Ратификация это кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

ратифик а ция, ратификации, жен. (франц. ratification от лат. ratus - прочный и facio - делаю) (полит. дипл.). Окончательное утверждение верховной государственной властью международного договора, заключенного ее уполномоченными. Ратификация пакта о ненападении.

Современный экономический словарь. 1999

(англ. ratification)

утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства. При этом оформляется специальный документ - ратификационная грамота.

Пограничный словарь

утверждение высшими органами государственной власти международного договора, подписанного от имени данного государства или его правительства их полномочными представителями. Р. придаёт договору юридическую силу. Является одной из форм выражения согласия государства на обязательность для него международного договора. С момента Р. международный договор становится обязательным для исполнения государством, его ратифицировавшим. Р. международных договоров РФ осуществляется в виде федерального закона. Президентом РФ подписывается официальный письменный акт, удостоверяющий такую Р., – ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ. Р., напр., подлежат международные договоры РФ о территориальном разграничении РФ с другими государствами, включая договоры о прохождении ГГ РФ, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; об основах межгосударственных отношений по вопросам, затрагивающим обороноспособность РФ, и другие.

Словарь финансовых терминов

окончательное утверждение международного договора высшим органом государства или его главой.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Словарь экономических терминов

утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства. При этом оформляется специальный документ - ратификационная грамота.

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Утверждение верховными органами государственной власти страны международного договора, уже заключенного уполномоченными договаривающихся сторон.

║ Ратификационный . Образовано при помощи суф. -онн- (МАС, III, 685).

Тезаурус русской деловой лексики

Энциклопедический словарь

(от лат. ratus - утвержденный и . фикация), утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства, а также международных конвенций. При ратификации оформляется специальный документ - ратификационная грамота.

Словарь Ожегова

РАТИФИКАЦИЯ, и, ж. Утверждение верховной властью международного договора, заключённого её уполномоченными. Р. мирного договора.

| прил. ратификационный, ая, ое. Ратификационная грамота.

Словарь Ефремовой

ж.
Утверждение высшим органом государственной власти международного договора,
заключенного представителем государства; окончательное утверждение
международного соглашения.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(ratificatio, от ratum facere = ratihabitio от ratum habere) — утверждение со стороны верховной государственной власти международного договора, заключенного ее уполномоченными. Констатируя соответствие деятельности последних с волей государства, Р. является заключительным актом в установлении соглашения между контрагентами. До Р. договор не может быть признан состоявшимся и представляет собой лишь проект соглашения; Р. сообщает ему обязательную силу, уподобляясь в этом отношении санкции в актах законодательных. Такой взгляд на Р. утвердился недавно. Пока в международном праве господствовали воззрения римского гражданского права, Р. не считалась необходимой для признания международного договора действительным, если только государственная власть дала полномочие на заключение его; необходимость Р. должна была быть особо оговорена каждый раз в полномочии и в акте соглашения (Гуго Гроций, Пуфендорф, из новых еще Клюбер, Филлимор). Но уже в XVIII в. некоторые писатели (Бейнкерсгук, Ваттель) ввиду важности государственных интересов обусловливают действительность договора его Р.; другие (Г. Ф. Мартенс), признавая Р. ненужной по естественному праву, считаются с ней как с институтом, который международная практика ввела в положительное право. В XIX веке (Вурм, Вильдмэн, особенно Лабанд, Иеллинек, Зелигман, Вегман) Р. признана существенным моментом договора (essentiale negotii), который без нее не имеет обязательной силы, разве только противное будет особо оговорено. Из практики известен только один случай, когда договор был приведен в исполнение ранее его Р. (договор 1840 г. между великими державами по поводу Египта). Исключение представляют в настоящее время маловажные договоры административного характера, а также договоры, заключаемые во время войны командующими войсками или начальниками отдельных частей (перемирия, капитуляции и проч.); не затрагивая существенных интересов государства и требуя скорого исполнения, договоры эти не подлежат Р. В тесной связи с вопросом о необходимости Р. стоит другой — об отказе в Р. договора. Школа естественного права не допускала возможности отказа, кроме случаев явного нарушения полномочий со стороны представителей государства. Эта строгость постепенно смягчалась: в XVIII в. нарушение секретных инструкций считалось поводом к отказу в положительном праве, но не в естественном (Г. Мартенс, позднее Витон); Ваттель допускал отказ при существовании на то важных причин. Современные писатели, видя в нератифицированном договоре лишь моральное обязательство, считают отказ в Р. юридически безусловно допустимым, хотя морально и требующим оправдания. По существующему обычаю, государство, отказываясь от Р., мотивирует свой отказ ссылкой на нарушение уполномоченными данных им инструкций, на изменившиеся со времени переговоров обстоятельства, а в конституционных странах — на отказ парламента утвердить договор. Последнее обстоятельство значительно усложняет вопрос о Р. Участие народного представительства в Р. договоров имеет своих защитников (Э. Мейер) и противников (Гнейст, Лабанд). Последние считают договор, ратифицированный помимо согласия парламента, действительным и создают таким образом неразрешимое столкновение между государственным и международным правом, ведущее к понижению престижа правительства или парламента, смотря по исходу борьбы. Защитники участия парламента в Р. разбивают ее на два акта и лишают в этом отношении правительственную власть ее исключительной прерогативы. Более верен средний путь (Унгер, Гирке, Иеллинек, Зелигман, Вегман и др.): Р. остается прерогативой правительства, но договор действителен лишь под условием (conditio suspensiva) согласия на него парламента. Отказ от Р., поселяя недоверие к государству, прибегающему к ней, встречается в международной практике редко и всегда вызывается важными причинами. В 1841 г. договор, заключенный между Австрией, Англией, Пруссией, Россией и Францией относительно осмотра кораблей (droit de visite), не ратифицирован последней, как несогласный с честью и достоинством французского коммерческого флага; в 1879 г. договор с Россией не ратифицирован Китаем (превышение полномочий). Со стороны России отказ в Р. имел место два раза: в 1762 г. заключенный Петром III союзный договор с Пруссией не получил Р. со стороны Екатерины II; в 1806 г. договор с Францией не был ратифицирован Александром I вследствие превышения полномочий со стороны русского посла, Убри. Акт Р. состоит в скреплении текста договора государственной печатью и подписью главы государства, контрасигнируемой министром иностранных дел. Этими документами контрагенты обмениваются до истечения срока, указываемого обыкновенно в самом акте соглашения. При коллективных договорах обмен Р. совершается при посредстве правительства той страны, где договор был заключен (также в случае посредничества третьей державы). Форма Р. устанавливается законодательством отдельных стран, но представляет значительное сходство и в общем напоминает средневековую формулу Р. ("firmum, ratum, gratum et incorruptum perpetuo habere", "ratifier, agr éer et approuver"). У нас акт Р. заключает в себе императорский титул и текст договора, за которым непосредственно следуют слова: "Того ради, по довольном рассмотрении сего договора (протокола, конвенции и пр.), Мы приняли его за благо, подтвердили и ратифицировали, яко же сим за благо приемлем, подтверждаем и ратифицируем во всем его содержании, обещая Императорским Нашим словом за Нас, Наследников и Преемников Наших, что все в упомянутом договоре постановленное соблюдаемо и исполняемо будет ненарушимо. В удостоверение чего". В прежнее время (еще в XVIII в.) с Р. соединялась присяга. Договор вступает в силу, если противное не оговорено, с момента обмена Р.; но в литературе установилось не соответствующее современному воззрению на Р. положение, по которому договор считается вступившим в силу со дня подписания его уполномоченными (ratihabitio retrotrahitur ad initium negotii).

Литература. E. Meier, "Ueber den Abschluss von Staatsverträ gen" (Лпц., 1874); Seligmann, "Abschluss und Wirksamkeit der Staatsvertr ä ge" (Фрейбург, 189 0); Wegmann, "Die Ratification der Staatsverträ ge" (Б., 1892); Prestele, "Die Lehre vom Abschluss v ölkerrechtlicher Verträ ge" (Мюнхен, 1892). Подробные литературные указания — у Вегмана.

Государства стали чаще заключать договоры о сотрудничестве и присоединяться к конвенциям (что это такое?). Однако просто принять и подписать международный акт недостаточно.

Рукопожатие на фоне карты мира

Требуется окончательное выражение согласия высшего органа власти. Этот процесс называется ратификацией. Если воля государства оформлена не до конца, международный договор на его территории не действует.

Ратификация — это.

Понятие появилось в результате слияния двух латинских слов: ratus (решённый) и facere (делать). Юристы обычно предлагают такие варианты перевода:

  1. принять решение;
  2. юридически действительный.

А теперь перенесём термин в область международного публичного права и получим ответ на вопрос, что это такое.

Если говорить простыми словами, то ратификация — это окончательное согласие страны на обязательность для неё текста международного договора. После такого одобрения документ приобретает юридическую силу на территории государства.

Согласие обычно выражает законодательная власть (Парламент) или высшее должностное лицо (Президент). В национальном законодательстве закрепляется строгая процедура, по которой государство ратифицирует международные договоры.

Почему возникла ратификация

В Средние века царства, княжества и королевства тоже сотрудничали и заключали соглашения. Но главы государств, как правило, не общались между собой лично. Во многом из-за невозможности быстро пересечь огромные территории.

Замок

Главы отправляли для заключения соглашений доверенных лиц. Иногда последние злоупотребляли своими полномочиями и нарушали волю государя. Это приводило к конфликтам в межгосударственных отношениях. Тогда правители и придумали процедуру ратификации.

Главы государств наделили себя неоспоримым правом отказываться от принятия договора, если действия посыльных по налаживанию сотрудничества шли вразрез с их волей.

  1. возможность ещё раз обсудить текст;
  2. проверка соответствия условий акта национальным интересам;
  3. подготовка общественного мнения к вступлению документа в силу.

В России не все международные договоры после подписания требуют согласия Парламента, а только самые значимые для государства. Точный их перечень закреплён в статье 15 ФЗ-101 РФ от 15.07.1995г.

Договор

В частности, Парламент ратифицирует акты, исполнение которых повлечёт принятие новых законов (или переработку существующих), об основных правах и свободах человека, документы в области обороноспособности страны. Иногда в тексте договора прямо указано на необходимость его ратификации.

Как проводится ратификации в России

Указанный выше закон описывает последовательность проведения ратификации в РФ. В общих чертах процедура выглядит так:

  1. Правительство или Президент (в зависимости от того, кто участвовал в заключении соглашения) решает внести документ Парламенту.
  2. Предложение передаётся в Государственную Думу. Там указывается, в частности, информация о соответствии акта законодательству страны, финансово-экономические последствия.
  3. Государственная Дума рассматривает предложение и принимает решение: ратифицировать документ или нет.
  4. Если решение положительное, то Государственная Дума принимает федеральный закон.
  5. Закон о ратификации направляется во вторую палату Парламента – Федеральное Собрание.
  6. Федеральное Собрание принимает или отклоняет документ.
  7. В случае одобрения федеральный закон направляется к Президенту на подписание.

А завершается процедура обнародованием и опубликованием текста в официальных источниках. Так документ становится обязательным для государства.

Но как об этом узнают другие страны? Готовится ещё один документ – ратификационная грамота. Президент ставит на неё свою печать, а министр иностранных дел подписывает.

Рабочее место

Далее стороны соглашения либо обмениваются грамотами, либо сдают их на хранение депозитарию. В роли последнего могут выступать одно из государств, должностное лицо МИДа или международная организация.

Заключение

Итак, ратификация – это последняя стадия принятия международного акта. Если её нет, то страна не обязана исполнять условия соглашения.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Вроде ещё можно не целиком ратифицировать, указав на нужные пункты соглашения, кажется у нас так частично ратифицирована конвенция о противодействии коррупции.

(ratificatio, от ratum facere = ratihabitio от ratum habere) — утверждение со стороны верховной государственной власти международного договора, заключенного ее уполномоченными. Констатируя соответствие деятельности последних с волей государства, Р. является заключительным актом в установлении соглашения между контрагентами. До Р. договор не может быть признан состоявшимся и представляет собой лишь проект соглашения; Р. сообщает ему обязательную силу, уподобляясь в этом отношении санкции в актах законодательных. Такой взгляд на Р. утвердился недавно. Пока в международном праве господствовали воззрения римского гражданского права, Р. не считалась необходимой для признания международного договора действительным, если только государственная власть дала полномочие на заключение его; необходимость Р. должна была быть особо оговорена каждый раз в полномочии и в акте соглашения (Гуго Гроций, Пуфендорф, из новых еще Клюбер, Филлимор). Но уже в XVIII в. некоторые писатели (Бейнкерсгук, Ваттель) ввиду важности государственных интересов обусловливают действительность договора его Р.; другие (Г. Ф. Мартенс), признавая Р. ненужной по естественному праву, считаются с ней как с институтом, который международная практика ввела в положительное право. В XIX веке (Вурм, Вильдмэн, особенно Лабанд, Иеллинек, Зелигман, Вегман) Р. признана существенным моментом договора (essentiale negotii), который без нее не имеет обязательной силы, разве только противное будет особо оговорено. Из практики известен только один случай, когда договор был приведен в исполнение ранее его Р. (договор 1840 г. между великими державами по поводу Египта). Исключение представляют в настоящее время маловажные договоры административного характера, а также договоры, заключаемые во время войны командующими войсками или начальниками отдельных частей (перемирия, капитуляции и проч.); не затрагивая существенных интересов государства и требуя скорого исполнения, договоры эти не подлежат Р. В тесной связи с вопросом о необходимости Р. стоит другой — об отказе в Р.договора. Школа естественного права не допускала возможности отказа, кроме случаев явного нарушения полномочий со стороны представителей государства. Эта строгость постепенно смягчалась: в XVIII в. нарушение секретных инструкций считалось поводом к отказу в положительном праве, но не в естественном (Г. Мартенс, позднее Витон); Ваттель допускал отказ при существовании на то важных причин. Современные писатели, видя в нератифицированном договоре лишь моральное обязательство, считают отказ в Р. юридически безусловно допустимым, хотя морально и требующим оправдания. По существующему обычаю, государство, отказываясь от Р., мотивирует свой отказ ссылкой на нарушение уполномоченными данных им инструкций, на изменившиеся со времени переговоров обстоятельства, а в конституционных странах — на отказ парламента утвердить договор. Последнее обстоятельство значительно усложняет вопрос о Р. Участие народного представительства в Р. договоров имеет своих защитников (Э. Мейер) и противников (Гнейст, Лабанд). Последние считают договор, ратифицированный помимо согласия парламента, действительным и создают таким образом неразрешимое столкновение между государственным и международным правом, ведущее к понижению престижа правительства или парламента, смотря по исходу борьбы. Защитники участия парламента в Р. разбивают ее на два акта и лишают в этом отношении правительственную власть ее исключительной прерогативы. Более верен средний путь (Унгер, Гирке, Иеллинек, Зелигман, Вегман и др.): Р. остается прерогативой правительства, но договор действителен лишь под условием (conditio suspensiva) согласия на него парламента. Отказ от Р., поселяя недоверие к государству, прибегающему к ней, встречается в международной практике редко и всегда вызывается важными причинами. В 1841 г. договор, заключенный между Австрией, Англией, Пруссией, Россией и Францией относительно осмотра кораблей (droit de visite), не ратифицирован последней, как несогласный с честью и достоинством французского коммерческого флага; в 1879 г. договор с Россией не ратифицирован Китаем (превышение полномочий). Со стороны России отказ в Р. имел место два раза: в 1762 г. заключенный Петром III союзный договор с Пруссией не получил Р. со стороны Екатерины II; в 1806 г. договор с Францией не был ратифицирован Александром I вследствие превышения полномочий со стороны русского посла, Убри. Акт Р. состоит в скреплении текста договора государственной печатью и подписью главы государства, контрасигнируемой министром иностранных дел. Этими документами контрагенты обмениваются до истечения срока, указываемого обыкновенно в самом акте соглашения. При коллективных договорах обмен Р. совершается при посредстве правительства той страны, где договор был заключен (также в случае посредничества третьей державы). Форма Р. устанавливается законодательством отдельных стран, но представляет значительное сходство и в общем напоминает средневековую формулу Р. ("firmum, ratum, gratum et incorruptum perpetuo habere", "ratifier, agréer et approuver"). У нас акт Р. заключает в себе императорский титул и текст договора, за которым непосредственно следуют слова: "Того ради, по довольном рассмотрении сего договора (протокола, конвенции и пр.), Мы приняли его за благо, подтвердили и ратифицировали, яко же сим за благо приемлем, подтверждаем и ратифицируем во всем его содержании, обещая Императорским Нашим словом за Нас, Наследников и Преемников Наших, что все в упомянутом договоре постановленное соблюдаемо и исполняемо будет ненарушимо. В удостоверение чего". В прежнее время (еще в XVIII в.) с Р. соединялась присяга. Договор вступает в силу, если противное не оговорено, с момента обмена Р.; но в литературе установилось не соответствующее современному воззрению на Р. положение, по которому договор считается вступившим в силу со дня подписания его уполномоченными (ratihabitio retrotrahitur ad initium negotii).

Литература. E. Meier, "Ueber den Abschluss von Staatsverträgen" (Лпц., 1874); Seligmann, "Abschluss und Wirksamkeit der Staatsverträge" (Фрейбург, 1890); Wegmann, "Die Ratification der Staatsverträge" (Б., 1892); Prestele, "Die Lehre vom Abschluss völkerrechtlicher Verträge" (Мюнхен, 1892). Подробные литературные указания — у Вегмана.

Конституции большинства государств относят право Р. международных договоров к компетенции главы государства (с санкции высшего законодательного органа или без таковой) либо непосредственно к компетенции высшего законодательного органа. Например, Конституция СССР право Р. предоставляет Президиуму Верховного Совета СССР или непосредственно Верховному Совету СССР. Закон о порядке Р. и денонсации международных договоров СССР от 20 августа 1938 устанавливает, что Р. подлежат заключаемые СССР мирные договоры, договоры о взаимной обороне от агрессии, договоры о взаимном ненападении, а также договоры, при заключении которых стороны условились о последующей Р.

Р. оформляется каждым государством ратификационной грамотой, в которой указывается, что договор рассмотрен ратифицирующим органом, приводится текст самого договора, делается заявление о том, что договор будет соблюдаться данным государством, ставятся необходимые подписи и прилагается печать. При заключении двусторонних международных договоров стороны обмениваются ратификационными грамотами; при Р. многостороннего договора государства-участники сдают ратификационные грамоты на хранение какому-либо государству (депозитарию).

Что значит ратифицировать договор?

В данной статье рассмотрим, что такое ратификация договора, что она означает для того, кто ратифицировал договор, и зачем нужна ратификация.

Ратификация – это процесс придания юридической силы документы, например, договору (ратифицировать договор) путём утверждения его ответственными органами каждой из сторон. Как Вы, наверное, знаете, договоры до утверждения не имеют юридической силы, то есть являются простыми бумажками с текстом. Такие документы необязательны для исполнения. Но если речь о договорах на уровне государств, то помимо подписания договора, зачастую требуется его ратификация. Венская конвенция о праве международных договор гласит, что государство, которое подписало международный договор, должно воздержаться от действий, противоречащих его условиям до ратификации договора или её отклонения.

Говоря простыми словами, ратификация – это закрепление какого-либо договора, вплоть до международного. После ратификации стороны обмениваются ратификационными грамотами или передают их третьей стороне. Если мы говорим о международном договоре, то ратификация – это один из способов согласия государства на обязательность договора, наряду с подписанием, утверждением, принятием. Россия ратифицирует международные договоры в том случае, если это требуется в самом договоре, а также если в договоре прописаны условия, отличающиеся от законов Российской Федерации. В России ратификация осуществляется в форме федерального закона.

Ратификация – это окончательное согласие страны на обязательность для неё текста международного договора. После этого подписанный документ приобретает юридическую силу на территории государства. Обычно подобное согласие выражает Президент или Парламент.

В России ратификация происходит примерно следующим образом:

Как Вы можете заметить, процедура не самая простая.

Подведём краткий итог. Ратификация – это последняя стадия принятия международного договора. Если ратификации не произошло, то страна не обязана исполнять условия соглашения, но полностью противоречить она им тоже не может.

Читайте также: