Распутин и церковь кратко
Обновлено: 02.07.2024
Какие при этом создаются мифы? Первое: оказывается, Иван Васильевич уже канонизован! Основной аргумент, подтверждающий эту якобы уже состоявшуюся канонизацию, то, что в откосе северо-восточного окна Грановитой палаты имеется изображение Ивана Васильевича в нимбе. Поскольку последняя роспись была сделана в 1892г ., то это изображение преподносится как акт канонизации. Но если бы кто-нибудь действительно радел о церковной науке, а не о мифотворчестве, то можно было бы заглянуть в синодальный архив РГИА… Если вы были в Грановитой палате, вы знаете, что там в таком виде изображен целый ряд московских государей. Изображение государей в нимбах – это византийская традиция, которая свидетельствует о почитании государя как помазанника Божия. Но это никогда – ни для византийцев, ни для русских – не говорило о личной святости. Имеющиеся архивные данные не подтверждают факта канонизации Грозного ни в XVII, ни в XIX веках.
Если говорить о проблеме взаимоотношений Ивана Васильевича с Церковью, то мне для их понимания много дали исследования мест погребения российских митрополитов. Это ведь непростой вопрос. Как вы знаете, в период опричнины летописание прекратилось, и мы вынуждены искать сведения о том, где был похоронен тот или иной митрополит, в других источниках. Напомню, что за время правления Ивана Грозного единственным митрополитом, который скончался своей смертью, оставаясь главой Церкви, был святитель Макарий. Все остальные митрополиты либо сами покидали престол, либо их низводили. О какой же святости после этого можно говорить?
Идея этой канонизации – провокационная
Мысль о канонизации царя Ивана Грозного, насколько мне известно, никогда в прошлом всерьез никем не высказывалась. Эта идея – явление последних лет. Для историков эпоха Ивана Грозного и его место в истории России – это область исследований и полемики, но до последнего времени спор шел об оценке Ивана Грозного исключительно как исторического деятеля. А вот что он, оказывается, еще и один из угодников Божиих – такая экстравагантная мысль принадлежит уже нашему времени, и это симптом болезненного состояния религиозного сознания части нашего народа.
Конечно, как сказал Святейший Патриарх Алексий II, во всей этой затее мы имеем дело с провокацией. Для одних это действительно сознательная антицерковная провокация, направленная на то, чтобы по возможности затруднить церковное делание, создать ранее не существовавшие проблемы, обострить уже имеющиеся. Другие из тех, кто ведет эту кампанию, считают, что Церковь должна быть служанкой в делах политических, что ее нужно использовать в своих целях. Вероятно, этим людям представляется, что если бы они привлекли Церковь на свою сторону, она была бы им мощной поддержкой. Но есть еще и множество людей исторически и богословски наивных. Они легко верят всему, что написано. И мы более всего должны быть обеспокоены тем, что в сознание этих людей вносится смущение.
Что касается мысли о канонизации Григория Распутина, я хорошо помню по заседаниям синодальной Комиссии по канонизации святых, что как раз общение императора Николая II и императрицы с Распутиным было самой серьезной проблемой, затруднявшей принятие решения о канонизации. В результате тщательного исследования этого вопроса комиссия выработала адекватный подход к этой теме. Общение царственных мучеников с Распутиным объясняется, как говорилось в заключительных выводах комиссии, болезнью наследника престола и тем, что Распутин, как виделось императрице, мог ему помочь в его страданиях. Конечно, вникая более подробно во все обстоятельства, мы не можем отрицать, что для императрицы Распутин представлялся и религиозно одаренным человеком, может быть, она считала его старцем в собственном смысле этого слова. Но если это так, то мы имеем дело с ее заблуждением. Канонизация императрицы вовсе не исключает ее ошибочных суждений, в том числе и религиозного характера. Мученическая кровь много значит и многое искупает. Но когда сегодня эта канонизация используется для того, чтобы и Распутина внести в святцы, понятно, что здесь мы имеем дело со злонамеренной инициативой.
Что касается церковной печати, если она действительно церковная, если журналы или газеты издаются по благословению Святейшего Патриарха или епархиальных архиереев, то в таких изданиях не может быть места для пропаганды идей, на вредность которых недвусмысленно указало священноначалие. Что же касается мирян, которые выступают в нецерковной печати на эти темы, то они ответственны за все печатные выступления перед своей совестью и Богом.
К вопросу о генезисе религиозных настроений, лежащих в основе почитания Григория Распутина и царя Ивана Грозного
Распространение этих настроений, связанных по своему происхождению с альтернативной субкультурой, – серьезное испытание на прочность кафолического, соборного сознания Русской Церкви.
Царь Иван Грозный и современное сектантство
15 лет назад я защитил докторскую диссертацию о теократических воззрениях Ивана Грозного, однако я не буду говорить о тех фактах, которые так обстоятельно уже описал здесь архимандрит Макарий. Я попытаюсь раскрыть тему моего доклада в контексте сектоведения – то есть тех проблем, которыми я занимаюсь последние 10 лет.
Сразу оговорюсь: я не сторонник теории заговора, но сейчас ясно, что есть силы, которые стремятся расколоть нашу Церковь, или, по крайней мере, ее ослабить. На примерах исследования сектантства видно, насколько свободнее и вольготнее чувствуют себя секты, например, на Украине, где Православная Церковь расколота и ослаблена.
Опровергать все эти мифологемы невозможно, потому что возникают все новые и новые. Причина их появления – крайне низкая духовная культура людей, присоединяющихся к Церкви, массовый приток неофитов – совершенно неподготовленных, готовых слепо воспринимать любые высказывания всех, кто на шаг старше их в церковности. Плюс советская привычка диссидентства, привычка жить с кукишем в кармане. Привычка жить двойной жизнью: с одной стороны, ходить на партсобрания, а с другой – рассказывать политические анекдоты. Вот с этим расколотым сознанием приходят люди в Церковь, и эти схемы советской жизни они переносят на церковную реальность. Поэтому и священноначалие они воспринимают так же, как когда-то воспринимали советское правительство. Да, внешне его можно почитать – в то же время публикуя газетные статьи, написанные эзоповым языком и полные каких-то намеков, понося и ругая священноначалие, тем более, что за это можно не опасаться наказания.
Отмечу, что эти секты находятся в разном положении: некоторые еще внутри Церкви, другие – на окраине, а есть и совсем отпавшие. При этом все они используют похожие мифологемы и скандалят на одинаковые темы.
Отношение к Ивану Грозному здесь хороший показатель. В письме, которое ревнители его канонизации недавно направили Святейшему Патриарху, есть потрясающий аргумент: Иван Грозный является отцом двух канонизированных святых. Яблоко от яблони, мол, недалеко падает. Что касается царевича Димитрия, то, надо сказать, он своего отца фактически не знал и рос без него. Сам по себе факт отцовства, конечно, не много значит, тем более что история раннего христианства знает множество примеров, когда отцы язычники предавали на смерть своих детей – христиан-мучеников.
Безусловно, есть целый ряд светских средств массовой информации, которые готовы подхватить любой подобный скандал, лишь бы это было во вред святой Церкви.
Именно поэтому отвечать этим людям нужно. С одной стороны, мы должны терпеливо и внятно формулировать ответы на претензии бессовестных крикунов, а с другой – воспитывать новообращенных, прививая им подлинное церковное сознание, основанное на любви к Богу и ближнему.
диакон Андрей Кураев
К сожалению, история полемики вокруг индивидуальных налоговых номеров показала, что большинство церковных людей считают ниже своего достоинства опускаться до обсуждения этих сюжетов. Кажется, что это настолько маргинальные издания и что их риторика настолько не здравая, что просто не имеет смысла реагировать. Но здесь вступает в действие один из законов природы: если некое очень малое действие не встречает никакого противодействия, то это малое действие может гору сдвинуть. Нечто подобное происходит сегодня в церковной жизни. Мы пассивно наблюдаем за удивительной активностью такого рода маргиналов. Но если провести социологические опросы среди приходского духовенства, не говоря уже об обычных прихожанах, то выяснится, что на их точку зрения ориентируется уже немалое количество людей. Оказывается, в нашей церковной среде тоже срабатывает известный социологический закон: один сумасшедший всегда переорет целый автобус. Человек, которого страстно охватывает какая-нибудь идейка, становится безумно активным и на свою любимую тему говорит постоянно, по поводу и без повода. А вот в наших официальных церковных изданиях считается, что если на какую-то тему выступили и как бы отметились, то потом к этой теме уже и не имеет смысла обращаться. Но те-то товарищи не успокоились, они продолжают вновь и вновь, несмотря на заявления и послания Патриарха, постановления Синода, – потому что для них все это, по-видимому, не важно.
Мы верим в то, что история – это пространство диалога Бога и людей, в то, что церковная история и русская история – это часть священной истории, продолжение библейской истории. И поэтому голос исторического предания для нас очень значим. Казалось бы, так хорошо сказать: да, они все хорошие люди были, замечательные, святые, и так хочется, чтобы еще одним молитвенным заступником было больше, – и все-таки это желание надо сверять с голосом церковного предания.
У этих людей уже сформировались диссидентские привычки, привычки бунтовать. Когда я говорю о них, я отчасти говорю и про себя самого. Потому что я легко мог бы оказаться в их рядах – вся инерция моего нецерковного воспитания меня туда толкает. Интеллигенту трудно быть вместе с властью. Для него неестественно власть поддерживать. Он себя очень уютно чувствует в диссидентском подполье, особенно если оно более или менее безопасное: ты им фигу показал и спрятался, а на самом деле тебя никто и не преследует. То есть психологически я понимаю, почему эти люди там, но все-таки надо хоть чуть-чуть церковно взрослеть и церковно меняться.
Отношение церкви к Распутину имеет отрицательный окрас. Многие священнослужители называют его слугой сатаны, который вызвал своей деятельностью крушение Российской Империи и спровоцировал смерть людей, доверяющих ему. Сибирский странник Григорий предстает в качестве аллегорической персонификации человеческих страданий: через этого человека в мир проникли зловещие демоны и погубили множество душ.
Церковь предполагает, что с Г. Распутина начались революционные безумства, разрушения церквей, поругание святынь и уничтожение несогласных с властью.
Мнение церкви
Официальной и категоричной точки зрения насчет сибирского странника у РПЦ не существует. Вопрос о роли Г. Распутина рассматривается чаще с позиции истории, а не сквозь призму богословия.
Несмотря на мистическую силу и способности к исцелению, сибирский странник стал для большинства шарлатаном, распутником и тем, кто низверг династию Романовых с царского престола. Мнения об этом человеке кардинально разнятся и формируются под влиянием тех или иных сведений.
Православная церковь рассматривает его в качестве вольнодумца, развратника, но в то же время, того несчастного, кто был способен стать честным монахом.
Поэтому я предлагаю продолжить этот видеопроект с тем, чтобы восстановить полноту картины, касающейся жизни и деятельности Григория Распутина. Это наконец-то позволит начать предметный серьезный разговор, в котором можно свободно высказываться и обсуждать спорные вопросы, касающиеся заявленной темы.
Далее повествуется о том, что 16 декабря 1911 года на Ярославском подворье в СПб Григория Ефимовича Еп. Гермоген, иеромонах Илиодор и писатель-патриот Иван Родионов увещевали и принуждали изменить свое поведение, и, что следствием этого стала якобы клевета – ложный донос о покушении на его жизнь, которую Григорий Ефимович через Анну Вырубову довел до Царской семьи. И последовавшие затем наказания для Еп. Гермогена и его сподвижника будущего расстриги иеромонаха Илиодора.
Далее митрополит Евлогий пишет:
«Одним из друзей Распутина, которые от него отшатнулись, лишь только они поняли, с кем имеют дело, был Саратовский епископ Гермоген. Аскет, образованный человек, добрейший и чистый, епископ Гермоген был, однако, со странностями, отличался крайней неуравновешенностью, мог быть неистовым. Почему-то он увлекся политикой и в своем увлечении крайне правыми политическими веяниями потерял всякую веру. Интеллигенцию он ненавидел, желал, чтобы всех революционеров перевешали. Он ополчился против Распутина, когда убедился в его безнравственном поведении, и решил зазвать его к себе, дабы в присутствии писателя Родионова и иеромонаха Илиодора взять с него заклятие, что он отныне не переступит порога царского дворца. Говорят, епископ Гермоген встретил его в епитрахили, с крестом в руке. Распутин клятвы давать не хотел и пытался скрыться. Родионов и Илиодор бросились за ним на лестницу, его настигли, и все трое покатились по ступеням вниз. а епископ Гермоген, стоя на площадке в епитрахили и с крестом в руке, кричал: "Будь проклят! проклят! проклят. "
Поясню еще, что Тихомиров часто встречался и беседовал с М. А. Новоселовым. Он входил в так называемый "Новоселовский кружок" - "Кружок ищущих христианского просвещения". На квартире Новоселова он прочел ряд докладов: "О гностицизме", "О философии Каббалы", "О магометанском мистицизме" и др.
Все статьи Новоселова о Григории Распутине были основаны на подложных документах, которые ему подсунули враги Царской семьи. И все действия были ими заранее продуманы и скоординированы.
И Гучков и Новоселов имеют право на свое мнение, но насколько эти мнения соответствуют евангельскому духу – этот вопрос для совести каждого из нас? На мой взгляд, не соответствуют вообще. Но кто-то может думать иначе.
Гучков-то хоть революционер и бесстыдник, чего с него взять, а Новоселов под маской православного религиозного писателя свои гнусные статьи строчил. И сегодня эти лживые опусы нам представляют в качестве неоспоримых документов. Увы, мне, увы!
Рассмотрим, как формировалось мнение о Распутине среди родственников Государя, которые, как известно в декабре 1916 года все поголовно выступили на стороне убийц Григория Распутина.
Причины ненависти к Распутину со стороны кружка Великого князя Николая Николаевича и сестер-черногорок имелись. В первую очередь это конечно оскорбленное самолюбие из-за того, что Царская Семья прервала с ними общение, вследствие не прекращающихся занятий сестер-черногорок оккультизмом и незаконного с точки зрения Законов Российской Империи брака Николая Николаевича с Анастасией Николаевной, с которой он блудно сожительствовал, еще до брака. Именно Распутина в этом круге считали виновным в том, что Царская чета перестала с ними общаться. В 1908 году Распутина пытались обвинить в хлыстовстве и кружок Вел.кн. Николая Николаевича с сестрами-черногорками с надеждой взирал на это дело. Но дело развалилось. Это еще больше раздосадовало их, ибо как это так? Какой-то сибирский мужик смел противопоставить свое мнение мнению членов Царствующего дома.
Чье мнение о Григории Распутине более весомо? Кому верить?
Наша Святая Государыня Александра Федоровна родила и воспитала пятерых абсолютно чистых в духовном отношении детей, а в семье Елизаветы Федоровны вырос убийца, обагривший свои руки, кровью русского крестьянина.
Как известно, Великий князь Дмитрий Павлович воспитывался в семье своего дяди, Великого князя Сергея Александровича и Елисаветы Федоровны, поскольку собственных детей у них не было.
8. Восьмой – свящ. муч. Философ Орнатский – лично не был знаком с Григорием Распутиным и, как он сам признается, знал о нем только из печати. В видео передается его свидетельство об отрицательном мнении прав. Иоанна Кронштадтского о Григории Ефимовиче.
Так что уж давайте крепко подумаем: чему можно верить в показаниях Белецкого, а чему нельзя?
Под 11-м и 12-м номерами в видео представлены наши святые Государь и Государыня. На мой взгляд, не вполне корректно вносить их в общий список тех святых, которые отрицательно относились к Григорию Распутину, либо впоследствии, как то стыдились своего знакомства с ним. Поэтому их мнения буду рассматривать отдельно - в заключение исследования.
14. Четырнадцатый святой - свт. Макарий (Невский) - никаких отрицательных мнений о Григории Распутине не высказывал. Ему просто что называется технически пришлось участвовать в разборках между теми, кто верил Григорию Ефимовичу и его противниками – теми, кто на него клеветал. Не был он почитателем, но и обвинителям не был. Т.е. никаких отрицательно характеризующих Григория Ефимовича свидетельств он не оставил.
15. Пятнадцатый – Фаддей (Успенский), как представлено в видео, он только сожалел о том, что принимал Распутина с доверием – т.е. высказывал только сожаление, но причин этого сожаления не высказывал.
И потом - ну ничего себе отомстил. Город Томашов Польский находится на 1200 км южнее Санкт-Петербурга - это широта украинского Чернигова и немецкого Геттингена и на высоте 160 м. над уровнем моря – зона с особым микроклиматом. А есть еще немаловажный факт – о. Роман был родом из люблинского воеводства, родился в Замостье - это примерно триста км от Томашова. Ну это примерно, как от Питера до Сомино – на границе Ленинградской области, По дороге - чуть дальше за Тихвинский монастырь. Не рядом конечно, но и не за тридевять земель. Еще напомню, что о. Роман заканчивал Холмскую семинарию. Это в современном польском городе Хелм.
Скорее всего просто была временная вакансия в знакомых с детства местах. Причем весьма на короткое время. Ну и соответствующие связи сработали. Ведь в этом же году о. Роман стал настоятелем Владимирского Собора в Севастополе.
18. Восемнадцатым святым представлен свящ. муч. Михаил Макаров – который просто посещал квартиру Распутина.
19. Девятнадцатым святым назван прп. Алексий-затворник, который сказал, что он не может благословить убийство Распутина.
Итак, в видео были представлены свидетельства 17-ти русских святых, которые якобы имели отрицательное мнение о Григории Распутине. Давайте займемся исследованием этих мнений.
Для объективности и разделим их на тех, кто лично знал и общался с Григорием Распутиным и тех, кто не был с ним знаком.
Из представленного видеоматериала, насколько мне понятно, лично с Григорием Распутиным были знакомы: свящ.муч.Гермоген (Долганев), свящ.муч. Серафим (Чичагов), свящ.муч. Иоанн Вострогов, свящ.исп. Роман Медведь, свт. Макарий (Невский), свящ. муч. Фаддей (Успенский), св.прав. Иоанн Кронштадтский и сербский святой Мардарий (Ускокович), свящ. муч. Михаил Макаров. Итого – девять святых.
И соответственно в другую группу из тех, кто не был лично знаком с Григорием Ефимовичем и никогда с ним не общался определим: прп. муч. Елисавету Федоровну, свящ.муч. Философа Орнатского, свящ.муч. Сильвестра Ольшевского, муч. Михаила Новоселова, свящ.муч. Владимира Богоявленского, свящ.муч. Андроника Никольского, прп. Гавриила Зырянова и прп. Алексия-затворника - восемь святых.
Причем сразу отмечу, что от двоих из них – свящ.муч. Сильвестра и прп. Алексия никаких отрицательных мнений о Григории Распутине не представлено.
В течение последних ста лет русским людям да и всему миру историки и богословы пытаются объяснить, что и сам Григорий Ефимович и все те люди, которые его почитали и верили ему, находились в духовном помрачении, а все его обвинители и убийцы - выступали спасителями России.
Это свидетельство сделано в конце 1912 года в разгар самых гнусных и лживых газетных публикаций о Григории Распутине. И в нем Гучков, на которого так усердно работал Новоселов, назван врагом Русского самодержавия.
Григория Ефимовича в присутствии Царской семьи отпели и с благочестием похоронили, положив гроб с его телом в основание строящегося храма прп. Серафима Саровского в Царском Селе.
Особая изворотливость в видеоматериале проявлена в представлении положительного мнения о Григории Распутине двух современных нам старцев - прот. Николая Гурьянова и схиархим. Кирилла (Павлова). Честно говоря, даже комментировать не хочется.
Получается, что два почитаемых старца к которым со всего мира ездили за духовным окормлением тысячи православных людей, представляются публике так, что в вопросе о Григории Распутине они глубоко заблуждались. Тонкий ход, но безуспешный для тех, кто стремится поставить заслон настоящей правде.
Что ужасает на самом деле?
В поддержку этого видеоматериала высказывается множество народа. Соотношение примерно 1000 против 100 человек. Когда в последний раз заглядывал на этот канал соотношение было 1600 христиан в поддержку этого мнения, а против - 160 . Таков показатель уровня современной духовной катастрофы русского народа и нашей всеобщей слепоты. Ложь принимается за правду, а правда за ложь.
Здравствуйте! Как Православная церковь относится к Распутину? И действительно ли он помогал Цесаревичу преодолевать его болезнь(гемофилию)? Ведь я слышала, что он был не очень хорошим человеком!Заранее спасибо!
Хороший вопрос и чтобы в этом разобраться, предлагая Вам прочесть нижеследующее.
Царская семья и Г.Е. Распутин
Приложение №3
к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия, председателя Синодальной комиссии
по канонизации святых
Отношения царской семьи к Г.Е. Распутину нельзя рассматривать вне контекста исторической, психологической и религиозной ситуации, сложившейся в российском обществе в начале XX столетия, феномен Распутина, о котором говорят многие исследователи, едва ли можно понять вне исторического фона тогдашней России.
Как бы отрицательно ни относиться к личности самого Распутина, мы не должны ни на минуту забывать, что его личность в полной мере могла раскрыться в условиях жизни российского общества накануне катастрофы 1917 года.
Как же могло случиться, что столь одиозная фигура как Распутин могла оказывать значительное влияние на царскую семью и на российскую государственно-политическую жизнь его времени?
Подводя итог анализу причин влияния Г. Е. Распутина на царскую семью, в заключение хотелось бы отметить, что Император оказался не в состоянии противостоять воле Императрицы, истерзанной отчаянием из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под зловещим влиянием Распутина, — как дорого пришлось впоследствии заплатить всей семье за это!
Библиография
1. Боханов А. Н. Сумерки монархии. М., 1993.
2. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох, б/м, 1994.
3. Дневники императора Николая II. М., 1991.
4. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994.
5. Жевахов Н.Д., князь. Воспоминания, том 1. М., 1993.
6. Жильяр П. Тринадцать лет при Русском Дворе. Paris, б/г.
7. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Григории Ефимовиче Распутине, 1914-1916 гг. // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв., тома 2-3. М., 1992, с. 252-317.
С колько бы ни проходило времени, мы будем снова и снова возвращаться к величайшему событию в жизни нашей Церкви — канонизации святых Царственных мучеников и всего сонма новых мучеников и исповедников Российских.
Необходимо наше участие в их прославлении. Подлинное знание о Царе как о праведнике должно как можно шире распространяться во всем нашем народе. Нельзя допускать иллюзии, что вот, прославили Царя, и теперь все само собой будет хорошо. Враги Православия и России по-прежнему пытаются бросить тень на это деяние Церкви, посеять в обществе сомнения относительно канонизации, сделать ее бездейственной.
Мы имеем свидетельства о том, что такое Распутин, — свидетельства новых мучеников наших: преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны, священномучеников митрополита Владимира Киевского и епископа Гермогена Тобольского, свидетельство архиепископа Феофана Полтавского — духовника Царской семьи, человека кристальной чистоты и высокой духовной жизни.
Любил ли по-настоящему Распутин Царя и Россию? Если любил — он, видя, как враги Православия и Престола эксплуатируют сложившуюся ситуацию, удалился бы из столицы в безвестность, в пустыню, в тайгу, и оттуда (если он действительно такой чудотворец) молился об исцелении Цесаревича и о спасении России. Но в том-то и дело, для него важнее всего было собственное самоутверждение. То, что определяет всякую ложную духовность, исходящую от диавола.
Кроме того, святость Царственных мучеников не означает их всеведения. В истории Церкви можно найти немало примеров того, как святые, прославленные Церковью люди были неправы в оценке других людей в ту или другую сторону.
В общем, близости особенной не было. Достаточно посмотреть воспоминания А. А. Вырубовой, где она свидетельствует, что Распутин бывал у Их Величеств раз или два в год, и лишь в последнее время — четыре раза в год.
Г.Е. Распутин, А. Вырубова (слева) и Т. Родзянко
Все было связано с трагической болезнью Наследника, которому Распутин действительно помогал. О природе этой помощи мы скажем ниже. Но как надо понимать несомненные факты прозорливости и некоторых чудотворений Распутина?
Могла ли жизнь Распутина быть угодной Богу?
Может, что-то изменилось в последние годы жизни? Нет.
Распутин со своими великосветскими почитательницами
Появляются и новые аргументы: оказывается, у Распутина были двойники. Рассудите сами, насколько это убедительно. Распутин жил по определенному адресу, за ним усиленно следила охранка. Кого она провожала во дворец — того же самого Распутина, или он начинал двоиться? Или, может, родная дочь не могла отличить своего отца от двойника, который к тому же клеветал на него?
Дело не в том, что у Распутина были двойники, а в том, что он был двуликий. Самое ужасное — ложь, смешанная с правдой. На этом смешении построены все ереси, древние и новые. Хуже всего (об этом постоянно говорит слово Божие), когда человек называет себя верующим, а ведет себя как неверующий.
Г.Е. Распутин в обществе гвардейских офицеров
Разговоры о канонизации Распутина, прославившегося своими похождениями, сегодня особенно опасны, потому что в обществе идет беспрецедентная пропаганда растления и порока, все чаще проникающего даже в Церковь. И, конечно, антиправославно настроенным средствам массовой информации очень кстати, что в Церкви кто-то занимается прославлением Распутина, прославившегося уже своими похождениями. Это дает им только дополнительный повод для очередного обливания грязью Церковь и для всяких клевет, как и в предреволюционные годы: те же самые СМИ, в тех же самых руках находящиеся, занимались тем же самым.
Теперь перейдем к объяснению сверхъестественных способностей Распутина. Еще святой Иоанн Златоуст говорил, что самое опасное — оправдывать беззаконие, прикрываясь чудом.
Приведем здесь ряд свидетельств исцелений, напечатанных в книге его дочери Матрены и многократно цитированные его почитателями.
Самое известное фото Распутина. С совершенно безумными глазами.
Нарочито крупно, чтобы все могли разглядеть.
Кроме того, о святости Царя-мученика свидетельствовали святые — святитель Николай Велимирович, преподобные Нектарий, Кукша, Варнава Гефсиманский, Анатолий Оптинский, святитель Иоанн Максимович и многие другие. А здесь кто прославил? Какая Церковь, какие святые.
Перед нами — грубое нарушение церковной дисциплины, когда группа людей самовольно провозглашает кого-то святым, пишет его иконы, составляет ему акафисты и т. п.
Болезненный бред тиражируется от лица Православной Церкви. И самое главное — эта оскорбление памяти святой Царской Семьи.
Да, мы считаем, что появление этого движения сразу же после канонизации святых Царственных страстотерпцев направлено на то, чтобы опорочить Церковь и это благодатное деяние Церкви, чтобы спровоцировать брожение умов. Мы надеемся, что Священноначалие пресечет эту духовную заразу.
Читайте также: