Рационализм в древней греции кратко

Обновлено: 08.07.2024

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.

Содержание

История философского рационализма

Сократ (ок. 470—399 до н. э.)

Многие философские направления, в том числе и рационализм, берут начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении. Греки считали, что человек состоит из тела и души, а душу, в свою очередь, разделяли на иррациональную часть (эмоции и желания) и рациональную, которая только и составляет собственно человеческую личность. В повседневной реальности иррациональная душа входит в физическое тело, порождая в нем желания, и таким образом смешивается с ним, ограничивая восприятие мира через органы чувств. Рациональная душа остается за пределами сознания, но иногда вступает с ним в контакт через образы, мечты и другими способами.

Задача философа — очистить иррациональную душу от связывающих ее пут и соединить с рациональной, чтобы преодолеть духовный разлад и возвыситься над физическими обстоятельствами бытия. В этом заключается необходимость нравственного развития. Поэтому рационализм является не просто интеллектуальным методом, но и меняет как восприятие мира, так и природу человека. Рациональная личность видит мир через призму духовного развития и усматривает не только внешний вид, но и сущность вещей. Чтобы познать мир таким способом, следует вначале познать собственную душу.

Рационализм и эмпиризм

Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно ассоциируют с введением в философию математических методов Декартом, Лейбницем и Спинозой. Противопоставляя это течение британскому эмпиризму, его еще называют континентальным рационализмом.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677)

Иммануил Кант (1724—1804)

Математика становится чистой наукой об идеальных, неизменных, бестелесных сущностях, дедуктивной системой, выводящей и доказывающей свои положения из определений, аксиом и постулатов. Достигла вполне зрелого, развитого вида элементарная математика постоянных величин. На основе чистой математики становится возможным создание теоретической астрономии, в том числе геоцентрической системы мира, господствовавшей в Европе до XVI в.

В это время появляется натурфилософия, как исторически первая форма теоретического познания природы, формируются основные категории, принципы и программы научного естествознания, выделяется ряд конкретных областей научного исследования, от теории музыки, статики, гидростатики, ботаники и зоологии до грамматики, риторики, экономики, права и политики.

Об объёме научного знания античности косвенно свидетельствует тот факт, что александрийская библиотека в III-II вв. до Р.Х., эпохи расцвета античной науки, насчитывала около полумиллиона свитков.

Некоторые из крупнейших научных достижений античности:

· атомистика Демокрита (V в. до Р.Х.), Эпикура (III в. до Р.Х.) и Лукреция (I в. до Р.Х.);

· диалектика и теория идей Сократа и Платона (V-IV вв. до Р.Х.);

· теория государства Платона и Аристотеля (IV в. до Р.Х.);

· метафизика, физика, логика, психология, этика, экономика, поэтика Аристотеля (IV в. до Р.Х.);

· статика и гидростатика Архимеда (III в. до Р.Х.), его математические работы по вычислению площадей и объёмов;

· теория конических сечений Аполлония (III-II в.в. до Р.Х.);

· геоцентрическая астрономия Клавдия Птолемея (II в.), гелиоцентрическая система Аристарха Самосского (III в. до Р.Х.), работы Эратосфена (III в. до Р.Х.) по определению радиуса Земли и расстояния до Луны;

· теория архитектуры Марка Витрувия (I в. до Р.Х.);

· исторические труды Геродота и Фукидида (V-IV вв. до Р.Х.), Цезаря (I в. до Р.Х.), Тацита (I-II вв.) и др.;

· медицина Гиппократа (V в. до Р.Х.) и Клавдия Галена (II в.).

классическая система римского права, труды древнеримских юристов, и др.

Понятие рационализм и его происхождение

фото 760

Впервые этот термин употребил Френсис Бэкон, в то время как философы, живущие до него, пытались объяснить это понятие. Рационализм в философии не принадлежит к какому-то конкретному течению, поскольку роль разума признают многие философы. Но взгляды на него отличаются: они могут быть умеренными, когда человек признает, что разум занимает важное место в познании, но не единственное; и радикальным, когда человек признает важность только разума.

Рационалисты придерживаются мнения, что опыт не имеет значения, если нет разума. Также они считают, что при наличии разума человек совершает открытия, даже если у него нет опыта. Рационалисты считают, что признаки достоверного знания нельзя получить исходя из опыта. К этим признакам относятся:

Трактовка этого термина различается в зависимости от конкретного мыслителя и исторической эпохи, когда оно было сформировано. Так как философия – наука, зависимая от уровня культуры и потребностей общества в определенный момент времени, то понятия, входящие в нее, меняются с ходом времени.

История развития термина

Рациональность развивалась в философии в несколько этапов, и каждый из них связан с именем какого-либо мыслителя.

Древняя Греция

Как и многие другие направления философской мысли, рационализм берет начало в Древней Греции. Первый этап развития и становления этого термина связан с именем Сократа. В его идеях прослеживает рационалистическая направленность. Индивид должен познать мир, самого себя. Знание воспринимается Сократом как добро, а незнание – зло.

Следующий мыслитель, развивавший идею рациональности – Платон, ученик Сократа. Платон считал, что весь материальный мир – это отражение мира идей. Материальные вещи меняются, они непостоянны. Он приводил в пример красоту женщины и цветка. Они непостоянны, так как со временем меняются. Женщина постареет, и ее красота уже не будет такой, как раньше. Цветок завянет и умрет.

Платон признавал, что мы познаем мир через органы чувств: видим предметы, ощущаем их, трогаем. Но он также предполагал, что непостоянные чувства не могут быть источником познания. Он предположил, что есть мир, в котором находится душа человека до рождения. И до рождения человек знал все, но, родившись забыл. При помощи органов чувств индивид познает окружающий мир, но при помощи разума, вспоминает предыдущий опыт и познает важные неизменные понятия.

Средневековье и эпоха Возрождения

Религия занимала важное место в обществе, а божественное начало является источником бытия и целью, к которой стремятся люди. Основными представителями этого времени являлись Фома Аквинский, Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Лютер, Цвингли и другие.

Фома Аквинский признавал подчинение разума божественному началу, но в научных знаниях, таких как математика, природа или этика, он занимал главенствующую позицию и являлся признаком разумного человека.

Николай Кузанский выдвинул идею о том, что человеческий разум бесконечно приближается к божественному в развитии, но никогда не приблизится. Хотя человек не достигнет той полноты, которой обладает божественный разум, он никогда не прекратит приближаться к нему.

В эпоху Возрождения развивается идея гуманизма, которая противоречит идеям Реформации, и воспринимается как идея, которая подорвет веру человека в Бога.

Новое время

В эпоху Нового времени рационализм формируется как понятие, и получает более широкое развитие. Особенность этого исторического периода заключается в изменениях, происходящих во всех сферах общества: исчезает феодализм, появляется капитализм, возникает необходимость в механизации производства.

В Средневековье человека считали ничтожным созданием, которое подчинялось Богу, а религия занимала главенствующее положение. В эпоху Возрождения развивается антропоцентризм, когда человек стоит в центре внимания, и воспринимается как венец Вселенной. В эпоху Нового времени главное место занимает просвещение и образование. Появляется вера и заинтересованность в разумности и возможностях человека. Зародился новый тип личности: разумный человек, которые стремится к знанию и действиям. В этот период развивается наука и техника, происходит научный прорыв. Все эти особенности влияли на человеческое сознание. Людям стала необходима обоснованность событий и явлений, происходящих в мире.

Из-за таких изменений в мире, рационализм формируется как понятие, и развивается в направление мысли.

Рене Декарт

фото 761

Это французский философ и математик, который придерживался позиций рационализма, и внес большой вклад в его развитие. Он родился в 1596 году, умер в 1650 году.

По мнению Рене Декарта, любое полученное знание нужно проверять. Помогает это делать человеку разум. Он придерживался позиции, что ничего нельзя принимать на веру. Любую гипотезу или полученную информацию следует подвергнуть тщательному анализу.

  1. Не отрицается существование Бога. Философы того времени еще придерживались теологической теории происхождения мира, и религия занимала значимое место в обществе.
  2. Самосознание обеспечивается Богом.

Эти минусы делают его теорию несовершенной. Хотя он признает, что человек разумное существо, которое может познать многие вещи, он не познает сам себя без вмешательства божественного начала.

Бенедикт Спиноза

Это философ – рационалист из Нидерландов, родившийся в 1632 году и умерший в 1677 году. Он отвечал на главные вопросы, интересующие человечество, исходя из рационалистической идеи. Он также провозгласил, что Бог существует только в философском смысле.

Спиноза придерживался мнения, что мир познаваем. Но человек познает его поверхностно, если руководствуется только своими чувствами. При помощи разума человеку открывается истина.

Спиноза считал, что взаимоотношения между людьми – это рациональная необходимость. Идея Спинозы не нашли отражения у многих других философов. Многие из них считали его геометрический метод сложным для понимания. Гете говорил о том, что в некоторых местах он не понимал мыслей Бенедикта. Альберт Эйнштейн интересовался его идеями.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Философ из Саксонии, родившийся в 1646 году в Лейпциге и умерший в 1716 году. Он придерживался мнения о врожденности души, и предшествии интеллекта опыту. Но он не в полной мере поддерживал теорию Декарта о том, что в определенном мире душа человека знала все.

По мнению Лейбница, мы не рождаемся с актуальным знанием, а постигаем его в течение жизни. Но в нас заложен определенный потенциал к познанию.

Этот мыслитель выделил два вида истины:

Истиной разума являются те факты, противопоставление которым невозможно из-за логики. Они построены на неизменных теориях и истинах, которые исключают третий вариант. Сюда относятся законы математики и логики.

Истины факта – это суждения, которым можно противоречить. Тот факт, что человек идет – истина, но он остановится – и это уже не будет истиной.

Чтобы найти истину достаточно существующих теорий, а чтобы найти истину факта, необходимы основания, доказывающие, что суждение является верным.

Иммануил Кант

Немецкий философ, родившийся в 1724 году в Кёнингсберге и умерший в 1804 году.

Он работал над объединением эмпиризма и рационализма. Его философия называется трансцендентальный идеализм. Кант заявлял, что разум получает стимул к действию в том случае, если познание при помощи органов чувств невозможно. Познание при помощи разума имеет смысл при постижении таких понятий, как: Бог, бессмертие, свобода, воля и другие.

Иммануил Кант считал, что хотя разум стремится познать эти понятия, сделать он этого не может, так как они непостижимы для разума. Особенность Канта заключается в его двойственности и попытке объединить два разных направления. Он признавал, что чувства играют важную роль в процессе познания так же, как и разум. Он критиковал эмпириков за то, что они исключали роль разума в этом процессе.

фото 762

Рационализм – важное направление мысли в философии, которого придерживались многие известные мыслители. Он противопоставлен иррационализму в философии, который не признает важную роль разума в процессе познания.

В основе этого понятия стоит мысль о том, что человек в научной деятельности и познавательном процессе должен руководствоваться разумом, при помощи которого он может достигнуть истины. Все полученные данные должны быть проверены с помощью критического анализа, и не должны приниматься на веру. Мыслители, придерживающиеся этого направления, считают, что познает мир человек при помощи разума, а на основе опыта и чувственных ощущений познаваемы только бытовые понятия. Боле сложные термины, такие как Бог или свобода, познаются рационально.

Основоположником рационализма в современно понимании этого термина является Рене Декарт (1596 – 1650), которого с полным правом можно назвать и основателем всей современной философии.


Если мы возьмем кусок воска из пчелиных сот, говорит Декарт, мы обнаружим в нем совокупность определенных качеств – размер, форму, цвет и т.д. Беркли и Юм посчитали бы это доказательством того, что воска на самом деле нет, а есть только наше восприятие. Однако Декарт предлагает поставить простейший мысленный эксперимент Поднесем воск к огню, говорит он, и нагреем его. Кусок потеряет форму, он изменит ее, как может изменить и цвет, и запах. Но сам воск останется, он будет продолжать существовать и воздействовать на наши органы чувств. Следовательно, наши ощущения вызываются не самим воском, а его качествами, которые воспринимаются чувственно, но сущность воска, определяемая протяженностью, гибкостью и движением, не может быть воспринята таким образом, эти свойства предметов могут быть только умопостигаемыми. Разум способен к постижению общих качеств, в то время как чувства дают нам только познание единичного.




Исходя из мысли, что разум человека имеет дело с наиболее общими идеями, Декарт разделяет три вида таких идей. Это идеи врожденные, существующие благодаря особой организации моего ума, идеи чужие, но воспринимаемые мной, и идеи, продуцированные моим собственным мышлением. Мысль о врожденных идеях является прямой противоположностью теории чистой доски, и в дальнейшем этот спор продолжался вплоть до кантовской критики.

Главной такой идеей Декарт считает идею Бога, для доказательства существования которого он приводит ряд аргументов, заимствованных из схоластической философии (здесь, очевидно, проявило иезуитское образование философа). После того, как это существование доказано, считает он, дальнейшие утверждения о существовании материального мира уже не представляют особой сложности.

Картезианская философия интересна в первую очередь своим методологическим подходом, который оказался плодотворным для столь разных его последователей как Спиноза и Лейбниц.

Спиноза (1632 – 1677) интересен в первую очередь тем, что свою онтологию и гносеологию он поставил в зависимость от этики, именно так называется его главный труд, в котором он вначале излагает свою метафизическую концепцию, затем – психологию и гносеологию, и, наконец, собственно этическое учение.

В метафизике Спиноза предстает как убежденный сторонник пантеизма, что позволяет ему утверждать, что существует только лишь одна субстанция – Бог (у Декарта, как мы видели, Бог был первичной субстанцией, но помимо него, необходимо было существование ума и материи как выразителей мышления и протяженности). Для Спинозы и мышление и протяженность – не более, чем атрибуты Бога, который поэтому проявляется как в окружающем нас мире – природе, - так и в человеческом разуме. У Бога вообще имеется огромное количество различного рода атрибутов, познать которые полностью мы не в состоянии.

Признание единой божественной природы приводит Спинозу к полному отрицанию свободы воли человека. Все происходит в соответствии с высшим божественным миропорядком, и человек не в силах изменить ничего ни в окружающем мире, ни в самом себе, поскольку и то и другое – всего лишь проявления божественной сущности. Абсолютно логично законченный пантеизм приводит к полному и завершенному, если можно так выразиться, логически обоснованному фатализму. Однако даже в этой системе, как это ни парадоксально, находится место свободе, нужно только понять смысл этой категории. Спиноза утверждает, что человеческий ум в состоянии, хотя и не до конца, познать природу Бога, именно в этом заключается его цель и предопределение. Познавая его в той или иной степени, мы приближаемся к слиянию с ним, и именно в достижении наивысшей степени слияния и заключается свобода. Помешать на этом пути нам могут только наши страсти – аффекты, по выражению философа; они загоняют нас в рабство, мешая разуму выполнить предназначенную миссию.

Лейбниц утверждает существование определенной иерархии монад, согласно которой разделяются монады примитивные (бесконечно малые перцепции), монады-души (обладающие ощущениями и памятью) и монады-духи, обладающие сознанием. Взаимосвязь этих трех уровней монад происходит благодаря божественному предопределению.

Основоположником рационализма в современно понимании этого термина является Рене Декарт (1596 – 1650), которого с полным правом можно назвать и основателем всей современной философии.


Если мы возьмем кусок воска из пчелиных сот, говорит Декарт, мы обнаружим в нем совокупность определенных качеств – размер, форму, цвет и т.д. Беркли и Юм посчитали бы это доказательством того, что воска на самом деле нет, а есть только наше восприятие. Однако Декарт предлагает поставить простейший мысленный эксперимент Поднесем воск к огню, говорит он, и нагреем его. Кусок потеряет форму, он изменит ее, как может изменить и цвет, и запах. Но сам воск останется, он будет продолжать существовать и воздействовать на наши органы чувств. Следовательно, наши ощущения вызываются не самим воском, а его качествами, которые воспринимаются чувственно, но сущность воска, определяемая протяженностью, гибкостью и движением, не может быть воспринята таким образом, эти свойства предметов могут быть только умопостигаемыми. Разум способен к постижению общих качеств, в то время как чувства дают нам только познание единичного.

Исходя из мысли, что разум человека имеет дело с наиболее общими идеями, Декарт разделяет три вида таких идей. Это идеи врожденные, существующие благодаря особой организации моего ума, идеи чужие, но воспринимаемые мной, и идеи, продуцированные моим собственным мышлением. Мысль о врожденных идеях является прямой противоположностью теории чистой доски, и в дальнейшем этот спор продолжался вплоть до кантовской критики.

Главной такой идеей Декарт считает идею Бога, для доказательства существования которого он приводит ряд аргументов, заимствованных из схоластической философии (здесь, очевидно, проявило иезуитское образование философа). После того, как это существование доказано, считает он, дальнейшие утверждения о существовании материального мира уже не представляют особой сложности.

Картезианская философия интересна в первую очередь своим методологическим подходом, который оказался плодотворным для столь разных его последователей как Спиноза и Лейбниц.

Спиноза (1632 – 1677) интересен в первую очередь тем, что свою онтологию и гносеологию он поставил в зависимость от этики, именно так называется его главный труд, в котором он вначале излагает свою метафизическую концепцию, затем – психологию и гносеологию, и, наконец, собственно этическое учение.

В метафизике Спиноза предстает как убежденный сторонник пантеизма, что позволяет ему утверждать, что существует только лишь одна субстанция – Бог (у Декарта, как мы видели, Бог был первичной субстанцией, но помимо него, необходимо было существование ума и материи как выразителей мышления и протяженности). Для Спинозы и мышление и протяженность – не более, чем атрибуты Бога, который поэтому проявляется как в окружающем нас мире – природе, - так и в человеческом разуме. У Бога вообще имеется огромное количество различного рода атрибутов, познать которые полностью мы не в состоянии.

Признание единой божественной природы приводит Спинозу к полному отрицанию свободы воли человека. Все происходит в соответствии с высшим божественным миропорядком, и человек не в силах изменить ничего ни в окружающем мире, ни в самом себе, поскольку и то и другое – всего лишь проявления божественной сущности. Абсолютно логично законченный пантеизм приводит к полному и завершенному, если можно так выразиться, логически обоснованному фатализму. Однако даже в этой системе, как это ни парадоксально, находится место свободе, нужно только понять смысл этой категории. Спиноза утверждает, что человеческий ум в состоянии, хотя и не до конца, познать природу Бога, именно в этом заключается его цель и предопределение. Познавая его в той или иной степени, мы приближаемся к слиянию с ним, и именно в достижении наивысшей степени слияния и заключается свобода. Помешать на этом пути нам могут только наши страсти – аффекты, по выражению философа; они загоняют нас в рабство, мешая разуму выполнить предназначенную миссию.

Лейбниц утверждает существование определенной иерархии монад, согласно которой разделяются монады примитивные (бесконечно малые перцепции), монады-души (обладающие ощущениями и памятью) и монады-духи, обладающие сознанием. Взаимосвязь этих трех уровней монад происходит благодаря божественному предопределению.

Читайте также: