Раскройте аллегорический смысл главных образов стихотворения фелица кратко

Обновлено: 28.06.2024

Это Ода прославляет Екатерину Великую, ставя царицу очень высоко. Язык оды, конечно, сейчас кажется слишком торжественным и тяжелым, кроме того, использует Державин много отсылок к мифам и легендам.

На контрасте он переходит к своей личности, которая, по его мнению, слаба и порочна. Но у поэта есть хотя бы понимание, как жить достойно, но в мирской суете он постоянно об этом забывает. То маскарад, то охота, то хочется новый кафтан, то книги читать, то лень найдёт, то фантазия разыграется. Он горазд и в карты играть, и объедаться. После ироничного представления своих грехов поэт делает вывод, что таков и весь свет.

В поисках добродетели люди приходят к светлому образу правящей царицы. Народу повезло, ведь на глупость его и дурачества она смотрит с улыбкой, но зло карает, а добро награждает. Поэты у неё в чести, хотя им недостаточно просто сплетать рифмы без высокого смысла. Находит автор всё новые достоинства в царице – ей даже правду можно говорить.

Теперь сравнивается она со своими царственными предшественниками. Например, она не делает издевательских свадеб для шутов, как бывало. Она не зверствует, как дикая медведица. И снова описываются блага (и разные возможности), которые Екатерина дарит народу своему. У Фелицы автор не нашел ни единого недостатка, даже ничего ординарного.

Ода возвышает героиню так, что будь у всё-таки материальной женщины недостатки, она бы избавилась от них – такую богиню видит в ней поэт, так он верит своему идеалу.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание

Спасло его только то, что Екатерине II сильно понравилась эта ода и императрица стала благожелательно относиться к Державину.

На контрасте он переходит к своей личности, которая, по его мнению, слаба и порочна. Но у поэта есть хотя бы понимание, как жить достойно, но в мирской суете он постоянно об этом забывает. То маскарад, то охота, то хочется новый кафтан, то книги читать, то лень найдёт, то фантазия разыграется. Он горазд и в карты играть, и объедаться. После ироничного представления своих грехов поэт делает вывод, что таков и весь свет.

В поисках добродетели люди приходят к светлому образу правящей царицы. Народу повезло, ведь на глупость его и дурачества она смотрит с улыбкой, но зло карает, а добро награждает. Поэты у неё в чести, хотя им недостаточно просто сплетать рифмы без высокого смысла. Находит автор всё новые достоинства в царице – ей даже правду можно говорить.

Теперь сравнивается она со своими царственными предшественниками. Например, она не делает издевательских свадеб для шутов, как бывало. Она не зверствует, как дикая медведица. И снова описываются блага (и разные возможности), которые Екатерина дарит народу своему. У Фелицы автор не нашел ни единого недостатка, даже ничего ординарного.

Вывод:

Ода возвышает героиню так, что будь у всё-таки материальной женщины недостатки, она бы избавилась от них – такую богиню видит в ней поэт, так он верит своему идеалу.

Образ императрицы

В тоже время в стихах поэта проскальзывают мысли не только о мудрости власти, но и о недобросовестности и низком уровне образованности ее исполнителей. Многих из них интересует только собственная выгода. Стоит признать, что эти идеи появлялись и ранее, но никогда раньше реальные исторические личности не были настолько узнаваемы.

Средства выразительности

Державин для более глубокой проработки образов использует разные средства художественной выразительности:

Кроме этого, он использует прием антитезы, противопоставляя образ мудрой Фелицы развратным и ленивым мурзам и праздному лирическому герою. Благодаря этому он как бы делит свое произведение на две части: в первой он прославляет Фелицу, во второй же – обращает внимание на существующие проблемы. Противопоставление подчеркивает контраст между тем, что видит императрица в своих фаворитах, и тем, кем они на самом деле являются.

Автор: Альбина Исмаилова

История создания

После такого щедрого царского подарка к Державину пришли литературная слава и успех. Такой популярности до него не знал ни один поэт.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика произведения заслуживают отдельной статьи, и, чтобы не затягивать эту, Многомудрый Литрекон просит Вас в случае необходимости спросить о теме, которая не упомянута, в комментариях. Он обязательно дополнит вышесказанное.

Державин творил в жанре классицизма. Это направление строго запрещало соединять несколько жанров, например, высокую оду и сатиру. Но поэт решился на такой смелый эксперимент. Причем он не только их объединил в своем тексте, но и сделал нечто небывалое для литературы того весьма консервативного времени.

Державин просто рушит традиции хвалебной оды, активно применяя в своем тексте сниженную, разговорную лексику. Использует даже откровенные просторечия, которые в принципе в те годы не приветствовались в литературе. Самое главное, рисует императрицу Екатерину II обычным человеком, отказываясь от ее классического парадного описания, которое активно применялось в подобных произведениях.

Именно поэтому в оде можно встретить описание бытовых сцен и даже литературный натюрморт.

Уникальность произведения


Поэт активно вводит разговорную лексику, не чурается нелитературных высказываний. Но самое главное отличие состоит в том, что он создает императрицу в человеческом обличье, отказываясь от ее официального образа. Примечательно, что многих текст смутил и потревожил, а вот сама Екатерина II была от него в восторге.

Новаторство Державина

Обыденный, бытовой образ Фелиции, за которой легко угадывается императрица — одно из основных новаторств Державина. При этом ему удается создать текст так, чтобы не снижать ее образ. Наоборот, поэт делает его реальным и человечным. Порой кажется, что поэт пишет его с натуры.

Сам Державин определял ее жанр, как смешанную оду. Он утверждал: от классической оды она отличается тем, что в смешанном жанре у автора есть уникальная возможность говорить обо всем на свете. Так поэт разрушает каноны классицизма, стихотворению открывается путь для новой поэзии. Эта литература получает развитие в творчестве автора следующего поколения — Александра Пушкина.

Благоприятное стечение обстоятельств

Друзья Державина, первыми услышавшие оду, оказались от неё в восторге, но поспешили охладить пыл поэта: на публикацию произведения нечего было и надеяться, ведь в нем так явно читались выпады против знатных екатерининских вельмож. Тем не менее сама судьба словно подстроила все так, чтобы произведение не пролежало вечно в ящике державинского стола. Спустя год ода попала к поэту Осипу Козодавлеву, от него – к любителю словесности И.И. Шувалову, прочитавшему эти стихи на обеде перед компанией господ, среди которых был и князь Потемкин, один из завуалировано осмеянных в оде лиц. Князь решил сделать вид, что сочинение его не трогает и вообще не имеет к нему отношения, в результате чего Гавриил Романович смог вздохнуть с облегчением.

анализ оды фелица

Главная героиня

«…И пища самая простая

ода фелица анализ кратко

Новизна произведения

До того, как была написана ода Державина, обычно образ императрицы выстраивался в поэзии по своим строгим законам. Например, Ломоносов изображал правительницу как земное божество, которое ступило с далеких небес на землю, кладезь бесконечной мудрости и безграничной милости. Но Державин осмеливается отойти от данной традиции. Он показывает многогранный и полнокровный образ правительницы – государственного деятеля и выдающуюся личность.

анализ оды фелица по плану

Развлечения вельмож, порицаемые Державиным

Личностное начало в оде

анализ оды фелица державина кратко

Кому противопоставляется Фелица?

анализ стихотворения ода фелица

Характер императрицы

Образы в оде

подробный анализ оды фелица

План учащийся может использовать приблизительно такой:

  • Автор и название оды.
  • История создания, кому посвящено произведение.
  • Композиция оды.
  • Лексика.
  • Особенности главной героини.
  • Мое отношение к оде.

Кого высмеивал автор оды?

Граф Орлов был победителем кулачных боев, дамским угодником, азартным охотником, а также убийцей Петра III и фаворитом его жены. Таким он остался в памяти современников, и так был описан в произведении Державина:

«…Или, о всех делах заботу

Оставя, езжу на охоту

Можно упомянуть и про Семена Нарышкина, который был егермейстером при дворе Екатерины и отличался своей непомерной любовью к музыке. А также Гаврила Романович ставит в этот ряд и себя самого. Он не отрицал своей причастности к этому кругу, наоборот, подчеркивал, что также принадлежит к кругу избранных.

Образ природы

Фелица Державина

Краткая история создания

Гаврила державин

В благодарность за теплые слова в свой адрес Екатерина отправила поэту золотую табакерку, наполненную деньгами, а в дальнейшем — подарила ему свое покровительство.

Сюжетная канва

Обращение к монархине

После этого автор использует прием контраста и пишет о себе как о порочном и слабом человеке, у которого есть понимание того, как следует жить достойно, но не хватает воли выполнять эти правила. В мирской суете, охоте, маскарадах, приобретении новой одежды он постоянно забывает о возвышенном. Создавая собственный образ, поэт делает его собирательным, ведь играть в карты и предаваться чревоугодию свойственно не только ему самому, но и большому количеству современников, представителей высшего света.

Чтобы найти воплощение добродетели, он и обращается к царице. Державин в строках своей оды пишет о том, что русскому народу повезло:

  1. Его правительница не карает за глупость, а лишь смотрит на нее с лукавой улыбкой.
  2. При этом награждает за добро.
  3. Покровительствует поэзии и искусству.
  4. Главное достоинство Екатерины, как отмечает автор, — умение выслушать правду.

Кажется, что она лишена недостатков, поэтому возникает возвышенный светлый образ богини. Любая женщина, даже самая добродетельная и почтенная, имеет какие-либо минусы, Екатерина же целиком состоит из положительных качеств, поэтому и называется Державиным богоподобной, идеальной. В заключение он просит у великого пророка послать императрице всех благ, здоровья, долголетия.

Тематика и проблематика

При анализе поэтического текста следует отметить, что второй важнейшей темой является изображение вельмож, наделенных властью и доверием монархини, но не сумевших в полной мере выполнить свои функции. Они подвластны соблазну, любят лесть, живут в роскоши, сознательно отказываясь от добродетели. За описанными в негативном ключе образами вельмож современники узнавали реальных людей — приближенных к трону:

  • Потемкина;
  • Панина;
  • Нарышкина;
  • Алексея Орлова.

Могущественные фавориты Екатерины

Могущественные фавориты Екатерины могли бы очень жестоко отомстить своему остроумному обидчику, однако Державин не побоялся вывести их образы в строках своей оды, что говорит о большой его смелости.

Таким образом, основными темами произведения являются прославление императрицы, рассказ о ее добродетели и сатирическая насмешка над ближайшим окружением Екатерины, которое явно не дотягивает до ее божественности и возвышенности.

Жанровые особенности

Жанровые особенности произведения позволяют отметить, что поэт сознательно отказался от популярных классицистических шаблонов, в частности, привносит в возвышенный стиль и высокий слог оттенки сатиры, что для канонической хвалебной оды было недопустимо.

Императрица Екатерина и Державин

Другие черты текста:

  1. Смешение высоких устаревших слов с бытовыми, разговорными. Первые используются при рассказе о самой Фелице, вторые же применяются автором для того, чтобы показать суровую правду жизни ее приближенных, людях, для которых порок стал нормой.
  2. Наличие личностного начала. Для классической оды свойственно описание важного героического события или же объективное, обезличенное восхваление исторической личности. Державин же, в отличие от предшественников, пишет о собственных мыслях, переживаниях, чувствах. Поэтому текст в итоге получился с легким намеком интимности, трогательности, в нем можно обнаружить элементы сентиментализма.
  3. Размер — четырехстопный ямб с пиррихием, позволяющий создать особую торжественную восторженную интонацию. Этой чертой текст напоминает классическую оду.

Таким образом, это произведение во многом является уникальным, поскольку автор сознательно отошел от основных правил создания оды, внес в текст личностные мотивы, написал о собственном видении образа императрицы и ее двора.

Изобразительно-выразительные средства

Чтобы выявить средства выразительности, использованные поэтом, лучше всего послушать, как оду читают вслух, в этом случае произведение воспринимается гораздо проще.

Основными тропами, к которым обращается поэт, являются:

 Державину раскрыл смысл своего поэтического текста

Основной прием, который помогает Державину раскрыть смысл своего поэтического текста — антитеза, противопоставление образа Фелицы и ее вельмож, к которым поэт относится пренебрежительно и с недоверием. Мудрая же и благородная императрица, которой посвящено стихотворение, не замечает их пороки. И автор берет на себе смелость напомнить ей — не стоит полностью доверять этим людям.

Спасло его только то, что Екатерине II сильно понравилась эта ода и императрица стала благожелательно относиться к Державину.

Как создается образ Екатерины

своеобразие оды гавриила державина фелица


И, тем не менее, Державин решается дать очень деликатный совет государыне: разделив государство на губернии, скрепить их законами, чтобы никаких разногласий не было. Далее он красиво сравнивает ее с умелым капитаном, ведущим корабль через бурное море.

Уникальность произведения

ода фелица краткое содержание

Поэт активно вводит разговорную лексику, не чурается нелитературных высказываний. Но самое главное отличие состоит в том, что он создает императрицу в человеческом обличье, отказываясь от ее официального образа. Примечательно, что многих текст смутил и потревожил, а вот сама Екатерина II была от него в восторге.

Благоприятное стечение обстоятельств

Друзья Державина, первыми услышавшие оду, оказались от неё в восторге, но поспешили охладить пыл поэта: на публикацию произведения нечего было и надеяться, ведь в нем так явно читались выпады против знатных екатерининских вельмож. Тем не менее сама судьба словно подстроила все так, чтобы произведение не пролежало вечно в ящике державинского стола. Спустя год ода попала к поэту Осипу Козодавлеву, от него – к любителю словесности И.И. Шувалову, прочитавшему эти стихи на обеде перед компанией господ, среди которых был и князь Потемкин, один из завуалировано осмеянных в оде лиц. Князь решил сделать вид, что сочинение его не трогает и вообще не имеет к нему отношения, в результате чего Гавриил Романович смог вздохнуть с облегчением.

г р державин фелица краткое содержание

Образ императрицы

державин фелица краткое содержание брифли

В тоже время в стихах поэта проскальзывают мысли не только о мудрости власти, но и о недобросовестности и низком уровне образованности ее исполнителей. Многих из них интересует только собственная выгода. Стоит признать, что эти идеи появлялись и ранее, но никогда раньше реальные исторические личности не были настолько узнаваемы.

Сюжетная канва

После этого автор использует прием контраста и пишет о себе как о порочном и слабом человеке, у которого есть понимание того, как следует жить достойно, но не хватает воли выполнять эти правила. В мирской суете, охоте, маскарадах, приобретении новой одежды он постоянно забывает о возвышенном. Создавая собственный образ, поэт делает его собирательным, ведь играть в карты и предаваться чревоугодию свойственно не только ему самому, но и большому количеству современников, представителей высшего света.

Чтобы найти воплощение добродетели, он и обращается к царице. Державин в строках своей оды пишет о том, что русскому народу повезло:

  • Державин, Гавриил Романович
  1. Его правительница не карает за глупость, а лишь смотрит на нее с лукавой улыбкой.
  2. При этом награждает за добро.
  3. Покровительствует поэзии и искусству.
  4. Главное достоинство Екатерины, как отмечает автор, — умение выслушать правду.

Кажется, что она лишена недостатков, поэтому возникает возвышенный светлый образ богини. Любая женщина, даже самая добродетельная и почтенная, имеет какие-либо минусы, Екатерина же целиком состоит из положительных качеств, поэтому и называется Державиным богоподобной, идеальной. В заключение он просит у великого пророка послать императрице всех благ, здоровья, долголетия.

История создания

После такого щедрого царского подарка к Державину пришли литературная слава и успех. Такой популярности до него не знал ни один поэт.

Изобразительно-выразительные средства

Чтобы выявить средства выразительности, использованные поэтом, лучше всего послушать, как оду читают вслух, в этом случае произведение воспринимается гораздо проще.

Основными тропами, к которым обращается поэт, являются:

Основной прием, который помогает Державину раскрыть смысл своего поэтического текста — антитеза, противопоставление образа Фелицы и ее вельмож, к которым поэт относится пренебрежительно и с недоверием. Мудрая же и благородная императрица, которой посвящено стихотворение, не замечает их пороки. И автор берет на себе смелость напомнить ей — не стоит полностью доверять этим людям.

державин ода фелица характеристика

Державин творил в жанре классицизма. Это направление строго запрещало соединять несколько жанров, например, высокую оду и сатиру. Но поэт решился на такой смелый эксперимент. Причем он не только их объединил в своем тексте, но и сделал нечто небывалое для литературы того весьма консервативного времени.

Державин просто рушит традиции хвалебной оды, активно применяя в своем тексте сниженную, разговорную лексику. Использует даже откровенные просторечия, которые в принципе в те годы не приветствовались в литературе. Самое главное, рисует императрицу Екатерину II обычным человеком, отказываясь от ее классического парадного описания, которое активно применялось в подобных произведениях.

Именно поэтому в оде можно встретить описание бытовых сцен и даже литературный натюрморт.

Литературный анекдот

Новаторство Державина

Обыденный, бытовой образ Фелиции, за которой легко угадывается императрица — одно из основных новаторств Державина. При этом ему удается создать текст так, чтобы не снижать ее образ. Наоборот, поэт делает его реальным и человечным. Порой кажется, что поэт пишет его с натуры.

Сам Державин определял ее жанр, как смешанную оду. Он утверждал: от классической оды она отличается тем, что в смешанном жанре у автора есть уникальная возможность говорить обо всем на свете. Так поэт разрушает каноны классицизма, стихотворению открывается путь для новой поэзии. Эта литература получает развитие в творчестве автора следующего поколения — Александра Пушкина.

Жанровые особенности

Жанровые особенности произведения позволяют отметить, что поэт сознательно отказался от популярных классицистических шаблонов, в частности, привносит в возвышенный стиль и высокий слог оттенки сатиры, что для канонической хвалебной оды было недопустимо.

Императрица Екатерина и Державин

Другие черты текста:

  1. Смешение высоких устаревших слов с бытовыми, разговорными. Первые используются при рассказе о самой Фелице, вторые же применяются автором для того, чтобы показать суровую правду жизни ее приближенных, людях, для которых порок стал нормой.
  2. Наличие личностного начала. Для классической оды свойственно описание важного героического события или же объективное, обезличенное восхваление исторической личности. Державин же, в отличие от предшественников, пишет о собственных мыслях, переживаниях, чувствах. Поэтому текст в итоге получился с легким намеком интимности, трогательности, в нем можно обнаружить элементы сентиментализма.
  3. Размер — четырехстопный ямб с пиррихием, позволяющий создать особую торжественную восторженную интонацию. Этой чертой текст напоминает классическую оду.

Таким образом, это произведение во многом является уникальным, поскольку автор сознательно отошел от основных правил создания оды, внес в текст личностные мотивы, написал о собственном видении образа императрицы и ее двора.

Восточные мотивы в оде

Повествование от автора

Читайте также: