Государство и политические партии тгп кратко

Обновлено: 05.07.2024

В политической системе общества наряду с государством важную роль играют и партии, которые в процессе борьбы за власть могут поразному взаимодействовать с государственным аппаратом.

Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы связанная идеологической общностью и борющаяся за политичес­кую власть.

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на поли­тическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоре­чиями между классами и социальными слоями, борьбой за преиму­щества в осуществлении именно своей политики.

Партии занимают особое место в политической системе общест­ва. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов, крес­тьянских объединений и других общественных организаций), кото­рые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентиру­ются прежде всего на защиту социально-экономических и иных ин­тересов их членов, главным призванием политических партий явля­ется нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.

Политическая партия, будучи наиболее последовательным выра­зителем устремлений определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и ор­ганизационно, имеющих целью завоевать, удерживать и использо­вать государственную власть для реализации своих основных инте­ресов.

Функции политических партий:

1) выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

2) активизация и интеграция определенной части людей;

3) борьба за политическую власть и за ее использование, опреде­ление форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меня­ющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

4) подготовка и проведение избирательных кампаний по форми­рованию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятель­ностью;

5) разработка партийной идеологии, создание и реализация по­литической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

6) политическое воспитание общества в целом или его части;

7) подготовка и выдвижение кадров для партии, государственно­го аппарата и различных общественных организаций, формирова­ние правящей элиты. Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.

Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. И, естест­венно, в этой связи они весьма многообразны. Их можно классифи­цировать по следующим критериям:

1)по социальной направленности своей программы и деятель­ности политические партии подразделяютсяна социал-демократи­ческие, либерально-демократические, коммунистические, классо­вые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, госу­дарственно-патриотические и т.п.;

2) по идейным основаниям их деятельности — на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), праг­матические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

3) по методам выполнения своей программы — на революцион­ные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общест­венной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий — на консервативно-ре­акционные, умеренные, радикально-экстремистские;

5) по представительству в высших органах государственной влас­ти и отношению к официальной политике — на правящие и оппози­ционные (последние в свою очередь могут разделяться на легаль­ные, полулегальные и нелегальные);

Граждане имеют право вести политическую деятельность. По-большей части это участие в политических партиях, а также в движениях общественно-политического характера.

Принципы политической деятельности

Политическая деятельность предполагает борьбу за некие интересы (зачастую материальные), которую ведет крупная социальная группа (например, класс, народ и тому подобное). Отсюда следует, что политика (в качестве сферы социальной деятельности), а также политические партии являются следствием общественной дифференциации на большие социальные группы, которые имеют свои интересы. Политические партии служат для объединения людей, преследующих цели, направленные на борьбу за власть или обеспечение общих интересов социальной/национальной группы или класса, а также целых народов/классов.

Отношения государства и политических партий

Конституции многих стран (включая Россию) не содержат юридического определения политической партии. В них прописаны цели/задачи таких партий, принципы их свободного образования, а также принципы многопартийности и политического плюрализма.

Политический плюрализм заключает в себе идею того, что общество может иметь большое разнообразие интересов, что дает возможность выражать их разнообразным партиям, конкурирующим в борьбе за власть и за голоса своих избирателей.

Если рассматривать политическую партию с точки зрения политологии, то она представляет собой максимальную активную и организованную часть общественного слоя/класса, которая формулирует и выражает его интересы, а также организует борьбу за получение и применение политической власти в этих интересах.

На период конца 80-х годов прошлого века был известно свыше 1300 политических партий, которые вели свою деятельность в 180 государствах.

Признаки политической партии

Первоначально политические партии были образованы в Древней Греции, однако, они имели не тот вид, привычный для текущего периода. Современные политические партии:

  • относятся к политическим организациям;
  • являются общественными организациями (то есть негосударственными);
  • относятся к устойчивым политическим объединениям, которые имеют собственные органы, отделения в регионах, а также рядовых членов;
  • обладают программой и уставом;
  • отличаются фиксированным членством, хотя допускается, что некоторые партии могут такового не иметь в силу традиционных причин;
  • имеют опору в виде конкретного социального слоя, а массовой базой им служат люди, голосующие за их представителей на выборах.

В современной литературе довольно часто стараются выделить юридические признаки таких партий при помощи анализа современного законодательства. На этой же основе пытаются выделить признаки политических партий в качестве правовых институтов, при отсутствии которых (хотя бы одно из них), это объединение лишается юридического статуса.

К таким признакам относят:

Политической партией считается организация, которая объединяет граждан посредством наличия общности политических взглядов. Она имеет собственную политическую программу, а ее главная цель участия в политическом процессе — это завоевание/выполнение государственной власти согласно Конституции и действующего законодательства.


22)
Типология государств: основания типологии. Конкретно-исторические типы государств.
Тип государства и права – это модель (идеальный, выраженный в понятии образ) государства и права, в которой объединяются общие и существенные черты определенной группы государственно-правовых явлений и которой соответствует определенный класс конкретных государств и конкретных правовых систем.
Типология государств — это их специфическая классификация, которая содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.
Существует два подхода: Формационный и Цивилизационный.
Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).
При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Выделяются следующие типы государств:
1. Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры;
2. Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;
3. Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;
4. Социалистическое государство — сущность этого государства, как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально- культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизм.
Приведенная типология государств в общем и целом применима и к праву.
Цивилизационный подход (А. Тойнби и др.).
При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.). Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса (основы), а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.
Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др. Тойнби выделил около в мировой истории около 20 цивилизаций и провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не имея целью производить на этой основе типологию государства. Чтобы выделить тип государства применительно к каждой конкретной цивилизации, необходимо учитывать тип цивилизации.
Недостатки Формационного подхода:
1. Однолинейность в трактовке исторического развития государства;
2. Игнорирование азиатского способа производства;
3. Характеристика социалистического государства как исторически последнего и высшего исторического типа государства;
4. Умаление роли культурно-духовной жизни общества в развитии и типологии государственности.
Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.
Типология государства - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.


В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно- экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства прафеодализм ).
Достоинства данной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.
Слабые стороны;
1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда “вписывается“ в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).
В рамках цивилизованного подхода основными критериями как раз выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А.Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества,
отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.
Достоинства данной типологии:
1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;
2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более “заземленная“ типология государств.
Слабые стороны:
1) недооцениваются социально-экономические факторы;
2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.


23)
Соотношение государства и права.
В науке по вопросу о соотношении государства и права различают следующие две противоположные основные теоретические позиции:
1. Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права. Оно создает право и использует его в качестве инструмента, позволяющего реализовывать свою политику. Эта концепция опирается на марксистское понимание государства и права. В период существования СССР она была широко распространена в отечественной науке и использовалась в практике государственного строительства. Право рассматривалось как некий обязательный придаток государства. Но парадокс заключен в том, что и само развитое государство не может существовать без права, поскольку последнее обеспечивает легитимность государства. Просто опираться на ничем не прикрытое насилие, попирать нормы морали, обычаи, традиции государство не может, во всяком случае, на длительных этапах своего существования. Насилие, совершаемое государством, должно быть облечено в законную форму. Прежде чем наказывать человека за какой-либо проступок, необходимо, чтобы он его совершил, т.е. преступил закон.
2. Либеральная концепция. Государство и право признаются относительно самостоятельными институтами общества. Государство формулирует право, но не формирует его. Государство создает законы, закрепляя в них естественное право, но не творит право. Согласно этой точке зрения право выступает наиболее эффективным социальным регулятором, и эта эффективность во многом объясняется тем, что лишь за правом стоит сила государственного принуждения, поскольку государство выступает как механизм, закрепляющий, охраняющий и восстанавливающий справедливость, выраженную в праве.
Право – система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.
Государство – политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.


Политическая партия — это организованная группа единомышленников (почти как анимешники или толкинисты). В этой статье узнаем, какие бывают виды политических партий и их характеристики.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие, функции, признаки политических партий

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных слоев и при этом стремится достигнуть власти в государстве. Примеры таких целей — завоевание государственной власти или участие в ее реализации.

Элементы, которые образуют структуру партии: партийный лидер, партийный аппарат, рядовые члены, сторонники партии.

Основные функции политических партий:

  • борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;
  • участие в осуществлении власти;
  • участие в формировании политической системы государства;
  • формирование общественного мнения;
  • выражение интересов социальных групп;
  • политическое воспитание;
  • подготовка и выдвижение политических кадров;
  • защита интересов различных социальных групп.

Отличительные признаки политических партий:

  • нацеленность на завоевание и осуществление власти;
  • наличие политической программы — документа, в котором формулируются цели и задачи партии;
  • наличие организации — руководящие органы, членство, устав партии;
  • наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы;
  • наличие определенной идеологии или особого видения мира и человека.

Перейдем к самому главному — основным видам политических партий.

Классификация политических партий

Политические партии можно классифицировать на виды и типы по разным критериям.

По типу идеологии:

По отношению к социальной действительности:

  • Революционные партии направлены на коренное преобразование общества при помощи средств борьбы.
  • Реформистские партии стремятся к постепенным преобразованиям общества с помощью законных средств.

По характеру членства:

Кадровые партии основаны на немногочисленном, свободном членстве, при этом опираются на профессионалов и активную деятельность в период выборов.

Массовые партии основаны на многочисленных массах народа, нацелены на политическое воспитание, обладают разветвленной структурой и систематически принимают участие в политической жизни.

Централизованные партии основаны на системе массового членства и жесткой дисциплине, которая предполагает выполнение каждым членом партии определенных функций.

Виды политических партий по отношению к власти:

  • Правящие находятся у власти в определенный момент.
  • Оппозиционные (легальные, нелегальные) добиваются власти.

По месту в политическом спектре:

  • Левые партии выступают за проведение реформ, государственное регулирование экономики и вытеснение частного сектора, за социальную защиту трудящихся и радикально-революционные методы осуществления преобразований. К этой группе относят социалистические и коммунистические партии.
  • Центристские партии основаны на балансе между общественным равенством, общественной иерархией и противостоянии политическим изменениям как влево, так и вправо.
  • Правые партии выступают за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности. К ним относят либеральные и консервативные партии.

По источнику возникновения:

  • Самостоятельные возникают в результате инициативы граждан.
  • Проправительственные создаются по инициативе государства в период выборов.
  • Созданные на основе объединения социальных групп.

По положению в управляющей структуре:

  • Парламентские реализуют свою политику через парламент. Их главная цель — получить максимальное число голосов избирателей и мест в выборных органах.
  • Авангардные не считают участие в выборах ключевым направлением деятельности. Активно участвуют в общественной жизни.

Виды политических партий по организационной структуре:

  • Классические — с четкой организационной структурой и постоянным членством.
  • Движенческие — характерно формальное членство.
  • Политические клубы — характерно свободное членство.

Теперь мы знаем виды деятельности различных политических партий.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Понятие партийной системы

Партийная система — это совокупность партий, которые участвуют в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий реализуют политическую власть, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Рассмотрим типы партийных систем в таблице.

В обществе активна одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление.

Примеры стран с однопартийной системой: СССР, Куба, Индия, КНР, КНДР.

В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате выборов. Другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать влияние на политическую жизнь.

Примеры стран с двухпартийной системой: США (республиканская и демократическая партии), Великобритания (партии лейбористов и консерваторов).

В обществе существует конкуренция между между несколькими влиятельными партиями. При этом ни у одной из них нет явных преимуществ перед другими. Формируется в развитых демократических обществах.

Примеры стран с многопартийной политической системой: Франция, Италия, Испания, Дания, Швеция, Германия, Израиль.

Партия может прийти к власти демократическим путем, а также в ходе революции или военных переворотов. В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.

Система политических партий в законодательстве РФ

Точное юридическое определение политической партии закреплено в законодательстве каждой конкретной страны. Эти определения могут различаться в зависимости от местных политических и правовых традиций.

Политическая партия в РФ должна отвечать следующим требованиям:

  • Иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной партии.
  • Состоять из не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов партии.
  • Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
  • Под региональным отделением политической партии понимается ее структурное подразделение, которое создано по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
  • В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит один или несколько автономных округов, может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями партии являются:

Читайте также: