Работоспособность и влияние на нее различных факторов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я — физиологического характера — состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я — физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характеpa — самочувствие, настроение, мотивация и др.

Установка также влияет на эффективность работоспособности. Например, у студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной снижения работоспособности может стать угасание ее новизны. У лиц с высоким уровнем нейротизмa обнаружена более высокая способность к усвоению информации, но более низкий эффект ее использования, по сравнению с лицами более низкого уровня нейротизма.

4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме

Работоспособность и влияние на нее различных факторов

Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных промежутков времени и параметров эффективности. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: физиологические (состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и др.), физические (степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и др.), психические (мотивация, настроение, самочувствие).

Работоспособность человека - это способность поддержания организма в оптимальном рабочем состоянии для максимизации вносимого вклада в результат рабочей системы благодаря физическому или информационному труду. Этот вклад отдельного работника в общий результат группы согласовывается при этом с требованиями к работоспособности, которые направляют эту группу и окружение, например, семью на его достижение.

Требования к работоспособности человека имеют не только временное и количественное измерение; они охватывают также и блага поставленных результатов. При этом требования к работоспособности не всегда направлены на человека как часть рабочей системы, а на рабочую систему, в общем, с её биологическими, организаторскими, техническими и социальными компонентами.

Требования к работоспособности противостоят предложению работоспособности рабочего, которое состоит из его работоспособности и готовности к труду.

Работоспособность человека охватывает как максимальную работоспособность в кратком отрезке времени, так и не высокую длительную работоспособность, которой можно располагать на протяжении длительного времени. В общем говоря о работоспособности, речь идет об общем уровне располагаемых индивидуальных предпосылок работоспособности, которые могут быть применены для реализации требований к работоспособности. Работоспособность не является постоянной величиной. Она определяется многочисленными условиями, которые изменяются с течением времени, и могут взаимодействовать между собой. Сюда причисляют, например, конституцию тела, пол, опыт, основные способности, знания и приобретенные навыки.

Работоспособность представляет производительную мощность человека, которой он может располагать. Эта формулировка не описывает в полной мере человеческое предложение работоспособности, поскольку это зависит от того, готов ли человек при данных условиях находится в состоянии применять эти способности полностью или частично. Готовность к труду обозначается как возможность или также готовность реализации этой производительной мощности.

Профессиональная пригодность человека

Профессиональная пригодность человека к проведению работы не постоянная, а переменная величиной, которая указывает, в зависимости от различных факторов влияния, значительное распределение. Это распределение может быть в одном случае интериндивидуальным, т.е. касаться различий между разными людьми; а также речь может идти и об интраиндивидуальном распределении, то есть о распределении признаков профессиональной пригодности одного и того же человека, но только в разные времена.

Принятие во внимание как интериндивидуального, так и интраиндивидуального распределения весьма необходимо при организации рабочих заданий и рабочих процессов. Только в редких случаях, когда, например, проводятся мероприятия по организации труда для приблизительно одинаковых групп лиц, организатор труда может ориентироваться на средние значения. В иных случаях он должен учитывать распределительные области по признакам профессиональной пригодности или личностным признакам.

Целый ряд признаков профессиональной пригодности зависит друг от друга, так, например, размер тела и длина рук, профессиональный опыт и возраст, как и силы тела и пол. Эти зависимости могут служить для того, чтобы уменьшить разброс различий работоспособности вследствие индивидуальных различий и, соответственно, изменений в признаках профессиональной пригодности. Так, например, малая сноровка может быть компенсирована большим рабочим опытом.

Многие функции органов человека изменяются на протяжении дня, и эти изменения повторяются периодически в ритме на протяжении около 24 часов (23 - 26 часов). Сюда причисляют, например, кровяное давление и система кровообращения, температура тела, влажность кожи. Температура тела показывает, например, в первой половине дня, между 8 и 11 часами, её абсолютный максимум и достигает своего относительного минимума между 13 и 15 часами, а абсолютного минимума - на протяжении ночи, между 1 и 4 часами. Этот врождённый дневной ритм синхронизируется на 24-часовой ритм благодаря влиянию окружающей среды.

Для такой синхронизации очень важными на ряду со сменой света и темноты являются, прежде всего, социальные установки времени такие, как установленное рабочее время, время для принятия пищи, время для возможных контактов между людьми и время для привычного проведения свободного времени. Эти отрезки времени относятся к дневному времени. Если все эти установки времени чередуются, человеческий организм может приспосабливаться к такому сдвигу.

После длительного полёта, например, в США человеку требуется 14 дней, чтобы приспособиться к этому сдвигу времени. Если только некоторые установки времени меняют своё место по отношению к кривой дневного ритма, например, рабочее время при сменной работе, в то время как другие установки времени ритма смены света и темноты, как, например, рабочее время и время отдыха других лиц и членов семьи – останутся прежними, организм не сможет себя перестроить либо будет перестраиваться очень тяжело. Это положение вещей нужно учитывать при организации сменной и ночной работы.

Организация труда должна учитывать процесс биологического дневного ритма. Наряду с кривой физиологической готовности к труду существуют области автоматической работоспособности, доступных воле резервов применения, а также недоступных воле экстренных резервов. Чем больше работающий перемещается из области автоматической работоспособности, которая позволяет ему проведение работы с минимальными затратами, в область допустимых резервов применения, тем выше будет находиться ожидаемая усталость.

Второй существенный компонент готовности к труду - это психологическая готовность к труду, а также и трудовая мотивация. В определённых границах слабая физиологическая готовность к труду может быть заменена соответствующей сильной трудовой мотивацией.

При повторяемом выполнении одинаковых или похожих работ это приводит к повышению работоспособности, которое проявляется в снижении напряженности работников, в уменьшении требуемого для работы времени и в улучшении качества работы. Практика включается, не зависимо от обучения работника.

Упражнение, выполняемое сознательно или по плану, является составной частью процесса обучения. Практика происходит также неосознанно и может быть обозначена как спутник человеческой деятельности. Обучение и упражнения являются не механическими, а жизненными и развивающимися процессами.

Колебания уровния работоспособности человека в условных единицах

Работоспособность человека по часам работы

По часам суток

По дням недели

Изменения, связанные с течением практики, например, время выполнения, очень сильны в начале обучения и упражнения и со временем постепенно уменьшаются. Выигрыш от практики, как правило, также более высокий, это означает, что кривая практики на графике проходит тем более круче, чем ниже практика, которую человек привносит в свое рабочее задание на основе своей предыдущей деятельности (перенос практики). Производственный опыт и научные исследования показывают, что практический выигрыш в основном зависит от:

  • частоты выполнения деятельности и длительности практики,
  • профессиональной пригодности, которую приносит человек благодаря своим задаткам, способностям, и переноса практики со своей предыдущей деятельности,
  • уровня сложности методов труда и
  • методов практики.

Достижение определенного времени выполнения, к которому часто прибегают на практике может быть уменьшено тем, что во время практики будут установлены паузы, и что интервалы практик не будут превышать определённой длины. Один раз перед работой появляется, возможно, практический стимул, который слабеет при длительности практики, а после паузы опять достигает определённой высоты. Большое значение имеет отдых во время пауз. Для планомерного обучения с целью как можно более короткого по времени обучения вытекает следующее: общее время практики разделить на отрезки небольшой длительности, которые будут разбавлены перерывами или деятельностями другого вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение. Работоспособность – это умение человека осуществлять определенную деятельность в рамках установленных временных лимитов и параметров производительности. С одной стороны, она отражает способности биологической природы человека, служит признаком его дееспособности, с другой – выражает его общественную суть, являясь признаком успешности освоения требованиями какой-то определенной деятельности.

Специальные знания, навыки и умения, а также определенные психофизические качества, такие как внимание, память, особенности сердечнососудистой и эндокринной систем – это основа профессиональной работоспособности человека. Помимо этого, с целью преуспевания в деятельности, огромной ролью обладают и такие качества личности, как смекалка, ответственность, честность и комплекс специализированных свойств, которые требует конкретная деятельность. Работоспособность находится в зависимости и от степени мотивировки установленной задачи, соответствующей способностям личности. Все это без исключения воздействует на эффективность работы и продуктивность труда.

В любой период работоспособность обусловливается влиянием различных внешних и внутренних условий, не только лишь по отдельности, но и в их совокупности. Данные условия возможно поделить на три главные категории: физиологические – общее положение состояние здоровья и многофункциональная готовность, сон, питание и др.; физические – действие на организм посредством эмоций: уровень и вид освещения рабочего участка, температура в помещении, степень шума и др.; психические – самочувствие, душевное состояние, мотивированность и др.

Юный возраст более благосклонен для физиологической и интеллектуальной работы. Наукой накоплены экспериментальные сведения о том, что непосредственно способности юного организма дают возможность ему преобразовывать и осваивать большой академический материал во время обучения и по-новому его реализовывать в наиболее взрослом возрасте.

Многочисленные изучения по исследованию характеристик мышления, памяти, стойкости интереса, динамики интеллектуальной трудоспособности в ходе производственной работы у приспособленных (тренированных) к регулярным физиологическим перегрузкам лиц и у неадаптированных (ненатренированных) лиц говорят, то что характеристики интеллектуальной трудоспособности непосредственно находятся в зависимости от степени общей и специальной физиологической подготовленности. Интеллектуальная работа станет в наименьшей мере подвергаться воздействию негативных условий, в случае если преднамеренно использовать ресурсы и методы физической культуры (к примеру, физкультурные разминки, активный отдыхи т. п.).


Физическая и интеллектуальная работоспособность считается обратным отображением состояния утомления – чем больше увеличивается переутомление, тем ниже падает работоспособность. Обычно, физиологический процесс утомляемости приравнивается к понижению функциональных способностей организма, которое провоцируется исполнением конкретного объема интеллектуальной и физической деятельность. Степень физической и интеллектуальной работоспособности обусловливается быстротой и характером утомления, то есть имеется состояние, которое появляется равно как результат деятельности при дефицитности восстановительных процессов в организме. Однако всегда как главный результат утомления считают понижение производительности труда, его эффективности.

Физическое переутомление появляется как при местной, так и при общей физической перегрузке. Это связано с переменой функциональной активности нервных окончаний, с патологией функций передачи нервных импульсов, а кроме того с истощением функциональных запасов в мышце.

Умственное переутомление и взаимосвязанное с ним понижение работоспособности обладают собственными характерными чертами. При умственном утомлении уменьшается сила памяти, из-за чего стремительно пропадает из памяти все то, что недавно до этого было освоено. При продолжительном занятии умственной работой в организме имеют все шансы появляться функциональные перемены, которые обуславливаются практически отсутствием физической активностью. Проявляется это в смещении в худшую сторону деятельности сердца, склеротических модификациях кровеносных сосудов, проявлений гипотонии, гипертонии, появлении неврозов. Помимо этого, уменьшается работоспособность абсолютно всех внутренних органов. Объясняется данное тем, что с малоработающей мускульной системе в головной мозг поступает небольшой поток данных, а именно это и приводит к ослаблению детонаторного процесса и торможению в конкретных зонах коры больших полушарий. Появляется условие для высокой утомляемости, уменьшения уровней интеллектуальной и физической трудоспособности. Снижение мышечного тонуса ухудшает осанку.

Студенческий день учащихся насыщен внушительными интеллектуальными и эмоциональными перегрузками. Вынужденная рабочая поза, в которой мускулы удерживают тело в конкретном состоянии и длительный период времени напряжены, нередкие нарушения порядка работы и отдыха, ненормированные физические перегрузки – все это без исключения способно стать фактором утомления, которое накапливается и становится усталостью.

Для того чтобы это никак не произошло, следует один тип работы заменять другим. Физиологическая суть возобновления сил, на первый взгляд, достаточно проста. Однако уже после трудной физической работы шлейф утомления растягивается в несколько дней, а уже после усиленной интеллектуального работы – даже до двух недель. И почти никто не осознает, что каникулы длиной в неделю после экзаменационной сессии – очень небольшой срок для полного восстановления сил. И в случае, если никак не совершать предупредительных мер (повышение двигательной активности, времени нахождения на открытом воздухе и т. д.), переутомление к окончанию второго семестра делается существенным. А это способно воспрепятствовать эффективной учебе.

Наиболее результативная модель отдыха при интеллектуальном труде – активный отдых в виде небольшого физического работы либо занятий физическими упражнениями. Рационально выбранный порядок трудового дня и физкультурно-спортивные занятия значительно могут помочь в снятии утомления.

Способность человека к продолжительному и напряженному труду во многом ограничивается его личными физическими способностями. Но физические возможности человека могут быть изменены под воздействием сосредоточенного использования средств физической культуры и спорта. Подобные занятия увеличивают степень функциональных способностей, физическую и психологическую стабильность; уменьшают заболеваемость; гарантируют значительную насыщенность и индивидуальную эффективность работы. Все это без исключения подчеркивает значимость для будущего профессионала заранее, уже во время обучения, позаботиться об обеспечении собственной физической и психологической готовности к интенсивному профессиональному труду.

Выводы. Обобщенные данные эффективного использования средств физической культуры в учебном процессе, обеспечивающие состояние значительной работоспособности учащихся ВУЗов в учебно-рабочем деле, следующие: продолжительная поддержка работоспособности в учебном труде; ускоренная адаптируемость; эмоциональная стабильность к сбивающим условиям; успешная реализация учебных требований и приличная успеваемость; высокие дисциплинированность и организация в учебе, быту, отдыхе; разумное использование свободного времени с целью индивидуального и профессионального развития.

Необходимо отметить, что комбинация учебы со спортивными занятиями обязано обладать оптимальным балансом, который находится в зависимости как от личных качеств и возможностей отдельного лица, так и от условий учебного работы, быта и наличия спортивных баз.

Регулярные занятия физическими упражнениями, и, главное, учебно-тренировочные обучения в спорте, оказывают позитивное влияние на психические функции, с младенческого возраста формируют интеллектуальную и эмоциональную стабильность к напряженной деятельности.

Читайте также: