Путешествия в древнем китае кратко

Обновлено: 01.07.2024

Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей заставляла людей отправляться в далекие неведомые края. Первые сведения о путешествиях и их роли в появлении великих культур дошли до нас в виде мифов, легенд, сказаний, библейских текстов и свидетельств древних авторов.

К концу IV тысячелетия до н.э. возникли шумерские города, ставшие центрами торговли и ремесла. На глиняных табличках, хранящихся в настоящее время в национальном музее Ирака, можно найти сведения с указанием расстояний и времени пути от одного города к другому, сведения о военных походах, биографии правителей. Имеются даже фрагменты географических карт, изображавших земли древнего Шумерского царства.

Шумерам были хорошо известны не только просторы иранских пустынь, но и природа Индии. Из расшифрованных текстов известно, что шумеры активно торговали со страной Мелуха (так они называли государство на северо-западе полуострова Индостан). Там же найдены шумерские цилиндрические печати с изображением слонов и крокодилов. Как известно, эти животные никогда не встречались в Месопотамии.

Первое централизованное государство, сведения о котором дошли до нас, возникло в третьем тысячелетии до н.э. Правителем этого государства был Саргон Великий. Он прославился военными походами по южному Двуречью от Средиземного моря на западе до Каспийского моря на северо-востоке. Составленные в его правление многочисленные карты и планы, легли в основу первого известного нам описания Передней Азии и стран Персидского залива. Шумеры полагали, что Земля заключена между двумя морями – морем Восхода (Персидский залив) и морем Захода (Средиземное море).

Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни людей. Так как путешествия были сопряжены с опасностями, путешественник воспринимался как отмеченный богом человек. Перед путешествием совершались обязательные обряды и жертвоприношения. Подобные примеры можно встретить в эпосе о Гильгамеше. К библейским путешественникам можно отнести пророка Моисея, водившего свой народ по пустыне в поисках лучших земель, Ноя, который в своем ковчеге спас от Всемирного потопа все живое.

Другим центром мировой цивилизации был Древний Египет. Сама природа способствовала навигации по полноводному Нилу, протекающему через всю страну с юга на север. Египтяне составили карту освоенной ими части Нила, проследив его течение более чем на 2 000 км. Благодаря этому египтяне достигали находившейся к югу от страны Нубии и контактировали со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке (острова Эгейского моря и остров Крит).

Из центральной части страны начинался караванный путь, вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. Пунтом (точнее Пуином) древние египтяне называли страну в Восточной Африке, расположенную на побережье Аденского залива. В настоящее время считают что, это территория современного Сомали и Йемена. Главными предметами вывоза из Пунта были рабы, золото, черное дерево, слоновая кость и ароматические смолы мирровых деревьев. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха и пополнения запасов продовольствия.

Египетские папирусы свидетельствуют, что плавания в страну Пунт совершались с IV тысячелетия до н.э. в период царствования фараона Асса, когда египетский военачальник Уруду совершил завоевательный поход в эти земли и привез в Египет рабов карликов (имеются в виду пигмеи, проживающие там). Другой египетский путешественник Киркуф достиг не только территории Пунта, но и прошел дальше, о чем свидетельствуют надписи, обнаруженные в окрестностях Ассуана. Первое исторически доказанное плавание египтян в страну Пунт состоялось в XXVI веке до н.э. при фараоне Сахуре.

Речное судостроение развивалось у египтян очень рано. Частые наводнения, которым подвергалась страна, способствовали его развитию. На стенах древних египетских гробниц встречаются изображения, рассказывающие об изготовлении лодок из папируса. На памятниках и стенах древних храмов запечатлены большие речные суда со снастями, каютами и прочими атрибутами настоящего корабля.

Сохранились сведения, что в 2750 г. до н.э. египтянин Ханну возглавил экспедицию на побережье Красного моря за драгоценными камнями, слоновой костью и ароматическими смолами. Первое плавание по Средиземному морю было осуществлено при фараоне Снофру в XXVII в. до н.э. Из источников известно, что экспедиция была направлена в финикийский город Библ. Веком позже, при фараоне Сахуре, из дельты Нила была отправлена флотилия в Палестину и Сирию, которая привезла из этих стран вино, оливковое масло и ливанских медведей.

Корабли иногда даже помещали в погребальные камеры фараонов. Например, в пирамиде Хеопса обнаружена копия корабля, подробно воспроизводящая все детали в масштабе 1 : 100.

Слава о сказочно богатой стране Пунт жила в веках. Почти через тысячу лет после путешествия Синухета в 1493 г. до нашей эры по воле царицы Хатшепсут, проживавшей в Фивах (ныне г. Луксор), в Пунт отправилась морская экспедиция в составе пяти больших тридцативесельных кораблей. Путешественники преодолели по Красному морю 2 000 км. Это путешествие по праву считается одним из первых путешествий с разведывательными целями.

Интересна предыстория этого путешествия. Царица Хатшепсут решила посадить на террасе храма Дейр-Эль-Бахри, построенного в честь бога Амо-на на западе Фив, тропическое дерево, выделяющее ароматическую смолу – мирру. Подобные деревья никогда не произрастали в Египте. Тогда оракул бога Амона повелел собрать экспедицию в страну Пунт и привести оттуда ароматические деревья.

Путешественники купили 31 ароматическое дерево и благополучно вернулись на родину. В честь этого на стенах храма Дейр-Эль-Бахри были сделаны барельефы с изображением фрагментов экспедиции. К сожалению, деревья так и не смогли прижиться в малоподходящем для них сухом климате Египта, но рисунки на стенах храма сохранились до наших дней. И хотя им почти 3 500 лет, они поражают туристов своей живость и реалистичностью.

Во времена Хатшепсут также строились и огромные транспортные суда для перевозки 750-тонных блоков в священный город Луксор.

Мореплавание активизировало контакты между странами. Необходимую древесину (например, сосну, кедр) доставляли из Сирии и Ливана. Из гаваней Красного моря корабли отправлялись в страны Аравийского полуострова, Индию, велась также посредническая торговля с Китаем. Активно шла торговля с государствами Восточной Африки, откуда фараонам привозили золото, слоновую кость, изделия из камня и фаянса.

И все же первыми мореходами древности были финикийцы. Их государство было расположено в восточном средиземноморье. Финикийцы строили большие и прочные корабли, выходили за пределы бассейна Средиземного моря в океан, а также плавали вдоль западных берегов Европы и Африки.

Однако географические открытия финикийцев постигла та же участь, что и их культуру. Не сохранилось ни подробных описаний, ни памятников. Результаты их путешествий пропали почти без следа для последующих поколений. Лишь свидетельство древнегреческого историка Геродота дают нам возможность узнать о великих плаваниях финикийцев.

Финикийцам принадлежит и другая заслуга, связанная с тем, что во времена путешествий к народам, говорившим на разных языках, им приходилось воспроизводить эти звуки. Впоследствии финикийцы первыми изобрели способ упрощения древнего иероглифического письма и заменили иероглифы буквами алфавита, в котором каждый знак имел значение определенной комбинации звуков.

Потомки древних финикийцев – карфагеняне – продолжили освоение новых земель и пространств. У античных авторов есть упоминание о том, что в VI в. под руководством Гальмикона было осуществлено плавание вдоль западного побережья Пиринейского полуострова до Британских островов Ирландии. Это путешествие длилось около четырех месяцев.

Флот во главе с Генноном насчитывал 60 галер с пятьюдесятью гребцами на каждой. Всего на судах находилось 30 тыс. человек. Цель экспедиции заключалась в поисках новых земель и захвате их с последующей колонизацией. Флот благополучно миновал Гибралтарский пролив и поплыл к югу в Атлантический океан. Продолжив плавание, Геннон обогнул мыс Солосит и направился дальше к югу, вдоль Сахары. Затем он достиг острова Керны (один из Канарских островов). Плывя дальше, Геннон прибыл к устью реки Херты (ныне р. Синегал), где встретил яростное сопротивление местного населения. Воины Геннона легко расправились с местными жителями, которые были вооружены только палками и камнями.

О районах экваториальной Африки в Древнем Египте было весьма смутное представление, потому что египтяне не совершали дальних путешествий на юг. Их торговые пути оканчивались около современного Хартума – столицы Судана.

Путешествия и открытия велись всеми народами мира. Не составляют исключение в этом плане и такие центры человеческой цивилизации, как Китай и Индия.

Цивилизация Древнего Китая зарождается в середине II тысячелетия до н. э. в бассейне реки Хуане. К концу II тысячелетия до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова. В Древнем Китае пространственные представления об окружающем мире также не ограничивались пределами своей страны. Китайским путешественникам была хорошо известна география Китая. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили на своих судах в Тихий океан.

О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, свидетельствует тот факт, что правитель царства Ци в VI веке до н.э. в течение шести месяцев плавал на корабле по морю в исследовательских целях. Китайский философ Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель.

Кроме торговых и прогулочных судов в Древнем Китае существовали и мощные военные корабли. Летописец сообщает о крупном морском сражении между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные верфи, где возводились военные, гражданские суда, а также суда для правительственных чиновников и послов.

Для активизации торговли в Древнем Китае с VII в. до н.э. создавались подробные географические обзоры, которые можно рассматривать как прообраз путеводителя. В них описывались не только природные условия, но и хозяйство, транспорт и т.п.

В эпоху Чжаньго в Китае зарождается паломничество и научный туризм. Жрецы отправлялись в залив Бохайвань (Желтое море) на острова Пенлай и Инчжоу, на которых проживали старцы, владевшие секретом бессмертия.

Другим примером глубоких познаний китайцев в географии может служить строительство Великой китайской стены. Ее строительство, начавшееся в IV в. до н.э., доказывает прекрасные знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделяющей степные районы, где проживали кочевники, от земледельческих.

Наиболее знаменитым путешественником Древнего Китая был Сыма Цянь. Известны три больших путешествия Сыма Цяня, которые совершались в период 125 – 120 г. до нашей эры

Первое – на юго-запад и северо-запад Китая. По нижнему течению Хуанхэ Сыма Цянь прошел долинами рек Хуайхэ и Янцзы до озера Тайху. Далее, южнее Янцзы и через Чжеэцзян прибыл в последнее владение Китая на юге провинцию Хунань. Обратный путь проходил по реке Сянцзян, озеро Дун-тинху, нижнему течению Янцзы и далее на север.

Второе – вновь завоеванные Китаем области на юго-западе. Через Сычу-ань и провинцию Юньнань Сыма Цянь достиг границы Китая с Бирмой.

Третье – на северо-запад вдоль Великой китайской стены в провинцию Ганьсу.

Одним из первых китайских путешественников был Чжан Цянь, живший примерно во II в. до н.э. и занимавший при императорском дворе дипломатическую должность. Ему по делам службы приходилось часто бывать за границей. Его путешествия подробно описаны Сыма Цянем.

Чжан Цяню было поручено заключение военного союза Китая с кочевым племенем юэчженей против гуннов. Отправившись с этой миссией, Чжан Цянь попал в плен к гуннам, где провел 10 лет. После того, как ему удалось бежать из плена, он отправился на запад, преодолел Центральный Тянь-Шань и вышел к озеру Иссык-Куль. Там он узнал, что юэчжени откочевали в Ферганскую долину. Но и в долине он не застал это племя, так как оно откочевало за пределы Бактрии, расположенной по среднему течению Амударьи. Отправившись туда, Чжан Цянь обнаружил это племя, но свою миссию не смог выполнить, так как к тому времени племя завоевало огромные территории, и было уже не в состоянии вести новые войны. Обратный путь Чжан Цяня пролегал через Памир, южную оконечность Такла-Макан, озеро Лобнор. На границе с Китаем он вновь попадает в плен к гуннам. Только через два года ему удалось бежать из плена и вернуться на родину.

Совершая путешествия, Чжан Цянь постоянно вел записи. Им описаны Бухара, долина реки Или, степи Киргизии, территория современного Казахстана, расположенная к северу от Сырдарьи. Путешествие Чжан Цяня имело большое экономическое значение. По пройденному им маршруту на запад устремились китайские купцы. Они проникали не только в Среднюю Азию и в Индию, но и в Страны Малой Азии и Палестину.

Так же как и другие народы, древние китайцы имели географические карты, которые они составляли с особой тщательностью. Самые древние из сохранившихся карт относятся к правлению династии Хань (168 г. до н. э.). В 70-х гг. XX в. были найдены две карты, выполненные на шелке. Она из них чисто географическая, а другая – военная. Научная картография начинается с энциклопедиста Чжан Хэна во II в. н.э. Он впервые создал географическую сетку. А в III в. н.э. в Китае уже были утверждены официальные стандарты по изготовлению карт и существовало особое бюро по производству картографических съемок. Оттиски карт делали с деревянных клише.

На территории Древней Индии, а точнее на северо-западе полуострова Индостан, в третьем тысячелетии до нашей эры были два центра цивилизации: Хараппы и Мохенджо-Даро. Науке очень мало что известно о культуре этих цивилизаций, так как письменность народов, населявших эту территорию, до сих пор остается загадкой. Невозможно назвать имена и проследить конкретные маршруты путешественников. Но археологические раскопки по косвенным признакам доказывают, что цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро вела интенсивную торговлю с Месопотамией и Индокитаем. Недалеко от Бомбея найдены остатки древней верфи, датируемые временами Индской цивилизации. Поражают размеры верфи: 218?36 м. По протяженности она почти в два раза превосходит финикийские.

В начале нашей эры индийцы стали торговать уже с Суматрой, Явой и другими островами Малайского архипелага. В этом направлении стала распространяться и индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев проникли и в центральные районы Индокитая.

Таким образом, во всех основных цивилизациях древности активно совершались путешествия и походы с различными целями. Человечество развивалось и осваивало новые территории. Наряду с этим, менялся образ жизни, традиции, происходило взаимопроникновение культур. Каждая из культур самодостаточна и уникальна и в то же время не может существовать отдельно от других культурных центров. Каждая из древних культур положила начало современным культурным образованиям. Несомненно, что колыбелью всей европейской культуры является античная культура. Ей будет уделено особое внимание.

Массовый туризм является феноменом XX века, так как приобрел современный вид в основном за счет автомобилей и самолетов с реактивными двигателями. Однако люди путешествовали уже с незапамятных времен, главным образом для того, чтобы избежать голода или опасности. Останки первых людей (Homo erectus) были найдены в Западной Европе, Африке, Китае и Джаве. Этот факт указывает на замечательную способность древних людей путешествовать на дальние расстояния без каких-либо средств передвижения. Изобретение денег финикийцами и развитие торговли, начавшееся в 4-м тысячелетии до н. э., можно определить как начало современной эры путешествий.

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 в. до н.э.

Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитках из панцирей черепах и костях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких реликвий были найдены в земле начиная с 1899 г. Обнаружено также несколько бронзовых сосудов с надписями, изготовленных в период династии Шан. Однако первой династией, согласно традиционной китайской историографии, была не Шан, а Ся, которая предположительно правила с 21 по 16 в. до н.э. Ни археологических, ни документальных свидетельств о ней не имеется, тем не менее, большинство историков считает, что эта династия действительно существовала.

История развития туризма

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА в Древнем Китае

Туризм в 21 веке

В 21 веке туризм окажется перед лицом двоякого рода вызова. Первый вызов связан с международной конкуренцией, второй – с экологическими условиями внутри страны.

Быстрое развитие туризма в странах Азиатско-Тихоокеанского региона требует от китайских туристических ведомств гибкости в стратегии, подразумевающей сотрудничество наряду с конкуренцией, с тем, чтобы отвоевать определенные позиции на рынке туристов.

Еще более сложной становится задача поддержания экологического баланса. От того, насколько успешно удастся разрешить эту задачу, зависит дальнейшая судьба туристической индустрии.

Китай будет придерживаться курса "освоение новых туристических ресурсов наряду с поддержанием экобаланса и поддержание экобаланса в ходе освоения". В районах особо ценных пейзажных массивов на первое место будет ставиться культурный уровень туристов, даже если придется пожертвовать их количеством. Показатель экологического эффекта приобретет такую же важность, как показатели экономического и социального эффектов.

Уже в начале 21 века Китай станет крупной туристической державой – такова поставленная задача. По прогнозу Всемирной туристической организации, в 2020 году Китай будет принимать 167 млн. интуристов, превысив по этому показателю США, Францию, Испанию, Италию, став первой туристической державой. Это говорит о глубокой вере международного туризма в живучесть китайского туризма.

Китай стремится к динамичному развитию туризма и намерен за период с 2006 по 2010 г. превратить туризм в одну из важных экономических отраслей страны. Об этом сказал руководитель Государственного управления по делам туризма Шао Цивэй. Как сказал Шао Цивэй, в течение ближайших 5 лет Китай будет поддерживать ежегодный рост численности зарубежных туристов на уровне 8 процентов; среднегодовые темпы роста поступлений от международного и отечественного туризма составят, соответственно, 12 и 10 процентов; в 2010 г. доходы Китая от международного туризма достигнут 53 млрд. долл., от отечественного туризма -- 850 млрд. юаней /около 106 млрд. долл./. По его словам, по состоянию на 2005 г., количество китайцев, непосредственно занятых в отрасли туризма, составило 7,49 млн. человек. В ближайшие 5 лет развитие туризма ежегодно будет предоставлять населению страны в среднем по 500 тыс. новых мест для трудоустройства.



Путешествия в Древнем Китае

Цивилизация Древнего Китая зарождается в середине II тысячелетия до н. э. В Древнем Китае представления об окружающем мире не ограничивались пределами своей страны. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили в Тихий океан. Кроме торговых и прогулочных судов в Древнем Китае существовали и мощные военные корабли. Для активизации торговли в создавались подробные географические обзоры, которые можно рассматривать как прообраз путеводителя. В них описывались не только природные условия, но и хозяйство, транспорт.

В эпоху Чжаньго в Китае зарождается паломничество и научный туризм. Другим примером глубоких познаний китайцев в географии может служить строительство Великой китайской стены. Ее строительство, доказывает прекрасные знания китайцев в области географии. Стена проходила четко по границе, отделяющей степные районы, где проживали кочевники, от земледельческих. Древние китайцы имели географические карты, которые они составляли с особой тщательностью. Самые древние из сохранившихся карт относятся к правлению династии Хань (168 г. до н. э.).

в III в. н.э. в Китае уже были утверждены официальные стандарты по изготовлению карт и существовало особое бюро по производству картографических съемок. Оттиски карт делали с деревянных клише.

Китайцы хорошо знали свойство магнитной стрелки. Применяли отвес - указатель тени для определения времени суток. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература. К наиболее известным книгам относятся - Книга рек, Книга о морях и горах, Книга по географии Китая.

Для покупки электронного билета в сети Интернет есть удобный поиск - Дешевые Авиабилеты , где авиабилет можно найти и заказать за пару минут не выходя из дома.

Исследователями были найдено множество географических карт Древнего Китая и соседних с ним государств. Их назначение по большей части было военное или торговое.

Следует заметить, что Древний Китай имел очень мощный морской флот, который был представлен военными, торговыми и прогулочными судами.

Эпоха Чжаньго ознаменовалась появлением религиозного и исследовательского туризма. Одним из величайшим событием того времени стало строительство Великой Китайской стены, что характеризует китайцев как опытных географов.

В этот же период в Китае появляются первые буддистские миссионеры, которые осуществляют свою деятельность на территории Индокитая.

Путешествия в Древнем Егпитпе

Путешествия в Древнем Египте представлены большей частью плаваниями по реке Нил. Этому благоприятствовали природные условия. Течение несло речные суда с юга на север, бриз, который дул постоянно способствовал парусному судоходству в обоих направлениях.

Следует отметить большой вклад экспедиций Древнего Египта в историю становления туризма, как страны с развитым речным плаванием.

Готовые работы на аналогичную тему

К сухопутным путешествиям можно отнести караванный путь. Пунктом отправления был Копт, далее маршрут шел к Красному морю, а завершением поездки была страна Пунт. Одной из особенностей данного путешествия было наличие особых мест для отдыха, где можно было пополнить запасы питьевой воды.

В Древнем Египте были достаточно простые грузовые суда, которые тем не менее были сконструированы так, что могли поднимать грузы очень большого веса. Они перемещались по Нилу и формировали новые торговые связи между различными территориями Египта.

Истории известна экспедиция, которую снарядила царица Хатшепсут в страну Пунт с целью приобретения редких деревьев и кустарников, из которых можно получать благовония. Саженцы доставили, но приспособится к климатическим условиям Египта они так и не смогли. Тем не менее, во дворце Хатшепсут сохранились древние фрески, повествующие об этом эпизоде.

Особым значением обладало строительство канала (прообраза Суэцкого), которое было обусловлено потребностью в формировании большой торговой сети в Атлантическом и Индийском океанах.

Вклад Древней Индии в развитие туризма

Современным историкам о культуре и образе жизни цивилизаций, располагавшихся на территории нынешней Индии известно немного.

Сложно назвать путешественников и какие-то конкретные маршруты. Но археологические исследования позволили выделить несколько моментов:

Активное ведение торговли двух цивилизаций – Хараппы и Мохенджо-Дарым с Месопотамией и Индокитаем. Были обнаружены останки древней верфи, размеры которой весьма внушительны. Они превышают в два раза размеры финикийской.

Индийцы начали путешествовать по центральным районам Индокитая намного раньше китайцев.

Таким образом, древнеиндийские цивилизации активно совершали путешествия и походы, прежде всего, с торговыми целями.

Читайте также: