Растительный и животный мир земли кратко 7 класс

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Как устроен растительный и животный мир нашей планеты?

Флора – совокупность видов растений Фауна - совокупность видов животных

Численность Растений 300 тысяч видов Животных 1,5 млн видов

Биоразнообразие – разнообразие видов живых организмов в биосфере Биомасса – общая масса живых организмов

Как устроен растительный и животный мир нашей планеты? Животный мир обладает бо́льшим разнообразием, а растительный мир –бо́льшей биомассой.

Как связаны животные и растения с природными условиями?

Распространение животных и растений подчинено закону географической зональности. Разные условия в разных широтах выработали у растений и животных приспособления для жизни.

Влажные экваториальные леса Жарко, влажно, сумеречно Растения теневыносливые, влаголюбивые, с большими плотными листьями. Мало трав. Животные или крупные или мелкие. Имеют приспособления для лазания.

Саванны Чётко выражены сухой и влажный сезоны Преобладают травы, деревья растут отдельно, сбрасывают листву. Много быстро бегающих травоядных животных и хищников.

Пустыни Жарко, сухо, большие суточные перепады температур У растений или нет листьев или они маленькие и жёсткие, у многих длинные корни, запасают влагу в стеблях и листьях. Много эфемеров. Животные активны в холодное время, от жары прячутся в норах, впадают в спячку.

Степи Безлесные равнины, сезонные перепады температур, засушливые Преобладают травы. Много травоядных, хищных, грызунов. Птицы гнездятся на земле. В холодный период многие впадают в спячку. Почти все степи распаханы.

Леса умеренных широт Чёткая смена времён года с холодной зимой и тёплым летом при достаточном или избыточном увлажнении Преобладает древесная растительность. Чем севернее, тем больше хвойных пород. Деревья и кустарники на зиму сбрасывают листву. У животных густой мех, многие птицы улетают на зиму.

Тундра Холодный климат с долгой зимой и малым количеством осадков Растения низкорослые, чаще стелющиеся. Многие животные спасаются от холодов под снегом, имеют тёплый мех, запас жира, впадают в спячку.

Как связаны животные и растения с природными условиями? Растения и животные выработали приспособления к разным природным условиям.

Почему флора и фауна различаются на разных материках?

Особенности развития территории

Австралия Яйцекладущие Сумчатые Древовидные папоротники

Масштабы оледенения в Северной Америке были меньше, чем в Евразии, поэтому видовое разнообразие животных и растений больше.

Почему флора и фауна различаются на разных материках? Причины различий флоры и фауны материков - их разное географическое положение, особенности развития территории, а в последнее время ещё и антропогенный фактор.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 062 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.11.2017 20309
  • PPTX 14 мбайт
  • 2865 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Смирнов Сергей Иванович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Биоразнообразие – разнообразие видов живых организмов в природе.

Биомасса – общая масса живых организмов.

2. Расскажите о связи растений и животных с природными условиями.

Растения и животные могут проживать только в определенных природных условиях. Для своего местообитания у них вырабатываются специальные приспособления. У растений и животных, обитающих в холодных условиях, есть приспособления для сохранения тепла и защиты от мороза (густой мех, подкожная жировая клетчатка, у растений небольшие размеры). В засушливых районах живые организмы приобрели приспособления для уменьшения испарения и добычи дополнительной влаги (ночной образ жизни у животных, толстая кутикула, листья-иголки, длинные корни у растений).

3. Каковы основные причины различий видового состава растительного и животного мира одной и той же природной зоны на разных материках?

Различия между флорой и фауной одной природной зоны разных материков можно объяснить тем, что живые организмы эволюционировали изолировано друг от друга. Считается, что чем раньше отделился материк от единого проматерика, тем специфичнее будет его флора и фауна. Австралия, которая раньше всех отделилась от Гандваны, имеет огромное количество эндемичных видов. Евразии и Северная Америка долго были соединены перешейком, поэтому их флора и фауна во многом схожа.

4. Почему важно сохранять биоразнообразие Земли? Какие виды человеческой деятельности приводят к его сокращению?

Чем выше биоразнообразие Земли, тем устойчивее будет биосфера. Все живые организмы связаны между собой. Исчезновение одного вида всегда отражается на других видах. Исчезновение жертвы плохо отразится на хищниках. Все виды хозяйственной деятельности, которые оказывают воздействие на среду обитания живых организмов, приводят к сокращению биоразнообразия.

Это я могу

5. Сравните животных на рисунках 48 и 49. И верблюд, и лама относятся к семейству верблюдовых. Верблюды – жители жарких пустынь, ламы – высокогорных Анд. К каким климатическим условиям вынуждены приспосабливаться и те и другие? С помощью чего?

Ламы имеют приспособления к жизни в холодных горах. В отличие от верблюдов, ламы не имеют горба, в остальном у них много общих черт: клыковидные резцы в верхней части челюсти, мозолистые подушечки на подошве раздвоенных копыт (следствие аналогичной адаптации к каменистому грунту), особенности пережевывания жвачки, которой животное, если его разозлить, плюется. Лама также может долгое время жить без воды. У них густая теплая шерсть, защищающая от холода в условиях высокогорья. В отличие от верблюдов, у лам пальцы на ногах двигаются независимо друг от друга, что придает им большую устойчивость на каменистых склонах. Благодаря этому ламы способны даже в горах передвигаться с большой скоростью.

6. Выясните, есть ли в вашей местности виды животных, занесенные в Красную книгу? Какие животные стали редки? Что можно предпринять для их охраны?

В Красную книгу Московской области занесено 20 видов млекопитающих: 4 – насекомоядных (русская выхухоль, малая белозубка, равнозубая бурозубка, крошечная бурозубка), 5 – рукокрылых (ночница наттерера, прудовая ночница, малая вечерница, гигантская вечерница, северный кожанок), 7 – грызунов (желтогорлая мышь, подземная полевка, большой тушканчик, орешниковая соня, соня-полчок, крапчатый суслик, обыкновенная летяга), 4 – хищных(бурый медведь, европейская норка, речная выдра, обыкновенная рысь). Два вида (русская выхухоль и гигантская вечерница) включены в Красную книгу Российской Федерации. В прежнем издании многие виды отсутствовали. Всего в области примерно 70 видов млекопитающих, при этом около 20 видов нуждаются в охране.

Жизнь на Земле зародилась около \(3,8\) млрд лет назад. Живые организмы активно развивались и заселили практически все уголки нашей планеты.

В биосферу входят не только сами живые организмы, но и среда их обитания: вся гидросфера, верхняя часть литосферы и нижняя часть атмосферы. Нижняя граница биосферы достигает глубины \(3\)–\(4\) км на суше и \(1\)–\(2\) км на дне океанов. Верхняя граница биосферы условно проводится по озоновому слою, который защищает от ультрафиолетового излучения все живые организмы на Земле. Споры растений и грибов заносятся на высоту до \(20\) км, а бактерии встречаются в литосфере до глубины \(4,5\) км. Максимальная толщина биосферы — \(30\)–\(40\) км.

biosfera.jpg

Большинство живых организмов обитает на границе земных оболочек (суши и воды, воздуха и суши, воды и воздуха), так как здесь формируются наиболее благоприятные условия для жизни: нужное количество света, тепла, влаги, питательных веществ.

Биомасса Земли составляет более \(2400\) млрд т. Из них \(99\) % приходится на растения. Около \(90\) % всей биомассы Земли сосредоточено на суше. Хотя биомасса Мирового океана незначительна в общей массе на нашей планете, её роль колоссальна. Живые организмы океана влияют на состав атмосферы и океанической воды, создают формы рельефа, участвуют в круговороте веществ и энергии.


Таблица “Природные зоны” по географии содержит обобщающую информацию о природных комплексах Земли. Подробная характеристика поможет структурировать информацию и лучше ее запомнить.


Что такое Природные зоны?

Природная зона определяет часть суши, в которой прослеживается одинаковый набор характеристик: климат, почва, растительный и животный мир. Природные зоны изменяются по широте с движением от экватора к полюсам. Наиболее выражены в Северном полушарии. Природные зоны могут изменяться с высотой. В горах высотой более 3000 м, четко прослеживаются изменения от широколиственных лесов до тундры и арктических пустынь.


Рис. 1. Урожай каштанов в лесостепной зоне

В таблице представлены данные о природных зонах всего мира, а не отдельных материков.

Таблица “Природные зоны” (7 класс)

Природная зона

Тип климата

Особенности климата

Растительность

Почва

Животные

января (по Цельсию)

Температура июля (по Цельсию)

Экваториальные и тропические леса

Пальмы, фикусы, лианы

Обезьяны, ленивцы, павлины, крокодилы

Кактусы, верблюжьи колючки

Песчаные и каменистые грунты

Змеи, ящерицы, пресмыкающиеся

Саванны и редколесья

Бамбук, секвойя, баобаб

Жираф, гиппопотам, носорог, тигр

Жестколистные леса и кустарники

Пихта, ольха, осина, олива

Косуля, зубр, выхухоль

Злаки, ковыль, перекати поле

Суслик, сурки, волк, орел

Береза, каштан, дуб

Волк, лисица, заяц, кабан

Широколиственные и смешанные леса

Сосна, дуб, береза, клен, липа

Кабан, бобер, норка, куница

Ель, сосна, лиственница

Медведь, волк, рысь, глухарь

Низкорослые березы и ольха

Лось, песец, заяц северный

Мхи и лишайники

Северный олень, песец, лемминги

Мхи и лишайники изредка

Зона вечной мерзлоты

Белые медведи, тюлени, моржи

Самый жаркий и сухой климат в пустынях. Зимой здесь может наблюдаться как положительная температура, так и отрицательная. Жарко и с небольшим годовым количеством осадков в степях. Они имеют самую плодородную почву – черноземы. Самое большое количество осадков наблюдается в жарких экваториальных вечнозеленых лесах.


Рис. 2. Растения пустынь

Самые холодные зоны – это тундра и зона арктических пустынь. Здесь очень продолжительная зима (более 9 месяцев), низкие температуры и короткое лето. Полгода длится полярная ночь, когда солнце появляется на небе всего на пару часов, и полгода – полярный день, когда в течении суток солнце не заходит за горизонт.

которые читают вместе с этой





Рис. 3. Природа Огненной Земли в Южной Америке

Что мы узнали?

Тип природной зоны сильно зависит от набора характеристик: климата, почвы, растительного и животного мира. Намного проще запомнить информацию, если представить ее в виде таблицы. С ее помощью можно узнать какая природная зона самая холодная, самая теплая, а в какой наблюдается больше всего осадков.

Говоря о том, что такое флора и фауна, следует воспринимать оба понятия, как взаимосвязанные элементы. Растительный и животный мир обладают определенными особенностями в зависимости от местности. Благодаря им обеспечивается сбалансированная экология на территории. Во всем мире специалисты, ученые постоянно контролируют животный и растительный мир. Они плотно сотрудничают с экологами, в случае угрозы вымирания одного из видов разрабатывается четкий план по восстановлению жизнедеятельности природных элементов.

Несмотря на взаимосвязь, флора и фауна обладают рядом различий и сходств. Оба понятия характеризуют живые организмы, которые относятся к классу эукариотов. Каждый материк, например, Америка, Евразия или Австралия, имеет свои уникальные подвиды природы. Зачастую возникает вопрос — флора — это растения или животные? Следует запомнить, что к флоре относится вся растительность, а любое животное — это фауна.

Что такое флора и фауна — определение кратко

Рассмотрим подробно понятия флора и фауна — что это такое?

Что такое флора и фауна — определение кратко

Фауной называют все виды зверей, которые обитают в определенной местности, входят в ее экологическую систему. Следует учесть, представители животного мира, проживающие в зоопарке или у людей, не относятся к фауне. Смысл понятия не только систематический, но и географический. Принято говорить о фауне определенного региона — фауна Антарктиды или России. Систематически выделяют несколько видов фауны:

  • орнитофауну – это все виды птиц;
  • энтомофауну – насекомые, присущие определенной области, материку, региону;
  • ихтиофауну – рыбы и другие подгруппы.

Флору представляет вся растительность на планете. Теория гласит, что к флоре региона относится каждый вид растений, который произрастает на его территории в определенных условиях. К флоре не относят класс оранжерейных, комнатных растений.

Чем отличается флора от фауны

Различия между терминами флора и фауна — что это? Перечислим основные отличия между растительным и животным миром:

  • Оба понятия используются для характеристики живой природы конкретного географического региона.
  • К флоре относятся растения, к фауне – животные.
  • Флора состоит из автотрофных, аморфных организмов. Это класс луговых, цветущих, нецветущих, лесных растений. Фауна – это все виды гетеротрофных, подвижных элементов природы, начиная от рептилий, заканчивая хищниками.
  • Растительность использует минеральные вещества, чтобы создать для себя ряд органических соединений, способствующих росту и развитию. Для животных характерно питание готовыми органическими веществами.
  • Вся растительность обладает клеточными стенками, хлоропластами. У представителей животного мира они отсутствуют.

Грибы это флора или фауна, что такое флора и фауна, определение

Итак, мы ответили на вопрос, что значит флора и фауна, однако к какому классу следует отнести грибы? Ученые не причисляют их ни к одному из классов. Грибы – отдельное царство, их нельзя причислить к растениям или животным. Они не относятся ни к фауне, ни к флоре.

Ранее, в античное время, ученые выделяли только две группы живых организмов – группу животных и группу растений. С развитием науки был выделен третий класс, к которому отнесли простейшие организмы и бактерии. Грибы были выделены в отдельную группу только в семидесятых годах. Они не содержат хлорофилл, не способны осуществлять фотосинтез. Грибы не способны к поглощению углекислого газа, поэтому они не могут расти за счет переработки минеральных веществ, как растения.

Читайте также: