Расстановка приоритетов в тайм менеджменте кратко

Обновлено: 07.07.2024

Меня зовут Юлия Корес, я автор Telegram-канала Life as a project, сегодня я описываю популярные методы тайм-менеджмента и делюсь подборкой книг по теме.

Лишь единицы из моего окружения занимаются планированием и целеполаганием. Хотя мы все выходим в жизнь с приблизительно одинаковыми способностями, материальным состоянием и происхождением (привет, пост-советское воспитание!), через какое-то время становится заметна разница между уровнем жизни бывших одноклассников, однокурсников и коллег.

В этой статье, я обещала рассказать про способ приоритизация задач по матрице Эйкзенхауэра, но решила заодно описать и другие основные методики управления временем.

Многие люди откладывают реализацию своих желаний на будущее, ссылаясь на постоянную занятость работой или учебой. С каждым годом, жизнь становится все быстрее, и в этом стремительном темпе очень легко потеряться, лишиться желания принимать какие-то решения вообще. Именно умения мечтать, ставить цели и приоритеты, а затем планировать свою жизнь отличает успешных людей от остальных - потерянных во времени и жизни.

Лишь единицы из моего окружения (и вашего тоже) занимаются планированием и целеполаганием. Хотя мы все выходим в жизнь с приблизительно одинаковыми способностями, материальным состоянием и происхождением (привет, пост-советское воспитание!), через какое-то время становится заметна разница между уровнем жизни бывших одноклассников, однокурсников и коллег.

Как приблизиться к тем, кто достиг больше? Научиться управлению временем. Внедрив планирование в свою жизнь, вы сразу почувствуете в себе способность смотреть наперед, хотеть большего и добиваться ощутимых результатов.

Планирование в равной степени необходимо всем - и бизнесменам, и творческим личностям, и офисным сотрудникам. Ответственный подход и уважение к каждому часу вашей жизни позволит высвободить колоссальные временные ресурсы для создания той жизни, которую хотите вы. Тайм-менеджмент – лучший способ сократить путь от момента появления идеи до ее реализации.

Time-management или управление временем – это комплекс методик, направленных на выработку навыков по эффективной организации личного времени. Техники управления временем помогают справляться со множеством дел в короткие сроки, соблюдать баланс между работой и личной жизнью, избавиться от хронической усталости и быстрее достигать целей.

Про управление временем создано множество книг и курсов. Я прочитала многие книги и прослушала несколько лекций, а также больше года внедряла описанные в них методы в свою жизнь. Могу порекомендовать эти книги:

Но в целом, суть time-management везде одинакова, разница лишь в подаче информации. В этой статье я расскажу основные методы управления временем, которые повторяются в каждом издании по этой тематике.

Наука управления временем состоит из системы принципов. Данные принципы служат фундаментом любой методологией управления временем:

На основе теоретических принципов было создано множество методов и инструментов по управлению временем. Перечисляю самые эффективные из них.

Матрица Эйзенхауэра – известная концепция выделения приоритетов, рекомендованная президентом США Д.Эйзенхауэром. Этот подход помогает не запутаться в большом списке дел, с помощью сортировки задач по важности и срочности. Важность дела определяется его влиянием на достижение цели, а срочность – привязанностью к конкретному времени или дате.

Каждое дело необходимо распределить по 4 приоритетам:

Прежде всего следует выполнять дела первого приоритета, затем – второго. Задачам третьего приоритета можно посвятить остаток дня или делегировать их другим. Этот метод можно использовать с помощью выделения задач по цветам, как в приоритетах планировщика ToDoist, о котором я рассказывала тут.

Приоритет — это одно из ключевых понятий , которое означает первоочередность или особую важность. Например:

  • Приоритетная задача — эта задача, которую нужно выполнять в первую очередь.
  • Приоритетная цель — это цель, на которой следует сосредоточиться прежде всего.
  • Приоритеты в жизни — это ценности (работа, семья ), которым человек собирается уделять основное внимание.

Примеры расстановки приоритетов

Необходимость расставлять приоритеты — это один из главных принципов , а также любого планирования и управления вообще. Его соблюдение помогает человеку действовать максимально эффективно и достигать наилучших результатов с минимальными усилиями.

Примеры

Чтобы лучше понять, что представляет собой расстановка приоритетов, давайте разберем несколько очень простых примеров из жизни:

Пример 1. Человек уезжает на несколько дней в командировку. Через пять минут за ним должно приехать такси и отвезти его в аэропорт. За это время он успеет либо помыть посуду, либо полить цветы. Что важнее?


Приоритетная задача: полить цветы. С посудой за эти дни ничего не случится, а цветы могут погибнуть.

Пример 2. Человек зашел в супермаркет, чтобы купить ребенку молока, а себе — острой приправы к мясу. Внезапно он обнаружил, что денег хватит только на одно. Что лучше купить?


Приоритетная задача: купить молока. Приправа не является необходимым.

Пример 3. Менеджер по продажам собрался почистить корпоративную почту от спама. В этот момент ему позвонил постоянный клиент и попросил принять заказ. Чем сейчас следует заняться?


Приоритетная задача: принять заказ. Это основная обязанность менеджера.

Пример 4. Молодой человек окончил университет. Он поставил перед собой две краткосрочных цели: найти высокооплачиваемую работу по специальности и собрать денег на первичный взнос по ипотеке. О чем он должен думать в первую очередь?


Приоритетная цель: найти работу. Без этого вторая цель вряд ли осуществима.

Заметим, что все перечисленные выше примеры однозначные и даже немного утрированные: в них сразу понятно, что важно, а что нет.

Для чего нужно расставлять приоритеты

Расстановка приоритетов — это универсальный принцип . Он отлично работает на всех уровнях планирования: от выполнения ежедневных дел, до определения жизненной стратегии.

Вот основные преимущества, которые дает этот принцип:

1. Эффективное использование ресурсов. Наши запасы времени, сил и других ресурсов всегда ограничены. Выполняя свои задачи, мы постепенно устаем, теряем мотивацию и начинаем хуже думать. В сутках у нас только 24 часа, из которых 8 часов приходится на сон. Кроме того, нам постоянно не хватает денег, материалов, инструментов, рабочих рук

Расстановка приоритетов позволяет распоряжаться этими ресурсами с максимальной пользой. Мы не растрачиваем их на мелочи, а направляем на выполнение самых важных для нас задач.

2. Улучшение результатов. Стоящие перед нами задачи очень неоднородны: некоторые оказывают большое влияние на нашу жизнь, другие — почти ни на что не влияют. Если мы, например, овладеем новым профессиональным навыком, это благоприятно отразится на нашей карьере. А если мы протрем пыль с тумбочки, то в нашей жизни вряд ли изменится.

Сосредоточившись на тех задачах, которые сильнее всего влияют на нашу жизнь, мы можем добиваться более высоких результатов и быстрее достигать своих целей.


Расстановка приоритетов помогает нам сосредоточиться на тех сферах, которые для нас являются самыми важными. Благодаря этому, мы можем получать от жизни именно то, чего действительно хотим.

Критерии приоритетности

Не существует единственно правильного способа расстановки приоритетов: каждая ситуация требует своего подхода. Например, в одном случае логичнее начинать работу с самой срочной задачи, в другом — с самой важной, а в третьем — с самой приятной.

Чаще всего в используются следующие критерии приоритетности:

Важность

Однако в важными обычно считаются те цели и задачи, которые помогают человеку менять свою жизнь в нужном направлении. Отсюда следуют два определения:

Вот еще примеры того, как меняется важность целей в контексте разных ценностей:

Важность целей в контексте разных ценностей

Если цель не соответствует ценностям, ее достижение не принесет человеку удовлетворения. Она, конечно же, изменит его жизнь, но изменит совсем не так, как ему хотелось бы.

2. Важная задача — это задача, которая направлена на достижение главных целей или опять же, соответствует главным ценностям.

Важность задач в контексте целей и ценностей

Важность — это главный критерий приоритетности, поскольку он непосредственно влияет на нашу жизнь.

Срочность

Срочность задачи определяется крайним сроком ее выполнения (дедлайном). Невыполнение задачи к этому сроку приведет к неприятностям, упущенной выгоде или к тому, что задача потеряет актуальность.

  • Если его нужно сдать через час — это очень срочная задача.
  • Если к вечеру — просто срочная.
  • Если через три дня — менее срочная.
  • Если его можно не писать — не срочная.

Задача может и не иметь конкретного срока, но все равно быть срочной. Например, если у нас сломался холодильник, его нужно отремонтировать как можно скорее (иначе могут испортиться продукты). У таких задач дедлайн как бы уже наступил и чем раньше мы их выполним, тем лучше.

Вот еще примеры:

Определяем срочность задач

Срочность и важность используется в матрице Эйзенхауэра — самой популярной технике расстановки приоритетов.

Затраты

Затраты — это количество времени, сил, денег и других ресурсов, необходимых для выполнения задачи или достижения цели. При прочих равных приоритетным будет считаться тот вариант, где эти затраты окажутся самыми низкими.

Например, мы хотим купить книгу. Она продается в двух по одинаковой цене — 750 рублей. Но в первом магазине доставка книги в наш регион стоит 350 рублей, а второй магазин доставляет книгу бесплатно. Естественно, нам лучше выбрать второй магазин.

Ожидаемые результаты

Критерий показывает, насколько выгодным будет выполнение той или иной задачи.

Например, мы хотим разместить рекламу своих услуг в социальной сети. Мы нашли три группы с подходящей тематикой, с одинаковой вовлеченностью читателей и одинаковыми ценами на рекламу. Но у первой группы аудитория 20 000 человек, у второй — 30 000, а у третьей — 50 000. Предпочтительнее выбрать третью группу, поскольку кликов по рекламе в ней наверняка будет больше.

Эффективность

Эффективность — это соотношение двух предыдущих критериев: ожидаемого результата и ожидаемых затрат.

Что такое эффективность

Давайте еще раз возьмем пример с рекламой в социальных сетях. На этот раз представим, что у каждой группы своя цена на рекламу. Посчитаем эффективность размещения объявления в каждой группе:

Пример рассчета эффективности

Оценивать свои задачи по эффективности обычно гораздо полезнее, чем просто по затратам или результатам. Этот критерий хорош тем, что помогает достигать целей с минимальными усилиями.

Хотя этот критерий полностью субъективен, он отлично подходит для повышения личной эффективности. Использовать его можно двумя прямо противоположными способами:

Экологичность

Экологичность — это соответствие цели или задачи нашим ценностям, моральным принципам или характеру. Если цель не экологична, ее достижение может негативно отразиться на нашем внутреннем состоянии.

Например, если неисправимый интроверт станет владельцем компании, ему придется постоянно общаться с подчиненными, клиентами, деловыми партнерами От этого он вряд ли станет более счастливым.

Этот критерий может применяться и для расстановки приоритетов в жизни, и для определения главных целей. Тут все просто: чем экологичнее наш выбор, тем лучше мы себя чувствуем и тем больше мы своей жизнью удовлетворены.

Специфические критерии

К ним относятся те критерии приоритетности, которые имеют очень узкую и конкретную область применения. Они не подходят для оценки обычных целей и задач, а используются лишь в определенных жизненных ситуациях, связанных с выбором: покупкой машины, поиском новой работы, поиском сотрудников

Предположим, мы решили снять жилье. На наш выбор могут повлиять следующие факторы:

  • Стоимость аренды;
  • Площадь квартиры;
  • Планировка;
  • Расстояние до работы;
  • Наличие определенных удобств (балкона, кондиционера);
  • Внешний вид дома или района;
  • Личность владельца

Иногда решающим для нас может быть лишь один из этих критериев (например, цена), а иногда особая комбинация из различных характеристик. В некоторых случаях удобно использовать специальные техники выбора, например, метод многокритериальной оценки.

Методы расстановки приоритетов

В настоящее время существуют десятки (если не сотни) способов расстановки приоритетов. Здесь перечислены лишь те из них, которые чаще всего используются в личном . Для удобства список поделен на две части: в первой части мы рассмотрим методы приоритизации задач, а во второй — методы приоритизации целей и ценностей.

Заметим, что все эти методики носят скорее рекомендательный характер. Окончательное решение по расстановке приоритетов всегда остается за самим человеком.

Приоритизация задач

Описанные здесь техники помогают наводить порядок в текущих делах, эффективно планировать свой день и выявлять первоочередные задачи в различных проектах. Техники расположены в порядке возрастания сложности начиная с наиболее простых.

1. Самая важная задача. Определяем самую важную на данный момент задачу и выполняем ее. Затем определяем следующую самую важную задачу

Метод СВЗ — это самый простой и естественный для человека способ расстановки приоритетов, которым многие пользуются интуитивно. Обычно эту технику выполняют мысленно, не делая никаких записей.

Метод MIT (метод самой важной задачи)

2. Метод Шваба (метод Айви Ли). Тоже очень простой способ: составляем список дел, нумеруем их в порядке важности и именно в таком порядке выполняем. Часто советуют планировать не более шести задач, но это, на наш взгляд, не принципиально.

Пример расстановки приоритетов по методу Айви Ли

3. Метод . Планируем за один раз только 9 задач: одну очень важную, три средней степени важности и пять второстепенных. Выполняем их в порядке важности.

Метод 1-3-5: пример

Пример заполнения матрицы Эйзенхауэра

Здесь тоже используются две шкалы: по одной оценивают усилия, необходимые для выполнения задачи, а по другой — влияние этой задачи на общий результат (например, на достижение целей). Приоритетными считаются те задачи, которые помогают получать максимальный результат с минимальными усилиями.

Пример заполнения матрицы

6. Метод АБВГД. Суть этой техники в том, чтобы оценить последствия выполнения или невыполнения каждой задачи. Задачи разбивают на пять групп и каждой группе присваивают свою букву:

  • А — очень важные дела. Их выполнение или невыполнение повлечет за собой серьезные последствия.
  • Б — обязательные дела. Тоже имеют последствия, но не такие существенные.
  • В — необязательные дела, которые хотелось бы сделать. Особых последствий не имеют.
  • Г — то, что лучше делегировать (поручить другим).
  • Д — то, что лучше не делать вообще.

Затем задачи нумеруются в пределах своей группы: самая важная — А1, вторая по важности — А2

Метод АБВГД: пример

Для реализации этого подхода в есть специальная техника — . Суть ее в следующем:

  • Составляем список дел.
  • Расставляем дела в порядке их важности.
  • Первые 15% задач обозначаем буквой, А, следующие 20% — буквой Б, а остальные — буквой В.
  • Распределяем свое время так, чтобы на задачи, А приходилось 65% времени, на задачи Б — 20% времени, а на задачи В — оставшиеся 15%.

8. Метод многокритериальной оценки. Полезен в тех случаях, когда перед нами стоит сложный выбор. Например, мы решили купить новую стиральную машину, но не знаем, какую лучше взять. В такой ситуации можно оценить доступные модели стиральных машин сразу по нескольким критериям и выбрать наиболее приемлемый вариант.

Метод работает так:

Такие расчеты удобнее всего выполнять в электронных таблицах (Excel, LibreOffice Calc ).

Приоритизация целей и ценностей

Свои приоритетные цели и ценности люди обычно определяют интуитивно, и в большинстве случаев такой подход вполне оправдан. В сложных ситуациях можно воспользоваться одной из перечисленных ниже техник.

1. Матрица целей и ценностей. Техника похожа на метод многокритериальной оценки (см. выше). Она помогает понять, какие цели для нас действительно важны, а какие не очень. Алгоритм следующий:

Определить ее можно так:

  • Рисуем на листочке все свои цели в виде блоков.
  • Определяем, как они связанны друг с другом и обозначаем эти связи стрелочками. Слабое и косвенное влияние можно показать пунктирной линией.
  • Анализируем, на какое количество других целей влияет каждая отдельная цель.

3. Колесо жизненного баланса. Техника помогает выявить те сферы, над которыми следует работать для достижения гармонии в жизни.

Колесо жизненного баланса

5 правил расстановки приоритетов

У расстановки приоритетов, как и у других методов , тоже есть свои подводные камни. Вот несколько правил, которые помогут избежать серьезных ошибок в планирование:

1. У расстановки приоритетов должна быть цель. Задачи не являются приоритетными сами по себе: они становятся приоритетными только в контексте конкретных целей и ценностей. Если мы не знаем, для чего расставляем приоритеты, этот метод превращается в бессмысленный ритуал.

2. Ищите свою технику. В нет универсальных решений: у каждой техники есть свои достоинства и недостатки, а также своя область применения. Например, метод вряд ли подойдет тем, у кого бывает по 20–40 дел ежедневно, а матрица Эйзенхауэра вряд ли будет уместна в серьезных . Старайтесь найти такую технику расстановки приоритетов, которая подходит для решения именно ваших задач.

3. Не верьте первому впечатлению: оно может оказаться ошибочным. Например, все новые дела обычно кажутся нам более важными, чем старые, а срочные — более важными, чем несрочные (зачастую это совсем не так). Поэтому всегда старайтесь рационально обосновать решение по каждой задаче.

4. Все задачи не могут быть приоритетными, иначе расстановка приоритетов теряет всякий смысл. Рекомендуется особо выделять не более 20–30% от общего числа задач.

5. Не забывайте о балансе. Некоторые люди впадают в другую крайность: они выбирают одну цель или одну задачу и отбрасывают все остальное. Однако наша жизнь редко сводится к одной цели. Расставляя приоритеты, мы должны стараться сохранять баланс между важными для нас сферами.

Фото: Pixabay

Если постоянно заваливает работой и домашними делами, возможно, стоит пересмотреть подход к планированию. Управление временем — целая наука. Рассказываем, как работает тайм-менеджмент и как управлять своим временем

Что такое тайм-менеджмент

Экономист Питер Друкер писал, что менеджмент будет все больше выходить за рамки коммерческих предприятий, где появился в попытке организовать производство вещей.

Тайм-менеджмент — это техники и методы для управления временем. Это самоорганизация и управление собой. Тайм-менеджмент помогает человеку или компании планировать время и экономить ресурсы.

Например, если завалило работой, а вы не знаете, за что браться в первую очередь, следует расставить приоритеты. Матрица Эйзенхауэра помогает разобраться, какие задачи срочные и важные, а какие просто отвлекают.

Чем больше задуманного мы успеваем сделать, тем лучше качество нашей работы и жизни в целом. А в условиях цифровой трансформации и ускорения изменений, четкое распоряжение временем помогает сохранять фокус на целях и не отклоняться от курса.

Принципы тайм-менеджмента

Практически все существующие методы управления временем состоят из трех компонентов: приоритизации, планирования и структурирования.

  1. Приоритизация. Чтобы выполнить задачу, нужно определить, насколько она срочная, сложная и важная, и только потом приступить к ее выполнению.
  2. Планирование. Чтобы выполнить задачу, нужно разобраться, когда ее следует сделать и сколько времени на это уйдет.
  3. Структурирование. Чтобы выполнить задачу, нужно понять, как отслеживать ее выполнение и результаты.

Большая часть техник тайм-менеджмента опирается на структурирование и приоритизацию, и только малая часть — сложная комбинация всех трех принципов. Мы разберем 15 лучших методов тайм-менеджмента: от простых техник к сложным системам управления.

Лучшие методы тайм-менеджмента

1. Подготовка с вечера

Подготовка с вечера подойдет тем, кому трудно вставать рано утром — совет психолога Ника Уигнала [1]. Записывайте рабочие и личные задачи на завтра в конце рабочего дня. Так вы поймете свою нагрузку заранее и распределите задачи без утренней спешки. Можно готовить вечером план задач, рабочую одежду или обед с собой, если вы работаете вне дома.

План задач на завтра можно составлять в блокноте на бумаге или в приложении

2. Хотя бы N минут

Фото:РБК Тренды

3. Дедлайны

5. Мелкие задачи

Это полная противоположность предыдущему методу. Делайте мелкие задачи — на 1–2 минуты — первыми, по возможности в тот же момент. Например, проверьте почту и оборудование, отправьте запросы или раздайте задачи. Это правило взято из метода Getting Things Done (GTD) бизнес-тренера Дэвида Аллена [5].

6. Автофокус

7. Сделайте это завтра



8. Деление большой задачи

9. Одна задача в один промежуток времени

Многозадачность в интеллектуальном труде не работает. В 2009 году исследователи из Университета Стенфорда провели эксперимент [8]. Они выяснили, что когда человек делает несколько интеллектуальных дел одновременно, например, читает и разговаривает по телефону, то хуже запоминает и содержание разговора, и прочитанное. При этом не может определить, какая информация была важной, а какую можно было опустить. Если человек работает только над одним делом в один промежуток времени, он лучше справляется с задачей и хорошо запоминает информацию.

10. Методы фиксированного времени

Сюда относят методы работы по таймеру. Если завести привычку работать по таймеру, вы будете знать цену своему времени, работать продуктивнее, научитесь управлять ожиданиями, натренируете силу воли и предотвратите выгорание.

Чаще всего таймер Pomodoro выглядит так

Если хотите попробовать методы на практике, помните, что в них одинаково важны не только промежутки работы, но и промежутки отдыха. Чтобы методы работали, важно отдыхать и возвращаться к задаче в установленное время.

11. Принцип девяти дел

12. Канбан

Канбан — это метод организации работы, чтобы распределять нагрузку между людьми и делать работу точно в срок. Метод помогает видеть нарастающий темп работы и ничего не забывать.

Фото:Shutterstock

13. Хронометраж

Экономист и автор книг по тайм-менеджменту Глеб Архангельский считает, что в основе планирования — понимание, где время расходуется эффективно, а где не очень. Архангельский предлагает планировать в три этапа.

  • Зафиксировать. В течение нескольких недель раз в один-два часа фиксируйте выполненные задачи и время, которое понадобилось на их выполнение. Дела на две-три минуты можно опустить. Цель этапа — фиксация, стороннее наблюдение за собой.
  • Найти важное. По прошествии этих недель отметьте в той же тетради, когда время было потрачено с пользой, когда можно было сделать задачу быстрее, а когда время пропало впустую.
  • Планировать. Скорректируйте расписание и процесс работы на основе своей статистики.

14. Матрица Эйзенхауэра

Система ведения дел и приоритизации, которую придумал 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр в середине XX века. Все текущие и будущие дела распределяют по четырем категориям матрицы в зависимости от их срочности и важности. Матрицей сложно пользоваться постоянно, но можно периодически к ней возвращаться, если завалило работой и домашними делами. Вот как ей пользоваться.

Матрица Эйзенхауэра

15. Тайм-менеджмент по хронотипу

Метод подойдет тем, кто хочет составить для себя идеальный распорядок дня. Кандидат медицинских наук и клинический психолог Майкл Бреус считает [12], что существует четыре хронотипа. У каждого из них свое идеальное время для пробуждения, пик продуктивности и режим сна:

Бреус считает: если подстроить личное и рабочее расписание под собственные биоритмы, качество жизни станет намного лучше.

Приложения для управления временем

Эти приложения пригодятся, чтобы управлять задачами. Они подходят для большинства методов тайм-менеджмента из нашего списка.

Стремительный темп жизни и ограниченные временные рамки часто мешают достигать поставленных целей. Чтобы не путаться в бесконечных потоках информации, нужно научиться планировать рабочий день, правильно расставлять приоритеты. Именно это умение отличает успешных бизнесменов от остальных и является одним из главных требований престижных работодателей.

Что такое тайм-менеджмент

Time-management – комплекс методик, направленных на выработку навыков по эффективной организации личного времени. Предусмотренные им инструменты помогают успевать справляться с множеством дел в короткие сроки, избавиться от хронической усталости, давления временных ограничений и вечных стрессов. При правильном применении рекомендуемых техник существенно улучшается результативность труда, находится время на отдых.

Различные системы тайм-менеджмента тренируют осознанный контроль над количеством времени, затрачиваемым на выполнение задач, позволяют оптимально распределить работу, способствуют профессиональному и личностному росту.

Практики включают обширный спектр действий:

  • постановка целей;
  • планирование рабочего дня;
  • распределение личного времени;
  • приоритизация задач;
  • управление ресурсами;
  • разработка действенных стратегий;
  • формирование списков; ;
  • определение, фиксирование, анализ временных затрат.

закон тайм менеджмента

Закон тайм-менеджмента

Преимущества применения тайм-менеджмента

Сотрудник, владеющий методиками тайм-менеджмента:

  • развивается в разных сферах деятельности;
  • правильно распоряжается собственными временными ресурсами;
  • продуктивно работает в любых ситуациях;
  • четко выделяет цели в порядке приоритетности;
  • избегает ненужных ошибок;
  • не отвлекается на посторонние вопросы и проблемы;
  • выполняет задачи на порядок быстрее коллег;
  • справляется с делами в минимальные сроки;
  • менее других подвержен стресс-факторам;
  • поддерживает благоприятную атмосферу в коллективе;
  • уделяет достаточно внимания семье, отдыху, хобби, самосовершенствованию.

убийцы времени

Реальные "убийцы" времени

На уроках освещаются следующие темы:

  1. Предпосылки, цели, основные этапы управления временем.
  2. Целеполагание, определение приоритетных и второстепенных задач, структура временного ресурса.
  3. Планирование дел: выделение перспектив, просчет шагов, составление эффективного плана действий.
  4. Системы управления временным ресурсом.
  5. Инструменты, хитрости и приемы, повышающие личную эффективность.

Компаниям, практикующим данные методики, удается сформировать работоспособный коллектив, ориентированный на главные цели. Это исключает пустую, бесполезную трату времени, способствует достижению максимальных результатов при минимальных усилиях и временных затратах.

Также планирование помогает преодолеть основные барьеры, затрудняющие своевременное выполнение задач:

Согласно правилам тайм-менеджмента, производительность увеличивается не за счет скорости или большего объема работ. Результативность растет благодаря исключению сотен мелких, бессмысленных дел, разграничению личного и рабочего, устранению хронофагов – отвлекающих объектов, мешающих основной деятельности.

тайм менеджмент высказывание

Высказывание Сенеки о планировании времени

Запуская какой-либо бизнес в сфере e-commerce, в первую очередь необходимо постараться создать эффективную команду, от которой во многом зависит дальнейшая прибыль, популярность, успешность, конкурентоспособность проекта. В некоторых фирмах есть отдельная должность тайм-менеджера. Этот специалист обучает сотрудников самоорганизации и планированию.

Главные принципы управления временем

Наука управления временем состоит из системы принципов. Данные положения служат фундаментом любого инструмента, применяемого в рамках time-management:

тайм менеджмент

Правила тайм-менеджмента

Планирование – залог успеха. Большинство успешных людей планирует день поминутно.

Эффективные методы планирования

От теоретических основ перейдем к непосредственной практике и разберем эффективные инструменты тайм-менеджмента, которые применяются в различных бизнес-сферах.

Матрица Эйзенхауэра

Матрица Эйзенхауэра – известная концепция тайм-менеджмента для выделения приоритетов. Основное предназначение методики – грамотная сортировка дел по категориям срочности и важности. Подход, рекомендованный президентом США Дуайтом Эйзенхауэром, помогает не запутаться в бесконечном списке задач, легко выделяя главное.

Важность дела определяется его влиянием на бизнес, срочность – привязанностью к конкретной дате/времени. Каждое дело необходимо занести в матричную схему и распределить по отдельным колонкам, соответствующим характерному типу:

Прежде всего следует выполнять дела, отнесенные к первому типу, затем – ко второму. Задачам третьего типа можно посвятить оставшуюся часть дня или перепоручить их подчиненным. Такая последовательность предотвратит кризисные ситуации, несущие ущерб для бизнеса, даст проекту новые возможности развития. Старайтесь не допускать, чтобы важные дела перетекали в сектор срочных.

Матрица Эйзенхауэра

Матрица Эйзенхауэра

ABCDE

К задачам из каждого последующего уровня необходимо приступать только после завершения предыдущих. Желательно ставить дедлайны, планируя окончание каждого процесса к определенному времени.

SMART

После формулировки основной цели следует конкретизировать подзадачи. Для этого отлично подходит метод SMART.

Локальная цель должна соответствовать ряду критериев:

  1. Specific – конкретика.
  2. Measurable – измеримость.
  3. Attainable – достижимость.
  4. Relevant – актуальность (истинность).
  5. Time-based – временная ограниченность.

Задачи, сформулированные по методу SMART, проще выполнять: в их описании содержатся конкретные требования. Двигаясь к крупной миссии с помощью последовательных действий, можно существенно сократить время на выполнение работы.

SMART планирование

Постановка целей по SMART

Практический пример. Маркетологу коммерческой фирмы необходимо до конца 2019 года поднять продажи на территории Украины до 30%. Разбиваем глобальную цель на SMART-задачи, проставляя сроки выполнения:

  • провести пиар-акции до 31.07;
  • пересмотреть вопрос ценообразования до 30.06;
  • запустить масштабную рекламную кампанию в печатных СМИ, интернете до 31.08.

Получаем четкий план действий.

Принцип Парето

Практически 4/5 потраченных сил не оказывает влияния на ход дела. Чтобы оптимизировать деятельность, нужно найти 20% эффективных действий и сосредоточиться на них, отсеяв ненужное. Минимум ключевых шагов позволяет не растрачивать лишнюю энергию и время, быстрее достигать запланированных целей.

Диаграмма Ганта

Оптимальный способ наглядной фиксации планов – диаграмма Ганта. Метод предполагает визуальное отображение дел в виде календаря с указанием сроков, продолжительности и порядка выполнения. Используя такую диаграмму, можно составлять планы на текущий день, год, месяц или несколько лет вперед, контролировать этапы реализации. Однотипные действия группируются в один пункт, объемные – разбиваются на последовательные.

Диаграмма Ганта

Пример диаграммы Ганта

Инструмент назван в честь кухонного таймера. Его суть – в максимальной концентрации внимания, которая необходима для выполнения работы в сжатые сроки. Например, написать отчет, разработать макет дизайна, составить письмо для e-mail рассылки клиентам.

  1. Сформулируйте четкое задание.
  2. Выставьте таймер на 25 минут.
  3. Не прерывайтесь до звукового оповещения.
  4. Устройте пятиминутный перерыв.
  5. Приступайте к очередному раунду.
  6. После каждого 4-го этапа отдыхайте 15-20 минут.

Метод Помидора

Интеллект-карты

Mind maps – разработка известного писателя Тони Бьюзена. Такие карты помогают эффективно структурировать информацию, способствуют мышлению с полным задействованием интеллектуального и творческого потенциала. Они полезны для проведения мозговых штурмов, самоанализа, разработки сложных проектов, планирования времени.

Интеллект-карты активно применяют в офисах коммерческих компаний. На них рисуют знаки, символы и картинки, наглядно демонстрирующие план и детали рабочего дня. Основная идея разбивается на уровни и подуровни, отражая четкую стратегию действий.

Пирамида Франклина

Система планирования по Бенджамину Франклину – отличный помощник в качественном распоряжении временем. Ее используют в жизни и в бизнесе.

Согласно пирамиде, жизненные или рабочие цели распределяются по отдельным пунктам, имеющим определенную степень важности:

  1. Фундамент – главная миссия, ценности и ориентиры, вектор направления движения.
  2. Глобальная цель.
  3. Генеральный план реализации идеи, промежуточные задачи.
  4. Долгосрочный план на 1-5 лет с точными сроками исполнения.
  5. Краткосрочный план на неделю/месяц.
  6. Ежедневный план.

Четкое планирование каждого дня, неизменное следование плану, постоянный анализ и корректировки служат залогом максимально эффективной работы.

Пирамида Франклина

Пирамида Франклина

Подведем итоги, сделав выжимку из основополагающих правил тайм-менеджмента:

  • концентрируйтесь на первостепенном;
  • последовательно переключайтесь между заданиями, не хватаясь за все одновременно;
  • отдыхайте, делайте перерывы;
  • учитывайте биоритмы;
  • фильтруйте входящую информацию;
  • оборудуйте комфортное рабочее место;
  • ограничивайте перфекционизм;
  • мотивируйте себя;
  • анализируйте опыт.

Выводы

Временной ресурс – ключевая ценность для человека, которую невозможно купить, накопить, восполнить. Не тратьте его впустую, смотрите на каждый новый день, как на возможность. Умение управлять временем не ограничивает свободу, а создает ее.

Планирование в равной степени необходимо бизнесменам, офисным сотрудникам, менеджерам, руководителям, творческим личностям, домохозяйкам. Ответственный, серьезный подход к режиму дня позволит высвободить колоссальные временные ресурсы, использовать их для насыщенной, полноценной жизни, развития личной продуктивности. Тайм-менеджмент – верный способ сократить путь от момента появления идеи до ее реализации.

Читайте также: