Распространение ислама на руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Официальная история не только не раскрывает для масс происхождение Руси и славян, но и длительное время пыталась скрывать влияние иных конфессий на формирование культуры нашей страны. Предлагаем вниманию читателей материал, свидетельствующий о принятии и существовании на Руси Ислама.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Женщины на Руси всегда носили хиджаб!
Как на Руси хиджабы носили
Золотая орда: татаро-мусульманский след в российской истории
Золотая Орда и Ислам
Начало распространения Ислама в России

Ислам, принятый на территории нашей страны первоначально жителями Дагестана, вероятно, вскоре после этого распространился и в булгарских городах. Ислам проникает на территорию центральных областей будущей России и через выделившуюся Волжскую Булгарию. Так, Ибн Фадлан, приехавший приводить к вере булгар, вынужден был отметить наличие там мечетей и школ уже в начале Х века (отметим, что в то время территория будущей Московии, по всей вероятности, еще находилась в составе Булгарского государства).

Есть также основания предполагать, что еще в домонгольский период определённая часть населения русских княжеств приобщилась к Исламу. Об этом свидетельствует присутствие в православной терминологии не только булгарских, но и арабских терминов.

Церкви или мечети?

Ислам на Руси. Церкви или мечети?

Наличие терминов, отличных от татарских и арабских, для обозначения атрибутов исламской веры также косвенно свидетельствует о том. Известное упоминание В.Н. Татищева относительно того, что булгары строили во Владимиро-Суздальской земле храмы, может быть интерпретировано в этом контексте по-иному: а церкви ли они строили?

Распространение Ислама

Ислам на Руси. Принятие Ислама Волжской Булгарией

Определённых успехов, по всей видимости, исламское миссионерство достигло в среде финно-угорских народов. Следы былой мусульманской обрядности выпукло выявлялись у них ещё в конце ХIХ в. (Марджани Ш., 1993), а в начале ХХ в. отмечалось массовое возращение (или легализация?) финно-угров в Ислам.

Наиболее значительный этап исламизации, по всей видимости, происходил в период Золотой Орды, знать которой приняла Ислам вскоре после захвата Хорезмских и Булгарских территорий – в царствование Берке.

Брачные узы

Ислам на Руси. Брачные узы

В этом плане закономерным становится вопрос: по каким обрядам женились в исламском Сарае на ордынских принцессах многочисленные русские князья-претенденты? При этом, из летописей нам известно, что христианские имена эти принцессы получали позже на Руси (допускаем даже, что заочно и посмертно).

Так, Узбек, при котором исламская культура испытывала расцвет в Восточной Европе, в 1317 году женил на своей дочке (племяннице) Кончаке Юрия Даниловича Московского. Позже, в крещении, ей было назначено имя Агафья.

Нам кажется вполне естественным, что зятья хана-мусульманина должны были быть мусульманами. В этом отношении, примечательны изображения московских князей с их косами, халатами и ханскими шапками, монеты, чеканенные на арабском. В числе основателей своей династии московские князья указывали татарских царевичей. Налицо ориентация на восточный культурный мир (Измайлов И. Родина. 1997 №2. С.89).

Об этом свидетельствует и тот известный факт, что московские бояре ослепили своего сюзерена – великого князя Василия Темного, вменив ему в вину чрезмерное предпочтение татарских обычаев и языка. Не менее по-азиатски выглядят на европейских миниатюрах и бояре. По-татарски – в белых войлочных колпаках и халатах смотрятся москвичи в работах С. Герберштейна и М. Литвина.

Знать мусульманская

Ислам на Руси. Знать мусульманская

Однако, подобная обстановка не препятствовала, как в более поздние времена, распространению Ислама в Руси Залесской. У нас есть основания полагать, что значительная часть элиты Руси Красной и Белой в период Золотой Орды придерживалась Ислама.

Впрочем, и в более поздние времена – в ХVI-XVII вв. – в списках дьяков и воинских чинов Московии значительную часть составляли фамилии – производные от мусульманских имён и напротив, по данным исследований Г. Носовского и А. Фоменко, в списках москвичей им встретилось лишь одно христианское имя. Мы полагаем, что в исследованных писцовых книгах отражались сведения о привилегированных городских слоях.

Трансформация православия

Ислам на Руси. Трансформация православия

По всей видимости, Ислам оказал определённое влияние и на обрядность православной церкви, т.к. служители Константинопольской церкви (например, Максимилиан, посланец константинопольского патриарха), приезжая в Московию, отмечали, что тамошнее богослужение не соответствует догматам греческой и латинской церквей, а царь – схизматик (т.е. еретик) (Герберштейн С. Указ. Соч. С.65).

М.Г. Худяков в своей знаменитой монографии приводит замечание Максима-грека о настолько сильной приверженности московитов восточной моде, что, по его мнению, они скоро наденут чалму. И в самом деле, западные современники не раз отмечали такие черты московитов, которые можно было принять за пережитки мусульманских обычаев, как, например, массовый отказ от спиртного, и уголовное преследование за его употребление и распространение.

Г.В. Вернадский отмечал изменение церковного пения в золотоордынский период (Вернадский Г.В. Указ.соч. Там же).

Русские мусульмане

Ислам на Руси. Русские мусульмане

Многие современники отмечают большое количество татар в средневековой Москве. Ими была сформирована значительная часть московской и подмосковской тюркской топонимики. Наверное, для части из них нужны были мечети для соблюдения обрядов Ислама. Во всяком случае, подобные прецеденты в Московии были: мечети в Касимове, Романове…

Ислам на Руси

Огромное количество пленных просто невозможно было содержать в относительно небольшом (в тот период) государстве, не изменив существенно демографическую картину. Поэтому пленных, в основном, переплавляли на юг, оставляя, как правило, в Казани лишь принявших Ислам. Таким образом, цифра 100 000 человек – членов семей примерно соответствует 30 000 хозяев кара-муслимов (западных мусульман).

Примечателен тот факт, что, имея реальный выбор, Русь и славяне принимали Ислам осознанно. На территории современной России, как известно, Ислам не насаждался силой (Фукс К. 1996).

Может быть, поэтому автор казанской истории и отмечал, что многие из них предпочли остаться в Казани и исповедовать Ислам даже в условиях скорого очевидного уничтожения города в середине XVI в. Более того, попавшие в плен русские (насколько применим в данном случае этот термин) мусульмане отказывались сообщать о себе информацию и возвращаться в Московию (Худяков М.Г. 1992).

Этот факт, наряду с наличием в составе московских войск значительных татарских соединений, полководцев и самого казанского хана, позволяет однозначно отрицать навязывавшийся нам ранее и укоренившийся тезис об этническом характере противоречий между Москвой и Казанью. Основным же заключением, которое можно сделать по вышеприведенному материалу, является вывод о бесспорном былом присутствии мусульманской религии в проторусских и русских государствах, а также о весьма значительном влиянии, которое оказал Ислам на культуру формирующегося русского народа и православной церкви.

Ислам - вторая по распространенности религия в России. По приблизительным данным, его исповедуют от 12 до 20 млн. человек. Как давно на Руси есть ислам.

Первые мусульмане на Руси

В русских землях его приверженцы появились в VII-VIII вв. во время расширения Арабского халифата. В середине VI века первые отряды мусульман пришли на территорию Азербайджана и в 642-43 гг. дошли до города Дербент, который располагается на территории современного Дагестана. В этот же период арабы завоевывают Среднюю Азию, вошедшую в состав Арабского халифата.

С земель Северного Кавказа и Дагестана ислам распространился по Волге. В тюркском государстве Хазарский каганат, занимавшем в VII-IХ веках обширные территории Нижней Волги, Северного Кавказа и Причерноморья, государственной религией был иудаизм, но ислам обладал огромным влиянием.

По мнению некоторых исследователей, мусульмане были наиболее распространенной конфессией в этом государстве. Другое крупное государство в районе Средней Волги - Волжская Булгария - оформляется в конце IX века. Уже в начальный период его существования правители проявляют интерес к исламу. Например, первый исторически известный болгарский князь Алмас был мусульманином.

Но для укрепления власти, поднятия авторитета царя и окончательного объединения болгарских племен в единое государство нужно было официально, всенародно принять ислам. Для этого необходимо было обратиться к главе мусульманского мира - багдадскому халифу. Это и сделал Алмас с просьбой прислать к нему факиха - мусульманского проповедника, чтобы тот помог ему установить в его стране законы ислама и обучил его людей мусульманской вере.

В 1236 году татаро-монгольское войско разгромило Волжскую Булгарию и она была включена в состав государства Золотая Орда. При его возникновении конфессиональная политика характеризовалась веротерпимостью и в ней мирно уживались и традиционные монгольские языческие верования, и ислам, и христианство, и буддизм, и иудаизм. Это вполне соответствовало деятельности первых монгольских ханов. Но очень скоро начинает прослеживаться покровительство исламу.

Распад Золотой Орды

С XV века Золотая Орда распадается на несколько самостоятельных ханств, из которых в наиболее тесных отношениях с русскими княжествами находилось Казанское ханство, населенное в основном потомками булгар и сильно исламизированное. Достаточно сказать, что в пределах Казанского кремля находилось пять соборных мечетей, исламское духовенство пользовалось значительным влиянием в государстве, участвуя в курултае, который проводился в одной из мечетей. Велико было влияния суфизма - мистического направления в исламе.

Ряд суфийских шейхов XV - XVI века почитались на протяжении последующих столетий. Знакомство Московского государства с исламом происходило в основном путем контактов с приезжающими на службу к великим князьям татарскими дворянами. В 1445 году большой отряд татар во главе с царевичем Касимом из Казанского ханства, получив в Мещерской земле особый удел, основал Касимовское царство на Оке.

Мусульмане, приехавшие сюда, стали устраиваться так, как им было желательно, постепенно сооружали мечети в русских городах, управляли небольшими мещерскими городами, занимали административные посты. Но главное заключается в том, что они открыто и без ограничений отправляли свои обряды, то есть нисколько не испытывали затруднений от того, что они мусульмане. Их потомки сохранили свою веру вплоть до наших дней, несмотря на плотное окружение русскими и другими немусульманскими народами - чувашами, мордвой.

Это вызвало потоки миграции в Сибирь, Башкирию, Южный Урал, а также участие мусульманских народов - татар и башкир в антиправительственных восстаниях XVII - XVIII века. Русское правительство, заинтересованное в сокращении влияния ислама, использовало для отказа от него по преимуществу метод экономического стимулирования: освобождение от налогов и предоставление земель новообращенным в православие. Сравнивая характер межрелигиозных отношений, можно говорить, что Россия оставалась самой толерантной к мусульманам христианской страной того времени.

Первый Коран на русском

Создание такого единого органа для управления мусульманским духовенством не было характерно для мусульманской традиции, но отражало специфику Российского государства, стремившегося поставить религиозную жизнь под свой контроль. Контролировать централизованный орган оказывалось гораздо легче, чем многочисленные мусульманские общины, и в этой связи духовное собрание может рассматриваться как аналог Святейшего Синода.

Духовное собрание включало муфтия, который был председателем и утверждался государственными органами власти, 5-6 шариатских судей и секретаря. Оно утверждало имамов, избираемых в общинах, и руководило духовными управлениями среднего и низшего уровня.

Северный Кавказ

В 913 г. арабский проповедник Абу Муслим распространил ислам среди лезгинов. И лишь в ХIV веке ислам стал распространяться среди наиболее многочисленного дагестанского народа аварцев, а отдельные горские общины приняли ислам еще позже. Ислам начал проникать на Западный Кавказ в ХIII-ХIV веках из Золотой Орды. В ХVI-ХVII вв. он распространяется в Кабарде. А оттуда - в Осетию. Но ислам восприняла лишь незначительная часть Осетии - большинство сохранило верность православию. Настоящая исламизация народов Западного Кавказа связана с военно-политической активностью в этом регионе Османской империи и ее вассала - Крымского ханства.

В 1717 г. османский султан Мурад IV приказал крымским ханам Девлет-Гирею и Казы- Гирею распространить ислам среди адыгов. Многие адыгские роды, отказавшиеся принять ислам, уходили в казачьи станицы по рекам Кубани и Тереку. Тюркские народы Западного Кавказа приняли ислам еще позже: в середине ХVIII в. - балкарцы, а в 1782 г. - карачаевцы. Лишь к концу ХVIII в. положение ислама на Западном Кавказе достаточно укрепилось.

Создавалась разветвленная система управления имаматом, приспособленная к длительному ведению газавата. Шариат становится основным регулятором социальных отношений. Лишь с окончанием Кавказской войны в 1864 году влияние мюридизма значительно сократилось, но он по-прежнему остается широко распространенным учением в этом регионе.

Исламские реформы

В XIX веке среди российских мусульман, преимущественно среди поволжских и крымских татар, развернулось общественно-политическое и интеллектуальное движение, которое получило название джадидизм. Немногочисленная группа мусульман-реформистов считала своим призванием работу на благо прогресса. Джадиды действовали путем воспитания и просвещения, пытаясь показать муллам и всем верующим преимущества современной цивилизации. В более широком смысле джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин.

Джадиды находились под огромным влиянием европейской политической мысли, особенно конституционных идей. Избранные в Государственную думу четырёх созывов (1907-1917) депутаты от мусульманских регионов, среди которых были и представители духовного сословия, составили мусульманскую фракцию. После Февральской революции заметно активизируется общественная активность российского ислама. В мае в Москве состоялся Всероссийский мусульманский съезд, на котором были избраны члены Духовного управления мусульман России.

В последующие годы было закрыто и разрушено около 12 тыс. мечетей, до 90% мулл были лишены возможности вести богослужение. Всего в годы сталинского террора погибло от 30 до 50 тыс. мусульманских священнослужителей - почти вся исламская духовная элита. Некоторое изменение в религиозной политике властей произошло во время Второй мировой войны, когда с разрешения властей воссоздаются четыре независимых региональных Духовных управления мусульман (на территории РСФСР - в Махачкале и Уфе).

Ислам в России

Ислам является по численности второй по количеству верующих религией в России, уступая по числу верующих только христианству. Перепись населения 2002 года гласит, что традиционных мусульман в России проживает четырнадцать с половиной миллиона человек, что составляет почти десять процентов всего населения России. Духовное управление мусульман европейской части Российской Федерации утверждает, что приверженцев ислама в России больше – около двадцати миллионов.

По субъектам РФ

По данным переписи населения 2002 года, основное количество мусульман в России сосредоточено в семи субъектах, в том числе Северного Кавказа – население Ингушетии на 98 % состоит из мусульман, в Чечне высокий процент численности - 96 % граждан – мусульмане, в Дагестане 94 % населения составляют мусульмане, в Кабардино-Балкарии 63 %, в Башкортостане 54,5 %, а в Татарстане проживает 54 % российских мусульман. Поскольку процесс переписи населения не предполагает вопрос о вероисповедании, это следует учитывать, ведь не все этнические мусульмане на территории современной России могут исповедовать ислам на самом деле. Если суммировать все данные как выборочных исследований, так и социологических опросов, касающихся этнического состава, то можно предположительно выявить, что из этнических мусульман в России от десяти до пятнадцати процентов мусульманских народов могут придерживаться другого вероисповедания, преимущественно христианства. Известно также достаточное количество случаев, когда в Ислам обращались россияне, которые этническими мусульманами не являлись. Ислам в России могут проповедовать от двадцати тысяч человек русских, ставших мусульманами – таково мнение специалистов в области религии.

Мусульмане в России увеличиваются в своем количестве путем естественного прироста и за счет мигрантов, которые прибывают в Россию из среднеазиатских стран и Азербайджана. Поскольку в основном в России население сокращается, доля мусульман при таких факторах значительными темпами увеличивается, однако процессов исламизации российского общества, которым пугают население ученые "исламоведы", не происходит.

История появления

После того, как ислам появился на территории современной России впервые, он сразу же распространился в Поволжье и на Кавказе, а затем и по всей российской территории, с тех пор и по сей день ислам играет в жизни российского государства значимую роль.

Началось распространение ислама в России со взятия арабами-мусульманами в 651 году города Дербента в Дагестане, где была построена первая мечеть еще в восьмом веке.

На территориях, которые сейчас являются частью России, существовали независимые исламские государства в течении тысячелетия – от начала Волжской Булгарии до самого завершения Кавказской войны: мусульмане проживали в течение всего этого периода как на территории русских княжеств, так и на территории Российской империи.

Вассальная зависимость христианских княжеств от мусульманских ханств и улусов сохранялась на протяжении всего периода правления Золотой Орды с 1312 год по 1480 год. Когда Иван III и его преемники объединили русские земли, частично исламские ханства перешли в зависимость от православного царства, некоторые же из них были Российским государством аннексированы. В тот момент ислам в России стал религией, которую исповедовало большое число царских подданных.

Ислам в Волжской Булгарии

Волжская Булгария (с 922 по 1241 год) располагалась в Прикамье и Среднем Поволжье, вела торговлю с Византией и Арабским халифатом, а с Киевской Русью соперничала в торговых и военных вопросах.

Русь на пути выбора

Ислам в Золотой Орде

В исламский период правления Золотой Орды сохранялись позиции религии ислама в Булгарском улусе и Джучи, ставшем последним преемником Чингис-хана на территории Сибири, Кавказа и Поволжья. А с 1312 года ислам стал государственной религией Золотой Орды, но даже до этого момента вассалами Золотой Орды были княжества на Северо-Западе Руси и на Юге Руси, а правитель или верховный сюзерен на Северо-Западе русских княжеств был ставленником Золотой Орды, и именно Орда выдавала ему на княжение Ярлык. Такая же ситуация была и в других государствах, подчинявшихся Золотой Орде: на территории Западной Сибири, Узбекистана и Казахстана располагался Узбекский улус с тринадцатого по пятнадцатый век, на территории Семиречья в Казахстане, а также там, где располагаются современный Таджикистан и Узбекистан, находился Чагатайский улус.

Исламский мир в период после падения Золотой Орды

После того, как великая Золотая Орда пала, она разделилась в 1430 году на Большую и Ногайскую Орду и множество мелких исламских княжеств, из которых на современных российских территориях располагались Казанское ханство на Среднем Поволжье, Астраханское ханство на Нижнем Поволжье, Сибирское ханство в Западной Сибири, а также Крымское ханство, которое охватывало юг Украины, Крым и Краснодарский край. Ногайская Орда также располагалась на территориях современного Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области и Поволжья.

После стояния на реке Угре в 1480 году Крымское ханство разгромило Большую Орду и освободило Московское государство от зависимости. Но московские князья не оставляли попыток взять под контроль Казань, и в середине пятнадцатого века Иваном Грозным были покорены и Казанское ханство, и Астраханское, а позже к православной Руси военным путем присоединили и другие исламские государства.

На территориях, которые охватывал Советский Союз, существовали с пятнадцатого по девятнадцатый век Казахское ханство, Хорезм, Бухарское ханство и Кокандское ханство, часть из которых после того, как церковь была отделена от государства, перешли в состав Советского Союза: Хивинское и Бухарское ханства сохраняли Ислам как государственную религию до самого 1917 года, подчиняясь Российской Империи.

Ислам в Российской империи

После того, как в Казань приехала императрица Екатерина Вторая в 1767 году, в России позиции ислама начали восстанавливаться. Императрица сняла все ограничения, которые существовали на строительство каменных мечетей, а также общественных зданий мусульман, а затем выпустила исторический указ "О терпимости всех вероисповеданий", который положил начало в России периоду межконфессиональной толерантности. Вскоре после этого в России появилась по указу императрицы первая официальная мусульманская организация - Оренбургское магометанское духовное собрание. Тогда же был назначен глава мусульман России, муфтий, чью кандидатуру утверждал император. Местом собрания была Уфа, а муфтии и их помощники, а также основное число мулл назначались из числа казанских татар.

Эта организация была создана для того, чтобы государство могло контролировать мусульманское духовенство, и поэтому ее состав определяло правительство, для возможности использования в дальнейшем официальные исламские институты в проведении среди мусульманского населения политики российской власти.

В 1817 году указом Александра I было создано Министерство духовных дел, в котором было указано, что муфтия должно избирать мусульманское общество, и в 1836 году то же положение вошло в Устав Департамента духовных дел иностранных исповеданий. Но реальное положение дел было иным: муфтия все также назначал император, опираясь на представление министра внутренних дел, и закон вступил в силу только в 1889 году после внесения соответствующего изменения в законодательство Государственным Советом.

На момент 1889 года ОМДС или Оренбургское магометанское духовное собрание ведало 4254 приходами, в которые входило почти три с половиной миллионов мусульман, 65 ахунов, 2734 хатыбов, 2621 мударрисов и имамов, 2783 муэдзинов. Это число увеличилось к 1912 году до четырех с половиной миллионов мусульман, а число приходов увеличилось до 5771-го.

Татарская элита периодически стремилась взять общество под свой контроль, поскольку ОМДС поддерживало действия правительства, и в результате в 1915 году, когда муфтием был назначен М.Баязитов, татарская элита подвергла ОМДС бойкоту.

Муфтий был смещен в 1917 году после Февральской революции национальными деятелями Уфы, а обществом управлять стала комиссия, состоящая из шестнадцати человек, которыми руководил имам Хабибулла Ахтямов.

Ислам в Советском Союзе

После того, как Российская Империя пала, на короткое время до того, как было установлено правление Советской власти, в учрежденных временно северокавказских государствах-эмиратах действовали нормы шариата.

В самом начале существования Советского Союза государство проводило достаточно благоприятную политику в отношении мусульманства, чем была эта политика по отношению к другим религиозным группам. Мусульманское население активно привлекали для революционной деятельности по свержению царского режима, а после для поддержания Советской власти. Первыми мусульманскими советскими республиками стали Туркестанская, Татарская, Башкирская и другие.

Впервые Всероссийский съезд мусульман прошел в сентябре 1920 года в Уфе, и председателем съезда стал Г. Баруди. На этом съезде было основано ЦДУМ или Центральное духовное управление мусульман, которое стало правопреемником Оренбургского магометанского духовного собрания на территории Казахстана, Сибири и Европейской России.

Устав ЦДУМ был утвержден в 1923 году НКВД РСФСР, и этим Уставом полномочия организации распространялось на Сибирь, Европейскую часть РСФСР и Казахскую АССР. В 1925 году была создана инструкция Наркомпроса, которая разрешала преподавать в мечетях только людям старше четырнадцати лет и после окончания начальной советской школы.

Давление на ислам и атеистическая пропаганда усилились в Советском Союзе в двадцатых годах двадцатого века: она была направлена не только на мусульманскую веру, но на все религиозные учреждения – было закрыто большинство храмов, религиозных учреждений и мечетей. К 1930 году в Татарстане из двенадцати тысяч мечетей было закрыто десять тысяч, а 97 % муэдзинов и мулл лишились возможности выполнять свои обязанности.

Управление духовными делами мусульманской общины было разделено между четырьмя независимыми центрами: ДУМ Средней Азии и Казахстана находился в Ташкенте, ДУМ Закавказья –в Баку, ДУМ Северного Кавказа – в Буйнакске, а ДУМ Сибири и Европейской части СССР – Уфе.

Ислам в современной России

На сегодня в РФ функционирует более сорока муфтиятов или Духовных управлений мусульман, подразделяющихся на мухтасибаты и кызыяты. Существует три организации, которые выполняют централизованные функции: ЦДУМ или Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, которое располагается в Уфе, СМР или Совет муфтиев России, который располагается в Москве, а также КЦМ СК или Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Между СМР и ЦДУМ периодически возникает противостояние, и результатом этого становится появление в некоторых регионах страны параллельных мусульманских структур управления.

Если вам интересно узнать сколько мусульман в России, переходите по приведенной ссылке.

В мусульманских регионах России открываются новые медресе и школы, строятся мечети, хотя их количества не достаточно для удовлетворения нужд мусульманского сообщества: на политическом уровне сохраняется исламофобия, препятствование развитию сферы исламских услуг и строительству мечетей, о чем можно увидеть в нижеприведенном видео.

Конфессиональный состав мусульман в России

Российские мусульмане являются преимущественно суннитами ханафитского (65 %) и шафиитского толка (20-30 %). К ханафитам в стране относится основная часть татар, башкир, казахов, ногайцев, балкарцев, карачаевцев, черкесов, адыгейцев, шапсуг, ингушей и мусульман-осетин, примерно третья часть всех азербайджанцев страны и народы, проживающие в Средней Азии. К шафиитам относятся большинство ингушей и чеченцев, большая часть проживающих в Дагестане народов.

Две трети азербайджанцев, проживающих в России, относятся к джафаритам – это составляет около трех процентов всех мусульман России. Некоторые татары частично придерживаются шиизма, как и лезгины, проживающие в селении Мискинджа.

Широкое распространение в Чечне, Ингушетии и Дагестане получил суфизм, который подразделяется на разные направления или тарикаты, которые носят названия по именам тех людей, кто их основал: в Ингушетии и Чечне есть тарикаты кадырия и накшбандийя, а в Дагестане среди аварцев распространен тарикат шазилийя. В составе тарикатов есть братства, которые только в одной Чечне насчитывают около тридцати, из которых самым многочисленным по составу является братство зикристов или кунтахаджинцев.

В современной России народы, исповедующие ислам проходят процесс воссоединения со своими братьями по вере за рубежом, что идет на пользу осознанию российских мусульман себя как части большого мусульманского мира, изучению ими своей исламской культуры и истории, получению нового исламского образования.

По арабским источникам известно, что в X веке какая-то часть русов приняла ислам. Тогдашний правитель русов носил имя или титул Буладмир, созвучное именем князя Владимира Святославича. При этом князя Владимира называют каганом, как правителей у тюрок.


Какую веру принял Владимир Святой?

По церковной версии, Владимир Святославович (князь новгородский с 970 г., князь киевский в 978—1015 гг.) принял в 988 г. веру православную, христианскую, поэтому его и считают святым князем. Правда, при более внимательном взгляде очевидно, что святости в нём было мало. Владимир прославился как очень жизнелюбивый человек, имевший гарем из сотен наложниц, погромщик Полоцка, где он вырезал княжеский род Рогволодовичей, один из зачинщиков гражданской войны и братоубийца – по его приказу убили великого князя Ярополка.

Владимир направил послов в Рим, и очень им понравилось богослужение католическое, уже хотел он принять эту веру, но ему посоветовали ещё проверить веру греческую. Вновь он направил послов, уже в Константинополь. Русским послам поднесли богатые дары, и греческие обряды им понравились ещё больше, чем римские. Вернувшись, послы стали нахваливать греческую веру. В итоге Владимир решил принять греческую веру. Интересно, что послы не интересовались содержанием религии, а только лишь формой – обрядами.

Интересно, что христианские надгробья появляются на Руси только в конце XV века. До этого могилы христиан и язычников отличить сложно, они ничем не отличались. Это в целом и не удивляет, в сельской местности (где проживала подавляющая часть народа) язычество сохранялось ещё несколько столетий после официального крещения.

Что сообщают восточные источники

Восточные источники сообщают о том, что значительная часть русов (русских) приняла ислам. Правда, со своими отличиями, не знали обрядов, ели свинину и т. д.

Русы совершают походы в отдаленные страны, постоянно странствуют по морю на судах. С кем обычно воюют русы? С христианскими странами – Византией, Польшей, Болгарией, нападают на христианские города в Крыму. Интересно, что в кладах на территории Руси преимущественно восточные дирхемы, что говорит о развитой торговле с Востоком. Византийских же монет в кладах мало. Также в Киеве во время раскопок найдены предметы с надписью арабицей. Арабские надписи составляют обычную принадлежность богатых русских шлемов (включая шлем великого князя Александра Невского). Старорусские монеты вплоть до Ивана Грозного имеют либо только арабские надписи, либо русские и арабские вместе.

Дальше всего язычество продержалось на русском Севере, в Новгородской земле. Только в городе преобладало христианство, в деревнях веря была языческой. Схожая ситуация была в Киеве, в юго-западных русских землях. В Киеве князья, знать, ориентируясь на Рим или Второй Рим (Константинополь), приняла христианство. Существовала и мощная иудейская и мусульманская общины (очевидно, наследие Хазарии). Но в народе преобладала древняя вера. Народу христианство было чуждо. На юго-западе Руси христианство стало проникать в народ лишь под влиянием Польши, примерно в XIV в.

Читайте также: