Расцвет литературы во франции кратко

Обновлено: 07.07.2024

годы ХХ века стали временем больших перемен в мировой истории, экономических и политических кризисов. Французская литература, вписываясь в этот универсальный водоворот, также испытывает радикальные изменения. Они, конечно, не происходят в одночасье, но тем не менее середина может считаться временем, когда эти изменения материализовались и стали для всех очевидными. Они стали литературной модой, которая, пережив себя, как и все другие, оставила не только очень интересную литературу, но и глубо­кий след в последующем литературном творчестве.

Для того чтобы разобраться в этих изменениях, взглянем сначала на литерату­ру, которая к этому моменту считалась традиционной. Ее называют моделью Толстого — Бальзака. Автор в этих произведениях — демиург, он создает свой мир, в котором ему все подвластно: и действия героев, и их мысли. Он все объясняет читателю, потому что, кроме него, никто этого сделать не может. Автор знает всю подноготную своего героя, его родственников до седьмого колена, проникает в потайные закоулки его души и все преподносит читателю на блюдечке. И окружающий мир также воспроизводится до мельчайших деталей, дабы соответствовать социальному положению и душевному состоя­нию героя. Читатель для этих литераторов является послушным учеником, восприимчивым потребителем плодов его труда, последователем его идей.

Можно привести в пример фантасти­ческий монолог молодой женщины, кото­рая моется в ванне и сама с собой разговаривает обо всем на свете: о прекрас­ном ухажере, о куске мыла, который выскальзывает из рук, о том, что надеть после ванны, и о сквознячке, которым повеяло из открытой двери. Восемь страниц сплошного текста без единого знака препинания!

В эти 20 лет традиция еще имеет многих последователей, но новое уверенно прокладывает себе дорогу. Они прекрасно сосуществуют, незаметно оказывая друг на друга влияние. К концу ХХ века резкая граница стирается: новаторы начинают писать автобиографические романы, хотя форма их и не традицион­на, а те, кто отрицал саму возможность писать , начинают нарушать хронологический порядок событий в романе и цитировать в свое удовольствие других авторов. Меняется, естественно, и читатель. Вначале — с трудом пони­мая вообще, о чем автор ведет рассказ, абсолютно запутавшись в разных исто­риях, пересекающихся на одной странице без всяких пояснений — читатель возмущался и негодовал. Теперь даже самый зубодробительный рассказ без начала и конца может стать бестселлером, как это произошло в России с книгами Пелевина.

Интересно, что в разговоре с современными писателями на вопрос, кто повли­ял больше всего на их творчество, ответы были самые разные: от Флобера и Пру­ста до Гюго и Сартра. Неизменным было одно имя — Жорж Перек. По их словам, именно жажда Перека сделать в литературе невозможное, его сло­весная акробатика, умение использовать самые разнообразные резервы языка, стиля, жанра (включая кроссворды) — все это вдохновило их на литературный труд.

Второе литературное явление объединением не было (существует только одна фотография, на которой можно видеть их вместе), не было и движением (не бы­ло никакого манифеста, который провозгласил бы новые принципы творчества), его даже нельзя назвать направлением, потому что каждый пред­ставитель этого жанра писал и искал возможности отличаться от своих собратьев по перу. Их объединило физически издательство Minuit под руководством Линдона, в котором в это время читающим редактором был Ален . У дверей этого издательства и сделана знаменитая фотография.

Но самое интересное в романе — не сюжет, а игра со временем и простран­ством. Поезд продвигается из Парижа в Рим, и время от времени читатель ви­дит глазами героя пассажиров, которые входят и выходят. Герой развлекает себя тем, что придумывает им имена и истории. Но в мыслях он постоянно перемещается то в Париж, то в Рим; то с женой, то с любовницей; то в прошлое (от свадебного путешествия с женой до последней поездки из Рима на прошлой неделе), то в будущее, когда он заживет в Париже с любовницей или когда вер­нется к жене. Это постоянное перемещение во времени и пространстве, без вся­ких объяснений и переходов, может сбить с толку начинающего читателя. Но если поплыть по течению следом за мыслями героя, эта игра начинает достав­лять подлинное удовольствие.

И те, кто идет за ними, продолжают игру с читателем. Они его, читателя, тоже изменили. Читатель научился ценить новизну не только сюжета, но и формы, языка книги, он больше не может лениво перелистывать страницы, ожидая, когда все будет ему преподнесено в готовой застывшей форме. Он старается уловить интересные литературные ассоциации, он вынужден больше читать, для того чтобы быть на уровне литературного движения вперед. Нам остается только поблагодарить этих авторов за наше изменение.

4) Переходный период (1330—1500). Наблюдающееся уже в конце предыдущего периода разложение больших старых жанров и известное измельчание творчества побудило некоторых исследователей ввести понятие среднефранцузской литературы, объединяющей рассматриваемый период с Возрождением, для обозначения эпохи, переходной от средневековья к новому времени (которое они начинают с классицизма). Однако, такое деление, заимствованное из истории французского языка, здесь вряд ли удобно ввиду глубокого различия как общественной и культурной базы, так и главных форм и приемов французская литература до и после 1500 года. Определенный упадок начинается с воцарения династии Валуа (1328) и быстро усиливается вследствие Столетней войны (1337—1453), приведшей страну к разорению и тяжко отразившейся на духовном творчестве ее. Наиболее сильно пострадали городские коммуны, которые к тому же, в значительной мере блокируя с англичанами, оказались в стане побежденных, между тем как носительницей победоносной национальной идеи явилась феодальная знать, отчасти вновь приобретшая свое прежнее значение. Этим определяется основной характер французской литературы за весь данный период: аристократический, с прорезями неугасающих и обновляющихся буржуазно-демократических тенденций. При этом, однако, в связи с централизацией власти и ростом реалистического миросозерцания, новая рыцарская поэзия, в отличие от 2-го периода, ищет более пышных, сознательно-декоративных форм и переносит свой интерес с романтического вымысла на придворную действительность. В целом — литература по преимуществу эпигонская, бедная новотворчеством: изживание форм и стилей до того момента, когда в конце периода появятся новые античные и итальянские веяния.

2) Высокое Возрождение (1550—1600 или 1610). Новый период открывается реформой в области лирики, связанной с общей реформой поэтического языка.

КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ XVIII в. ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Во всех странах Европы развитие культуры в XVIII в. в той или иной мере проходило под знаком идей Просвещения. Но самый многочисленный, блещущий яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Жан Мелье (1664— 1729)

По своим философским взглядам Жан Мелье является материалистом и атеистом. Бесконечность материального мира, несотворимость материи и движения — его основные философские идеи. Он отрицает существование какого-либо источника, движения вне материи. В силу своей исторической ограниченности материализм Мелье носит еще метафизический характер. Этот скромный деревенский священник является одним из замечательных предшественников левого крыла французских просветителей.

Шарль Луи Монтескье (1689—1755)

Политические воззрения Монтескье, в частности его учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей между независимыми, но контролирующими друг друга инстанциями, носили прогрессивный характер, так как были направлены против феодально-абсолютистских порядков. Умеренность взглядов Монтескье, тесно связанного с чиновничеством, выразилась в его склонности к компромиссу с феодальной монархией.

В борьбе против геологического взгляда на историю Монтескье выдвигает в качестве определяющего фактора географическую среду. С его точки зрения, различие в климате порождает различие в потребностях, а от них зависит образ жизни людей, что в свою очередь определяет характер законодательства. При всей ошибочности этого взгляда учение Монтескье явилось одной из важных ступеней в процессе подготовки научного, материалистического понимания истории.

Как передовой мыслитель, борец против феодальной реакции, убежденный противник насильственного разрешения международных конфликтов, защитник мира между народами Монтескье занимает видное место в истории общественной мысли Франции XVIII века.

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694—1778)

Самым выдающимся представителем умеренного крыла французского Просвещения XVIII века был Вольтер. Его огромный талант нашел выражение в разнообразных литературных, философских, исторических произведениях, блестящих по форме, насыщенных ненавистью к феодальному государству и религиозному фанатизму. Вольтер рано начал жизнь политического изгнанника и борца.

В идеологической подготовке буржуазной революции во Франции Вольтер сыграл важную роль прежде всего как обличитель католицизма и религии вообще. Однако сам он не сумел до конца преодолеть религиозные предрассудки. Он остается деистом, как и его учитель Локк. Бог является для Вольтера перводвигателем и законодателем вселенной, ее высшим разумным, творческим началом. Вольтер считал, что вера в бога необходима как основа морали и узда для народных масс.

Вольтер (1694—1778) - представитель французского Просвещения XVIII в.

Деистские позиции Вольтера свидетельствуют о некоторой его непоследовательности. Вольтер видел истоки религии в невежестве людей и в корыстных интересах церковников, которые применяют самые жестокие средства, чтобы в союзе с аристократией охранять свою власть и свои богатства. Он подвергает остроумной критике библию, вымыслы о чудесах. Он много сделал в качестве благородного защитника жертв кровавого фанатизма церкви.

Жан Жак Руссо (1712—1778)

Пройдя суровую жизненную школу, Руссо с детства видел страдания народа. Его произведения проникнуты ненавистью к угнетателям, страстной критикой современного ему общественного и государственного строя, социального неравенства, уродливого воспитания. Он обличает лицемерную, враждебную интересам народа мораль, фальшивое искусство и официальную науку.

Ламетри продолжил материалистические традиции XVII в. (физика Декарта). Он обобщает научные данные своей эпохи, развивает материалистическое учение о человеке и его способностях, о вторичности сознания, являющегося функцией мозга, и т. д.

В противоположность скептикам французские материалисты эпохи Просвещения не сомневались в познаваемости мира. Объективный мир природы рассматривается ими как единственный предмет познания. Теория познания Дидро, Гольбаха, Гельвеция — это материалистический сенсуализм, в котором устранены многие недостатки учения Локка. Французские материалисты французского Просвещения вели борьбу против теории врожденных идей Декарта, перекликавшейся с воззрениями теологов.

В развитии французского Просвещения XVIII века выделяется течение, главные представители которого, вместе с английскими учеными, заложили основы буржуазной политической экономии, подвергнув острой критике экономическую политику абсолютизма. Это — течение физиократов, в самом названии которых выражено их убеждение в торжестве законов природы над искусственными, надуманными законами правительств (от греческого физис— природа, кратео — господствовать).

Физиократы разрабатывали теорию общества, основанного на буржуазной частной собственности, выступали за развитие крупного фермерского хозяйства, основанного на применении наемного труда. Они требовали свободы хлебной торговли, уничтожения цеховой регламентации, невмешательства государства в экономическую деятельность предпринимателей.

В творениях Вольтера и Руссо французская художественная литература XVIII в. непосредственно сливается с передовой общественной мыслью эпохи Просвещения.

Архитектура Франции XVIII века. Парижский пантеон

Архитектура, живопись, ваяние, музыка — все эти виды искусства также испытывали на себе плодотворное влияние передовых идей французского Просвещения XVIII века. Пышные архитектурные ансамбли предшествующего столетия, утверждавшие в искусстве принцип абсолютизма, казались теперь уже слишком холодными, рассчитанными лишь на внешний эффект. В XVII в. главное внимание архитектора было обращено на фасадную часть здания, теперь особую заботу стали проявлять об интерьерах. Прямая линия кажется слишком примитивной и строгой, ее заменила в очертаниях предметов и лепных украшениях кудрявая, волнообразная линия, характеризующая стиль рококо (от rocaille — ракушка).

Присущие этому стилю вычурность, изощренно-утонченное убранство интерьеров весьма характерны для периода разложения абсолютизма, тогда как прогрессивные веяния мысли нашли свое выражение в изобразительных искусствах в виде увлечения античностью.

Влияние античного искусства нашло свое выражение в творчестве живописца Луи Давида. Но его наиболее выдающиеся полотна относятся уже к самому концу века.

Литература французской революции


Так же, как и вся мировая литература, литература революции избирательно использовала опыт предшествующих авторов эпохи Просвещения. Различные партии на разных этапах своего становления опирались и брали за основу идеи разных авторов прошлого. Например, свободолюбивый и вольнодумный Вольтер с его идеей просвещенного монарха был крайне популярен на заре становления революционной литературы. А вот в период расцвета революции большую популярность приобрел Руссо, так как в его произведениях легко угадываются идеи народовластия и равенства социальных слоев. Примечательно то, что в здании Законодательного собрания в Париже был установлен барельеф Руссо, который изготовили из камня разрушенной крепости Бастилии.

Однако, несмотря на столь яростную приверженность литературе эпохи Просвещения, особенно плодотворным для французской революции оказался классицизм, господствовавший в XVIII в. Принципам, лежащим в основе классицизма, было придано новое значение, особенно в трагедиях Вольтера. Именно в классицизме в эпоху революции писатели нашли выражение идей гражданственности, общности и героизма.

В период французской революции отмечается еще одно интересное веяние — тотальное увлечение античностью.

Это касается не только литературных произведений. Античные образы, имена античных героев, черты древнего быта, одежда древности, предметы обихода, даже оформление революционных торжеств и праздников — все пропитано духом Древней Греции и Рима. Свет античности лег на все произведения литературы и искусства XIX в.

Французская революция как бы надевала маску античности и окружала себя поэтическим ореолом, скрывая тем самым истинное историческое содержание. Ведь объявив своими идеалами такие понятия, как равенство, братство и свободу для всех, на самом деле революция освобождала путь лишь одному классу — буржуазии.

Коварные враги мне ложь в уста вложили,

Они меня стыда и разума лишили.

Я предал свой народ, себя на казнь обрек,

Бог, покарав меня, даст королям урок.

В течение французской революции, на всем ее протяжении, эта пьеса оставалась крайне популярной среди всех социальных слоев населения. Большую роль в распространении революционного движения сыграли оды и гимны, многие из которых были положены на музыку и распевались толпами людей на площадях Франции.

Француз в республике постигнет,

Что значит родине служить,

Он за республику погибнет,

Он вместе с нею будет жить!

Противоречивость романтизма

Такое литературное направление, как романтизм, было сформировано в XVIII—XIX в. и представляло собой совокупность множества противоречий. Уже более полутора веков ведутся дискусии о романтизме и его месте и роли в становлении современной литературы, и до сих пор нет единого мнения или конкретного определения романтизма.

Писатели-романтики XIX в. очень стремились акцентировать внимание читателей на различиях в культуре, колорите, национальных особенностях литературы каждой конкретной страны. На самом деле из-за такого стремления подчеркнуть свою индивидуальность в произведениях разных стран романтизм приобретал настолько непостижимые черты и особенности, что иногда вообще трудно было говорить о какой-то общности стилистического написания произведений писателей-романтиков.

Дать точное определение романтизму трудно еще и потому, что в XIX в. он охватил все виды искусства: живопись, архитектуру, скульптуру и музыку. Согласитесь, довольно трудно дать обобщенные характеристики, когда речь идет о Э. Делакруа, Ф. Шопене, Ф. Шуберте, Новалисе и других представителях романтизма XIX в.

Общим для романтиков было то, что они всегда яростно противились итогалг французской революции и не желали принимать власть буржуазии. Однако бунтовали они абсолютно по-разному, потому что идеал будущего у каждого был свой.

Но, несмотря на всю эту многогранность и многообразность, невзирая на многочисленные различия в используемых образах музыки, поэзии, живописи, скульптуры, романтики XIX в. все же обладали общими чертами.

Постепенное умирание идей эпохи Просвещения вполне закономерно, ведь начавшаяся французская революция заставила писателей задуматься о таких вещах, о которых просветители, такие как Руссо или Вольтер, даже не подозревали. Сложившаяся обстановка в стране и мире просто перестала укладываться в те рамки и схемы, которыми жили просветители. Романтики столкнулись с огромным количеством противоречий в окружающей их действительности. Поэтому им пришлось погрузиться во внутренний мир героев своих произведений, описывать их окружение и характеры.

Вполне естественно, ^то всегда присутствует некая преемственность поколений, и нельзя отрицать, что романтики в чем-то следовали за просветителями. Однако и утверждение некоторых литературоведов и историков о том, что одни писатели-романтики категорически отвергали опыт предшественников, а другие, напротив, слепо следовали за ними — тоже неверно. Все писатели — вестники романтизма — шли своими собственными дорогами, не похожими на дороги предшественников. Они открывали новые образы и новые спосот бы их описания, понимая, что эпоха Просвещения остается в далеком прошлом, во многом непонятном и практически чуждом.

Основной отличительной чертой писателей и других деятелей искусства эпохи романтизма стал так называемый историзм. Деятели эпохи Просвещения и приверженцы классицизма ставили какое-то историческое событие в основу своих произведений, однако их мало волновали особенности описываемой исторической эпохи. В центр своих произведений они ставили описание чувств, интриг, страстей. При театральных постановках таких произведений даже не использовались исторические костюмы — все актеры играли в современной одежде.

Романтики же — напротив, научились ценить прошлое, со всеми его особенностями и спецификой. Во многом это связано с тем, что писатели-романтики стали свидетелями того, как за период Великой французской революции, в течение всего лишь одного поколения, кардинально поменялись политически взгляды, жизненный уклад целой страны, песни, привычки, даже стиль одежды. Именно поэтому в прошлых исторических событиях писатели смогли увидеть не только характеры и судьбы множества людей, но их тесную связь с историческими событиями.

Романтики старались обращаться к национальной духовности, присваивали своим героям исконные национальные черты, наделяя их покорностью и чрезмерной религиозностью. Обращение к церкви в произведениях эпохи роман- тизма чаще всего связывают с тем, что в столь нестабильное время жестокости и кровопролитных войн народ искал утешение и защиту в вере и духовности.

Идеал романтического героя для каждого писателя был свой, ни на кого не похожий. Одни авторы искали его в природе, другие — в беззаветной борьбе с системой, третьи — в искусстве. Поэтому к середине XIX в. стало принято разделять романтизм на подтипы: прогрессивный, либеральный, созерцательный, активный и пр. То, какими чертами автор наделил своего героя, в первую очередь зависело от политических и философских воззрений самого автора. Ведь погружаясь в свое произведение, писатель мог подняться над политикой и предрассудками и ставить перед героем такие задачи и проблемы, решение которых невозможно найти в условиях того общества. На первый план выходила ценность человеческой личности с ее многослойным и сложным характером, переживаниями и взглядами, в этом и заключается весь романтический пафос большинства произведений XIX в.

В век Просвещения писатели создавали огромное множество романтических героев, которые были наделены высокоморальными качествами и принципами, слепо следуя своему идеалу. Главный герой-романтик не обязательно должен быть положительным, главное чтобы он заключал в себе все характеристики идеала того времени или содержал в своем образе глубокую тоску по этому идеалу. Герои обязательно должны были быть величественными, могущественными, неукротимыми и невероятно сильными духом. Они восставали против целого мира, опираясь лишь на самого себя и свои жизненные принципы и приоритеты.

В творчестве писателей-романтиков, таким образом, можно выделить два различных типа личности: индивидуальный и универсальный. Герои-одиночки были очень красивы и мужественны, их бунтарские порывы увлекали за собой массы, но их бунт и восстание против общности очень быстро становились бесперспективными. Вся история развития мира жестоко наказала каждого, кто стремился вершить собственный суд по своим внутренним законам. Хотя, с другой стороны, идея создания универсального героя отражала ту тоску по идеалам, которых так не хватало обществу в условиях развивающегося капитализма.

Читайте также: