Пути познания истины кратко

Обновлено: 05.07.2024

(Ваши дополнения, уточнения и ссылки на литературу по теме приветствуются )

"Пилат сказал Ему: что есть истина?
И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им:
я никакой вины не нахожу в Нем."
(Евангелие от Иоанна, глава 18)

Считаю вопрос о путях познания основополагающим, главным в концепции духовного знания. Ведь от того, насколько он будет решен и признаны его выводы, зависит всё остальное – признавать духовное знание фантазией или не фантазией, знанием или выдумкой людей со странностями психики. Данный вопрос обширен, сложен и многогранен и я не претендую здесь на всецельное и исчерпывающее его изложение. Лишь намечу основные постулаты, подходы, выводы и пути решения проблемы.

Мы живем в эпоху информационного бума, когда люди буквально тонут в море информации. Психиатры даже зафиксировали появление нового умственного расстройства под названием информационный невроз. Но, несмотря на доступность и избыток информации, мы наблюдаем в мире много невежества, которое проявляется в насилии и саморазрушении. Действительно, проблемой стал дефицит качественной, хорошей информации, которая просто теряется, "тонет" в море информационного шума - гипнотизирующего, зомбирующего и уводящего в мировоззренческие тупики. Потому даже самые информированные люди – ученые, тоже часто привязаны к дурным привычкам и не имеют целостного представления о мире. Почему? Возможно, потому что информация и знание – не одно и то же .

Информация может быть отрывочна и беспорядочна. Поэтому человек может быть информированным, но при этом беспринципным, нелогичным и бездуховным, так как информация не обязательно оформлена в позитивную, непротиворечивую, целостную концепцию.

Итак, что же такое знание?

Если обратимся к словарям, то знание - это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание в широком смысле - субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.

В определении знания ключевыми словами являются "форма" и "систематизация". Понятно, что от них во многом зависит, насколько знание будет цельным и непротиворечивым, то есть качество самого знания. Важна также методика, с помощью которой знание получается, формируется и систематизируется. Неудовлетворительная или неверная методика не приведет к истинно знанию.

По моим жизненным наблюдениям, люди, обладающие цельным и непротиворечивым знанием, а также четкой методикой его получения – большая редкость. Не потому ли вокруг не утихают споры даже относительно многих простых и очевидных истин?

Знание – это не просто набор информации. Настоящее знание включает в себя мудрость тысячелетий и строится на вечных принципах гармонии, которая, подобно жесткостям (жилкам) в структуре листа поддерживает целостность жизни человека.

"Настоящее знание, в отличие от просто информации, всегда целостно, позитивно, упорядочено и имеет гуманную, жизнеутверждающую цель. Настоящее полное знание не исключает из картины мира духовную сторону реальности под предлогом ее логической недоказуемости. Ведь многие научные теории тоже недоказуемы, до поры до времени. Но это не смущает настоящих ученых. Великие открытия совершают только смелые ученые, которые работают на грани возможного и невозможного." (Василий Тушкин, востоковед, филолог)

Пути познания истины

Люди находятся в поиске истины и истинного знания с момента своего зарождения. Возникали и исчезали цивилизации. Их знание частично сохранялось, частично терялось. Были времена расцвета знания. Они сменялись периодами упадка. Пожалуй, исторически значимый для цивилизации период, заложивший основы современного информационного общества, начинается со средних веков.

На стыке средних веков и нового времени в Европе человеческая мысль раскололась на 3 основных направления: науку, религию и философию. Это произошло потому, что авторитет церкви на западе сильно упал в глазах людей после эпохи инквизиции. Также церковь своим догматичным подходом не могла удовлетворить запросов ищущей интеллигенции тех времен. В этих обстоятельствах возникла потребность в новом подходе к изучению реальности. Так возникли сугубо материалистическая наука и релятивистская философия, провозглашающая относительность всяких взглядов и истин.

Сегодня между наукой и религией идет холодная война, а философия играет роль рефери на ринге, пытаясь определить, кто прав. Например, ученые исследуют стволовые клетки, стараясь найти лекарство от рака. А церковь осуждает эти попытки, считая их вмешательством в дела Божьи. Наука пытается покорять космос, а религия считает это вызовом Богу. Но разве это нормально, что мировоззрение современного человека лишено целостности? И он должен быть либо религиозным догматиком, либо исповедовать бездуховную науку, либо встать на путь спекулятивной философии?

Разве не может быть целостной системы взглядов, которая примиряет науку, религию и философию и была бы доступна к пониманию и приятию у простого человека?

Ученый с микроскопом

Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.

Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.

Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.

Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.

Уровни (ступени) познания

Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.

Чувственное познание

Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:

  • Ощущения, т.е. отражения определенных свойств предметов материального мира и его явлений путем их воздействия на органы чувств. Данное воздействие позволяет людям ощущать различные свойства вещей, в частности, их форму, цвет, запах и т.д.
  • Восприятия, создающего на основе чувств целостные образы вещей, явлений и процессов. Восприятие помогает сформировать представление.
  • Представления — т.е. получаемый при помощи органов чувств обобщенный и наглядно сформированный образ определенной вещи, процесса либо явления, впоследствии сохраненный в человеческом сознании и воспроизводимый им уже без участия органов чувств.

Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.

Рациональное познание

Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:

  • Понятия, т.е. мысли, утверждающие общие и существенные характеристики вещей.
  • Суждения – мысли, утверждающие либо отрицающие что-либо о предмете.
  • Умозаключения, под которыми подразумеваются мысленные связи между несколькими суждениями с выведением из них уже принципиально нового суждения. Выводы бывают индуктивными (их получают методом развития частных суждений к общим), дедуктивными (здесь развитие мысли наоборот, идет от общего к частному) и полученными по аналогии.

Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.

Формы познания

Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.

  • Научным познанием называют научно обоснованное получение объективных знаний, отражающих законы, по которым развивается и функционирует окружающая реальность. Данная форма объединяет в себе описание, объяснение и предсказание различных процессов, наблюдаемых и отмечаемых исследователями по мере накопления знаний.
  • Суть обыденной формы сводится к получению знаний посредством наблюдения за каким-либо явлением. Получаемая информация представляет собой совокупность различных данных, не сводимых в единую систему. Целью подобной познавательной деятельности является применение полученных знаний на практике.
  • Художественным (или творческим) познанием называют способ отражения действительности с помощью художественной символики и образов.
  • Философская форма познавательной деятельности формируется вокруг стремления ученых найти разумные и логичные объяснения явлениям, происходящим в нашем мире, одновременно определив место человека в окружающей действительности.
  • Религиозную форму познания относят к самопознанию, с ее помощью индивид изучает религиозные моральные основы, а также познает Бога.
  • Мифологическое познание было характерно для первобытного общества, с его помощью люди могли объяснить непонятные им явления вмешательством высших сил.
  • Самопознанием называю процесс узнавания человеком самого себя, своих личных качеств, свойств и особенностей. К основным методам самопознания относят самоанализ, сравнительный анализ, проводимый индивидом при сравнении себя с окружающими, наблюдение человека за собой и собственным поведением и др.

Научное познание

Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:

  • истинность и объективность полученных знаний;
  • получение информации сопровождается применением специальных методов, характерных для научной деятельности;
  • у исследователя есть возможности проверить добытые им знания;
  • исследование характеризуется высокой степенью теоретической обобщенности.

Уровни научного познания

Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.

Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.

На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.

Формы научно-познавательного процесса

Основными формами научного познания являются:

Методы научного познания

К основным методам научно-познавательной деятельности относят:

  • Научные наблюдения, т.е. организованную и целенаправленную работу по восприятию исследователем вещей и явлений с получением объективных сведений о них;
  • Эксперименты представляют собой исследования определенных явлений в специализированных, искусственно созданных для этого условиях. Они производятся для проверки уже выдвинутых гипотез и теорий либо для сбора данных, необходимых для начала научного поиска;
  • Анализ способствует мысленному либо реальному разложению конкретной вещи на образующие ее элементы для их детального изучения;
  • Синтез противоположен анализу, с его помощью ученые объединяют различные составные элементы определенного предмета для выявления связей между ними в составе целостной вещи;
  • Моделирование призвано воспроизвести характеристики конкретного предмета с помощью другого предмета, создаваемого специально для этой цели;
  • Метод аналогии заключается в выдвижении исследователем предположения о сходстве двух внешне разных вещей по причине сходства некоторых свойств и признаков данных вещей;
  • Абстрагирование основано на мысленном отвлечении от перечня свойств предмета для понимания сути одного, важнейшего для исследования свойства указанного предмета;
  • Формализация отображает результаты познавательного процесса с помощью формул, понятий и утверждений;
  • Идеализация призвана помочь исследователю мысленно создать не существующий в реальности, но необходимый для исследования абстрактный объект;
  • Математизация помогает выразить свойства изучаемого объекта числовым способом посредством использования разнообразных измерительных методов;
  • Дедукция позволяет ученым делать выводы, двигаясь от общего к частному;
  • Индукция, наоборот, основывается на выводах, сделанных от частного к общему.

Функции познания

Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.

Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.

Заключение

Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.

Познание в философии – это, в первую очередь, приобретенные знания человека о мире вокруг, о законах окружающего его мира. Кроме этого, познание в философии – это житейские знания, знания человека о самом себе.

Теория познания

Познание в философии

Познание в философии – это полученные человеком знаний об окружающем мире и самом себе. Тему изучали философы древней Греции и Рима, однако сам термин был введен лишь в 1854 г. шотландским профессором Дж. Феррером.

Субъект и объект познания

Элементами процесса постижения являются субъект и объект. Субъект — это тот, кто осуществляет процесс познания на практике. Объект – это то, на что направлено познавательная деятельность субъекта.

Например, человек, как индивид, является субъектом, а его внутреннее самосознание, которое он познает всю жизнь, является объектом.

Основные виды познания

Теоретическая структура познания, как предмета философии, состоит из видов постижения, добытых практическим путем, которые по определенным критериям были выделены в конкретные группы.

Формы познания

Основные виды познания:

Житейское - основано на наблюдении и кругозоре человека. Согласовано с жизненным опытом. Основу вида составляют здравый смысл. Житейский вид разный у каждого поколения, потому что на него влияет научный прогресс, развитие культуры.

Рациональное - строится на трех формах: понятие, суждение и в конце происходит умозаключение.

Интуитивное - структуру интуитивного познания составляет.

Интуиция при первом контакте с предметом - мгновенное чувство.

Интуиция, основанная на интеллектуальном аспекте.

Интуиция, полученная зрительным способом.

Древняя Греция и Древний Рим

Платон

Познание по Платону

Согласно Платону, все, что доступно для процесса постижения, можно разделить на две формы:

Чувственное восприятие, которое помогает на первом этапе познавать предметы, хоть и не всегда достоверно.

Познание с помощью ума – способ, помогающий узреть истину.

Эпикурейцы

Познание по Эпикуру

Филон Александрийский

Филон Александрийский считал, что конечным фактом нашего знания является то, что мы ничего не знаем. Согласно ему человек никогда не узнает настоящую истину.

Философия Филона Александрийского

Объект, который он подразумевает как истину, на самом деле лишь ее проблеск среди хаоса вероятностей.

Плотин

Плотин, как и Платон, считает, что познать истину можно двумя способами:

с помощью чувств;

при помощи умственных способностей.

Философия Плотина

Однако согласно Плотину, чувство нельзя считать первоначальным постижением, а все варианты умственного познания не могут привести к чему-то единому.

Каждый предмет – это Единое, и имеет Душу. Если постижения Души и Единого совпадают, то в конечном результате и происходит истинное постижение объекта.

Типы познания - их особенности и признаки

Типы классифицируют исходя из того, каким способом осуществляется истинное, по мнению каждого типа, постижение. Каждый из типов имеет свой набор черт, который отличает его от другой классификации.

Типы познания

Мифологическое

Мифологическое познание было одно из первых, еще при первобытном строе. Осуществлялось чувственным и зрительным путем.

Мифологическое познание

Для постижения характерны явления, при которых необъяснимые и сложные понятия представлялись в виде богов.

Религиозное

Согласно ему, объяснение истины мира делается на основе веры в сверхъестественные силы. Объект религиозного познания – это Бог.

Религиозное познание

Целью является не нахождение истинного лица и сущности Бога, а спасение души человека.

Научное

Постижение окружающего мира научным способом.

Научное познание

Сущность научного познания выражается в:

разделении действительности и ее понимании в прошлом, настоящем, будущем;

точном обобщении всех фактов;

том, что нет ничего случайного, все имеет значение.

Философское

Основной чертой является стремление найти смысл бытия и определить, какое место человек занимает в нем.

Философское познание

Предметом познания является весь мир вместе с человеком в этом мире. Субъекту важно, помимо постижения мира и места человека в нем, найти и создать их идеал.

Чувственное

Чувственное познание

Осуществляется с помощью чувств и выражается в трех основных формах:

ощущения (слуховые, вкусовые, зрительные и остальные ощущения);

восприятие (создается обобщенный образ объекта из ощущений);

представление (в воображении появляется образ на основе созданного из ощущений и воспринятого образа).

Моторное

Наиболее современный тип познания. Возник на основе наук: психологии, нейробиологии и нейрофизиологии. Постижение мира, согласно данному типу, происходит во время действия.

Моторное познание

Моторная система приравнивается к умственной обработке информации, полученной при познании объекта. Главная единица моторного типа - действие.

Заключение

Как и в древнем мире, современные философы и ученые пытаются найти и познать настоящую истину. Возможно ли человеку вообще ее познать?

На самом деле сущность изучения теоретической части познания в философии претерпела небольшие изменения, как и практическая часть.

Человечество продвинулось в научном плане, но эти функции не очень помогают постижению. Познание доступно только самому человеку.


ВнутреннийПуть

Религиозный путь

Подмена следования природному пути самоактуализации самости следованием ритуалам неизбежно сбивает человека с толку и уводит в сторону от направления духовного роста. Происходит это по двум причинам, которые условно можно отнести к объективной и субъективной ошибке в навигации.

Научный путь

Научный путь провозглашает объективность и абсолютность эмпирического подхода к познанию истины. Соответствующая Ньютоновско-Картезианская парадигма эмпирической науки, которая господствует в мировой науке на протяжении последних трех сотен лет постулирует существование объективной реальности, независимой от субъекта наблюдения (Наблюдателя).

Согласно этой парадигме вся вселенная представляется неким механизмом, функционирование которого на уровне причинно-следственных связей хорошо описывается системой дифференциальных уравнений, линеаризирующих любой процесс. Необходимыми атрибутами такой механистичной модели является трехмерное пространство классической эвклидовой геометрии, которое абсолютно, постоянно и всегда пребывает в покое, а также время, которое течет из прошлого через настоящее в будущее абсолютно автономно и независимо от материального мира. Первоначально, в соответствии с механической концепцией Ньютона, все физические процессы сводились к перемещению материальных объектов под действием силы тяжести, действующей между ними и вызывающей их взаимное притяжение. Позднее поле гравитационных взаимодействий было дополнено полями электрических и магнитных взаимодействий.

Мировоззрение, основанное на Ньютоновско-Картезианская парадигме (научное мировоззрение) исключает не только сознание из состава Вселенной, но и саму идею само-творящего начала эволюционных процессов объявляет ненаучной. Соответственно, онтологически свойственное человеку стремление к расширению осознанности, поиску пути к своим духовным истокам, смыслу жизни и предназначению рассматривается в классическом психоанализе, как болезнь, а религиозное чувство. как психоз.

Что же достается тому, кто следуя парадигме эмпирической науки, строит свое мировоззрение на платформе атеизма?

С точки зрения классической бехивиаризма, человек следующий в своем пути познания истины этим путем получает типичную триаду депрессивного мышления (по А. Беку). А именно:

  1. Я — никчемный человек
  2. Этот мир недружелюбен
  3. Мое прошлое – трагедия, мое будущее безнадежно

Действительно, этим пунктам соответствуют следствия эмпирической науки. А именно:

Выводом из этих положений является бессмысленность человеческого существования и иллюзорность попыток проникнуть в суть вещей.

Неудивительно, что подобный образ мышления, как показал Бек, приводит к крайне низкой самооценке, искажению реальности и микромании. Природа ее возникновения в науке – постулирование своей исключительности (незаменимости). Следствием этой триады в основе миропонимания становится патологическая недооценка духовного потенциала человека, экзистенциальный вакуум усиленный кризисом середины жизни, который часто сменяется глубокой депрессией либо маниакальным синдромом ненасытного потребления.

Внутренний путь

Внутренний Пусть – это путь к расширению осознанности, при котором вся внешняя атрибутика религии и пафос подлинной научности эмпирического знания становится лишь мешающей мишурой. Вера на этом пути рано или поздно сменяется знанием, основанном на личном (субъективном) опыте. Только он и рассматривается здесь критерием истины.

Внутренний путь нельзя назвать ни религиозным, ни научным. Однако и наука и религия (в особенности наименее доминантные ее представители такие как Буддизм, Даосизм или Индуизм) часто приводят к нему, объединяясь в холономной парадигме постижения реальности.

Холономная парадигма предполагает, что во Вселенной все взаимосвязано на информационном уровне (на плане сознания), а сама она иерархична. Физический уровень (проявленный план сознания) не единственный. Духовная сфера (непроявленный план сознания) не доступна эмпирической науке, но доступна субъективному опыту. Т.е. измерительным прибором в ней служит сам человек, достигший соответствующего уровня чувствительности (осознания).

С точки зрения гуманистической персонологии и психологии эволюции внутренний путь, ведущий к просветлению, онтологически закреплен природой человека в виде базовой метопотребности к актуализации самости или программы осознанной эволюции психики соответственно.

Таким образом, внутренний путь — это путь следования природной программе духовного рождения человека. Реализация своего потенциала приносит идущему по нему развитие внимания, чувствительности, способностей, все новых мотиваций жизни и, как следствие — все большую внутреннюю свободу. Если человек, поглощенный потреблением, сфокусирован на том, чтобы добиться успеха, преуспеть в делах (деньгах, положении, карьере), то человек поглощенный внутренним путем (духовным ростом) сосредоточен на понимании жизненных ситуаций, понимании себя в широком контексте жизни.

Притяжение Внутреннего Пути возникает естественно, и не предполагает усилие воли. Как всякая осознанная метапотребность, она меняет смысл и наполнение повседневной жизни. Внешние события приходящи, тогда как внутренние свойства сознания гораздо более постоянны. Можно рассматривать внешние события, как сплошное обучение чему-то. Если Внутренний Путь осознается идущим, то процесс обучения не надоедает. Более того, он приносит постоянную радость открытия чего-то нового. Не надо уходить из мирской жизни. Но надо научиться вписывать ее в иной контекст (не бытовой). Осознанность приводит к тому, что озабоченность греховностью и постоянным чувством вины свойственная приверженцам религии, равно как и отождествление себя с телом и сопутствующие этому увлеченность успехом и материальными благами приверженцев атеизма, уступают место внутренней гармонии, спокойствию и постоянному позитивному настроению.

Литература

См. также разделы Справочника :

ПРИЛОЖЕНИЯ

Глобальное Самотворящее Информационное Поле

Легче всего представить Глобальное Самотворящее Информационное Поле (ГСИП), пользуясь аналогиями с потенциальными векторными полями сил. Абсолют (Бог, если пользоваться антропоморфизмом) представляет в этом поле бесконечный (условно положительный) потенциал. Любой объект, погруженный в ГСИП испытывает его притяжение, сила которого прямо пропорциональна потенциалу духовности объекта. Потенциалы форм, воплощенных в материи[1], очевидно, зависят от уровня осознанности (духовности). Они ранжированы от низких (неживая материя) до высоких (живая материя) и заметных (живая, осознающая материя[2]). Притяжение к Абсолюту реализуется в виде движения на уровне информационного поля. Очевидно, в материальном мире существуют препятствия мешающие любому, произвольному потенциалу быть побужденным и притянутым. Это прежде всего привязки к материальным объектам, которые могут ассоциироваться с соответствующими силами материального тяготения в сторону, противоположную духовному тяготению. Предположим, что любое воплощение Духа в материи вносит такое локальное возмущение в глобальное информационное поле, которое затрудняет продвижение данного потенциала к Абсолюту (искажает траекторию всплытия соответствующего материального объекта). Если продолжать пользоваться аналогией со всплытием объекта, обладающего неявно выраженным потенциалом плавучести[3], погруженного в жидкость, то эти возмущения можно уподобить наращиванию его балласта (инертной массы объекта) либо стравливанию из него легкого флюида, создающего потенциал всплытия. В векторном представлении, появляется вектор, противоположный вектору всплытия. Траектория теряет идеальность.

Зафиксируем три важных положения, касающихся структуры Глобального Самотворящего Информационного Поля:

  1. Акт творения бесконечен.
  2. Нет никаких оснований разбивать его на фрагменты (т.е. локализовать и различать один акт от другого) поскольку все во Вселенной взаимосвязанно (нелокально) на смысловом уровне.
  3. Глобальное Творящее Информационное Поле стремится к состоянию равновесия.

Три этих базовых утверждения достаточны для того, чтобы выстроить модель мироздания, в которой отсутствует любая двойственность, а также время и пространство.

Карма

Карма в таких представлениях это — информационная инертность.

Действительно, поскольку, как отмечалось выше, любое движение носителя духовного потенциала, воплощенного в материи, сопровождается возмущением информационного поля, то траектория его всплытия к Абсолюту перестает быть идеальной. Учитывая нелокальность связей во Вселенной, воплощенные духовные потенциалы возмущают все поле, а не только локальную окрестность. Поскольку глобальное поле стремиться к равновесию, траектории всплытия все более усложняются, т.к. возникает иллюзия их взаимного влияния, а также влияния прошлого на будущее для данного потенциала[5].

Рассмотрим теперь человека, как носителя некого духовного потенциала.

В данной модели, вопрос реинкарнаций имеет сугубо академический смысл. На самом деле, перерывы в воплощениях не имеют критически важного значения на траекторию всплытия (Путь Восхождения). Судьба данного духовного потенциала в развоплощенном состоянии (после смерти) целиком определяется достигнутой на этапе воплощение стратой в глобальном поле самотворящего сознания. Видимо, существует и тот уровень осознанности, выше которого притяжение материальной формы (суть — жажда повторного воплощения в материи) преодолимо. С этого уровня духовный потенциал перестает воплощаться в материи, и продолжает свое всплытие исключительно в нематериальных стратах.

[2] Все, что обладает разумом (напр. человек)

[3] Во внешне непроницаемой твердой оболочке, скрываются полости, содержащие легкий флюид, например воздух, обеспечивающий всплытие.

[5] На самом деле, речь идет об одной и той же ткани. Это подобно ряби на воде. Можно рассматривать взаимные влияния каждой из волн друг на друга (волновое представление). А можно считать, что речь идет о колебании данной частицы воды под воздействием случайных напряжений. Обе модели удобны для прогноза. Но, реальность состоит в том, что поверхность всего водоема, возмущенная ветром, пытается прийти к равновесию по всей своей свободной поверхности (соприкосновения с воздухом).

[6] Сюда включены намерения, мысли, действия и все то, что оставляет след в глобальном информационном поле.

Читайте также: