Расскажите о монастырях раннего средневековья 6 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Роль монастырей в Раннее Средневековье, в том что они распространяли христианскую веру. Людей они защищали от всяких невзгод.

Первые монастыри были созданы в Западной Европе в IV веке н.э. по подобию ближневосточных монашеских организаций.

К средним векам монастыри выполняли множество важных для общества функций. Монахи успешно занимались сельским хозяйством, торговлей. Предоставляли кров странникам и паломникам.

Немаловажную роль играли монастыри и в просветительской деятельности. В них сосредотачивались лучшие библиотеки, скапливались архивы. Кроме того, монахи занимались летописью и переписывали существующие книги. При монастырях образовывались школы.


Христианская церковь в раннее Средневековье прошла длинный путь, который современные историки условно разделяют на три этапа: христианизация Европы (5-10 века), противостояние светской власти и церкви (11-12 века), кризис католицизма и связанное с ним появление инквизиции (13-15 века). Все эти этапы повлияли на исторические процессы и развитие европейской цивилизации.

Ранний период

После того, как в 380 году христианство стало официальной религией в Римской империи, началось преследование язычников, которым не только не давали занимать государственные посты и запрещали преподавать, но также конфисковывали имущество и даже могли казнить. В конце концов, все научные достижения язычников стали считать еретическими и даже разгромили александрийскую библиотеку.

В 440 году под давлением римского папы император Валентиниан издал эдикт, который делал римский престол главным среди всех церковных иерархов. А уже в 8 веке появился документ, согласно которому папа получал в дар Италию и имел право короновать королей. Уже в те времена документ считался немыслимым, однако все же был признан подлинным. Только к 16 веку было установлено, что это подделка.

Константинов дар

Рис. 1. Константинов дар.

В 8 веке христиане начали платить церкви десятину и шло активное пропагандирование идеи, что папа может отпустить человеку любой грех, так как он является преемником самого святого Петра.

В 1054 году, как отмечается в учебнике за 6 класс, папа и император, которые никак не могли поделить деньги и власть, разделяют саму церковь: появляются православие и католицизм. Православные платили налоги в Константинополь и признавали, что святой дух исходит от отца и сына, а католики платили налоги в Рим и считали, что он исходит от отца. Спустя век в католицизме появился догмат о чистилище.

которые читают вместе с этой





Противостояние светской власти и церкви

В 11 веке становится ясно, что бедняки не могут прокормиться самостоятельно, а нравы людей портятся. В связи с этим была проведена клюнийская реформа. Ее краткое содержание таково: реформа полностью очищала монастырский устав, также было утверждено безбрачие (но священники могли брать экономку, которая фактически была для них гражданской женой), монастыри подчиняются папе напрямую.

Римский патриарх начал войну против королей, используя в качестве оружия отлучение от церкви. Отлучали как монархов, так и целые государства, в результате чего люди не могли вступать в брак и хоронить умерших. Церкви закрывались, детей не крестили.

Кризис католицизма

Папа был могущественной политической силой вплоть до того момента, как в Европе стали появляться сильные централизованные государства. Так, в 1303 году противостояние папы Бонифация с французским королем Филиппом Красивым привело к “авиньонскому пленению пап”, которое продолжалось больше 70 лет. А “великий раскол”, произошедший сразу вслед за этим, привел к тому, что церковь стала фактически подчиняться королям.

Бонифаций VIII

Рис. 2. Бонифаций VIII.

В 1478 году испанские монархи учреждают испанскую инквизицию для преследования еретиков. 1483 году ее возглавляет Томас Торквемада, создавший жестокий кодекс для наказания инакомыслящих.

Томас Торквемада

Рис. 3. Томас Торквемада.

Что мы узнали?

Мы составили представление о становлении и кризисе религии, было рассказано кратко о христианской церкви в раннее Средневековье, в частности, о том, как установилось главенство папы, который получал право возводить на престол светских владык. Узнали, в каком веке и по какой причине христианство разделилось на католицизм и православие, а также что происходило в период противостояния церкви и государства, что вызвало кризис католической церкви и к каким последствиям это привело.


--> При поддержке министерства культуры чтения России --> Книги на английском языке размещаются в филиале Читального зала на сайте "iReading" Видео-материалы размещаются в филиале Читального зала на сайте "Смотрикль"

Средневековые монастыри.

Средневековый монастырь Европы - центр формирования мировоззрения христианского мира.

История развития монастырей.

Появление монастырей в Европе связано с распространением христианской веры во всех европейских странах и княжествах. Сегодня известно, что монастырь являлся центром хозяйственной и культурной жизни Европы. В монастырях кипела жизнь в прямом значении этого слова. Многие ошибочно считают, что монастырь - это просто христианский храм, для проведения богослужения, населенные несколькими монахами или монахинями. На самом деле монастырь - это небольшой городок, в котором развиты необходимые виды хозяйствования, такие как земледелие, садоводство, скотоводство, дающие главным образом продукты питания, а также материал для изготовления одежды. Одежда, к слову говоря, изготавливались здесь же - на месте. Другими словами, монастырь был еще и центром развития ремесленной деятельности, дающей населению одежду, посуду, оружие и орудия труда.
Для понимания места монастырей в средневековой жизни Европы, следует сказать, что население тогда жило по Закону Божьему. Причем не важно был ли на самом деле человек верующий или нет. Верили все без исключения, те кто не верил и открыто об этом заявлял, обвинялся в еретических предубеждениях, преследовался церковью и мог быть казнен. Этот момент встречался довольно часто в средневековой Европе. Католическая церковь имела безграничный контроль над всей территорией, заселенной христианами. Даже европейские монархи не осмеливались дерзнуть против церкви, потому как за этим могло последовать отлучение со всеми вытекающими последствиями. Монастыри представляли густую сеть католического "надзора" за всем происходящим.
Монастырь представлял собой неприступную крепость, которая, в случае нападения, могла достаточно продолжительное время вести оборону своих рубежей, до подхода основных сил, чего не приходилось долго ждать. Толстыми стенами монастыри окружались именно для этого.
Все средневековые монастыри в Европе были богатейшими сооружениями. Выше говорилось, что все население было верующим, а, следовательно, должно было платить налог - десятину от урожая. Это приводило к непомерному обогащению монастырей, а также высших священнослужителей - аббатов, епископов, архиепископов. Монастыри утопали в роскоши. Неспроста в то время появлялись литературные произведения, порочащие жизнь и действия Папы Римского и его окружения. Конечно же, эта литература запрещалась, сжигалась, а авторы наказывались. Но, все-таки, некоторым замаскированным художественным трудам удалось выйти в "тираж" и дойти до наших дней. Одним из самых значимых произведений такого толка является "Гаргантюа и Пантагрюэль", написанное Франсуа Рабле.

Образование и воспитание.

Монастыри являлись центрами просвещения и воспитания молодежи средневековой Европы. После распространения христианства по всей Европе, было сокращено количество светских школ, впоследствии они вообще были запрещены так как в своей деятельности несли еретические суждения. С этого момента единственным местом образования и воспитания стали монастырские школы. Образование проводилось в разрезе 4-х дисциплин: астрономия, арифметика, грамматика и диалектика. Все обучение этим дисциплинам сводилось к противостоянию еретическим взглядам. Например, изучение арифметики заключалось не в том, чтобы научить детей основным действиям с числами, а усвоении религиозного толкования числовой последовательности. Вычислением даты церковных праздников занимались при изучении астрономии. Преподавание грамматики заключалось в правильном чтении и смысловом понимании Библии. Диалектика же объединяла все эти "науки" для того, чтобы научить воспитанников правильному ведению разговора с еретиками и искусству красноречивого спора с ними.
Всем известен факт того, что обучение проводилось на латинском языке. Трудность состояла в том, что в ежедневном общении этот язык не применялся, поэтому его плохо понимали не только воспитанники, но и часть высших духовников.
Обучение проводилось круглый год - в то время не было каникул, но это не значит, что дети не отдыхали. В христианской религии насчитывается огромное количество праздников, считавшихся в средневековой Европе выходными днями. В такие дни монастыри проводили богослужения, поэтому образовательный процесс останавливался.
Дисциплина была строгая. За каждую оплошность воспитанники наказывались, в большинстве случаев телесно. Этот процесс признавался полезным, так как считалось, что во время телесных наказаний из физического тела выгонялась "Дьявольская сущность" человеческого организма. Но все же случались и моменты веселья, когда детям разрешалось бегать, играть и веселиться.

Таким образом, монастыри Европы являлись центрами не только развития культуры, но и мировоззрения всего народа, населяющего европейский континент. Главенство церкви во всех вопросах было неоспоримым, а проводниками идей Папы являлись монастыри разбросанные по всей территории христианского мира.

Цистерцианское аббатство Хайлигенкройц.

Католический монастырь в австрийском посёлке Хайлигенкройц. Находится в южной части Венского Леса, примерно в 25 километрах юго-западнее центра Вены. Монастырь принадлежит ордену цистерцианцев, основан в 1133 году, один из самых старых и крупнейший из действующих цистерцианских монастырей Европы. Хайлигенкройц - один из самых больших сохранившихся средневековых монастырских архитектурных комплексов мира.


Средневековые монастыри Сербии.

Монастырь Манасия (Сербия).

Манасия – один из знаковых сербских монастырей. Основанный по приказу деспота Стефана Лазаревича в 1407-м, к 1418 году он превратился в цитадель безопасности — тут каменные стены толщиной в несколько метров и одиннадцать башен по периметру — и культуры: монастырская церковь, освящённая в честь Святой Троицы, а также фрески на её стенах сегодня считаются одним из ярких образцов так называемой Моравской школы. А литературные тексты, которые составлялись и переписывались тут даже во времена османского владычества, историки относят к Ресавской школе.

manasija-1[1]



Монастырь Джурджеви ступови ("Георгиевские столбы")

Средневековые монастыри Испании.

Францисканский монастырь Санто-Торибио, Кантабрия


В предгорьях национального Парка Пики Европы со стороны Кантабрии, недалеко от сказочного средневекового городка Потес, расположен францисканский Монастырь Санто-Торибио. Наряду с Иерусалимом, Римом и Сантьяго-де-Компостела, монастырь в Кантабрии является одним из святых мест христианства и центром паломничества.

Монастырь Побле (Монблан)

3035399_montblanc_3 (700x316, 70Kb)

3035399_318397_249308098435875_125885194111500_858003_3172252_n (700x465, 54Kb)

Монастырь Санта Мария де Вальбуэна


Монастырь был основан в 1143 году как цистерцианский дочерью местного графа. Он старше самого знаменитого цистерцианского монастыря Испании - Поблета в Каталонии. Но в 1835 году местные власти закрыли монастырь, его церковь стала обычной приходской, а другие строения были переданы в частные руки.

Монастырь Монсеррат

Испания

Монастырь Саламанка

архитектура здание дворец Ориентир фасад Церковь кафедральный собор Место поклонения Средневековая архитектура Испания монастырь Саламанка Готическая архитектура Объект всемирного наследия ЮНЕСКО исторический сайт древняя история Византийская архитектура

Монастырь Гошаванк.

Небольшой уютный монастырь XII–XIII веков, один из крупнейших культурных и просветительских центров средневековой Армении.


Средневековые монастыри Чехии.

Бенедиктинский монастырь в Кладрубах (Kladruby), Чехия

Один из древнейших монастырей, основан бенедиктинцами в 1115 при поддержке Владислава I (погребен в соборе). Романская базилика была в 1233 перестроена в готическую (на освящении присутствовал Вацлав I), одну из крупнейших в Чехии. В монастыре часто бывал император Карл IV. В конце XIV в. монастырь оказался в центре противостояния Вацлава IV с пражским епископом Яном, в ходе которого мученически погиб Ян Непомуцкий. Комплекс пострадал в гуситских войнах в 1421 от войска Яна Жижки и в 1467 от войска Иржи из Подебрад, в 1590 был поврежден пожаром. В XVII в. после Тридцатилетней войны началось возрождение его как места паломничества. Монастырь был закрыт в 1785, с 1798 использовался как военный госпиталь, затем дом инвалидов, в 1825 постройки были куплены князем Альфредом Виндишгрецем, с 1864 в них открыт пивоваренный завод. Ансамбль национализирован в 1945, отреставрирован и открыт как музей. Готический собор Вознесения Девы Марии (1233), перестроен стараниями аббатов Мавра Финтцгута, Йозефа Зибера и Аманда Штеера в стиле барочной готики по проекту Я.-Б. Сантини Айхла (1712-1726, в соборе хранится почитаемая готическая скульптура Кладрубской Мадонны нач. XV в.), монастырские корпуса в стиле барокко (1770, арх. К.-И. Динценхофер), старая прелатура (1664-1670), лапидарий со скульптурами Матиаша Бернарда Брауна.
Службы бывают редко, в остальное время внутрь можно попасть только с экскурсией или на концерт. Музей в монастырских корпусах большой и утомительный, поэтому выкладываю главное - самое грандиозное творение Яна-Блажея Сантини Айхла.

IMG_5226.jpg

Общий вид монастыря. Слева корпус, выстроенный по проекту Динценгофера, справа Вознесенский костел Сантини.


Описание средневекового монастыря. Подходит для урока Истории.

Содержимое разработки

Средневековый монастырь

Центральное место в средневековом монастыре занимала церковь, вокруг которой располагались хозяйственные и жилые постройки. Здесь была общая трапезная (столовая), спальня монахов, библиотека, хранилище книг и рукописей. В восточной части монастыря обычно располагался госпиталь, а на севере — помещения для гостей и паломников. Сюда за приютом мог обратиться любой путник, устав монастыря обязывал принять его. В западной и южной частях монастыря находились амбары, конюшни, хлев и птичий двор.


Монахи не должны были выходить за порог монастыря. Общение с внешним миром было для них нежелательно, ибо отвлекало от мыслей о спасении души. Поэтому монастырь жил замкнутой жизнью, вдалеке от обжитых мест. Все необходимое для существования обители находилось в ее пределах. Часто монастыри были окружены оградой для защиты от диких зверей. Для управления монастырем монахи из своего числа выбирали наиболее ученого и уважаемого человека, он становился аббатом (отцом) обители.

Подготовила ученица 6б класса


-80%

Читайте также: