Раскройте сущность движения по азимуту кратко

Обновлено: 05.07.2024

Магнитные меридианы, вдоль которых устанавливается магнитная стрелка компаса, идут от одного полюса к другому не кратчайшим путем, а образуют сложную систему извилистых линий. В любой точке земной поверхности магнитный меридиан в общем случае составляет с истинным (географическим) меридианом некоторый угол, который называют магнитным склонением (у). Значения магнитных склонений на земном шаре меняются в широких пределах: от - 180° (западное склонение) до + 180° (восточное склонение).

Магнитный азимут 330°

Рис. 137. Определение магнитного азимута по компасу. Магнитный азимут на ориентир 330°

Рис. 138. Магнитные азимуты: на листвен­ное дерево — 56°; на фабричную трубу — 137°; на мельницу — 244°; на ель — 323°

Эта величина прибавляется к прямому азимуту, если он меньше 180°, или вычитается, если он больше 180°.

Движение по азимутам.

При работе с компасом его держат на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плотно прижимается к боку.

Сущность движения по азимутам состоит в умении найти с помощью компаса на местности нужное направление по заданному азимуту, выдержать это направление при движении и выйти к намеченному пункту. Умение совершать движение по азимутам имеет большое значение для уверенного передвижения на местности, особенно на незнакомой и бедной ориентирами, а также в условиях ограниченной видимости.

Для движения по азимутам оформляют схему маршрута (рис. 139) в произвольном масштабе на листе бумаги небольшого размера так, чтобы ею удобно было пользоваться в пути. Вместо схемы по тем же данным можно составить таблицу (табл. 2). Расстояние в метрах переводят в пары шагов потому, что ими удобно пользоваться при передвижении в пешем порядке. Для человека среднего роста каждую пару шагов принимают за 1,5 м.

Магнитный азимут. Определение направления движения по заданному маршруту. Движение по азимутам. Обход препятствий

Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (цель) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет (ориентир).

Магнитный азимут - горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Его значения могут быть от 0 до 360°.

Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса. При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет. Магнитный азимут на отдельное дерево равен 330°.

Определение магнитного азимут направления на отдельно стоящее дерево

Азимут направления с точки стояния на местный предмет называется прямым магнитным азимутом . В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути, используют обратный магнитный азимут , который отличается от прямого на 180°. Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°. Обратный азимут равен 150°.

Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, разный значению заданного магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы. После этого, не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и будет определяемым направлением, соответствующим заданному азимуту.

Движение по азимутам

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определенных по карте. Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.

Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.

Для движения по азимутам необходимо заранее по карте определить исходные данные: магнитные азимуты направлений движения между точками поворота на маршруте и расстояния между ними, которые оформляют в виде схемы или выписывают в таблицу.

Схема движения по азимуту

Таблица данных для движения по азимутам (пример)

Номер и наименование ориентира

Магнитный азимут, град.

4. - перекресток дороги и просеки

Организация и порядок движения по азимутам. Рассмотрим организацию и порядок движения по азимутам подразделения пешим порядком по маршруту.

При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.

Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например, в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.

Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.

Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).

Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.

Обход препятствий. При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.

Порядок обхода зависит от размеров и характера препятствия. Если противоположная сторона препятствия видна (рис. 13, а), то в точке А записывают количество пройденных пар шагов. Затем замечают ориентир (точку В) на противоположной стороне препятствия по направлению движения. Определяют расстояние до намеченного ориентира, переводят это расстояние в пары шагов и прибавляют к ранее измеренному по маршруту расстоянию до точки А. После этого обходят препятствие по его границе. В точке В по заданному азимуту находят нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута.

В некоторых случаях замеченный за препятствием ориентир (точка В) бывает трудно опознать при подходе к нему. Чтобы проконтролировать правильность выхода к ориентиру, в точке А оставляют какую-нибудь заметку, например ставят веху или делают затес на дереве. При выходе в точку В определяют величину магнитного азимута направления на точку А (обратный азимут), который отличается от азимута заданного направления движения на этом участке маршрута на 180. Провизировав на точку А по обратному азимуту и убедившись, что это направление точно совпадает с направлением на точку Л, продолжают движение.

Обход препятствий – противоположная сторона препятствия видна

Если противоположная сторона препятствия не видна, то при выходе в точку Л изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (320°) и начинают движение, ведя счет парам шагов (142 п.ш.). При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения.

Обход препятствий – противоположная сторона препятствия не видна

На левой границе препятствия в точке В (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (50°). По этому направлению движутся до выхода за препятствие (до точки С). В точке С определяют направление движения, параллельное линии АВ, т. е. обратный азимут направления АВ 140°. Двигаясь по направлению линии СД, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии АВ, т. е. 142 пары шагов.

В точке Д определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (50°); к количеству пар шагов, измеренному до точки Л, прибавляют расстояние ВС (238 пар шагов) и продолжают движение к намеченной ранее точке поворота маршрута.

Подготовка данных для движения по маршруту (по азимутам)

Практическая организация и порядок движения по азимутам. Рассмотрим организацию и порядок движения по азимутам подразделения пешим порядком по маршруту.

На крупномасштабной топографической карте (1:25 000, 1:50 000) определяем маршрут движения. Определяем 3-5 точек корректировки маршрута.

1. Сущность и порядок движения по азимутам в пешем порядке на открытой местности днем

Сущность движения по азимутам заключается в нахождении и выдерживании на местности заданных направлений и расстояний, точном выходе в назначенный пункт.

Данные, необходимые для движения по азимутам, подготавливаются по топографическим картам наиболее крупного масштаба.

Подготовка данных для движения по азимутам

Рис. 1 Подготовка данных для движения по азимутам

Подготовка данных для движения по азимутам включает:

  • изучение местности по топографической карте;
  • выбор маршрута движения и промежуточных ориентиров на его участках;
  • определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами;
  • оформление данных на карте или составление схемы маршрута движения.

На карте намечают маршрут движения с четкими ориентирами на поворотах и измеряют дирекционный угол и длину каждого прямолинейного участка маршрута. Дирекционные углы переводят в магнитные азимуты, а расстояния при движении в пешем порядке - в пары шагов, при совершении марша на машинах - в показаниях спидометра. Данные для движения по азимутам оформляют на карте, а при ее отсутствии составляют схему маршрута с таблицей.

Движение по азимутам пешим порядком по заранее составленной схеме маршрута выполняется в следующей последовательности:

  • У исходного ориентира (№1) (рис. 1) с помощью компаса определяют азимут направления движения к ориентиру №2.В этом направлении выбирают какой-либо удаленный вспомогательный ориентир и начинают движение;
  • Дойдя до ориентира (№2), уточнив свое местоположение, вновь определяют по компасу направление движения до следующего ориентира (№3) и т. д.

Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок определения направлении движения и измерения расстояния.

Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, то есть 100 м на каждый километр пройденного пути.

Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.

В некоторых случаях, например, при движении по азимутам зимой на лыжах, расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточности измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали вспомогательные ориентиры.

Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

2. Обход препятствий. Нахождение обратного пути

Порядок обхода зависит от размеров и характера препятствия.

Если противоположная сторона препятствия видна (рис. 2), то в точке А записывают количество пройденных пар шагов. Затем замечают ориентир (точку Б) на противоположной стороне препятствия по направлению движения.

Одним из методов определяют расстояние до намеченного ориентира, переводят это расстояние в пары шагов и прибавляют к ранее измеренному по маршруту расстоянию до точки А.

После этого обходят препятствие по его границе. В точке Б по заданному азимуту находят нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута.

Обход препятствия если его противоположная сторона видна

Рис. 2. Обход препятствия если его противоположная сторона видна

Если противоположная сторона препятствия не видна (рис. 2), то при выходе в точку 1 изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (145°) и начинают движение, ведя счет парам шагов (180 пш.). При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения.

На правой границе препятствия в точке 2 (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (65°). По этому направлению движутся до выхода за препятствие (до точки 3).

Обход препятствия способом параллелограмм

Рис. 3. Обход препятствия способом параллелограмм

В точке 3 определяют направление движения, параллельное линии 1-2, т. е. обратный азимут направления 1-2 (325°).

Двигаясь по направлению линии 3-4, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии 1-2, т. е. 180 пары шагов.

В точке 4 определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (65°).

Затем к количеству пар шагов, измеренному до точки 1, прибавляют расстояние 1-2 (270 пар шагов) и продолжают движение к намеченной ранее точке поворота маршрута.

В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути (возвращения в исходную точку), используют обратный магнитный азимут, который отличается от прямого на 180°.

Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.

Для возвращения из пункта № 5 в пункт № 1 (рис. 1) обратные азимуты будут следующие:


точки
Участок пути Магнитный азимут, градусов Расстояние, пары шагов Обратный магнитный азимут
1 Перекресток – геодезический пункт 83 1266 88+180=268
2 Геодезический пункт-брод 73 1360 73+180=253
3 Брод - сарай 105 1499 105+180=285
4 Сарай - камень 67 980 67+180=247

3. Практическое выполнение движения по азимутам днем

Вопрос отрабатывается практически на заранее подготовленном маршруте пешим порядком или на автомобиле. При подготовке маршрута и отработке практических действий используется материал вопроса № 1. при движении по азимутам для обхода препятствий используется материал вопроса « 2.

4. Особенности ориентирования на местности в условиях ограниченной видимости

Ориентирование ночью

Ночью ориентироваться на местности сложнее, чем днем. Многие местные предметы становятся трудноразличимыми, расстояния до ориентиров кажутся большими, чем днем. Обзор местности ограничен.

Чтобы уверенно ориентироваться на марше ночью, необходима тщательная предварительная подготовка. Контрольные ориентиры по маршруту намечаются чаще (через 3–6 км). В качестве ориентиров выбирают местные предметы, проектирующиеся на фоне неба (например, постройки башенного типа, трубы заводов и фабрик, церкви, ретрансляторы), а также местные предметы, расположенные непосредственно по маршруту (мосты, путепроводы, перекрестки дорог, железнодорожные переезды и т. п.).

Весь маршрут делят на прямолинейные участки. На каждом таком участке определяют и записывают магнитный азимут его направления. На местности, где много ориентиров, магнитные азимуты определяют для участков, где ориентирование затруднено. Заранее проверяются чувствительность компаса и правильность показаний спидометра, для чего автомобиль проезжает ровный участок длиной 2–3 км. Компас считается годным к работе, если два отсчета, полученные при одном и том же его положении, отличаются друг от друга не более чем на 3°. Намеченный маршрут внимательно изучают и запоминают, для того чтобы по возможности реже обращаться к карте.

Действия в пути при выдерживании маршрута ночью аналогичны действиям в светлое время суток. Водитель заранее предупреждается о находящихся впереди ориентирах, поворотах и расстояниях до них. Карту в пути рекомендуется освещать карманным фонариком с синим светофильтром. Такое освещение не ослепляет, поэтому можно одновременно работать с картой и вести наблюдение за местностью.

Направление движения вне дороги выдерживается по компасу, а пройденное расстояние определяется по спидометру. Однако при этом сильно напрягается зрение, повышается утомляемость, ухудшается опознавание местных предметов по маршруту.

Ночью направление движения можно выдерживать и по небесным светилам. При ориентировании по Луне или созвездию следует помнить, что все они, за исключением Полярной звезды, перемещаются на небосклоне. Например, если положение Луны берется как общее направление марша, то через один час маршрут отклонится от намеченного на 15° вправо, так как Луна за один час смещается на 15° по ходу часовой стрелки.

Ориентирование в условиях ограниченной видимости

Под ограниченной видимостью принято понимать оптическую видимость окружающих объектов местности в тумане, дыму, при дожде, снегопаде, метели и сильной запыленности воздуха. Условия ограниченной видимости часто отождествляют с ночной темнотой, хотя между ними имеются специфические различия.

Ночью для ориентирования применяют приборы подсветки, ночной, видимости и радиосвязь. Однако маскирующие дымы, облака пыли, дождь, снег резко снижают возможности этих приборов. Перемещающиеся с большой скоростью различные частицы (пыль, песок, снег и т. п.) вызывают электризацию антенн, что создает крупные помехи в радиосвязи. В современном бою ограниченная видимость может возникнуть в любое время года и суток, особенно при применении противником ядерного оружия, когда возникают густые и значительные по размерам облака пыли, а при пожарах создаются обширные зоны задымления.

В предвидении возникновения ограниченной видимости маршрут готовится так же, как и для движения ночью, если марш совершается по дорогам с твердым покрытием. Марш вне дорог совершают по азимутам, заранее снятым с карты. Маршрут внимательно изучают и запоминают. В движении карту ориентируют по ходу движения и непрерывно графически (точками или поперечными черточками) фиксируют на маршруте свое местоположение.

Ориентирование в лесу

В лесу ориентирование затруднено ограниченностью обзора и малым количеством ориентиров. Маршруты проходят чаще всего по грунтовым дорогам и просекам. Обычно такие дороги мало наезжены, некоторые из них не показаны на карте, так как являются временными.

При подготовке карты целесообразно определить и выписать магнитные азимуты направлений каждого участка маршрута между контрольными ориентирами. При изучении маршрута следует уделять особое внимание рельефу и гидрографии. Движение по маршруту контролируется по пройденному расстоянию, считываемому со шкалы спидометра.

В лесу много местных признаков, по которым можно определить направления на стороны горизонта. Кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы светлее) – на южной. При внимательном наблюдении можно быстро определить направление на север по деревьям, пням, на лесных полянах, перекрестках просек. Вспомогательными ориентирами для выдерживания общего направления в лесу служат днем Солнце, а ночью Луна или какое-нибудь созвездие.

Ориентирование в крупных населенных пунктах

В крупном населенном пункте ориентирование усложняется из-за ограниченности обзора. Маршруты намечают по основным проездам с минимальным числом поворотов, а повороты выбирают в местах, где имеются заметные ориентиры (мосты, путепроводы, промышленные предприятия, парки, высокие здания, церкви и т. п.). Маршрут в городе целесообразно прокладывать вдоль линейного ориентира (канала, по набережной реки). Перед въездом в город нужно точно определить свое местоположение, а при движении по населенному пункту графически фиксировать на карте продвижение по маршруту. При выезде из населенного пункта, если число дорог на местности и карте не совпадает, и возникли затруднения с определением нужной дороги, направление дальнейшего движения устанавливают компасом по магнитному азимуту дороги, определяемому по карте.

Ориентирование в районах разрушений

В районах разрушений ориентирование по карте резко усложняется из-за ее несоответствия местности. При выборе маршрута в предвидении возможных разрушений на местности условия ориентирования прогнозируются. Наиболее устойчивыми ориентирами являются основные формы рельефа, изображаемые на картах горизонталями (вершины, седловины, лощины, хребты). Эрозийные формы рельефа (промоины, обрывы, выемки и т. п.) легко разрушаются при ядерных взрывах и с трудом будут опознаваться при сличении карты с местностью. С рельефом местности связано положение рек, ручьев, озер. Русла рек свои очертания практически не изменяют, однако при разрушении гидротехнических сооружений происходит временное затопление больших участков местности. Устойчивыми ориентирами также являются автомобильные дороги с твердым покрытием и железные дороги, хотя их полотно и может быть разрушено.

Чтобы уверенно выдерживать заданное направление движения в районах массовых разрушений, пожаров, очень важно уметь бегло читать топографическую карту и обладать острой наблюдательностью, опознавая по остаткам разрушенных объектов свое местоположение на карте.

При въезде в зону разрушений следует измерить и записать магнитный азимут направления движения и отсчет по спидометру. На всех основных поворотах при движении в зоне эта операция повторяется. При необходимости по этим данным можно восстановить на карте свое местоположение.

Ориентирование зимой

Зимой в результате снежных заносов формы рельефа сглаживаются. Такие ориентиры, как овраги, лощины, промоины, балки, канавы, ямы, грунтовые дороги, ручьи, небольшие озера под глубоким снежным покровом, почти не просматриваются. Часто зимой прокладываются новые дороги (зимники), которые проходят по кратчайшим расстояниям и на картах не отображаются. Все это в значительной мере усложняет ориентирование.

Маршруты зимой прокладывают обычно по наезженным дорогам или колонным путям. При движении без дорог на лыжах направление выдерживают по компасу. Днем на открытой местности следы от лыж или машины используют для проверки выдерживания направления движения. Хорошими ориентирами зимой, особенно ночью, служат населенные пункты, железные и автомобильные дороги с твердым покрытием, опушки леса, отдельные рощи, мосты через широкие реки и другие площадные и линейные ориентиры.

5. Выполнение нормативов

Время на выполнение норматива отсчитывается от постановки задачи до доклада о направлении (значении азимута).

Оформить схему (таблицу) данных для движения по азимутам (дирекционные углы перевести в магнитные азимуты, а расстояния – в пары шагов).

 ошибка в определении дирекционного угла превышает 2°;

 ошибка в измерении расстояния превышает 0,5 мм в масштабе карты;

 не учтены или неправильно введены поправки на сближение меридианов и склонение магнитной стрелки.

Перевести расстояния в пары шагов, соблюдая маскировку, совершить марш и выйти к конечному пункту (рубежу).

На сильнопересеченной местности время на выполнение норматива увеличивается в 1,3 раза.

kospas


Так бывает, что во время путешествия, можно заблудиться и не знать как выбраться из этой местности. Что же делать в таких ситуациях? Как найти дорогу назад? В этой статье, мы вам подробно все расскажем!

Ориентирование по азимуту, определение азимута по компасу

Для чего нужно умение найти азимут и как с помощью компаса определяется азимут? Разберемся для начала, что же такое азимут. Азимут — это угол между нужным вам объектом и севером. Поэтому умение находить путь через азимут, это очень важно. С помощью этого метода, вы можете определить стороны света без компаса и остальных ориентиров!

azimut

Чтобы двигаться по азимуту , нужно соблюдать некие правила. Для начала нужно изучить на карте дорогу, которая будет соединять старт и финиш вашего пути. Также следует сделать разметку на ваш путь, который можно определить по определенным предметам. Используя карту, отметьте самые яркие фрагменты местности. Это может быть речка, родник, горка, ягодная полоса в лесу, все что угодно, что сразу бросается в глаза.

Стоит отметить и азимуты на карте, для пущей уверенности. Сделать примерную разметку времени пути на дороге, это служит тоже неким ориентиром и подтверждение правильных действий в дороге. Все эти данные стоит перенести в отдельную тетрадь, блокнот, можно в нескольких экземпляров , чтобы быть начеку.

Определение азимута по местному предмету

Как же определить азимут по местным предметам? А вот сейчас и расскажем. Для начала необходимо определить на шкале компасного предмета против мушки отсчет, отличающийся от азимута. Следующим шагом, отпускаем магнитную стрелку так, чтобы северная часть ее была по противоположную сторону нуля шкалы. Потом, внимательно смотрите по линии через мушку яркий ориентир. Он и будет нас направлять в нужном направлении.

Также вам может быть полезна информация о том, как ориентироваться по природным признакам.

Обход препятствий и нахождение обратного пути

Чтобы определить обратный путь, воспользуемся способом параллелограмма. Для этого нужно, всего лишь навсего к прямому азимуту, приплюсовать сто восемьдесят градусов или вычесть, в зависимости от того, сколько было градусов раньше.

Практическое выполнение движения по азимутам днем

В начале движения определяем компасом азимут, для ориентирования пути. Нужно выбирать какой-то ориентир, это может быть как природный, так и построенный человеком, главное — очень яркий, чтобы со всех точек его было видно. Дойдя до него, делаем повторный выбор ориентира и идем дальше. Сравнивайте свое местоположение с картой.

Особенности ориентирования на местности в условиях ограниченной видимости

Ориентирование в условиях ограниченной видимости, хоть и похоже с ночным ориентированием, но все-таки отличается. Плохая видимость, то есть снег, туман, дым, дождь, резко снижает доступ к ориентирам. Если в ночное время можно воспользоваться фонарями, прожекторами и прочими приборами для увеличения видимости, то тут это не поможет.

Как ориентироваться по компасу и азимуту, определение азимута

В этот период следует чаще смотреть на карту, отмечать свой путь чертами на ней. Заранее предугадать все исходы своего пути и погодные условия. Выбирать такие-то малые ориентиры, чтобы на что-то полагаться.

Когда резко пошел дождь, туман, выпал снег нужно остановиться и прописать на карте ваш маршрут. Чтобы максимально точно идти по нему. Ведь во время условий с плохой видимостью, ориентиры можно просто не видеть. Поэтому во время пути, оставляйте какие-то метки на деревьях. Следите за своей дорогой.

dvizhenie-po-azimutu

Ориентирование по азимуту

Ориентирование ночью

Чтобы не потерять правильное направление в ночное время суток, нужно как следует позаботиться об этом днем. Нужно отметить на карте, необходимые места, ориентиры, чтобы ночью вам не составило труда ориентироваться по ним. Нужно брать с собой фонари, прожектора, чтобы видеть путь. Также можно брать ориентиры на большие заводы, башни, вышки, они в любое время освещаются, от них исходят цвета.

Ориентирование в лесу

Итак, в лесу достаточно плохо выбирать ориентиры. Так как там густая площадь помет, деревьев. Но все-таки, чтобы правильно сориентироваться в лесу, нужно первым делом обратиться к карте. По ней выписать какие-то важные места, по которым стоит ориентироваться. В ночное время суток стоит ориентироваться по Солнцу или же созвездиям. Также можно ориентироваться с помощью Луны. Не стоит игнорировать и внутренние показатели. Кора деревьев, муравейники, пни — помогут вам определить стороны света.

Ориентирование в крупных населенных пунктах

Ориентирование в крупной местности достаточно сложное, ведь множество отвлекающих факторов и не такой открытый обзор. При въезде в город, нужно отмечать свое местоположение и, перемещаясь по городу, следить и отмечать свое передвижение на карте.

kospas

Ориентирование в районах разрушения

Ориентирование в таких местах очень сложное. Ведь данные на карте и данные в реальности строго отличаются. И никто не знает, где и когда произойдет новый обвал, пожар, разруха. В такой момент следует ориентироваться на природу. Соблюдать путь по рекам , озерам, родникам, выдающимся склонам, эти ориентиры сложно сломить. Также нужно бегло читать топографическую карту. Это поможет при перемещении. Также следует проходя тропу отмечать на карте разность между картой и реальностью.

Ориентирование зимой

Зимой ориентирование усложняется, ведь снег покрывает все природные знаки. Чтобы правильно найти дорогу, нужно смотреть на мосты, автодороги, тропы, проложенные уже кем-то. Также следует наблюдать за Большими вышками, они особенно видны в ночное время суток. Если вы заблудились в лесу, вам помогут советы о том, как спастись от холода зимой, почитать можно на нашем сайте.

Выполнение нормативов

Итак, в этой статье вы узнали как ориентироваться по азимуту просто при различных условиях среды. Желаем приятных путешествий и отличного отдыха!

Читайте также: