Раннее просвещение от петра 1 до елизаветы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Петр II ( 1727- 1730 )

Но когда Меньшиков заболел, то его противники показали Петру II материалы следствия по делу царевича Алексея.И тот узнал о роли Меньшикова в поимке и осуждении его отца .После этого Светлейшего князя обвинили в казнокрадстве и сослали с семьей в Тобольский край. Петр II переехал в Москву и объявил о своей помолвке с Екатериной Долгорукой. Сам он развлекался, а государством правили родственники его невесты. Умер подросток-император в возрасте 15 лет от оспы.

Анна Иоанновна (1730 - 1740)

Престол остался без законных наследников . Верховный тайный совет решил,что.одинокая герцогиня, лишенная друзей и политического веса в России станет послушной игрушкой в их руках. Так на русский престол взошла Анна Иоанновна — племянница Петра Великого, дочь его брата и соправителя Ивана V.

В 17 лет Анна Иоанновна была обвенчана с герцогом Курляндским. Закрепленный династическим браком союз с Курляндией имел для Петра I политическое значение.Теперь можно было использовать ее порты и гавани для русской морской торговли. Для ведения дел в Курляндии император отправил вместе с ней Петра Бестужева-Рюмина.Муж Анны Иоановны умер вскоре после свадьбы,и ее возлюбленным стал Бестужев-Рюмин,но его через несколько лет отозвали в Россию.И тогда честолюбивый авантюрист из бедных дворян Эрнст Иоганн Бирон стал камергером и фаворитом герцогини. Для того,чтобы скрыть интимные отношения,Анна Иоанновна женила любовника на своей фрейлине Бенигне.И в России государыня всегда обедала вместе с семьей своего возлюбленного. Втроем отправлялись они на увеселения,охоту,прогулки.

Государственная машина,запущенная Петром I работала,но каких-то новых преобразований не происходило. Немецкие специалисты,приглашенные Петром Первым и достигшие высоких постов,кланы русских князей и дворян - все они противоборствовали друг другу. Каждый,находящийся в верхних эшелонах власти думал не об интересах страны,а искал личную выгоду. Бирона ,который любил лошадей и роскошь, чтобы он повлиял на решения императрицы, подкупали деньгами.А у Анны Иоановны были вообще странные вкусы. Она окружила себя десятками карликов и шутов,которые развлекали ее. Устраивала маскарады и разные представления. Известен ее "Ледяной дом" - дворец,построенный изо льда,в которым сыграли "потешную свадьбу" шута и калмычки.

Процветало фискальство. Достаточно было сказать "слово и дело" и обвинить своего конкурента или врага в государственной измене и заговоре - и включался карательный аппарат:пытки,казни,каторга. Так были казнены министр Артемий Волынский, архитектор Петр Еропкин и советник адмиралтейской конторы Андрей Хрущев.

Бирон стал Курляндским герцогом,разбогател,но тут фортуна отвернулась от него. Анна Иоановна неожиданно заболела и вскоре умерла,а попытки Бирона стать регентом при новом малолетнем императоре закончились печально. Его обвинили в измене,накопленное конфисковали и отправили вместе с семьей в ссылку.

Иван VI (1740-1741)

По завещанию Анны Иоановны престол достался Ивану VI, внуку ее сестры , сыну брауншвейгского герцога Антона-Ульриха. Ему тогда исполнилось всего два месяца,регентшей стала его мать Анна Леопольдовна.Но в 1741 году свои права на престол реализовала путем военного переворота дочь Петра Великого – Елизавета. Иоанн со своей семьей был перевезен в Холмогоры.После смерти матери содержался тайно в монастыре.А потом был переведен Шлиссельбургскую крепость, где погиб,когда была предпринята попытка освобождения Иоанна Антоновича и провозглашения его императором.

Говоря о новых учреждениях, основанных в России, я не могу не сказать несколько слов об успехах наук в этой империи.

При вступлении на престол Петр I застал весь свой народ в самом грубом невежестве; даже священники едва умели писать; главнейшие качества, требуемые в то время от духовного лица, заключались в том, чтобы он мог бегло читать и знал хорошо все церковные обряды; если при всем этом у него была густая борода и суровый вид, то он считался уже великим человеком. Одно только украинское духовенство имело некоторую тень образования, но и то в весьма незначительной степени; тем не менее этих людей пришлось употребить для просвещения остальных. Петр I, желая, чтобы подданные его, в особенности духовенство, были более образованны, поручил рязанскому архиепископу Стефану Яворскому основать школы — при московских монастырях и в других подходящих местах. Архиепископ вызвал наставников из Киева и Чернигова, и началось обучение юношества, подвигавшееся, впрочем, очень медленно.

Несколько лет спустя император, считая себя вправе быть недовольным этим архиепископом за то, что он не соглашался на изменения, которые этот государь желал ввести в управление церковью, лишил его своего доверия. В 1709 г., после счастливой Полтавской битвы, он нашел в киевском монастыре монаха по имени Прокопович, который в молодости не только обучался в Польше у иезуитов, но даже провел несколько лет в Риме и бывал в различных академиях Италии, где приобрел большую ученость; император думал, что это духовное лицо более подходит к его целям, вызвал его в Петербург, пожаловал в настоятели вновь построенного близ этой столицы Александро-Невского монастыря и поручил ему в то же время основать в России хорошие школы и академии.

Прокопович начал с обучения нескольких молодых людей в школе, устроенной в его собственном доме; когда они оказали некоторые успехи, то он отправил их в иностранные академии, где они могли бы приобрести столько сведений, чтобы по возвращении на родину занять должности профессоров или наставников в тех академиях, которые намеревались основать в России. В ожидании этих новых заведений он велел продолжать обучение юношества в монастырях, где им преподавали латинский язык и первые основания философии.

Прокоповичу не удалось, однако, исполнить своего намерения; некоторые молодые люди, посланные им за границу, вовсе не возвратились, те же, которые приехали назад, не приобрели настолько сведений, чтобы иметь возможность обучать других; поэтому дело на этом и остановилось.

Петр I полагал вначале, что для образования дворянства достаточно заставить его путешествовать; поэтому, возвратившись из своего первого большого путешествия, он послал всех молодых людей самых знатных семейств империи во Францию, Англию, Голландию, Италию и Германию для приобретения там познаний, но так как большая часть этих молодых людей была очень дурно воспитана, то они возвратились почти такими же, какими уехали. Это доказало императору, что, прежде чем посылать их путешествовать, следовало дать им сперва образование более удовлетворительное…

В 1724 г. он решил основать в Петербурге академию, взяв во всем за образец парижскую…

Императору не было суждено иметь удовольствие при жизни увидеть осуществление этого намерения. Первый врач его Блументрост, которого он назначил президентом академии с ежегодным жалованьем в три тысячи рублей, имел настолько влияния, что ему удалось открыть академию в царствование Екатерины…

Анна желала сохранить ее; мало того, она учредила за академией ежегодное содержание в двадцать пять тысяч рублей, она уплатила еще все ее долги, доходившие до тридцати тысяч рублей, и назначила президентом графа Кейзерлинга. Несколько лет спустя Кейзерлинг был послан министром в Польшу, и место президента занял камергер барон Корф. Когда он был послан в Копенгаген, то его заменил тайный советник Бреверн. Множество дел, которые лежали на этом министре, не дали ему возможности долго занимать эту должность; он отказался от нее, и академия оставалась несколько лет без президента — до тех пор, покуда императрица Елизавета не назначила на эту должность графа Кирилла Григорьевича Разумовского, брата обер-егермейстера.

Хозяйственная часть академии была постоянно — в весьма странном положении; мы видели выше, что императрица Анна при восшествии на престол пожаловала тридцать тысяч рублей для уплаты долгов академии; несмотря на это, когда Корф уехал в Данию, на ней числилась та же самая сумма долгу, и хотя императрица Елизавета ассигновала снова значительную сумму на уплату долгов, однако дела от этого не пришли в лучший порядок.

Россия не извлекла до сих пор никакой существенной пользы от этих больших учреждений. Все плоды, принесенные академией взамен тех громадных сумм, которые она получила в течение двадцати восьми лет, заключаются в том, что русские имеют календарь, составленный по петербургскому меридиану, что они могут читать газеты на своем языке и что несколько немецких адъюнктов, вызванных в Петербург, оказались сведущими в математике и философии настолько, чтобы заслужить ежегодные оклады в шестьсот и восемьсот рублей; между русскими найдется не более одного или двух человек, способных занять должность профессора. Наконец, академия эта не так устроена, чтобы Россия могла когда-нибудь ожидать от нее хотя малейшей пользы, так как в ней не занимаются преимущественно изучением языков, нравственных наук, гражданского права, истории или практической геометрии — единственных наук, полезных для России; вместо того разрабатывают более всего алгебру, умозрительную геометрию и другие отрасли высшей математики, разрешают критические задачи о жилищах и языке какого-нибудь древнего народа или делают анатомические наблюдения над строением человека и животных. Так как русские считают все эти науки пустыми и ненужными, то неудивительно, что они не имеют никакого желания обучать им своих детей, хотя все предметы преподаются бесплатно. Это доходит до того, что в академии бывало часто более профессоров, нежели учащихся, и ей приходилось вызывать из Москвы несколько молодых людей, которым давали жалованье для поощрения их к учению и для того, чтобы хотя кто-нибудь присутствовал на лекциях профессоров.

Из всего этого можно вывести то заключение, что несколько хороших школ, учрежденных в Москве, Петербурге и некоторых других провинциальных городах, где преподавались бы обыкновенные науки, были бы гораздо годнее и полезнее для России, нежели академия наук, стоящая ей таких больших денег и не приносящая никакой существенной пользы.

Петр I учредил еще в Петербурге морскую академию — под руководством двух англичан — Брадлея и Фергюсона; заведение это было одним из лучших в своем роде, но не продержалось — долго и пришло в упадок еще при жизни императора. Несколько искусных землемеров, образованных этой академией, — вот единственные плоды, ею принесенные. Инженерные и артиллерийские училища, основанные в Москве и Петербурге, поддерживаются лучше всего, и так как русская нация более склонна к артиллерии, нежели ко всякой иной науке, то в этих заведениях многие приобрели большие познания.


Век Просвещения – одна из важнейших эпох в истории европейской культуры, характеризующаяся развитием общественной, философской и научной мысли. В основе этого мощного идейного движения лежали свободомыслие и рационализм, а деятели просвещения видели в знаниях мощный двигатель прогресса всего человечества.


Раннее Просвещение

Идеи Просвещения вначале были восприняты Петром I и его сподвижниками. Эти идеи оказали влияние на проповеди Феофана Прокоповича, сатиру Антиоха Кантемира, историографию Василия Татищева.

Во время правления дочери Петра императрицы Елизаветы идея просвещённого абсолютизма была подхвачена её фаворитом Иваном Шуваловым. Он был просвещённым придворным, содействовал основанию Московского университета и Императорской Академии художеств, в которых сосредоточилась интеллектуальная жизнь многих деятелей искусства последней четверти XVIII века. Шувалов покровительствовал и величайшему из русских учёных того времени Михаилу Ломоносову, который многое сделал в самых различных областях естествознания, а также в поэзии, религиозной философии и изобразительном искусстве.

На подступах к Просвещению

А за год до своей смерти, в 1724-м, Петр I открыл Петербургскую академию наук, ставшую средоточием лучших умов Европы. Немецкий математик Гольдбах, французский астроном Делиль, химик Бюргер, профессор правоведения Бекенштейн и многие другие читали тогда лекции для российских студентов. К сожалению, со смертью Петра Великого деятельность академии оказалась в подвешенном состоянии: слишком неопределенным был статус науки в нашем отечестве. Новую жизнь в нее вдохнула только дочь царя-реформатора Елизавета Петровна, утвердившая регламент и штат этого заведения (случилось это уже в конце 1740-х годов).

Екатерининская эпоха

Как и в остальной Европе, на русское Просвещение сильное влияние оказало Просвещение Франции. Наиболее сильным это влияние было в период правления Екатерины II. Екатерину обычно считают образцом просвещённого деспота. Как известно, она поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира — Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, три учреждения, важнейших для последующего распространения образования и просвещения в России. Ко двору Екатерины стремились такие европейские деятели, как Дени Дидро, Леонард Эйлер, Петр Паллас и Алессандро Калиостро. Когда во Франции издание Энцикпопедии было под запретом, Екатерина предлагала Дидро закончить его работу в России.


Тем не менее, энтузиазм Екатерины по поводу французской Энциклопедии и идей её создателей никак не повлиял на режим её собственной абсолютной власти, а когда после американской и французской революций оказалось, что Просвещение оказывает сильное влияние на политическую жизнь, Николай Новиков за вольнодумство был заключён в тюрьму, Радищев — сослан на каторгу, а его работы, как и работы Вольтера, были сожжены и запрещены. Конституция Речи Посполитой от 3 мая 1791 года была расценена Екатериной как якобинская и опасная по своему влиянию на Россию и её собственному влиянию в Польше. В итоге в 1792 году разразилась русско-польская война, за которой последовали разделы Польши. Этот поворот от политики Просвещения получил название контрпросвещение.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Что мы узнали?

Московский университет и заслуги Ломоносова


Первоначально Московский университет готовил только медиков, юристов и философов, а сам процесс проходил крайне медленно. Так, в 1758 году студентов было всего 100 человек и только 30 из них получали стипендию (40 рублей в год), иные же учились на собственные деньги.

Говоря о Московском университете, важно упомянуть его куратора Ивана Ивановича Шувалова и первого директора Алексея Михайловича Аргамакова, который хоть и пробыл на своем посту всего лишь два года, но успел обогатить его широтой своих взглядов. Он был слушателем Женевской академии, посещал лекции по юриспруденции, анатомии и математике, хорошо владел французским языком и активно путешествовал по Европе (этакая классическая модель настоящего просвещенного человека). Но, к сожалению, в 1757 году, во время одной из своих рабочих поездок в Петербург, Аргамаков скоропостижно скончался, не успев воплотить в жизнь все идеи.

А вот Шувалов преуспел не только в руководстве Московским университетом, но и стал первым директором Академии художеств — еще одного петровско-елизаветинского детища, о котором стоит рассказать подробнее.

Немецкое Просвещение

Людмила Царькова

Академия художеств

Собственно говоря, и сам процесс обучения на четырех отделениях (живопись, скульптура, гравюра, архитектура) нельзя было назвать простым. Ученики вставали в 5 утра, а заканчивали занятия только в 10 вечера. На каждого воспитанника ежегодно выделялись десятки кистей, фунт сажи, флорентийский лак, грунтовальные краски, льняное масло, киноварь, вохра и умбра… Студенты трудились, начиная с копировальной работы и совершенствуясь в выбранных техниках.

Смолянки и женское образование

Архитектура и искусство

Архитектура

Зарубежное влияние в русской архитектуре раньше всего сказалось на московских постройках нарышкинского стиля, который включил в традиционный русско-византийский архитектурный стиль элементы западноевропейского барокко. Нарышкинский стиль получил своё название от боярской семьи Нарышкиных, к которой, в частности, относилась мать Петра I, Наталья Нарышкина. В конце XVII в. ими были возведены некоторые постройки, такие как церковь Покрова в Филях, сохранившиеся до нашего времени. Более решительный разрыв с византийской традицией состоялся в новой столице Петра I, Санкт-Петербурге, который с самого начала строился в духе петровского барокко. К нему, в числе прочих, относится знаменитый Петропавловский собор, усыпальница семьи Романовых. Первым архитектором Петербурга был итальянец Доменико Трезини, но уже в эту эпоху в России работали собственные талантливые зодчие, такие как Иван Зарудный. Некоторые здания строили по эскизам самого Петра Великого.


Своей вершины русское барокко достигает в елизаветинскую эпоху, когда работала целая школа талантливых русских архитекторов, таких как Дмитрий Ухтомский и Савва Чевакинский. Тем не менее, из других стран Европы по-прежнему активно приглашали иностранцев, таких как Антонио Ринальди. Самым выдающимся зодчим этого времени считается Растрелли, который возвел Зимний дворец, Смольный монастырь, Строгановский дворец, Большой Петергофский дворец и множество других великолепных зданий Петербурга и его окрестностей. С приходом к власти Екатерины Великой Растрелли вынужден был уйти в отставку, так как императрица отдала предпочтение второму главному стилю эпохи Просвещения — классицизму. Этот стиль в России представлен работами Карло Росси, Джакомо Кваренги, Василия Баженова, Матвея Казакова и других выдающихся мастеров.

Изобразительное искусство

В XVIII в. традиционная русская иконопись постепенно приходит в упадок. Все большее влияние на неё оказывает проникающая из-за рубежа масляная живопись, которая к этому времени прошла большой путь развития от эпохи Возрождения до барокко. Среди наиболее известных представителей иконописи этого периода выделяются Г. Т. Зиновьев, А. И. Казанцев и С. С. Нехлебаев. Иконы писал также известный живописец В. Л. Боровиковский.


Первые русские художники в современном смысле этого слова, такие как И. Н. Никитин и А. М. Матвеев, учились за границей. Другие (А. Шлютер, Л. Каравак) были приглашены из-за границы и работали в качестве придворных живописцев. Они не только создали отечественную школу живописи (И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, А. И. Бельский), но и положили начало традиции, которую в современном искусствоведении называют россикой, изображению русской жизни западноевропейскими живописцами (П. Ротари, Г. Х. Грот, А. Рослин и др.).

После открытия в 1757 г. Академии художеств русская живопись эпохи Просвещения достигает расцвета в работах выдающихся мастеров Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова.

Музыка и театр

Франческо Арайя не был единственным композитором, чьи оперы исполнялись на русской сцене XVIII в. Кроме него для русской оперы писали музыку и другие зарубежные композиторы, такие как Галуппи, Иван Керцелли и др. В русских труппах пели нередко крепостные актёры, самой известной из которых является Прасковья Жемчугова, сопрано из частного театра графа Шереметьева, выступавшая на сцене Кусково и Останкино.

Первая русская театральная труппа появилась в Ярославле в царствование Елизаветы. Её создали Федор Волков и Иван Дмитриевский, а творцом её репертуара был Александр Сумароков. В эпоху Екатерины II ведущими драматургами были Денис Фонвизин, высмеивавший провинциальных помещиков и их подражание всему французскому, Владимир Озеров, автор неоклассических трагедий с элементами сентиментализма, и Яков Княжнин, драма которого о народном восстании против Рюрика была объявлена якобинской и в 1791 г. публично сожжена. Даже сочинения любимого поэта Екатерины Великой Гавриила Державина, соединявшего в своих одах развлечение и нравственную назидательность, в последние годы её царствования порой были под запретом.


Просвещенный друг Екатерины Великой

Еще одной фигурой, связанной как с Академией художеств, так и с другими учебными заведениями, стал соратник Екатерины Великой Иван Иванович Бецкой, сменивший на посту директора Шувалова.

Бецкой родился в Стокгольме и большую часть своей жизни провел за границей, вдали от своей родины. Он был блестяще образован, в совершенстве владел французским и немецким, увлекался идеями Руссо, Вольтера и Дидро, обладал внушительным состоянием и имел возможность общаться с самыми просвещенными людьми Европы и августейшими особами. Но все же, несмотря на европейскую широту взглядов и долгую жизнь вне России. Иван Иванович был настоящим патриотом своей страны. В 1762 году он вернулся на родину и вскоре стал личным секретарем Екатерины II. Она меняла фрейлин, отталкивала фаворитов, но к Бецкому неизменно прислушивалась.

У них было много общего: образование, тонкий вкус, интерес к идее рационализма, увлечение энциклопедистами… Оба хотели создать, подобно Пигмалиону, своих просвещенных Галатей, людей новой эпохи, навсегда порвавших с безграмотностью и имеющих возможность свободно получать качественные знания. Отдадим должное: в этом они весьма преуспели. Благодаря Бецкому были открыты воспитательный дом для незаконнорожденных детей, коммерческое училище для купеческих отпрысков, училище при Академии наук и Императорское воспитательное общество благородных девиц (будущий Смольный институт), а также преобразован сухопутный шляхетский корпус. Иван Иванович искренне считал, что воспитание лучших качеств возможно только без принуждения и физических наказаний, а преподаватель должен быть образцом для своих подопечных.

Позднее Просвещение

Сменивший в 1796 г. Екатерину на русском троне император Павел I, хотя и правил не менее самодержавно, освободил из тюрем вольнодумцев Новикова и Радищева. В годы его короткого правления фаворитом императора среди писателей стал Иван Крылов, чьи басни вошли в моду как образец иносказательной речи на политически опасную тему.


Следующий император Александр I, пришедший к власти в результате государственного переворота, осознавал опасность противостояния между либерально настроенным дворянством и режимом его абсолютной власти. Впервые созванный им уже в 1801 г. Негласный комитет, как и Уложенная комиссия 1767 г., должен был разработать программу политических реформ. В 1801—1803 гг. рядом указов государственным крестьянам, купцам и прочим подданным неблагородных сословий разрешалось покупать землю, передача помещикам и закрепощение государственных крестьян были запрещены, был даже установлен механизм выкупа крестьянами личной свободы, которым, впрочем, сумела воспользоваться только наиболее предприимчивая часть крестьянства. После отмены крепостного права в Германии и Австрийской империи Россия все ещё оставалась единственной европейской страной, где господствовало средневековое крепостничество. Тем не менее, недавно присоединенное к империи Великое княжество Финляндское стало автономным, его законы не могли быть изменены без согласия местного сейма. После войны 1812 г. было отменено крепостное право в Прибалтике, а в 1815 г. получило конституцию Царство Польское (оба в составе Российской империи). В 1810 г. был учрежден новый орган управления, Государственный совет, канцелярию которого, по рекомендации одного из членов Негласного комитета, возглавил видный реформатор М. М. Сперанский, продолжавший свою деятельность даже в эпоху политической реакции, наступившую с воцарением Николая I. Программа реформ была в значительной мере осуществлена лишь при Александре II.

Пушкин

И в просвещении стать с веком наравне.

Но полно: мрачная година протекла,
И ярче уж горит светильник просвещенья.

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, ошибок трудных,
И Гений, друг,

С другой стороны, он использовал его как синоним слова цивилизация (слово культура иногда также отождествляется с цивилизацией), отмечая в том числе и негативные её проявления:

Презрев оковы просвещенья,
Алеко волен, как они;
Он без забот и сожаленья
Ведёт кочующие дни.

Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Екатерина Малая и ее образовательные заслуги

Значение российского Просвещения 18 века

Эпоха Просвещения подарила отечественному обществу массу возможностей: женщины наконец-то смогли получать образование, русский язык стал доступнее, а сословные преграды постепенно минимизировались. Конечно, этот процесс был долгим и встречал немало усмешек, но в итоге разумное начато победило, а значит, все старания лучших умов нашего отечества были не напрасны. Иначе вы бы не читали сейчас эти строки…

Автор: Вaлеpия Мoринa


Кол-во блоков: 23 | Общее кол-во символов: 32844
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:











Эту императрицу историки называли умной и доброй, но при этом беспорядочной и своенравной русской барыней, соединившей новые европейские веяния с благочестивой отечественной стариной. Она открыла первый в Москве университет и фактически отменила в России смертную казнь. Сегодня интересные факты о Елизавете I Петровне.

Из-за рождения дочери Пётр I отложил празднование победы в Полтавской битве

Имя Елизавета Романовыми ранее не использовалось

Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве. Иван Никитин.

Елизавету I во дворец гвардейцы занесли на руках

Елизавета Петровна, которая была красавицей и казалась рядом с Анной Иоанновной ангелом доброты, взошла на российский трон в результате дворцового переворота, осуществлённого не без помощи королевских домов Пруссии и Франции.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. К. Ванлоо. 1760 год.

Гвардейцы присягнули Елизавете и внесли её во дворец на руках буквально, поскольку на улице было много снега. Так Елизавета Петровна она стала императрицей. Анну Леопольдовну с мужем и 2-месячным Иваном VI взяли в крепость, а потом отправили в ссылку в Холмогоры.

Торжества по поводу коронации растянулись более чем на 2 месяца

Торжества по поводу коронации Елизаветы I состоялись в апреле 1742 годаСовременники вспоминали, что длившиеся в течение 2 месяцев торжества отличались беспрецедентной роскошью. За это время императрица, питавшая слабость к нарядам, успела надеть костюмы практически всех стран мира. Впоследствии два раза в неделю при дворе происходили маскарады. Известно, что в гардеробе Елизаветы I было порядка 15 тысяч платьев, которые в настоящее время составляют основу текстильной коллекции Государственного исторического музея в Москве.

Коронационный альбом императрицы продали на аукционе за $98,5

Коронационный альбом Елизаветы Петровны.

Елизавета I ходила на богомолье пешком за 52 км

Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2-3 версты, после чего отправлялась в карете во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Таким образом, путь растягивался на месяцы, но зато был не очень утомительным.

Стоит отметить, что статус и наименование лавры крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России получил указом Елизаветы Петровны 8 июля 1742 года.


Елизавета I - автор указов об открытии Московского университета и об отмене смертной казни


С правлением Елизаветы Петровны в Россию пришла эпоха Просвещения. В 1744 году императрица издала указ о расширении сети начальных школ. В 1755 открылась первая гимназия в Москве, а в 1758 году – в Казани. В 1755 году основали Московский университет, а в 1757 году - Академию художеств. В 1756 году Елизавета I подписала указ о создании императорского театра и приказала перевести из Ярославля в столицу труппу Фёдора Волкова. Елизавета I оказывает всяческую поддержку М.В.Ломоносову и ряду других талантливых представителей русской науки и культуры.

Московский университет в XIX веке. Основан в 1755 указом Елизаветы I.

Императрица выделяла огромные средства на обустройство царских резиденций. Именно в то время архитектор Растрелли отстроил Зимний дворец, который с тех пор стал главной резиденцией российских монархов. При Елизавете I перестроили Петергоф и Стрельну. Мажорный стиль зданий Растрелли вошёл в историю как елизаветинское барокко.

Елизавета I отменила в России смертную казнь, серьёзным образом ограничила применение пыток.

Елизавета I испытывала слабость к табакеркам

Одна из табакерок, подаренных Елизавете Петровне.

Елизавета I венчалась тайно

Увидев однажды в придворном хоре малороссийского певчего Алексея Разумовского, великая княжна упросила, чтобы его отпустили к малому двору. Он не втягивал свою возлюбленную в интриги и опасные предприятия, связанные со свержением Анны Иоановны, но переворот 1741 года поддержал. Разумовский, который не имел склонности к делам государственным и любил пышные праздники, занял в сердце влюбчивой Елизаветы особое место. Она оказывала ему нежные знаки внимания, осыпала дорогими подарками. в 1742 он стал обер-егермейстером и кавалером главного ордена России - ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Алексей Разумовский и Елизавета I.

По легенде в 1742 году в Перовской церкви состоялось тайное венчание Елизаветы I и Алексея Разумовского. Приверженцы этой версии в подтверждение своей правоты приводят 2 факта. Во-первых, через год село Перово императрица выкупила и подарила Разумовскому, который превратил его в родовое гнездо. А во-вторых, императрица собственноручно вышила для Перовской церкви воздухи - ритуальные ткани для богослужения. Они ещё очень долго хранились в этой церкви.

Последний фаворит Елизаветы I не принял титул графа

Иван Иванович Шувалов.

Читайте также: