Ранняя лирика есенина кратко

Обновлено: 04.07.2024

Россия предстает землей обетованной, освященной свыше, пользующейся прямым покровителем Бога: Земля моя золотая! Осенний светлый храм!

Христианство у Есенина носит народный характер. Традиции идут скорее не от Библии, и не от книжной культуры Православия, а от православия народного. Чисто формально используются мотивы и образы, характерные для полуапокрифического жанра “духовных стихов”, да и для народного фольклора вообще. Очень важна для поэзии Есенина связь с народным творчеством. Он использует песенно-частушечные размеры:

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновые меха.

Выходи встречать к околице, красотка, жениха,

и это придает его лирике особенную музыкальность.

Народное православие с самых древних времен причудливо переплелось с язычеством. В каждом нищем-бродяге может жить сам Христос, и его можно пожалеть, как брата:

И может быть пройду я мимо

И не замечу в тайный час.

Что в елях — крылья херувима,

А под пеньком — голодный Спас.

И природа, на которую он молится, одушевляется, наделяется качествами, свойственными только человеку, а сам человек растворяется в ней и теряет личные качества. Стихи Есенина — это заклинание природы.

О язычестве раннего Есенина говорит и название его первой книги “Радуница”. Радуница — это церковный праздник поминовения усопших, восходящий к дохристианскому празднованию в честь Рода, божества-предка. Богородица сливается с образом богини-матери, земли, творящей силы природы. Спас также предстает чуть ли не языческим божеством.

Лирический герой ранней лирики Есенина — откровенный язычник:

Счастлив, кто в радости убогой.

Живя без друга и врага.

Пройдет проселочной дорогой,

Молясь на копны и стога.

Мироощущение простого русского крестьянина, любви к родной природе, родной стране, к близким людям.

Удивительны имена персонажей. Многие из них – измененные имена Нового и Ветхого Завета: Иешуа, Понтий Пилат, Иуда, Марк Аврелий… Кот Бегемот имеет параллель своего имени в Библии, Азазелло – падший ангел в Ветхом завете. По библейской легенде он научил женщину искусству макияжа. Совсем не случайно именно он передает Маргарите чудодейственную мазь, благодаря которой женщина превратилась в ведьму. Азазелло является также изобретателем зеркала. Эта его способность нашла отражение на страницах книги – он выходит из зеркала в квартире №50.

Нет зла без добра, нет Сатаны без Бога, и Сатана также естественен в мире, как обитель добра. Это основная философская мысль в романе. Поэтому Воланд в этом произведении перестает быть носителем зла. Действия его становятся естественным продолжением и дополнением миропорядка. Более того, у Булгакова Сатану легко воспринять и как ревизора от Бога. Он – исполнитель его воли. Ведь это дьявол выполняет просьбу Левия Матвея от имени Бога – устроить судьбу мастера в новой жизни.

Таким образом, объективно Воланд творит добро, но он и не очень-то стремится делать зло. Самый главный и самый страшный дьявол у Булгакова – это человеческое общество. Воланд – князь тьмы – по сравнению с ним мелкий хулиган. Прибыв на инспекцию в Москву 30-х годов, он практически в растерянности: ему нечего делать, негде творить свое исконное зло. Все уже сделано, остается лишь подбирать какие-то крохи. А людишки так испоганились, что где Сатана не повернется, кого не щелкнет по носу – все негодяй, все мелкий бес, по сравнению с которым и свита Воланда – веселые шалуны.

По мысли писателя, современное ему общество, без помощи дьявола, проделало всю дьявольскую работу по совращению людей во все смертные грехи, по искушению и растлению. Здесь дьяволу уже нечего делать.

Власть не только возвышает человека над людьми, но и делает его своим рабом. Душевные человеческие порывы уступают место рассудочному политиканству. Несвобода берет верх над свободным волеизъявлением. А это уже трагедия для сильной личности, погубившая в разные времена многих талантливых царедворцев. И все же в сцене бесед с Иешуа Пилат, понявший, что судить можно только совестью, оказался на высоте. И помог ему в этом Иешуа Га-Ноцри.

Вместе с тем Пилат – неординарный и противоречивый человек. Эта сложность заметно прослеживается в дискуссиях с Иешуа. Прокуратор, будучи умным человеком, прекрасно понимает величие своего собеседника, его талантливость как врача телесного и духовного, которого ни в коем случае нельзя убивать. Но, по сути, Пилат является прямым виновником смерти философа, так как общественное мнение толпы, на которое он переложил свою вину, оказалось сильнее. Зло, совершенное Пилатом, не прошло бесследно: прокуратор обрек себя на вечную иллюзорность существования.

Мастер, Га-Ноцри, Маргарита не могут жить среди людей, в которых сместились все ценности. Нравственные люди, которые стараются идти по жизни в согласии со своей совестью, имеют собственную точку зрения, оказываются за бортом жизни, их заглатывает серая толпа: Иешуа оказывается на кресте, а Мастер – в психлечебнице. Совершенно очевидно, что поэтому Булгаков не принимает и не может принять современной ему действительности, порожденной данным обществом. Это государство для него страшнее самого Дьявола.

Все три временные категории в романе даются Булгаковым в единстве. Где бы мы ни побывали по воле писателя – на Патриарших прудах в Москве, в древнем Ершалаиме или в потустороннем мире Воланда – везде мы ощущаем некое единство в разрешении вечных проблем Добра и Зла, свободы и несвободы, мужества и трусости.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16

1. Место поэзии К. Бальмонта в символизме.

К.Бальмонт и символизм

Черты символизма у Бальмонта:

* мелодичность – важна стихия музыки, она дает зыбкость, таинственность. Звучание слова важней его смысла.

Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

Лелею травы, лелею нивы

* музыкопись – Бальмонт не первое лицо в символизме (по сравнению хотя бы с Блоком), но его мелодическая организация стиха очень точно характеризует символизм.

Бальмонт считал себя поэтом мгновения, которое он пытается остановить, поймать, передать от него впечатление (его часто сравнивали с художниками-импрессионистами).

- повышенное внимание к технике стиха!

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Ритмический рисунок воспроизводит лестницу, это прием, часто употребляемый у символистов называется – синтаксическим параллелизмом.

Повторяет о неуловимости – мечта не конкретизирована, это некая грёза, что-то идеальное.

Восхождение на башню – прозрение, поэту (эго!) открывается тайна бытия, а все остальные во тьме, внизу. Заканчивается стих:

Я узнал как ловить уходящие тени

Уходящие тени потускневшего дня

Торжество гордыни поэта-символиста, ему открыта тайна, он уподобился Создателю, но затем:

И все выше я шел, и дрожали ступени

И дрожали ступени под ногой у меня

Т.е. процесс познания тайны бесконечен.

Пик популярности Бальмонта – 1905 год, его читают, издают, он некое солнце поэтов-символистов, шлягер того времени. В нем нет ничего экстраординарного, но он удивительно мелодичен и своей гармонией звуков завоевал себе читателя. В Бальмонте появляется страшное явление – желание нравиться, желание быть кумиром, которое является основанием для рождения массовой культуры – очень опасного феномена 20 века.

2. Основные тенденции развития современной прозы.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17

1. Тема любви в рассказах И. Бунина.

Бунин не признавал идею прогресса. Есть только 3 вещи, которые неизменны: болезнь, любовь, смерть.



Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Выходит первое печатное издание мало кому известного двадцатилетнего поэта из Рязани - Сергея Есенина. Могут ли стихи, наполненные светлым чувством к Родине и всему живому на Земле, оставить кого-нибудь равнодушным? Чем отличается от других поэтов Сергей Есенин? Ранняя лирика Есенина и ее особенности будут рассмотрены далее.

Сергей Есенин ранняя лирика

Биография поэта

Сергей Александрович Есенин родился 18 октября 1895 года. Когда поэту исполнилось два года, мать ушла от отца, а воспитанием Сергея занимались бабушка и дедушка. Они жили в достатке и воспитывали еще троих сыновей, с которыми и проводил большую часть времени Сергей. Они научили поэта плавать и работать на поле.

Именно бабушка привила поэту любовь к литературе. Она рассказывала Сергею массу народных сказок, песен и частушек. Считается, что бабушкины рассказы стали толчком для написания собственных произведений. Дед Сергея Александровича был знатоком церковных книг, поэтому в семье Есенина было принято проводить ежевечернее чтение книг на религиозную тематику.

особенности ранней лирики есенина

После окончания обучения в школе Есенин вернулся в Москву и устроился на работу в мясную лавку к своему отцу. После он работал в типографии.

Особенности ранней лирики Есенина

Сергей Александрович - один из гениальнейших поэтов России. Могут ли стихотворения, пропитанные огромной любовью к родине и всему живому на планете, оставить кого-нибудь равнодушным? Конечно нет. В произведениях поэта присутствует любовь и к родной земле, и к природе, а также к женщинам и животным. Но этим ли отличается Сергей Александрович Есенин? Ранняя лирика поэта - это вечная борьба человеческих эмоций, положительного и отрицательного, света и тьмы, богатства и бедности. Даже в самые тяжелые моменты поэт не изменяет своей Родине и народу.

Есенин ранняя лирика

В творчестве Есенина всегда присутствуют самые сложные социально-классовые, моральные и этические проблемы. Поэт постоянно находится в раздумьях о судьбе России. Именно любовь к ней была главной темой в творчестве поэта. Также лирико-философские стихи пишет Есенин. Ранняя лирика поэта имеет философские черты. В таких произведениях масса сокровенного и лично пережитого литератором переплетается с человеческой добротой и теплом. Именно этого сейчас и не хватает в нашем мире.

Прозаик

Чем ещё может удивить нас Сергей Есенин? Ранняя лирика поэта славится не только замечательными стихотворениями, но и романтично-эмоциональными прозаическими произведениями. Они открыто показывают народную жизнь. Есенин стал первопроходцем советской поэзии. Он один из первых осмыслил, а также раскрыл значение Октябрьской революции для общества. Он считал, что именно революция открыла человечеству путь к духовному возрождению.

ранняя лирика есенина стихотворения

Ранняя лирика Есенина: стихотворения

Лирика Сергея Александровича пронизана душевностью и искренностью, добротой и беспокойством за судьбу своих соотечественников, а также народов других стран и национальностей.

Произведения Есенина актуальны и сегодня. Они призывают сохранять мир во всем мире и затрагивают самые острые проблемы нашего времени. Время идет, история меняется. Есенин, как никто другой, это чутко чувствует и нередко размышляет на морально-этическую и политическую темы. Каждое стихотворение великого мастера пера прекрасно по своему. Достаточно сложно выделить лучшее, ведь каждое произведение несет что-то свое, необычайно прекрасное.

Ох, как часто в своих произведениях поэт пишет о русской березке. Именно с ней литератор ассоциирует Россию. Читая стихотворения Есенина, невольно переносишь себя в березовую рощу, где слышно, как завораживающе поют птицы и капает березовый сок.

Природа в стихотворениях Сергея Александровича Есенина

Как говорилось ранее, о природе также любил писать Есенин. Ранняя лирика наполнена массой стихотворений, которые пропитаны любовью к природе и всему живому. Поэт в своих произведениях сравнивает природу с божественным храмом, звезды - с небесными лампадками, и это лишь малая часть его метафорических сравнений.

Нередко в произведениях Есенина пейзажная лирика переплетается с библейскими образами. В его стихах наиболее часто встречается синий и голубой цвета, а также множество их оттенков. Однако, чтобы придать торжественность стихотворению, он добавлял малиновой краски.

Гордецкий восхищался Есениным. Он считал, что хороший поэт должен распознавать все цветы родины. По его мнению, Есенин каждую травинку не только знал, но и называл по имени-отчеству. Интересно, что при исследовании творчества Сергея Александровича в его произведениях было насчитано по двадцать разновидностей деревьев и цветов, а животных и птиц - около ста.

Немалую роль в произведениях поэта играли образы луны и солнца. Нередко Есенин использовал мифы о небе, солнце и луне для создания собственной системы знаков и символов. Именно этим всем и характеризуется ранняя лирика Есенина. Стихотворения наполнены любовью ко всему живому, и это не может оставить равнодушным.

Интересные факты

Тайнами овеяна и смерть поэта. По официальным данным, Есенин наложил на себя руки. Однако литературоведы считают, что это не так, ведь в последний вечер поэт был в приподнятом настроении и ни слова не обмолвил о каких-либо переживаниях своим друзьям.

стихи есенина ранняя лирика

С. А. Есенин - великий прозаик и поэт. Трепетной любовью к родной земле, растениям, животным и людям пропитаны все стихи Есенина. Ранняя лирика литератора ассоциируется с бурей эмоций, самыми сложными политическими и моральными проблемами. Темы его произведений актуальны и в наше время.

Краткая биография

Огромное влияние на раннюю лирику Есенина оказали впечатления детских и юношеских лет. Сергей Есинин родился в Константиновке, небольшом селе Рязанской губернии. С ранних лет его воспитывал дедушка. Он был зажиточным человеком и хорошо знал церковные книги. Сергею Есенину не довелось познать тяжелый крестьянский труд, но он был хорошо о нем наслышан.

Будущий поэт окончил четыре класса сельской школы, позже учился в церковно-учительской школе. В 1912 году подался в Москву к отцу, который на время служил у купца. В столице работает в типографии, присоединяется к литературно-музыкальному кружку Сурикова. В свободное время посещает лекции в народном университете Шанявского.

Первые его стихи появились в московских журналах в 1914-м. Его восторженно воспринимают в столичной литературной среде как посланца русской деревни и бескрайних полей. Именно с таким амплуа входит Есенин в среду русской литературы Серебряного века.

есенин ранняя лирика

Особенности ранней лирики

Этому русскому поэту посвящены уроки в 11 классе. И ранняя лирика Есенина тоже рассматривается, вот только не всегда этому вопросу уделяется достаточно внимания. Обычно в школьной программе только кратко рассказывается о ранней лирике поэта. И эта краткость заключается лишь в обобщении, что основной темой лирики на раннем этапе творчества является любовь к Родине, описанная с нотками народного фольклора и традиций. Поэтому стоит более основательно рассмотреть раннюю лирику Есенина.

В ранней лирике Есенина прослеживаются гармония и полнота эмоций. Поэт подчеркивает красоту русских девушек, передает особенности человеческого характера характеристиками растений. В его стихотворениях человек растворяется в природе, становясь ее неотъемлемой частью. Есенин возвышает красоту окружающего мира и ставит природу на первое место, делая человека всего лишь небольшой ее частью.

ранняя лирика есенина

Фольклор

Также в ранней лирике Есенина прослеживается сильное влияние народного фольклора. Даже некоторые его стихотворения по своему слогу напоминают частушки и имеют очень мелодичное звучание. Есенин выражал чувства посредством использования пейзажной лирики. Стихотворения ранней лирики Есенина просты в своем повествовании, эмоциональные и даже сегодня актуальные.

Что говорят литературоведы?

Литературоведы, что детально рассматривали поэзию поэта, говорят о ранней лирике Есенина другими словами. Его творчество неоднородное и неравноценное. В стихотворениях, особенно в первых, сталкиваются противоположные поэтические традиции и заметны неодинаковые социальные устремления поэта. Он постоянно делал попытки подтянуть это противоречие к какому-то одному ряду стихотворений и выделить один единственный звонкий мотив. Подчас это стремление вызывало противоречивые настроения в лирике, которые ставили исследователей в тупик.

есенин жизнь и творчество ранняя лирика

Если же проводить анализ ранней лирики Есенина в целом, то поэт удивительно правдоподобно раскрывает социально-психологический мир. Как и многие поэты его времени, он нередко сталкивался с влиянием случайных инородных веяний. И все же произведения Есенина базировались на постоянной составляющей: безудержном удальстве, безмятежной радости, кротости, унынии и грусти.

Крестьянство и революция

ранняя лирика есенина стихи

Мелодии родного края

Первые стихи Есенина написаны под детскими впечатлениями, основная их часть датируется 1910 годом. После того как поэт переехал в Москву, он испытывал влияние различных литературных веяний. Однако устойчиво и неизменно в его стихах звучали мотивы родного края, которые обретали более определенную форму поэтического выражения.

ранняя лирика есенина урок в 11 классе

Есенин хорошо разбирался в бытовых вопросах и в психологии простых рабочих. От них он перенял глубокую любовь к Родине, природе и устным старинным преданиям.

Церковь и патриархальные порядки

Некоторые исследователи уверяют, что не последнее влияние на стихи ранней лирики Есенина оказала закрытая церковная школа. Учеба в этом заведении помогла поэту расширить круг своих знаний, в том числе и в области литературы. К тому же церковь хранила своих воспитанников от пафосных идей ХХ века и революционных течений. В закрытой школе воспитывались ученики в духе патриархально-религиозной старины.

Вот только Есенину были более интересны песни, сказки и частушки, что бытовали на его родине. Вопреки религиозному влиянию он начал подражать в своем творчестве фольклору. В своей автобиографии сам поэт указал, что начал писать стихи рано, а основным источником вдохновения были сказки, что ему рассказывала бабка. Ему не нравились некоторые истории с плохим концом, и он переделывал их на свое усмотрение. Когда писал стихи, то подражал частушкам, а в церковь ходить не любил, да и в бога не верил.

ранняя лирика есенина стихотворения

Уже гораздо позже, в зрелом возрасте, Есенина спросят, что повлияло на его творчество, и он уверенно скажет, что в самом начале огромное влияние имели деревенские частушки.

Технические характеристики

В ранних работах Есенина поэтический образ простой и прозаичный, без особой вычурности. В стихах еще не успела обрести силу метафора, однако заметны ее индивидуальные особенности. Сами лирические чувства неглубокие и лишены серьезных переживаний. Эмоциональность ранних произведений схожа с порывами ветра, теплым летним вечером.

сергей есенин ранняя лирика

Что касается выразительных средств, то поэт чаще всего использует эпитеты и несложные сравнения. Каждая строфа – это маленькая картинка, которая появилась в процессе личных наблюдений, а потом оформилась в желание передать чувства, которые ощущал сам поэт, наблюдая за чем-то. Все что поэт видел, он выражал самой простой, бытовой лексикой, практически никогда не употребляя сложных слов.

Вот такая она, ранняя лирика Есенина. Жизнь и творчество поэта неразрывно связаны. Неважно, что происходило в жизни Есенина, он обязательно писал об этом в своих стихотворениях. Наличие таланта и отсутствие политически-религиозной остроты в произведениях – вот что сделало его певцом благочестивой мужицкой Руси.

Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе. Его ранняя лирика носит религиозный характер, и огромную роль играют в ней по-своему осмысленные библейские образы. Россия предстает землей обетованной, освященной свыше, пользующейся прямым покровителем Бога:
Земля моя золотая! Осенний светлый храм!
Христианство в ранней лирике Есенина носит народный характер. Традиции идут скорее не от Библии,

и не от книжной культуры Православия, а от православия народного. Чисто формально используются мотивы и образы, характерные для полуапокрифического жанра “духовных стихов”, да и для народного фольклора вообще.
Народное православие с самых древних времен причудливо переплелось с язычеством. В каждом нищем-бродяге может жить сам Христос, и его можно пожалеть, как брата:
И может быть пройду я мимо И не замечу в тайный час. Что в елях – крылья херувима, А под пеньком – голодный Спас.
Вся природа, как и характерно для языческого сознания, предстает одушевленной, мистически преобразованной,

антропоморфной. О язычестве раннего Есенина говорит и название его первой книги “Радуница”. Радуница – это церковный праздник поминовения усопших, восходящий к дохристианскому празднованию в честь Рода, божества-предка. Богородица сливается с образом богини-матери, земли, творящей силы природы.

Спас также предстает чуть ли не языческим божеством.
Лирический герой ранней лирики Есенина – откровенный язычник:
Счастлив, кто в радости убогой. Живя без друга и врага. Пройдет проселочной дорогой, Молясь на копны и стога.
И природа, на которую он молится, одушевляется, наделяется качествами, свойственными только человеку, а сам человек растворяется в ней и теряет личные качества. Стихи Есенина – это заклинание природы, они переполнены прямыми обращениями:
Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка. Что загляделась в пруд?
Ранняя лирика Есенина очень гармонична. В ней присутствует целостная, стройная картина мира, позволяющая сказать о природе нечто такое, чего до него в литературе еще не говорили.
Очень важна для поэзии Есенина связь с народным творчеством. Он использует песенно-частушечные размеры:
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновые меха. Выходи встречать к околице, красотка, жениха, и это придает его лирике особенную музыкальность. Ранняя лирика Есенина в художественной форме выражает мироощущение простого русского крестьянина, но не исчерпывается им. а повествует об общечеловеческих ценностях – любви к родной природе, родной стране, к близким людям.
Есенин – это один из наиболее читаемых в наше время поэтов, он остается всегда современным, потому что близок к народу.

Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе.

Его ранняя лирика носит религиозный характер, и огромную роль играют в ней по-своему осмысленные библейские образы. Россия предстает землей обетованной, освященной свыше, пользующейся прямым покровителем Бога:

Земля моя золотая!

Осенний светлый храм!

Радуница – это церковный праздник поминовения усопших, восходящий к дохристианскому празднованию в честь Рода, божества-предка. Богородица сливается с образом богини-матери, земли, творящей силы природы. Спас также предстает чуть ли не языческим божеством.

Лирический герой ранней лирики Есенина – откровенный язычник:

Счастлив, кто в радости убогой.

Живя без друга и врага,

Пройдет проселочной дорогой,

Молясь на копны и стога.

И природа, на которую он молится, одушевляется, наделяется качествами, свойственными только человеку, а сам человек растворяется в ней и теряет личные качества.

Стихи Есенина – это заклинание природы, они переполнены прямыми обращениями:

О тонкая березка.

Что загляделась в пруд?

Ранняя лирика Есенина очень гармонична. В ней присутствует целостная, стройная картина мира, позволяющая сказать о природе нечто такое, чего до него в литературе еще не говорили.

Очень важна для поэзии Есенина связь с народным творчеством. Он использует песенно-частушечные размеры:

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновые меха.

Выходи встречать к околице, красотка, жениха. . .

и это придает его лирике особенную музыкальность. Ранняя лирика Есенина в художественной форме выражает мироощущение простого русского крестьянина, но не исчерпывается им, а повествует об общечеловеческих ценностях – любви к родной природе, родной стране, к близким людям.

Есенин – это один из наиболее читаемых в наше время поэтов, он остается всегда современным, потому что близок к народу.

В поэзии С. Есенина легкость пушкинского стиха сочетается с детской наивностью, почти с нежной любовью к природе, Родине.

Мелодичность и плавное течение строк принесли поэту всеобщее признание.

Уж не сказ ли в прутике

Жистъ твоя и быль,

Что под вечер путнику

Но не только это привлекает нас в стихах Есенина. Удивительно красочно и живописно поэт описывает нам богатство и красоту русской природы.

Вяжут кружево над лесом

В желтой пене облака.

В тихой дреме под навесом

Слышу шепот сосняка.

Причем есенинские стихи есть не что иное, как признание в любви просторам России, сапфировым рекам и озерам.

Я – пастух; мои палаты –

Межи зыбистых полей.

По горам зеленым – скаты

С горком гулких дупелей.

Россия еще утопает в мягкой тиши. В раннем творчестве любовь к Родине у Есенина воплотилась именно в чувствах к тихому патриархальному быту деревеньки с ее хороводами у костров, весенней пахотой, крестьянской жизнью:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

С. Ф. Батин, МКОУ "Реконструкторская СОШ", п. Реконструкция, Волгоградская область

Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?

Опубликовать статью в журнале из списка ВАК - бесплатно без регистрации

Читайте также: