает новые права. Так было принято положение о праве на объединение, свободу ассоциаций и др. В России подобного источника права нет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глава 1. История созданий Конституции РФ и США 4-8стр.

Глава 3. Отношение граждан к Конституции 14-16стр.

Актуальность работы обусловлена изучением Конституции РФ в средней школе, которая является главным нормативно-правовым актом и занимает высшую ступень в иерархии законов. Несомненно, каждый уважающий себя гражданин должен знать все свои права и обязанности, ведь незнание закона не освобождает от ответственности.

Социальная значимость проекта состоит в необходимости повышения правовой культуры современной молодёжи. Материалы могут быть использованы на классных часах, уроках истории и обществознания в школе, родительских собраниях.

Цель работы: сравнить Конституцию РФ и Конституцию США.

Отсюда вытекают конкретные задачи:

Рассмотреть истории возникновения конституций,

Выявить сходства и различия,

Оценить реализацию Конституции РФ,

Выяснить отношение к Конституции РФ современной молодежи.

Источниками для работы послужили Конституции РФ и США.

Глава 1. История создания Конституции США.

В сентябре 1786 года представители пяти штатов (Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Делавэр, Виргиния) собрались в Аннаполисе для того, чтобы обсудить поправки к Статьям Конфедерации, касавшиеся отмены таможенных барьеров между штатами.

Конституция США, одобренная Филадельфийским Конвентом 17 сентября 1787 года и вступившая в силу 4 марта 1789 года - первая Конституция США как единой Федеративной республики, обладающей полной международной правосубъектностью.

История создания Конституции РФ.

Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких - либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима. Так в конце 1991 года перестал существовать СССР, что и привело к потребности принятия нового закона.

Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, что означало принятие конституционной реформы в РСФСР (в дальнейшем – Российской Федерации). Эта реформа предполагала провозглашение суверенитета РСФСР и намерение создать демократическое государство. Помимо этого, Конституция должна была обладать высшей юридической силой (ни один закон не мог ей противоречить), все граждане имели право на равные правовые возможности, а также осуществлялся принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данная Декларация была подписана Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным.

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарем комиссии был назначен российский юрист Румянцев Олег Германович.

Было подготовлено большое количество проектов новой Конституции. Но главными являлись проект Конституционной комиссии и проект Конституционного совещания, созванного по решению президента РФ Б. Н. Ельцина. Проект Конституционного совещания вместил в себя многие положения из проекта Конституционной комиссии.

Над данным проектом работало более 800 человек, но больше всего в нем принимали участие доктор юридических наук Сергей Сергеевич Алексеев, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Александрович Собчак и российский государственный и политический деятель Сергей Михайлович Шахрай.


Конституция США, принятая в 1787 году*, состоит из Преамбулы и 7 статей, а также включает 27 поправок, принятых в разные годы.

К примеру, 15-я поправка, принятая в 1913 году, ввела право Конгресса взимать (федеральные) налоги. 21-я поправка отменила сухой закон на территории США в 1933 году. Последняя 27-я поправка запрещает конгрессменам самим себе устанавливать зарплату (только следующему составу конгрессменов), в отличие от российских гласных. Правду надо сказать - эта, последняя поправка, вошла в силу (ратифицирована) спустя 200 лет после её внесения, два века преодолевая коррупцию.

Российская конституция от 12 декабря 1993 года состоит из 9 глав и 137 статей. Поправок к ней, принятых Федеральным собранием, не наблюдается со дня её утверждения. В 1996-2003 гг. внесены поправки Указами президента, касательно переименований нескольких субъектов федерации. Американский же президент не имеет полномочий менять конституцию никоим образом.

Наша Конституция имеет преамбулу:

Право на гражданство подобало бы определять по территории рождения (Jus soli), а не по общей судьбе, как писано в Конституции России, и ни в коем случае не по праву крови (Jus sanguinis). Для признания гражданских прав русскоязычного населения можно было бы признать территорией рождения территорию бывшей Российской империи и её протекторатов в границах на 1 августа 1914 года по григорианскому календарю. Этим правом могли бы воспользоваться граждане, проживающие ныне на территории бывшего Туркестанского генерал-губернаторства, например.

Право крови, применяемое в России для определения гражданства, да и в других странах – нечто, направленное на разделение людей по племенам и родам, генотипу, цвету кожи и курчавости волос (иными словами апартеид). Не лучше для человека определение гражданства по вероисповеданию, как это было, например, в Российской империи.

Правом почвы (по территории рождения) при определении гражданства пользуются США, Канада, страны Латинской Америки, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Франция, Республика Ирландия, Пакистан, ФРГ, Швейцария. Для приобретения гражданства эти страны используют также процедуру натурализации, предоставление гражданства по гражданству родителей (используется право крови) или по гражданству супруга. Законы о гражданстве парламенты подстраивают под текущую ситуацию для упрощения жизни людей, в целях соблюдения принципов Декларации прав человека или, наоборот, для усложнения процедуры иммиграции.

Может быть, надо считать всех граждан России единой нацией (русы, россы, россияне) разного, естественно, этнического и расового происхождения, ссылку на которое необходимо изъять из официального обращения.

Так нас называют и называли всегда иностранцы, даже во времена СССР, не обращая внимания на наши этнические и расовые различия: Russian (американцы и англичане), Russisch (немцы), Russe (французы), Russo (итальянцы), Ruso (испанцы), Rosia-dzin (японцы) и прочие.

Думается, что россияне, издревле обладая низкой правовой культурой и мня государство (и государя) монстром, будут всё-таки повышать из поколения в поколение правовую культуру путём практического использования своих прав, записанных в конституции, хотя бы в действующей редакции.

Россиянин пока старается избегать всяческих обязательств в письменной форме – договоров подряда, найма, аренды, купли-продажи. Он готов, конечно, воспользоваться своими правами, указанными в договоре, но что касается обязанностей и обязательств по отношению к работодателю, к партнёру или обществу в целом, то тут он готов всячески пренебрегать ими, если за это пренебрежение он не будет неминуемо наказан смертной казнью. Поэтому наш человек всячески избегает брать на себя какие-либо обязательства в письменной форме. Те же предубеждения россиянин питает и к основному закону страны, если не ко многим другим. Тем более что почти никто из нас этих законов не предлагал и не подписывал.

В американской конституции такого верховенства нет и быть не может. Первичность (верховенство) конституции у них незыблема. Сначала меняется конституция, если это необходимо, а потом на основании поправки к ней принимается закон.

Подобное превосходство некоего закона над российской конституцией (закона, неизвестного читателю конституции) было характерно также для прошлых конституций, действовавших на территории России.

За семьдесят пять лет на территории России было принято 8 конституций, к тому же принимались конституции республик в составе СССР. Так что нагородили целый огород конституций: Конституция РСФСР 1918 года, Конституция РСФСР 1925 года, Конституция РСФСР 1937 года, Конституция РСФСР 1978 года, Конституция СССР 1924 года, Конституция СССР 1936 года, Конституция СССР 1977 года, конституции союзных республик по времени принятия соответствующих конституциям СССР. Как известно, количество не всегда превращается в качество, как количество впрыснутой спермы не отражается на IQ зачатого человека.

Одно можно сказать, жителю России современная конституция гарантирует наступление Юрьева дня*** в любой момент, как это было и ранее, начиная со времён оно, а не только с 1918 года, года появления первой русской конституции. Это говорит о вечном верховенстве исполнительной власти (некоего гегемона) в России над законодательной.

По Конституции США ВСЯ законодательная власть передается Конгрессу США, состоящему из Сената и Палаты Представителей. Исполнительная власть осуществляется Президентом США. Его секретари (по-нашему министры) составляют Администрацию Президента, играющую роль нашего Правительства, но на другом качественном уровне. Эти секретари не ездят по стране с ножницами, чтобы разрезать ленточку перед вновь построенной котельной. Премьер министра, разумеется, у них нет. За всё спрашивают с Президента.

Согласно Статье 84 Конституции России президент России:
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации,

то есть может действовать как незабвенный Николай II, самодержец российский.

В США же президент избирается по одному алгоритму, а Конгресс – по другому, вне зависимости от воли и настроения какого-либо лица, а выборы разнесены во времени и в пространстве (электорат может не совпадать).

Президент США не может распустить Конгресс, однако Конгресс может объявить президенту импичмент.

В США Конгресс первичен, а президент – вторичен. В России же наоборот. Российская Федерация, строго говоря, не является ни президентской, ни парламентской республикой, а с 2005 года наша страна утратила основное свойство федерации, поскольку субъекты её потеряли политическую самостоятельность. Видимо по причине мною уже упомянутой – пренебрежение нашего человека к принятым обязательствам и возложенными на него обязанностями.

По свидетельствам очевидцев, во времена правления Никиты Хрущёва, сей премьер-министр (фактически гегемон, самодержец и узурпатор) разъезжал по стране в целях контроля над исполнением его директив по сельскому хозяйству, что вселяло чувство ужаса исполнителям директив, но, однако, доставляло удовольствие людям с чувством юмора.

Хрущёва скинули с трона в 1964 году точно таким же образом, каким он отрешил от должности конкурентов (одного, правда, убил), путём вялотекущего почти бескровного дворцового переворота в период с 1953 по 1958 год.

Администрация президента США не может принимать нормативные акты (противно тому, как наше правительство выпускает постановления, а президент Указы, затыкая дыры в законодательстве), она осуществляет и координирует федеральные программы, а также осуществляет надзор за соблюдением федерального законодательства в порученных областях деятельности.

Законотворчество Администрации президента США ограничивается посланиями к Конгрессу, который может принять к рассмотрению, либо отклонить предложения президента.

Судебная власть передается Верховному Суду и нижестоящим судам, которые может учреждать Конгресс.

Функции нашего Конституционного суда у них выполняет Верховный Суд не только в целях простоты и экономии, но и потому, что никакие законы там (в том числе конституции штатов) не могут противоречить конституции страны по определению.

Изменение конституции только путем поправок определяет правовую систему США, обеспечивающую стабильность государства уже в течение двухсот девятнадцати лет, даже в тех случаях, когда президентом становится идиот.

1. Обеспечение лучшей кооперации между штатами;
2. Гарантию справедливости и мира;
3. Обеспечение защиты против вторжения;
4. Обеспечение процветания населения;
5. Защиту свобод теперь и в будущем.

Если проанализировать правовое положение подданных Российской империи, граждан Российской республики, РСФСР, СССР и современной России, то, пожалуй, выполнение только третьей ЦЕЛИ конституции США (обеспечение защиты против вторжения) вполне обеспечивалось на территории Российской империи, бывшего СССР и обеспечивается в современной России. Ныне обеспечивается, правда, с трудом ввиду отсутствия визового режима с ближайшим зарубежьем.

Но у нас, может быть, есть ещё двести лет (если Земля не столкнётся за это время с крупным астероидом), чтобы обеспечить выполнение остальных трёх целей американской конституции: гарантию справедливости и мира, обеспечение процветания населения и обеспечение защиты свобод теперь и в будущем.

В течение предстоящих двухсот лет должны окончательно отмереть феодальные отношения в России по поводу собственности, а страна обязана похерить неоазиатский способ производства (когда всю экономическую жизнь определяет бюрократия).

Некоторые профессора политологи из МГИМО, рассуждая о демократии, сообщают слушателям, что в США нет демократии. Полагаю, что они хотят сказать, что в США нет демократичности (в отличие от многих европейских стран).

Демократичность и демократия это разные вещи. Демократия означает, что принятые законы и способы их исполнения признаны большинством народа, а не его меньшинством (маргиналами, особенно из иммигрантов). Причём это большинство может настаивать на смертной казни убийц (в некоторых штатах даже путём повешения), на удивительно длительных сроках заключения воров и мошенников, или не допускать никакого ослушания шерифа или городского полицейского и позволять стражам порядка стрелять в шпану после первого предупреждения в имя общественного спокойствия и собственного чувства защищённости. Хотя американский полицейский не кичится своей властью, поскольку находится под надзором прессы и общества, нанявшего его охранять гражданские права всех налогоплательщиков по принципу: я тебе плачу, а ты меня охраняй.

Один мой шапочный знакомый из российских предпринимателей поехал в США с познавательной целью, взял машину в прокат на Восточном побережье и доехал на ней до Лос-Анджелеса. На пути превысил однажды лимит скорости, был остановлен дорожным полицейским какого-то штата, который вручил ему квитанцию на оплату штрафа. Он штраф не уплатил (он жадноват) и покинул страну. Через пару лет он решил повторить путешествие, но в визе ему отказали, причём навечно, насколько я понимаю. В штатах нарушение ПДД является уголовным преступлением. Плохая страна, не демократичная, - сказал он, - жить там невозможно, не поеду больше!

Для вселения оптимизма в читателей остаётся добавить, что любой гражданин России может подать в Конституционный суд РФ обращение в случае нарушения какой-либо нормы конституции нормами вновь созданного подзаконного акта, каким является любое постановление правительства. Заявитель получит либо отказ через 2 месяца, либо его обращение будет принято как справедливое через 6 месяцев.

Фома Заморский © Декабрь 2006

Позитивная публикация. Много можно почерпнуть. Важно бы еще проанализировать отличие механизма связи между законодательной и исполнительной властями в США, Японии и в России.

Пока не будет единого формационного устройства на всей планете, всегда в одной отдельно взятой стране возникнут, рано или поздно, проблемы. Не пора ли во всем мире свергнуть государство, как архаичную атрибутику и сделать, наконец, прозрачными все "границы" на основе международной конституции. Пусть мое пожелание слишком левое, но мечтать. не вредно, как известно.
С уважением,

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Ничем, просто в США законы действуют даже для самого президента и в случае несоблюдения он насильно лишается власти (импичмент). А у нас на законы всем политикам пофиг, особенно правительству с его депутатской неприкосновенностью.

Сравнительный анализ Конституции России и США.

Основные различия конституций, не связанные с содержанием отдельных статей:
1.Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками.
2.Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров.
3.Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в России эта должность упразднена.
4.Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы по Конституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов.
5.Конституция России гарантирует право на местное самоуправление.
6.Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти.
7.Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок. Конституция России допускает принятие Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией, причем порядок их принятия существенно проще.
8.Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такого механизма.
9.В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции США.
Многие основные положения в части государственного устройства и республиканской формы правления очень близки. Однако конституция России выполнена на уровне современной юридической науки и является более тщательно проработанным документом.

ну ну) глава 1 статья ст 4 п 3 - Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории ( но при это власть нарушила неприкосновенность отдав восточные земли китаю даже учитывая аренду в пол века это все равно нарушает конституцию) глава 1 ст 7 п 1 - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (которая так же нарушается, условия многих ухудшается, только некоторые города следуют этой статье) глава 1 ст 8 п 2- В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья была бы неплоха если бы не нарушала ст 4 п 3 и так далее перечислять можно много

Конституция представляет собой основной закон государства, который обладает высшей юридической силой и устанавливает основы политической, правовой и экономической системы страны.

В Соединенных Штатах Америки (далее США) таким документом, возвышающим роль всех законов, можно считать Конституцию США, функционирующую ещё с 1787 года. Сравнительно молодой, в отличие от Конституций других стран, является Конституция Российской Федерации. В ней учитываются самые новые достижения юридической науки и опыт конституционного строительства [1]. В данный период времени Россия строит правовое государство, широко используя зарубежный опыт, в том числе и ориентируясь на США, так как именно опыт США по-прежнему впечатляет и вдохновляет исследователей американской государственности.

Цель данной работы состоит в сравнительном исследовании Конституций России и США, выявлении их основных различий по вопросам организации государственной власти.Это предполагает решение ряда задач:

1. изучить материалы Конституций РФ и США;

2. путем сравнительного анализа найти основные отличия Конституций РФ и США по регламентации полномочий парламента, президента, правительства и судебной власти.

Результаты исследования показали следующие различия двух Конституций: Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [2] и Конституции Соединённых Штатов Америки (принята 17 сентября 1787 года) (с учетом поправок). Так, законодательная власть в Конституциях России и США выглядит следующим образом. В Российской Федерации – Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы. В Конституции США – Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей.

Полномочия Совета Федерации состоят в изменении границ, введении чрезвычайного и военного положения, использовании вооруженных сил за пределами России, назначении судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора. Государственная дума имеет право на назначение председателя Центрального Банка, объявление амнистии. В компетенцию парламента США входят государственные займы, регулирование внешней торговли, эмиссия денег, стандартизация, формирование судебных органов, кроме Верховного Суда, также борьба с нарушениями закона.

Таким образом, отчётливо видно, что порядок формирования законодательной власти в России и США значительно отличается, особенно по срокам. В свою очередь, законодательный процесс в этих странах довольно похож. Также можно отметить, что у парламента Российской Федерации полномочий значительно больше, чем у парламента США.

Что касается следующего аспекта сравнительно-правовой характеристики, то в России это Глава государства, Верховный главнокомандующий. В обязанности входит охрана суверенитета России. Определение основных направлений политики, представление интересов страны в международных отношениях, назначение Председателя. Отставка правительства, формирование Совета Безопасности, Роспуск Думы. В США: Глава государства. Главнокомандующий вооруженными силами. В обязанности входят заключение договоров с иностранными государствами, назначение послов, министров, членов Верховного суда [3]. На основании вышеизложенного видно, что требования к Главам государства очень схожи, однако в США ценз оседлости установлен выше, и отличие в выборах: в России – прямые, в США – косвенные. Полномочия также очень схожи.

В России Президент избирается сроком на 4 года всеобщим прямым тайным голосованием. Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Не более двух сроков подряд. В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом или отставки, обязанности исполняет Председатель Правительства. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. В США Президент и вице-президент так же избираются сроком на четыре года, но уже коллегией выборщиков от каждого штата. Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет. Не более двух сроков [4, 167].

Сравнение судебной власти Конституциях России и США.

В Конституции России говорится о том, что В Конституционном Суде — 19 судей: соответствие законов Конституции, рассматриваются споры о компетенции между государственными органами. Верховный Суд — рассматривает гражданские, уголовные, административные дела, подсудные судам общей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд – экономические спор. По сравнению США Верховный суд, суды штатов. Верховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный суд рассматривает апелляции. Решения выносит жюри присяжных.

Судебная система этих двух стран значительно отличается, как в порядке формировании, так и в юрисдикции.

Изучив материалы Конституций и поправок отчётливо видно, что порядок формирования законодательной власти в Росси и США значительно отличается, особенно по срокам. В свою очередь, законодательный процесс в этих странах довольно похож. Так же можно заметить, что у парламента Российской Федерации полномочий значительно больше, чем у парламента США. Обращаем внимание, что требования к Главам государства очень схожи, однако в США ценз оседлости установлен выше, и отличие в выборах: в России – прямые, в США – косвенные [5, 162]. Полномочия так же очень схожи. В Конституции США отсутствуют обязанности граждан, причем по первоначальной версии некоторые категории населения не имели никаких прав. Права эти граждане получили только после утверждения Билля о правах 1791 году. Избирательное право в РФ является тайным, всеобщим, прямым и альтернативным, а в США выборы многоступенчатые.

Конституция России испытывает существенное влияние Конституции США. Многие основные положения в части государственного устройства и республиканской формы правления очень близки.

Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер, что может привести к различными толкованиям и конфликтам различных ветвей власти. Отсутствует описание полномочий Кабинета министров. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такого механизма, то есть это означает, что любой пункт конституции может быть изменена и права граждан могут быть пересмотрены.

Список литературы:

4. Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. Учебное пособие. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. - 167 c.

5. Власихин В.А., Жидков О.А., Никифоров Б.С., Николайчик В.М. Конституция США. Текст и постатейный комментарий (в двух частях). Ч. 1. / Редкол.: Власихин В.А. (Отв. ред.), Геевский И.А., Кокошин А.А. - М.: РИО Ин-та Соединенных Штатов Америки и Канады, 1984. - 162 c.

Читайте также: