Рахманинов и тамбовский край кратко

Обновлено: 02.07.2024

Роскошная мебель, картины, музыкальные инструменты, мелкая атрибутика и различные украшения каждой комнаты заставляют подолгу останавливаться и тщательно рассматривать многочисленные экспонаты.

Место силы

Сегодня Музей-заповедник не только самое притягательное место для сотен тысяч (а, впрочем, количество посещений давно исчисляется миллионами), туристов. Это место силы и для всех музыкантов, кто хотя бы раз выступил, как мы говорим, на Рахманиновской земле. Достаточно вспомнить тот факт, что именно в тамбовскую Ивановку композитор Сергей Рахманинов приезжал каждый год с весны до осени 27 лет подряд. Возможно, так было бы и до конца его жизни, кабы не перевернувшая жизнь гения революция в России.

А ведь именно в Ивановке Сергей Васильевич задумал и написал самые значительные произведения. Хотя немаловажен и тот факт, что свою любовь и супругу на всю жизнь – Наташу – начинающий тогда музыкант обрёл опять-таки на Тамбовской земле.

Поэтому, хотите верьте, хотите нет, но Ивановка, действительно, место вдохновляющей силы. Это может подтвердить и народный артист России, великий пианист Николай Луганский, который вот уже много лет ежегодно отдыхает, репетирует и даёт концерты в Ивановке. «Сегодня я не мыслю себя без этого места, – признаётся Николай Львович.

Сегодняшнюю Ивановку можно с полным правом назвать туристической Меккой Тамбовской области. Ежегодно сюда устремляются многочисленные гости, как из разных российских городов, так и стран мира. Все поклонники русского гения мечтают хотя бы раз в жизни побывать на уваровской земле, где Рахманинов создал или задумал почти 80 процентов произведений из своего обширного музыкального наследия.

Музейный диапазон

Экспозиции усадебного дома впечатляют. Несколько десятилетий усилиями Ермакова воссоздаются интерьеры музейных залов. Роскошная мебель, картины, музыкальные инструменты, мелкая атрибутика и различные украшения каждой комнаты заставляют подолгу останавливаться и тщательно рассматривать многочисленные экспонаты. Мужчины-посетители отмечают кабинетный рабочий стол композитора, шикарный биллиардный стол, чучела животных. Прекрасная половина, непременно, восхищается удивительными чайными столиками, стульями, креслами, посудой и статуэтками.


Музей гордится коллекцией уникальных семейных фотографий Рахманиновых. Александр Ермаков поддерживает дружеские связи со многими родственниками этого дворянского рода. Благодарные же за воссоздание Рахманиновской усадьбы потомки передают в её фонд уникальные документы и экспонаты.

Дом и флигель

Начинавшийся с нескольких экспозиций, усадебный дом сейчас знакомит посетителей с кабинетом Александра Александровича Сатина, библиотекой, биллиардной, гостиной, комнатами Варвары Аркадьевны Сатиной и Софьи Александровны Сатиной, столовой, классной комнатой и концертным залом.

А неподалёку от барского есть ещё и флигель с мемориальными комнатами. Когда Сергей Рахманинов обвенчался с Натальей Сатиной, то молодожёнам флигель был предоставлен для проживания. Как и усадебный дом, флигель погиб во время революционной вакханалии начала ХХ века. И был восстановлен в 1978 году. Интерьеры комнат во флигеле довольно скромные. Как это было и при жизни молодой четы Рахманиновых и их двух маленьких дочек. Здесь собраны экспонаты, характеризующие тот период: личные вещи семьи, фотографии, ноты, книги, куклы. Посетители всегда с интересом рассматривают интерьеры кабинета композитора, детской, спальни, столовой и комнаты прислуги.

Поэтому после кончины Юрия Рахманинова Александр Ермаков посчитал делом чести увековечить память благотворителя. Он добился передачи в Ивановку мемориального кабинета Юрия Павловича, достойного потомка рода Рахманиновых. А с 2008 года в Музее-заповеднике проводится ещё и конкурс пианистов памяти Ю. П. Рахманинова.


Парковое благолепие

Как бы ни были привлекательны усадебные экспонаты, но за стенами барского дома посетителей ждёт встреча с не менее интересным объектом – обширным великолепным парком с беседками, скамейками, качелями, фонтаном и многочисленными цветниками.

Сад с уникальными архиповскими вишнями и яблонями — гордость Музея-заповедника.

Большим другом и благотворителем Ивановки была народная артистка СССР Ирина Архипова. Оперная дива несколько раз посещала Тамбовщину. В Музее-заповеднике есть небольшая экспозиция, посвящённая Ирине Константиновне. А в будущем Александр Ермаков мечтает и о мемориальной комнате мировой звезды. Именно с именем певицы связано воссоздание сада в Ивановке. Много лет назад Ирина Архипова дала в московском Ботаническом саду благотворительный концерт, чтобы учёные выделили ей сортовые саженцы плодовых деревьев для Ивановки. Сегодня можно без преувеличения сказать, что такого цветения как у архиповских вишен мало кто видел. Шоковый эстетический удар обеспечен каждому. Но для этого надо обязательно в апреле съездить в Ивановку.

Музыкальный фейерверк

Ведь, помимо мемориальной части, привлекательны и многочисленные мероприятия, проводимые в Музее-заповеднике. Ныне на праздники или крупные мероприятия в Ивановку съезжаются каждый раз более тысячи гостей из Москвы, Саратова, Балашова, Липецка, Борисоглебска, Санкт-Петербурга, Воронежа, Волгограда, Пензы, Тамбова и других городов. Традиционны и популярны в усадьбе празднования православных праздников, а также фирменных ивановских Дней: яблока, картошки, рыбака, варенья и даже. привидения.

Но, конечно же, фишкой Рахманиновской заповедника являются её потрясающие фестивали. Это и фестивали имени Рахманинова, имени Архиповой, Сиреневый фестиваль, Вокальная ассамблея, Инструментальная ассамблея и так далее. Их многолетняя практика создала мощную славу Ивановке. Выступить здесь с концертными программами считают для себя честью все музыканты и вокалисты России и мира. За несколько десятилетий в летопись музея вписаны великие имена исполнителей, перечисление которых не уместить в этой статье.

В 2023 году страна будет праздновать 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова. В связи с этой датой 25 января президент РФ Владимир Путин подписал указ, в котором правительству поручено создать оргкомитет по подготовке и проведению Года Рахманинова в России.

Не соблюдая хронологию, я хочу упомянуть имя еще одного выдающегося человека, связанного с Тамбовом. Это Сергей Васильевич Рахманинов. Он один из тех композиторов, которыми гордится Россия. Этот выдающийся человек родственными и творческими узами связан с Тамбовским краем. В начале XVIII века предки музыканта поселились в Козловском уезде Тамбовской губернии. Прапрадед композитора Герасим Рахманинов купил имение Знаменское близи сегодняшнего села Волчки. Здесь родились и жили дворяне Рахманиновы: прадед Александр Герасимович (известный музыкант - любитель, организатор хора и оркестра в Знаменском), дед Аркадий Александрович (композитор, пианист, собиратель фольклора) и отец Василий Аркадьевич.

Склонность к музыке была характерной чертой Рахманиновых. Музыкальная одаренность С.В.Рахманинова обнаружилась уже в раннем детстве. С 4-х лет, он начал обучаться игре на фортепиано. На начало 1880-х годов приходятся тяжелые невзгоды, обрушившиеся на семью Рахманиновых: разрушение материального благополучия семьи, продажа имения, переселение в Петербург.

Вот что он писал в своих воспоминаниях: «В каждом русском есть тяга к земле, больше чем у какой-либо другой нации. У других, например у американцев, я её совсем не замечаю. Мне кажется, здесь она отсутствует…

…Начал я говорить об этой тяге к земле, потому что и у меня она имеется…

…До 16 лет я жил в имениях, принадлежавших моей матери, но к 16 годам мои родители растеряли своё состояние, имения пропали, были распроданы и я уезжал на лето в имение моего родственника Сатина. С этого возраста вплоть до момента, когда я покинул Россию (навсегда?), целых 28 лет я и жил там. С 1910 года это имение перешло в мои руки. Находилось оно около 300 миль к ю[го]-в[остоку] от Москвы, или ночь пути по железной дороге и называлось оно Ивановкой. Туда я всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наоборот, на усидчивую работу, которой окружающий покой благоприятствует …

Тамбовская Ивановка –это лаборатория композиторского мастерства Рахманинова и его поисков в пианистическом и дирижерском искусстве.

Настоящей изюминкой Ивановки является традиционный ежегодный международный музыкальный Рахманиновский фестиваль, проводимый Рахманиновским культурным центром при Администрации Тамбовской области. Фестиваль проводится в конце весны каждого года, начиная с 1961 г. Фестиваль традиционно собирает широкий состав участников и зрителей. В рамках фестиваля проходят многочисленные концерты оперной, симфонической и камерной музыки. За многие годы в фестивалях приняли участие самые разнообразные творческие коллективы и исполнители России и зарубежья.


Сергей Васильевич Рахманинов

Музыкальная культура Тамбовского края навсегда связана с именами ряда выдающихся русских музыкантов. Одни из них прошли на тамбовской земле весь свой творческий путь, другие продолжали композиторскую и общественную деятельность. Здесь рождались многие произведения, пополнившие золотой фонд русского и мирового искусства.

Незабываемые страницы в музыкальной жизни Тамбовщины связаны с именами П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и А.И. Зилоти.

В Тамбовском крае есть небольшая деревня Ивановка, которая принадлежит теперь к Уваровскому району. В прежнее время она мало чем отличалась от многих других деревень, затерявшихся в степных далях Тамбовщины. Те же убогие хаты с соломенными крышами, та же равнина, бескрайняя ширь полей, луга, пруды и перелески. И все же уваровская Ивановка особенная и неповторимая. Она была замечательным очагом музыкальной жизни, связанным с именем выдающегося русского композитора, пианиста и дирижера С. В. Рахманинова, который навсегда вошел в историю и русской, и мировой художественной культуры как один из самых ярких поедставителей русского музыкального искусства первой половины XX века.

Второй дом — флигель — состоял из двух половин. В левой (основной) двухэтажной первоначально помещалась судебная камера (первый этаж) и школа (второй этаж). С 90чх годов прошлого столетия в двухэтажной части флигеля стали размещаться гости.

В правой (одноэтажной) половине находилась кухня, комната для повара и прачечная.

В старом саду на насыпанном холме, обросшем ползучими и вьющимися растениями, стояла круглая деревянная беседка с врытым в землю столом и полукруглой скамейкой вокруг него. Около беседки росли громадные лиственницы.

При входе в парк тополевая аллея под прямым углом сходилась с березовой, определяющей собой границу между огородом и большим тенистым парком, устроенным по типу английских. Деревья в нем сажались группами: группа елей, группа осин, берез, ясеней, тополей, сосен, ветел, лип, кленов. Лиственные деревья окружали разными цветущими кустарниками: жасмином, жимолостью, бересклетом и сиренью. Группы были разбросаны по парку на большом расстоянии друг от друга. Между ними росла трава.

За парком начиналась деревня.

Первый раз С. В. Рахманинов приехал в Ивановку весной 1890 года вместе с Сатиными, принявшими его в свою семью после размолвки юноши с учителем Н. С. Зверевым, у которого он жил до конца 1889 года.

В это лето в имении собралось более двадцати человек. Кроме Сатиных там жили семьи Зилоти и Скалой. Тогда началось творческое содружество Рахманинова с двоюродным братом А. И. Зилоти, дружба с двоюродными сестрами Сатиными (Натальей и Софьей) и троюродными сестрами Скалой (Натальей, Людмилой и Верой). Все они относились к Рахманинову с обожанием, и он, рано потерявший семью, дорожил их добрым отношением. Вследствие разлада между родителями семья Рахманиновых распалась, ксгда С.Рахманинову было 8 лет. Первые три года он жил у сестры отца М. А. Трубниковой в Петербурге, а с 1885 года в Москве, став учеником Н. С. Зверева, у которого был на полном пансионе.

По вечерам дети Сатиных, Зилоти и Скалой или отправлялись на прогулку или, собравшись в гостиной большого дома, слушали игру Рахманинова. Здесь же часто возникали увлекательные разговоры и споры о музыке, театре и литературе.

В следующем году, самостоятельно приготовив экзаменационную программу и блестяще окончив Московскую консерваторию по классу фортепиано, Рахманинов вместе с Зилоти в конце мая уехал в деревню. В первые дни в Ивановке было тихо и почти безлюдно. До середины июня они жили вдвоем. В середине июня в Ивановку приехала семья А. И. Зилоти.

Учитель Рахманинова по классу фортепиано А. И. Зилоти, возмущенный действиями директора В. И. Сафонова, ушел из консерватории. Рахманинов не пожелал переходить к другому педагогу и к выпускным экзаменам готовился самостоятельно.

Александр Ильич поместился в большом доме, Сергей Васильевич — во флигеле.

В симфонии он намеревался раскрыть давно волновавшую его тему — неумолимость рока и предначертанность судьбы человека. Композитору необходимо было уединиться и сосредоточиться. Он установил для себя строгий режим дня, при котором девять- десять часов в день он был занят творчеством и игрой на рояле. К 30 августа партитура симфонии была завершена. А к 25 сентября композитор сделал четырехручное переложение ее для фортепиано.

15 марта 1897 года сочинение исполнялось в Петербурге под управлением А. К. Глазунова и прозвучало неудачно. Провал симфонии, на которую автор возлагал много надежд, явился причиной душевной

депрессии. Рахманинов потерял веру в свои силы и мог писать только романсы и небольшие фортепианные пьесы.

Полное возвращение к творчеству ознаменовалось появлением Второго фортепианного концерта, одного из самых вдохновенных творений Рахманинова. Концерт написан в Москве (осенью 1900 года и в апреле 1901 года). В сентябре 1901 года в Ивановке Сергей Васильевич выполнил корректировку партитуры концерта для печати. Тогда же в Ивановке впервые прозвучали Второй концерт и недавно законченная Вторая сюита для двух фортепиано. Рахманинов и Зилоти разучивали эти произведения, готовясь к концертам предстоящего сезона.

Рахманинов оставил после себя целую галерею замечательных музыкальных пейзажей. Большинство из них создавалось в Ивановке, в непосредственном общении с природой и отражало эмоциональное состояние композитора, его размышления и влюбленность в свой край. Подобной музыкальной картиной явилась Прелюдия; ре мажор, написанная в апреле 1902 рода. Слушая эту музыку, мысленно видишь композитора, любующегося весенним разливом, чутко прислушивающегося к звенящей весенней капели.

Осенью 1902 года Сергей Васильевич и Наталья Александровна поселились во флигеле. Рахманинов выбрал для занятий самую маленькую комнату на нервом этаже с одним окном, выходившим в нижний сад, в глухое место, где никто не бывал.

Обстановка во флигеле была скромной и очень простой. Мебель делал местный столяр. В кабинете при входе, налево от окна стояли письменный стол и стул. Вдоль комнаты, клавиатурой к окну, стояло фортепиано. Собственного инструмента у Рахманинова никогда не было. Его брали на прокат; привозили в Ивановку весной и осенью отправляли обратно в магазин (в Москву или Воронеж). В правом углу около окна висела полка для нот и книг, под ней стояла кушетка. Теперь у С. В. Рахманинова было определенное и постоянное место для работы, что было для него очень важно.

27 июля поэма была закончена. Рахманинов любил это сочинение и потому в особенности радовался успеху при его первом исполнении в Петербурге в зале Дворянского собрания 30 ноября 1913 года (дирижировал Рахманинов).

Последний раз С. В. Рахманинов посетил Ивановку в апреле 1917 года.

Композиция и исполнительство увлекали Сергея Васильевича в равной степени. В Ивановке он делил себя между сочинением музыки и подготовкой к концертным выступлениям, Рахманинов много играл здесь, работая над совершенствованием своего мастерства и пополнением обширного и разнообразного репертуара.

С октября 1893 года и по 1917 год в Ивановке проходила и предварительная работа Рахманинова-дирижера. Он изучал партитуры многочисленных оперных и симфонических произведений, которыми должен был дирижировать в осенне-зимний период.

Рахманинову-пианисту и дирижеру принадлежит неоценимая заслуга в пропаганде русского искусства в России и за рубежом и в приобщении русской публики к зарубежной музыке. То, что внес Сергей Васильевич в музыкальную жизнь России и других стран мира, зачастую подготавливалось и зрело в скромной обстановке сельской усадьбы, в маленькой комнате с окном в нижний сад.

В том, что Рахманинов стал великим русским композитором, большую роль сыграла Ивановка, которую он любил как частицу своей великой Родины, воспитавшей его как человека и музыканта.

Из книги: Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977.


1 апреля - 145 лет со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова .

На протяжении более четверти века
Сергей Васильевич Рахманинов посещал Тамбовскую область.

В деревне Ивановке (нынешний Уваровский район), он находил неиссякаемый источник творческого вдохновения, здесь же написал большинство своих лучших сочинений.

В начале XVIII века предки музыканта поселились в Козловском уезде Тамбовской губернии. Прапрадед композитора Герасим Рахманинов купил имение Знаменское близи сегодняшнего села Волчки.

Читайте также: