Расогенез и этногенез кратко

Обновлено: 02.07.2024

Факторы расогенеза: Мутации – изменения наследственных структур живой материи, ответственных за хранение и передачу генетической информации.

Метизация – смешение различных человеческих рас между собой. Потомков от этих смешанных браков называют метисами. Метизация имела место с древнейших времён в областях соприкосновения различных расовых групп.

Изоляция – ограничение или нарушение свободного скрещивания индивидов. Изоляция определяет специфику метизации.

Морфологические и в меньшей степени физиологические признаки дают возможность выделить внутри человечества три основные большие расы: европеидную, австрало-негроидную и монголоидную.

Раси́зм — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

Несостоятельность расизма доказана наукой о расах — расоведением, которая изучает расовые особенности и историю формирования человеческих рас.

5. Источники по истории первобытного общества.

Историческими источниками являются памятники прошлого, по которым изучается тот или иной раздел истории.

Источники естественно-исторического характера: антропологические, геологические, палеоклиматические, географические.

Исторические источники: археологические(орудия труда,постройки, предметы быта), этнологические (этнографические) (изучение народов в античное, средневековое и наше время), письменные, лингвистические (этнонимика, топонимика и др.).

6.Материнская родовая община: семья и родоплеменная организация

родственная группа, состоящая из 4-5 поколений потомков одной женщины.

Матриархат — более ранний этап родовой общины, при котором семья не состояла, как сейчас, из мужчины и женщины. Был широко распространен групповой брак. Воспитанием детей, которые и не знали отца, занималась мать. Поэтому люди носили имя рода по материнской линии и родственные отношения определялись по роду матери.
Мужчины в родовых общинах занимались изготовлением орудий труда, бытовой утвари, ходили на охоту. Они защищали свои жилища от диких зверей, нападок со стороны других родов.
Женщины ухаживали за детьми, стариками, готовили еду, смотрели за жилищем. Руководили делами родовой общины старшие женщины с большим жизненным опытом. Для матриархата характерно особое, почетное положение женщины по сравнению с мужчиной. «. Исключительно важно также, что именно женщины были хозяйками в общественных жилищах, тогда как их мужья были здесь пришельцами.
Занятия людей периода матриархата. Согласно периодизации археологов матриархат приходится на период позднего, палеолита, мезолит, неолит и энеолит. Люди, жившие в этот период, изготавливали орудия труда из камня, дерева, костей животных, охотились на зверей, частично занимались собирательством, рыбной ловлей.

Прямыми указаниями на оформление материнского рода в это время являются, с одной стороны, общинные жилища, а с другой — широко распространённые изображения женщин, в которых можно видеть образы женщин-родоначальниц, известных по данным фольклора, например, у эскимосов и алеутов.

7.Патриархальная родовая община. Причины перехода к патриархату.

(греч. pater - отец + arche - начало,власть), первая историческая форма моногамной (парной) единобрачной семьи, во главе которой стоитмужчина. Возникла при переходе от матриархата к патриархату вследствие закрепощения женщин врезультате ослабления их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников-мужчин.

Таким образом, единобрачие появилось в истории отнюдь не в качестве основанного на согласии союзамежду мужчиной и женщиной, а как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого допатриархата противоречия между полами. Патриархальная семья объединяла несколько поколенийближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. В классическом виде она существовала напервых этапах рабовладельческой формации, но различные её модификации сохранились у иных народовдо настоящего времени. Строго моногамной такая семья была лишь для женщины. Перед мужчинами жеразвитие рабства и иных форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства.

В основе семейной общины лежит коллективная собственность на землю и орудия труда общего пользования, коллективный характер труда и практически уравнительное потребление продуктов.

8. Возникновение производящей экономики, древнейшие очаги возникновения производящего хозяйства.

Эволюционный этап знаменуемый революционным переходом от присваивающего хозяйства к производящему, от присваивающей к производящей экономике (от собирательства - к земледелию, от охоты - к скотоводству) получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века - примерно VII-III тыс. до н. э.), на рубеже перехода к веку бронзовому, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала "мягкие" металлы - медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, так или иначе прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилизации. Этот революционный процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10-15 тыс. лет назад и продолжался -у разных народов - несколько тысячелетий [7, с. 39-40].

Древнейшие очаги возникновения производящего хозяйства: Кавказ, Средний Восток и Южная Азия, Южный Китай, Юго-Восточная Азия и Океания.

группу черт, а именно — антропологические (расовые) признаки. Это означает, что раса лежит в основе этноса,причем:

♦ расы возникают в процессе антропогенеза раньше этносов;

♦ каждый этнос включает в себя людей одной расы или же двух и более рас и смешанных типов (расовых метисов).

Таким образом, раса является субстратом этноса. Для понимания того, что из себя представляет данный этнос, мы должны раскрыть в первую очередь его расовый субстрат. При исследовании этногенеза определенного народа следует в первую очередь выявить лежащий в его основе или предшествовавший ему расогенез.

Народ и нация Что такое народ?

Последнее, однако, уже попытка определения нации, и здесь нуж­ны уточнения и разграничения. Выскажем несколько соображений.

Народесть весь этнос (но не популяция), проживающий на данной государственной территории. Когда мы говорим, что вследствие свое­го развития этнос превращается в нацию, то мы всегда имеем в виду, что не все индивиды, входящие в массу народа, являются членами на-

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

ции. Нация— та часть народа, которая сознательно принимает свою принадлежность к данному этносу (француз, русский, армянин и т. п.). Индивид входит в нацию, если сознательно принимает свою принад­лежность к ней, ее основные идеалы и цели, самоназвание, вообще идеологию этой нации. В нацию объединяется только часть народа и никогда или очень редко — весь народ. В составе любого народа встре­чаются индивиды смешанного этнического происхождения, но они не принадлежат данной нации (например, евреи во Франции, русские в Латвии и т. п.). Это никак не означает, что как личности они обладают какими-то недостатками. Вовсе нет. Главное в том, что они не призна­ют основные ценности и цели, культуру и идеологию данной нации и поэтому ни объективно, ни субъективно ей не принадлежат. Метисы одновременно принадлежат двум или более народам, но редко — од­ной определенной нации.

Вне нации остаются и те люди, которые, отчуждаясь от нее, покида­ют родину и вскоре ассимилируются в другом этносе. Отчуждение— предварительное условие ухода и ассимиляции с другими этносами. Та­кие люди еще некоторое время продолжают принадлежать своему на­роду, но затем, в результате смешанных браков, растворяются в новой этнической среде. Возможны, конечно же, случаи возврата благодаря мобилизации в личности ее этнозащитных механизмов. О психиче­ских процессах, связанных с маргинальностью (а именно об этом идет речь), мы более близко ознакомимся в главе, посвященной маргиналь­ному статусу индивидов и этнических групп.

Один из основных критериев принадлежности индивида к данной нации — психическая идентификация с ней. Исходя из этого критерия, можно организовать эмпирические исследования и выяснить, какой процент того или иного народа составляет нацию. Для этого можно использовать методы опроса, тесты, беседы и другие способы получе­ния этнопсихологической информации '.

1 Цитируется по: Шпет Г. Г. Сочинения. — М., 1989. — С. 573.

1 Для нашей проблемы полезны некоторые сведения о подобных исследованиях, приведенных в работе: Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженно­сти. - М., 1998.32

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

Франц Боас внедрил подобное понимание нации и национализма в антропологию. Он считал культуру уникальным явлением, происхо­дящим из определенных исторических и природных условий 2 .

В конце данного раздела приведем интересную мысль Уолтера Ба-гехота: нации — результат общения народов. По-видимому, это тоже путь нациогенеза.

несколько этносов составляют иерархию этно-

обществ. Это означает, что в таких обществах существуют господству­ющие и подчиненные этносы. Некоторые подвластные этносы могут терпеть свой низкий статус и униженное состояние, даже, как мы уви­дим позже, создавая идеологию подчинения, в которой значительное место занимают отрицательные стереотипы.

Те этнические группы, которые стремятся достичь в полиэтниче­ской стране достойного политического статуса, удовлетворения своих особых прав (например, установления местного самоуправления и при­знания своих языковых привилегий), превращаются в более высокий уровень этноса, получивший название этнонация 3 .

Этносов с таким статусом в мире немало. Таковы, с нашей точки зрения, баски в Испании, народ Северной Ирландии в Великобритании, к такому статусу стремятся татары, чеченцы и другие этносы в Рос-

2 Боас Ф. Ум первобытного человека. — М.; Л., 1926; Психологические проблемы антропологии. — М., 1910.

4 Тоболина Т. В. Этничность и общество: поиск концептуальных решений // Эт­нология в США и Канаде. — М., 1989. — С. 150; см. также/actacm R. H. Ethnicity In: Social science concepts: A systematic Analisis. Ed. by G. Sartori. Beverly Hills. — London, 1984.

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

сии и т. п. Правда, карабахские армяне пошли значительно дальше и уже поднялись фактически на уровень нации, поскольку не только де факто независимы, но имеют такие важные признаки нации, как собствен­ные государственные и судебные органы, армию и т. п. Все же этнона-цию можно считать промежуточной ступенью между национально­стью и нацией в подлинном смысле слова.

Правда, следует иметь в виду, что в современной социологии анало­гия с организмом считается устаревшей: она может использоваться лишь как образное выражение. Этносоциальные организмы или мо­ноэтнические государства, конечно, существуют. Таковы, например, Республика Армения и Нагорно-Карабахская республика в Закавка­зье, Северная и Южная Корея и др.

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Топ авторов темы

Владимир Иванович 14 постов

Soma 21 постов

Shamyrat 13 постов

Популярные дни

Популярные посты

Tynych

Tynych

По вашей логике НПО и НКО - рулит!

Soma

Что касается противостояния Востока и Запада, то оно уходит в такую дремучую древность, что на сегодняшний день в письменных источниках, факт раскола единого государства на два враждующих лагеря, упом

Soma

Мне одинаково противен и великорусский загордяк и панмонголизм с пантюркизмом. Идею панмонголизма сочинили в Западной Европе перед Первой Мировой. Надо ж было как-то объединить цивилизованный мир для

РАСОГЕНЕЗ (700 тыс. лет назад/ питекантроп) – процесс становления и р→тия расовой дифференциации человечества по мере расширения ойкумены.

Факторы расогенеза: естественный отбор; дрейф генов; изоляция популяций; смешение популяций.

Среди факторов расогенеза наибольшая роль принадлежит естественному отбору, особенно на ранних стадиях расообразования. За цвет кожи ответственны кожные клетки, содержащие пигмент называемый меланином. Все люди, за исключением альбиносов, имеют в клетках кожи меланин, количество которого детерминируется генетически.

Значительно выступающий узкий нос у европеоидов удлиняет носоглоточный путь, благодаря чему холодный воздух нагревается, что защищает от переохлаждения гортань и легкие. Развитие слизистых способствует большей теплоотдаче. Курчавые волосы лучше предохраняют голову от перегрева, так как создают воздухоносную прослойку. Вытянутая высокая голова тоже нагревается слабее, чем широкая и низкая. Несомненно, что эти признаки являются адаптивными.Таким образом, в результате мутаций и естественного отбора многие расовые признаки возникали как приспособление к условиям географической среды обитания.

К факторам расогенеза относятся также дрейф генов, изоляция и смешение популяций. Дрейф генов, контролирующих признаки, способен изменять генетическую структуру популяций. Подсчитано, что в результате дрейфа генов облик популяций может измениться на протяжении 50 поколений, т.е. около 1250 лет. Сущность генетического дрейфа состоит в том, что в изолированных популяциях, где почти все браки эндогамны, значительно повышаются шансы встречи в аллельных парах рецессивных генов, снижается уровень гетерозиготности и повышается концентрация рецессивов в гомозиготном состоянии.

Изоляция популяций проявлялась в различных формах и объемах. Например, географическая изоляция первобытных коллективов в эпоху палеолита сопровождалась дифференциацией их генетического состава, прерыванием контактов с другими коллективами. Различные географические барьеры оказывали влияние не только на генетическую дифференциацию популяций, но и на концентрацию культурных традиций. Смешение популяций имело значение в далеком прошлом и еще большее значение — при формировании молодых рас.

Раса - исторически сложившаяся в определенных географических условиях группа людей, обладающая некоторыми общими наследственно-обусловленными морфологич-ми и физиологич-ми признаками.

Расовые особенности наследственны, яв-ся приспособительными к условиям сущ-ния/ выживания.

Не все наследственные признаки м/ считаться расовыми, а только те, к-ые имеют известный ареал своего распр-ния, т.е. наследственный х-р и геогр-й ареал распрост-я необходимы, чтобы физический признак считался расовым.

Этапы расообразования: 1 этап – формирование первичных очагов расообразования и основных расовых стволов – западного и восточного; эпохи низшего и среднего палеолита, около 200 тыс. лет назад, т.е. совпадают с возникновением ч-ка современного типа.

2 этап – выделение вторичных очагов расообразования и формирования ветвей в пределах основных расовых стволов; верхний палеолит, частично мезолит, ок. 15-20 тыс. лет назад.

3 этап – становление локальных рас, иерархически соподчиненных по отношению к расовым ветвям и стволам; канун мезолита и неолита, ок. 10-12 тыс. лет назад. Ойкумена заселена целиком. Пр→сс ув-ния числ-ти ч-ва → более интенсивная эксплуатация уже заселённых земель и освоение экологических ниш.

4 этап – возникли четвертичные очаги расообразования и сформировались популяции с углубленной расовой дифференциацией, сходной с современной; эпоха бронзы и раннего железа, т.е. в 4-3 тыс. до н.э.

Читайте также: