Раскройте взаимосвязь и взаимозависимость личности общества и государства кратко

Обновлено: 04.07.2024

В современных условиях в ходе взаимодействия государства и личности возникает проблема свободы лично­сти.

Говорить о свободе личности сегодня - это значит выяснить пределы вмешательства государства в дела человека . На определен­ном этапе исторического развития стало считаться, что государство является посредником между человеком и его свободой. Поэтому вся история человечества может быть рассмотрена как борьба людей за свободу. Свобода личности зависит от характера государства, от ре­жима, который устанавливает государство.

Конечно, абсолютной свободы личности не бывает. Неогра­ниченная свобода людей в обществе может привести лишь к хаосу, произволу. Поэтому сегодня в оптимально демократических государ­ствах границы свободы личности определяются легитимными зако­нами.

В юридическом смысле свобода личности представляет со­бой нормативно закрепленную возможность личности совершать действия, поступки по своему усмотрению, не нарушая свободы других. Юридическое ограничение свободы поступков людей в об­ществе - объективная необходимость.

Государство должно определить границы своего вмешательства в сферу бытия личности . Причем эти границы определяются в интересах самих же людей, чтобы человек не пострадал от свободы другого чело­века. Сегодня, с точки зрения теории государственности, свобода лично­сти сводится не столько к непосредственному участию в управлении го­сударством, сколько к чувству самостоятельности, независимости. По­этому личность сегодня, в первую очередь, хочет, чтобы она подчиня­лась только легитимным законам и никому другому, могла свободно вы­бирать местожительство, вид работы, распоряжаться своей собственно­стью, быть защищенной от любого вида произвола и насилия.

В проблеме государства и личности в современных условиях очень важно уяснить взаимную ответственность государства и лично­сти. Не только личность отвечает за свои поступки, но и государство за то, что не может обеспечить безопасность личности, сохранность ее имущества. Охрана жизни, безопасности имущества людей, их свободы - важнейшая сфера деятельности государства. Поэтому в соотношении государства и личности интересы личности должны быть первичными, отправными. Государство для человека, а не наоборот. Эта аксиома цивилизованной государственности. Однако, выпячивая примат прав и свобод личности, конечно, нужно иметь в виду, что речь идет именно об интересах личности с позиции обще­человеческих представлений о них, а не о капризах каждого. Госу­дарство, защищая не противоречащие законодательству поступки, формы деятельности людей в то же время свою политику в области свобод личности строит, исходя из общечеловеческих представлений о правах и свободах. Возможные при этом противоречия между госу­дарством и его гражданами должны решаться на основе легитимного закона, соответствующими беспристрастными судебными органами.

Хотелось бы подчеркнуть еще один момент. Рассуждая об обязанностях человека и личности, следует иметь в виду, что человек имеет обязанности перед обществом. Это положение не всегда пони­мается правильно, и обязанности человека нередко истолковываются как его обязанности перед государством. Становясь на этот путь, го­сударство начинает возобладать над человеком, а отсюда начинает возвышаться и над обществом в целом. Между тем в демократиче­ском обществе человек имеет обязанности перед обществом, а его права и свободы могут быть ограничены исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка, то есть в интересах общего благосостояния. К тому же все ограничения прав и свобод человека в этих целях должны быть четко предусмотрены в законах. Государство обязано осуществлять кон­троль за соблюдением этих ограничений от имени и в интересах об­щества. Сюда же относится и случай, когда государство законом обя­зывает людей охранять природу, государственную собственность и т.д. Здесь государство, в целях обеспечения свободы человека, долж­но действовать иными методами, например, использовать запреты. Да и на самом деле нельзя человека вообще обязывать охранять приро­ду, государственную собственность. Видимо поэтому эти статьи за­кона, как правило, остаются на практике не реализованными. Лучше в этой сфере следует использовать разумные запреты, чтобы люди не нарушали, например, экологические требования.

В зависимости от типов политических систем различают несколько теоретических моделей соотношения интересов государства и личности.

К числу таких моделей следует отнести

    1. тоталитарную,
    2. либеральную,
    3. прагматическую (рационально-правовую) модели.

    Прагматическая (рационально-правовая) модель подразумевает отказ от монистического подхода к проблеме приоритета социальных интересов (личности или государства). В рамках данной модели центральное место занимает принцип взаимного уважения интересов личности и государства, что должно способствовать формированию сбалансированной системы взаимных прав и обязательств государства и личности. При этом, с одной стороны, индивиды обязуются выполнять требования исходящих от государства властных предписаний, а с другой — государство принимает на себя ответственность за обеспечение достойного образа жизни всем членам сообщества, а также гарантирует определенную свободу поведения субъектов при условии, что свобода одних не нарушает прав и законных интересов других.

    Государство и личность – понятия, которые неразрывно связаны. Само понятие государство предполагает наличие некой общности людей. Общность людей, в свою очередь, есть не что иное, как совокупность личностей. Таким образом, государство и личность – взаимообуславливающие друг друга явления.

    Соотношение личности и государства

    Отношения личности и государства выстраиваются посредством сохранения баланса между возможностью личности беспрепятственно развиваться и удовлетворять свои потребности и законные интересы и признанием, поддержкой личностью государства.

    • индивидуалистический (личностный). Суть данного подхода состоит в том, что личность является самой целью, государство выступает средством достижения этой цели. Иными словами, личность изначально, с рождения наделена рядом прав и владеет ими независимо от государства. Государству необходимо создать такие условия, которые позволили бы личности эти права реализовать; при этом права личности не должны быть ущемлены. Объем прав может быть изменен и расширен, однако фундаментальные, основные права остаются неизменными;
    • государственный (этатический, юридико-позитивистский). Данный подход базируется на том, что права даны человеку государством и обществом. Государство в данном случае выступает в качестве источника и гаранта прав человека, благодаря которому последние получают свое законное закрепление. При этом права личности могут быть изменены в зависимости от государственных целей и возможностей.

    Отношения государства и личности выражаются во взаимном воздействии, во взаимных правах и обязанностях. Зачастую человек не замечает эту связь. Тем не менее, государство принимает активное участие в жизни личности с момента его рождения – вносится запись в книгу актов гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о рождении, и до смерти (справка о смерти).

    Нужна помощь в написании работы?

    Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

    Институт гражданства

    Наиболее ярко отношения государства и личности проявляются в такой категории как гражданство. Институт гражданства наглядно демонстрирует существование или отсутствие связи лица с данным государством, законодательно определяя при этом, какое лицо является гражданином, какое – иностранцем, лицом без гражданства, апатридом, бипатридом и т.д.

    Статус гражданина предоставляет лицу более широкий спектр прав перед лицами, которые этого статуса не имеют, но и порождает большие обязанности перед государством. Однако, все люди – независимо от гражданского статуса личности – имеют право на защиту жизни, свободы, своего имущества государством, на территории которого они находятся, и, в свою очередь, обязаны знать и соблюдать законы страны проживания.

    Права личности

    Права личности, о которых неоднократно упоминалось выше, принято делить на четыре категории:

    • права, выражающие равноправие личностей (как правило, это естественные права человека, право на жизнь, безопасность и пр.);
    • социально-экономические (право на труд, образование, охрану здоровья и т.д.);
    • политические (право на свободу слова, объединений, собраний и др.);
    • личные (право на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и т.д.).

    Все эти права так или иначе закреплены в Конституциях всех стран мира. Это в свою очередь обязывает государство предоставить личности гарантии защиты жизни, свободы, достоинства, т.е. гарантировать реализацию ею своих прав. В противном случае, лицо может обратиться с исковым заявлением против государства в суд за защитой своих прав и интересов.

    Однако, личность имеет только права, но и обязанности по отношению к государству. В самом общем виде обязанности личности сформулированы как конституционные требования исполнять Конституцию, законы и иные нормативные акты государства, соблюдать принятые нормы международного права и общественные нормы страны пребывания. Человек обязан уплачивать налоги, проходить срочную или альтернативную службу в армии, защищать конституционный строй и свободный демократический порядок и т.д.

    Государство, в свою очередь, также имеет права и обязанности по отношению к личности. Государство вправе требовать от индивидов соответствующего нормам права поведения, в противном случае государство вправе применить санкции.

    Уплата налогов, соблюдение общественного порядка, забота о сохранении культурного и исторического наследия страны, забота об окружающей среде и природе и пр. – все это относится к правам государства по отношению к личности. За нарушение этих прав государство применяет меры взыскания, санкции.

    В тоже время, государство выполняет определенные обязанности по отношению к личности. Государство обязано защищать человека и гражданина, создать безопасную среду для его развития; предоставить различные социальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, гарантии труда и отдыха); должно принимать меры по улучшению условий жизни индивидов.

    Вывод

    Таким образом, характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

    Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль.

    Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

    Гражданское общество — это объединение граждан, отстраненных от рычагов государственной власти; объединение общества за рамками властно-государственных и коммерческих структур.

    Гражданское общество всегда противостоит государству. Государство призвано защищать интересы общества, но практика показывает, что единство в гражданском обществе часто является помехой для функционирования государственных органов, вследствие чего государство вынуждено противостоять этому единству. Поэтому гражданское общество разделено на социальные общественные группы, которые должны самоорганизовываться для эффективной защиты своих интересов.

    Во многих западных странах органам государственной власти удалось сбалансировать отношения общества с государством. Это было достигнуто благодаря применению принципа коллективного блага, который противостоял абсолютистской государственности, а также принципу индивидуального блага, противостоящему третьим сословиям.

    К гражданским обязанностям относятся: семейные и служебные обязанности, социальный долг, участие в политической жизни страны. Политическое участие гражданина заключается в: голосовании на выборах, участии в митингах и демонстрациях, подписании петиций, членстве в партийных организациях и т. д.

    Социальные опросы показали, что участие граждан в политике обусловлено рядом причин:

    • гражданская ответственность, чувство государственного долга;
    • уверенность в эффективности собственного участия в политической жизни государства;
    • чувство коллективизма, доверие граждан друг другу;
    • нестандартная, пиковая ситуация, провоцирующая граждан вмешиваться в политические процессы.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Основные критерии вовлеченности в политику:

    • интерес к политическим событиям;
    • осведомленность о важности политических действий;
    • активная гражданская позиция (прямое участие в политических процессах).

    Структура гражданского общества — это объединение крепких, неразрывных связей внутри общества, которые обеспечивают целостность данного общества, сохраняя его разделение на отдельные элементы. Эти элементы принимают активное участие в формировании единой системы отношений (включая экономические, социальные, культурные отношения). В структуру гражданского общества входит политическая система, существование которой невозможно без информационной и духовно-культурной систем.

    Взаимосвязь общества и государства

    Взаимосвязь и соотношения общества и государства является кардинальной проблемой в теории государства и права. Конституция страны определяет меру ответственности и свободы государства перед обществом, гражданином, она устанавливает пределы вмешательства государственных органов в сферу жизни каждого члена общества. Конституция определяет границы автономии каждого индивида, наиболее существенные способы и формы ее проявления.

    Общество возникло гораздо раньше государства. Потребность в образовании государства появилась с усложнением внутренней структуры общества, соответствующего социального расслоения. Государство возникло на месте родовой организации, являясь новой формой проявления прогрессивного общества. Одновременно с зарождением государства начинается история его взаимодействия с обществом, которая во многом является сложной и противоречивой. Государство является социальным институтом всего общества, выполняя многочисленные функции, которые обеспечивают жизнедеятельность общества.

    Основные общественные задачи государства:

    • управление социальными процессами;
    • обеспечение порядка и общественной безопасности;
    • противостояние антисоциальным, разрушительным силам.

    Государство должно быть мощной и организованной силой, владеть механизмом управления и принуждения. Государство функционирует в интересах всего общества, разрешает все возможные противоречия. В тоже время государство может выполнять деструктивную функцию, возвышаясь над обществом и одновременно сковывая, ослабляя, разрушая все общественные сферы. В целом, развитие государства и общества идет в одном направлении, становится более современным и цивилизованным.

    Проблемы взаимодействия общества и государства

    Государство и общество для более успешного и эффективного развития призваны взаимно дополнять друг друга. В современном гражданском обществе человек не соперничает с государством, он вовлечен в различные социальные отношения, в которых может одновременно и проявить себя как личность, и найти социальную защиту. В данном случае личность включена в различные социальные группы, которые не позволяют органам власти чрезмерно ограничивать ее свободу.

    Развитие негосударственных институтов, как участников внутренней политики, ведет к определенному форматированию социального партнерства между государством и обществом. Тесная связь публичной политики и демократической политической системы обуславливают активную деятельность государства и публичных организаций, направленную на удовлетворение потребностей общества.

    На современном этапе регулирование партнерства государства с обществом осуществляется благодаря публичной политике, в которой выделяют четыре главных направления:

    • экономическое — перераспределение средств для удовлетворения общественных нужд, производство благ общественного пользования;
    • социальное — деятельность общественных и государственных служб социального обеспечения;
    • гражданско-политическое — деятельность самостоятельных, негосударственных объединений и ассоциаций граждан;
    • социально-культурное — институт духовных и культурных ценностей общества.

    Перечисленные направления позволяют государству достичь основных целей в конкретной области: правовой, экономической, административной. Развитие публичной политики приводит к развитию демократического общества и укрепляет партнерство между государством и обществом.

    В то же время государство не может существовать вне общества. Она производная от гражданского общества, и назначение ее заключается в том, чтобы служить ему. Гражданское общество является противовесом государству в ее постоянном стремлении к господству над обществом. От степени развитости гражданского общества зависит степень демократизма государства.

    В понимании роли государства в обществе есть две крайние позиции - анархизм и етатизм. Анархизм отвергает государство вообще как орган принуждения и насилия над людьми. Етатизм, наоборот, всячески преувеличивает роль государства в жизни общества. Етатизм (от франц. etat - государство) - это засилье государства в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. Теоретически етатизм обосновывает необходимость активного вмешательства государства во все сферы общественной жизни, исходя из восприятия государства как всеобщей ценности, высшего результата и цели общественного развития. Практически етатизм проявляется в централизации, концентрации и бюрократизации политической власти, распространении организационно-контрольных функций государства за пределы оптимального соотношения государства и общества. Процесс етатизації общественной жизни ведет к ослаблению гражданского общества, его влияния на государство, что, в свою очередь, негативно отражается на самой государстве, вызывая ее упадок.

    Етатизація общественной жизни в наибольшей степени происходит за недемократических, особенно тоталитарных политических режимов. За тоталитаризма централизация власти, ущемление прав и свобод граждан, произвола и волюнтаризм правящей верхушки приобретают крайних форм. Некоторые черты етатизму сохраняются и в демократическом обществе, но здесь он охватывает, главным образом, сферу экономики и контролируется политическими институтами гражданского общества.

    Формой взаимодействия государства и гражданского общества является политический режим как система методов и средств осуществления политической власти, а различные типы политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный - являются разными способами этого взаимодействия.

    Главной особенностью тоталитарного политического режима является всеобъемлющее огосударствления общественной и частной жизни, тотальный контроль государства над обществом и гражданами, который опирается на систематическое использование насилия. За тоталитаризма общество не оказывает ощутимого влияния на государство. Так, по социализма в СССР произошло огосударствление всех сфер общественной жизни. Государство фактически была владельцем всех средств производства, в лице одержавленої правящей партии монополизировала политическую власть в обществе, навязывала ему единую идеологию, направляла деятельность общественных организаций. Общество не имело реальных средств воздействия на государство. Выборы в представительные органы власти и сами эти органы имели формальный характер. Другие средства прямой демократии или не использовались вовсе, или также были формальными. Не было многопартийности, деятельность общественных организаций направлялась и жестко контролировалась коммунистической партией. Это же касалось и средств массовой информации.

    По тоталитарного режима государство фактически поглощает гражданское общество. Зачатки этого общества существуют разве что в семье, домашнем хозяйстве, церкви, хотя и они не лишены произвольного вмешательства государства или одержавленої партии. Отсутствие развитых структур гражданского общества, прежде всего его экономической основы - частной собственности - и политических институтов, обратного влияния общества на государство приводят к деформации самого государства. Она прибегает к насилию, произвольных экспериментов над обществом, втягивается в войны и т.д.

    Главной особенностью авторитарного политического режима является сосредоточение власти в одном ее органе, в руках одного лица или группы лиц и осуществления власти в основном с опорой на принуждение. Под углом зрения взаимодействия государства и гражданского общества авторитаризм отличается от тоталитаризма в лучшую сторону. За авторитарных режимов сохраняется автономия личности и общества в непо-літичних сферах, существует негосударственный сектор экономики, государство не осуществляет тотального контроля над обществом, не навязывает ему единую идеологию. Авторитаризм формально может предполагать разделение властей, многопартийность, выборность органов государственной власти и др. Однако реально государственная власть сосредоточена в руках главы исполнительной власти. Доминирует одна политическая партия; другие партии, общественно-политические организации, средства массовой информации не оказывают ощутимого влияния на осуществление государственной власти. Органы местного самоуправления если и существуют, то находятся под жестким контролем центральной власти. Выборы в представительные органы власти имеют формальный характер, преобладают силовые методы правления. Это означает, что в распоряжении гражданское общество не контролирует государство. Такое соотношение государства и гражданского общества в той или иной мере присуще большинству стран мира, хотя формально в них могут быть и признаки правового государства и демократического политического режима.

    Правовое государство не может существовать без гражданского общества. Особенность их взаимодействия по демократического политического режима заключается в том, что гражданское общество подчиняет себе государство и контролирует ее. Связь гражданского общества с государством, его влияние на нее основывается прежде всего на принципах демократии. Исходным из них является принцип народного суверенитета, который провозглашает народ единственным источником и верховным носителем власти в обществе. А это означает, что власть государства, его суверенитет производные от суверенитета народа, что гражданское общество создает государство для удовлетворения собственных нужд, а не ради нее самой, что государство не должно возвышаться над обществом и призвана служить ему, что, в конце концов, чиновники существуют для граждан, а не наоборот. Осознание гражданами именно такого соотношения между гражданским обществом и государством имеет принципиально важное значение для их формирования демократической политической культуры. Демократическая политическая культура гражданского общества проявляется тогда, когда гражданин не склоняется слепо перед государством, хотя бы какой демократической она издавалась, а задается вопросами вроде: что такое государство и для чего она нужна? что государство берет от меня и что я имею от нее? почему и для чего государство собирает налоги? куда идут собранные средства и сколько их нужно? в какой мере я принимаю участие в осуществлении государственной власти? почему чиновники за мой счет живут лучше, чем я? и др.

    Принцип выборности как принцип демократии предусматривает формирование органов государственной власти путем выборов. Выборы являются важнейшим средством влияния гражданского общества на государство. От качества избирательного законодательства и его соблюдение на практике решающей степени зависят демократизм и эффективность государственной власти. Важным звеном, которое соединяет гражданское общество и государство, политические партии. В демократических государствах они выступают и главными субъектами избирательного процесса. Влияние на государство гражданское общество осуществляет также через общественные организации и средства массовой информации.

    Наиболее полно связь гражданского общества и государства проявляется через права и свободы личности. С одной стороны, конституционное провозглашение и закрепление прав и свобод человека является политико-правовой основой разграничение гражданского общества и государства. С другой стороны, права и свободы являются главным звеном, которое соединяет гражданское общество и государство; благодаря наличию у граждан политических прав они подчиняют государство своему влиянию и осуществляют контроль над ней. Поскольку реальность прав и свобод человека является одновременно одним из основных признаков правового государства и важнейшим достоянием гражданского общества, то это означает, что они - правовое государство и гражданское общество - взаимно предполагают друг друга.

    Создатели и сторонники теории правового государства считали, что такое государство, обеспечивая каждому свободу и равенство, делая частную собственность доступной для каждого, стимулируя конкуренцию, предприимчивость и активность граждан, приведет их к всеобщего благосостояния. Однако этого не произошло. Абсолютизация индивидуальной свободы, невмешательства государства в экономическую и социальную сферы гражданского общества привели к усилению монополизации экономики и социального неравенства, обострение социальных противоречий, обесценивание самих идей свободы и равенства, поскольку большинство граждан в буржуазному государству не имели для них материального подоплеку.

    Итак, социальное государство - это правовое государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение прав и свобод человека, достижение высокого уровня благосостояния всех слоев населения.

    Читайте также: