Раскрыть суть понятий номенклатура теневая экономика коррупция экстенсивная экономика кратко

Обновлено: 25.06.2024

Теневая экономика - экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Исходными принципами для описания взаимосвязи коррупции и теневой экономики служат следующие предположения: основным источником коррупции являются неучтенные материальные ценности, а также способы их производства (создания), распределения, обмена и потребления; коррупция способна сама по себе воспроизводить теневую экономику в виде неучтенных материальных ценностей, а также способов их производства (создания), распределения, обмена и потребления; во взаимосвязи коррупции и теневой экономики в условиях системной коррупции, предполагающей наличие у субъектов коррупции политических и правовых инструментов управления обществом и экономикой, ведущим элементом является коррупция; в обществе, пораженном системной коррупцией, коррупция является главным фактором сохранения и роста теневого сектора экономики.

Теневая экономика порождает коррупцию, а коррупция создает основу расцвета теневой экономики..

Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика - финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики.

ООН в теневую экономику включаются следующие виды деятельности: 1. скрытая - законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур; 2. неформальная - законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений; 3. нелегальная - законодательно запрещенная или не имеющая обязательно необходимого специального разрешения скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная).

О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорит такой объективный показатель роста теневой экономики как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).

Факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России:

1. Финансово-экономические: - несовершенство налоговой системы; - несправедливое первичное распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП; - продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств; - полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно - как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов); - отсутствие государственной системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени; - архаичная структура финансов (сегодня денежные средства, находящиеся в обращении в теневой экономике вне российских банков, - наличные в рублях и иностранной валюте и безналичные за рубежом - составляют сумму, примерно равную всей официальной денежной массе М2, - около $300 млрд.).

2. Правовые: - существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности; - отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов; - слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов; - отсутствие государственной программы жесткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере; - незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, правоохранительного террора, посягательств криминала и рейдерства.

3. Административные: - отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса; - запретительное, наказательное администрирование; - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив; - местничество и мздоимство чиновников; - безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов его труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике; - высокая неофициальная благотворительная нагрузка на бизнес, обеспечить которую возможно только за счет теневой экономической деятельности.

4. Общественно-политические: - неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике; - недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету; - социальная и политическая незащищенность большинства населения; - деградация культуры, пропаганда культа криминалитета и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения.

Теневая экономика как финансово-экономическое явление лучше коррупции, потому что теневая экономика поддерживает экономическую активность вообще, когда поиск наживы и коррупция поднимает стоимость производства. Так как часть денег, полученных от теневой экономики, в конечном итоге потребляются легальной экономикой, теневая экономика может даже позитивно влиять на легальный рост и на сбор налогов. Теневая экономика может также создавать конкуренцию официальной экономике, создавать новые рынки, увеличивать финансовые запасы и быть источником предпринимательского опыта, который так необходим в переходный период. В социальном аспекте теневая экономика является работодателем малообеспеченным людям, а безналоговая теневая экономика может иметь позитивный эффект на распределение дохода.

Коррупция и теневые сегменты национальных экономик могут существовать отдельно друг от друга и в этом случае угрозы деструктивного влияния их на экономику, политическую систему находятся на допустимом уровне. В случае, если теневая экономика представляет собой постоянно воспроизводимую, устойчивую систему социально-экономических отношений и составляет значительную, официально признаваемую долю — свыше 25% (неофициально —45%) от ВВП, то симбиоз теневая экономика — коррупция порождает совокупность серьезных угроз экономической безопасности.

Тема: Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики в СССР к началу1980-х гг.

Цель: Определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики, характеристики экономического развития и причин надвигающегося экономического кризиса в СССР к началу1980-х гг. через отбор иоценивание исторических фактов, процессов, явлений.

Номенклатура – правящий слой социалистического общества, обладающий определенными привилегиями социальными.

Коррупция – термин, обозначающий обычно использованиедолжностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, что типично для мафиозных государств.

Экстенсивная экономика – это увеличение объёма производства продукции внациональной экономике за определённый период времени (как правило, за год).

Применяемое оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебники, дополнительная литература.

Задание 1:
Исторический портрет: На основе приведенных материалов и собственных знаний дайте краткий политический портрет Л.И.Брежнева.

Теневая экономика в той или иной мере сопутствует любой экономической деятельности. Обычно ее делят на два сектора — криминальный и некриминальный (серый), а сам факт сокрытия от государства какой-либо деятельности связывают с двумя мотивами — стремлением субъектов хозяйствования к минимизации своих издержек и их желанием избежать насильственного прекращения деятельности ввиду ее противоправности 1 См.: Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М., 2005. С. 28. .

Западные исследователи выделяют следующие факторы, определяющие масштабы и динамику теневой экономики:

  1. тяжесть налогообложения;
  2. размеры получаемого на душу населения дохода;
  3. продолжительность рабочего времени;
  4. масштабы безработицы;
  5. роль государственного сектора.

Несмотря на то, что государство ведет борьбу с криминалом, оно само может оказаться вовлеченным в преступную экономическую деятельность. В целом степень ответственности государства за масштабы теневой экономики и наносимый ею ущерб может быть оценена по следующим направлениям:

  • нарушение самим государством правовых норм, морально-нравственных принципов общества (правовой и этический произвол);
  • теневые сговоры государства и его представителей с олигархами, противоречащие интересам общества;
  • коррупция государственных чиновников, превращение государственных институтов в систему, которую можно определить как коррумпированное государство;
  • непрофессионализм государственных политиков и их субъективные ошибки и просчеты в экономической политике, имеющие следствием развитие вынужденной нелегальной экономики.

Общая тенденция активного роста теневой экономики характерна для всех постсоветских стран. В современной России теневая экономика представлена в различных отраслях неравномерно. Так, по оценкам Госкомстата Российской Федерации, на теневой сектор в строительстве приходится около 8% всех видов деятельности, а в торговле этот показатель превышает 63% 2 См.: Горкина Л. А. Структура и масштабы теневой экономики в России// Безопасность бизнеса. 2009. № 2. .

Исследователями выделяются разные причины создания теневой экономики в России в период реформ. Прежде всего, это реализация модели экономического реформирования, включающей:

Кроме того, это тотальная коррумпированность госаппарата; низкая роль права и судебной системы, ее подчиненность теневому финансовому капиталу; образование финансовых кланов, которые в качестве покровителей имеют представителей различных органов государственной власти, распоряжающихся крупным капиталом; деградация бюджетной системы и т.п 4 См.: Рахматуллин М.А., Вадюхина PP. Социально-экономические причины и факторы развития теневой экономики в России // Безопасность бизнеса. 2005. № 4. .

В связи с теневой экономикой нельзя не затронуть проблему юридической ответственности за экономические правонарушения. Вообще, человеческое общество в конце XX столетия оказалось в криминальном капкане:

  • в условиях демократии, рыночной экономики и законособлюдающей уголовной юстиции оно не совсем справляется с интенсивно растущей, считающейся только с грубой силой и динамично приспосабливающейся к новым возможностям уголовной преступностью;
  • в условиях тоталитаризма, командной экономики и всемогущих правоохранительных органов с дискреционными полномочиями государство может удержать уголовную преступность под контролем, но лишь такими методами, которые намного опаснее вульгарной уголовной преступности 4 См.: Лунеев В.В. Рыночная экономика и экономическая преступность в России // Экономическая преступность / под ред. В. В. Лунеева, В.И. Борисова. М., 2002. С. 17. .

В отношении прошедших реформирований гл. 22 УК РФ (преступления в сфере экономической деятельности) исследователи отмечают противоречивые тенденции, свидетельствующие об отсутствии ясной и последовательной политики государства в этой сфере. С одной стороны, наблюдается процесс криминализации, с другой — ограничение вмешательства государства в сферу экономических отношений и либерализация наказания. Так, после вступления в силу УК РФ была установлена ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента, нарушение порядка учета прав на ценные бумаги, и одновременно декриминализованы действия, связанные с заведомо ложной рекламой и обманом потребителей.

Выделяется также проблема искусственной криминализации экономической деятельности, что способно ограничить возможности гражданско-правовых способов защиты интересов потерпевшего.

Чаще всего коррупция определяется через перечень коррупционных деяний, как это сделано в Конвенции ООН против коррупции 2003 г. При этом Конвенция ООН против коррупции относит к субъектам коррупции любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу.

Коррупция — это:

  1. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  2. совершение вышеперечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Более того, законодательство о юридической ответственности за правонарушения оперирует понятием должностного лица, которое до конца не унифицировано. В КоАП РФ (ст. 2.4) под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Помимо этого, руководители и другие работники иных организаций, а также индивидуальные предприниматели, совершившие нарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций несут административную ответственность как должностные лица.

В Уголовном кодексе прослеживается примерно та же линия, только ст. 285 УК РФ помимо сотрудников государственных и муниципальных органов власти относит к должностным лицам работников государственных и муниципальных учреждений и государственных корпораций. Таким образом, в административном праве должностными лицами считаются работники (с соответствующими функциями) государственных организаций (к каковым относятся не только учреждения, но и унитарные предприятия), а в уголовном — только учреждений. Кроме того, субъектами преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях названы лица, выполняющие в них управленческие функции, но при этом они не приравниваются к должностным лицам (ст. 201 УК РФ).

Очевидно, в понимании должностного лица в уголовном и административном праве принципиальных противоречий нет, однако нет и единого подхода. Всякий ли государственный служащий является должностным лицом — давний дискуссионный вопрос. Понятно, что служащий занимает должность, и в этом смысле является лицом должностным. Но приведенные выше выдержки из УК РФ и КоАП РФ свидетельствуют, что для привлечения к ответственности имеет значение далеко не любая должность, при этом у должностного лица нет обязанности состоять на государственной службе. Поэтому государственный служащий и должностное лицо — понятия по большей части пересекающиеся, но не совпадающие.

Теневая экономика (скрытая экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Теневая экономика — это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.

Структура теневой экономики. Масштабы и характер деятельности в сфере ТЭ варьируются в очень широких пределах - от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (вроде наркобизнеса), до бутылки водки, которой “награждают” водопроводчика за починенный кран. Если попытаться типологизировать теневую деятельность, приняв за основной критерий ее отношение к “белой” (официальной) экономике, то вырисовываются три сектора ТЭ : 1) вторая (“беловоротничковая”) теневая экономика, 2) серая (неформальная) теневая экономика и 3) черная (подпольная) теневая экономика.

Содержание

Причины и особенности существования

Образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным — от сокрытия самого существования фирмы или существования определённых активов, до сокрытия отдельных сделок.

При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нём предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка. Чем сложнее бюрократические процедуры в развивающихся странах, тем больше данный сектор экономики. [1] Вопросами целесообразности такого поведения, в частности, занимается экономика преступления и наказания.

Предприятия теневой экономики обычно не соблюдают стандарты (например ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой сектор развивается из-за повышенных административных барьеров для входа на рынок.

Автономная некоммерческая организация "Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства" (НИСИПП) выдвинула версию основных на 2007 год причин "ухода в тень":

Основной причиной ухода в тень были и остаются высокие налоговые ставки. Важнейшим "неналоговым фактором" респонденты считают коррумпированность государственного аппарата: "неформальные выплаты" при получении лицензий, сертификатов, разрешений требуют получения неучтенной наличности. Следующая по степени важности причина - работа партнеров в теневом секторе (необходимость покупки сырья без оформления документов, выплаты процентов по займам, привлеченным на "личной" основе, и т.д.).

— Статья "Бой с "тенью"", "Российская газета" - Российская Бизнес-газета" №602 от 8 мая 2007 г.

Чем неотвратимее и серьёзнее наказания за ведение теневой экономической деятельности, тем, при прочих равных, меньше её объём. При этом увеличение неотвратимости наказания сильнее снижает объём теневой экономики, чем повышение строгости наказания, особенно при низкой вероятности его понести.

История

Россия

Объем теневой экономики на 2010 год оценивается в 50% от ВВП. [4] Объем теневой экономики на 2011 год оценивается в 52.6% от ВВП

Читайте также: