Раскол в современнике некрасова кратко

Обновлено: 05.07.2024

В зале № 6 чествуют изобретателя броненосцев и гранат. Собравшиеся прекрасно знают, что смертоносное оружие оказалось никуда не годным, и даже говорят об этом прямо в поздравительных речах. Но — что нужды им в этом? Они празднуют юбилей изобретателя.

Часть 2 . Герои времени

Среди собравшихся заметен и Эдуард Иваныч Грош, которого вообще можно встретить в любом собрании, с которым не надо ни телеграфа, ни газетных новостей. Этот человек может куда угодно протиснуть взятку и выхлопотать все: закладную, моську, мужа, дачу, дом, капитал, даже португальский орден.

Вдоволь нарыдавшись и нафилософствовавшись, герои времени садятся за карточный стол.

Пересказала Т. А. Сотникова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.


Как известно, деятельность русского поэта Н.А.Некрасова не ограничивается собственным творчеством: поэт проявил себя как активный революционер-демократ, а также публицист.

Публицистическую деятельность Некрасова принято связывать с выходом в свет журнала "Современник", который на протяжении долгого времени считался проводником культуры и передовой мысли в общественное сознание. Известно, что первый выпуск "Современника" вышел ещё под руководством А.С.Пушкина в 1836 году. Уже начиная с этого времени, руководство журнала сформулировало свою основную задачу - не только публиковать новейшие художественные произведения талантливых авторов (среди писателей, чьи произведения были опубликованы в ранних выпусках журнала: И.Тургенев, Ф.Тютчев, А.Кольцов и др.), но и знакомить массы с яркими представителями общественно-политической жизни того времени.

Как ни странно, первые выпуски журнала не имели читательского успеха и на некоторое время деятельность журнала было решено приостановить. Дальнейшая веха развития журнала связана с именем Н.Некрасова. Именно в период его руководства популярность издания достигла наивысшего уровня. Поэт привлек к работе И.Тургенева и И.Гончарова. С их легкой руки в журнале стали публиковаться не только новинки отечественной литературы, но и переводы западных классиков.

Вскоре, в результате идейного раскола, Тургенев и Гончаров покинули редакцию журнала, уступив место не менее талантливым М.Салтыкову-Щедрину и М.Антоновичу. Активный руководитель и такая творческая личность как Некрасов добился общественного признания своего издания и сделал его проводником культуры в массы, однако, в 1866 году по личному настоянию Александра II журнал был закрыт.

Боевым органом революционных демократов стал журнал “Современник”.

В Ленинграде на Литейном проспекте стоит дом. Слова, высеченные на мемориальной доске, рассказывают, что в этом

Доме жил, работал и умер великикий русский поэт Некрасов. Но не только этим замечателен дом на Литейном. Квартира Некрасова была одновременно и редакцией журнала “Современник”.

“Современник” был основан Пушкиным в 1836 году, в последний год жизни великого поэта.

После его гибели журнал стал неинтересным, имел очень мало подписчиков.

Тогда все глухо и мертво

В литературе нашей было:

Скончался Пушкин; без него

Любовь к ней в публике остыла…

В боренье пошлых мелочей

Она погрязнув поглупела…

До общества, до жизни ей

Как будто не было и дела.

“Современник” в эти годы стал трибуной всего передового и демократического в русской жизни и литературе.

Вокруг журнала объединились лучшие литературные силы страны. Самое горячее участие в работе журнала принимали сначала Белинский,

Островский, Лев Толстой, Гончаров, Достоевский и другие выдающиеся писатели.

На страницах “Современника” печатались произведения, в которых критиковался существующий строй, вскрывались при-

Чины бесправного положения народа. Эти произведения будили мысль читателя, заставляли задуматься над злободневными вопросами современной русской жизни. Вот почему передовые люди России с таким нетерпением ожидали появления очередного номера “Современника”.

Условия издания журнала были невероятно тяжелыми. Уже через год после выхода первого номера Некрасовского “Современника” царское правительство, напуганное революционными событиями на Западе, усилило гонения на все прогрессивное в стране. Наступили годы жесткой реакции.

Еще свирепее стала цензура.

В 1848 году умер Белинский. “Современник” потерял своего идейного руководителя, а Некрасов – учителя и друга. В поэме,

Посвященной Белинскому, он писал:

За ним следили, и тюрьму

Враги готовили ему…

Но тут услужливо могила

Ему объятья растворила…

Некрасова не раз вызывали в жандармское отделение и предупреждали, что за малейшую критику правительства журнал

Будет закрыт, а его сотрудники строго наказаны. За редактором “Современника” был установлен негласный

Удары один за другим продолжали сыпаться на “Современник”. Эмигрировал за границу Герцен. В 1849 году был отправлен на каторгу Достоевский, а в 1852 сослан в деревню Тургенев. Но в середине 50-х годов в “Современник” пришли новые,

Молодые силы. Это были революционные демократы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.

Так как цензурные рогатки в этот период несколько ослабли, они могли более открыто призывать к активным революцион-

Ным действиям. Одной из главных задач революционные демократы считали воспитание критически мыслящих читателей,

Пробуждение в них гражданских чувств.

“Мы‚ – писал Добролюбов‚ – вот уже третий год из кожи лезем, чтобы не дать уснуть обществу под гул похвал… мы

Всеми способами смеемся над “нашим великим временем, когда…”‚ над “исполинскими шагами”… Надо вызывать читателей на внимание к тому, что их окружает, надо колоть глаза? всякими мерзостями… преследовать, мучить, не давать отдыху‚ – до того, чтобы противно стало читателю все это богатство грязи, чтобы он, задетый, наконец, за живое, вскочил с азартом и вымолвил: “Да что же… это, наконец, за каторга. жить в этом омуте не хочу больше”. Вот чего надо добиваться и вот чем объясняется и тон критик моих, и политические статьи “Современника”.

С подобным направлением журнала не могли согласиться его сотрудники – писатели-либералы. Разногласия в редакции

“Современника” все больше углублялись. Либерально настроенные писатели все чаще и в более резкой форме выражали не-

Довольство тем, что Некрасов позволил “каким-то семинаристам” (так презрительно называли они Чернышевского и Доб-

Ролюбова) занять ведущее место в журнале. Некрасов всеми силами старался примирить писателей-либералов с революционными демократами. Но когда раскол между ними стал неизбежен, когда Тургенев предъявил редактору “Современника” ультиматум: “Выбирай – я или Добро – любов”, Некрасов встал на сторону Чернышевского и Добролюбова.

Не имея возможности открыто выразить свое отрицательное отношение к крестьянской реформе, “Современник” вообще обошел это событие молчанием. А чтобы объяснить причины такой “забывчивости”, редакция обратилась к читателям со следующими словами: “Вы, читатель, вероятно, ожидаете, что я поведу речь о том, о чем трезвонят, поют, говорят теперь все

Журналы и газеты [т. е. о дарованной крестьянам свободе]. Напрасно. Вы ошибаетесь в своих ожиданиях. Мне даже обидно,

Что вы так обо мне думаете…”

Однако прогрессивные силы страны и без подобных объяснений разбирались в том, какую линию проводит журнал. Выдающийся грузинский поэт Акакий Церетели писал: “…Саратовский семинарист Чернышевский, возглавив журнал “Современник”, вместе с Добролюбовым, Некрасовым и другими бросил клич России. Зашевелилась Россия. И хотя, спросонья, шаг ее был еще не тверд, вновь накинуть на нее ярмо было невозможно. ”

Царское правительство было напугано такой популярностью “Современника” и готовилось к наступлению на ненавистный

Ему журнал. “Современник” был закрыт на восемь месяцев. Был арестован, посажен в Петропавловскую крепость и потом

Сослан в Сибирь Чернышевский. Добролюбов избежал расправы царского правительства лишь только потому, что за год

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Н.А.Некрасов (1821 - 1877/78)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Н.А.Некрасов (1821 - 1877/78)

Некрасов – целое поэтическое государство, живущее по своим законам.

Некрасов – целое поэтическое государство, живущее по своим законам.
Р.Гамзатов
Поэзия Некрасова правдивая , прекрасная. Она- как песня русская!
В.Бохов

Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему с.

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
(Н.А.Некрасов)

Периоды жизни и творчества Н. А. Некрасова 1 период (1821-1837) – детство.

Биография поэтаНиколай Алексеевич НЕКРАСОВ родился 28 ноября (10 декабря) 182.

Биография поэта
Николай Алексеевич НЕКРАСОВ родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина.
Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему был свидетелем будущий поэт. Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила любовь к литературе, к русскому языку.
В 1832 - 37 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.

Периоды жизни и творчества Н. А. Некрасова 2 период (1837-1847г) –петербург.

В 1838, против воли отца, будущий поэт уезжает в Петербург поступать в униве.

В 1838, против воли отца, будущий поэт уезжает в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".
С 1841 начал сотрудничать в "Отечественных записках".

В 1843 Некрасов встречается с Белинским, идеи которого находят отклик в ег.

В 1843 Некрасов встречается с Белинским, идеи которого находят отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых - "В дороге"(1845) - получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов становится умелым организатором литературного дела. Он собирает и публикует два альманаха: "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский сборник" (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.
В.Г.Белинский
И.С.Тургенев
М.М.Достоевский

В 1847 - 66 был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", спл.

В 1847 - 66 был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал становится органом революционно-демократических сил.
В эти годы Некрасов создает лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).
В период общественного подъема 1850 - 60-х и крестьянской реформы поэт пишет "Поэт и гражданин", "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".
А.Я.Панаева

В 1843 году поэт знакомится с Виссарионом Белинским , который становится его.

В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арест.

В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобретает усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.
После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобретает право на издание "Отечественных записок", с которым были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работает над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 - 76), пишет поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871 - 72). Кроме того, создает серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875).
Усадьба Некрасова Карабиха
Пруд, недалеко от усадьбы Некрасова

Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873.

Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 - цикл стихов "Последние песни".
Умер Н.Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878) в Петербурге.

Именем Некрасова названы улицы в Петербурге в 1918, в Рыбацком, Парголово. Ег.

Именем Некрасова названы улицы в Петербурге в 1918, в Рыбацком, Парголово. Его имя присвоено библиотеке №9 Смольнинского района и Педагогическому училищу №1.

В 1971 году на углу улицы Некрасова и Греческого проспекта открыт памятник Некрасову.

Особенности стиля Н.А.Некрасова. 1. Главная тема поэта- русский народ 2. Н.

Особенности стиля Н.А.Некрасова.
1. Главная тема поэта- русский народ
2. Народность лирики. Народ говорит устами писателя
3. Новаторство Некрасова-соединение высокой поэзии и самой обыденной прозы.
4. Актуальность его поэзии, живой отклик на события общественной жизни.
5. Вкрапление в стихи разговорной речи, диалектизмов, пословиц.
6. Патриотичность лирики, гражданственность стихов.
7 Почти все его стихи сюжетны. Нигде он не выступает чистым пейзажистом, чистым лириком.
8. В его поэзии мало метафор, эпитетов, сравнений. Речь будничная, зачастую разговорная.

Ф.М.Достоевский позднее написал о Некрасове: “Это было раненное в самом нач.

Ф.М.Достоевский позднее написал о Некрасове:
“Это было раненное в самом начале сердце; и эта-то никогда не заживающая рана его и была началом и источником всей страстной страдальческой поэзии его на всю потом жизнь”.

Основные темы лирики

Читайте также: