Расскажите о политическом идеале в соловьева кратко

Обновлено: 30.06.2024

Он выделяет в праве следующие основания: во-первых, — силу, ибо правом и его воплощением государством обеспечивается действительная организация нравственной жизни человечества, которая предусматривает использование силы. Во-вторых, разум — основание естественного права. Первым в истории было обычное право, как непосредственное выражение родового разума, в котором начала народной воли, действуя на непосредственное практическое побуждение, облекались в форму символа. Дальнейшее развитие собирательного процесса организации человечества приводит к росту личного начала, появлению свободного союза лиц, и источником права становится договор. Таким образом третьим основанием права становится свобода.

Социально-политическая философия Соловьёва в существенной степени повлияла на С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, А.С. Ященко, С.Н. Булгакова, Н.Н. Алексеева. Его идеи находились в русле поисков отечественной интеллигенцией третьего пути развития общества — между капитализмом и социализмом: в реализации принципа равновесия между индивидуальной самодеятельностью и коллективным благом, правомочием личности и ее правообязанностью, ценностями труда и служения обществу, производительным трудом и охранением природы, интересами государства и достойным бытием человека.

В. С. Соловьев (1853–1900) оставил заметный след в обсуждении многих актуальных проблем своего времени, таких как право и нравственность, христианское государство, права человека, а также отношение к социализму, революции, судьбе России. В. С. Соловьев был самым авторитетным представителем отечественной философии, в том числе философии права, много сделавшим для обоснования мысли о том, что право, правовые убеждения необходимы для нравственного прогресса.

Особенно плодотворными оказались его обсуждения темы социального христианства и христианской политики. Политическая организация в представлении В. С. Соловьева есть благо природно-человеческое, необходимое для жизни, как и физический организм.

Христианство дает нам высшее благо, духовное благо и при этом не отнимает у нас низших, природных.

Другой важный аспект политической организации и жизни составляет характер взаимоотношений государства и церкви. Именно государство должно стать главным гарантом в обеспечении права каждого человека на достойное существование. Нормальная связь церкви и государства находит свое выражение в постоянном согласии их высших представителей – первосвя-тителя и царя. Рядом с этими носителями безусловного авторитета и безусловной власти должен быть в обществе и носитель безусловной свободы – человек. Эта свобода не может принадлежать толпе, она не может быть атрибутом демократии – настоящую свободу человек должен заслужить внутренним подвигом.

Право свободы основано на самом существе человека и должно быть обеспечено извне государством.

Политико-правовые воззрения П.И. Новгородцева.

Павел Иванович Новгородцев (1866–1924) с самого начала своей научной и преподавательской деятельности зарекомендовал себя блестящим историком и философом права. Его имя стало известным в связи с подготовкой и изданием сборников "Проблемы идеализма" (1902) и "Из глубины" (1918), ставших крупным событием в духовной жизни российского общества. Самым значительным по замыслу и исполнению трудом стало "Введение в философию права". Первую часть его составили работы "Нравственный идеализм в философии права" и "Государство и право" (1907), в которых было дано обоснование потребности в возрождении философии естественного права. Вторую часть составила работа "Кризис современного правосознания" (1909), где сделан обзор кризисных тенденций в использовании идеалов и ценностей эпохи века Просвещения, в том числе ценностей правового государства. "Если изначально правовое государство имело задачу простую и ясную – когда равенство и свободы представлялись основами справедливой жизни, т. е. началами формальными и отрицательными, и осуществить их было нетрудно, то сейчас государство призывается наполнить эти начала положительным содержанием". Трудность последней задачи состоит в том, что государство возлагает на себя "благородную миссию общественного служения, встречается с необходимостью реформ, которые лишь частично осуществимы немедленно", и что, вообще говоря, они "необозримы в своем дальнейшем развитии и осложнении" (Кризис современного правосознания. 1909).

В третьей части "Об общественном идеале" (1917) предметом критического анализа и обобщений стали идеалы социализма и анархизма в их возникновении и исторической эволюции. Свой личный интерес в разработке идеалистического, восходящего к Канту направления философии права Новгородцев связывал с потребностью обосновать "самостоятельное значение нравственного начала" в правоведении. Эта позиция, по его мнению, представляла собой "разрыв с традициями исключительного историзма и социологизма и переход к системе нравственного идеализма". В частности, имелась в виду необходимость "понять и обосновать нравственную проблему как самостоятельную и независимую от всяких исторических и социологических предпосылок". В этом направлении работа велась и в древности, и в Новое время. Современная мысль нашла в системе Канта соответствующий источник поучения. Правоведы, стремящиеся уберечь нравственную основу права "от воздействия мелкой практики и односторонней теории", могут найти надежную опору в возрожденной школе естественного права.

"Естественно-правовые построения являются неотъемлемым свойством нашего духа и свидетельством его высшего призвания. Общество, которое перестало бы создавать идеальные построения, было бы мертвым обществом; эти построения каждый раз показывают, что в нем есть дух жив, есть движение нравственного чувства и сознания".

Общественная деятельность Новгородцева не ограничилась преподаванием и публицистикой. Он входил в руководство кадетской партии, избирался депутатом Государственной думы от Екатеринославской губернии. В эмиграции при содействии чешского правительства создал в Праге Русский юридический факультет, которым руководил до своей кончины в апреле 1924 г. Он был признанным главой школы возрожденного естественного права. Его непосредственными учениками были И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Н. Н. Алексеев, А. С. Ященко и др.

Владимир Соловьев — кто это такой, краткая биография

Владимир Сергеевич Соловьев — один из наиболее влиятельных философов в истории русской философии, публицист, преподаватель.

Родился Владимир Сергеевич 16 января 1853 года в Москве семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева.

В 1864-м Соловьев поступает в гимназию, а уже в 1869-м становится студентом Московского университета, который оканчивает в 1873-м. Увлечение в юные годы материализмом сказалось на выборе физико-метаматического факультета, который он вскоре меняет на историко-филологический. В течении 1873-го, после окончания университета, посещает лекции Московской духовной академии, однако делает это несистематически.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Летом 1876-го Соловьев возвращается на родину и продолжает читать лекции в Московском университете. Однако по причине неких раздоров с профессорами менее чем через год (весной 1877-го) переводится на службу в Петербург. Здесь он одновременно работает в Ученом комитете Министерства народного просвещения и читает лекции на Высших женских курсах при Петербургском университете.

В 1881 году Соловьев читает публичную лекцию от 26 марта, в рамках которой, в силу своих религиозных взглядов, осуждает казнь убийц Александра ІІ — народовольцев, и призывает к их помилованию. Такая позиция философа вызвала негодование у многих влиятельных лиц государства, которые сперва требовали наказания лектора, а позже смягчились, поскольку за него вступились влиятельные защитники. В том же году Соловьев по собственному желанию покидает министерство и оставляет преподавательскую деятельность. К этому времени у мыслителя уже сформированы основные философские и религиозные взгляды, которые позже составили полноценное учение о всеединстве.

С 80-х годов до начала 90-х Соловьев концентрируется на публицистической сфере, живо интересуясь вопросами церковно-религиозной жизни, а также спецификой общественно-политического процесса. В этот же период философ пишет статьи, где поднимает национальный вопрос, полемизируя со славянофилами, а также обращаясь к идеям католичества.

В 90-х годах Соловьев возвращается к непосредственному осмыслению философских вопросов. В 1881-м он становится главой отдела философии в Большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, где он лично написал 130 статей.

Философ никогда не был женат, не имел постоянного места жительства или прописки, часто гостил у знакомых и нередко бывал за границей. 31 июля 1900 года, в возрасте 47 лет, Владимир Соловьев внезапно заболевает и вскоре умирает от обострения атеросклероза и других заболеваний, будучи в гостях у своих друзей Трубецких. Похоронен мыслитель на Новодевичьем кладбище в Москве.

История возникновения направления всеединства

Философская концепция всеединства имеет давнюю историю. Ее происхождение можно проследить еще с дохристианских времен в идеях Платона относительно Единого или Блага. Позже концепция развивалась во многих направлениях, среди которых: неоплатонизм, христианская богословская мысль (особенно Николая Кузанского), разнообразные пантеистические учения, а также религиозно-мистические доктрины (Майстер Экхарт, Я. Беме, Э. Сведенборг).

Соловьев, будучи одним из первых критиков позитивизма, формирует собственную философию всеединства, которая стала самобытным течением русской мысли. На становление его мысли значительно повлияли славянофилы, Юркевич, Ф. Достоевский. Вдохновение философ черпал из трудов Шеллинга, А. Шопенгауэра и (особенно) Э. Гартмана.

Философия всеединства Соловьева и ее критики

Концепция всеединства Соловьева основывается на том, что миру присуще единство, а философия — это теософская система, где органически синтезируются положительные начала с интуициями и идеями. Сама система схватывает мир как живую целостность в ее значимости для человека, где взаимообуславливаются опыт и вера. Философ был убежден в необходимом обосновании синкретизма философии, религии и науки, то есть объединении рационального и духовного (мистического, творческого) познания.

Философия всеединства Соловьева имела немало критиков в лице философов, общественных и религиозных деятелей, среди которых:

Лидер славянофилов И.С. Аксаков критиковал Соловьева за лояльность к папству и католичеству, не соглашался с тем, что христианство ставит за свою историческую задачу утверждение универсального, едино истинного общественного строя. Аксаков не разделял идеи философа относительно национального самоотречения.

Публицист и философ Н.Н. Страхов критиковал Соловьева за то, что тот считал человечество цельным (единым) организмом. Страхов, в свою очередь, придерживался позиции равноправия людей и их единения на основе равенства.

Для патриота П.Е. Астафьева был неприемлем космополитизм Соловьева, а также его идея о единении западной и восточной Церквей и религиозный утилитаризм концепции философа.

Монархист Л.А. Тихомиров критиковал философа за его непоследовательное осмысление и понимание природы общества, а также общее несоответствие идей Соловьева православной доктрине.

Критиковали философа за его отрицание необходимости и важности национального фактора в рассмотрения человечества, поскольку Соловьев отождествлял национальное с эгоистическим и таким, что может только разделять людей.

Придерживаясь традиционально-религиозных воззрений, Леонтьев не разделял взглядов Соловьева относительно будущности всеобщего благоденствия и веры в прогресс.

Русский богослов критикует пантеизм Соловьева, главной ошибкой которого считает отождествление Абсолюта с субстанцией мира. Философия всеединства, однако, имеет право на жизнь, если обогатить ее трасцедентизмом.

Будучи философом и богословом, он направляет острие критики на то, что Соловьев не рассматривает Церковь как соборно-мистический организм.

Основные идеи концепции

Философия всеединства Соловьева — сложный, синкретичный комплекс идей, где тесно связанны онтологические, гносеологические и нравственные аспекты учения. Их разделение является скорее схематическим, в изложении философа они обладают гармонией и взаимной обусловленностью.

Онтология

Учение о Софии или мировой душе, космология

Виденье Троицы

Бог-Отец — это Абсолютно-Сущее, а содержание Бога — это сущность в форме Логоса, то есть в лице Бога-Сына. София — это воплощение сущности-Логоса (идеи, смысла), потому она являет себя как третье лицо — Святой Дух.

Вопросы этики и атропология

Бог создал зло, осособив от себя духовные существа и наделив их волей. От воли Мировой души все живые существа получили собственную волю и стремление к обособлению. Человек стал результатом отпадения от Софии, а его материалистическая оболочка является трансформированным сущим, духовно обедненным по причине утраты им еднства и постоянного отделения (влечения к тварности). Так, человек — это единство души (сущего) и явления (своей материальной оболочки). Челоек греховен по самой природе своего происхождения, по задумке Господа-Абсолюта. Современной личности нужно бороться со своим эгоизмом (отпадением) и стремиться ко всеобщему благу, которое есть действительным сверхчеловеческим добром, единством. Человек не является носителем добра, равно как и зла, а гарантом социально-нравственного поведения является сущее в человеке (его божественная природа). Философия Соловьева имперсоналистская, то есть она не ориентирована на независимое от других, автономное развитие личности, посколько личность (обособление) должна исчезнуть в Богочеловечестве. Богочеловечество — объединение людей в Софии. Личность Христа знаменует собой достижение Абсолютно-Сущим полноты бытия в Богочеловечестве как всеединого.

Вопросы познания Абсолюта (Бога)

Абсолют (Бог) как духовное потусторонее существо открывает себя сущему через откровение в форме мистических ощущений или чувств. Познание Абсолютно-сущего возможно через познание сущего как истины, в форме 3-единого акта веры, воображения и творчества. Знания отвлеченно-эпирического и отвлеченно-рационалистического порядков могут составлять метериалистически-формальные признаки истины. Рациональное познание тесно переплетается с творческой интуицией и мистически-религиозным опытом, составляя своеобразный чувственно-духовный монолит.

Историософия, политическо-социальная концепция

Взгляды поздних славянофилов отмечены в целом патриотическим культурнационализмом и возросшей мерой недоверия к европейскому политическому опыту с его представительным правлением, идеей равенства и почтительным отношением и правам и свободам человека и гражданина.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900)оставил заметный след в обсуждении многих актуальных проблем своего времени – право и нравственность, христианское государство, права человека, а также отношение к социализму, славянофильству, старообрядчеству, революции, судьбе России.




Психологическая школа права в России во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.

Политический консерватизм в России во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.

Взгляды поздних славянофилов отмечены в целом патриотическим культурнационализмом и возросшей мерой недоверия к европейскому политическому опыту с его представительным правлением, идеей равенства и почтительным отношением и правам и свободам человека и гражданина.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900)оставил заметный след в обсуждении многих актуальных проблем своего времени – право и нравственность, христианское государство, права человека, а также отношение к социализму, славянофильству, старообрядчеству, революции, судьбе России.

Читайте также: