Специфика становления государственности бывших советских республик кратко

Обновлено: 07.07.2024

Все союзные республики с периода трагических авгу­стовских событий вынуждены были взять общую ориента­цию на полную независимость от Центра, поскольку он пе­рестал существовать еще до Беловежских событий (7—8 де­кабря 1991 г.). Раньше других на этот путь стала Российская Федерация, ведомая президентом Ельциным.

войнами и вооруженными конфликтами, межплеменными противоречиями, с неразвитой системой правоохранитель­ных и судебных систем, отсутствием профессиональных кад­ров управления и т. д. и т.п.).

Процессу формирования Российского государства была свойственна целая группа специфических особенностей; при­ведем некоторые (основные) из них.

Первая особенность. Наиболее отчетливой, выдающейся особенностью Российской (буржуазной) Республики было то, что ее формирование началось в зародыше советской социа­листической России, находящейся в составе СССР. Горба­чевская демократическая революция позволила свершиться мирному переходу Власти в РСФСР к несоциалистическому парламенту во главе с Ельциным в мае 1990 г. То обстоятель­ство, что многие члены Верховного Совета были формально членами КПСС, не меняет дела — они получили свои депу­татские мандаты как раз в жесткой борьбе с партийной бю­рократией КПСС. Поэтому не случайно фактическое объяв­ление войны этому парламенту союзной партийной властью. Далее, правительство, сформированное парламентом Рос­сии, — по представлению Ельцина — было также не партий­ным. Все законодательство, принятое нашим Верховным Советом со дня своего прихода к власти, было однозначно направлено на формирование буржуазной демократической республики, в которую трансформировалась советская со­циалистическая Россия путем конституционных изменений.

Третья особенность заключается в том, что процесс ста­новления новой суверенной российской буржуазной демо­кратической республики развивался в условиях нарастаю­щих противоречий между законодателем, с одной стороны, и нрезидентско-правительственной исполнительной властью — с другой. Неожиданно для меня ельцинисты в этой полити­ческой борьбе (в целом вполне соответствующей той обста­новке и не являющейся чем-то необычным для зрелых демо­кратий, когда в конце концов находятся нужные компромис­сы) стали использовать самые подлые по своему коварству методы и средства, какие не использовались даже партийной бюрократией.

А цинизм превращается в тактику этих, по сути, контрре­форматорских сил, ставящих осуществление задачи мгно­венного формирования узкой прослойки сверхбогатой ком­прадорской буржуазии, камуфлируя эту задачу стремлением создать некую квазирыночную экономику. Общую полити­ческую ситуацию усугубляла полная неспособность Ельци­на быть лидером современного государства. (Он мог быть адекватным лишь на вторых-третьих ролях.) Это проявля­лось, в частности, в следующем:

• Обнаружившаяся неспособность Ельцина подбирать умных и толковых людей для сложнейших реформаторских процессов. Не будучи способным к такой деятельности, пра­вительство использовало привлечение целой армии ино­странных специалистов-консультантов, совершенно не пред­ставляющих себе российские реалии. Отсюда — их ущербные рекомендации. Действия по выполнению этих принципи­ально непригодных средств по реформированию экономики буквально привели в рекордно короткое время все народное хозяйство в полный коллапс, с соответствующими произ­водственными, финансовыми и социальными эффектами.

• Как опытный партаппаратчик, Ельцин начал искать ви­новных в своих провалах — он очень боялся гнева народа и потери власти, которую, кстати, получил не благодаря своим способностям и уму. В истории бывают разные обстоятель­ства, и даже — стечение самых разных обстоятельств, когда глупый, но хитрый и пронырливый становится правителем, а умный оказывается на гильотине или в Лефортово. И тако­вых (виновных) нашли в Верховном Совете. Вот и вся хит­рость. Далее — пропаганда, ложь, клевета — в тотальных мас­штабах.

К скоротечному развалу СССР бывшие республики были совершенно не готовы, что убедительно подтвердили последующие этапы трансформации большинства постсоветских государств (за исключением прибалтийских):

· за пятнадцать лет независимого существования постсоветские государства не смогли достигнуть советского уровня ВВП,

· в большинстве из них политическое управление до сих пор осуществляется в той или иной мере авторитарными методами, поддерживаемыми большинством населения и сдерживаемыми преимущественно международным давлением.

На первом этапе трансформаций украинское общество институционально ничем существенно не отличалось от российского или белорусского, общими были в тот период и характеристики массового сознания, и социально-классовая структура, и уровень жизни населения.

Трудно назвать хотя бы один социальный институт, который не был бы полностью или частично разрушен в результате постсоветских преобразований. Принципиальные изменения не коснулись разве что института семьи. Разрушение старых социальных институтов осуществлялось законодательным путем. 1) Каким бы экономически неэффективным ни был процесс приватизации государственной собственности в первые годы его осуществления, он основывался на легальном базисе, исключающем возможность государственной монополии на собственность в сфере производства и торговли. 2) Как бы близок по духу ни был институт исполнительной власти в постсоветских государствах к советской партийной монополии, его законодательно определенные полномочия и сам способ функционирования (на основе демократических выборов) принципиально отличаются от института однопартийной власти.

В этот период практически одномоментно возникают и приобретают легальность новые основополагающие социальные институты:

· президентская вертикаль власти,

· многопартийная система без доминирующей роли запрещенной КПСС,

· частная собственность и крупный бизнес,

· деидеологизированные силовые структуры.

Фактически создается совершенно новая институциональная инфраструктура, которая в тот период пользуется преобладающей поддержкой населения. Легитимный статус приобрела система учреждений, которые по сути своей не были способны осуществлять функции, необходимые для подкрепления декларативно принятых норм и ценностей демократического общества:

· властная элита не готова была к диалогу с оппозицией и общественностью,

· судебная власть оставалась зависимой от исполнительной,

· предприниматели ощущали себя обладателями не “священной”, а украденной у государства собственности,

· наука, культура, образование продолжали свое существование как “остаточный сектор” государственной экономики.

И массовое сознание, декларативно поддерживавшее рыночную экономику, политическую демократию и правовое государство, сохраняло в полном объеме патерналистские стереотипы, психологию зависимости от государства и беспомощности перед его произволом.

Наиболее ярким примером развития бывших советских республик является Украина. В системе координат “закрытое — открытое общество” Украина занимала весьма своеобразную позицию “полуоткрытого общества” с значительным продвижением к открытости по линии политических свобод и крайне незначительным — в экономической сфере. “Украинская модель” первого этапа посткоммунистической трансформации общества, при всей ее экономической неэффективности, оказалась состоятельной в одном — способности сохранить в стране мир и избежать открытой внутренней агрессии и кровопролития. Именно в этом первый Президент Украины Л. Кравчук видел определенный успех своей внутренней политики, который свидетельствовал в пользу избранной властями “консервативно-охранительной” стратегии развития государства и общества в условиях общих для всех посткоммунистических стран социально-экономических потрясений. Действительно, с точки зрения внутриполитической стабильности, Украина оказалась одной из немногих бывших советских республик, которым удалось избежать непримиримой конфронтации различных политических сил и кровопролитных конфликтов.

Хотя власти Украины постоянно подчеркивали свою приверженность западной идеологии и свое стремление к интеграции с Западом, образовавшееся “государство-кентавр” (с головой, направленной на Запад, но не способное реально двигаться в вожделенном направлении из-за упирающегося “социалистическими копытами” базиса) являло собой “переходный социум”, чей статус становился все более неопределенным с точки зрения демократической и рыночной перспективы. Под воздействием разнонаправленных импульсов политического и экономического развития “общественный организм” эволюционировал в направлении, противоположном первоначальным декларированным ожиданиям, когда на фоне массового разочарования в чудодейственности демократических деклараций усилилась ностальгия по утраченному “социальному порядку”.

1991 – 1992 гг.

· Ориентация на рыночные механизмы регуляции экономики

· Массовая поддержка государственной независимости

· Коммунистическая партия утрачивает массовую поддержку

· Ответственность за кризис возлагается на коммунистический режим

Гг.

· Ориентация на государственную поддержку производственного сектора

· Преобладающая поддержка реинтеграции с СССР

· Коммунистическая партия — главная оппозиционная сила и претендент на власть

· Ответственность возлагается на демократически избранную власть

Процесс становления такого рода институциональной системы был сопряжен с заметным ухудшением экономической ситуации в стране — падением ВВП, ростом безработицы, снижением уровня жизни населения, на фоне которого происходило нарастание пессимистических настроений, неудовлетворенности жизнью, неуверенности в будущем и недоверия к властным структурам. Но, тем не менее, сохранялась определенная социальная стабильность, позволившая властным структурам осуществить ряд важных для последующего преодоления социально-экономического кризиса политических и экономических реформ: была принята Конституция, осуществлены денежная реформа и массовая приватизация, в результате чего уже в 1998 году большинство предприятий перешли в частную собственность. Во многом благодаря этому ко второму сроку президентства Л. Кучмы была создана база для начала экономического подъема, в котором был реально заинтересован бизнес-класс, первоначально взращенный главным образом на псевдо- и внерыночных операциях – трастовых и валютных аферах, бартере и поиске ренты, основанном на дотациях из государственного бюджета и присвоении права на приоритетное использование природных ресурсов. Парадокс десятилетнего правления Л. Кучмы заключался в том, что экономически провальный период с 1994 года по 1999 год характеризовался политической стабильностью, тогда как вполне успешный с экономической точки зрения второй президентский срок сопровождался бурными политическими волнениями и бесславно закончился на невиданных до этого в посткоммунистическом мире 12% роста ВВП. К 2004 году, когда наблюдался существенный рост уровня жизни и социального самочувствия большинства населения, многие граждане Украины проявили повышенный интерес к политическим коллизиям, связанным с окончанием “эпохи Кучмы” и необходимостью выбора его преемника.

Единство СССР с одной стороны, в большой мере опиралось на единство правящей партии, а с другой – на плановую экономику и централизованное распределение ресурсов. Кризис КПСС и ее раскол, переход к рыночным принципам организации экономики на фоне надвигающегося социального краха предрешили судьбу СССР.

Пытаясь остановить распад, руководство СССР предпринимает попытки заключения нового союзного договора, проводится референдум по сохранению единого Союза, однако руководство СССР уже потеряло механизмы воздействия на республики и процесс распада СССР продолжался. В этих условиях ряд руководителей страны пытались в августе 1991 г. путем введения чрезвычайных мер восстановить прежнюю форму государственного единства. Поражение ГКЧП способствовало дальнейшему развалу СССР: большинство союзных республик заявили о независимости.

8 декабря 1991 г. Россией, Украиной и Белоруссией было подписано Соглашение о создании СНГ, предусматривавшее роспуск Союза ССР. Окончательно СССР прекратил существование после встречи президентов 11 республик в Алма-Ате 21 декабря 1991 г.

В августе 1991 г. в процессе противостояния ГКЧП в РСФСР был принят ряд документов, по которым некоторые союзные полномочия переходили к республиканским органам. Фактически Российская Федерация стала суверенным государством на своей территории. После создания СНГ Российская Федерация стала правопреемницей СССР.

53. Конституция РФ1993 г.

Конституция РФ принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г.

Конституция закрепила федеральное устройство государства, состоявшее (на момент принятия Конституции) из 89 равноправных субъектов Федерации. Устанавливались единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов на всей ее территории, единое гражданство. Допускается прием в Российскую Федерацию и образование новых членов, но не предусматривается право выхода из ее состава. Статус субъектов Федерации определяется Конституцией и актом представительного органа субъекта – Конституцией республики или Уставом области.

Конституция разграничивает компетенцию федеральных органов и органов субъектов Федерации, определяет вопросы их совместного ведения. К исключительной компетенции федеральных органов отнесены важнейшие вопросы: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль их соблюдения, федеративное устройство, установление системы федеральных органов власти, федеральный бюджет, налоги, финансовая система, федеральная собственность, внешние сношения России, оборона, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. К совместной компетенции отнесены вопросы, затрагивающие как Федерацию в целом, так и конкретный субъект. Вне полномочий Федерации, как исключительных, так и в рамках совместного ведения, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории.

Конституция закрепляет широкий круг политических и социальных прав и свобод граждан, при этом установила, что человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Конституция закрепляет основные обязанности граждан: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество.

Конституция определяет структуру федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также общий порядок их формирования. Главой государства является Президент, высший представительный орган – двухпалатное Федеральное Собрание, высший исполнительный орган – Правительство РФ, высший судебный орган – Верховный суд. Предусмотрено создание органа конституционного надзора – Конституционного Суда. Устанавливается система органов прокуратуры.

Конституция устанавливает законодательные основы местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления отделены от государственных органов власти, они самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к их компетенции.

Отдельная глава Конституции посвящена вопросу внесения поправок и пересмотру Конституции. Предусматривается два механизма изменения Конституции: принятие поправок квалифицированным большинством Федерального Собрания либо создание Конституционного Собрания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 14. Приобретение на территории Российской Федерации, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации гражданского оружия иностранными гражданами

Статья 14. Приобретение на территории Российской Федерации, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации гражданского оружия иностранными гражданами Иностранные граждане могут приобретать на территории Российской Федерации гражданское

Статья 17. Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему

Статья 17. Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации боевого ручного стрелкового и холодного оружия осуществляются в порядке, установленном

Какую часть территории бывшего СССР составляет территория Российской Федерации?

Какую часть территории бывшего СССР составляет территория Российской Федерации? Территория Советского Союза занимала площадь 22 402,2 тысячи квадратных километров, площадь территории Российской Федерации равна 17 075,4 тысячи квадратных километров. Таким образом,

12. Распад СССР. Становление новых государств

12. Распад СССР. Становление новых государств В августе 1991 г. ГКЧП организовало государственный переворот. И хотя путч был подавлен демократическими силами России, его последствия привели к дальнейшему развалу СССР и обострению политико-экономической обстановки в

12. Распад СССР. Становление новых государств

12. Распад СССР. Становление новых государств В августе 1991 г. ГКЧП организовало государственный переворот. И хотя путч был подавлен демократическими силами России, его последствия привели к дальнейшему развалу СССР и обострению политико-экономической обстановки в

Прошедший срок после распада СССР позволяет судить об устойчивых общих тенденциях в политике постсоветских государств в отношении русской и русскоязычной диаспоры, оказавшейся на их территории.

Во многих бывших союзных советских республиках суверенная государственность зачастую утверждалась на антироссийской и антирусской основе.

Украина Русские, составляющие 22% населения (11,4 млн человек), всегда были и остаются крупнейшим по численности народом на территории Украины. Фактически они, наряду с украинцами, государствообразующая нация. Но в этой славянской республике проблема полноценного функционирования русского языка остается не до конца решенной. Свыше 54% украинцев также считают себя русскоязычными, а 72% полагают, что им необходимо знание русского языка (т. е. русский язык востребован более чем двумя третями всего населения).

Казахстан Русское население этой страны составляет 30%. Поэтому вполне естественно, что русские в Казахстане ставят вопрос о придании русскому языку официального статуса, а также о создании условий для функционирования национально-культурных автономий.

Молдавия и Приднестровье В Молдавии проживает около полумиллиона русских, составляющих 11,5% населения республики. Здесь также актуален вопрос о придании русскому языку статуса государственного. Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) была создана народом Приднестровья в целях защиты права человека свободно говорить на родном языке, а именно этому препятствовали в 1989—1990 гг. молдавские националисты. В Приднестровье проживает 731 тыс. человек, из них 29% составляют русские. Здесь нет никаких ущемлений по языковому или национальному признаку. Положение российских соотечественников, русских организаций не вызывает беспокойства. Русский язык является одним из трех официальных, система образования Приднестровской Республики сориентирована на российскую, русская культура остается ведущей, объединяющей все народы ПМР.

В результате распада Советского Союза русские оказались самым большим разделенным народом в мире. Более 20 млн соотечественников оказались за пределами своей исторической родины.

Как уже отмечалось, значительная часть русских и русскоязычных в течение 1990-х гг. переселилась в Россию, другая часть адаптировалась в новых независимых государствах. В то же время довольно много потенциальных россиян хотели бы переселиться в Россию, но не имеют для этого материальных возможностей. В последнее время по инициативе Президента России В. Путина принята государственная программа репатриации соотечественников, выделены финансовые средства, определяются возможности регионов по приему и обустройству людей. После того как в России в конце 1990-х гг. начался экономический рост, поднимающейся российской экономике потребовалась дополнительная рабочая сила, в основном в сфере строительства, транспорта и торговли. Возник интенсивный процесс миграции рабочей силы из стран СНГ в Россию. Так как в то время со всеми странами СНГ действовало соглашение о безвизовом обмене, то в Россию хлынул слабо контролируемый поток гастарбайтеров (немецкий термин, означающий временных рабочих).

Такая ситуация, с одной стороны, вызывала повышенную социальную напряженность в российских мегаполисах. Их инфраструктура (жилье, транспорт, здравоохранение и образование) не рассчитана на повышенную нагрузку, которую создавали незаконные мигранты. Причем от них при этом не поступали налоги в городские бюджеты. Правоохранительные органы сталкивались с огромными трудностями, когда преступные элементы, совершив преступление в одной стране, свободно и бесконтрольно перемещались по всему пространству СНГ. С другой стороны, отсутствие официального статуса у незаконных мигрантов зачастую превращало их в заложников недобросовестных работодателей, лишало возможности находиться под защитой законов государства, получать медицинскую помощь. В последнее время усилиями вновь созданной Федеральной миграционной службы и благодаря меняющемуся законодательству в этой сфере ситуация с незаконными мигрантами постепенно улучшается.

Принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.) определило начало нового исторического этапа становления и развития федеративного государства.Характерными особенностями этого периода является установление системы органов государственной власти на основе их разделения и самостоятельности.Летом 1994 г. было заявлено о новом этапе экономических и социальных реформ. Суть нового этапа реформы состояла в углублении приватизации. В конце 1996 г. завершилась "первая пятилетка" реформирования экономики России.Ситуация в России ухудшалась: падал уровень производства, нищало население, росла преступность. Страна нуждалось в едином центре власти, поэтому население в большинстве своем отнеслось с одобрением или с равнодушием к разгону Б. Ельциным высшего представительного и законодательного органа власти России – Верховного Совета. Согласно принятой в 1993 г. Конституцией, произошло перераспределение полномочий в сторону исполнительной власти.

РФ в системе международных отношений.

В 1992 г. РФ добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в 1991 г. Содружества независимых государств РФ заняла лидирующее положение, заявив,что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики:

б) Отношения с ведущими мировыми державами (США, странами Европы, Японией, Китаем и др.)

Принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.) определило начало нового исторического этапа становления и развития федеративного государства.Характерными особенностями этого периода является установление системы органов государственной власти на основе их разделения и самостоятельности.Летом 1994 г. было заявлено о новом этапе экономических и социальных реформ. Суть нового этапа реформы состояла в углублении приватизации. В конце 1996 г. завершилась "первая пятилетка" реформирования экономики России.Ситуация в России ухудшалась: падал уровень производства, нищало население, росла преступность. Страна нуждалось в едином центре власти, поэтому население в большинстве своем отнеслось с одобрением или с равнодушием к разгону Б. Ельциным высшего представительного и законодательного органа власти России – Верховного Совета. Согласно принятой в 1993 г. Конституцией, произошло перераспределение полномочий в сторону исполнительной власти.

РФ в системе международных отношений.

В 1992 г. РФ добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в 1991 г. Содружества независимых государств РФ заняла лидирующее положение, заявив,что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики:

б) Отношения с ведущими мировыми державами (США, странами Европы, Японией, Китаем и др.)

Читайте также: