Ранняя родовая община кратко

Обновлено: 05.07.2024

Орудия труда в период раннеродовой общины изготовлялись из камня (скребки, резцы, ножи, тесла, долота, топоры, проколки, шилья), дерева, кости и рога, раковин (гарпуны, рыболовные крючки, иголки, шилья, палки-копалки, копья, дротики, копьеметалки). В мезолите широко распространяются составные орудия: рукоятка делалась из дерева или кости, вставки в рукоятку – из камня (микролиты – маленькие каменные вкладыши в составные орудия). Появляются макролиты – большие каменные рубящие орудия труда (например, топор, кирка).

Жилища в холодных районах делались искусственные, из костей и шкур животных, жердей, ветвей; в теплых районах использовали навесы и пещеры. Различаются долговременные стойбища и временные охотничьи лагеря, большие коллективные жилища с несколькими очагами и маленькие жилища на одну семью с одним очагом. Искусственные жилища могли быть наземными и слегка углубленными в землю. В мезолите жизнь людей становится более подвижной, поэтому жилища часто носят временный или сезонный характер (шалаши, заслоны от ветра).

Социально-политическая организация

Раннеродовой общины

Для раннеродовой общины была характерна коллективная собственностьна землю (промысловую территорию) со всеми ее объектами охоты, собирательства и рыболовства, сырьем для изготовления орудий труда. Распределение добычи было уравнительным (равнообеспечивающим). Вся добыча делилась поровну, независимо от того, кто ее добыл. Рассмотрим далее половозрастную организацию раннеродовой общины.Средняя численность общины составляла 25-30 человек. Существовало деление на группы по полу и возрасту: дети, взрослые мужчины, взрослые женщины, старики.

Позднеродовой общины

Численность общин в этот период значительно увеличилась: до нескольких сотен, иногда до нескольких тысяч человек. Структура общин усложняется. В основе общины по-прежнему лежал род. Большинство общин состояло из нескольких родов, не считая супругов, приходящих из других родов. Счет родства мог вестись по материнской линии (матрилинейность), по отцовской линии (патрилинейность) или по обеим линиям (билинейность). Появляются Фратрии. Фратрия– это объединение нескольких родов одного племени. Фратрии объединялись в племена. Племя всегда было эндогамно. Эндогамия– это предписание вступать в брак внутри определенной группы. Племя являлось верховным собственником территории, на которой оно проживало, отличалось общность культуры и быта, имело властные функции.

Глава 2. Раннеродовая община.

Глава 2. Раннеродовая община.

Хозяйственная жизнь раннеродовой общины.

Орудия труда в период раннеродовой общины изготовлялись из камня (скребки, резцы, ножи, тесла, долота, топоры, проколки, шилья), дерева, кости и рога, раковин (гарпуны, рыболовные крючки, иголки, шилья, палки-копалки, копья, дротики, копьеметалки). В мезолите широко распространяются составные орудия: рукоятка делалась из дерева или кости, вставки в рукоятку – из камня (микролиты – маленькие каменные вкладыши в составные орудия). Появляются макролиты – большие каменные рубящие орудия труда (например, топор, кирка).

Жилища в холодных районах делались искусственные, из костей и шкур животных, жердей, ветвей; в теплых районах использовали навесы и пещеры. Различаются долговременные стойбища и временные охотничьи лагеря, большие коллективные жилища с несколькими очагами и маленькие жилища на одну семью с одним очагом. Искусственные жилища могли быть наземными и слегка углубленными в землю. В мезолите жизнь людей становится более подвижной, поэтому жилища часто носят временный или сезонный характер (шалаши, заслоны от ветра).

Социально-политическая организация

Раннеродовой общины

Для раннеродовой общины была характерна коллективная собственностьна землю (промысловую территорию) со всеми ее объектами охоты, собирательства и рыболовства, сырьем для изготовления орудий труда. Распределение добычи было уравнительным (равнообеспечивающим). Вся добыча делилась поровну, независимо от того, кто ее добыл. Рассмотрим далее половозрастную организацию раннеродовой общины.Средняя численность общины составляла 25-30 человек. Существовало деление на группы по полу и возрасту: дети, взрослые мужчины, взрослые женщины, старики.

Позднеродовой общины

Численность общин в этот период значительно увеличилась: до нескольких сотен, иногда до нескольких тысяч человек. Структура общин усложняется. В основе общины по-прежнему лежал род. Большинство общин состояло из нескольких родов, не считая супругов, приходящих из других родов. Счет родства мог вестись по материнской линии (матрилинейность), по отцовской линии (патрилинейность) или по обеим линиям (билинейность). Появляются Фратрии. Фратрия– это объединение нескольких родов одного племени. Фратрии объединялись в племена. Племя всегда было эндогамно. Эндогамия– это предписание вступать в брак внутри определенной группы. Племя являлось верховным собственником территории, на которой оно проживало, отличалось общность культуры и быта, имело властные функции.

С появлением на исторической арене homo sapiens sapiens исследователи связывают и возникновение нового типа социальных отношений, выразившихся в формировании ранней родовой общины. Как писал еще Л.Г. Морган, важнейшим и исключительным признаком рода стало появление экзогамии – запрета на половые отношения внутри родственного коллектива. Существует немало гипотез о причинах появления экзогамии, но несомненно, что данное явление способствовало уменьшению конфликтов внутри коллектива, содействовало подчинению личных интересов общественным.

Много споров среди исследователей вызывала проблема соотношения рода, как основной социальной ячейки, и общины, как производственного коллектива. Род представлял собой группу лиц, ведущих свое происхождение и, соответственно, имеющих счет родства по одной, чаще женской, линии. Община состоит из представителей как минимум двух родов: около 75% - представители одного рода и около 25% - пришельцы по браку. Правда, при этом у большинства первобытных коллективов земля является собственностью именно рода, а не общины. Совокупность нескольких родственных родов составляло племя, численность которого могла достигать 450-500 человек. Племя было лишь этнической общностью и своей системы управления не имело.

Высшим органом власти рода было собрание всех взрослых сородичей. Оно избирало вождей и старейшин, отвечающих за производственную деятельность, военные мероприятия, выполнявших судебные и, часто, культовые функции. Подростки получали возможность участия в народном собрании лишь по прохождению достаточно сурового и длительного испытании – инициации. Законы первобытной общины были весьма суровы и направлены на интересы всего коллектива.

Среди исследователей до сих пор нет единой точки зрения на первоначальный брак, в частности, был он групповым или индивидуальным. Правда, сторонники первой точки зрения говорят скорее о потенциальной возможности вступления в брак мужчин и женщин, принадлежавших к разным родам, чем о реальных групповых отношениях. Первой формой брака, которую признают практически все исследователи, был экзогамный дуально-родовой парный кросскузенный брак. Он был непрочным, непродолжительным, отличался терпимым отношением к внебрачным и добрачным связям, часто сопровождался пережитками групповых брачных отношений. Экономически супруги были практически не связаны друг с другом. Как правило, брак был матрилокальным.

Основными видами хозяйственной деятельности были охота, собирательство и, чуть позднее, рыболовство. На исходе верхнего палеолита была одомашнена собака. На стадии перехода к мезолиту охота приобретает все более индивидуальный характер, появляются разные типы оружия дальнего боя (лук, праща, бумеранг и др.). Определенную роль в доземледельческую эпоху играл натуральный обмен между общинами. Коллективная собственность на землю (охотничьи угодья, места рыбной ловли, жилища и т.д.) не препятствовали существованию личной собственности (оружие, орудия труда, бытовые предметы).

Термины:

Гетеризм, геронтицид, дуальная организация, инициации, кросскузенный брак, левират, инфантицид, матрилинейность, матрилокальность (уксорилокальность), потестарная система, парный брак, патрилинейность, пирауру, полиандрия, полигиния, пуналуа, род, родовая община, сорорат, экзогамия.

1. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.

2. Кабо В.Р. Первобытная доземледельческая община. М., 1986.

3. Максимов А.Н. Что сделано по истории семьи? Очерк современного положения вопроса о первобытных формах семьи и брака. М., 2012

4. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М., 1979.

5. Массон В.М. Экономика и социальный строй древних обществ. Л., 1976.

6. Семенов Ю.А. Происхождение брака и семьи. М., 2010.

1. Структура и потестарная система

2. Брачно-семейные отношения

3. Социально-экономические отношения

С появлением на исторической арене homo sapiens sapiens исследователи связывают и возникновение нового типа социальных отношений, выразившихся в формировании ранней родовой общины. Как писал еще Л.Г. Морган, важнейшим и исключительным признаком рода стало появление экзогамии – запрета на половые отношения внутри родственного коллектива. Существует немало гипотез о причинах появления экзогамии, но несомненно, что данное явление способствовало уменьшению конфликтов внутри коллектива, содействовало подчинению личных интересов общественным.




Много споров среди исследователей вызывала проблема соотношения рода, как основной социальной ячейки, и общины, как производственного коллектива. Род представлял собой группу лиц, ведущих свое происхождение и, соответственно, имеющих счет родства по одной, чаще женской, линии. Община состоит из представителей как минимум двух родов: около 75% - представители одного рода и около 25% - пришельцы по браку. Правда, при этом у большинства первобытных коллективов земля является собственностью именно рода, а не общины. Совокупность нескольких родственных родов составляло племя, численность которого могла достигать 450-500 человек. Племя было лишь этнической общностью и своей системы управления не имело.

Высшим органом власти рода было собрание всех взрослых сородичей. Оно избирало вождей и старейшин, отвечающих за производственную деятельность, военные мероприятия, выполнявших судебные и, часто, культовые функции. Подростки получали возможность участия в народном собрании лишь по прохождению достаточно сурового и длительного испытании – инициации. Законы первобытной общины были весьма суровы и направлены на интересы всего коллектива.

Среди исследователей до сих пор нет единой точки зрения на первоначальный брак, в частности, был он групповым или индивидуальным. Правда, сторонники первой точки зрения говорят скорее о потенциальной возможности вступления в брак мужчин и женщин, принадлежавших к разным родам, чем о реальных групповых отношениях. Первой формой брака, которую признают практически все исследователи, был экзогамный дуально-родовой парный кросскузенный брак. Он был непрочным, непродолжительным, отличался терпимым отношением к внебрачным и добрачным связям, часто сопровождался пережитками групповых брачных отношений. Экономически супруги были практически не связаны друг с другом. Как правило, брак был матрилокальным.

Основными видами хозяйственной деятельности были охота, собирательство и, чуть позднее, рыболовство. На исходе верхнего палеолита была одомашнена собака. На стадии перехода к мезолиту охота приобретает все более индивидуальный характер, появляются разные типы оружия дальнего боя (лук, праща, бумеранг и др.). Определенную роль в доземледельческую эпоху играл натуральный обмен между общинами. Коллективная собственность на землю (охотничьи угодья, места рыбной ловли, жилища и т.д.) не препятствовали существованию личной собственности (оружие, орудия труда, бытовые предметы).

Термины:

Гетеризм, геронтицид, дуальная организация, инициации, кросскузенный брак, левират, инфантицид, матрилинейность, матрилокальность (уксорилокальность), потестарная система, парный брак, патрилинейность, пирауру, полиандрия, полигиния, пуналуа, род, родовая община, сорорат, экзогамия.

1. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.

2. Кабо В.Р. Первобытная доземледельческая община. М., 1986.

3. Максимов А.Н. Что сделано по истории семьи? Очерк современного положения вопроса о первобытных формах семьи и брака. М., 2012

4. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М., 1979.

Родовая община: определение, признаки родовой общины, кто управлял родовой общиной

Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?

Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.

Власть и управление

А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Родовая община: определение, признаки родовой общины, кто управлял родовой общиной

Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.

Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.

Признаки, правила и структура родовой общины

Признаки родовой общины:

  • Наличие родственных (кровных) связей между ее членами.
  • Наличие общей собственности.
  • Совместное ведение хозяйства, земледельческих работ.
  • Совместное проживание.
  • Разделение обязанностей.

Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.

По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.

Что такое родовая община?

У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.

Виды родовых общин

История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.

Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.

Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.

Понятие родовая община довольно многозначно. В первую очередь, это исторический термин, который подразумевает кровнородственное общество. В данном контексте родовая община – это первичная форма социальной организации, сложившаяся при первобытном строе. Традиционное определение: родовая община представляет собой поселение, члены которого связаны кровным родством. Согласно научной периодизации, появление этой категории относится к среднему периоду зрелости первобытного общества.

родовая община это

Что такое родовая община

Родовая община – это было закрытое образование, основанное на совместной собственности на средства производства, коллективной работы и совместного деления и потребления полученного продукта. Зависимость от природы и суровые климатические условия сподвигли людей действовать сообща. Поскольку выжить они могли только в коллективе, появилось такое понятие, как род. Для того чтобы выжить, людям приходилось действовать сообща, трудиться и производить блага для своего общества. Эту стадию прошли абсолютно все народы. Каждая родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью. Расчистка леса, охота, земледелие требовали серьезных коллективных усилий, поскольку орудия труда были еще слишком примитивными и их КПД был довольно низок. Каждая родовая община поддерживала отношения с другими общинами, с которыми они обменивались супругами. Ведь членам родовой общины не позволялось выбирать себе жен внутри своего небольшого общества.

определение родовая община

Особенности родовой общины

  • Обязательно коллектив кровных родственников.
  • Общая, неделимая собственность.
  • Совместное хозяйство и проживание.
  • Подсечное земледелие.

Типы родовых общин

Существовало 2 типа общин – материнская, так называемый матриархат, и отцовская – патриархат. Матриархальная родовая община – это был более ранний этап, при котором семья не состояла из мужчины и женщины. Тогда был распространен групповой брак. Детей, не знавших отца, воспитывала мать. Из-за этого имя роду давалось по материнской линии, и степень родства определялась по роду матери. Мужчины в родовых общинах изготавливали бытовую утварь, орудия труда, охотились. Защищали свои жилища от диких животных, нападений со стороны других родов. Женщины же в свою очередь готовили еду, ухаживали за стариками и детьми, присматривали за жилищем. Делами родовой общины занимались старшие женщины с большим жизненным опытом. Отличительной чертой матриархата было почетное положение женщины по сравнению с мужчиной.

родовая и соседская община

Добытая пища делилась по справедливости, поскольку родовая община – это общество равных. Мужчинам доставалась самая грубая часть еды. Но эта доля была значительно больше, чем у женщин. Это объясняется тем, что охотники тратили достаточно много сил. Женщинам, соответственно, нужно было меньше пищи, потому что и сил они тратили меньше. Но пища эта была лучше. Детям давали немного, но зато самое вкусное и питательное.

Власть в родовой общине

В первобытном обществе власть принадлежала роду в целом, а не отдельным лицам рода. Определялась она обычаями и нормами общины. Главный принцип – выживание, сохранение и, конечно же, продолжение рода. Основным институтом власти было родовое собрание, где взрослые члены общины решали все вопросы жизни и устройства своей общины. Детей туда не допускали. Избирался старейшина рода, военачальник, главный по делам охоты. Принятые решения общины должны были выполняться каждым общинником. Старейшины служили своему роду, но за это не получали ни лишней еды, ни лучшей одежды. Зато относились к ним с почтением и уважением. Старейшины гордо носили орлиные перья в волосах или же ожерелья из когтей и клыков хищников.

понятие родовая община

Переход к соседской общине

Постепенно кочевой образ жизни рыболовов, охотников и собирателей сменяется на оседлое хозяйство земледельцев и скотоводов. Это ведет к специализации общин и усилению территориальных связей. Родовая община изживает себя, уступая место соседской.

Причины перехода к соседской общине

  • Переход от подсечного земледелия к пашенному.
  • Изучение техники обработки железа.
  • Совершенствование орудий труда, которое привело к росту производительности труда.
  • Возрастание неравенства среди граждан, появление знати.

Род преобразуется в клан, который состоит из отдельных семейных общин. Наименьшая ячейка соседской общины – домовая община, управление которой передается семейному совету. Главой обычно избирается старший мужчина. В большой семье долгое время сохраняются первобытные отношения, родовая и соседская община служат примером этому факту. Крупные родственные единицы внутри соседской общины перестают быть необходимостью в экономическом плане. На их место приходят малые семьи. Члены соседской общины начинают ощущать себя уже жителями конкретной деревни.

Читайте также: