Раскрыть инновационные подходы к созданию рппс в доу кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Харужева Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Детский сад № 782"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педсовет "Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование

«Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию

комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить

пути совершенствования работы в данном направлении.

План педагогического совета:

1.Подведение результатов самоанализа педагогами разных возрастных групп

состояния РППС в группе.

2. Результаты анкетирования родителей воспитанников.

3.Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению

проблем и поиск путей их решения.

4.Итоги смотра-конкурса предметно-пространственной среды по образовательной

6. Принятие решений педагогического совета

Предварительная работа:

1.Изучение методической литературы по теме педсовета.

2.Выставка методической литературы по теме педсовета

3. Разработка и заполнение карт самоанализа педагогами разных возрастных групп

состояния РППС в группе.

4.Анкетирование родителей воспитанников «Оценка условий предметно-

5. Тематический контроль и оформление аналитической справки «Состояние работы в

ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными

6.Разработка положения и проведение смотра-конкура предметно-пространственной

8. Подготовка почетных грамот по итогам смотра-конкурса.

Ход педагогического совета

Педагоги пишут на листьях свои ожидания от предстоящего педагогического совета.

Что нового и интересного они хотели бы узнать по изучаемой теме. Подписанные

листья размещают на дерево (мольберт с изображением дерева)

2.Вступительное слово

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную

реализацию образовательного потенциала пространства группы. Развивающая

предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и

совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,

двигательной активности детей, а также возможности для уединения. ( ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ направлена на

создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений,

включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление

физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное

благополучие. Поиск инновационных подходов к организации предметно-

развивающей среды должен продолжаться непрерывно, главными критериями при

этом являются творчество, талант и фантазия педагогов.

В соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сделать

педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным,

гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги

должны создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса

(детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в

Задача педагогов состоит в умении моделировать предметно-пространственную

развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности,

реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные

потребности в свободном выборе.

2. Выступление воспитателей всех возрастных групп - самоанализа состояния

РППС в группе (с презентацией) .

3.Итоги анкетирования родителей «Оценка условий предметно-пространственной

2.Как Вы считаете, достаточно ли дидактических средств и оборудования для развития

3.На ваш взгляд, присутствуют ли в оформлении интерьера группы творческие работы

воспитателей и детей? ( детские выставки, интерьер группы)

4.Принимаете ли Вы участие в помощи создания предметно- развивающей среды?

4.Выступление старшего воспитателя с аналитической справкой по итогам

тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей

воспитателей ( приложение №2).

5. Итоги смотра-конкурса предметно-пространственной среды по

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников

дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС ДО к

развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.

• Расширять представления педагогов ДОО о развивающей предметно-

пространственной среде, особенностях её организации в соответствии с требованиями

• Развивать творческую активность педагогов в решении разнообразных задач и

ситуаций, аналитические способности.

Категория участников: педагогические работники ДОО

Оборудование: мультимедийная установка, презентация с игровыми заданиями,

фишки, листы бумаги для моделирования РППС в группах ДОО, маркеры, набор

Правила игры

Ведущий объясняет правила игры, которая включает в себя выполнение определённых

игровых заданий. Все участники делятся на 2 команды и выполняют по ходу игры

определённые задания. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают

фишки (баллы). Итоги игры подводятся подсчётом баллов.

Закончить утверждение, дав быстрый и правильный ответ:

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)

Создание развивающей среды предметно-пространственной (РППС) в ДОО – это

требований ФГОС к

• результатам освоения Программы

• условиям её реализации

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность

******* и совместной деятельности детей и взрослых,************ активности детей,

а также возможности для уединения. ответ : Развивающая предметно-

пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной

деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе?

ответ: От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта

деятельности, типа образовательного учреждения.

Почему, среда называется развивающей?

ответ: Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка,

обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все

потенциальные возможности каждого ребенка.

о каком центре развития идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной

активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие

о каком центре развития идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование

индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям

какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла,

коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая деятельность);

как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета,

как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и

макросреды. Микросреда – это ………….. ответ: внутреннее оформление помещений.

Перечислите элементы, относящиеся к макросреде……… (фойе, студии и музеи ДОУ

участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород и т.д.);

развивающей среды центра по желанию. Оценка- презентация центра, правильно

подобранный предмет и насыщенность.

Командам раздаются круги-сектора: центр физического развития, центр искусства и

творчества, центр сюжетно-ролевой игры, центр экологии и экспериментирования.

Игрокам необходимо заполнить сектора атрибутами, соответствующими данному

Выбрать 4 правильных ответа

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяют следующие типы

маркеры игрового пространства;

маркеры игрового пространств

Выбрать 4 правильных ответа

Основными требованиями к организации предметно-пространственной среды ДОУ

ограничение возможности самостоятельно моделировать среду

отсутствие пространственной и визуальной изоляции

Выбрать 2 правильных ответа

Разработчики концепции построения развивающей предметной среды в ДОУ (В.А.

Петровский, С.Л. Новоселова) опираются на подходы:

Выбрать 2 правильных ответа

Динамика изменения содержания развивающей предметной среды зависит от:

развития каждого вида деятельности в онтогенезе;

личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми возможности

соответствия возрастным и психофизиологическим особенностям детей.

развития каждого вида деятельности в онтогенезе

соответствия возрастным и психофизиологическим особенностям детей

Рефлексия : Педагоги выбирают по цвету листьях и прикрепляют на дерево, на свои

листочки зачитывая вслух и подводя итог ожидаемого результата. Зеленые листочки -

ожидания выполнены в полной мере, желтые- частично, красные - не реализован.

Какое дерево получилось.

Сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали наши знания в области ФГОС

ДО. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства

эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку

важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является среда, в

которой проходит воспитательный процесс.

Благодарю, коллеги, за активность и проявленный профессионализм.

Проект решения педагогического совета.

1. Признать работу по созданию развивающей предметно пространственной среды

2.Педагогическому коллективу необходимо использовать новые педагогические

технологии, которые способствуют развитию творческого потенциала дошкольников,

самовыражению и раскрытию дошкольников, ориентирует педагога на

профессионально – личностное развитие и повышение его профессиональной

3.Своевременно обновлять и пополнять развивающую предметно пространственную

среду групп ДОУ в соответствии с ФГОС.

4. Старшему воспитателю оказывать консультативную методическую помощь

Памятка для воспитателей

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации (в

группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные

качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда

может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной

организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой,

мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например,

стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация,

жёсткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной

организации на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с

введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) были

разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной

программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и

обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольной

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольной

организации строится с учётом принципа интеграции образовательных областей,

согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями

воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривает не

только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной

деятельности детей, а также при проведение режимных моментов.

Таким образом, организация развивающей среды в ДОО с учётом ФГОС должна

строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать

индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня

активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими

познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Важно правильно подойти к вопросу создания развивающей предметно-

пространственной среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым

ребёнком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовывать

развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании

развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения,

рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом.

Принцип дистанции позиции при взаимодействии.

Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с

ребёнком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребёнком, доверительные

возможность даёт соответствующая организация обстановки в группе, которая

позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребёнка и взрослого.Здесь

уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и

ребёнка в создании окружающей среды, которая может измениться и легко

трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды,

мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности

обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную

деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели,

предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стёкла,

пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для

изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для

изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые

комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.

В них должны быть:

* ёмкости для хранения игрушек;

* мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону –

это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим

разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических

зон (например, мягкая мебель как часть игровой).

*использование игрового спортивного оборудования;

*использование игровых столов сложной конфигурации;

*использование вертикальных разделителей;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность

построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься

одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр,

строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития

сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный)

позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам, месту отдыха,

проволочек, колёс, ленточек), которые творчески используются для решения

различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также

различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные

буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-

печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими

школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности,

фотографии школьников – старших братьев или сестёр, атрибуты для игр в школу.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.

Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию

человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое

внимание визуальному оформлению предметной среды.

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои

склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы

материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре.

Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для

развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской

одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам –

детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских

богатырей, разнообразные технические игрушки.

Принцип этапности и учёта возрастных особенностей ребёнка отражает те

образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать

развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

дидактического и демонстрационного материала;

материала для продуктивной деятельности;

атрибутики для творческой деятельности;

спортивного инвентаря и оборудования и т.д.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную,

многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию

основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и

детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно

образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться

сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Среда не должна быть

архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы,

показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду

Развивающая предметно-пространственная среда должна подбираться с учётом

принципа интеграции образовательных областей, материалы и оборудование для одной

образовательной области могут использоваться м в ходе реализации других областей.

В условиях перехода к ФГОС игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской

деятельности. Какие же атрибуты игры необходимы для развития ребёнка?

Типизируя материал для сюжетной игры, мы, прежде всего, будем ориентироваться на

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной сре.

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной сре.


Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет г.

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это даёт современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны стать личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня должна стать качественно новой, более гибкой, инновационной, т. е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Особо актуально на сегодн.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ
Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре образовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды .

Что такое развивающая предметно-пространственная среда? Среда развития ре.

Что такое развивающая предметно-пространственная среда?
Среда развития ребёнка в структуре ФГОС–
это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических , духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде: .

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности.

Факторы, которые следует учитывать при организации РППС Следует всячески о.

Факторы, которые следует учитывать при организации РППС

Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам развивающей предметно-пространственной среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями СанПиН и ФГОС

Развивающая предметно – пространственная среда должна организовываться с уч.

Развивающая предметно – пространственная среда должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда должна способствовать реализации.

Развивающая предметно-пространственная среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально

Мир предметов, окружающих дошкольников должен вызывать у них живой интерес.

Мир предметов, окружающих дошкольников должен вызывать у них живой интерес, желание усовершенствовать, преобразовать его. Детям необходимо создать такие условия, которые помогут развитию их личности, самостоятельности, творчества, инициативы.
Именно правильно организованный предметный мир, побуждает дошкольников к активным самостоятельным действиям. Право выбора предоставляет им широкие возможности для саморазвития.
Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе создана в соответствии с возрастными особенностями детей и реализуемой программой.
Учитывая характерную для дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, мы стараемся создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества.

Рано утром детский сад Малышей встречает, Здесь игрушки ждут ребят, В угол.

Рано утром детский сад

Здесь игрушки ждут ребят,

В уголке скучают!

Здесь детей своих встречаем, кто пришел – их отмечаем!

Здесь детей своих встречаем,
кто пришел – их отмечаем!

Здесь детей своих встречаем, кто пришел – их отмечаем! Оформление стендов сме.

Здесь детей своих встречаем,
кто пришел – их отмечаем!

Оформление стендов сменяется в соответствии с временем года или тематическими праздниками
Зима и Новый год

23 Февраля

Весна

Осень

Для родителей всегда информация нужна

Для родителей всегда
информация нужна

Игровые и развивающие центры (уголки) в рамках группового пространства:центр.

Игровые и развивающие центры (уголки)
в рамках группового пространства:
центр сюжетно-ролевой игры;
центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, здесь же могут быть театрализованные игры;
центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами;
центр строительно-конструктивных игр;
центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности;
центр двигательной активности детей

Наша группа

Уголок настроения

Активная зона1.Центр сюжетно – ролевых игр.

Активная зона
1.Центр сюжетно – ролевых игр. 2.Физкультура и спорт. 3.Строительство и конструирование

Центр сюжетно – ролевых игрНашей радости не счесть – для игры у нас все есть!

Центр сюжетно – ролевых игр
Нашей радости не счесть – для игры у нас все есть!

Кухня

Больница

Магазин

Салон красоты

Центр строительства и конструирования

Центр строительства и конструирования

Уголок сенсорики

Центр физкультуры и спорта

Центр физкультуры и спорта

Рабочая зона1. Художественного творчества. 2.Опытно-экс.

Рабочая зона
1. Художественного творчества.
2.Опытно-экспериментальная.
3. Уголок природы. 4. Игротек (дидактические, настольно-печатные игры).

Уголок творчества и рисования

Уголок творчества и рисования

Опытно – экспериментальный уголок

Опытно – экспериментальный уголок

Уголок природы

Будем пальцами играть- Речь свою мы развивать!

Будем пальцами играть-
Речь свою мы развивать!

Спокойная зона 1.Театрализация.

1.Театрализация. 2.Ряженья. 3.Книголюб. 4.Музыкальная. 5.Краеведения. 6.Безопасности. 7.Психологической разгрузки.

Театрализация

Театрализованная деятельность помогает сплотить детей, развивает их коммуника.

Театрализованная деятельность помогает сплотить детей, развивает их коммуникативные особенности, раскрывает все стороны их характера. Неуверенные в себе дети раскрепощаются, становятся более уверенными и активными.
Здесь размещаются ширма, маски сказочных персонажей, атрибуты театра-рукавички, куклы би-ба-бо, пальчиковый театр, театр мелкой игрушки, настольный плоскостной театр сказки (деревянный), самодельный театр .

Уголок ряженья

Книжки интересные любим мы читать …

Книжки интересные любим мы читать …

Уголок безопасности

Уголок психологической разгрузки

Уголок психологической разгрузки

Край родной мы изучаем- Его особенности отмечаем!

Край родной мы изучаем-
Его особенности отмечаем!

Музыкальный уголок

Учебная зона

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:содержательно-насыще.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
содержательно-насыщенной
трансформируемой
полифункциональной
вариативной
доступной
безопасной

Доступность среды предполагает:Доступность для воспитанников всех помещений.

Доступность среды предполагает:
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
Исправность и сохранность материалов и оборудования

Таким образом правильно организованная развивающая предметно – пространственн.

Таким образом правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды. Согласно положениям Стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно – пространственной среды, атмосферы психологического комфорта в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Из опыта работы.

ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды. Согласно положениям Стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы. Но, насыщенность образовательной среды - характеристика двойственная. С одной стороны, она может оказать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой – может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Создавая РППС в группе, мы постарались учесть все направления развития ребенка. Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, с учетом развития каждого воспитанника. Что, несомненно, обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности. Зонирование четко продумано, и создано таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Созданная РППС способствует обогащению учебно-воспитательной работы с дошкольниками, обеспечивает целостность педагогического процесса и качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия воспитанников.

При формировании РППС в группе мы изучили методическую литературу, а также нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования. Благодаря организации игровых зон и уголков, в группе созданы условия для различных видов деятельности. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет по желанию ребенка один и тот же игровой уголок преобразовывать в другой. Так, природный может стать местом уединения, книжным или исследовательским центром. Таким образом, преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что дети меньше конфликтуют между собой: редко сорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Наблюдая за детьми, мы получаем много интересной и ценной информации. Это помогает нам вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем.

Групповое помещение условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую: центр искусства и детского творчества, познавательно-речевой центр (книжный уголок), центр науки (уголок природы и экспериментирования), центр математики, региональный центр, центр театрализованной деятельности, центр сюжетной игры, центр строительства, музыкальный уголок, физкультурный уголок, спальное помещение и раздевалка.

Познавательно – речевой центр совмещен с книжным уголком, где представлена не только художественная литература, но и справочная, познавательная литература, журналы, буклеты, альбомы, открытки, картинки с изображением людей разного возраста и профессий, с различными особенностями внешности, одежды, прически, в разных эмоциональных состояниях. Дети знакомятся с глобусом, картами, коллекциями, сувенирами. Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки, схемы для составления рассказов и пересказа, мнемотехнические таблицы для заучивания стихов. В игротеке представлены разнообразные игры с правилами, игры и упражнения на развитие памяти, внимания, произвольного запоминания, проявления настойчивости в достижении цели.

В книжном уголке размещены книги для детей: энциклопедические, книги по интересам детей, различные рассказы и сказки.

Для расширения познавательного опыта организована зона экспериментирования, содержащая различные природные материалы, оборудование и приборы для экспериментов, предметы рукотворного мира, макеты, ёмкости с сыпучими продуктами, мерные стаканчики и воронки, а также бросовый материал, дидактический материал для детей по экологическому и познавательному развитию. Здесь же вниманию детей представлены дидактические игры познавательные книги о мире животных и растений и т.д.

Центр природы – служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В уголке мы учимся ухаживать за растениями, наблюдать, проводить простые опыты и занятия природоведческого характера, размещаем детские поделки из природного материала и экспонаты природы. Для ухода за комнатными растениями дети пользуются моделями потребности растений. Проводятся наблюдения за состоянием погоды с фиксацией результатов в дневнике наблюдений. Оформлена картотека проведения опытов. Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры.

Центр строительства представлен разнообразными материалами со сложной формой деталей, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами, мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям.

Музыкальный уголок соответствует возрастным особенностям и потребностям детей старшего дошкольного возраста. Он представлен музыкальными инструментами – металлофон, нетрадиционными музыкальными инструментами, изготовленными руками педагогов, картинки с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов. Для обогащения музыкально – слухового опыта детей собран песенный материал, который используется во всех режимных моментах, музыкальные произведения классиков и современных композиторов. Музыкальный уголок объединен с уголком театрализованной деятельности, где детям предложены различные виды театров . Центр театрализованной деятельности – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить интересной идеей, новой для них деятельностью. Центр хорош тем, что в нем наши дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

В спальной комнате создана атмосфера покоя, равновесия. Окна закрываются шторами, для того, чтобы детям во время сна не мешал яркий, солнечный свет. В приемной имеется уголок для родителей. Усилиями педагогов организована папка – передвижка, в которой собраны консультации для родителей. Организован уголок творчества, где выставляются творческие работы воспитанников.

Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество. Созданию психологического комфорта способствуют:

- работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;

- предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы.

Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка. Педагогический коллектив нашей группы не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации РППС продолжается, главными критериями при этом является творчество и фантазия.

Таким образом правильно организованная РППС позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, представленные в виде целевых ориентиров. Важным условием, обеспечивающим развитие детей в дошкольной образовательной организации, является развивающая предметно-пространственная среда.

В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольной образовательной организации развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Среда, в которой находится дошкольник, во многом определяет темп и характер его развития. Все, что окружает ребенка, является источником его знаний и социального опыта.

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения основывается на требованиях нормативных документов в сфере дошкольного образования. В соответствии с ФГОС ДО среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Задача ДОО заключается в том, чтобы в меняющихся нормативно-правовых, экономических, социокультурных условиях, сделать предметно-пространственную среду детского сада открытой системой, выполняющей развивающую функцию, которая требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.

Составляющие предметной среды нашего учреждения современные, эстетически оформлены, соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Группы детского сада индивидуальны и своеобразны. Педагоги создают их, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

Вариативность среды предполагает:

  • использование детьми пособий и оборудования в разных культурных практиках, свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

В каждой группе нашего детского сада создан уголок уединения, где можно посмотреть книгу, полистать фотографии родных и близких, фрагментов из жизни группы и просто отдохнуть.

В группе раннего возраста уголок уединения оснащен современным сенсорным оборудованием, включающим воздушно-пузырьковую колонну с рыбками и фиброоптическое волокно. Оборудование привлекает внимание яркими визуальными эффектами, которые связаны с постоянно меняющей свой цвет по всей длине нити светодиодной подсветкой. Изделия не только красивы, но и приятны на ощупь, поэтому тактильное взаимодействие с ними вызывает положительные эмоции и помогает избавиться от напряжения, что особенно важно в период адаптации ребенка к детскому саду.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Порой ребенку трудно выразить словами свои переживания, трепет, а с помощью песка он проигрывает взволновавшие его ситуации, приобретает бесценный опыт символического разрешения жизненных обстоятельств. В группах созданы условия для экспериментирования с водой и песком. Кроме этого, педагоги применяют в работе с детьми методику Sand-art, для этого приобретен световой стол для рисования песком. Развиваются творческие способности детей, воображение, мелкая моторика.

Трансформируемость среды обеспечивается с помощью игрового оборудования, модулей, некрупных передвижных ширм и стенок в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.

Задача сохранения и укрепления здоровья является основной в любое время, в любом возрасте и на любом этапе развития ребенка. Для совершенствования физических качеств детей, развития двигательной активности имеется современный физкультурный инвентарь, массажные дорожки, использование которых в сочетании с применением здоровьесберегающих технологий позволяет педагогам решать обозначенную задачу.

Применение световозвращающих жилетов формирует у детей культуру поведения на дорогах города, ответственность за здоровье свое и окружающих.

Использование технических средств адаптируется под конкретные задачи образовательной программы. Мультимедийный проектор, установленный в музыкальном зале, компьютер и телевизор с выходом в Интернет функционируют без разрушения созданной РППС. Совместное использование современных и традиционных технических средств позволяет сделать образовательный процесс более интересным и увлекательным.

В развитии инженерного мышления детей, технических навыков эффективным является LEGO-конструирование. Педагогами ведется работа по лего-конструированию, в том числе в рамках разработанной Программы. В детском саду на сегодняшний день имеется 11 наборов конструкторов LEGO Education. Часть конструкторов размещены в дошкольных группах, а несколько наборов – в методическом кабинете, что позволяет максимально использовать их в работе со всеми детьми детского сада.

Конструкторы используются в непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной детской деятельности и совместной деятельности взрослых и детей. Благодаря своей уникальности и универсальности, детали lego педагоги используют во всех видах детской деятельности. Процесс конструирования, как правило, сопровождается и завершается игрой, созданные детьми конструкции имеют практическое значение – моделируют и дополняют игровые ситуации, становятся предметом сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных игр.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Наши дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, знают, где взять краски, карандаши, природный материал, настольные игры, книги, костюмы и атрибуты для игр, имеют возможность заниматься любимым делом. Материалы хранятся в пластиковых контейнерах, размещены на стеллажах и полках, легко открываются детьми самостоятельно.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.

В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и другие материалы) развивающей предметно-пространственной среды меняются, обновляются и пополняются. Только в этом случае среда является не только развивающей, но и развивающейся.

Педагогическим коллективом детского сада продолжается поиск инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды. Главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Принципы конструирования предметно-пространственной среды основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.

Читайте также: