Пути и проблемы становления экономического и валютного союза кратко

Обновлено: 02.07.2024

Что такое Европейский экономический и валютный союз (ЕВС)?

Европейский экономический и валютный союз (ЕВС) объединил государства-члены Европейского союза ( ЕС ) в единую экономическую систему. Это преемник Европейской валютной системы ( EMS ).

Европейский экономический и валютный союз (ЕВС) представляет собой довольно обширный зонтик, в рамках которого была принята группа политик, направленных на экономическое сближение и свободную торговлю между странами-членами Европейского союза. Преемственность ЕВС над ЕВС произошла в рамках трехэтапного процесса, при этом третья и последняя стадия инициировала переход на единую валюту евро вместо бывших национальных валют. Это было сделано всеми первоначальными членами ЕС, за исключением Великобритании и Дании, которые отказались от перехода на евро. Впоследствии Великобритания вышла из ЕВС в 2020 году после референдума по Brexit.

Ключевые выводы

  • Европейский экономический и валютный союз (ЕВС) предполагает координацию экономической и фискальной политики, единой денежно-кредитной политики и единой валюты – евро для стран еврозоны.
  • Решение о создании ЕВС было принято Европейским советом в голландском городе Маастрихт в декабре 1991 года и позже закреплено в Договоре о Европейском союзе (Маастрихтский договор).
  • ЕВС достиг своей заключительной фазы в 2002 году с введением единой валюты евро, которая, наконец, заменила национальные валюты большинства стран-членов ЕС.

История Европейского валютного союза

Первые попытки создать Европейский экономический и валютный союз начались после Первой мировой войны. 9 сентября 1929 года Густав Штреземанн на ассамблее Лиги Наций спросил: «Где европейская валюта, европейская марка, которая нам нужна?? ” Однако возвышенная риторика Штреземана быстро превратилась в безумие, когда чуть более чем через месяц крах Уолл-стрит в 1929 году ознаменовал символическое начало Великой депрессии, которая не только сорвала разговоры об общей валюте, но и расколола Европу политически и проложила путь. для Второй мировой войны.

В 1988 году Жака Делора, президента Европейской комиссии, попросили созвать специальный комитет руководителей центральных банков стран-членов, чтобы предложить конкретный план дальнейшей экономической интеграции. Отчет Делора привел к созданию Маастрихтского договора в 1992 году. Маастрихтский договор был ответственен за создание Европейского Союза.

Одним из приоритетов Маастрихтского договора была экономическая политика и сближение экономик государств-членов ЕС. Таким образом, договор установил график создания и реализации ЭВС. ЕВС должен был включать общий экономический и валютный союз, центральную банковскую систему и общую валюту.

В 1998 году был создан Европейский центральный банк (ЕЦБ), и в конце года были зафиксированы курсы конвертации между валютами стран-членов, что стало прелюдией к созданию валюты евро, которая начала свое обращение в 2002 году.

Критерии конвергенции для стран, заинтересованных во вступлении в ЕВС, включают разумную стабильность цен, устойчивые и ответственные государственные финансы, разумные и ответственные процентные ставки и стабильные обменные курсы.

Европейский валютный союз и кризис суверенного долга в Европе

Принятие евро запрещает денежно-кредитную гибкость, так что ни одна приверженная страна не может печатать свои собственные деньги для выплаты государственного долга или дефицита или конкурировать с другими европейскими валютами. С другой стороны, европейский валютный союз не является финансовым союзом, а это означает, что разные страны имеют разные налоговые структуры и приоритеты расходов. Следовательно, все государства-члены могли брать займы в евро по низким процентным ставкам в период до мирового финансового кризиса, но доходность облигаций не отражала разную кредитоспособность стран-членов.

Греция как пример изъянов в ЕВС

Греция представляет собой наиболее громкий пример недостатков в ЕВС. В 2009 году Греция показала, что она недооценивала серьезность своего дефицита с момента перехода на евро в 2001 году, и что страна пережила один из худших экономических кризисов в новейшей истории. Греция приняла две программы финансовой помощи от ЕС за пять лет, и, если не считать выхода из ЕВС, Греции потребуется помощь в будущем, чтобы продолжать платить своим кредиторам. Первоначальный дефицит Греции был вызван ее неспособностью собрать адекватные налоговые поступления в сочетании с растущим уровнем безработицы. Текущий уровень безработицы в Греции по состоянию на апрель 2019 года составляет 18%. В июле 2015 года официальные лица Греции объявили о контроле за движением капитала и банковских выходных, а также ограничили количество евро, которое может быть снято в день.

ЕС предъявил Греции ультиматум: принять строгие меры экономии, которые, по мнению многих греков, в первую очередь вызвали кризис, или выйти из ЕВС. 5 июля 2015 года Греция проголосовала за отклонение мер жесткой экономии ЕС, что вызвало слухи о том, что Греция может выйти из ЕВС. Страна сейчас рискует либо экономическим коллапсом, либо насильственным выходом из ЕВС и возвращением к своей прежней валюте – драхме.

Обратные стороны возвращения Греции к драхме включают возможность бегства капитала и недоверие к новой валюте за пределами Греции. Стоимость импорта, от которого очень зависит Греция, резко вырастет, поскольку покупательная способность драхмы снизится по отношению к евро. У нового центрального банка Греции может возникнуть соблазн печатать деньги для поддержания базовых услуг, что может привести к серьезной инфляции или, в худшем случае, гиперинфляции. Появятся черные рынки и другие признаки несостоятельности экономики. С другой стороны, риск заражения может быть ограничен, поскольку на греческую экономику приходится всего два процента экономики еврозоны. С другой стороны, если греческая экономика восстановится или будет процветать после выхода из ЕВС и введенных Европой мер жесткой экономии, другие страны, такие как Италия, Испания и Португалия, могут усомниться в жесткой экономии евро и также будут вынуждены покинуть ЕВС.

По состоянию на 2020 год Греция остается в ЕВС, хотя в Германии нарастают антигреческие настроения, что может способствовать ужесточению напряженности в ЕС и ЕВС.

В Экономический и валютный союз (ЭМУ) [1] является Обобщающий термин для группы политик, направленных на сближение экономик государства-члены Европейского Союза в три этапа. Полис распространяется на 19 еврозона государства, а также не евро Евросоюз состояния.

Девятнадцать стран-членов ЕС, в том числе совсем недавно Литва, вошли в третий этап и приняли евро в качестве своей валюты. Все новые государства-члены ЕС должны взять на себя обязательство участвовать на третьем этапе своих договоров о присоединении. Только Дания, членство которой в ЕС задолго до введения евро, имеет законную отказаться от Договоры ЕС предоставление освобождения от этого обязательства. Остальные семь стран, не являющихся членами евро, обязаны перейти на третий этап, если они соблюдают все критерии конвергенции.

Содержание

История

Шенгенская зона с 2015 года

Идея экономический и валютный союз в Европе был впервые выращен задолго до создания Европейские Сообщества. Например, Латинский валютный союз существовала с 1865–1927 гг. [2] [3] в Лига Наций, Густав Штреземанн просили в 1929 году за европейскую валюту [4] на фоне усиления экономического разделения из-за появления ряда новых национальных государств в Европе после Первой мировой войны.

На основе различных предыдущих предложений группа экспертов под председательством премьер-министра и министра финансов Люксембурга, Пьер Вернерпредставила в октябре 1970 г. первый согласованный план создания экономического и валютного союза в три этапа (план Вернера). Проект столкнулся с серьезными неудачами из-за кризисов, вызванных неконвертируемостью доллара США в золото в августе 1971 г. (т. Е. Крах Бреттон-Вудская система) и от роста цен на нефть в 1972 году. Попытка ограничить колебания европейских валют с помощью змея в туннеле, не удалось.

Дебаты по ЭВС были полностью возобновлены на Ганноверском саммите в июне 1988 года, когда специальный комитет (Комитет Делора) управляющих центральных банков двенадцати государств-членов под председательством президента Европейская комиссия, Жак Делор, попросили предложить новый график с четкими, практическими и реалистичными шагами по созданию экономического и валютного союза. [6] Этот способ работы был заимствован из Метод Спаака.

В отчете Делора 1989 г. изложен план введения ЕВС в три этапа, и он включал создание таких институтов, как Европейская система центральных банков (ESCB), который станет ответственным за разработку и реализацию денежно-кредитной политики. [7]

Три этапа внедрения ЭВС были следующими:

Первый этап: с 1 июля 1990 г. по 31 декабря 1993 г.

  • 1 июля 1990 года валютный контроль отменен, таким образом движение капитала полностью либерализовано в Европейское Экономическое Сообщество.
  • В Маастрихтский договор в 1992 г. устанавливает завершение создания ЕВС как формальную цель и устанавливает ряд экономических критерии сходимостиотносительно уровня инфляции, государственных финансов, процентных ставок и стабильности обменного курса.
  • Договор вступает в силу 1 ноября 1993 года.

Второй этап: с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1998 г.

  • В Европейский валютный институт создана как предшественник Европейского центрального банка, с задачей укрепления валютного сотрудничества между странами-членами и их национальными банками, а также надзора за банкнотами ЭКЮ.
  • 16 декабря 1995 г. такие детали, как название новой валюты ( евро), а также продолжительность переходных периодов.
  • 16–17 июня 1997 г. Европейский Совет решает в Амстердаме принять Пакт стабильности и роста, предназначенный для обеспечения бюджетной дисциплины после введения евро, и новый механизм обменного курса (ERM II) создан для обеспечения стабильности выше евро и национальных валют стран, которые еще не вошли в зону евро.
  • 3 мая 1998 года на Европейском совете в Брюсселе выбираются 11 стран, которые начнут участвовать в третьем этапе с 1 января 1999 года.
  • 1 июня 1998 г. Европейский центральный банк (ЕЦБ), и 31 декабря 1998 года устанавливаются обменные курсы между 11 участвующими национальными валютами и евро.

Третий этап: 1 января 1999 г. и далее.

  • С начала 1999 г. евро теперь является реальной валютой, и под эгидой ЕЦБ вводится единая денежно-кредитная политика. Трехлетний переходный период начинается до введения фактических банкноты евро и монеты, но юридически национальные валюты уже прекратили свое существование.
  • 1 января 2001 года Греция присоединяется к третьему этапу ЕВС.
  • 1 января 2002 года вводятся банкноты и монеты евро.
  • 1 января 2007 года Словения присоединяется к третьему этапу ЕВС.
  • 1 января 2008 г. Кипр и Мальта присоединяются к третьему этапу ЕВС.
  • 1 января 2009 года Словакия присоединяется к третьему этапу ЕВС.
  • 1 января 2011 года Эстония присоединяется к третьему этапу ЕВС.
  • 1 января 2014 года Латвия присоединяется к третьему этапу ЕВС.
  • 1 января 2015 года Литва присоединяется к третьему этапу ЕВС.

Критика

Были дебаты относительно того, составляют ли страны еврозоны оптимальная валютная зона. [8]

Негибкость денежно-кредитной политики

Поскольку членство в еврозоне устанавливает единый денежно-кредитная политика для соответствующих государств они больше не могут использовать изолированную денежно-кредитную политику, например повысить свою конкурентоспособность за счет других членов еврозоны путем печатать деньги и девальвировать, или печатать деньги для финансирования чрезмерного государственного дефицита или выплаты процентов по неприемлемо высокому уровню государственного долга. Как следствие, если государства-члены не управляют своей экономикой таким образом, чтобы продемонстрировать финансовую дисциплину (как они были обязаны Маастрихтским договором), они рано или поздно рискуют разразиться кризисом суверенного долга в своей стране, не имея возможности печатать деньги как легкий выход. Так случилось с Грецией, Ирландией, Португалией, Кипром и Испанией. [9]

Планы реформирования Экономического и валютного союза

Первый план реформы ЕВС (2012-15)

Второй план реформы ЕВС (2015–25): доклад пяти президентов

Все три вышеупомянутых этапа призваны обеспечить дальнейший прогресс по всем четырем измерениям ЕВС: [16]

  1. Экономический союз: Сосредоточение на конвергенции, процветании и социальной сплоченности.
  2. Финансовый союз: Завершение банковский союз и построение союз рынков капитала.
  3. Фискальный союз: Обеспечение разумной и комплексной фискальной политики
  4. Политический союз: Повышение демократической ответственности, легитимности и институционального укрепления ЕВС.

Основные источники

в 79 – появился ЭКЮ (полноценная расчетная единица -ср-во расчетов м/у цб стран-членов и м/у валютными органами ЕЭС, но НЕ единая валюта)

Действительная правовая основа создания ЭВС – Маастрихский договор (92 г) и протоколы к нему

Строительство ЭВС было рассчитано на 3 этапа:

- завершение формирования единого внутреннего рынка,

- разрабатываются меры, направленные на сближение ряда макроэк показателей,

- проводится либерализация движения капиталов внутри ЕС

- подготовка институциональной, административной и юр базы валютного союза.

- разработаны правила функционирования Единой системы центральных банков (ЕСЦБ) и методы координации эк политики стран-членов.

- 98 г – образован ЕЦБ. что делает: проводит единую ДЕН-КРЕДИТНУЮ пол-ку, таргетировние инфляции, регулирует ставку рефинансирования, операции на открытом рынке.

- 97 г – пакт Стабильности и роста (уточняется процедура чрезмерного дефицита >3% ВВП в случае неблагоприятной эк ситуации, штрафы за превышение этого порогового уровня) – это неважно в принципе

- определен круг стран, кот. вводят евро с 1999

- 1 янв 1999 – создана ЕСЦБ

- 1 янв 1999 введение евро (11 стран с 1 января жестко зафиксировали курсы своих нац валют по отношению к евро и ввели его в безналичное обращение! , т.е. сначало его использовали для проведения банковских операций, размещения гос ц/б и в операциях ЕСЦБ)

- с 1 янв 2002 –евро в наличное обращение! до 30 июня 2002 – евро стал единственным законным средством платежа

Почему 11 стран?

есть критерии конвергенциив Маастрихском договоре – проще говоря критерии допуска стран к участию в ЭВС:

  1. инфляции, темпы которой не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в 3х странах-членах с наименьшим ростом цен;
  2. – дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;
  3. – государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
  4. – в течение двух лет валюта не должна девальвироваться и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний (есть механизм валютных курсов – МВК), установленные Европейской валютной системой.
  5. – за 12 мес. процентные ставки по долгосрочным кредитам, величины которых не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;

Порядок перехода к евро:

- 1999- 11 стран (Австрия, Бенилюкс, ФРГ, Ирландия, Испания, Италия, Португалия, Финляндия, Франция,)

- 2008 – Кипр, Мальта

- итого: 17 стран!

РЕЗУЛЬТАТЫ

- сокращение конверсионных расходов и снижение валютных рисков

- сокращение официальных ЗВР (страны передали ЕЦБ золотые запасы – 99,6 млрд евро и валютные резервы – 227 млрд евро)

- стабилизация финансов à нет необходимости в новых займах (?)

- рост инвестиций в акции корпораций, а не в гос бумаги

- единый рынок банковских услуг

- Со времени создания евро превратился во 2ую по важности валюту в мире. В ЗВР его доля выросла в среднем с 18% (1999) до 25% (2007).

_

- население восприняло евро как фактор роста ццен

- прав-ва стран отриц-но восприняли поддержание высокой учетной ставки ЕЦБ ради контроля над темпами инфляции в ущерб эк росту. (короче – сокращение прав отдельных гос-в в области контроля за ден массой и процентными ставками)

- не существует правовых положений, определяющих упорядоченный выход страны из ЭВС

Современные проблемы:

· Долговой кризис – страны PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция, Испания). Решение: создан Европейский стабилизационный механизм – за помощью обратились уже Португалия и Ирландия (Греции помогают по отдельному соглашению). Кризис углубляется…

· Высокая безработица – в основном молодые люди без опыта работы

· Региональное неравенство – вступлением в 2007 г. Румынии и Болгарии только углубилось региональное неравенство между старыми странами-членами и новыми (ВВП Болгарии=44% среднего ВВП ЕС).

· Необходимость институциональной реформы: частичное решение: принятие Лиссабонского договора

В последние годы в большинстве стран ЕС серьезно изменились подходы к макроэкономической политике. Прежде всего низкие темпы инфляции рассматриваются как обязательные для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности. Этот концептуальный подход зафиксирован как один из основных критериев Маастрихтского договора, которому должны соответствовать страны, намеревающиеся перейти к единой валюте.

В соответствии с договором для введения единой валюты страна должна отвечать следующим требованиям:

1. Иметь уровень инфляции, не превышающий 1,5%.

2. Иметь дефицит бюджета, не превышающий 3% ВВП, а государственный долг - не более 60% годового объема ВВП.

3. Процентные ставки не должны более чем на 2 процентных пункта превышать уровень, средний для стран с наиболее низкими темпами инфляции.

4. Участвовать в системе совместного колебания валютных курсов не менее двух лет, т. е. в течение двух последних лет перед вступлением в ЕВС национальная валюта не должна девальвироваться.

1997-1998 гг. в Евросоюзе прошли под знаком подготовки к введению "евро". Она велась на двух уровнях - наднациональном и непосредственно в самих государствах, решивших принять участие в ЭВС с 1 января 1999 г. Согласно нынешней экономической ситуации к третьему этапу ЕВС были готовы только ФРГ и Люксембург, которые с большим отрывом опережают остальных партнеров по ЕС. Заинтересованы в создании Европейского валютного союза Бельгия, Голландия, Франция. Участию в Союзе противится Великобритания, а Швеция, Финляндия и Португалия предпочитают медленный темп своего присоединения.

Переход от Единого рынка (ЕР) через Экономический союз к Экономическому и валютному союзу, основанному на единой валютно-финансовой политике по внедрению единой европейской валюты "евро" является одним из сложных этапов западноевропейской интеграции.

Как мы уже знаем, намечен график создания ЭВС и его наднациональных институтов. Однако процесс идет достаточно сложно с большим разбросом мнений среди стран-членов ЕС. Эта сложность определяется, прежде всего, различиями в организации кредита, расчетов, курсовой политики и связанных с этим валютных рисков, задержек платежей, различий в ценах, несопоставимостью налогов и различиями в валютно-финансовой политике.

Условия, предъявляемые к государствам, входящим в ЕС, достаточно жесткие, предусматривают использование "классических мер борьбы" с дефицитностью бюджета и инфляцией, усиление бюджетных расходов на социальные нужды и цели развития. Все это безусловно становится причиной "разноскоростного" движения стран - членов ЕС к этому уникальному феномену, не имеющему аналогов в мире, - Экономическому и валютному союзу и единой валюте.

В целом, ситуацию по Евросоюзу на 1997-1998 гг. по основным критериям перехода к "евро", принятым в Маастрихте, можно проследить по табл. 2.

Соотношение показателей стран ес с Маастрихтскими критериями *1

Дефицит, %ВВП

Процентные ставки

Членство в валютном

Критерии перехода к "евро"

*1 Официальные данные Еврокомиссии. Европейский Союз: уроки интеграции // Экономист. 1988. N 10.

Как видно из приведенных данных на 1997 г. только Греция с 4%-м уровнем дефицита бюджета к ВВП не соответствует первому Маастрихтскому критерию, а на 1998 г. данному критерию отвечают все 15 стран ЕС.

По второму критерию введения "евро" - отношение совокупного государственного долга к величине ВВП, наблюдается совсем иная картина (при условии, когда государственный долг не должен превышать 60%). По итогам 1998 г. к моменту введения "евро" данному критерию соответствовало всего 7 государств. Такие развитые государства с огромным экономическим потенциалом, как Италия, Бельгия, Швеция к этому времени имели государственный долг в 1,5-2 раза превышающий принятый критерий.

Если строго следовать этому критерию, в регионе, где впервые в истории развития мирохозяйственных связей уже технически и финансово обозначены сроки официального перехода к новому этапу развития ЕС, последствия такого шага могут быть самыми негативными.

В позиции не присоединившихся к "евро" стран имеются свои нюансы. Греция на данном этапе пока не готова к членству. Шведское правительство предпочитало подождать итогов выборов 1998 г. и последующих шагов по социальным программам. Данию сдерживали определенные юридические аспекты в плане принудительного сокращения и сдерживания социальных расходов государства. Великобританию сдерживают разные подходы правящей партии и оппозиции, которая не исключает присоединения к "евро", если данная валюта "надежно зарекомендует себя на практике".

Таким образом, готовность стран ЕС к вхождению с 1 января 1999 г. в заключительную фазу объединения носит крайне разнородный характер. В практике уже было мнение о переносе этого порога на более отдаленный срок. Окончательное решение по данному вопросу должен принять Совет на уровне глав государств и правительств ЕС.

В принципе ни одна из перечисленных стран не выступает против Валютного союза как такового.

Многие аналитики считают, что наиболее сильной стороной интеграционного процесса является единство позиций по принципиальным вопросам и гармонизация действий всех его членов при практической их реализации. В этом плане ЕЭС/ЕС является "феноменом".

Качественные характеристики являются свидетельством высокого уровня развития и интегрированности Евросоюза. Уже сейчас совокупный ВВП "зоны евро" составляет 6,3 трлн долл., против 9,1 трлн ВВП США. Зона выступает как крупнейший экспортер и импортер готовой продукции, т. е. объем совокупного экспорта 11 государств, готовых к введению "евро", составляет 20% общемирового экспорта по сравнению с 16% доли США. По прогнозу совокупная доля всех 15 стран Евросоюза в производстве общемирового ВВП составила 31% против 27%, приходившихся на долю США.

Согласно доклада специалистов Лондонского Центра исследований экономической политики (апрель 1998 г.), с введением единой валюты Евросоюз займет одно из ведущих мест экономической сверхдержавы, позиции доллара США будут значительно ослаблены, все это в конечном итоге позитивно скажется на уровне жизни европейского населения.

Преимущества создания ЕЭС и согласованной наднациональной структуры отражаются на нескольких уровнях:

- на макроэкономическом уровне единая бюджетная дисциплина и денежная система стран ЕС позволит надежнее бороться с инфляцией, снижать процентные ставки и налоги, отсюда и позитивные последствия - рост производства, занятости и т. д.;

- для хозяйственных структур единая валютная политика и валюта будут означать единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе значительное сокращение валютных рисков, сроков, переводов и т. д.;

- для частных лиц удешевляется ведение счетов и поездки в пределах ЕС;

- "евро" способна гораздо устойчивее противостоять доллару и йене, чем нынешняя денежная структура;

- в новых условиях ужесточаются требования к состоянию финансов вновь вступающих в ЕС стран, особенно стран Восточной Европы.

Уже в переходной период 1999-2000 гг. "евро" обслуживала до 30% международной торговли и до 95% расчетов внутри ЕС против 50% в 1998 г.

Проблемы, ожидаемые на третьем этапе, многообразны и противоречивы. В их числе:

- юридическое оформление "евро" как единственного платежного средства в рамках ЕС. Национальное законодательство по этому поводу пока противоречиво или вовсе отсутствует;

- возможная оценка нерезидентами Союза пересчета валютных контрактов в "евро" как нарушение платежных условий заключенных контрактов;

- не отработан вопрос с ценными бумагами (акциями, сертификатами) об их замене на новые деноминированные в "евро";

- не отработан вопрос о том, какие новые условия бюджетной, ценовой и финансово-кредитной дисциплины будут установлены для стран ЕВС на период после 2002 г., и как будет осуществляться их прогноз.

Помимо указанных, неясными остаются некоторые фундаментальные вопросы, такие как психологическая подготовка населения к единой валюте, поддержка ее курса на мировых рынках, борьба с подделками и т. д.

Однако при всех этих трудностях есть все основания полагать, что все страны ЕС войдут в Экономический и валютный союз, т. е. ЭВС станет реальностью как и ЕС. По многим показателям (население - США, Япония и ЕС составляют соответственно 263, 125 и 370 млн чел.; доля ВВП в странах ОЭСР - 32,5, 20,5 и 38,3%; доля в мировой торговле - 19,6, 10,5 и 20,9%; доля экспорта в ВВП - 8,2, 9,0, 10,2%; валютные резервы - 149,1, 172,4 и 349,8 млн долл.) Европейский союз в его нынешнем составе (без учета расширения) опережает два других центра - США и Японию.

На вопрос "С чем вступает Западная Европа в XXI век?" аналитики отвечают, что экономическая политика стран ЕС будет приобретать все более согласованный планомерный характер регулирования как денежного обращения, так и производства, что позволит лучше решать вопросы занятости и социальные проблемы.

В рамках ЕС уже заложены основы функционирования единого Европейского Центробанка с участием национальных Центробанков государств - членов Союза. С 1 января 1999 г. уже введена денежная единица "евро" и, как уже отмечалось выше, 11 стран официально подтвердили свою готовность к вступлению в это соглашение. По первоначальному курсу "евро" соответствует 1,08 долл. США и 2 немецким маркам.

До 2002 г. с "евро" будут проводиться только безналичные расчеты параллельно с национальными валютами, и с 1 июля 2002 г. по утвержденному графику "евро" должна стать единственной денежной единицей ЕС. Далее она получит широкое распространение за пределами ЕС, особенно в странах - кандидатах на вступление в ЕС, таки как Венгрия, Чехия, Польша.

Читайте также: