Путевые заметки текст кратко

Обновлено: 05.07.2024

Путевые заметки – это заметки путешественника, содержащие в себе описание дорожных происшествий, дорожные впечатления и наблюдения.

История становления и развития жанра путевой заметки

Жанр путевой заметки имеет давнюю традицию. Наиболее ярко интерес к этому жанру был выражен в эпоху романтизма. 19 век – это время формирования наций, создания коллективных идентичностей, которым для самоопределения были нужны другие группы культуры.

Путевая заметка является одним из наиболее живых, ярких, интересных, но при этом самых трудоемких публицистических жанров.

Жанр путевой заметки прошел длительный путь становления и развития. При этом этот жанр показал себя как гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к меняющимся условиям жанр.

К жанру путевых заметок стали прибегать многие писатели, например Ф. М. Достоевский, А. И. Герцен, А. Н. Радищев. В своих произведениях они делились мыслями о будущем России, поднимали актуальные проблемы современности, волновавшие умы российской интеллигенции.

Путевая заметка является одной из самых открытых форм выражения публициста. В ней автор вступает в непосредственное общение с читателем, излагая материал в свободной форме. Автор может соединять в одно элементы статистики, истории, естественных наук, делиться своими взглядами по тем или иным политическим вопросам, рассказывать о своих приключениях, делиться мыслями и чувствами. Публицист в любой момент может остановить ход повествования, связанный непосредственно с путешествием, и вставить в произведение новеллу, лирическое отступление и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Революция 1917 года стала глубоким потрясением для жанра путевых заметок. Революция на первое место вывела другие ценности, нежели существовавшие в прежней России. Появились и новые разновидности жанров, такие как очерк о социалистическом строительстве, очерк о советской деревне.

Жанр путевых заметок продолжал развиваться, но после распада СССР он потерял популярность. Основная причина кризиса жанра, по мнению специалистов, заключалась во временном отказе от публицистики как журналистского метода. Пришедшая на смену советской печати журналистика сместила приоритеты. Ставка была сделана на информационные жанры, а путевым заметкам достойного места на газетной полосе не нашлось.

Но при этом жанр путевой заметки не забыт. Современные журналисты все чаще обращаются к этому трудоемкому и сложному жанру. Аналитика остро необходима современному российскому обществу. А путевая заметка эту аналитику может предоставить, поднимая острые проблемы современности. Однако аналитика в путевой заметке оформлена в яркую художественную форму.

Особенности путевой заметки

В советский период между жанрами печатной периодики существовали четкие границы. В современной журналистике эти границы постепенно стираются. Что касается жанра путевой заметки, то здесь никогда не существовало устойчивых форм. Поэтому подразделение этого жанра на разновидности является условным.

Автор путевой заметки во все времена должен был быть незаурядным исследователем. Многие писатели при этом для очерка выбирают непринужденную, свободную форму записи непосредственных впечатлений, ассоциаций, размышлений, возникших после встречи с той или иной действительностью. Но авторы свое повествование подчиняют единой теме, единому образу, четко выражают свое отношение к описываемым явлениям и дают свою оценку.

Качество путевой заметки во многом зависит от того, каким язык он написан. Точный, лаконичный, но при этом простой и образный язык позволяет даже самую сложную проблему, поднятую в очерке, сделать понятной, доходчивой для широкого круга читателей. И наоборот, даже самые яркие явления и факты становятся скучными и неинтересными, а самые точные и простые мысли непонятными, если о них написано неграмотно, запутанно.

Характерными чертами путевой заметки являются:

  • Принцип жанровой свободы;
  • Активная роль автора-путешественника, наблюдателя, участника событий, носителя определенного мировоззрения;
  • Присутствие документальных элементов;
  • Субъективность авторского подхода, вымысел как неотъемлемая часть жанра;
  • Синтетичность жанра;
  • Публицистичность;
  • Дорога, маршрут как тематический и структурный стержень текста путевой заметки.

Авторы в жанре путевой заметки утверждают себя как интересные рассказчики. У них имеется максимум возможностей для того, чтобы выработать индивидуальный стиль.

Работа над путевой заметкой осуществляется в два этапа. На первом этапе, который является самым ответственным, автор фиксирует фактический материал, из которого затем ему нужно будет выбрать только яркие и важные, с его точки зрения, факты. Журналисту при этом не следует упускать мелочи, которые способны стать яркими художественными деталями и лучше описать суть явления.

Путевая заметка – это художественно-публицистическая модель реального мира. При этом реальная действительность в нем не просто фиксируется, а изображается в образах. Автор путевой заметки придерживается фактической основы и своим воображением моделирует картину фрагмента жизни. Именно в этом состоит ценность жанра путевой заметки.

Лето — время отпусков. Нет, не так. Лето — время путешествий. Наконец-то можно увидеть, что же там, за горизонтом. Минимум одежды, максимум впечатлений. И так хочется, чтобы это не кончалось.

Закончится лето. Останутся воспоминания, которые согреют долгими зимними вечерами, дадут тему для разговора с друзьями. И вот о чем я подумала. Фотографии рассматривать — это одно. Память человеческая не идеальна. Очень быстро забудется то настроение, те люди, хорошие и плохие, встреченные в пути. Нужно что-то с этим делать. Не расплескать воспоминания о неповторимом лете, сохранить его для себя, для детей, для близких. Единственный выход — написать путевые заметки.

Первый план: техническая сторона.[ more]

1. Ежедневно записывать всё, что произошло, в одно и то же время. Например, в 21.00. Не удалось, тогда утром в 9.00. Это войдёт в привычку и станет проще усадить себя за стол. 2. Подготовить принадлежности и рабочее место, чтобы поиск всего этого не прервал творческий процесс. 3. Хорошо, когда есть ноутбук. Если нет, нужна тетрадь. Да потолще. Место, куда записываешь, тоже должно быть организовано. Можно внести пункты плана. 4. Не забудем фотоаппарат!

Второй план: непосредственное ведение путевых заметок.

Здесь действуем по такому плану. Начинаем с обозначения даты, времени, места. Дальше приступаем к описанию места, в котором находимся, попутчиков, событий.

Описать место, наверное, проще всего. Что вижу, то и пишу. Не забудем при этом самое главное: дать оценку тому, что видим, описать своё настроение во время любования местностью и высказывания окружающих, если таковые будут.

С людьми несколько труднее. У человека ведь есть не только внешнее, но и внутреннее. С внешним всё понятно: имя, примерный, на глаз, возраст, семейное положение (по возможности), чем занимается, внешность, манера поведения, жесты, улыбка, особенности. Внутреннее можно выразить вашими с ним беседами. Тут можно не с точностью до каждого слова воспроизводить сказанное, а просто в нескольких словах, отражающих взгляды собеседника, передать суть беседы. Опять не забудем главное: оценить человека, можно послушать, что о нём скажут другие, но опускаться до обсуждения за глаза не будем.

Описывая события нашего путешествия, воспользуемся художественными произведениями, точнее их сюжетной структурой. Ведь как пишут писатели? По плану. А в этом плане всего-навсего 4 пункта. 1. Завязка. Отвечаем на вопрос: с чего началось событие? 2. Развитие действия. Непосредственно описываете, какие действия происходили, кто и что делал, говорил, думал. 3. Кульминация. Это самый напряжённый момент действия, когда всё на грани жизни и смерти, за и против, добра и зла. 4. Развязка. Чем закончилось событие? Какой урок вы вынесли из него? Как оно изменило жизнь, вашу и окружающих?

Путешествуя, мы можем стать не только героями какого-нибудь происшествия, но и его наблюдателями, свидетелями. Это тоже неплохо записать. Ведь мудрый учится на ошибках других.

Не забывайте, что люди любят читать, во-первых, мемуары известных людей (а теперь уже и простых), во-вторых, записки путешественников. Как знать, может, не только для себя вы напишете заметки о своём путешествии? Разбудите свои таланты!

Оцените сочинение: Рейтинг 3.63 [49 Голоса (ов)]

1 июля бабушка предложила мне поехать с ней на отдых в Коктебель. Это очень красивый город с теплым морем и высокими горами. И я, конечно же, с радостью согласился.

Мы долго и тщательно собирались. Бабуля проверяла все сумки по нескольку раз, чтобы ничего не забыть. Мы собирались ехать на поезде, так что много чемоданов и сумок брать было нельзя. Я-то собрал вещей немного, а вот бабушку пришлось уговаривать оставить половину ее добра дома.

7 июля мы двинулись в путь. Поезд отправлялся рано утром, так что вышли из дома мы еще затемно. Алые рассветные лучи я наблюдал уже из окна под стук колес — очень необычное чувство. Бабушка успела задремать, а я слушал музыку (хорошо, что предварительно об этом позаботился).

В десять утра мы решили позавтракать. Бабушка стала выкладывать на столик всякую снедь: яйца, овощи, бутерброды и термос с кофе. В таких условиях я еще не кушал, это было очень интересно. Мне кажется, любая еда под мерное покачивание и звуки едущего поезда становится вкуснее.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:






ПУТЕВЫЕ ЗАПИСКИ, дневники, воспоминания, очерки, содержащие описание географического, этнографического, социального об­лика увиденных автором местностей и народов, а также самого путешествия. Авторы таких сочинений стремятся передать новые знания о неизвестных или малоизвестных регионах, окрашенные их личным восприятием.

Нередко дорожные впечатления, наблюдения, обстоятельства путешествия сопровождаются экскурсами в историю края, в путевые заметки вклю­чаются документы, сведения научного характера — исторические, статистические, этнографические, географические, геологические, биологические и другие. Многие путевые заметки являются ценным, а в ряде случаев важнейшим источником.

Путевые заметки о Сибири XVII—XVIII вв. принадлежат почти исключительно перу иностранцев. Путевые дневники ученых, дипломатов, военнопленных Н. Спафария, И. Идеса, А. Бранда (Избрант Идес и Адам Бранд. Записки о русском посольстве в Китай (1692—1695). М., 1967), Д.Г. Мессершмидта, И.Г. Гмелина и других, как и С.П. Крашенинникова, помимо личных впечатлений, содержат сведения о состоянии дорог, облике городов, селений, острогов, о полезных ископаемых, климате, флоре и фауне Сибири, о ее населении — его жилищах, обы­чаях, нравах, религиозных представлениях и т. п.

В конце XVIII в. и особенно в XIX в. все больше появ­ляется путевые заметки о Сибири, написанных подданными России, в том числе сибиряками. Первые русские путевые заметки очень близки к деловым документам (Андреев С. Журнал Анадырской команды сержанта Андреева, веденный во время путешест­вия по островам Ледовитого моря // Сиб. вестник. 1823. Ч. 4, кн. 2/3; Попов С. Походный журнал с описанием, учиненным Якутской воинской команды сержантом Сте­паном Поповым 1794 года, апреля с 20 дня // Стрелов Е.Д. Акты архивов Якутской области. Якутск, 1916. Т. 1) . В большинстве путевые заметки о Сибири основной является тема дороги, а сам процесс движения выступает в качестве связующего стержня всего повествования. При этом авторы уделяют внимание состоянию дорог, способам передвижения, трудностям и опасностям, подстерега­ющим путешестванника. Практически всегда в путевых заметках содержатся описания сибирской природы, сел и городов. Рас­пространенная тема — жизнь крестьян и аборигенов.


1 июля бабушка предложила мне поехать с ней на отдых в Коктебель. Это очень красивый город с теплым морем и высокими горами. И я, конечно же, с радостью согласился.

Мы долго и тщательно собирались. Бабуля проверяла все сумки по нескольку раз, чтобы ничего не забыть. Мы собирались ехать на поезде, так что много чемоданов и сумок брать было нельзя. Я-то собрал вещей немного, а вот бабушку пришлось уговаривать оставить половину ее добра дома.

7 июля мы двинулись в путь. Поезд отправлялся рано утром, так что вышли из дома мы еще затемно. Алые рассветные лучи я наблюдал уже из окна под стук колес - очень необычное чувство. Бабушка успела задремать, а я слушал музыку (хорошо, что предварительно об этом позаботился).

В десять утра мы решили позавтракать. Бабушка стала выкладывать на столик всякую снедь: яйца, овощи, бутерброды и термос с кофе. В таких условиях я еще не кушал, это было очень интересно. Мне кажется, любая еда под мерное покачивание и звуки едущего поезда становится вкуснее.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Путевая заметка (одна из разновидностей путевого очерка) — жанр, описывающий интересные события или субъективные наблюдения автора в путешествии. Широко распространена в современном мире.

Сегодня автором путевых заметок может стать практически любой человек, а с развитием интернет-технологий путешественники могут делиться с аудиторией увиденным в своих микро-блогах (любая социальная сеть) или публиковать путевые заметки в виде репортажей на специальных платформах.

Определение понятия

История появления путовых заметок в России

Если обратиться к истории возникновения путевых заметок как самостоятельного жанра, то нужно говорить о том, что жанр путешествий в литературе и жанр путевого очерка в журналистике зародился в XVIII в., когда во всём мире активно развивалась периодическая печать.

Еще большее развитие этот речевой жанр получил с развитием туристической отрасли в постсоветский период.

Наиболее заметное развитие путевые заметки как жанр трэвел-журналистики получили в эпоху миллениума. Именно с этого периода принято начинать отсчет формирования новой журналистики путешествий. В нулевые годы странствия стали журналистским мейнстримом, а путевые заметки обрели благодатную почву и расцвели на ниве интернет-среды. Сегодня путевые заметки представляют собой зарисовки автора на протяжении всего путешествия, но не отличаются глубоким анализом.

В других странах эта традиция развивалась в соответствии с местными социально-историческими условиями.

Черты

  • Путевые заметки всегда субъективны, потому что мы видим картину путешествия от лица автора (журналиста).
  • Путевые заметки обязательно содержат оценку автора и всегда эмоционально окрашены.
  • Путевая заметка хороша тем, что является открытой формой выражения мысли, то есть автор свободно может излагать материал на любую тему

Языковые особенности путевых заметок

Язык путевых заметок имеет непринужденный и неофициальный характер, лексически и синтаксически разнороден. Здесь встречаются термины, книжная лексика, иноязычные заимствования, слова высокой стилистической окраски, просторечные, диалектные слова и выражения, жаргонизмы, а также частицы, междометия, фразеологизмы, риторические вопросы. Все эти средства обеспечивают эмоционально-экспрессивную окраску речи, оценочность субъективного характера.

Вместе с тем, перечисленные языковые средства не являются особенностью исключительно путевой заметки – они характерны и для устного рассказа о путешествии, и для путевых очерков.

Особенность языка путевых заметок заключается в том, что здесь, наряду с типичной для трэвел-жанров когнитивной функцией, весьма ярко выступает апеллятивная функция. Как правило, автор не призывает читателей совершить поездку напрямую, с помощью императива, а использует более эмоциональные сентенции.

Стилистические особенности

  • Жанр путевых заметок можно назвать художественно-публицистическим, потому что он соединяет в себе репортажное и исследовательское начало.
  • Автор путевых заметок сам решает, какими методами раскрывать материал, на что делать акцент и как правильно анализировать объекты наблюдения.
  • Автор путевой заметки всегда должен показывать себя увлечённым исследователем.

Создание путевых заметок

Работа над путевой заметкой, как и над многими другими журналистскими материалами, состоит из двух этапов. На первом журналист собирает необходимую информацию, проверяет и осмысливает её. Второй этап сугубо творческий и зависит от стиля и привычки писать непосредственно журналиста.

Структура путевых заметок обычно представлена тремя частями: вступлением, основной частью и заключением. Всегда присутствует более или менее экспрессивное название.

Особенности жанра путевых заметок

Вопрос о статусе путевых заметок в интернет-среде

Относительно особого статуса интернет-заметок у лингвистов нет единого мнения: одни авторы склоняются к тому, что в случае интернет-общения речь идет о трансформации исконно литературного жанра путевых заметок, поскольку цели и задачи такой формы общения остаются теми же, что и во время непосредственного общения, основные характеристики жанра – лингвистическое выражение и цель использования жанра – сохраняются. Другие авторы относят современные трэвел-заметки к жанру исконно сетевых, т.е. порожденные самим использованием языка в сети, и заимствованные интернетом из других сфер общения

Актуальные тенденции жанра путевых заметок, сложившиеся в глобальной инфосреде

Во-первых, это отношение путевых заметок к софт-медиа, то есть преобладание в материале досуговой, развлекательной информации, не теряющей своей актуальности некоторое время. Софт-медиа характеризуются также своим литературным повествованием, детальностью, наличием бэкграунда.

Во-вторых, наличие в трэвел-материалах элементов инфотейнмента. Его положительное влияние выражается в интерактивности, доступности информации для любой аудитории, в оригинальной подаче медиапродукта, а также в релаксационной функции.

В-третьих, в инофсреде все большую роль играет персонализация журналистики, то есть возможность получать читателю качественную информацию, в которой он заинтересован ввиду своего образа жизни и интересов. В связи с этим появляются новые требования к трэвел-текстам путевых заметок: выражение мыслей автора, экспрессивность материала наравне с его документальностью и объективностью.

Известные авторы и их путевые заметки

Интересные факты

Обозначенный жанр редко встречается в чистом виде. Можно утверждать, что в нынешних интернет-СМИ происходят активные процессы жанрового взаимодействия. В результате смешения жанров появляются новые формы путевой журналистики, сочетающие в себе признаки отзыва и заметки, а также элементы практической информации для путешественников.

Читайте также: