Разделение властей это в истории кратко

Обновлено: 08.07.2024

доктрина, в соответствии с которой государственная власть рассматривается как совокупность различных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

один из важнейших основных принципом конституционного строя правового государства, заключающийся в разделении компетенций и функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, каждая из которых контролирует другие.

принцип организации и осуществления единой государственной власти, выражающийся в её разделении, как правило, на законодательную, исполнительную и судебную в целях недопущения ее узурпации со стороны какого-либо органа или должностного лица, а также обеспечения эффективности ее осуществления.

принцип организации государственной власти путем ее деления на законодательную, исполнительную и судебную ветви, каждая из которых обладает собственными полномочиями. Это также организация государственной власти, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти, через систему сдержек и противовесов.

1) конституционно-правовой принцип разграничения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, действующих независимо друг от друга. Принцип разделения властей имеет целью создать систему средств взаимного уравновешивания и контроля, баланса прав и обязанностей, сдержек и противовесов, препятствующих тому, чтобы какой-либо из органов власти, а тем более один человек, мог сосредоточить в своих руках абсолютную власть. Принцип разделения властей закреплен в конституциях многих государств (например, США 1787 г., Италии 1947 г., России 1993 г.). 2) концепция организации и осуществления государственной власти. См.: Разделение властей (теории).

один из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную (наряду с которыми иногда выделяют также учредительную, избирательную и контрольную) власти. Принцип Р.в. впервые и наиболее последовательно был воплощен в Конституции США 1787 г., где три власти не только разделены, но и контролируют одна другую через "систему сдержек и противовесов". Менее последовательно принцип Р.в. проведен в парламентарных государствах, т.к. в них парламент имеет формальное верховенство над органами исполнительной власти. В РФ принцип Р.в. закреплен в ст. 10 Конституции.

один из краеугольных принципов конституционализма, выражающийся в относительной независимости и самостоятельности основных государственных властей: законодательной, исполнительной и судебной. Смысл этого разделения состоит в препятствовании сосредоточению слишком сильной власти в одних руках. Будучи относительно независимыми, государственные власти меньше ориентируются на мнения иных власть предержащих, исходят в своих решениях из интересов всего народа, всей страны, всего государства. Принцип Р. в. впервые и наиболее последовательно был воплощен в Конституции США 1787 г., где три власти не только разделены, но и контролируют одна другую через т.н. систему "сдержек и противовесов". Менее последовательно принцип Р.в. проведен в парламентарных государствах, т.к. в них парламенту принадлежит формальное верховенство над органами исполнительной власти. В РФ принцип Р.в. закреплен в ст. 10 Конституции РФ 1993 г. Принцип Р.в. является одним из признаков правового государства.


Один из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную (иногда выделяют также учредительную, избирательную и контрольную) власти. Идея о разделении властей, высказывавшаяся еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.), сформулирована в качестве самостоятельного учения в середине XVIII века Ш. Монтескье. Впервые и наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен в Конституции США 1787 г., где три власти не только разделены, но и контролируют одна другую через так называемую "систему сдержек и противовесов". Менее последовательно принцип разделения властей проведен в парламентарных государствах, так как в них парламенту принадлежит формальное верховенство над органами исполнительной власти. В РФ принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции 1993 г.

принцип конституционного строя, согласно которому государственная власть осуществляется законодательными (представительными), исполнительными и судебными органами независимо друг от друга и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих объем их полномочий. Р.в. - основополагающий, фундаментальный принцип организации государственной власти.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 10 и 11) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды - Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), к которым относятся главы администраций (президенты, главы государств, губернаторы), возглавляющие систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные федеральным законодательством судебные органы. Конституция устанавливает, что на региональном уровне государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей, а также на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти.
Разделение властей предполагает разделение компетенции между органами государственной власти, что наряду с рационализацией государственного управления обеспечивает взаимный контроль органов власти. Тем самым создается эффективная система сдержек и противовесов, исключается возможность концентрации властных полномочий какой-то одной из властных структур (см. Система сдержек и противовесов).
(В.Ч.)

политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых не зависимыми друг от друга государственными органами. Идея разделения властей как разграничения государственных органов и их функций высказывалась еще античными и средневековыми мыслителями (Платон, Аристотель, Полибий, М. Падуанский и др.). Возникновение доктрины разделения властей связано с борьбой буржуазии против феодального, прежде всего королевского, абсолютизма и развитием теории естественного права. Английский мыслитель Дж. Локк (1632-1704) указал на необходимость отделения исполнительной власти от законодательной и обязательность самих законодателей подчиняться действию ими же установленных законов. Классическую концепцию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную связывают с именем французского мыслителя Ш. Монтескье (1689-1755). В отличие от Дж. Локка, который разделение властей трактовал как сотрудничество и тесное взаимодействие на основе преобладания законодательной власти над исполнительной, Монтескье подчеркивал необходимость полного равновесия, независимости и даже обособления властей. Теория разделения властей была положена в основание концепции правового государства немецким мыслителем И. Кантом (1724-1804). Он считал, что законодательная, исполнительная и судебная власти выражают соединенную волю народа, но в соответствии со спецификой каждой из них организационно разделяются для предотвращения деспотизма. Власти должны действовать обособленно, но в согласии, взаимно дополняя друг друга. Современная практика государственного строительства в большинстве стран ориентирована на использование принципа разделения властей.

демократическая концепция организации государственной власти, которую связывают с сочинениями англичанина Дж. Локка (1632— 1704) и особенно француза Ш.Л. Монтескье (1689— 1755). Возражая против королевского абсолютизма, Монтескье настаивал на разделении государственной власти на законодательную (парламент), исполнительную (тогда речь шла о главе государства — монархе и его правительстве) и судебную (независимые суды) ветви власти; Доктрина разделения властей в дальнейшем, особенно на базе практики США, была дополнена положением о балансе властей, о системе сдержек и противовесов властей. В современных конституциях она была дополнена также положениями о взаимодействии властей и о единстве государственной власти, понимаемом как осуществление всеми органами государства единой государственной политики, о непротиворечивости ветвей власти. Доктрине разделения властей противопоставлялась концепция единства власти (Ж.Ж. Руссо, 1712—78), понимавшаяся как принадлежность всей власти народу, народный суверенитет. В таком понимании (социальное единство) концепция единства власти, как и концепция разделения властей (организационно-правовой подход), вошла почти во все демократические конституции. Концепция разделения властей имеет преимущественно ориентирующий характер. В практике государственной деятельности различные государственные органы, представляющие неодинаковые ветви власти, участвуют в реализации полномочий других ветвей (например, президент имеет право вето по отношению к законам, принятым парламентом, а конституционный суд может лишить закон юридической силы, суды практически во всех системах права издают судебные приказы, называемые по-разному, имеющие фактически распорядительный характер и т.д.). Конституция РФ 1993 устанавливает разделение властей и вместе с тем говорит о единстве системы государственной власти. Иное понимание единства государственной власти как принадлежность всей полноты власти одному типу органов (советам) было присуще марксистско- ленинской теории. Лит.: Разделение властей: история и современность. Спецкурс. М., 1996; Энтин Л.М. Разделение властей. Опыт современных государств. М., 1995. В.Е. Чиркин

принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная - правительству, судебная - суду, чтобы не допустить сосредоточения всей власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. Еще древнегреческий историк Полибий (200-120 гг. до н.э.) восхищался той системой распределения власти между различными государственными органами, которая существовала в республиканском Риме. Власть в этом государстве, писал он, поделена таким образом, чтобы ни одна из ее составных частей не перевешивала другую.
Значительное развитие теория Р.в. получила в средние века. Особо выделяются взгляды на государство и право английского философа-материалиста Дж. Локка(1632-1704) и французского философа-просветителя Ш. Монтескье (1689-1755). Законодательная власть (по Локку) верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти оказывают на нее активное воздействие. Обязательное условие нормального функционирования властей - законность. Локк считал, что нет таких идеальных государств, которые бы были полностью гарантированы от опасности перерождения в тиранию. Для предотвращения этого он наделяет угнетенный народ правом "воззвать к небесам". Это означает, что допускается возможность применения народом силы против несправедливой и незаконной власти. Суверенитет народа ставится гораздо выше суверенитета государства. Монтескье в широко известной работе "О духе законов" доводит теорию разделения властей до своего логического завершения. Особое значение им придается системе "сдержек и противовесов" властей.
Позднее теория Р.в. получила практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что "законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа". После этого тезис о единстве власти использовался разными силами. Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца XVIII в.; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом.
Идеи теории Р.в. оказали огромное воздействие на политическое мировоззрение. Они были отражены в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным собранием Франции. В этом документе провозглашалось: "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции".
Принцип Р.в. впервые и наиболее последовательно был воплощен в Конституции США 1787 г. Менее последовательно принцип Р.в. проведен в парламентарных государствах, так как в них парламенту принадлежит формальное верховенство над органами исполнительной власти.
Реальные шаги к воплощению концепции Монтескье в России были сделаны лишь в начале XX в., но теоретические обоснования необходимости реализации теории Р.в. можно найти уже в работах М.М. Сперанского, М.М. Ковалевского, А.И. Елистратова, Б.Н. Чичерина.
С установлением советской власти надежды сторонников теории Р.в. оказались похороненными на многие десятилетия. И в период "диктатуры пролетариата", и после провозглашения "общенародного государства" неизменным оставался постулат о полновластии Советов, объединяющих в себе законодательную, исполнительную и контрольную функции. Формальная независимость признавалась только за судом. Такие взгляды господствовали вплоть до начала 90-х гг. Первым реальным шагом к введению в СССР системы Р.в. стало учреждение в марте 1991 г. поста Президента СССР. Почти одновременно создается пост Президента РСФСР. Однако в условиях слабости гражданских институтов и практически полного отсутствия традиций демократического конституционного правления создать эффективную систему Р.в. так и не удалось. Сначала (1991 - 1993) власть Советов доминировала над исполнительной властью, опираясь на конституционные нормы о своем "верховенстве". С ликвидацией системы Советов и принятием Конституции РФ, наоборот, исполнительная власть получила явный перевес над законодательной. Тем не менее, именно в Конституции РФ принцип Р.в. получил окончательное закрепление в качестве основы конституционного строя, согласно которой "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
Теория Р.в. иногда также применяется относительно Р.в. между субъектами РФ и федеральными государственными органами, принимая за основу взаимоотношений органов различных уровней власти одно из положений теории Р.в.- наделение ветвей (здесь - органов определенного уровня) власти строго определенными полномочиями. Такое Р.в. называется "вертикальным".

Принцип разделения властей – это идея о рассредоточении государственной власти на отдельные, не зависимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти и имеется своя система сдержек и противовесов. У ее истоков стоят такие деятели французского просвещения, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро и пр.

баланс властей

Для эффективного развития и функционирования общества и страны в целом государству необходим современный структурированный механизм управления. Таким механизмом для стран считается принцип разделения властей.

Понятие

История принципа восходит к рационализму идей французского Просвещения. Такие его корифеи, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро в противовес авторитарной власти монарха предлагали разумный принцип деления власти.

Подробнее о структуре государственной власти РФ смотри здесь.

Разделение властей сейчас является важной неотъемлемой частью демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Преимущества

В чем преимущество такого устройства?

Если говорить кратко, разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса. Например, в Германии учеными был проведен следующий эксперимент: две группы по 50 человек должны пройти каждая через свою дверь с той лишь разницей, что у одной двери есть турникет. Суть эксперимента — выяснить, какая группа быстрей пройдет через дверь.

Во время проведения опыта было установлено, что через дверь с турникетом прошли быстрее, чем без него, так как препятствие на пути вынуждало людей строится в две колонны и, следовательно, через дверь могли пройти два человека одновременно, в то время как неорганизованная толпа проходила по одному. Проведем аналогию с нашей темой.

Однако, эти преобразования могут быть только номинальными, бумажными из-за сложности или невозможности исполнения закона, приказа, постановления, не соответствия реальному положению в обществе. Так, например, на уровне местного самоуправления введение электронных проездных в городе Перми было принято на законодательном уровне Гордумой, но вследствие технической неподготовленности городского транспорта оно было приостановлено.

К тому же высокая скорость преобразований требует от органов власти своевременного быстрого принятия решений в экстремальных условиях в различных сферах общества, что не всегда удается совершить в реальности (В. Вильсон).

Принцип разделения властей подразумевает наличие структуры институтов каждой власти (Министерства — Кабинеты — Комиссии), что приводит к росту бюрократического аппарата в стране. Исследования РБК на основании данных Росстата в 2013 году показали: количество конкретно госслужащих составило 1 млн 455 тыс. человек, то есть 102 чиновника на 10 тыс. человек. В РСФСР на пике расцвета бюрократизма в 1988 году аппарат чиновников насчитывал 1 млн 160 тыс. человек или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем в 2013 году).

Нельзя отрицать и следующую тенденцию в работах М. Ориу: на практике постепенно происходит подавление законодательной власти исполнительной, парламента — правительством. Это связано с возрастанием влияния Президента и Правительства, их результативной деятельностью, политическим и экономическим состоянием в стране.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что принцип разделения властей в настоящее время хоть и закреплен юридически во многих странах мира, в действительности же скорее представляет собой политический идеал, чем конкретное состояние, в связи со сложностью претворения в жизнь данного принципа в конкретных условиях.

В чем состоит принцип разделения властей? Зачем нужно разделение властей? Кто придумал теорию разделения властей? Что такое законодательная, исполнительная и судебная власть? Какие функции они выполняют? Как организовано разделение властей в РФ?

Фото Что такое разделение властей и как оно работает в России

Разделение властей - это принцип, согласно которому государственная власть распределяется между независимыми ветвями: законодательной, исполнительной и судебной властью.

Законодательная власть принадлежит парламенту. Он издает законы, представляя интересы граждан.

Исполнительная власть принадлежит правительству. Оно управляет государственными делами.

Судебная власть принадлежит судам. Они следят за соблюдением законов.

Основные принципы разделения властей гласят:

Законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам.

Все власти равны и автономны.

Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными другой.

Все ветви власти, несмотря на разделение, должны взаимодействовать между собой.

Зачем нужно разделение властей?

Например, независимые суды позволяют человеку эффективно защищать свои права, даже если их нарушает государство. В стране, где существует реальное разделение властей, гражданин может судиться с чиновниками и побеждать их - ведь исполнительная власть не может приказать судье принять нужное решение или уволить его.

Другой пример: независимая законодательная власть не позволит главе государства узурпировать власть и стать диктатором. Парламент, избранный народом и независимый от президента, короля или премьер-министра, откажется принимать законы о расширении полномочий исполнительной власти. А в случае злоупотреблений - объявит импичмент, то есть отрешит главу государства от власти.

Кто придумал теорию разделения властей?

В древности и в Средние века считалось нормальным, что вся власть в государстве сосредоточена в руках монарха - король издавал законы, управлял делами, ему подчинялись судьи. С началом эпохи Просвещения философы усомнились в том, что это выгодно стране.

Идею разделения ветвей власти первым озвучил английский просветитель XVII века Джон Локк - отец политической философии. В его версии власть должна была делиться на законодательную, исполнительную и федеративную.

Цель разделения властей - предотвратить злоупотребления, объяснял Монтескьё. Ветви власти будут сдерживать друг друга, и это позволит сохранить в стране политическую свободу.


Шарль Луи де Монтескьё - французский просветитель, автор теории разделения властей

В настоящее время разделение властей считается одним из важнейших признаков демократического политического режима.

Разделение властей в России

Разделение властей - одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно закреплено 10 статьей Основного закона.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, так что принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности.

Законодательная власть в РФ - это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты - Государственной Думы, и верхней палаты - Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть - по партийным спискам, часть - по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.

В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.

Исполнительная власть в РФ - это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.

В субъектах федерации исполнительная власть - это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).

Судебная власть в РФ - это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.

В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.

Президентская власть в России

Президент занимает высшее место в иерархии российских государственных органов. Согласно Конституции, президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства, гарантом Конституции РФ и верховным главнокомандующим. Президент обеспечивает согласованную работу органов власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.


За что критикуют систему разделения властей в РФ?

В России разделение властей существует на бумаге, а в реальности его принципы не соблюдаются, указывают многие критики действующей власти.

В частности, полномочия президента РФ очень широки, и это нарушает баланс ветвей власти. В настоящее время российский парламент, по словам его противников, зависим от исполнительной власти: Госдума и Совет Федерации безоговорочно поддерживают решения президента и правительства.

Регулярно указывают и на то, что исполнительная власть способна влиять на решения судов - это нарушает принцип независимости судебной системы.

Слабость разделения властей - один из аргументов в пользу того, что в России установился не демократический, а авторитарный политический режим.

Разделение властей в юридической науке понимается в разных значениях. Это и определенная теория (концепция, учение), и практика государственного строительства, признак и принцип правового государства. В самом общем виде разделение властей состоит в наличие в механизме осуществления государственной власти трех ветвей власти: законодательной исполнительной и судебной, каждая из которых является самостоятельной в пределах своих полномочий и независима от других ветвей власти.

Для того, чтобы уяснить сущность разделения властей необходимо к истокам возникновения этой теории.

Разделение властей один из старейших политических принципов который возник в качестве политико-правовой мысли в глубокой древности и развивается по настоящее время.

Развитие теории разделения властей можно подразделить на четыре этапа:

1. Теория разделения властей в античной правовой мысли

2. Теория разделения властей в средневековой правовой мысли

3. Теория разделения властей в период буржуазных революций

4. Теория разделения властей на современном этапе.

Зачатки современной теории разделения властей были заложены в античную эпоху. Мыслители античности пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирования общества той или иной эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма жизни, при которой закон общеобязателен, как для граждан, так и для самого государства.

Платон, исследуя государственно-правовые отношения и особенно происхождение, устройство и функции государств, подразделяет их по форме.

В основе его классификации государств лежит принцип разграничения власти одного, отдельной группы или большинства.

Новую веху в изучении проблемы политико-правовых и функциональных отношений между властями открывает Полибий. В его учении о государстве большое внимание уделяется решению вопроса об исключении произвола со стороны властей к подданным, а также предупреждение возникновения конфликта между ветвями власти. Решить эту задачу, по его мнению, можно путем уравновешивания ветвей государственной власти. Полибий, признавая шесть основных форм государств (царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия) считал, что каждая из них по причине своих недостатков может превращаться в свою противоположность. Исходя из этих посылок, он заключает, что, несомненно, совершенной формой нужно признать такую, в которой соединяются особенности всех форм государства. Полибий главным преимуществом такой формы государства видел в том, что, оно является более устойчивым, чем, иные формы государства. Все эти признаки государства он видел в государстве римлян. В государстве римлян - рассуждает Полибий - государственная власть разделена между консулами, Сенатом и народом.

Поэтому, хотя Полибий рассматривал эту проблему в несколько ином ракурсе, именно из того времени берут начало его исследования. В учении Полибия особое внимание уделено сенату и демократии. Сенат, как законодательный орган, и народ, участвующий в суде и осуществляющий суд, имеют конкретные полномочия и права.

При этом следует указать, что Полибий, Аристотель, Платон и другие древние ученые в понятие разделения властей не вкладывали того смысла, который характерен для этого понятия сегодня. Говоря о разделении властей, они, прежде всего, имели в виду принцип равного участия всех заинтересованных сторон в управлении государством. Признавая это обстоятельство, тем не менее, автор исходит из того предложения, что именно в древние времена и этими учеными было положено начало теории разделения властей.

Не секрет, что античные политико-правовые идеи оказали огромное влияние на мыслителей Нового времени. В частности, именно из античности была заимствована теория естественного права, которая во многом легла в основу теории разделения властей.

Однако, а концу XVII-началу XVIII веков в Европе сложилась совсем иная, по сравнению с античной эпохой, ситуация. Она характеризовалось нарождающейся борьбой третьего сословия, других социальных слоев за политическую свободу. Для достижения целей такой борьбы было необходимо ограничить власть монарха в текущий политический момент, а будущем не допустит концентрации власти в одних руках. Таким образом, теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к её оформлению послужили, буржуазные революции в Англии (1640-1648 гг.) и в последствии во Франции (1789-1794гг.).

Возникновение теории разделения властей в современном понимании обычно прочно связывают с именами двух выдающихся мыслителей Нового времени - Д. Локка и Ш.Л. Монтескье.

Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.

Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти.

Ш.Л. Монтескье пошел дальше Д. Локка в разработке концепции разделения властей.

Во-первых Ш.Л. Монтескье пришел к выводу о том, что разделение властей - это не просто их простое отделение друг от друга, но и их взаимное сдерживание.

Во-вторых, он выступил с идеей создания двухпалатного парламента, верхняя палата которой играла бы роль сдерживающего фактора в отношении поспешных решений нижней палаты.

Таким образом, подводя итог изложенному, следует констатировать: теория о соотношении властей в государстве, выдвинутая Платоном и Аристотелем и затем развитая и обоснованная Дж. Локком и Ш. Монтескье, связана со школой естественного права и сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Предполагается, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Впервые теория разделения властей была реализована в Конституции США, в соответствии с которой законодательную власть осуществляет Конгресс, исполнительную - Президент, а судебную - Верховный суд и нижестоящие суды.

Своего расцвета теория разделения властей достигла в двадцатом веке. Данная теория была признана как один из основных принципов конституционного права и нашло широкое применение в конституциях многих стран мира.

Однако необходимо подчеркнуть, что, несмотря на довольно широкую известность и нормативную закрепленность в конституциях многих государств мира, теория разделения властей имела и имеет и своих противников. К их числу можно отнести Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Т. Еллинека, К. Маркса и ряд других ученных.

Рассмотренные выше проекты механизма разделения властей Д. Локка и М.М. Сперанского подразумевали наличие монархии.

После прихода к власти большевиков разделение властей было объявлено инструментом завоевания и осуществления власти буржуазией. Концепция разделения властей, как выражение интересов буржуазии, марксизмом отвергалось.

При этом классическая мусульманско-правовая мысль уделяла внимание халифату как определенному политическому режиму и форме государства. Она сосредоточивала свое внимание на анализе государственного аппарата и соотношения властей сквозь призму правового положения халифата. По своей сути халифат сводился к исполнительной власти и лично главе государства. На основе сравнения форм исполнительной власти и правового положения главы мусульманского государства на различных этапах его развития с политическими режимами в условиях иных государств мусульманская политическая мысль смогла разработать классификацию форм правления, которая прежде всего связана с именем выдающегося ученого Ибн Халдуна.

По учению Ибн Халдуна сущность власти заключается во всевластии правителя, способного силой управлять подданными, реализовывать законы, обеспечивать порядок внутри государства, собирать налоги и формировать армию. Вовне верховная власть государства проявляется в ее неподчинении какой-либо иной власти или предубеждению.

В своих трудах мыслители Востока большое значение придавали человеческим качествам главы государства. В частности аль-Фараби перечисляет двенадцать качеств правителя добродетельного города. К ним относится: 1) здоровье; 2) уметь от природы отлично понимать и представлять себе все, что ему говориться; 3) хорошую память; 4) проницательность; 5) выразительная речь; 6) иметь любовь к обучению и познанию; 7) быть воздержанным к еде и напиткам; 8) любить правду; 9) дорожить честью; 10) добродетель; 11) презирать деньги и 12) быть справедливым по отношению к людям. Если подобный человек обнаружится - он как раз и должен стать главой добродетельного города.

При этом он особо выделял должность визиря, которому он отводил второе место в государстве, после шаха. Это связано с тем что, на визиря возлагались широкомасштабные и государственно значимые обязанности военного, оборонного, хозяйственного и организационного характера. Таким образом, визирь по Низомул-Мулку становился сдерживающим звеном при осуществлении власти монарха.

Он также высказывает идею, о необходимом балансе между шахом и визирями, который заключается в сбалансировании их полномочий как единственно верном решении и эффективном средстве достижения целей государства. Говоря иначе, Мухаммад аз-Захири ас-Самарканди выдвигал идею системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях шаха и визирей для того, чтобы не допускать произвола власти.

Большой вклад в изучении проблем власти принадлежит основоположнику исламской реформации Джемалю ад-Дину аль-Афгани.

Таким образом, подводя итог выше изложенному, следует отметить ряд существенных аспектов в трудах восточных мыслителей, связанных с осуществлением власти:

во-первых, восточные просветители в основном выступали за единоначалие и опирались на исламские догмы, но в то же время выдвигали идею создания органов, которые бы выступали в качестве противовеса абсолютной власти монарха. При этом, в отличие от европейских мыслителей, они не предлагали разделять власть на различные ветви, а уделяли большое внимание человеческим качествам правителя и чиновников и визиря в частности;

во-вторых, в трудах восточных мыслителей не указывается на необходимость создания судебной власти, которую, по их мнению, должен осуществлять правитель, разрешающий споры по справедливости;

в-третьих, в качестве противовеса абсолютной власти правителя они выдвигали визиря, который должен был помогать монарху в осуществлении власти и следить за тем, чтобы решения правителя были справедливыми.

В качестве примера можно привести государство Саманидов, где эти идеи были реализованы. Если Саманиды, будучи амирами государства, сосредотачивали в своих руках всю полноту государственной власти, то функции управления они делили между двумя важнейшими структурными частями государственного аппарата: даргахом и диваном.

Таким образом, в государстве Саманидов судебная и законодательная власть принадлежала амирам, а исполнительная осуществлялась даргахом и диванами, во главе с везирем.

Также следует отметить, что существовавшие в государстве Саманидов и Тимуридов системы управления оказали сильное влияние на системы управления государств, возникших после их распада, и просуществовали в Средней Азии вплоть до завоевания Россией в 19 веке.

Вторая группа государств Востока - это дуалистические монархии. К числу таких государств можно отнести Марокко, Кувейт, Иорданию. В этих государствах наблюдается своеобразное разделение государственной власти между парламентом и монархом при доминирующем положении последнего. Правительство, как правило, ответственно перед монархом (Оман, Марокко).

Следует отметить, что в силу ряда факторов (высокая степень персонализации власти, влияния религии, слабость политических партий) роль главы государства в дуалистической монархии на практике обычно еще более значима, чем это следует непосредственно из конституции.

При этом следует отметить, что принцип назначения на должность правителя и чиновников, который указывается некоторыми мыслителями Востока, находит свое воплощение в ряде государств. В частности, в Саудовской Аравии в 1992 году королевским домом было принято решение о том, чтобы избрание престолонаследника впредь производилось не по старшинству, а исходя из способностей и профессиональной пригодности принца.

Другой особенностью осуществления государственной власти в странах Востока является определение количества сроков исполнения главой государства своих полномочий. Если в странах Европы главе государства позволяется занимать свою должность не более двух раз подряд, то в странах Востока подобных ограничений, как правило, не устанавливается. Например, в Египте Президент избирается на 5 лет с правом неограниченного переизбрания. Такое же правило применяется и в Сирии. Следует также подчеркнуть, что в этих странах роль главы государства очень высока. Он обладает широким кругом полномочий и влияет на деятельность как парламента, так и судебной власти.

Порядок осуществления государственной власти в странах Центральной Азии, куда входят бывшие республики Средней Азии, которые входили в состав СССР, обладает некоторыми особенностями. Это обусловлено тем, что эти республики долгое время входили в состав Союза и подверглись влиянию постперестроечных тенденций. Эти демократические тенденции под влиянием местных традиций и создали ту специфическую систему, которая действует ныне в этих государствах, и в частности в Республике Таджикистан.

В частности, под влиянием демократических тенденций все государства данного региона в период своего возникновения в начале 90-х годов в своих Конституциях закрепили принцип разделения властей, по ее европейской модели. Однако с течением времени этот принцип стал трансформироваться в систему, присущую ряду государств арабского Востока, в частности Сирии, Египта, т.е. стала усиливаться роль исполнительной власти и главы государства, в частности. В этой связи в данных государствах проводились референдумы по внесению изменений и дополнений в Конституции (в Республике Таджикистан в 1999 и 2003 годах, в Казахстане в 1995 и 1998 годах, в Узбекистане 2003 году). Тем самым система разделения властей в этих государствах стала похожей на ту систему, которая применяется в ряде государств арабского мира с республиканской формой правления. Тем самым существующую ныне систему разделения властей в этих государствах и в Республике Таджикистан можно характеризовать как разделение властей, характерное для стран Востока, основными чертами которой является персонализация власти, слабая партийная система и ряд других факторов. Однако это не означает, что в государствах Центральной Азии и в Республике Таджикистан, в частности, принципа разделения властей не существует. Напротив, данный принцип имеет свое конституционное закрепление и признан в качестве одной из основ конституционного строя.

На основании изложенного автору хотелось бы сделать ряд выводов относительно развития теории разделения властей:

1. Зачатки теории разделения властей обнаруживаются еще в античной политико-правовой мысли. Дальнейшее развитие данной теории тесно связанно с именами Д. Локка и Ш. Монтескье.

2. Классическая модель разделения властей была разработана и применена на практике в США. Она была дополнена положениями о равноправии всех ветвей власти и более высокой ролью судебной власти.

2. Вопросу осуществления разделения властей были посвящены не только труды западных мыслителей, но и восточных. Изучение трудов восточных мыслителей показало, что они в основном выступали за единоначалие и опирались на исламские догмы, в то же время выдвигали идею создания органов, которые бы выступали в качестве противовеса абсолютной власти монарха. При этом, в отличие от европейских мыслителей, они не предлагали разделять власть на различные ветви, а уделяли большое внимание человеческим качествам правителя и чиновников и визиря, в частности.

При этом следует также отметить, что многие догмы восточных просветителей находят свое воплощение и по сегодняшний день в ряде стран арабского Востока.

4. Разделение властей как базовый конституционный принцип осуществления государственной власти является основой функционирования органов государственной власти современных государств, в частности, Республики Таджикистан.

Теория разделения властей зародилась в \(XVII\)–\(XVIII\) вв. в Европе. Её целью было ограничить абсолютную вла сть монарха. Когда все полномочия в государстве принадлежат одному лицу, оно может использовать власть в своих личных интересах, никто не в силах ему помешать.

Поэтому было предложено разделить власть на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную . Ветви власти независимы, автономны, для принятия большинства решений необходимо согласие нескольких органов.


Разделение властей.jpg

  • Органы власти имеют конкретные полномочия и более профессионально их исполняют.
  • Независимость ветвей власти позволяет им осуществлять контроль друг за другом и применять ограничительные меры в случае использования власти не в интересах общества. Этот механизм называется системой сдержек и противовесов .

поскольку суд независим и не подчиняется никому, кроме Конституции и законов, он может осудить президента или министра при совершении ими правонарушения.

  • Невозможность незаконного захвата власти.
  • Контроль за органами власти осуществляется не только гражданами, но и остальными ветвями власти. Это помогает избежать ошибок в управлении.

Принцип разделения властей осуществлён в большинстве стран мира, в том числе и в Российской Федерации.

государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти. Он выступает как самостоятельный орган и не имеет полной власти над остальными ветвями.

Читайте также: