Раскольников и мармеладова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Федор Михайлович Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” показывает нам двух абсолютно противоположных героев - Родиона и Соню. Их отличие не только в половом признаке, но и в отношении к жизни и к самому себе. Если Сонечка - это трепетное и милое существо, то Родион - угрюмый и нелюдимый человек.

Характеристика Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой

Родион Раскольников - студент, который из-за долгов бросил учебу. Во время своей депрессии и отсутствия денег создал теорию о двух типах людей: право имеющих и тварей дрожащих, о сильных и слабых мира сего. Он грезит стать таким же, как Наполеон, захватывать страны и вершить судьбы людей.

Рис. 1. Родион Раскольников. Иллюстрации И.С.Глазунова Софья Мармеладова - молодая красивая девушка, по воле судьбы оказалась девушкой, продающей свое тело. По образованию швея, но это не приносит тот доход, который способен прокормить ее семью. София Семеновна добрая и отзывчивая девушка, способная ради семьи и других людей пойти на жертвы, даже в ущерб себе.

Первое знакомство Софьи и Родиона

Родион узнает о Соне за несколько дней до их встречи из разговора отца Софьи, бывшего чиновника Мармеладова. Мармеладов, пьяный, сидя в харчевне, куда пришел главный герой перекусить, рассказывает о своей дочери и ее тяжелой жизни. Через 8 дней Раскольников увидел на площади умирающего под лошадью Мармеладова. Родион приносит отца Сони в их дом, при таких трагических событиях происходит первая встреча Сони и Родиона. Соня, впервые увидев Раскольникова, очень стесняется своего наряда и практически не смеет поднимать взгляд на гостя. Родион, напротив, с интересом разглядывает девушку. Мармеладов умирает на руках дочери, Раскольников очень сопереживает семье. Родион оставляет последние сбережения на похороны и уходит из дома Мармеладовых.

Рис. 2. Соня Мармеладова

Развитие отношений Мармеладовой и Раскольникова

Софья приходит к Родиону домой поблагодарить за оставленные деньги. Вместе с Раскольниковым в комнате студента присутствуют мать и сестра героя. Родион представляет родным Соню. Следующая встреча происходит в тот же день, герой намекает Соне, что знает, кто убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Раскольников не выдает себя, так как мечется внутри себя. Отношения их становятся более теплыми и доверительными. На поминках Мармеладова Соню обвиняют в воровстве, но за нее заступается жилец Лебезятников. Раскольников понимает, что эта девушка с чистой душой, которую хотят запятнать такие, как “Лужины”. Родион решается рассказать Софье о своем преступлении. После скандала, устроенным Лужиным, Раскольников приходит к Соне, и признается ей во всем. Девушка принимает информацию спокойно и понимающе. Она предлагает ему сдаться, но он еще не готов к этому.

Признание Раскольникова

Раскольников все же решает признаться. Он приходит к Соне и видит в ее глазах доброту к нему, он не понимает, почему она так к нему относится, он ведь убийца.

Родион молча доходит до участка, но не может решится на признание. И вновь он встречается глазами с Соней, которая тайком следила за ним, и поднимается к следователю. Раскольников признается в своем преступлении. На суде было решено сослать Родиона в Сибирь, Соня едет за ним. Им обоим было трудно. Раскольников долго не мог отойти от своей теории, он считал, что убил никчемную “вошь”, на что Соня отвечала, что нельзя сравнивать жизнь человека с насекомым. На каторге девушка старается помогать всем вокруг, ее доброта и отзывчивость безгранична. Ей не важно, какое преступление совершил тот или иной каторжник, она смотрит на душу человека и пытается спасти ее. В тюрьме Родион начал читать библию, благодаря Соне, и через ее доброту и поддержку душа Раскольникова наконец-то раскаялась.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Свидания

Жалость к преступнику

Любовь и преданность

Победа добра

Однажды бедный студент Раскольников заходит перекусить в харчевню и там знакомится с горьким пьяницей Мармеладовым, бывшим чиновником. Мармеладов рассказывает Раскольникову о своей дочери Соне и ее непростой судьбе. Таким образом молодой человек заочно знакомится с Соней Мармеладовой. Это происходит в части 1 главе II, незадолго до совершения Раскольниковым его преступления.


Личное знакомство Раскольникова и Сони

Спустя несколько дней, уже после своего преступления, Раскольников впервые лично видит Соню Мармеладову. Как это происходит? В этот день Раскольников видит на улице своего приятеля Мармеладова, которого только что раздавили лошади на улице. Молодой человек помогает отнести умирающего домой. Узнав о случившемся, в комнату Мармеладовых прибегает испуганная Соня. В этот момент Раскольников впервые лично видит ее. Через несколько мгновений Мармеладов умирает на руках у дочери. В эту встречу Раскольников и Соня не беседуют лично. Молодой человек уходит, оставив нищим Мармеладовым деньги на похороны. (часть 2 глава VII)

На следующий день после смерти Мармеладова Соня приходит к Раскольникову в его каморку и благодарит его за деньги, оставленные на похороны. В этот момент в каморке также находятся его мать и сестра Раскольникова. Молодой человек представляет им Соню, и те вежливо приветствуют ее. (часть 3 глава IV)

В тот же день Раскольников приходит к Соне в ее комнату, чтобы поговорить. В эту встречу отношения Сони и Раскольникова становятся более доверительными. Молодой человек говорит подруге, что позже придет рассказать ей, кто убил старуху-процентщицу и Лизавету. (часть 4 глава IV)

На следующий день Раскольников приходит на поминки Мармеладова, которые проходят после его похорон. Среди собравшихся на поминальном обеде присутствует и Соня. Во время обеда в комнату Мармеладовых входит господин Лужин и обвиняет Соню в воровстве. К счастью, на сторону Сони встает один из жильцов дома господин Лебезятников, который разоблачает подлость Лужина. После этого скандала Соня убегает в слезах к себе домой. (часть 5 глава III)

В тот же день после поминок Раскольников снова приходит к Соне. В эту встречу отношения друзей переходят на новый уровень доверия и глубины. Раскольников рассказывает Соне о своем преступлении. В это время за стеной их беседу подслушивает господин Свидригайлов. Соня выслушивает признание друга, но не осуждает его. Напротив, она сочувствует и разделяет его мучения. Она советует другу покаяться и явиться с повинной, но тот не готов к этому шагу (часть 5 глава IV). В этот же день мачеха Сони, Катерина Ивановна, падает на улице, после чего умирает.

После смерти Катерины Ивановны Соня и Раскольников несколько раз встречаются по поводу организации похорон. Однако молодые люди в эти дни, судя по всему, мало разговаривают друг с другом. Об этих встречах автор говорит очень мало.

Через несколько дней Раскольников наконец решает совершить явку с повинной. Перед тем как идти в полицию, он приходит к Соне. Девушка надевает ему на шею крест. Когда молодой человек уходит, она тайком идет за ним следом. Сначала Раскольников отправляется на перекресток и молча становится на колени перед народом, после чего он идет в полицию. Соня незаметно следует за ним, но он догадывается, что она где-то рядом. Придя в контору, Раскольников сначала трусит и уходит, так и не признавшись в преступлении. Выйдя на улицу, он видит бледную, испуганную Соню и снова поднимается в контору, где наконец и признается в убийстве (часть 6 глава VIII).

Раскольников и Соня на каторге (в Эпилоге)

После суда над Раскольниковым Соня следует за ним в Сибирь. Там, на каторге, Раскольников ведет себя холодно и довольно безразлично к Соне, но девушка продолжает поддерживать его, несмотря на его холодное отношение. В конце концов Раскольников осознает, насколько Соня дорога ему, и с этого момента отношения героев меняются. Молодые люди понимают, что им предстоит долгое ожидание, но они надеятся, что в конце концов смогут вместе начать новую жизнь.


Такова история отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание" Достоевского.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Читайте также: