Расскажите о сюжетах наскальной живописи и первобытных рельефов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д. Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.




Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.

И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5—2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д. Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.

И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5—2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

Искусство наших предков было представлено в следующих ключевых видах:

  • живопись (наскальные рисунки, выполненные в цвете при помощи минеральных красок);
  • графика (изображения и силуэты);
  • декоративное искусство (резьба, выполненная на таких материалах как камень или кости);
  • скульптуры (фигуры, которые лепились из глины или высекались из камня);
  • рельефы и барельефы.

Большая часть известных современной исторической науке пещерных рисунков – это сцены охоты, изображения людей, животных, а иногда –полулюдей-полуживотных.

Эти рисунки сообщают нам об особенностях верований древних людей. Наши первобытные предки верили, в частности, в существование сверхъестественных связей между человеком и животным, считали, что можно повлиять на поведение последних посредством магических обрядов и ритуалов, совершаемых колдунами и шаманами.

В первобытные времена наши предки для своего творчества использовали подручные средства – камень, кость, дерево. Позднее, когда стадия собирательства сменилась эпохой земледелия, человек открыл для себя первый искусственный материал, а именно огнеупорную глину, и стал активно использовать её для создания посуды и скульптуры. Люди лепили из глины различные фигурки диких животных, и пронзали их дротиками, представляя, что они убивают настоящих зверей. Множество вырезанных и нарисованных изображений они оставили на стенах и сводах пещер. Археологи и представители исторической науки доказали, что возникновение предметов искусства датируется на миллион лет позднее, чем появление орудий труда.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности первобытного изобразительного искусства

Живопись древних людей представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура - трехмерное или объемное. Это говорит о том, что первобытный человек в своём творческом порыве освоил все измерения. Но наши предки не владели одним из важнейших достижений искусства – техникой передачи объёмного изображения на плоскости. Кстати, этой техникой не владели и на более поздних стадиях развития культуры – ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы. Открытие обратной перспективы произошло только во времена Возрождения.

В ряде пещер археологи обнаружили высеченные в скале барельефы, и кроме того, отдельно стоящие изваяния животных. Помимо этого, известны небольшого размеры статуэтки, сделанные из кости, бивней мамонта, мягкого камня. Считается, что ключевой персонаж в искусстве палеолита – это бизон. Но также часто встречаются изображения следующих животных:

По своему исполнению наскальная живопись и рисунки довольно разнообразны. Древний человек не следил за взаимными пропорциями изображаемых им зверей. К примеру, крупных размеров тур был нарисован рядом с маленькой лошадью. Интересно отметить, что движение в первобытном изобразительном искусстве передаётся через положение ног. Учёные выяснили, что скрещенные ноги у животного обозначали, что оно находится в движении, бежит. Неподвижных фигур в наскальных рисунках почти не встречается. Ещё одна отличительная особенность пещерной живописи в том, что в ней нет пейзажей, их археологи так и не смогли обнаружить. Но почему же? Исследователи полагают, что этот факт можно считать доказательством первичности религиозной функции и вторичности эстетической функции древнего искусства. Но религии, в строгом смысле этого слова, у древних людей не было. Мировоззрение пещерного человека было пронизано даже не мифологическими, а только магическими представлениями о природе, животных и о себе.

При создании пещерных рисунков, люди использовали красители естественного происхождения, а также окиси металлов, которые использовались либо в чистом виде, либо смешивались с водой или животным жиром. Эти краски наши предки наносили на камень рукой или кисточками, которые были сделаны из трубчатых костей с пучками волосков животных на конце. А иногда пещерный человек выдувал через эту трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краску применяли не только для того чтобы обвести контур изображения, но и чтобы закрасить весь рисунок.

Специфическая область первобытного искусства – орнамент. Геометрический орнамент был широко распространён уже в период палеолита. К примеру, на Мезинской палеолитической стоянке были обнаружены изделия из кости, украшенные орнаментом. Исследователи отмечают, что в древнем обществе был обычай украшать орнаментом самые обычные бытовые предметы. Среди таких вещей можно отметить кинжалы, рукоять которых была выполнена в форме оленя, козла или другого животного. Эстетическую нагрузку этих изделий нельзя отрицать даже тогда, когда они приобретали магический или религиозный смысл.

Первобытный орнамент состоит, главным образом, из множества зигзагообразных линий. Учёные сообщают, что своего расцвета геометрический орнамент достигает в период, когда на смену собирательству и охоте приходит земледелие. В эпоху земледелия художники не копируют природу, они изображают её в геометрических абстракциях, в таких элементах, как круг, овал, линии. Спираль или ломаная линия обозначали воду. Треугольник - плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света. Таким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. Можно сказать, что на смену пещерному изобразительному искусству, где основной тематикой была охота, приходит искусство абстрактного орнамента, который наносили на глиняную посуду. Теперь украшение бытовой утвари уже не имело каких-то сакральных смыслов, а выполняло более сложную функцию. Абстрактные символы отражали более сложное мировосприятие людей, их социальное взросление.

Таким способом самовыражения и передачи информации стала наскальная живопись.

Наскальную живопись еще называют пещерной живописью.

Наскальной или пещерной живописью называют вид первобытного искусства, который подразумевает выполненные людьми приблизительно эпохи палеолита изображения в пещерах.

Такие рисунки выполнены с помощью одного цвета, обычно, черного.

Изображения выполнены с помощью двух и более цветов.

Разноцветные рисунки бизонов в пещере Альтамира.

Наскальным рисунком называют рисунок, который сделан с помощью кремниевого или каменного инструмента путем вырезания линий на поверхности скалы.

Большинство изображений отыскали в Европе. Там первобытные люди жили в пещерах, чтобы спастись от холодов. Но и в Азии тоже были найдены такие пещеры.

В карстовых пещерах в Маросе и Панкепе в Индонезии обнаружили наскальный рисунок целебесской свиньи. Возраст изображения превышает 45,5 тысячи лет (данные на январь 2021 года).

Целебесская свинья — вид свиней на острове Сулавеси в Индонезии.

Первая пещера с изображениями была найдена в 1879 году испанским археологом-любителем графом Марселино Санс де Саутуола и его дочерью Марией. Это пещера Альтамира. Ее своды украшены рисунками древних людей. Рисунки датировали эпохой палеолита. Но долгое время ученые обвиняли графа в недостоверности информации. Они считали, что рисунки были фальсифицированы и не могли принадлежать каменному веку. А после смерти графа его открытие признали.

Пещера Альтамира находится в Испании. В ней — полихромная каменная живопись. Пещера находится на лугу в нескольких километрах от центра города Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, а в 30 километрах от пещеры находится Музей древней истории и археологии.

После открытия на территории пещеры могли побывать все желающие, чтобы увидеть своими глазами удивительную живопись. В результате визитов внутри пещеры изменилась температура. И это привело к появлению плесени на рисунках. Поэтому сейчас она закрыта для посетителей.

Пещера включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Копии рисунков можно увидеть в музее Альтамира.

Подобные находки обнаружили и в других уголках мира.

Наиболее известные места с древними изображениями:

Найдены изображения людей, символов и животных в движении.

Известны рисунки зала быков или Ротонды.

В этой пещере самый крупный наскальный рисунок — пятиметровый бык.

Ласко закрыта для посетителей.

Туристы отправляются в ее копию. Там в натуральную величину воссоздали Зал Быков и Осевой проход.

Пещера находится на юге Франции. Можно увидеть более 300 рисунков. Среди изображений присутствуют животные ледникового периода. По предположениям ученых, возраст некоторых рисунков составляет около тридцати тысяч лет.

Месторасположение — юго-восток Франции.

Живопись была обнаружена в XVII веке, но должного значения рисункам не придали.

Лишь в 1906 году капитан Моляр обнаружил зал под названием Черный салон. Там изображены животные: бизоны, олени и козлы.

Ученые предполагают, что здесь проводили ритуалы привлечения удачи на охоте.

Она расположена недалеко от Марселя. Но попасть туда можно только проплыв по тоннелю, который расположен глубоко под водой.

Место было открыто в 1985 году дайвером Анри Коске.

По предположениям ученых, изображения некоторых зверей и птиц были сделаны около 29 тысяч лет назад.

Шульган-Таш или Капова пещера была открыта зоологом Александром Рюминым в 1959 году.

Под ее сводами можно увидеть изображения, сделанные красной охрой, лошадей, носорогов и мамонта с мамонтенком. По оценкам, рисунки были нарисованы 14 тысяч лет назад

В 1961 году в окрестностях деревни Папасидеро обнаружили пещеру Ромито. Там сохранились примеры доисторического искусства и следы гробниц. Наскальная живопись и петроглифы относятся к периоду верхнего палеолита.

Была найдена в северо-западной части Болгарии. Внутри пещеры можно найти около 700 рисунков, которые вырезаны или написаны на стенах.

На рисунках можно разглядеть изображения танцующих женщин, мужчин во время охоты, животных и растений, инструментов и звезд.

Самая удивительная находка этого места — солнечный календарь на 366 дней.

  1. Пещера Хойт-Цэнкер Агуй в западной Монголии.

До открытия этой пещеры были известны две техники рисунков:

  • выбитые на скалах — точечная техника;
  • написанные краской, охрой.

В 1966 году советско-монгольская экспедиция открыла в пустыне Гоби третий тип наскальных изображений: живопись в темной глубине пещеры. Этот тип отличается не только непривычным для таких целей местом, но и другим стилем и техникой исполнения.

Хойт-Цэнкер Агуй находится на юго-западе в 25 километрах от МАнхан-Сомона. Обширная полость в горе Гантик образовалась под действием подземных вод и землетрясений. На запад открывается темным жерлом на высоте 100 метров над уровнем реки.

Высота куполовидного потолка достигает пятнадцати метров. Свод пещеры рухнул в древности и завалил пол глыбами камня.

Росписи находятся в глубоких нишах скальных стен пещеры. Рисунки пересекаются и сплетаются в сплошной клубок. Можно разглядеть часть фигур животных и знаков. Выделяется фигура самца оленя с выделенной красной краской спиной и ногами. На потолке одной из ниш расположен рисунок быка с развернутыми рогами.

Наскальные рисунки являются источниками информации о жизни и быте древнего человека. Это признак того, что в определенной местности обитали люди с существующей культурой. Наскальная живопись может быть единственным источником знаний о древней местности.

Например, благодаря рисункам на территории Африки в пустыне Сахара ученые сделали вывод, что во времена палеолита и неолита экосистема местности сильно отличалась от нынешней. Благодаря находкам определили примерное время опустынивания региона и появление в Северной Африке верблюдов.

С помощью наскальных рисунков также можно определить время одомашнивания древних животных по характеру изображаемых ситуаций.

Люди изображали жизненные ситуации с помощью петроглифов. Такой способ передачи информации появился в каменном веке и существует до сих пор.

Петроглифами называют изображения на природных скальных выходах и валунах. Они выполнены выбивкой или пикетажем, гравировкой, пришлифовкой и другими способами. Способы нанесения изображений связаны с удалением скальной поверхности или сочетанием техник.

Использовали как каменные, так и металлические инструменты.

Считают, что изображений в технике петроглифов существенно больше, чем росписей, которые наносились на аналогичные природные объекты.

Концепцию петроглифов связывают со святилищами, местами проведения календарных праздников. Они приурочены к важным точкам ландшафта: переправам и перевалам.

Наскальную живопись обнаруживали во многих странах. В 120 странах нашли более 35 миллионов петроглифов.

Этапы зарождения искусства, когда были первые

Искусство живописи зародилось, когда человек осознал потребность передавать информацию и изображать окружающий мир. Они рисовали все, что видели: животных и птиц, сцены охоты. И тех, кого почитали.

Территориально первобытное искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды. Большинство древней живописи найдено в Европе.

При этом нет четкого представления, когда впервые появилась наскальная живопись.

Одна из теорий связывает появление пещерной живописи с появлением людей, которые анатомически были схожи с современным человеком. По времени период относят к 40 000 году до нашей эры.

Для рисования древние люди использовали материалы, которые были сделаны из натуральных материалов. Например, земляные краски, древесный уголь, черная сажа. А кисточки делали из волос животных. Или рисовали пальцами.

Жителей пещер считают самыми древними художниками. В пещерах на юге Франции и Испании были найдены первые рисунки, которые датировали от 30 тысяч до 10 тысяч лет до нашей эры. Сохранность находок связана с тем, что пещеры были запечатаны на протяжении долгого времени. В них сохранялась одна и та же температура и влажность.

Подобные изображения жизни были найдены и в Африке, и на востоке Испании.

Древние люди использовали пигменты:

  • охра — оксид железа. Цвет варьируется от светло-желтого до темно-оранжевого;
  • марганец — темный металл.

Их измельчали в порошок и наносили на поверхность.

Ученые предполагают, что разнообразная изобразительная деятельность появилась в начале позднего палеолита. Тогда древние люди начали создавать круглые скульптуры, делать гравировки на камнях и костях. И расписывать пещеры.

Периодизация:

  1. Палеолит: до 10 тысяч лет до нашей эры.

Палеолит — древнекаменный век.

В эпоху палеолита человек изготавливал орудия труда из камня.

Эпоха делится на:

  • нижний или древний палеолит — до 150 тысяч лет до нашей эры;
  • средний палеолит — 150–35 тысяч лет до нашей эры;
  • поздний или верхний палеолит — 35–10 тысяч лет до нашей эры.

Ориньяк-Солютрейский период — 35–20 тысяч лет до нашей эры.

Период Мадлен — 20–10 тысяч лет до нашей эры. Он назван так от названия пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, которые соответствуют этому периоду.

Ученые считают, что схематическое изображение знаков и геометрических фигур возникло в одно и то же время. Например, оттиски рук и беспорядочные переплетения волнистых линий. Они были продавлены в сырой глине пальцами.

Первые рисунки эпохи палеолита были найдены в конце XIX века — пещера Альтамира.

Характерные изображения эпохи: животные — бизоны, олени, мамонты; сцены, которые имитируют охоту.

Использовали оттенки охры, сочные краски. Наложение однотонное или с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Выражен толстый слой краски.

В процессе живописи использовался естественный рельеф камня, что придавала объем изображениям.

Постепенно рисунки детализируют.

Изображения эпохи палеолита реалистичны. В них присутствует экспрессия, пластика, ритмика. Образы монументальны и незыблемы.

Первой находкой — мелкой пластикой — стала костяная пластина из грота Шаффо. На ней изображены пара ланей и олени. Проспер Мериме передал эту пластину в исторический музей Клюни.

  1. Мезолит: 10–6 тысяч лет до нашей эры.

Мезолит — среднекаменный век.

Люди ведут кочевой образ жизни. Меняется их образ жизни. В это время зарождается искусство многофигурной композиции. Центральное место занимает человек.

Особенности живописи: если раньше в центре композиции были животные, то с наступлением эпохи мезолита центральное место отдается человеческой деятельности. Изображают сцены сбора меда, танцы, охоту. Появляется больше схематичных рисунков с преобладанием красного и черного цветов.

В эпоху мезолита появляются петроглифы.

Древние художники сбивали острым орудием более темную часть горной породы. Из-за этого изображения выделяются на фоне скал.

  1. Неолит: 6–2 тысячи лет до нашей эры.

Неолит — новокаменный век.

Эпоха знаменуется переходом от присваивающего — охотники и собиратели — к производящему — земледелие и скотоводство — типу хозяйства: неолитическая революция. Появляется металлические орудия труда.

Наскальная живопись эпохи подобна той, что существовала во времена мезолита. При этом она становится разнообразнее.

Рисунки точны, наполнены изяществом и грацией. В них гармонически сочетаются формы и тона. Люди и животные изображены со знанием анатомии. Передана стремительность жестов и движений.

Кого чаще всего изображали, о чем она рассказала человеку

На рисунках первобытные люди изображали животных. Например, оленей, бизонов, лошадей и мамонтов. На рисунки попадало то, что окружало человека.

Постепенно к ним прибавлялись сцены охоты. Ученые предполагают, что изображения с успешной охотой говорят о желании человека увековечить завершенное дело.

Также присутствуют изображения рук, а позднее людей, которые заняты делом.

На юго-западе Европы главной темой изображений были рисунки животных.

Образ человека широко представлен в первобытном искусстве Африки.

В палеолите Евразии женские изображения количественно преобладают над мужскими. Ученые связывают такую диспропорцию с разными аспектами социальной роли женщины — как продолжательницы рода и хранительницы очага.

Эволюция изобразительных стилей

Техника пещерной живописи совершенствовалась с течением времени.

Монохромные картины ориньякской культуры — 40–25 тысяч лет до нашей эры — сменялись изображениями полихромного искусства граветта — 25–20 тысяч лет до нашей эры.

Апогей наскальной живописи — эпоха Магдалины — 15–10 тысяч лет до нашей эры.

В конце эпохи Магдалины закончился Ледниковый период. А период глобального потепления уничтожил часть пещерных изображений.

Большая часть доисторических наскальных рисунков представляет собой фигуры животных. Сначала преобладали хищные животные и охотничьи, но потом первенство было отдано охотничьим: бизоны, северные олени.

Изображения людей были редки и стилизованы, то есть менее реалистичны. Также были распространены абстрактные знаки и символы.

Полихромная наскальная живопись создавалась в три этапа:

  1. Контур и основные черты: вытесывание поверхности скалы заостренным камнем либо нанесение линий углем или марганцем.
  2. Окраска рисунка хной или другими пигментами.
  3. Края фигур затеняли темным пигментом, чтобы увеличить трехмерность. С этой же целью использовали рельеф поверхности.

В доисторическом искусстве нет пейзажной живописи. Горы и реки не фигурировали в наскальных изображениях. Распространено абстрактное искусство. На стенах пещер встречаются точки, линии, символы.

В пещерах, где изображения датируются разными эпохами, видны различия в стилях изображения животных.

Определить возраст изображений в пещерах относительно легко в том случае, если археологические наслоения заполняют пещеру до той высоты, где есть изображения. Или наслоения содержат каменные плитки или обломки костей, которые украшены в том же стиле.

Но во многих районах стоянки, которые богаты следами человеческой культуры, не совпадают с теми участками, где есть наскальные рисунки. Тогда следует вывод, что рисунками украшались те места, где проводились религиозные церемонии.

Это осложняет проблему хронологии. Поэтому ученые ограничиваются косвенными данными.

Ход изменений в технике и стилях рисунков представлен грубыми схемами.

Первоначально художники палеолита изображали те явления внешнего мира, которые интересовали общину. Это животные, охота.

Росло мастерство творцов, изображения становились реалистичнее.

Предполагаемые этапы эволюции:

  1. Контуры рисунков четко выверены, прорезаны в камне. Цвет контуров черный. Потом изображение покрывается краской.
  2. Позже создаются многофигурные композиции. Очертания персонажей — цветные линии. Контуры уже не имеют такого значения, как раньше. Происходит отход от реализма в сторону схематизации. Особенно это коснулось образов людей.
  3. Уход от реализма в сторону формализма. Можно увидеть изображения мифических персонажей и абстрактных представлений об устройстве Вселенной.

Эволюция изобразительных стилей на Пиренейском полуострове — использование жителями региона четырех стилей:

AltamiraBison.jpg

Первобытное искусство - это современное, давно укоренившееся название различных видов изобразительного творчества, появившегося в каменном веке и продолжавшегося около 500 тыс. лет. В палеолите - древнем каменном веке, оно было представлено первобытной музыкой, танцами, песнями и обрядами, а также геоглифами - изображениями на поверхности земли, дендрографами - изображениями на коре деревьев и изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов, например бус, популярных и в настоящее время. Но всё перечисленное не способно противостоять натиску разрушительного времени. Поэтому, сохранились и были постепенно обнаружены лишь абстрактные знаки, выбитые искусственно на сверхтвёрдых скальных поверхностях на территории Центральной Индии, на севере Австралии и на территории Перу, а также анималистическая пещерная живопись, зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм из кости и камня, гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге, времени верхнего палеолита (35.000 - 30.000 тыс.лет) и многочисленные скопления наскальных изображений на поверхностях скал под открытым небом, эпохи неолита, или новом каменном веке, (11.000 тыс.лет), известные на всех обитаемых континентах. К неолиту относятся и руины различных мегалитических построек на территории Европы, Южной Америки и Азии (например: Стоунхендж в Солсбери, с вертикально установленными камнями по кругу - кромлехами, весом до 50 тонн, Великобритания, упорядоченные ряды из крупных необработанных камней-обелисков, на бескрайнем Карнакском поле, называемых менгирами, и могильных комплексов из необработанных крупных камней, например, Корконнский дольмен, Морбиган, Франция).

Содержание

Первобытная скульптура

Наскальная живопись



Наскальные рисунки наносились в палеолите, в пещерах. Материалом для создания изображений служили [краска] из органических красителей (растения, кровь) и древесный уголь (сцена сражения носорогов в пещере Шове - 32.000 тыс.лет). Как правило, пещерная живопись и рисунки древесным углём выполнялись с учётом [[объёма, перспективы, цвета скальной поверхности и пропорции фигур, учитывая передачу движений изображённых животных. На наскальных рисунках изображались, также, сцены поединков животных и человека. Вся первобытная живопись, как часть первобытного изобразительного творчества, явление синкретичное и предположительно создавалась в соответствии с культами. Позднее, изображения первобытного изобразительного творчества приобрели черты стилизации. Многие образцы, пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО (всемирного наследия ЮНЕСКО).

Мегалитическая архитектура

Мегалиты (греч. μέγας — большой, λίθος — камень ) — доисторические сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности.

Распространение

Мегалиты распространены во всём мире, преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3—2 тыс. до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение.

Типы мегалитических сооружений

Назначение

Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

Предметы быта

К искусству из предметов быта относят игрушки для детей, украшения, различные ритуальные статуэтки. Как правило украшения выполнялись из бронзы. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям — они были крупного размера и сразу бросались в глаза. Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.

Читайте также: