Недостатки формирующихся почерков и их исправление кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одна из основных задач в период обучения письму — это формирование графически правильного и чёткого навыка письма. Однако при большом количестве письменных упражнений в школе не все учащиеся овладевают этими навыками. Грубые нарушения графических правил по различным причинам — явление, не столь уж редкое в нашей школе. Эти нарушения становятся привычными и переходят в навыки нечёткого письма, результатом чего является некрасивый, неразборчивый почерк, который сохраняется не только в средней школе, но и по её окончании.

Что же происходит на практике? Учитель возвращает неразборчиво написанные работы непроверенными, снижает отметку, в устной форме побуждает ученика быть более внимательным к своему почерку, а также письменно указывает на его недостатки.

Однако следует учитывать, что исправление почерка с психологической точки зрения является особым видом обучения. Здесь мы имеем дело с переучиванием. Перед учеником стоит задача не только усвоения нового навыка, но и одновременно преодоления уже сформировавшегося у него навыка нечёткого письма.

Как показывает практика, перестройка уже сформировавшихся навыков — процесс более сложный и трудный, чем непосредственное усвоение навыка.

При обучении письму или исправлении почерка учителя нередко задумываются над тем, давать ли учащимся специальные указания относительно движений пальцев, кисти и затем заставлять их следить за этими движениями. А может быть, все внимание учащегося должно быть приковано к тому, чтобы все буквы, написанные им, соответствовали формам, рекомендуемым учителем? Следует учитывать, что при переучивании необходимо осознание отдельных элементов движения.

Надо отметить, что в качественном аспекте навыки человека отличны от условных рефлексов животных. В образовании навыков большое значение имеет взаимодействие второй сигнальной системы с первой. Если рассматривать почерк учащихся как результат временных связей, которые образовались путем упражнений в коре больших полушарий головного мозга, то можно констатировать, что процесс переучивания при исправлении почерка является процессом замещения ранее образованных нервных связей вновь образуемыми связями.

В связи с этим возникает вопрос: не потому ли исправление почерка школьников довольно-таки редко оказывается успешным, что при переучивании не уделяется должного внимания тому, чтобы исключать условия, при которых происходит самопроизвольное включение в деятельность ранее образованных временных связей или навыков?

Хотелось бы подробнее остановиться на сформированном навыке как действии автоматизированном, в котором сознательный контроль настолько свёрнут, что возникает иллюзия его полного отсутствия. Это и отличает навык от умения, когда для правильного выполнения действия ещё необходим более или менее развёрнутый сознательный самоконтроль.

Навык формируется в ходе усвоения действий, путём упражнений, и существенная роль при этом принадлежит осознанию целей и задач действия. При обучении письму прежде всего необходимо правильно сидеть, держать ручку, тетрадь; далее — писать элементы, буквы; целые слова. Выделение учителем чётких задач, их ясное осознание учащимися существенно сказывается на успешности формирования навыка. Так же очень важно осознавать способы выполнения действия. Формирование навыка значительно ускоряется, если есть условия, обеспечивающие учащимся анализ способа выполнения и выявление его особенностей. Имеет значение и осознание самих движений в действии — их пространственных, силовых и временных характеристик; это сокращает количество проб на поиски нужных эталонов движений, а соответственно — и количество ошибок; быстрее отпадают “лишние” движения. Очень важно при формировании навыка проводить анализ достигнутых результатов, допущенных ошибок, причин их происхождения. Без такого сознательного самоконтроля не может быть и надлежащей коррекции действия, его дальнейшего совершенствования.

В просмотренной мной литературе по поводу исправления почерка нередко встречались односторонние указания о путях его исправления. Одни из авторов уделяют особое внимание усвоению учащимися правильной формы буквы, другие — правильной организации работы по формированию графического навыка.

Анализ недостатков почерка и их причин показывает, что при решении данного вопроса следует исходить из анализа как существующих в почерке недостатков (форма букв, размеры и т. д.), так и из анализа тех приёмов, которые используют ученики при письме. Если ученик имеет неустойчивый почерк с частыми и изменяющимися отклонениями от правильной формы букв, а также присутствуют существенные недостатки в приёмах письма, то, думаю, прежде всего надо обратить внимание на то, как осуществляется техническая сторона письма. При стойких искажениях форм букв следует уделять внимание выработке правильных представлений о форме знаков и их соединений, развитию умения видеть недостатки своего почерка. Если же мы наблюдаем одновременно недостатки и в почерке, и в приёмах письма, что наблюдается гораздо чаще, то следует применять комбинированные упражнения. Цель этих упражнений — одновременное выправление навыка в обоих случаях. Таким образом, учитель, изучив все недостатки в почерке и приступив к его корректировке, если говорить о его графической стороне, прежде всего должен отработать написание наиболее часто встречающихся элементов букв, соотнести их друг с другом по ширине, высоте, обратить особое внимание на мелкие элементы в буквах. Далее следует отработать точность соединений букв в словах и приступить к ежедневным упражнениям.

Каждодневные наблюдения за работой ученика показывают, как отражаются в процессе приобретения навыков и знаний его эмоционально-волевые особенности, его отношение к работе, заинтересованность, активность, настойчивость и т. д. Сегодня не вызывает сомнения то, что в развитии ученика, а следовательно, и в процессе приобретения навыков и знаний большая роль отводится воспитанию. Почерк школьника является результатом не только научения технике письма, но и результатом воспитательного воздействия школы на ученика. Если учитель систематически воспитывает у ученика внимательное отношение к почерку, помогает ему в затруднениях, требует постоянных положительных качеств письма, то положительные качества почерка постепенно превращаются в навык, который обеспечивает в дальнейшем, в любых нормальных условиях, устойчивость этих качеств.

Как проводить работу по корректировке почерка?

Организуя работу по исправлению почерка, ставилась задача выяснить, каково взаимоотношение между старыми и новыми навыками на различных этапах переучивания, наблюдается ли при этом самопроизвольное восстановление старых навыков, каковы временные рамки процесса переучивания.

Другая задача при корректировке почерка заключалась в том, чтобы добиться угасания образованных ранее временных связей или навыков и заменить их новыми, обеспечивающими графическую правильность письма.

До начала корректировки были собраны сведения об индивидуальных особенностях учащихся, проанализированы письменные работы, проведены наблюдения за процессом их письма на уроках.

Анализ письменных работ показал, что основным недостатком является не только какое-либо устойчивое, систематическое искажение формы букв и элементов, но и резко выраженное непостоянство, сопровождающееся нарушением общих графических правил письма: отклонение письменного текста от нижней линеечки строки вверх или вниз; несоблюдение одинаковой высоты букв; неверные способы соединения элементов и букв; неодинаковый наклон букв в словах; частые разрывы букв в словах.

В основу организации упражнений по исправлению почерка был положен принцип активности учащихся при овладении алгоритмом письма, т. е. тем же алгоритмом, который использовался при обучении первоначальным графическим навыкам.

Перед учащимися постоянно чётко ставились конкретные цели и задачи, чётко отслеживалось понимание их смысла и значения.

Для корректировки почерка используется алгоритм письма, который предлагается первоклассникам, но с той разницей, что длительность ознакомления с алгоритмом сокращается.

После ознакомления с алгоритмом написания буквы и проводится работа по написанию слов и графическому анализу букв и их соединений в словах, а также формируется умение проговаривать написанное. Причём как в процессе первоначального обучения, так и в ходе переучивания постоянно устанавливается сходство элементов в тех или иных буквах, развивается умение анализировать ошибки, находить пути их устранения, классифицировать буквы по тем или иным графическим признакам. Приведу примеры некоторых своих учеников, где чётко просматриваются результаты переучивания.

Рома М., ученик 2-го класса (левша), имевший негативное отношение к русскому языку, особенно к письменным работам, в весенние каникулы получил три индивидуальных занятия и письменные образцы на каникулярную неделю. В результате этой работы стал исчезать старый навык и формироваться новый.

Надо было видеть, как радовались мальчик и его родители, когда его письмо из трудночитаемого превратилось в письмо, способное всем доставить радость, в письмо с более высокой грамотностью. Но не только эти два момента имели место в данном случае, я считаю очень значимыми слова родителей Ромы: “А какое восхищение и гордость мы испытали, когда наш сын — левша, обречённый всем воинствующим учительским опытом по чистописанию на “каракулеписание”, стал писать красиво. Но превращения происходили не только в области письма. Мы заметили, что в тетрадях стало намного меньше ошибок, изменился общий настрой (эмоциональный фон) взаимоотношений. Сын стал ближе, понятнее, быстрее удавалось достичь компромиссных решений. Мы лучше стали понимать свою роль в обучении ребёнка. Более того, знали, что можем помочь, и знали, как это сделать. Убедились в необходимости постоянного контакта родителей и педагога. Каллиграфия стала тем общим делом, которое объединило нас”.




У ученика 3-го класса Ильи Б. изменения в процессе становления почерка произошли за два месяца. Учителем было проведено пятнадцать занятий по корректировке.

Первое занятие состоялось 29 декабря, а последнее — 28 февраля. В данном случае наблюдалось самопроизвольное восстановление старых навыков в первые три недели переучивания.



Работа по корректировке почерка на первоначальном этапе происходит в замедленном темпе, но это естественно, так как в этом случае каждое движение руки при письме должно выполняться осознанно.

Только благодаря каждодневным осознанным упражнениям происходит перекодировка старого навыка. Естественно, закрепление нового навыка и возврат к прежней скорости письма — процесс длительный и не может произойти за четыре дня, а тем более за четыре занятия. Опыт показывает, что успешность данной работы в значительной мере зависит от уровня развития мышления ученика, его памяти, зрительного и ориентационно-пространственного восприятия, а также от профессионализма, заинтересованности учителя.

Таким образом, предложенные методы и приёмы обучения графическим навыкам и каллиграфическому письму способствуют не только первоначальному обучению письму, но и дают возможность корректировать почерк на различных этапах обучения. Опыт показывает, что при правильно организованном подходе к данной проблеме можно добиться угасания образованных ранее временных связей или навыков, обусловливающих нарушения графических правил, и заменить их новыми, обеспечивающими графическую правильность письма.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Нейропсихология: плохой почерк у ребенка – причины

Нужно ли исправлять почерк?

Некрасивый, неразборчивый почерк является серьезным препятствием для правильного восприятия текста. Порой даже самому ребенку сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент. Неудивительно, что учителя и проверяющие эксперты нередко ошибочно помечают ту или иную букву как недочет. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.

Почему у ребенка плохой почерк?

  • серьезные неврологические проблемы – ДЦП, эпилепсия и пр.;
  • ребенок является левшой, которого переучили писать правой рукой;
  • у него плохо развита моторика, а она напрямую связана с развитием речи;
  • правильной механике письма мешают мышечные зажимы;
  • во время обучения письму, в первом классе малыш пережил сильное потрясение – сложная адаптация к школе, развод родителей, смерть близкого человека и т. д.

Привычка писать так, что буквы выходят за край строки, имеют разную величину или похожи одна на другую, увы, закрепляется быстро. Почерк, как правило, формируется в возрасте 7-10 лет, поэтому начинать коррекцию необходимо как можно раньше.

С чего начинается коррекция почерка?

Занятия с нейропсихологом по исправлению почерка направлены в первую очередь на устранение причин данного явления, в частности, необходимо сделать следующее:

Дело в том, что в период обучения у ребенка посредством нервных клеток (нейронов) головного мозга, происходит образование нейронных связей. По вышеописанным причинам они формируются неправильно либо в недостаточном количестве.

Из чего обычно строится курс исправления почерка?

После того, как удается устранить или хотя бы свести к минимуму причины образования плохого почерка, нейропсихолог начинает работать с мелкой моторикой, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного написания букв, их элементов и способов их соединения.

Как правило, врач разрабатывает индивидуальную программу, которая состоит из следующих этапов.

1. Нейропсихологическая коррекция

Для развития зрительно-моторной координации, снятия мышечных зажимов и улучшения мелкой моторики, врач составляет совокупность упражнений, используя при этом и пальчиковую гимнастику.

2. Формирование правильной биомеханики письма

На данном этапе корректируется:

  • как ребенок сидит за рабочим столом,
  • как держит ручку или карандаш,
  • правильная ли у него осанка.

Большое значение имеют:

  • положение тетради,
  • высота стула и стола,
  • имеет ли рабочая рука опору.

Ребенку придется научиться держать под контролем положение своего тела.

3. Обучение правильному написанию букв и их важнейших элементов

Это заключительный этап коррекции, во время которого ребенок заново учится писать буквы, следуя подробным и четким инструкциям. Нейропсихолог контролирует отработку каждого нового элемента, постепенно усложняя задачу. Сначала малыш пишет только буквы, далее слоги и слова и только потом предложения. Таким образом, удается выработать правильный навык и закрепить его. Нейропсихолог также учит ребенка писать быстро, так как при обучении в школе это умение очень важно.

Следует понимать, что курс нейропсихологической коррекции почерка вовсе не курс каллиграфии. Хорошим результатом здесь является значительное улучшение детского почерка: если он становится более разборчивым, ровным, читаемым.

1. Приучите ребенка держать спину

2. Развивайте мелкую моторику и зрительно-пространственное восприятие

Существует множество интересных игр и упражнений, которые понравятся вашему ребенку и положительно скажутся на почерке: лепка, оригами, конструкторы, пазлы, игры с песком, цветным рисом, водой.

3. Копируйте и переписывайте

Покажите, как с помощью кальки можно скопировать образцы красивого написания букв. Переписывайте небольшие отрывки из художественной литературы – медленно, обращая внимания на очертания букв, их соединения.

Главное правило, не переутомляйте ребенка, иначе домашние упражнения и занятия с нейропсихологом вызовут у него отторжение и не принесут желаемого результата.

Изменения почерка ‒ это ухудшение манеры письма, обусловленное различными патологическими процессами. Может выражаться нарушением наклона, величины и формы букв, силы нажима на ручку, расстояния между словами, междустрочного интервала. Изменения почерка наблюдаются при ряде неврологических, психиатрических синдромов, нарушениях зрения и опорно-двигательной системы, а также в процессе естественного старения. Для диагностики причин данного явления проводится обследование ЦНС (МРТ, ЭФИ, УЗИ), нейропсихологическое тестирование, определение зрительной функции. Лечение может включать фармакотерапию, психотерапию, коррекцию зрения.

Физиология почерка

Почерк – это индивидуальная графическая техника, которая реализуется в результате письма. В основе письменного навыка лежит зрительно-моторная координация – согласованная работа зрительного и двигательного анализаторов. Почерк формируется в результате обучения письму и регулярной практики.

Манера письма человека меняется с годами. В течение школьного обучения происходит постепенное совершенствование почерка ученика, и примерно к 6-7 классу вырабатывается автоматизм письма. Данные изменения отражают графическую зрелость моторных навыков. Однако окончательное формирование почерка заканчивается только к 25—30 годам. Почерк взрослого человека имеет свои индивидуальные черты, которые обусловлены:

  • физиологическими особенностями (строением и функционированием руки, зрительного анализатора);
  • нейропсихологическими процессами (сформированностью внимания, памяти, зрительного гнозиса);
  • условиями, в которых протекало обучение письму (методика, освещенность, письменные принадлежности).

К индивидуальным характеристикам почерка относят форму и размер графических элементов, наклон букв, нажим на ручку, направление и непрерывность линий, интервал между словами и строками. Анализ особенностей почерка индивида является предметом изучения графологии и лежит в основе почерковедческой экспертизы.

Причины изменения почерка

У одних людей почерк остается стабильным на протяжении всей жизни, у других претерпевает изменения под влиянием различных состояний. Изменения почерка могут происходить в результате:

  1. Психофизиологических событий: утомление, переохлаждение, психологическая травма, старение, алкогольное опьянение, письмо в движущемся транспорте.
  2. Патологических процессов: неврологические заболевания, психические расстройства, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Диагностическими признаками, указывающими на патологические изменения почерка, являются:

  • макрография;
  • микрография;
  • вычурность письма;
  • побуквенное письмо;
  • нарушение координации движений (извилистость линий, неудержание строки) и пр.

Изменения почерка

Причины макрографии

Изменения почерка по типу мегалографии характеризуются высотой строчных букв, значительно превышающей нормальный размер (0,5 см). В этом случае буквы выходят за границы строки, при этом на листе бумаги помещается всего несколько слов. Данный признак характерен для следующих состояний:

  • начальный период обучения письму;
  • оптическая дисграфия;
  • высокофункциональный аутизм;
  • заболевания ЦНС, сопровождающиеся мозжечковой атаксией (инсульты, церебральные опухоли, гидроцефалия, рассеянный склероз, генетические синдромы);
  • микропсия;
  • биполярное расстройство (маниакальная стадия);
  • гиперметропия.

Причины микрографии

Уменьшение размеров букв менее 3 мм делает почерк человека плохо читаемым, неразборчивым. Такие изменения почерка встречаются при ряде нервно-психических и глазных заболеваний:

Изучение теоретических основ формирования каллиграфических навыков детей младшего школьного возраста. Психолого-педагогические основы каллиграфического навыка письма, анализ учебно-методического комплекса. процесс формирования почерка у ребенка.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 01.07.2014
Размер файла 374,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Целью данного проекта явилось описание систем работы по формированию у учащихся каллиграфического навыка письма, то есть четкого разборчивого почерка. Для эффективности данной работы необходимо проверить уровень сформированности каллиграфических умений и навыков на практике в ходе эксперимента.

На данном этапе исследования были поставлены следующие задачи:

- проанализировать состояние вопроса в начальной школе на основе заданий и наблюдений;

- выявить группу детей с каллиграфическими нарушениями почерка;

- наметить систему работы по формированию навыка и исправлению недостатков формирования почерков школьников экспериментальной группы;

- провести контрольный срез для подведения результата работы;

- определить пути оптимизации по формированию навыка.

Принимая во внимание все раннее сказанное, попробуем проанализировать и оценить состояние нашего вопроса на практике.

Для проведения исследования был выбран 1 класс.

Детям были предложены следующие задания:

контрольное списывание текста с доски:

Румяной зарею покрылся восток,

В селе за рекою потух огонек.

Росой окропились цветы на полях.

Стада пробудились на мягких лугах.

письмо текста на слух:

Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь черный, а брови красные-красные. Ноги короткие, все в перышках, будто в валенках, чтобы зимой не мерзли. (Е. Чарушин)

В констатирующем эксперименте приняли участие 10 учеников.

Проанализировав работу, весь класс был разделен на три группы:

1 группа - дети с красивым каллиграфическим почерком (2 человек);

2 группа - дети с нормальным (средним) почерком с небольшими недочетами (4 человек);

3 группа - дети с явно выраженными недостатками в написании букв и их соединении (4 человек) (см. рис. 1).

Рис. 1. Распределение детей по наличию каллиграфического навыка

Для дальнейшего эксперимента была взята 3 группа (4 учеников) со следующими недостатками письма: разная величина букв, несоблюдение строки, искажение формы букв и способов соединения, расстояния между буквами, несоблюдение гигиенических правил при письме.

Полученные данные оформлены в таблице 1.

Форма букв и способ соединения

Расстояние между буквами

Соблюдение гигиенических правил письма

Выход за строку

Искажает нижнее соединение

Разная высота надстрочных элементов

Выход за строку

Разная высота надстрочных элементов

В соответствии с недостатками почерков учащихся была намечена следующая система работы по формированию графических навыков и исправлению недостатков формирующихся почерков у младших школьников:

Использование альбома с письменными буквами и их элементами, предложенного методистом Н.А. Федосовой, для развития зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующим воспроизведении формы букв.

Детям было предложено сначала обвести пальчиком, затем палочкой (или обратным концом ручки), затем нахождение элементов буквы в кармане и наложение их на букву, и лишь затем, написание буквы в тетради. В основе этой работы - прием списывания с готового образца и анализа формы буквы.

Отработка правильной величины букв и расстояния между ними основана на приемах работы учителей-методистов Потаповой Е.Н. и Илюхиной В.А. Учащимся были предложены такие задания как: письмо букв с помощью трафарета Потаповой Е.Н. [Глава 1, п. 2]. При выполнении этого задания у учащихся создается в памяти образ заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений, вырабатывается правильный наклон букв, направление письма, написание буквы и ее элементов.

Другое задание по отработки величины букв и расстояния между ними было предложено В.А. Илюхиной: написание прямой наклонной линии. Причем линии должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть одинаковой высоты [Глава 1, п. 2].

Таким образом, отрабатывается высота строчной и заглавной букв и расстояние между буквами.

Задания на отработку умения делить линию на две-три равных части. Это умение помогает при написании таких букв, как к, г, ч, ь, я - особенно, а при соединении всех букв абсолютно необходимо уметь находить эти части.

Для отработки способа соединения был взят алгоритм отработки соединений букв Н.Г. Агарковой, которая выделяет 3 вида соединений: верхнее, нижнее и среднеплавное [Глава 1, п. 2].

Также учащимся были предложены задания на индивидуальных карточках. Оно было заключительным.

Они были использованы для исправления всех недостатков письма у этих учащихся. Сначала учащимся предложили написать в воздухе задание с карточки - прием воображаемого письма. Затем обвести образец через кальку - копировальный способ, сделать анализ формы буквы, т.е. разложить ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы, составить из них букву. Потом учитель показывает, как правильно пишется буква и ее соединение с другими буквами - этот прием, прием показа учителем процесса письма и объяснения способов написания букв, слогов, и так далее, является главным, основным, определяющим. Все ученики видят и запоминают процесс правильного написания, затем ученик списывает с образца учителя на доске или с индивидуальной карточки. Списывание учащимися с готового образца - это еще один методический прием, использованный для проведения эксперимента.

В течение выполнения всех заданий учащимся напоминалось о правильной посадке, о положении тетради, ручки в руке и так далее. Таким образом, контролировалось соблюдение гигиенических правил письма.

Наше исследование показало, что если проводить такую работу с детьми 3 раза в неделю, то очень скоро заметен начальный результат. Такая работа не надоедает ребенку, напротив, дети с удовольствием работали в экспериментальной группе.

Кроме вышеуказанных заданий также проводились задания на штриховку, способствующие развитию мелкой моторики; графические диктанты для развития внимания и координации в пространстве; а также творческая работа - дорисовать и раскрасить. Перед началом каждого занятия проводилась пальчиковая гимнастика.

Дети с интересом выполняли все задания, одновременно исправляя свои недочеты.

После проведения индивидуальной систематической работы с учащимися был сделан контрольный срез с учащимися всего класса и с учащимися, участвующими в эксперименте. Были взяты задания из констатирующего эксперимента, чтобы сравнить результаты.

Проанализировав работы, мы выделили 2 группы:

1 группа - дети с красивым каллиграфическим почерком (5 человек);

2 группа - дети с нормальным (средним) почерком с небольшими недочетами (5 человек);

Детей с явно выраженными недостатками в написании букв и их соединении нет.

Из контрольного среза видна разница между учащимися - участниками эксперимента и остальными учащимися класса. Работы ребят из экспериментальной группы резко отличались от работ остальных учащихся: у них практически отсутствовали каллиграфические ошибки.

Также было выявлено, что недостатки их формирующихся почерков исправились:

правильно стала писать нижние соединения и расстояние между буквами;

перестал выходить за строку, научился правильно писать соединения.

Принимая во внимание результаты экспериментальных работ, и, обобщив материалы, разработанные по данному вопросу в психологии, педагогике, физиологии, методике, мы приходим на пути оптимизации работы над усвоением каллиграфических умений и навыков в начальной школе.

Таким образом, несмотря на разные изменения в системе обучения каллиграфии, произошедшие за последнее десятилетие, процесс формирования умения писать буквы остается сложным. Поиски путей дальнейшей оптимизации этого процесса, безусловно, будут продолжаться.

Исходя из результатов проведенной работы, можно сделать следующее заключение:

По литературным данным установлено, что:

- представление о психофизических особенностях развития каллиграфических навыков письма поможет учителю понять, как формируется каллиграфический навык, какие требования можно предъявлять учащимся при обучении письму в том или другом возрасте;

- также процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет и большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию;

- наилучшие результаты всегда достигаются путем разумного сочетания методов и приемов на определенных этапах обучения письму и чистописанию плюс альтернативные технологии;

- на начальном этапе формирования навыка основными критериями действительности могут быть не скорость и качество, а наличие прогресса, продвижения, улучшения показателей;

- для успешной работы в помощи формирования навыка со стороны учителей и родителей необходимо связать между собой методы формирования почерка, а также систематизировать работу по созданию благоприятных условий для обучения в школе и дома.

2. На основании исследования учащихся 1 класса основной общеобразовательной школы установлено соотношение детей по наличию каллиграфического навыка: 20% - дети с красивым каллиграфическим почерком (2 человек); 40% - дети с нормальным (средним) почерком с небольшими недочетами (4 человек); 40% - дети с явно выраженными недостатками в написании букв и их соединении (4 человек)

3. Благодаря различным методикам, использованных в нашей работе мы смогли получить первый положительный результат - устранение недостатков почерка.

4. После проведенной работы по формированию каллиграфического навыка у младших школьников, сложной, но результативной, мы достигли своей цели: 50% - дети с красивым каллиграфическим почерком (5 человек); 50% - дети с нормальным (средним) почерком с небольшими недочетами (5 человек); детей с явно выраженными недостатками в написании букв и их соединении нет.

5. На уроках письма желательно чаще проводить несложные диктанты, небольшие сочинения, изложения, письмо по памяти несколько строк из заученных наизусть стихотворений.

6. Выработка четкого почерка, грамотного письма, ведение хорошей тетради могут стать для каждого ученика способом выработки у себя невероятно важных в жизни и нужных для любого вида деятельности таких личностных качеств, как внутренняя самодисциплина, подтянутость, аккуратность, а кроме того, разборчивый и красивый почерк, красиво написанный текст - это форма выражения пишущим своего уважения к тому, кто будет читать написанное, чаще всего - к учителю. Неназойливое донесение этих простейших, но столь важных и личностно ориентированных истин до сознания учеников окажет им большую услугу.

7. На основе вышеизложенного можно предложить следующие пути оптимизации работы в начальной школе:

- на уроках и дома при выполнении домашних заданий следить за посадкой (положение руки, тетради, ручки);

- для развития моторики кисти применять на каждом уроке пальчиковую гимнастику;

- раскрашивание, рисование, плетение, лепка, конструирование;

- считалки и физминутки под музыку (для развития чувства ритма);

- письмо на фольге, кальке элементов букв, слогов, слов: обведение букв по карандашу, письмо мелком на дощечке;

На основании проделанной работы, мы можем сказать, что задачи дипломной работы выполнены, цель достигнута и выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

В заключении нужно отметить, что проблема формирования каллиграфического навыка письма - вопрос сложный, требующий дальнейшей разработки и изучения.


Настоящая статья призвана проанализировать проблему почерка в современной школьной практике. Проблема почерка на сегодняшний день признаётся одной из актуальных проблем школы. Анализируя существующие труды по данному вопросу, приводя аргументы из отечественного и зарубежного опыта, автором настоящей статьи предпринята попытка рассмотреть указанную проблему с нескольких сторон: с психологической точки зрения, с точки зрения требований, предъявляемых к выпускнику средней и старшей школы при написании экзаменов. Автором также ставится особо актуальный вопрос не освещения в современных учебниках для старшего и среднего звена школы вопроса о качестве почерка.

Ключевые слова: письмо, письменная речь, почерк, качество письма, каллиграфия, каллиграфические навыки.

Актуальность данной проблемы несомненна. Вопрос о качестве почерка поднимается и в средствах массовой информации (например, беседы на эту тему неоднократно велись на радио). Это свидетельствует о том, что не только учёные и методисты, но и широкая общественность, действительно, обеспокоены этой насущной проблемой.

Однако следует сказать о том, что учителя-предметники, помимо преподавателя русского языка, могут поспособствовать развитию у обучающихся стремления к аккуратности ведения тетради и качеству почерка. Так, важным является обязательное требование по наличию полей с внешней стороны тетради. Или при записи числовых значений (на уроках математики, биологии, географии, истории и т. д.) учитель может обратить внимание учеников на аккуратность начертания цифр, располагая их в отдельных клетках тетради и т. п.

На сегодняшний день создано немало методик, следуя которым, преподаватель развивает каллиграфические умения школьников, однако следует отметить, что в подавляющем большинстве они направлены на обучение детей возраста начальной школы, когда только идёт освоение правильности начертания букв, наклона и т. п. Тогда как в продолжение обучения продолжение работы над почерком просто необходимо. По прошествии времени ученики теряют приобретённый в младших классах школы навык, и проблема почерка для него самого перестаёт существовать. А, следуя реалиям времени, когда от выпускника требуется написание творческой работы, которую будут проверять эксперты, проблема почерка стоит достаточно остро. Поэтому проработку этого вопроса необходимо внедрить в деятельность учителей русского языка и в средней, и в старшей школе.

Выводы. На основании вышеизложенного представляется возможным сделать соответствующие выводы. Проблема почерка — одна из насущных проблем сегодняшней школьной образовательной системы. Ещё большую злободневность указанному вопросу придают требования, предъявляемые к творческим работам, являющимся обязательным при сдаче экзаменов в формате ОГЭ и ЕГЭ в 9 и в 11 классе соответственно. Школьные программы предусматривают работу над каллиграфическими навыками учащихся в основном на этапе начальной ступени образования, тогда как в среднем и старшем звене этот вопрос редко попадает в поле зрения преподавателей. А между тем работу над качеством начертания букв и чёткостью почерка нужно проводить системно, на протяжении всего периода обучения. Обращать внимание на аккуратность ведения тетради, соблюдение правил чистописания должны обращать внимание не только учителя русского языка, но и другие педагоги-предметники. Ребёнку важно дать понять, что его почерк и отношение к ведению записей — это и отражение его личностных качеств, а неряшливость в письменной речи может спровоцировать появление орфографических ошибок, что может привести к отрицательным оценкам на экзаменах.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, проблема почерка, качество почерка, начальная школа, старшее звено, аккуратность ведения тетради, качество письма, работа, красивое письмо, красивый почерк.

Читайте также: