Расцвет абсолютной монархии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Расцвет абсолютизма. Правление Елизаветы Тюдор. После смерти Марии на английский престол взошла Елизавета Тюдор, дочь Генриха VIII и Анны Болейн. Царствование Елизаветы I (1558—1603) стало кульминационным пунктом в развитии английского абсолютизма. В то же время уже начали ощущаться первые симптомы назревавшего конфликта между абсолютной монархией, с одной стороны, и новым дворянством, и буржуазией — с другой.

Злоупотребления и опасности, угрожающие светскому обществу, когда Церковь с высоким духовным престижем соединяет большое политическое значение и влияние, основывающееся на владении громадными земельными богатствами, могут считаться окончательно устраненными со вступлением на престол Елизаветы [13]. В этот момент, Англия была почти поровну поделена между двумя враждебными вероисповеданиями; но королева в течение некоторого времени так ловко умела уравновешивать силы обеих сторон, что ни одна из них не имела решительного перевеса [14]. Сразу же после ее коронации, королева и ее правительство еще раз изменили все английское церковное устройство. Была восстановлена англиканская церковь, т. е. независимая от Рима английская церковь, имевшая в качестве своего верховного главы английского короля. В этой церкви, однако, сохранялись епископы, теперь подчинявшиеся королю. По своим догматам англиканская церковь мало чем отличалась от католической. Крайняя неопределенность нового катехизиса давала возможность толковать его по-разному.

Такое половинчатое проведение реформации было совершенно естественным, ибо Елизавета, равно как и Генрих VIII, будучи государями феодального по своей основе государства, хотя и должны были считаться с интересами нового дворянства и буржуазии, отнюдь не были расположены к последовательной протестантской церковной реформе, которая могла привести к полной республиканизации церковного строя. Стремясь упорядочить церковные дела и ликвидировать эту тенденцию к республиканизации, елизаветинское правительство все время вело борьбу против сторонников углубления реформации в духе учения Кальвина.

Учение швейцарского реформатора Жана Кальвина (1509—1564) было наиболее радикальным выражением протестантизма, отвечающим чаяниям передовой части европейской буржуазии. Основное положение Кальвина — учение о предопределении человека к спасению. Предопределены к спасению душ лишь те, кто избран богом. Воля человека ничего изменить в этом предопределении не может; люди в состоянии лишь догадываться о своей избранности по тому, что они достигают успеха в земных делах. Их мирское призвание и состоит в достижении материального успеха, во имя которого Кальвин оправдывал любые методы. Особое значение имела республиканская организация кальвинистской церкви, где пасторы и старейшины избирались верующими. Кальвинизм поистине стал религией буржуазии эпохи первоначального накопления.

Борьба с пуританами, характерная, в общем для всего елизаветинского правления, приняла особенно жестокие формы в начале 90-х годов XVI в. и вылилась в ряд преследований, арестов и казней. Гонения на пуритан усилились после принятия статута 1593 г., по которому упорные пуритане подлежали смертной казни. Пуританизм стал к этому времени знаменем нарастающей буржуазной оппозиции. Правительство видело в нем большую опасность.




Елизавета позволяла протестантам удовлетворять свою ненависть к католикам, однако среди последовавших за этим кровавых сцен было одно обстоятельство, которое показало, что многие лица были казнены единственно за свою религию – в том не было никакого сомнения, но никто не смел сказать, что причиной их казни была именно религия. Их подвергали самым варварским наказаниям, но им говорили при этом, что они могли избавиться от казни, отказавшись от некоторых убеждений, которые были будто бы вредны для безопасности государства. Но от этих убеждений не мог отказаться ни один католик [15].

Борьба с феодально-католической реакцией. Мария Стюарт. Все свое царствование Елизавета I вела борьбу и с католиками. Папа римский так никогда и не признал ее прав на престол, ибо в его глазах дочь Анны Болейн не была законной наследницей. Уже в силу этого католики в Англии рассматривались как враги правительства и подвергались преследованиям. Католицизм в качестве гонимой старой веры представлял собой удобную религиозную форму для выражения недовольства со стороны реакционной знати северных районов усилением абсолютистского режима. Он был также удобным прикрытием агрессивных намерений испанского короля Филиппа II. Борьба за морские пути с Испанией тесно переплеталась с внутренней борьбой монархии против феодальной знати, которая поддерживала католиков. В те времена самым могущественным из европейских государств была Испания, и она стояла на пути предприимчивости англичан. Испания стала на долгое время национальным врагом Англии [16]. Отсюда следовало столкновение с Англией, как только английские купцы начали свои попытки к расширению иностранной торговли. Испания тогда использовала монополию в эксплуатации богатств Запада и Востока, и вся попытка Англии к нарушению такой монополии неизбежно должна была повести за собою войну с Испанией. Эта достаточная причина для вражды между двумя странами; но, в добавок к тому, существовала разница в религиях, что и так ухудшало положение дел. Испания была римско-католическим государством; Англия была протестантской страной, и когда, в 1579 г., Елизавета заключила оборонительный и наступательный союз с протестантскими штатами Голландии, пытавшимися свергнуть испанское иго, она, в сущности, объявила войну испанскому королю. Начиная с этого времени, как англичане, так и голландцы, всеми доступными им средствами, стремились разрушить испанскую монополию на Востоке и Западе, чего в конце концов им и удалось достигнуть, хотя до этого еще обе протестантские нации стали враждовать между собою [17].

Филипп II Испанский и папа римский, стремясь организовать нападение на Англию, помогали антиабсолютистскому движению внутри страны и поддерживали претензии на английский престол шотландской королевы Марии Стюарт и тайные действия иезуитов.

Мария Стюарт, дочь шотландского короля Якова V и француженки Марии Гиз, еще девочкой объявленная королевой Шотландии, затем была перевезена во Францию и получила воспитание при французском дворе. Она была строгой католичкой и в области политики послушно выполняла волю своих французских родичей герцогов Гизов и Филиппа II Испанского. Мария Стюарт вышла замуж за французского наследника престола, будущего короля Франциска II. В 1559 г. она стала королевой Франции, но уже на следующий год Франциск II умер, и Мария Стюарт вернулась в Шотландию как ее королева.

Шотландские лорды-пресвитериане, боявшиеся установления абсолютизма и возврата к католической вере, подняли в 1567 г. восстание против Марии Стюарт. Взятая в плен Мария принуждена была отречься от шотландской короны в пользу Якова, своего сына от брака с Генрихом Стюартом, лордом Дарнлеем, который приходился Марии двоюродным братом. Мария Стюарт бежала из плена, присоединилась к армии своих сторонников, но потерпела военное поражение и была вынуждена укрыться в Англии. Появление ее в Англии было очень опасно для Елизаветы Тюдор, так как Мария еще раньше предъявляла претензии на английский престол на том основании, что ее отец Яков V Стюарт происходил от Маргариты, дочери Генриха VII Тюдора, выданной замуж за Якова IV, короля Шотландии.

Мария Стюарт пользовалась большим влиянием в северных графствах среди враждебных Елизавете Тюдор крупных феодалов. Поэтому вполне естественно, что Мария Стюарт вскоре стала пленницей Елизаветы. В плену она продолжала оставаться центром, к которому стягивались все нити феодально-католических и происпанских заговоров в Англии. В 1569 г. феодалы севера подняли восстание с целью возвести Марию на престол. Восстание это было быстро разгромлено.

В 1587 г., когда уже шла англо-испанская война и испанский флот готовился напасть на Англию, в стране оживилась деятельность реакционных феодально-католических групп. Возник новый заговор, имевший целью освободить Марию Стюарт и возвести ее на английский престол. Заговорщиков поддерживал король Испании Филипп II. Восстание в пользу Марии Стюарт было существенной частью его плана нападения на Англию. Испанский король и папа римский стремились организовать нападение католических государей на Англию и в то же время поддерживали антиабсолютистское движение феодальной знати в Англии и претензии Марии Стюарт. Но хорошо обо всем осведомленное правительство Елизаветы I нанесло удар по заговорщикам. За участие в заговоре, имев целью убийство королевы Елизаветы, Мария Стюарт была приговорена к смертной казни и 8 февраля 1587 г. обезглавлена в замке Фатерингей. Весть о казни Марии Стюарт была принята широкими кругами дворян и буржуазии с ликованием.

Казнь Марии Стюарт явилась вызовом феодально-католической Европе. Филипп II выступил теперь сам в качестве претендента на английский престол и стал готовить вторжение в Англию.

Расцвет абсолютизма. Правление Елизаветы Тюдор. После смерти Марии на английский престол взошла Елизавета Тюдор, дочь Генриха VIII и Анны Болейн. Царствование Елизаветы I (1558—1603) стало кульминационным пунктом в развитии английского абсолютизма. В то же время уже начали ощущаться первые симптомы назревавшего конфликта между абсолютной монархией, с одной стороны, и новым дворянством, и буржуазией — с другой.

Злоупотребления и опасности, угрожающие светскому обществу, когда Церковь с высоким духовным престижем соединяет большое политическое значение и влияние, основывающееся на владении громадными земельными богатствами, могут считаться окончательно устраненными со вступлением на престол Елизаветы [13]. В этот момент, Англия была почти поровну поделена между двумя враждебными вероисповеданиями; но королева в течение некоторого времени так ловко умела уравновешивать силы обеих сторон, что ни одна из них не имела решительного перевеса [14]. Сразу же после ее коронации, королева и ее правительство еще раз изменили все английское церковное устройство. Была восстановлена англиканская церковь, т. е. независимая от Рима английская церковь, имевшая в качестве своего верховного главы английского короля. В этой церкви, однако, сохранялись епископы, теперь подчинявшиеся королю. По своим догматам англиканская церковь мало чем отличалась от католической. Крайняя неопределенность нового катехизиса давала возможность толковать его по-разному.

Такое половинчатое проведение реформации было совершенно естественным, ибо Елизавета, равно как и Генрих VIII, будучи государями феодального по своей основе государства, хотя и должны были считаться с интересами нового дворянства и буржуазии, отнюдь не были расположены к последовательной протестантской церковной реформе, которая могла привести к полной республиканизации церковного строя. Стремясь упорядочить церковные дела и ликвидировать эту тенденцию к республиканизации, елизаветинское правительство все время вело борьбу против сторонников углубления реформации в духе учения Кальвина.

Учение швейцарского реформатора Жана Кальвина (1509—1564) было наиболее радикальным выражением протестантизма, отвечающим чаяниям передовой части европейской буржуазии. Основное положение Кальвина — учение о предопределении человека к спасению. Предопределены к спасению душ лишь те, кто избран богом. Воля человека ничего изменить в этом предопределении не может; люди в состоянии лишь догадываться о своей избранности по тому, что они достигают успеха в земных делах. Их мирское призвание и состоит в достижении материального успеха, во имя которого Кальвин оправдывал любые методы. Особое значение имела республиканская организация кальвинистской церкви, где пасторы и старейшины избирались верующими. Кальвинизм поистине стал религией буржуазии эпохи первоначального накопления.

Борьба с пуританами, характерная, в общем для всего елизаветинского правления, приняла особенно жестокие формы в начале 90-х годов XVI в. и вылилась в ряд преследований, арестов и казней. Гонения на пуритан усилились после принятия статута 1593 г., по которому упорные пуритане подлежали смертной казни. Пуританизм стал к этому времени знаменем нарастающей буржуазной оппозиции. Правительство видело в нем большую опасность.

Елизавета позволяла протестантам удовлетворять свою ненависть к католикам, однако среди последовавших за этим кровавых сцен было одно обстоятельство, которое показало, что многие лица были казнены единственно за свою религию – в том не было никакого сомнения, но никто не смел сказать, что причиной их казни была именно религия. Их подвергали самым варварским наказаниям, но им говорили при этом, что они могли избавиться от казни, отказавшись от некоторых убеждений, которые были будто бы вредны для безопасности государства. Но от этих убеждений не мог отказаться ни один католик [15].

Борьба с феодально-католической реакцией. Мария Стюарт. Все свое царствование Елизавета I вела борьбу и с католиками. Папа римский так никогда и не признал ее прав на престол, ибо в его глазах дочь Анны Болейн не была законной наследницей. Уже в силу этого католики в Англии рассматривались как враги правительства и подвергались преследованиям. Католицизм в качестве гонимой старой веры представлял собой удобную религиозную форму для выражения недовольства со стороны реакционной знати северных районов усилением абсолютистского режима. Он был также удобным прикрытием агрессивных намерений испанского короля Филиппа II. Борьба за морские пути с Испанией тесно переплеталась с внутренней борьбой монархии против феодальной знати, которая поддерживала католиков. В те времена самым могущественным из европейских государств была Испания, и она стояла на пути предприимчивости англичан. Испания стала на долгое время национальным врагом Англии [16]. Отсюда следовало столкновение с Англией, как только английские купцы начали свои попытки к расширению иностранной торговли. Испания тогда использовала монополию в эксплуатации богатств Запада и Востока, и вся попытка Англии к нарушению такой монополии неизбежно должна была повести за собою войну с Испанией. Эта достаточная причина для вражды между двумя странами; но, в добавок к тому, существовала разница в религиях, что и так ухудшало положение дел. Испания была римско-католическим государством; Англия была протестантской страной, и когда, в 1579 г., Елизавета заключила оборонительный и наступательный союз с протестантскими штатами Голландии, пытавшимися свергнуть испанское иго, она, в сущности, объявила войну испанскому королю. Начиная с этого времени, как англичане, так и голландцы, всеми доступными им средствами, стремились разрушить испанскую монополию на Востоке и Западе, чего в конце концов им и удалось достигнуть, хотя до этого еще обе протестантские нации стали враждовать между собою [17].

Филипп II Испанский и папа римский, стремясь организовать нападение на Англию, помогали антиабсолютистскому движению внутри страны и поддерживали претензии на английский престол шотландской королевы Марии Стюарт и тайные действия иезуитов.

Мария Стюарт, дочь шотландского короля Якова V и француженки Марии Гиз, еще девочкой объявленная королевой Шотландии, затем была перевезена во Францию и получила воспитание при французском дворе. Она была строгой католичкой и в области политики послушно выполняла волю своих французских родичей герцогов Гизов и Филиппа II Испанского. Мария Стюарт вышла замуж за французского наследника престола, будущего короля Франциска II. В 1559 г. она стала королевой Франции, но уже на следующий год Франциск II умер, и Мария Стюарт вернулась в Шотландию как ее королева.

Шотландские лорды-пресвитериане, боявшиеся установления абсолютизма и возврата к католической вере, подняли в 1567 г. восстание против Марии Стюарт. Взятая в плен Мария принуждена была отречься от шотландской короны в пользу Якова, своего сына от брака с Генрихом Стюартом, лордом Дарнлеем, который приходился Марии двоюродным братом. Мария Стюарт бежала из плена, присоединилась к армии своих сторонников, но потерпела военное поражение и была вынуждена укрыться в Англии. Появление ее в Англии было очень опасно для Елизаветы Тюдор, так как Мария еще раньше предъявляла претензии на английский престол на том основании, что ее отец Яков V Стюарт происходил от Маргариты, дочери Генриха VII Тюдора, выданной замуж за Якова IV, короля Шотландии.

Мария Стюарт пользовалась большим влиянием в северных графствах среди враждебных Елизавете Тюдор крупных феодалов. Поэтому вполне естественно, что Мария Стюарт вскоре стала пленницей Елизаветы. В плену она продолжала оставаться центром, к которому стягивались все нити феодально-католических и происпанских заговоров в Англии. В 1569 г. феодалы севера подняли восстание с целью возвести Марию на престол. Восстание это было быстро разгромлено.

В 1587 г., когда уже шла англо-испанская война и испанский флот готовился напасть на Англию, в стране оживилась деятельность реакционных феодально-католических групп. Возник новый заговор, имевший целью освободить Марию Стюарт и возвести ее на английский престол. Заговорщиков поддерживал король Испании Филипп II. Восстание в пользу Марии Стюарт было существенной частью его плана нападения на Англию. Испанский король и папа римский стремились организовать нападение католических государей на Англию и в то же время поддерживали антиабсолютистское движение феодальной знати в Англии и претензии Марии Стюарт. Но хорошо обо всем осведомленное правительство Елизаветы I нанесло удар по заговорщикам. За участие в заговоре, имев целью убийство королевы Елизаветы, Мария Стюарт была приговорена к смертной казни и 8 февраля 1587 г. обезглавлена в замке Фатерингей. Весть о казни Марии Стюарт была принята широкими кругами дворян и буржуазии с ликованием.

Казнь Марии Стюарт явилась вызовом феодально-католической Европе. Филипп II выступил теперь сам в качестве претендента на английский престол и стал готовить вторжение в Англию.


Самой древней формой правления является монархическая. Если вся полнота государственности власти принадлежит одному человеку и власть передается по наследству, то такое государство является абсолютной монархией.

История возникновения

Впервые такая форма организация управления государством появилась в римском праве, во II веке до н.э. В Средние Века в европейских государствах король был первым среди равных феодалов.

Абсолютная монархия

Рис. 1. Абсолютная монархия.

Идеи абсолютистской монархии развиваются на рубеже Средних Веков и Нового Времени. Одним из мыслителей, который работал в этом направлении стал Никколо Макиавелли в своем трактате “Государь”.

В 1576 году его идеи развивает философ Жан Боден в своей теории нераздельности суверенитета. Он противопоставляет идеи абсолютной монархии восточной деспотии. Отличие он видит в том, что деспот имеет возможность посягать на имущество своих подданных, их права и свободы. В идеологии абсолютизма важную роль играл аспект божественного происхождения короля.

Одним из приверженцев абсолютной монархии был кардинал Ришелье – автор теории государственного интереса. Согласно ей, монарх имеет возможность нарушать права своих подданных в некоторых случаях.

Абсолютизм

Рис. 2. Абсолютизм.

Смысл абсолютизма в конце XVII века весьма точно сформулировал французский король Людовик XIV в кратком определении “Государство – это я”.

Особенности в современном мире

Расцвет абсолютных монархий в Европе пришелся на XVI-XVIII века, а в России она просуществовала до 1905 года. До начала XXI века дожило всего несколько абсолютных монархий, из которых три являются теократическими:

  • Ватикан.
  • Саудовская Аравия.
  • Бруней.

Помимо них, к абсолютным монархиям относятся Катар, Оман и Кувейт. Таким образом, данная форма правления сохранилась в основном в небольших нефтедобывающих государствах.

В ряде стран абсолютные монархии унаследовали от предыдущей формы правления, которая называлась “сословно-представительная монархия”, некоторые органы власти, например, Земский собор в царстве Русском и генеральные штаты во Франции.

Абсолютная монархия Оман

Рис. 3. Абсолютная монархия Оман.

Что мы узнали?

Для анализа событий мировой истории XVI-XIX века необходимо понимать что такое абсолютная монархия. Она связана с политической историей многих государств. Хотя, например, в Швейцарии ее не было.

Клуб "ИСТОРИКъ ПРАВА"

Клуб "ИСТОРИКъ ПРАВА"

Клуб "ИСТОРИКъ ПРАВА" запись закреплена

Глеб Манушкин


Глеб Манушкин

Катя Фунтикова


Катя Фунтикова

Абсолютная монархия

Если взять разные страны и исторические эпохи и проанализировать те формы правления, которые были там чаще всего, то именно абсолютная монархия будет занимать первое место. Классическое определение этой формы государственного устройства гласит: абсолютная монархия – это такой государственный строй, в котором вся полнота власти принадлежит исключительно одному человеку: короля, царю, императору, султану (а порой и президенту, или генеральному секретарю партии, угадайте какой…) Да и в наше время абсолютная монархия, этот пережиток феодализма и абсолютизма, до сих пор сохранилась в ряде стран. В нашей статье мы поговорим о разных формах абсолютной монархии и их значении для истории.

Отличительные черты и признаки

Какие основные характеристики абсолютной монархии? Приведем их:

  • Власть монарха ничем не ограничена, более того его воля выше законов государства, монарху позволено нарушать их по своему усмотрению.
  • Наследственная передача власти, при абсолютной монархии верховный правитель расценивает государство как свою частную собственность и вполне логично, что желает ее передать по наследству своим детям. Яркий пример в современном мире – Северная Корея (хотя казалось бы совсем не монархия своей формой коммунистического государства, но таки монархия, и столь же абсолютная, сколь и химерная).
  • Централизация всех властных полномочий: верховный правитель ведает всеми аспектами государства от армии, до культуры и образования.
  • Жесткая иерархическая структура государственного аппарата.

История

Абсолютная монархия в древнем Египте: миф или реальность

В некоторых источниках и на некоторых сайтах вы можете прочитать, что абсолютная монархия была также в древнем Египте, на самом деле это не совсем так. Египетские фараоны, хотя и считались потомками солнечного бога Ра, и обладали всей полнотой государственной власти, тем не менее, фактическая их власть не была абсолютной. В важных делах фараон опирался на коллегию высших жрецов (хотя и сам тоже был формально верховным жрецом) и не мог пойти против их воли.

эхнатон

Увы, реформы Эхнатона не были закончены до конца, после смерти одиозного фараона-реформатора, его сын, следующий фараон Тутанхамон откатил все обратно, вернув жрецам былую власть.

Абсолютная монархия vs демократия: противостояние в древнем мире

А вот ярким государством древнего мира, которое вообще не пошло по пути монархии, стала, конечно же древняя Греция, где развилась абсолютно иная форма государственного устройства – демократия. Хотя в античной Греции она утвердилась тоже не везде, все мы знаем про Афинскую демократию, как наиболее близкую к современной демократии. Но в некоторых греческих городах, например Коринфе, к власти в разные времена приходили и тираны, так свободолюбивые греки называли людей, которые в своих руках сосредотачивали всю полноту власти – по сути, устанавливали ту же абсолютную монархию.

Интересным государственным устройством обладала древняя Спарта, где формально правили цари, но абсолютной монархией Спарта ни разу не была, так как, во-первых, царей в Спарте было целых два, причем они обязательно должны были принадлежать к разным родам (то есть нельзя было вторым царем сделать своего родственника). А во вторых их деятельность и политика была сильно ограничена советом старейшин, а также выборных должностных лиц – эфоров.

300 спартанцев

Яркое противостояние двух форм правления проявилось во время греко-персидских войн, когда Персидская империя, представляющая собой абсолютной монархию в ее классической форме, с царями, обладающими неограниченной властью пыталась завоевать демократическую Грецию. Несмотря на численное превосходство персов, мужественные греки со своей доблестью и отвагою нанесли персам сокрушительное поражение.

Абсолютная монархия в Римской империи

Еще одно интересное противостоянием этих двух форм правления произошло в древнем Риме. Где сначала развивалась как раз таки демократия, а Римское государство именовалось республикой. Но в какой-то момент с политическим кризисом некто талантливый военачальник Юлий Цезарь узурпировал власть и провозгласил себя императором.

убийство Цезаря

Многие последующие римские императоры также ставили себя и свое правление выше закона. Хотя среди них и были талантливые и мудрые правители, но, в конце концов, дурость и самоуправство некоторых императоров внесло немалый вклад в развал и упадок когда-то великой Римской империи.

Абсолютная монархия в средневековой Европе

С распадом Римской империи начался новый исторический период известный как средневековье. В этот период формируются новые европейские государства, в которых изначальная феодальная раздробленность со временем превращается в централизованные государства с абсолютной монархией. Возьмем, к примеру, Францию, которая в ранний период представляла собой раздробленное феодальное государство. Да, в Париже восседал король со своим двором, а все крупные феодалы были формально его вассалами. Но, тем не менее, они имели свои замки, свои войска и в случае чего могли открыто выразить свое несогласие с королем, а то и вовсе восстать против него.

Людовик XIV

С окончанием средних веков во многих европейских странах начинается уход от абсолютной монархии. В Англии происходит буржуазная революция, которая заканчивается невиданной вещью – казнью английского короля Карла I Стюарта. Затем происходит великая французская революция, вот уже голова французского короля Людовика XVI отрублена на гильотине… Везде устанавливается республика или конституционная монархия, где власть монарха ограничена парламентом, премьер-министром, и другими государственными органами.

казнь Людовика XVI

Преимущества и недостатки

На ранних этапах истории такая форма правления была довольно эффективной, так как давала возможность народу объединиться под единым управлением одного правителя. При этом не было политических дрязг и разногласий. Но тут очень многое зависело от личности этого самого правителя, если он был мудр и справедлив, то государство процветало и развивалось. Не зря ведь греческий философ Платон видел идеальное государство с правителем философом на троне.

Закономерно, что страна, где дольше всех продолжала сохраняться абсолютная монархия, Российская империя, была самой отсталой в экономическом и культурном плане в Европе, когда в Лондоне провели первую в истории линию метрополитена, в России только-только отменили крепостное право…

царь

Современные государства с абсолютной монархией

Как это нестранно, но и в наш XXI век в ряде стран все еще сохранилась абсолютная монархия. В каких государствах абсолютное монархия продолжает сохраняться по настоящее время? Ответим на этот вопрос.

Читайте также: