Рационалисты это в обществознании кратко

Обновлено: 04.07.2024

Рационалисты составляют современное интеллектуальное движение, выступающее за систематическое применение рационального подхода к познанию и принятию решений, а также утилитаристской этики. На основании этих принципов рационалисты считают необходимым уделять особое внимание рискам глобальных катастроф, в частности и в особенности риску появления сверхразумного искусственного интеллекта.

Ключевую роль в создании сообщества рационалистов и формулировке его принципов сыграл Элиезер Юдковский, а также — на раннем этапе — Ник Бостром и Робин Хэнсон. В начале 2010-х годов информационным центром сообщества был сайт Юдковского LessWrong, в последующие же годы сообщество стало менее централизованным. С середины 2010-х годов, в частности благодаря книге Бострома Superintelligence, контроль искусственного интеллекта стал предметом серьёзного обсуждения в научно-технической среде.

(от лат. ratio - разум) - филос. направление, исходящее из того, что разум является основой бытия (онтологический Р.), познания (гносеологический Р.), морали (этический Р.); в обществоведении - направление обществ. мысли, считающее разум решающим или одним из важнейших факторов ист. развития, а также подходящее к объяснению обществ. явлений и институтов чисто дедуктивно-логич. путем, исходя из общих этич. принципов (в свою очередь устанавливаемых разумом).

Рационалистич. взгляд на историю общества, элементы к-рого имелись у ряда представителей филос. и ист. мысли античности (напр., у Фукидида, Аппиана и др.), вновь стал утверждаться (после господствовавшего в средние века провиденциализма) со времени Возрождения и окончат. оформился в эпоху Просвещения, став одной из наиболее существенных черт просветительской идеологии. Большую роль в становлении Р. сыграли успехи естествознания 17 в. Попытки конструирования на этой основе т.н. "социальной физики" шли чисто рационалистич. путем. Рационалисты 17-18 вв. исходили из представления о существовании вечных "разумных" естественных законов (см. Естественное право), практич. реализация к-рых зависит от воли, разума, дурных или хороших качеств правителей; из убеждения, что все недостатки обществ. устройства в прошлом были результатом незнания; отсюда вера рационалистов в просвещение как гл. средство преобразования обществ. жизни, представление о прогрессе как в 1-ю очередь прогрессе человеч. знаний; они пытались объяснить сущность обществ. институтов, ист. событий и т.д. с точки зрения "разумности", "здравого смысла", отвергая объяснения их с помощью "чудесного", иррационального. На этой основе были даны чисто рационалистич. теории происхождения общества и гос-ва (см. Общественный договор), рационалистич. объяснение религии (напр., деизмом) и т.д. Р. проник даже в религ. системы (нек-рые направления протестантизма, разума культ). Рационалистич. подход к обществу, свойственный философам-просветителям, отчетливо проявился и в просветительской историографии (напр., у таких ее предст., как Э. Гиббон, У. Робертсон и др.). Р. 17-18 вв. был исторически прогрессивным, поскольку он представлял собой часть общего процесса освобождения в новое время науч. (в т. ч. ист.) мысли от оков теологии, провиденциализма и иррационализма; подчеркивая "неразумность" ср.-век. институтов, признавая большую творческую роль нового законодательства и т.д., Р. давал в руки буржуазии действенное оружие для преобразования обществ. отношений в период, когда условия для такого преобразования исторически созрели (в частности, во время Вел. франц. революции). В то же время объяснение движ. сил ист. развития рационалистами 17-18 вв., придававшими решающее значение субъективному фактору в истории, оставалось полностью идеалистическим, далеким от научности. Их взгляды на историю отличались антиисторизмом (так, вся средневековая история рассматривалась как "противоречащая разуму", религия считалась лишь результатом заблуждений или сознательного обмана со стороны духовенства и т.д.). В этом отношении критика рационалистического подхода даже со стороны романтиков, большинство к-рых было враждебно Р. (хотя нек-рые, напр. Сисмонди, сохранили элементы Р.), имела известное научно-плодотворное значение. Науч. несостоятельность Р. отчетливо видна при сопоставлении рационалистич. представлений об "идеальном строе будущего", свойственных домарксовскому социализму, с марксистской теорией науч. коммунизма. Рационалистич. подход к истории (в формах, свойственных просветителям 18 в.) в 19 в. в осн. изживается (хотя нек-рые ист. направления, напр. нем. Гейдельбергская школа историков, продолжали во мн. ему следовать). Позитивизм контовского толка вобрал нек-рые элементы Р. (напр., конструирование "общих законов" развития, представление о прогрессе как прежде всего прогрессе разума, знания) и в то же время отказался от свойственной рационалистам 18 в. глубокой веры в способность человеч, разума проникнуть в сущность явлений. В дальнейшем в ряде бурж. направлений филос.-исторической мысли усилилась реакц. тенденция к иррационализму.

Коренное положение марксизма о первичности обществ. бытия по отношению к обществ. сознанию, распространенное на историю, сделало возможным познание ист. действительности как закономерного процесса, движимого внутр. противоречиями и воплощенного в обществ. практике людей.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 16-19. 267-68; его же, Диалектика природы, там же, с. 545-46; Плеханов Г. В., К вопр. о развитии монистич. взгляда на историю, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; Косминский E. A., Историография средних веков, M., 1963 (особенно гл. 11-19); Robertson J. M., Rationalism, L., 1912; Maugé F., Le rationalisme comme hypothèse métodologique, P., 1909.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .


Рациональный человек - это личность, которая в своих действиях стремится руководствоваться исключительно разумом. Такой индивид склонен к познанию, но отличается от эмпирика, который готов проявить действие и сделать вывод на основе опыта. Рационалисты привыкли созерцать и мыслить, поэтому нередко такой тип мировоззрения проявляется среди научных сотрудников. Такого рода установка позволяет раскрыть свою ментальность для новых знаний, которые, в свою очередь, признаны дать определение тому или иному критическому вопросу владельца пытливого ума. Рациональное мышление создает многогранный коридор возможностей, позволяет взглянуть на мир и события в нем иначе, а также избавиться от предвзятого отношения к чему-либо.

Что есть рационализм в классическом его понимании?

признаки рационального человека

Также рационализм - это превалирование доводов разума над голой убежденностью. Фактически данная идея стоит у истоков философии, призванной объяснить разумному человеку то, как устроен мир. Нередко рационализм проявлял себя в натуре и поведении великих математиков и физиков, которые как раз занимаются тем, что делят и систематизируют окружающее пространство, давая возможность понять и принять его.

Суть рационализма

рациональный человек это

Рациональный человек - это вовсе не фанатик и не последователь культа. Само течение не обладает характерными чертами идеи, пригодной для формирования круга последователей. Можно сказать, что рационализм - это курс, который человек может выбрать сознательно. Правда, способен сделать это тот, кто убежден в царствовании разума над иррациональным стремлением придать той или иной вещи нематериальную и необъяснимую природу.

Не стоит наделять рациональное мышление чертами негативизма, поскольку эту не так. Сторонник этого мировоззрения не отрицает факт, но пытается найти ему объяснение с помощью разума. Рациональные и иррациональные люди - это заядлые оппоненты в дискуссии. Некоторые сторонники второго лагеря даже указывают на Канта, ошибочно полагая того рационалистом, принявшим тот факт, что существует необъяснимое. Впрочем, не стоит путать иррационалистов с обычными фанатиками.

Кем представляются рационалисты

рациональный человек характеристики

Зачастую это люди, деятельность которых напрямую связана с мыслительным процессом. Характеристики рационального человека - это открытость мышления, пытливость ума, готовность постигать новое и страстное желание получать знания. Они скептически относятся к прописным истинам, навязанным обществом и подвергают сомнению любой факт, который не был доказан, например, математической теоремой, то есть способом, возможным к повторению.

Нередко рационализм просыпается в перфекционистах, поскольку и тех и других не устраивает определенный объект, вернее, его природа, в сложившейся картине мира. В попытке восстановить свой баланс они стремятся любой ценой придать характеристику предмету, что порой вызывает непонимание у людей более творческих, воспринимающих окружающее таким, какое оно есть, не задавая вопросов.

Что определяет рационализм?

Существует несколько ключевых факторов, определяющих принадлежность индивида к данной идее виденья мира. Рациональный человек - это исследователь, он открыт для новых идей и считает любое знание ключевой целью развития человека. В его понимании навыки и информация не могут быть плохими или хорошими, они существуют для конкретизации и уточнения мира. Те, кто пребывает в постоянной задумчивости, склонны к рационализму. С точки зрения данной идеи, мысль определяет сознание и материальное окружение, а потому является главенствующей. Рациональный человек - это личность с огромным кругозором, которая готова постигать новое вне зависимости от обстоятельств и собственного возраста.

Принципы рационализма

как стать рациональным человеком

Течение во многом формируется благодаря тем или иным краеугольным камням, заложенными его исследователями и основателями. Таким фундаментом в случае с рационализмом выступают его принципы:

  • Знание добывается разумом. Любая информация, навык должны постигаться умом человека. Фактически знание является продуктом исследования того или иного объекта мыслью индивида. Оно бесценно. Именно знание является главной ценностью сторонников рационализма.
  • Мир материален. Рационалисты верят, что весь окружающий мир материален и пригоден к познанию. Объекты, отдаленные от человечества, являются лишь вещами, скрытыми от мысли, но узнать их можно, воспользовавшись новым знанием. Таким образом цикл познания замыкается. Поэтому некоторые люди называют рационализм бесконечной гонкой за знанием ради самой информации, а не высшей цели.
  • Наука превыше всего. Все в этом мире может быть опознано и исследовано с помощью научного инструментария. Рационалисты ставят науку в качестве единственно возможного способа познать себя и мир.
  • "Духовное" не существует без материального. Под духовным в этом случае подразумевается, например, чувство прекрасного или хороший вкус. Они являются продуктом ментального восприятия человека, которое, в свою очередь, базируется на мыслительном процессе, разуме, материальном по своей природе.
  • Нравственность является продуктом материального, поскольку призвана воспретить и препятствовать нанесению урона объекту, способному породить мысль.

Рациональные люди нередко дисциплинированы и во многом полагаются на свой разум. Не стоит ждать от них поддержке в спиритизме или окультизме, сторонник этого течения просто не поймет говорящего. Впрочем, как уже упоминалось ранее, рационалисты открыты для нового знания.

Основы течения

рационализм это

Большинство исследователей сходятся во мнении касательно того, где именно появился рационализм. Его основоположником стал Сократ (приблизительно 469-399 до н. э., Древняя Греция), который призывал познать себя до того, как исследовать мир. Хоть он и не был убежденным сторонником мировоззрения, но все же сформировал его основы. Позднее, идею рационализма довели до ее логического завершения ученые Декарт, Лейбниц, Спиноза, сторонники точных наук и привнесшие в свои отрасли определенный фактор упорядоченности. Эпоха "Просвещения" считается периодом, когда рационализм вышел на первое место. Человек обрел возможность мыслить о возвышенном и заниматься изысканиями, поскольку более не находился в постоянном поиске пропитания или же в попытках выжить. Это открыло путь науке.

Противопоставление эмпиризму

рациональное мышление

Несмотря на то что идеи рационализма и эмпиризма нельзя противопоставлять в первичном их виде, сторонники этих двух идей мировоззрения нередко вступают в конфронтацию касательно методики познания мира. Так, к примеру, рационалисты выступают за придание объекту качественной характеристики на основе лишь мыслительного процесса, тогда как эмпирик должен его потрогать, попробовать, испытать. Противопоставление мысли опыту нелогично, но все же имеет место. Непосредственно сам Лейбниц в своей работе "Монадология" отмечает:

"Мы все на три четверти эмпирики."

Это указывает на то, что сторонники рационализма нередко являются эмпириками и наоборот.

Вклад Канта

рациональные и иррациональные люди

Сторонники идей Канта наверняка осведомлены о том, что этот философ начинал в качестве рационалиста. Позднее он трансформировал классическую идею познания мира через мысль и опыт в нечто единое - трансцендентальный идеализм. В его понимании определение природы объекта с помощью разума и опыта является взаимодополняющими понятиями, служащими единственной цели - поиску знаний. Он создал определение "вещь в себе", что означает некий объект, который невозможно определить и приписать ему характеристики. Более того, такой предмет не следует изучать. Он считал, что работа разума начинается тогда, когда мысль доходит до порога известного.

Понимание мировоззрения

Стать рациональным человеком не так просто. Для этого нужно потрудиться. Итог во многом зависит от принятия индивидом мировоззрения этой категории людей. Признаки рационального человека - это вовсе не рост, вес или же тип темперамента. Важно также понять, это не культ - рационалистом может быть, например, учитель, шахтер, бизнесмен и даже уборщик, который ночью читает труды по биологии. Эти люди не стремятся получить признание, их истинный Грааль - это понимание всего сущего, бесконечное знание, характеристики всех объектов. Научится этому чрезвычайно трудно, кроме того, процесс предполагает отказ от принятых ранее истин. Рациональный человек - это тот, кто ставит под сомнение все, включая собственную осведомленность.


2. Тот, кто рассудочно, рационалистично относится к жизни. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Тургенев, Хорь и Калиныч.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

РАЦИОНАЛИ'СТ, а, м. (книжн.). Последователь рационализма.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: генерал-губернатор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «рационалист»

Предложения со словом «рационалист»

  • Есть крайние рационалисты, у которых всегда найдётся ряд фактических доводов в пользу того или иного решения.
  • У рационалистов и метафизика будет рационалистическая, но метафизика никогда не была рационалистической у мыслителей религиозных, у мыслителей-мистиков, прикасающихся к живой сущности бытия.

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием.

Реали́зм, в философии — распространённый европейский философский термин, не имеющий постоянного или общего значения. Использовался для обозначения направлений европейской философии, постулирующих то или иное отношение понятий к реальности. В разные эпохи относился к совершенно различным (и даже — противоположным) направлениям.

Кантиа́нство (нем. Kantianismus) — система критической философии, разработанная Иммануилом Кантом, а также другие философские системы, возникшие под влиянием его идей.

Иррационали́зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие вещи как интуиция, чувства, вера, инстинкт, откровения и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

Читайте также: