Ранняя помощь детям с нарушением слуха кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основой коррекционной работы является опора на анализаторные системы ребенка, включая нарушенный слуховой анализатор. Фор­мирование речи как средства общения осуществляется в соответ­ствии с психофизическими и возрастными особенностями ребенка в ходе его деятельности совместно с взрослым.

ВложениеРазмер
rannyaya_abilitatsiya_detey_s_narusheniyami_sluha_v_usloviyah_reabilitatsionnogo_tsentra.docx 14.38 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя абилитация детей с нарушениями слуха в условиях реабилитационного центра.

Тяжелые поражения слуха, приводящие к нарушению развития речи и всей познавательной деятельности ребенка встречаются достаточно часто. При этом в большинстве случаев имеет место нейросенсорная тугоухость или глухота. Помочь малышу могут лишь своевременно начатые коррекционные занятия.

В случае раннего начала коррекционной работы с ребенком с врожденной глухотой или тугоухостью мы можем говорить об абилитации. Абилитация - это процесс развития функции, которая не была сформирована у ребенка или взрослого из-за болезни или какой-то другой причины. Дети с врожденной глухотой и тугоухостью в отличие от позднооглохших людей не умели слышать, понимать речь и говорить из-за глухоты, поэтому мы формируем у них эти навыки.

Абилитация глухих и слабослышащих детей раннего возраста включает в себя комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий: раннее выявление дефекта слуха, слухопротезирование (подбор ребенку индивидуального слухового аппарата, обеспечивающего необходимое звукоусиление или проведение операции кохлеарной имплантации), проведение педагогической коррекции с младенцами и детьми раннего возраста. Необходимо отметить особую важность раннего и адекватного слухопротезирования, именно оно при условии раннего начала коррекционной работы позволяет уже на 1-2 году жизни приблизить речевое и психическое развитие ребенка с нарушенным слухом к уровню развития слышащих сверстников. Основой коррекционной работы является опора на анализаторные системы ребенка, включая нарушенный слуховой анализатор. Формирование речи как средства общения осуществляется в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями ребенка в ходе его деятельности совместно с взрослым. В возрасте до 3 лет коррекционная работа в первую очередь предполагает правильную, рациональную организацию деятельности малыша в период его бодрствования. Педагогическое воздействие на ребенка оказывается в течение всего дня: во время кормления, одевания, прогулок, в ходе игры и т.д. Особое внимание уделяется специальным занятиям по формированию речи, развитию слуховосприятия и обучению произношению. Продолжительность занятий постепенно увеличивается от 5-7 минут в возрасте около года, до 10-15 минут к 2 годам. Учитывая возрастные особенности младенца, занятия с ним проводятся только дома. В нашем центре организуются индивидуальные консультации с родителями малышей до 1 года, в ходе которых мама получает обширную информацию по содержанию и форме занятий с ребенком, а так же имеет возможность ознакомиться с дидактическими пособиями, играми и методической литературой. С детьми старше 1 года домашнее обучение желательно сочетать с занятиями сурдопедагога и других специалистов. Такие занятия проводятся систематически 1-2 раза в неделю, если малыш живет недалеко от реабилитационного центра или периодически в течение 1 недели в месяц, если семья проживает в области. На занятиях ведется работа по следующим направлениям: познавательное развитие в процессе предметно-игровых действий, организация речевого общения с малышом, развитие речи, обучение грамоте, развитие неречевого и речевого слуха, формирование произношения. Родители получают консультацию специалиста по волнующим их вопросам, рекомендации по выполнению упражнений дома.

Маленького ребенка (до 3 лет) желательно воспитывать дома, только в этом случае обеспечивается постоянное, в течение всего дня, педагогическое воздействие на малыша. Вместе с тем важно учить ребенка общаться с другими детьми, включая и слышащих сверстников. С этой целью в нашем центре организованы групповые занятия, на которых проводятся различные развивающие и подвижные игры. Детки раннего возраста посещают также музыкальные занятия и занятия направленные на развитие двигательной сферы

Таким образом, в условиях нашего реабилитационного центра дети с недостатками слуха получают возможность ранней абилитации в наиболее полном объеме и имеют реальную возможность научиться понимать речь и говорить, как их нормальнослышащие сверстники.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения

12-й год в нашем образовательном учреждении воспитываются и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по интегрированному обучению и воспита.

Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра.

"Досуговая деятельность детей в условиях реабилитационного центра" буклет

Данный буклет предназначен в помощь воспитателям, музыкальным руководителям детских учреждений, занимающимся воспитанием и развитием детей с ОВЗ.

Особенности логопедических занятий с неговорящими детьми в условиях реабилитационного центра

Данный материал отражает значимость ранней логопедической работы с детьми 1,5 - 3х лет, раскрывает цели и задачи коррекционного воздействия, в основе которого - тесное взаимодействие с родителями него.

Семинар-практикум для специалистов реабилитационного центра. Использование аппаратного комплекса БОС в условиях реабилитационного центра.

Использование аппаратного комплекса БОС в условиях реабилитационного центра.


Научное исследование в области педагогики и психологии по проблеме помощи детям с нарушением слуха в условиях интеграции в общеобразовательное учреждение
Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Помощь детям с нарушением слуха

Проблема раннего обнаружения нарушения слуха у детей очень важна, и ей уделяется огромное значение. Однако, после выявления нарушения слуховой функции у ребёнка, перед родителями стоит вопрос, что же делать дальше? Как воспитывать и обучать своего ребёнка? Где получить помощь?

Что вам необходимо знать о слуховой недостаточности
Различают два вида недостаточности слуховой функции - глухоту и тугоухость.
Обычно глухотой называют такое по степени снижение слуха, при котором человек не воспринимает на слух речь, даже при использовании слуховых аппаратов или других средств звукоусиления, однако отдельные очень громкие звуки такие больные могут слышать. Абсолютная невозможность восприятия любых звуков встречается редко.
Тугоухостью называют понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все, же возможно при создании определенных условий (приближение говорящего к тугоухому, применение слухового аппарата или другой звукоусиливающей аппаратуры).
Тугоухость и глухоту разделяют на три группы: наследственная, врожденная и приобретенная.
Существует несколько видов тугоухости:
- Сенсоневральная тугоухость (нарушение звуковосприятия). Тугоухость возникает вследствие повреждения внутреннего уха (улитки). Снижение слуха при сенсоневральной тугоухости может быть разной степени – от незначительного до глухоты.

- Кондуктивная тугоухость (нарушение звукопроведения). Происходит нарушение проведения звука по среднему уху. При кондуктивной тугоухости снижение слуха небольшое – 1-2 степени; эти нарушения часто можно вылечить.
- Смешанная тугоухость (нарушение, как звукопроведения, так и звуковосприятия).

Разработана классификация степеней тугоухости:
I — от 26 до 40 дБ, восприятие разговорной и громкой речи 6-3м, восприятие шёпотной речи 2м – у уха;
II — от 41 до 55 дБ, восприятие разговорной и громкой речи 3м – у уха, восприятие шёпотной речи у уха - нет;
III — от 56 до 70 дБ, громкая речь у уха, восприятие шёпотной речи – у уха- нет;
IV — от 71 до 90 дБ, крик у уха, восприятия шёпотной речи нет;

Глухота – 91 дБ и выше, восприятие разговорной и громкой речи – нет, восприятие шёпотной речи - нет.
Вид и степень тугоухости определяется в центре слуха или сурдологическом центре по аудиограмме.

Что делать, если диагноз поставлен?
Вы вышли из кабинета врача - сурдолога, в руках - заключение. Вы пережили самые страшные и черные дни, прошли все стадии развития чувств - шок, понимание "ужаса" диагноза, защитное отрицание диагноза и достигли стадии принятия вашего ребенка таким, какой он есть. Начинается стадии активного действия, когда вы начинаете реально помогать малышу, заниматься под руководством специалистов.

Какие шаги необходимо предпринять?
Во-первых , необходимо наблюдение у врача - сурдолога. Если ограниченность слухового восприятия не поддается лечению, врач может рекомендовать использование слухового аппарата, кохлеарную имплантацию. Однако слуховой аппарат, кохлеарный имплант без определённой коррекционной работы с ребёнком ничего не даёт.
Во-вторых , ребенок должен быть включен в программу помощи. Необходимо составить индивидуальную программу реабилитации (ИПР).
Для детей с нарушенным слухом ИПР включает:
-cлухопротезирование/кохлеарная имплантация (выбор слухового аппарата, необходимость имплантации);

- психологическую поддержку семьи;
-занятия с педагогом;
-мониторинг состояния слуха;
-предоставление родителям информации о новых методах диагностики, лечения и т.д.;
-консультации других специалистов (невролога, педиатра, психолога, офтальмолога и т.д.)

При подтверждении у ребенка снижения слуха, по желанию родителей ребенку можно оформить инвалидность. Инвалидность назначается детям, у которых снижение слуха соответствуют III и выше степени тугоухости.
В-третьих , необходимо как можно раньше обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию. Именно здесь после обследования ребенка вам порекомендуют дальнейший путь его воспитания и обучения, подходящий именно для вашего ребенка.
В-четвертых , в случае если ребёнок, например в силу возраста или иных причин, воспитывается дома, регулярная коррекционная помощь должна быть организована в сурдокабинете, в сурдоцентре.
В-пятых , ребенку необходимы регулярные занятия дома. Но заниматься с ребенком нужно под руководством специалистов-сурдопедагогов.

Для чего нужен слуховой аппарат?
Одним из главных условий развития ребенка с нарушенным слухом является слухопротезирование.
В каком же возрасте следует подбирать слуховой аппарат? Минимальный возраст не ограничен - с момента обнаружения значимой тугоухости.
Прослеживается четкая закономерность - чем раньше ребенок протезирован и начаты сурдопедагогические занятия, тем быстрее будет формироваться его речь.
Итак, вашему ребенку рекомендован слуховой аппарат. Аппарат ребёнок должен носить постоянно. Он помогает использовать самые малые остатки слуха. Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве, для общения со слышащими, для получения полноценного образования.
Подбор и настройка слуховых аппаратов осуществляется в центрах слухопротезирования и сурдологических центрах.
Правильно настроенный, он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.

Как помочь ребенку приспособиться к слуховому аппарату?
Во многих случаях, когда ребенку подобрали слуховой аппарат, его близкие думают, что все проблемы со слухом уже решены. Но ребенку нужно вначале освоить аппарат и привыкнуть к нему. Вы, со своей стороны, можете ускорить этот процесс, если будете соблюдать не сложные правила:
1. Надевайте слуховой аппарат (СА) ребёнку в выключенном состоянии. Сначала включите СА на самое тихое усиление, улыбнитесь и позовите малыша по имени. Через 5-10 минут переключите СА на обычный режим.

2. При адаптации ребёнка к СА старайтесь избегать слишком громких, резких звуков.

3. Говоря что-либо ребёнку, повторяйте это слово или фразу 2-3 раза. Используйте жест только после того, как вы 2 раза произнесли слово или фразу.

4. При общении всегда делайте паузу между своими репликами, чтобы он мог вам ответить, даже если пока не говорит.

5. Если ребёнок старше 2 лет ещё не произносит звуков, стимулируйте его делать это, положив руку малыша на своё горло. Когда вы говорите. При этом ребёнок почувствует вибрацию. Вторую руку ребёнка положите на его горло. Чтобы он попытался произнести что- либо, контролируя свои ощущения с помощью руки.


Что делать, если ребенок отказывается носить слуховые аппараты?
Как правило, если слуховой аппарат хорошо подобран, ребенок очень скоро привыкает к нему и перестает его замечать. Если ребенок отказывается его носить, значит, аппарат чем-то ему мешает. Возможно, он плохо настроен, и ребенка раздражают слишком громкие и резкие звуки. Или неудачно изготовлен ушной вкладыш: на нем может быть острая грань или другой дефект, вызывающий неприятное чувство в ухе. Необходимо как можно быстрее определить и устранить эту причину, для чего нужно сразу же обратиться к специалисту.
При приучении малыша к аппарату не должно быть никакого насилия, а только поощрение игрой и общением с взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.
И еще, следует помнить, что само по себе ношение аппарата не обеспечивает полноценного восприятия речи, эффект может быть достигнут только в результате длительной работы по развитию слухового восприятия.

Что такое кохлеарный имплантант?
При крайне тяжелых потерях слуха и неэффективности слуховых аппаратов делается кохлеарная имплантация (операция ).
По существу, кохлеарная имплантация является разновидностью слухопротезирования. Однако в отличие от обычного слухового аппарата, который лишь усиливает звуки, кохлеарный имплантат (КИ) преобразует их в электрические импульсы, непосредственно раздражающие сохранившиеся волокна слухового нерва.
Имплантант состоит из двух частей: внешней, располагающейся за ухом, и внутренней, которая хирургическим путем вживляется под кожу.
Сигналы, поступающие от КИ в мозг человека, отличаются от стандартных. Поэтому чтобы понимать речь и разбирать нужные звукосочетания, больному понадобится несколько месяцев тренировок по специально разработанной программе.

В настоящее время кохлеарная имплантация проводится детям с односторонней глухотой, а также детям с порогами слуха 80-90 дБ, если им не помогает слуховой аппарат.
В настоящее время считается, что чем раньше проведена операция имплантации улитки, тем быстрее ребенок сможет научиться говорить и, соответственно, адаптироваться в социальном плане. Операция кохлеарной имплантации ребенку может быть выполнена уже возрасте 6—8 мес.
Ее в нашей стране проводят в учреждениях, два из которых находятся в Москве (ФГУ Научно-клинический центр оториноларингологии и ФГУ Российский научно-практический центр Аудиологии и слухопротезирования) и два в Санкт-Петербурге (ФГУ Научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Росмедтехнологий и 122-я больница).


Но следует знать, что сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу, же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в длительной и регулярной педагогической помощи по развитию слухового восприятия и речи.

Как общаться с ребенком с нарушением слуха
Вот несколько основных правил вашего общения с ребенком:

Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова.

Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.

Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко. Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие.

Нельзя внезапно появляться перед плохо слышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.

Комментируйте все свои действия и действия ребёнка так, как это делает хорошая мама нормально слышащего малыша.

Часто задавайте ребёнку вопросы. Комментируя свои и его действия.

Подражайте звукам, произносимым ребёнком (до 2 лет), а также побуждайте его подражать вам или повторять произносимые вами слова, фразы.

При общении с ребёнком говорите короткими фразами с чёткой артикуляцией и не быстро (не отдельными словами, а слитно и естественно, как бы немного нараспев), выделяя ключевые слова интонацией и повторяя их.

Всегда хвалите и поощряйте ребёнка за его действия, которых вы от него ждёте, или даже за попытку этих действий.
Более конкретные указания дадут врач-сурдолог, а также специалисты по обучению слабослышащих детей.

Организация занятий с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха дома
После выявления нарушений слуховой функции у ребёнка, оказывается, недостаточно просто установить слуховой аппарат или вставить имплант в ухо, нужно сразу же приступить к коррекции отклонений в развитии.
Дома с ребенком необходимо проводить систематическое занятия, в содержание которых включается работа по общему развитию, а также специальные игры и упражнения по развитию речи, слухового восприятия.
Длительность занятий и их количество зависят от возраста ребенка, его психофизического состояния. Занятия проводятся в течение дня несколько раз, в периоды бодрствования ребенка. Специалисты рекомендуют с детьми до года проводить три занятия по 3-5 мин; до двух лет - 2-3 занятия по 10 мин; от двух до трех лет - 15-20 мин. Занятия, как правило, проводятся в первой половине дня и после дневного сна. Занятия по различным направлениям работы чередуются. Нужно определить места проведения занятий: на ковре, в игровом уголке, некоторые - за столом.

Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста с нарушением слуха в семье
Важнейшим условием развития слуха ребенка является раннее использование слуховых аппаратов, пользуясь которыми ребенок будет воспринимать некоторые громкие бытовые звуки, особенно при привлечении взрослым внимания к ним. Ношение аппарата будет улучшать гуление, лепет ребенка в процессе общения взрослых с ним. С малышами начинают проводить и специальные упражнения, направленные на умение реагировать на свое имя, на звучание игрушек, определять направление звучания (поворачивать голову на звук), слушать лепетные слова.
Занятия с ребенком младенческого возраста направлены на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах. В процессе занятий у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, развивается способность подражать предметным и речевым действиям взрослого. У ребенка должны появляться голосовые реакции, лепет, понимание значений некоторых лепетных и полных слов. Обязательно должны включаться упражнения по развитию движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения по развитию восприятия (зрительного, тактильно-двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомление с окружающими предметами.
Целесообразно с первого года жизни вести и систематическую работу по музыкальному воспитанию ребенка с нарушенным слухом.
Более систематическая работа начинается на втором году жизни ребенка. Его надо учить различать лепетные и полные слова, обозначающие знакомые предметы. Малыша учат слушать с аппаратом и без аппарата. Постепенно следует увеличивать расстояние, на котором звучат слова. Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с формированием прозносительной стороны речи: малыша побуждают повторять услышанные слова. Постепенно увеличивается число слов и фраз, предъявляемых на слух. Параллельно дети знакомятся с музыкальными игрушками, учатся различать их звучание.
Одновременно со специальными занятиями по развитию слухового восприятия детей учат реагировать и понимать значение различных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта. Развитию слухового восприятия способствует прослушивание грампластинок или аудиозаписей с исполнением детских песенок, музыкальных пьес. Взрослый вместе с ребенком двигается в такт музыке, побуждает его самого выполнять танцевальные движения.

Занятия с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье
Воспитание и обучение происходит в течение всего дня: в процессе режимных моментов (гигиенических процедур, еды, прогулок), игр, свободной деятельности.
Обязательным условием является создание слухоречевой среды в семье, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи. Использование слуховых аппаратов является еще одним фактором успешности проведения работы с ребенком.
Занятия с ребенком должны быть направлены:

на ознакомление с окружающим миром (усвоение значений слов, обозначающих предметы, свойства, действия; понимания фраз с этими словами);развитию зрительного восприятия (зрительное внимание, запоминание, формирование целостного образа предмета, развитие восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений);

развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления, развитию воображения;

формированию элементарных математических представлений;

развитию игровой деятельности ребенка (формирование сюжетно-ролевой игры);

развитию изобразительной деятельности дошкольников (обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию);

Слабослышащего ребенка необходимо возможно раньше научить читать. Для формирования чтения первоначально в процессе разных видов деятельности, в быту, в играх широко используются таблички с написанными печатным шрифтом словами и фразами, которые вначале ребенок воспринимает целостно, а постепенно, по мере овладения чтением, начинает прочитывать по слогам. Принципиально важно уточнять правильность понимания прочитанных слов и фраз. С этой целью после чтения слова ребенок указывает на предмет, выполняет действие, отражает свое понимание в рисовании, лепке и других видах деятельности.
В качестве одного из важных средств развития внимания, воображения, словесной памяти рассматривается рассказывание, в процессе которого взрослый рассказывает ребенку короткие рассказы, сказки. Для лучшего понимания содержания в качестве наглядной опоры используются игрушки, фигурки действующих лиц, картинки. Ребенка учат следить за эмоциональным рассказом взрослого. Многократное рассказывание одних и тех же историй в занимательной, доступной для ребенка форме приводит к тому, что постепенно он сам начинает пересказывать сначала фрагменты рассказов, а затем и целые истории. В процессе рассказывания у старших дошкольников может развиваться творческое отношение: придумывание продолжения рассказов, а потом и самостоятельное сочинение небольших историй и сказок.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Обследуя ребенка на наличие и степень нарушения слуха нужно определить программу обучения и воспитания ребенка.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Как часто в дошкольных учреждениях педагоги сталкиваются с ситуацией, когда ребенок плохо или невнятно разговаривает, не реагирует на голос педагога, или только на голос повышенной громкости.

Логопед, если таковой есть в саду, обследует ребенка на уровень речевого развития, обследует фонетико-фонематические процессы ребенка.

Если есть подозрение на снижение слуха, логопед рекомендует родителям ребенка провести скрининг слуха.

Обследуя ребенка на наличие и степень нарушения слуха нужно определить программу обучения и воспитания ребенка.

При выборе родителями общеобразовательного дошкольного учреждения педагогами составляется индивидуальная коррекционная программа обучения ребенка. Для этого очень важным и необходимым является раннее выявление и коррекционное воспитание, и обучение малыша.

Главная проблема детей с нарушенным слухом в том, что они не слышат или плохо слышат речь окружающих, а значит, у них не развивается или плохо развивается понимание речи и собственная речь.

Речь нужна человеку не только для того, чтобы общаться с окружающими людьми – с помощью речи у ребенка развивается мышление, умение контролировать свои эмоции, память, внимание и другие качества.

Если мы сможем научить слабослышащего ребенка понимать речь, думать, говорить так же, как нормально слышащего ребенка, то он сможет общаться, учиться, а потом и работать, как все дети!

Благодаря современным возможностям медицины, техники, сурдопедагогики мы можем обеспечить ребенку возможность слышать речь окружающих, а значит создать условия для его нормального развития.

Сегодня целью абилитации ребенка с нарушенным слухом можно считать

  • развитие способности понимать речь,
  • говорить и общаться с помощью речи на уровне , приближенном к уровню ребенка с нормальным слухом.

Благодаря этому ребенок с нарушенным слухом интегрируется в слышащее общество — он может учиться со слышащими детьми.

Но для того, чтобы это стало возможным, необходимо:

  1. раннее (2-4мес.) выявление и диагностика нарушения слуха у ребенка;
  2. лечение;
  3. ​ ранее бинауральное слухопротезирование ребенка качественными слуховыми аппаратами (в возрасте 2-6мес.);
  4. ​ регулярный контроль слуха (раз в 6мес.). у многих детей слух ухудшается в первые годы жизни, и значит , они нуждаются в перенастройке или замене слуховых аппаратов;
  5. занятия с сурдопедагогом по развитию у ребенка слуха, мышления и устной речи;
  6. обучение родителей умению развивать у ребенка слух, мышление, понимание речи, говорение во время ежедневных дел;
  7. ​ проведение кохлеарной имплантации, если у ребенка большие потери слуха или глухота.

В абилитации детей с нарушенным слухом участвуют:

1. Врач-сурдолог - проводит диагностику нарушения слуха, слухопротезирование слуховыми аппартами, лечение; работают в сурдологическом центре или сурдологическом кабинете.

2. Сурдопедагог — специальный педагог, который участвует в диагностике нарушений слуха у ребенка, занимается развитием слуха и речи, обучением детей с нарушенным слухом.

3. Врач-оториноларинголог - проводит лечение кондуктивной тугоухости и лечение заболеваний лор-органов, приводящих к нарушениям слуха.

Поэтому хочется пожелать родителям малышей и детей дошкольного возраста: будьте бдительны! Если у вас появились малейшие подозрения по поводу состояния слуха ребенка обратитесь к лор-врачу, посетите сурдологический кабинет в нашем городе или обратитесь к сурдопедагогу в ПМПК (психолого-медико-педагогическую консультацию). Помните, при ранней абилитации мы сможем помочь ребенку!

Коррекционная работа с нарушениями слуха

Коррекция слуховых нарушений у детей первых лет жизни имеет очень большое значение для их адаптации в условиях современного общества.

Благодаря достижениям современной медицины, выявить патологию органов слуха можно даже у новорожденных. При своевременном, то есть как можно более раннем, начале коррекционной работы, ее правильном и систематическом проведении, у большинства детей, несмотря на тяжелую тугоухость и даже глухоту, к 3-5 годам формируется развернутая фразовая речь, а уровень не только речевого, но и общего развития приближается к тому, который имеют в этом возрасте слышащие дети.

Коррекционная работа с нарушениями слуха проводится по нескольким направлениям:

l организация комплексной диагностики;
l составление индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка;
l формирования особенной коррекционно-педагогической среды в условиях семьи.

Программы по обучению и воспитанию

Груповые и индивидуальные занятия по коррекционно-воспитательной работе заключаются в:

l обучении способности воспринимать и произносить звуки;
l развитии понимания устной речи;
l расширении словарного запаса;
l формировании грамматики будущей речи.

Одновременно проводятся занятия по обучению грамоте - чтению и письму. Обязательным условием на всех видах занятий является использование остаточного слуха детей, который усиливает специальная аппаратура - слуховые аппараты или кохлеарные импланты.

Коррекционное обучение проводится в специализированных дошкольных учреждениях - яслях и детских садах для детей с нарушениями слуха. В них дети находятся с 2 до 6 лет, а с 6 лет - обучаются в школах для слабослышащих детей.

Очень важным условием коррекционно-воспитательной работы является обучение родителей правильному общению с глухим и слабослышащим ребенком, выполнению рекомендаций по его воспитанию и проведению специальной работы по формированию его речи.

Знание особенностей психологии и физиологии глухого или слабослышащего ребенка, выдержка и терпение, профессионализм и уверенность в успехе, а, главное, любовь к детям всех работающих с ними специалистов, обязательно помогут ребенку преодолеть барьер между ним и окружающим миром, слышать, разговаривать и полноценно развиваться наравне со сверстниками.

Читайте также: