Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира 10 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему Презентация по всеобщей истории на тему Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира (10 класс), предмет презентации: История. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 14 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Конспект урока истории на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Тип урока "Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира" - комбинированный. Цель урока_ - характеризовать западноевропейское средневековье периода расцвета, определять причины и последствия кризиса христианского мира; характеризовать культуру Средневековья. На уроке обучающиеся выясняют устройство средневекового города, структуру его населения, рассматривают уровни и формы средневековой культуры.Конспект урока "Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира" 10 класс по учебнику "История. Всеобщая история" Уколова В.И., Ревякин А.В.

Урок 2. Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира. конспект..docx

Презентация на тему: " Расцвет и кризис западноевропейского мира 10-14 вв. Всеобщая история." — Транскрипт:

1 Расцвет и кризис западноевропейского мира вв. Всеобщая история

5 Преемники Генриха II Иоанн был младшим сыном Генриха II и Элеоноры Акветанской. Король Англии с 1199 по В войне с королем Франции Филиппом II потерял почти все владения английской короны во Франции (за что получил прозвище Безземельный); В Англии после мятежа баронов был вынужден подписать Великую хартию вольностей.

7 Английский Парламент Сын Иоанна Генрих III тоже слабовольный. Против него движение возглавляемое Симоном де Монфором. Он созвал собрание представителей рыцарства и городов в 1265 г., которое получило название ПАРЛАМЕНТ.

8 Английский Парламент Эдуард I собирал Парламент регулярно: -противовес знати -Налоги от Парламента собирались легче -народ через Парламент ставил короля в известность о своих нуждах -состоял из 2-х палат: Лордов и Общин

9 Императоры и Папа Римский Стремились к усилению своей власти, но необходима была поддержка вассалов Почему короли в ней нуждались? Крестовые походы гг Вели к распространению христианства и усилению папства

10 Фридрих I Барбаросса Политика: Создание нового домена Вторжение в Италию (использовал соперничество городов) Создание Священной Римской Империи При поддержке католической церкви

13 Рождение Швейцарии 13 в. После смерти Фридриха новый король Рудольф Габсбург расширял границы государства, соединяя отдельные части королевства. Вильгельм Телль из кантона Швиц возглавил борьбу против Габсбургов.Все важные вопросы решались на собрании. Это делало Швейцарию демократичным государством. Швейцарские воины считались лучшими.

14 Выводы: С 12 в в Европе шел процесс объединения земель Короли опирались на общество в борьбе с феодалами Возникает сословная монархия и собрания сословий В Германии процесс централизации власти шел медленнее, чем в Англии и Франции

15 Осень средневековья Утрачено то, что являлось ценность раньше Появились новые черты развития общества Европа стала слишком тесной для многих народов Последствия: Отсутствие свободных земель(теснота городов) Нехватка продовольствия(Гол од) Ослабление здоровья заболевания

17 Причины эпидемии: с точки зрения церкви: это гнев Божий, наказание людям за их грехи С точки зрения людей: Во всем виноваты евреи, они занимались не земледелием а ростовщичеством,(през рено занятие у христиан). Начались гонения этого народа. Стали создавать гетто- кварталы для евреев, Заставляли носить отличительные знаки

18 Последствия чумы: До чумы крестьяне в Европе были лично свободными, была лишь земельная зависимость и выплата оброка. Феодалы получали от крестьян деньги. Крестьяне могли выкупиться Чума унесла ¾ населения Стоимость наемного труда выросла Феодалы не желая платить больше, пытались вернуть барщину.

20 Жакерия Действия повстанцев: Поджоги и грабежи замков Уничтожение списков повинностей и налоговых документов Расправа с феодалами и их семьями Действия властей: Заманили предводителя Гильома Каля в ловушку, дав рыцарское слово сохранить всем жизнь.(обманули) После казни Каля восстание было подавлено. Почему феодалы не сдержали слово данное Калю?

21 А тем временем в Англии… Причины: Неудачи Англии в войне с Францией (Столетняя война) Введение нового налога на покрытие военных расходов

23 Факторы способствующие поражению восстаний:

24 Выводы: Чума изменила хозяйственную жизнь Европы. Крестьяне стремились закрепить свою свободу, но это вело к столкновениям с феодалами После крестьянских восстаний правительства снизили налоги Феодалы вынуждены были искать новые способы обогащения



Каким образом католическая церковь влияла на политическую ситуацию в странах Западной Европы и систему ценностей европейцев Средневековья?

Сайт: Профильное обучение
Курс: Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Книга: § 10. Европа христианская
Напечатано:: Гость
Дата: Суббота, 5 Март 2022, 04:46

Оглавление

1. Христианизация Европы

В конце IV в. в Римской империи христианство официально стало государственной религией. Однако язычество все еще господствовало среди большинства варварских народов Европы. Поэтому перед церковью встала задача обратить язычников в христианскую веру. За дело взялись проповед­ники-­миссионеры, активная деятельность которых началась во времена римского папы Григория I Великого (590–604). Наиболее значимую роль в деле христианизации сыграли такие миссионеры, как святой Патрик в Ирландии, святой Бонифаций у германских племен, святые Кирилл и Мефодий у славян.


Максимальный результат достигался в тех случаях, когда в христианство обращались монархи и вожди племен. Ведь после принятия новой религии они были заинтересованы в том, чтобы и их подданные перенимали новую веру. Часто это происходило ­насильственным ­путем. Германское племя франков приняло христианство по римскому, ортодоксальному образцу, в то время как многие их соседи исповедовали христианство в еретическом варианте. Данное обстоятельство использовалось франками при нападении на своих соседей, поскольку такие войны велись под предлогом обращения еретиков в истинную веру. Так Карл Великий обращал население завоеванных им территорий в христианство под покровительством папы римского.


В итоге в IX в. христианство было принято в Болгарии и Чехии, в Х–XI вв. — ​в Польше, Древней Руси, Венгрии и Скандинавии.

1-1. Церковная организация

На Первом Константинопольском соборе 381 г. была установлена пентархия, т. е. признано главенство в церкви пяти патриархов епископов (руководителей) церквей: римского, константинопольского, александрийского, антиохийского и иерусалимского. Однако со временем один из них – епископ Рима, почетно именуемый папой, – стал претендовать на главенствующую роль, что обосновывалось так: если главный ученик Христа Петр был епископом Рима, то и его преемники имеют право на главенство в церкви. Восточные патриархи не были согласны с этим.

После того как в западном христианстве было установлено главенство римских пап, начался процесс унификации обрядности и богослужения западных церквей по единому образцу. Причем в качестве образца была взята традиция римской церкви. В итоге была создана стройная централизованная система, которой римский папа руководил как полновластный правитель. Папа Иннокентий III (1198–1216), один из самых влиятельных пап Средневековья, был убежден, что римский епископ вправе судить любого человека, даже монархов, а судить папу может исключительно Бог. Сформировалось представление, что папа римский является непогрешимым наместником Бога на земле.

Структура церкви, возглавляемой папой римским, выглядела следующим образом. При римском епископе действовала курия – бюрократический аппарат для управления церковью. На втором месте после папы римского по значимости были руководители курии – кардиналы, которых назначал сам папа. Затем после смерти очередного римского епископа именно кардиналы выбирали нового папу. В иерархической лестнице духовенства ниже кардиналов стояли архиепископы, затем шли епископы, пресвитеры и дьяконы. Архиепископы и епископы возглавляли большие территориальные округа (диоцезы), состоявшие из более мелких структурных единиц – приходов, возглавляемых пресвитерами.

Особым звеном в церковной структуре являлись монашеские ордена, напрямую подчинявшиеся папе римскому, который утверждал устав каждого из них.

2. Церковный раскол 1054 г.


На западе признавалось главенство одного епископа Рима, почетно именовавшегося папой римским. На востоке было несколько самых влиятельных христианских центров — ​Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим. Епископы этих церквей носили титулы патриархов и решали важнейшие вопросы сообща. Все они признавались практически равными друг другу.

Со временем папа римский начал претендовать на единоличное главенство над всей церковью. Эти претензии основывались на предании о том, что святой апостол Петр, главный ученик Иисуса Христа, был первым епископом Рима. Следовательно, его преемники, римские епископы, должны получить первенство во Вселенской церкви. Восточные патриархи были не согласны с таким положением дел.

Различными были взаимоотношения церкви со светской властью, а следовательно, и их политические устремления. Если константинопольский патриарх подчинялся воле византийского императора, то папа римский имел огромное влияние на западноевропейских монархов.

Римские папы на протяжении многих лет стремились распространить свою власть и на восточную церковь. Однако эти попытки были неудачными, а отношения оставались напряженными. В итоге в 1054 г. главы римской и константинопольской церквей предали друг друга анафеме (проклятью) и прервали на время общение. Христианство раскололась на католичество и православие.

3. Роль церкви в политической, экономической и культурной жизни Европы

Политические позиции папства значительно упрочились после вступления в союз с франками. В 756 г. король Пипин Короткий подарил папе римскому обширные территории. Так возникла Папская область с центром в Риме — ​государство, в котором папы обладали не только духовной, но и светской властью. В 800 г. папа римский короновал Карла Великого, признав его императором, а с 962 г. была установлена постоянная практика коронации германских императоров римскими папами. Все это свидетельствовало о значимом политическом авторитете церкви Рима.


Римские папы активно вмешивались в политическую жизнь, стремясь подчинить своей власти западноевропейских государей. Крупный конфликт из-за права назначать епископов произошел в конце XI в. между папой римским Григорием VII и германским королем Генрихом IV. Король объявил о лишении папы власти, папа же освободил подданных Генриха IV от присяги монарху. А феодалы, воспользовавшись этим, начали борьбу с королем. В итоге Генриху IV пришлось каяться и вымаливать у римского папы прощение. Борьба пап и германских монархов, в которую были втянуты многие феодалы, зéмли и города Италии и Германии, продолжалась более 200 лет.

Наибольшего могущества римская церковь достигла при Иннокентии III (1198–1216). Этот влиятельный папа активно вмешивался в отношения между монархами и во внутренние дела ряда европейских государств. Вассалами папы признали себя правители Англии, Швеции, Дании, Польши. Именно он инициировал походы крестоносцев в Прибалтику, а также борьбу с еретиками на юге Франции. Всего за период с XI по XV в. было организовано более 20 крестовых походов на Восток и на европейские территории.


Однако уже в XIV в. влияние церкви на внутреннюю политику отдельных государств значительно уменьшилось. С 1378 по 1417 г. церковь переживала Великий раскол, когда во главе ее стояло сначала двое, а затем сразу трое пап одновременно.

Весьма велика была роль церкви в экономической жизни Западной Европы, поскольку церковь являлась крупнейшим феодалом. Ей принадлежало около трети сельскохозяйственных угодий, где трудилось большое количество зависимых крестьян. Многочисленные монастыри занимались торговлей вином, солью. А некоторым епископам и аббатам (настоятелям монастырей) принадлежали даже целые города. В пользу церкви население отдавало десятину — ​десятую часть доходов. Для того чтобы богатства церкви сохранялись, а не передавались священниками своим потомкам, римский папа Григорий VI ввел практику обязательного безбрачия (целибата).

На протяжении всего Средневековья население Западной Европы было очень религиозным. Церковь влияла на систему идеалов и поведение людей. Само мировоззрение человека определялось религией. Первоначально, в Раннем средневековье, наиболее грамотными являлись монахи и церковные деятели. Благодаря стараниям переписчиков-­монахов пополнялся и рос библиотечный фонд, сохранялись произведения античных авторов. Церковь оказала огромное влияние на развитие монументального зодчества и изобразительного искусства. Церкви и монастыри были самыми красивыми и величественными строениями в средневековой Европе. Лучшие из художников и скульпторов стремились принять участие в украшении соборов.


Вопросы


1. Составьте облако слов из новых понятий параграфа.

2. Перечислите пути осуществления христианизации Европы и приведите примеры.

3. Охарактеризуйте систему управления римской христианской церковью.

4. Какие факторы стали основанием для столкновения между западной и восточной христианскими церквями?

4-1. Составьте схему, показывающую структуру римской католической церкви, и охарактеризуйте систему управления церковью.

4-2. Почему главенство в католической церкви получил именно римский епископ?

5. Представьте различия католицизма и православия в виде таблицы.

6. Приведите факты, доказывающие значительное влияние римских пап в Западной Европе в IX–XIII вв. С чем это было связано?

7. Охарактеризуйте представления средневекового человека об устройстве мира и его систему жизненных ценностей. С чем, с вашей точки зрения, было связано такое представление о мире?

Читайте также: