Рафаэль санти титан эпохи возрождения кратко

Обновлено: 01.07.2024

Рафаэль Санти - один из трех титанов эпохи Ренессанса наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти . Один из самых известных, прославленных и богатых художников и архитекторов эпохи Возрождения.

Несправедливо короткий земной путь был отмерен этому итальянскому гению, всего 37 лет. Он был самым молодым из "Большой Тройки Возрождения", но и ушел очень рано. К счастью, несмотря на это, творческое наследие Рафаэля Санти огромно. Он считается одним из самых продуктивных художников своего времени и не только. Одна только галерея изображений Богоматери с Младенцем насчитывает более 40 образов.

В чем своеобразие авторского стиля Рафаэля Санти -художника? Что отличает его картины от своих гениальных современников - Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти ?

Рафаэль - великий мастер синтеза

С самого раннего детства Рафаэль впитывал как губка и заимствовал для своих работ все штрихи художественного почерка своих учителей, а позже своих великих современников: композиционные особенности, анатомию человека, механику движений, ритмический рисунок.

Он этого особенно и не скрывал, и не стыдился. Во-первых, он был самый младший и имел на это право. Во-вторых, им двигало желание совершенствовать свои умения. В третьих, он искал себя и свой стиль, жадно выискивал ориентиры, которые бы задали правильный вектор его таланту.

Тут же после изучения работ мастеров Рафаэль Санти часто или писал копии, или похожие картины в подобной технике.

Пьетро Перуджино - первый учитель Рафаэля - очень быстро понял масштаб способностей Санти, и их сотрудничество продолжалось уже как сотрудничество двух талантливых художников, а не как учителя и подмастерья. Мастерство Санти постепенно превзошло мастерство Перуджино. Он отправился в самостоятельное плавание. На приведённых выше картинах Перуджино и Санти с одинаковым сюжетом "Обручение Девы Марии" превосходство мастерства Рафаэля налицо: более чёткая перспектива - здание помещается целиком, площадь стремительней уходит в глубину, нет некоей скученности и тяжеловатости, как у Перуджино, более динамичные фигуры, уход от вертикали в изображении людей - верхние части фигур немного отклоняются. Все более гармонично и естественно. Эта гармоничная естественность будет сопровождать Рафаэля в его творчестве всю жизнь.

Леонардо да Винчи льстило внимание и восхищение молодого художника. Он был совсем не против научить и поделиться опытом.

Например, после изучения картины Леонардо "Джоконда" Рафаэль написал портрет "Немая", где прослеживается сходство в технике и стиле с картиной "Мона Лиза" . Та же поза, оборот в три четверти, разделенные на прямой пробор волосы, скрещенные руки – правая поверх левой. Ученик создал некое подражание величайшему творению своего учителя.

Микеланджело же относился всю жизнь высокомерно и надменно к Рафаэлю. Да, последний, действительно, тайно проник в Сикстинскую капеллу, когда Буонарроти там не было, и изучал его фрески, после чего мастерство молодого художника возросло в разы. Но и не признать талант Рафаэля Микеланджело тоже не мог. Хотя и считал всю жизнь, что ему самому равных быть не может.

От каждого мастера Рафаэль брал определенные штрихи, вплетая их в узор собственного индивидуального стиля.

"Жизнеописание" Джоржо Вазари

Заимствование стиля учителей и гениальных современников ничуть не умаляет величие Рафаэля Санти как художника. Когда в творчестве используются много достойных образцов, в итоге создается свой уникальный и неповторимый стиль, и уже он сам становится образцом для подражания у других. Возможно, эта формула не для всех, но у Рафаэля получилось именно так.

Характер - вторая натура

На авторский стиль Рафаэля в живописи не мог не оказать влияние и его характер. Добродушный, воспитанный, общительный, отзывчивый, спокойный, всегда окруженный друзьями, учениками и единомышленниками, Рафаэль Санти отличался от вспыльчивого и высокомерного затворника Микеланджело и независимого и избирательного в общении Леонардо .

Как следствие, живописные работы Рафаэля Санти отличает сбалансированная манера письма, спокойные размеренные образы, мягкие формы, рассеянный свет, округлые очертания.



Ренессанс относится к повторному открытию идеалов из классической древности. Художники больше не задумывались об искусстве античности. Теперь у них были инструменты, технологии, знания и уверенность творить в своем собственном направлении. В целом, Ренессанс был революцией в реализме, когда художники и скульпторы разрабатывали новые методы, чтобы сделать свои работы более реалистичными.

Высокий Ренессанс также представлял собой сближение гениев - немыслимое богатство талантов, сосредоточенных в одной и той же области в одном промежутке времени. В то время, как это возрождение произошло во многих творческих сферах - поэзии Данте Алигьери, архитектуре Филиппо Брунеллески, научных экспериментах Галилея, произведения визуального искусства выступают в качестве наиболее знаковых представлений об эпохе Ренессанса.

Продолжительность эпохи

Развивающийся примерно с 1300 года до середины XVI века, итальянский ренессанс был одним из самых важных и плодотворных периодов в истории искусства. Леонардо да Винчи начал создавать свои наиболее известные произведения в 1480-х годах, поэтому большинство историков искусства сходятся во мнении, что 1480-е годы были началом Высокого Ренессанса. Рафаэль умер в 1520 году, и можно утверждать, что смерть ознаменовала конец Высокого Возрождения. Как бы то ни было, именно Высокий Ренессанс длился не более сорока лет.

Локация Возрождения

Зачатки Высокого Ренессанса отчасти произошли из Милана (в лице творчества Леонардо), отчасти из Флоренции (творчеством Микеланджело), отчасти в регионах северной и центральной Италии и в целом по Риму. Венеция была полна своих собственных художественных гениев.

Леонардо да Винчи

Витрувианский Человек и


Микеланджело



Рафаэль

Росписи Ватиканского дворца

Афинская школа

Не повторяя ни одной фигуры и позы, ни одного движения, Рафаэль сплетает их воедино гибким, свободным, естественным ритмом, перетекающим от фигуры к фигуре, от одной группы к другой.

Сикстинская мадонна

Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.

Билет № 13

Росписи Ватиканского дворца

Афинская школа

Не повторяя ни одной фигуры и позы, ни одного движения, Рафаэль сплетает их воедино гибким, свободным, естественным ритмом, перетекающим от фигуры к фигуре, от одной группы к другой.

Сикстинская мадонна

Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.

Рафаэль Санти (1483–1520 гг.) – один из величайших живописцев, графиков и архитекторов эпохи Возрождения и классический представитель так называемой умбрийской школы. Биография Рафаэля – это классический образец того, как жили и творили мастера Ренессанса.


Происхождение

Великий итальянский живописец родился в 1483 году в Урбино. Его отец также был живописцем и графиком, так что свое обучение будущий мастер начал именно в мастерской отца.

Родители Рафаэля умерли, когда мальчику едва исполнилось 11 лет. После их смерти он отправился в Перудже обучаться в мастерской Пьетро Перуджино. Он провёл в мастерской мастера около 4 лет и за это время обрёл свой собственный стиль.

Начало карьеры

Как гласит краткая биография Рафаэля Санти, после окончании обучения художник отправился жить и работать во Флоренцию. Здесь он познакомился с такими выдающимися мастерами, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта. Он учился у этих выдающихся мастеров секретам портретной живописи и скульптуры.

В 1508 году художник переехал в Рим и стал официальным живописцем папского двора. Он занимал эту должность и при папе Юлии II, и при папе Льве X. Именно для последнего Рафаэль расписывал Сикстинскую капеллу – величайший шедевр эпохи Возрождения.

В 1514 году Рафаэль стал главным архитектором собора Св. Петра. Также он много занимался раскопками в Риме, работал на заказ для многочисленных церквей, писал портреты (правда, в основном, портреты друзей), выполнял особо значимые частные заказы.

Ретроспектива творчества художника: флорентийский период

Первые свои работы художник выполнил еще в мастерской отца. Самый яркий пример творчества юного художника Хоругвь с изображением Св. Троицы. Эта работа до сих пор находится в доме-музее в Урбино.

Флорентийский период – самый насыщенный в жизни Рафаэля. Он создал в это время свои признанные шедевры, такие как: “Дама с единорогом”, “Святое семейство”, “Св. Екатерина Александрийская”.

Также в этот период он очень много рисовал Мадонн. Рафаэлевская Мадонна – это прежде всего мать (вероятнее всего, на художника очень сильно повлиял ранний уход его собственной матери). Самые лучшие Мадонны этого периода: “Мадонна с гвоздикой”, “Мадонна Грандука”, “Прекрасная садовница”.

Ретроспектива творчества художника: римский период

Римский период творчества – вершина карьеры художника. Он немного отошел от классических библейских сюжетов и обратился к Античности. Признанными мировыми шедеврами являются: “Афинская школа”, “Парнас”, “Сикстинская Мадонна”, “Мадонна Альба”, “Мадонна с рыбой”.

Смерть художника

Читайте также: