Пути повышения энергоэффективности экономики рф кратко

Обновлено: 02.07.2024

Россия поставила перед собой довольно амбициозную задачу по снижению энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году. 1 По мнению Международного энергетического агентства (МЭА) 2 , эта задача может быть решена только к 2028 году [1]. Решение этой задачи невозможно без разработки и реализации качественной и полной по охвату политики повышения энергоэффективности.

Началом активизации деятельности федерального правительства РФ в сфере повышения энергоэффективности можно считать 1997 год. Однако до 2009 года политика повышения энергоэффективности в России на федеральном уровне носила фрагментарный характер.

Перечислим механизмы, запущенные действующими нормативными актами на федеральном уровне в последние 2–3 года:

  • федеральная поддержка реализации региональных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • федеральные гарантии реализации программ энергетической эффективности на крупных предприятиях, а также в жилищно-коммунальном секторе;
  • требование развития программ по энергосбережению и внедрению методики RAB, которая позволит сохранять денежные сбережения организациям, оказывающим коммунальные услуги;
  • обеспечение стимулов для реализации типовых проектов по энергоэффективности с помощью инвестиционных налоговых кредитов и снижения процентных ставок;
  • учет энергии и воды;
  • СНиПы для зданий, которые содержат нормы энергетической эффективности, и энергоэффективная модернизация существующих зданий;
  • маркировка и классы энергетической эффективности;
  • стандарты энергетического менеджмента;
  • энергетические обследования и энергопаспорта;
  • государственные закупки энергоэффективного оборудования;
  • энергосервисные контракты;
  • целевые задания по снижению потребления энергии в публичном секторе на 3% ежегодно;
  • федеральная информационная система по энергосбережению, энергетические балансы, аналитические инструменты и улучшение энергетической статистики;
  • информационная поддержка и популяризация;
  • обучение и тренинг специалистов в области энергетической эффективности;
  • научные исследования в области энергетической эффективности.

ЦЭНЭФ были выявлены пробелы и проблемы в качестве российской нормативной базы по энергоэффективности. Задача решалась не только за счет анализа самих нормативных документов, но и благодаря оценке результатов первой практики их применения.

В виде тезисов перечислим основные выводы, полученные в результате анализа действующей российской нормативной базы в области энерго-сбережения и повышения энергоэффективности.

Проблемы российской нормативной базы по энергоэффективности

По секторам экономики

Учет энергоресурсов

В целях экономии бюджетных средств нужно уделять особое внимание снижению стоимости договоров на обслуживание приборов учета тепла.

Приборами учета воды оснащена большая часть бюджетных задний. Однако практика показывает, что при выставлении счетов за воду и водоотведение их показания часто не используются.

Внедрение энергосберегающих технологий

Нормативная база построена так, что средство – энергетическое обследование – подменило цель – повышение энергоэффективности. Вся энергия специалистов и средства заказчиков затрачиваются на проведение аудитов.

Продвижение энергосервисных контрактов идет медленно, отчасти из-за противоречивости нормативной базы и сложности организации закупок по таким контрактам.

Положение о субсидировании региональных энергосберегающих программ приняли поздно. С учетом процедур подготовки заявок и их рассмотрения в регионы деньги попали не ранее ноября 2011 года, т.е. когда отопительный сезон уже в разгаре, и многие работы провести просто нельзя, или масштабы их проведения сильно ограниченны. Надежды на полное и рациональное использование выделенных средств мало.

Хочется надеяться, что в 2012 году средства субсидий регионам будут использованы более эффективно.

Доработка документов

Международным энергетическим агентством разработан ряд рекомендаций по мероприятиям политики энергетической эффективности. Насколько российская политика соответствует этим требованиям, можно видеть в таблице (представлены только некоторые примеры регулирования российского законодательства).

Недостаточно только разработать и утвердить нормативные требования. Принятие нормативной базы и создание соответствующих институтов может столкнуться со следующими возможными реакциями [2]:

  • усвоение (после периода адаптации),
  • отторжение или
  • извращение.

Неполная и некачественная нормативная база, что, как видно из вышесказанного, и относится к России, может порождать два последних типа реакций. В итоге получим недостаточную эффективность нормативных механизмов и задержку в движении к установленной цели снижения энергоемкости ВВП на 40%.

Детальнее проанализировать перечисленные проблемы российской нормативной базы по энергоэффективности и наметить пути ее совершенствования постараемся в следующей публикации.

Литература

  1. World Energy Outlook. 2011. IEA/OECD. Paris : 2011.
  2. Е. Ясин. Институциональные ограничения модернизации // Вопросы экономики – 2011. – № 11.

3 ЦЭНЭФ являлся одним из разработчиков данной программы.

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.


Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'2012

распечатать статью

распечатать статью -->

Обсудить на форуме

Обсудить на форуме


Предыдущая статья


Следующая статья

Министерство экономики подготовило обновленный план снижения энергоемкости экономики России. Как государство будет повышать энергоэффективность зданий, ЖКХ, промышленности и транспорта, анализирует портал ОКНА МЕДИА.

План повышения энергоэффективности РФ до 2030 года

Министерство экономики подготовило обновленный план по повышению энергоэффективности экономики РФ. 11 августа 2020 года проект плана Правительством был направлен в Федеральные исполнительные органы власти на согласование.

Цель обновленного плана – снижение энергоемкости ВВП России к 2030 году на 35% по отношению к 2017 году за счет повышения энергоэффективности экономики. Из них на 20% потребление энергоносителей можно снизить за счет использования современных технологий.

Самыми энергозатратными секторами экономики – 85% от общего потребления топловно-энергетических ресурсов, согласно документу, являются 4 сектора экономики: ЖКХ, электро- и теплоэнергетика, обрабатывающая промышленность. Фото: сектора экономики, на которые направлена программа повышения энергоэффективности В вышеупомянутых секторах предполагается создание энергосберегающих механизмов обновления и повышения энергоэффективности. Фото: механизмы повышения энергоэффективности наиболее энергоемких секторов экономики Это позволит сократить потребление энергетических ресурсов не только в существующей экономической ситуации, но в условиях экономического роста.

В комплексном плане обозначены мероприятия, сроки внедрения и ожидаемые результаты.

Повышение энергоэффективности зданий в жилищном секторе

image

Для повышения энергоэффективности существующего и строящего жилого фонда предлагается установить новые требования для строительства и проведения капремонтов. Фото: план повышения энергоэффективности нового строительства *МКД – многоквартирные дома

План предусматривает запрет на строительство неэнергоэффективного нового жилья и поощряет возведение энергоэффективного.

Новостройкам и эксплуатируемым домам после проведения капремонта будут присваиваться классы энергоэффетивности, что давно стало нормой в мировой практике.

Важным моментом обновленного плана является – требования 100% приборного учета потребления энергоресурсов с автоматизированной системой передачи данных.

Также предъявляются новые требования к повышению энергоэффективности тепловых сетей с целью снижения потерь. Предусмотрена модернизация энергосервисной деятельности. Важнейшей составляющей является – стимулирование инвестиций в энергосбережение и расширение господдержки в этой сфере.

Кто не заинтересован в повышении энергоэффективности России?

В повышении энергоэффективных зданий и снижения теплопотерь не заинтересованы:

Энергоэффективность и сокращение парниковых газов

В любом случае повышение энергоэффективности экономики приведет к снижению парниковых газов и экономии 140 млн т. условного топлива или 280 млн т. СО2.

Мировая практика в строительстве энергоэффективных домов

В развитых странах около 50% энергии потребляют жилые дома, поэтому энергосбережению уделяется большое внимание.

В энергоэффективном доме комфортные условия проживания поддерживаются за счет высокой герметизации здания, применения альтернативных источников энергии без использования традиционных систем отопления. Энергоэффективные дома классифицируются, исходя из объемов энергопотребления.

Классификация энергоэффективных зданий в зависимости от энергопотребления


В статье рассмотрены системообразующие факторы и условия повышения энергетической эффективности. Сделан вывод о необходимости применения программно-целевых инструментов государственного регулирования, позволяющих проводить политику стимулирования ресурсосбережения для достижения целей энергетической эффективности.

Ключевые слова: энергетическая эффективность, энергосбережение, экоэффективность, устойчивое развитие, государственное стимулирование ресурсосбережения


Рис. 1. Прогнозные темпы роста мирового ВВП [8, С. 25]

Энергетические проблемы в настоящее время особенно остро стоят во многих регионах Российской Федерации. Энергосберегающие и экологически чистые технологии с трудом находят применение. Охватывая всю совокупность процессов производства, преобразования, транспорта и распределения энергетических ресурсов, топливно-энергетический комплекс, по существу, представляет собой единую систему энергоснабжения, имеющую своей главной целью эффективное и надежное обеспечение энергией требуемого качества всех потенциальных потребителей. Тесная взаимосвязь энергетики с другими отраслями национальной экономики обуславливает огромное влияние повышения энергоэффективности на экологическую безопасность России.

Рациональное использование и экономное расходование ресурсов, повышение эффективности конечного потребления энергии во всех секторах экономики, развитие возобновляемых источников энергии — все это, может обеспечить возрастающие потребности человечества в энергии и, следовательно, его устойчивое развитие в глобальном масштабе. Концепция устойчивого развития реализуется, прежде всего, на макроэкономическом уровне. Сегодня энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5–3,5 раза выше, чем в развитых странах [5]. Основные причины — сложившаяся структура народного хозяйства (существенная доля добывающих отраслей, металлургии и тяжелого машиностроения), обширная северная часть страны и большие затраты на транспорт. Но главной проблемой являются отсталые технологии производства, энергорасточительные установки и приборы во всех секторах экономики.

В последние десятилетия в России формируется рыночный механизм использования природных ресурсов, включающий регулирование процессов спроса, предложения и ценообразования. Однако, как показывает практика, рынок по объективным причинам не может эффективно управлять всей эколого-экономической сферой. В этой связи необходимо государственное регулирование в сочетании с инструментами, позволяющими проводить политику стимулирования ресурсосбережения для достижения целей экономического развития.

Существуют три основных направления энергосбережения. Первое — малозатратные мероприятия по рационализации использования топлива и энергии, позволяющие сократить их потребность на 10–12 %.

Второе — внедрение капиталоемких мероприятий: энергосберегающих технологий, процессов, аппаратов, оборудования, счетчиков. Это способствует снижению потребностей в энергоресурсах на 25–30 %. Для реализации таких возможностей необходимы инвестиции, но они в 2 раза ниже объема капиталовложений для наращивания добычи и производства топлива и энергии. Кроме того, энергосберегающие технологии являются экологически чистыми и дают значительную экономию эксплуатационных затрат. Однако в последние годы инвестирование уменьшилось почти в 4 раза, что создает угрозу энергетической безопасности страны из-за неудовлетворительного состояния основных фондов отрасли.

Третье направление — структурная перестройка экономики, связанная с увеличением доли неэнергоемких отраслей в производстве ВВП. Например, энергоемкость продукции в промышленности, сфере услуг, строительстве в 8–10 раз ниже, чем в ТЭК, и в 12–15 раз ниже, чем в металлургии. Энергоемкость продукции машиностроения по сравнению с топливной промышленностью меньше в 3 раза, а с металлургией — в 8–10 раз. По экспертным оценкам, резерв снижения потребности в топливно-энергетических ресурсах за счет ускоренных структурных изменений в экономике составляет 10–12 % от существующего потребления.

Повышение эффективности использования топлива и энергии является самым дешевым путем защиты окружающей среды. Энергия, которая приносит наименьший вред окружающей среде, — это та энергия, которую не только не надо потреблять, но и не надо производить. В каждом случае, когда ее потребление для определенных целей будет уменьшаться (за счет улучшения теплоизоляции жилищ, повышения КПД двигателей и т. д.), выбросы загрязняющих веществ будут автоматически сокращаться в соответствующей пропорции.

Энергосбережение измеряется в абсолютных единицах (например, Гкал, τ у.т и/или кВч). Энергоэффективность же измеряется в относительных единицах (Гкал/куб.м, кг у. т./Гкал, Гкал/кв.м и т. д.) и имеет идеальным результатом, например, для теплоснабжения полное, без потерь, использование первичной энергии на нагрев воздуха в зонах деятельности человека. Массовые отключения в подаче тепла, отключения систем приточной вентиляции очень легко выдавать за энергосбережение, хотя показатели энергоэффективности при этом ухудшаются.

Таким образом, энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени. Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только за счет использования программно-целевых инструментов, поскольку: затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов; требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан; требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в реализации целей и задач Программы; требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования.

Основные термины (генерируются автоматически): энергетическая эффективность, устойчивое развитие, раз, ресурс, Российская Федерация, валовый внутренний продукт, государственное регулирование, российская экономика, экономическое развитие, эффективное использование.

Ключевые слова

энергосбережение, энергетическая эффективность, экоэффективность, устойчивое раз-витие, государственное стимулирование ресурсосбережения

Все мировое сообщество ведет активную политику в области энергосбережения и повышения эффективности потребления природных ресурсов. Россия является одним из основных экспортёров энергоносителей, несмотря на это, значительно отстает от большинства развитых стран в области энергоэффективности. +

348eab9e78d8e7edf53a63a6692478d7.jpg

Повышение энергоэффективности и энергосбережение для России – стратегическая необходимость, оказывающая влияние на экономическое развитие государства, уровень жизни населения и инновационное развитие общества. Вопросы эффективного использования энергии затрагивают практически все области деятельности. + + + + + + +

В мире проведено множество исследований на тему энергосбережения и повышения энергоэффективности. Анализ лучших международных практик в области энергосбережения продемонстрировал, что наибольший потенциал эффективного использования энергии находится в зданиях. В связи с этим, ведущие эксперты страны в области энергосбережения подготовили исследование энергоэффективности в секторе зданий в России, основная задача которого - выработка рекомендаций по внесению изменений в систему регулирования строительства и разработка мер по стимулированию повышения эффективности использования энергии. + + + + + + +

Результаты исследования показали, что российские здания обладают огромным резервом экономии энергии. Несмотря на это, нерациональное использование энергоресурсов может привести к тому, чток 2050 г. потребление энергии всеми зданиями вырастет более чем на 34%. Внедрение мер по повышению энергоэффективности в зданиях позволит сохранить огромное количество энергии.
+ + + + + + +


В исследовании разработан ряд конкретных сценариев по повышению энергоэффективности в зданиях, которые делятся на пять групп мер: +

1. Введение классов энергоэффективности зданий с целью повышения качества учета;

2. Повышение требований энергоэффективности зданий;

3. Внедрение системы контроля за выполнением требований по повышению энергоэффективности;

4. Принятие системы экономического стимулирования;

5. Повышение компетентности и информированности отрасли и населения.

Введение классов энергоэффективности зданий и повышение требований

По материалам исследования введение классов энергоэффективности здания позволит оценивать: + + + + + + +

  • уровень и динамику удельных расходов и класс энергоэффективности;
  • очередность включения зданий в программы энергосбережения и планы капитального ремонта (начинать со зданий с низким рейтингом);
  • прогресс в динамике удельных расходов и повышении класса энергоэффективности.

По информации, представленной в исследовании, для таких зданий суммарный удельный годовой расход энергии не должен превышать: + + + + + + +

Рейтинг зданий по уровню энергоэффективности позволит определить здания с низким уровнем энергоэффективности (на 20-30% выше среднего удельного расхода, на 10% выше среднего удельного расхода и просто выше среднего) и именно эти здания по итогам включать в программы капитального ремонта и в программы повышения энергоэффективности. + + + + + + +

Анализ жилого фонда, проведенный в исследовании показал, что большую его часть составляют старые здания. К 2050 г. средний возраст жилых зданий вырастет с 36 г. до 61 г., 85% многоквартирных зданий будет старше 25 лет и 54% старше 40 лет. Приоритетное внесение зданий, требующих капитальный ремонт, в программы повышения энергоэффективности позволит значительно снизить энергопотребление существующих зданий. + + + + + + +

Внедрение системы контроля за выполнением требований по повышению энергоэффективности

23d3d63ef639986fb4ca5b20377bec47.jpg

Контроль за выполнением требований вводится для стимулирования повышения энергоэффективности в зданиях. Необходимо укрепить надзор за соблюдением технических регламентов, обеспечивать специалистов своевременной подготовкой и оборудованием, утвердить административную ответственность за нарушение или не выполнение требований по повышению энергоэффективности в зданиях. Например, за отсутствие таблички с указанием класса энергоэффективности здания в течение 2-х лет после сдачи здания в эксплуатацию или после капитального ремонта наложить штраф на ответственных лиц за несоблюдение требований по энергетической эффективности и в соответствии с ФЗ- 261. + + + + + + +

Принятие системы экономического стимулирования

Повышение компетентности и информированности отрасли и населения

Законодательные инициативы в вопросах повышения энергоэффективности в зданиях должны поддерживаться потребительской активностью, только так будет достигнут кумулятивный эффект. Стоит отметить, что идеологическая цель повышения энергоэффективности в зданиях на сегодняшний день не достигнута. Необходимо грамотно выстроить информационно – пропагандистскую модель для формирования энергоэффективного общества и эффективного обеспечения энергоресурсами населения. + + + + + + +

Сценарии реализации мер по повышению энергоэффективности в зданиях

Для реализации комплекса групп мер по повышению энергоэффективности в зданиях в исследовании было предложено 10 сценариев, разработанных на основе экономического моделирования как для новых, так и для капитально- ремонтируемых зданий: + + + + + + +

Результаты расчетов в исследовании показали, что при реализации всех мер, объединенных в 10 сценариев, экономия энергии может составить за 2016- 2050 гг. 2677 млн тут., что в три раза больше потребления конечной энергии всеми секторами экономики. + + + + + + +

Таким образом, политика в области энергосбережения, в том числе стимулирование и реализация мер по повышению энергоэффективности в зданиях является основополагающей задачей в формировании необходимого потенциала для развития энергетически безопасного государства и инновационного общества. + + + + + +

Минимизировав удельные затраты энергии, с помощью простых технологичных решений, государство обеспечит себя успешным социально – экономическим функционированием, а также рациональным и экологически безопасным использованием энергии и энергетических ресурсов. + + + + + + +

Читайте также: