Путь в каноссу кратко

Обновлено: 30.06.2024

Хождение в Каноссу, или Каносское унижение (нем. Gang nach Canossa, Canossagang, итал. l'umiliazione di Canossa) – эпизод из истории средневековой Европы, связанный с борьбой римских пап с императорами Священной Римской империи. Этот эпизод ознаменовал победу папы Григория VII над императором Генрихом IV.

Монарх Священной Римской империи Генрих IV (1050–1106) был недоволен тем, что папа римский Григорий VII (1020–1085) назначает на высокие посты своих людей, и попытался отлучить его от церкви.

Победу в конфликте одержал понтифик. Папа не только предал Генриха анафеме, но и фактически низложил как государя, освободив его вассалов от данной ему присяги.

По данным некоторых хроник, Генрих, чтобы принести покаяние папе римскому, пешком, босой, в покаянной власянице отправился на север Италии, где в неприступной крепости Каносса находился понтифик. Лишь после трех дней стояния перед запертыми воротами Генриха впустили к папе и дозволили в слезах вымолить у него прощение. Это случилось 28 января 1077 года.


Хождение в Каноссу, или Каносское унижение (нем. Gang nach Canossa, Canossagang ; итал. l'umiliazione di Canossa ) — датированный 1077 годом эпизод из истории средневековой Европы, связанный с борьбой римских пап с императорами Священной Римской империи. Эпизод ознаменовал победу папы Григория VII над императором Генрихом IV. Под хождением в Каноссу понимают само путешествие Генриха IV из Шпейера в Каноссу и связанные с ним события, произошедшие в январе 1077 года.

Содержание

Историческая справка

Путешествие

9 июня 1075 при Лангензальце произошла битва между силами Генриха IV и саксонскими повстанцами, в которой Генрих одержал верх.

Позже, 16 октября 1076 года в Оппенхайме патриарх Аквилеи и папский легат встретились с германскими князьями. На этой встрече князья принесли клятву не признавать Генриха до тех пор, пока отлучение не будет снято. Стремясь избежать новых восстаний германской аристократии, Генрих понял, что должен встретиться с папой. Следуя предложению своих оппонентов, Генрих назначил Григорию VII встречу в Аугсбурге.

Маршрут Григория VII

Григорий, однако, опасался, что Генрих прибудет с войском и попытается отстранить его от власти. Некоторое время он двигался из Рима на север, посещая итальянские города, которые в то время находились в вассальной зависимости от Священной Римской империи, в попытке заручиться поддержкой горожан и оценить свои силы среди церковников.

На северной окраине современной Италии Григорий встретился с Матильдой Тосканской, графиней Тосканы. Она предложила папе место, где он мог бы не опасаться нападения со стороны Генриха. Вдвоём они прибыли в Каносскую крепость и заперлись в ней.

Маршрут Генриха IV

Генрих IV начал свою поездку из Шпейера и, двигаясь к югу, нашёл своё положение ненадёжным. Он по-прежнему пользовался поддержкой простонародья, но знать постоянно угрожала избрать нового правителя. Генриху нужно было срочно закрепить своё положение прежде, чем наступит срок, данный ему папой.

Генрих пересёк Альпы через перевал Мон-Сенис [1] и принял покаяние: надел власяницу и, как утверждается, пошёл босиком. Предположительно, многие из его свиты также сняли обувь. 25 января 1077 года Генрих IV достиг врат Каноссы.

В крепости

Григорий VII, однако, отказался принять Генриха. Согласно сведениям из первых рук (письмам, которые Генрих и Григорий написали в последующие годы), Генрих ждал у ворот крепости три дня. Всё это время он не снимал власяницы и постился. Считается, что значительную часть этого времени Генрих провёл в деревне у подножия холма, хотя в средневековых источниках этого не утверждается.

28 января ворота открылись, и Генриха впустили в крепость. Средневековые источники сообщают, что он встал на колени перед папой Григорием и просил его о прощении. Григорий простил императора и призвал его вернуться в лоно церкви. В тот же вечер Григорий, Генрих и Матильда Тосканская разделили причастие в соборе святого Николая в крепости, что означало официальное снятие отлучения [2] .

Генрих быстро вернулся к управлению империей, а Григорий и Матильда провели ещё несколько месяцев в крепости и других частях Тосканы. Позже историки выдвигали версию о том, будто между ними существовала любовная связь (в частности, этим обвинением пользовались протестантские историки XVII столетия), но если по этому поводу и существовали какие-либо свидетельства, то до наших дней они не сохранились [3] .

Историческое значение

С другой стороны, итальянский философ и политик Бенедетто Кроче назвал Каноссу первой после падения Римской империи ощутимой победой папы, олицетворявшего для итальянских историков XIX века итальянский народ, над германским превосходством. Кроче считал события в Каноссе началом отхода от Италии как части Священной Римской империи и итальянского Возрождения, в ходе которого Германия к XV столетию утратила власть над северной Италией.

"Путь в Каноссу" означает - совершать акие-то действия, выражающие раскаяние и покорность, а зачастую - и унижение.
Происходит это выражение вот откуда. В 1077 император Священной Римской империи Генрих 4 сцепился с Папой Римским Григорием 7. Генрих отказался исполнять приказы Папы, полагая, что раз он император, то не обязан никого слушать. Но Папа живо отомстил: отлучил Генриха от церкви. Это означало, что в государстве Генриха невозможно было регистрировать акты гражданского состояни, осуществлять правосудие, и т.д. Потому что церковь в то время не была отделена от государства.
Более того, любое нападение на земли Генриха отныне означало Крестовый поход и приветствовалось.
Генрих перетрусил, и пошел пешком через пол-Европы в резиденцию Папы, в город Каноссу. Там его заставили целый день стоять на коленях у ворот замка. Потом впустили, Папа вдоволь наиздевался над униженным императором, а потом типа простил.
В 15 веке Генрих 8, король Англии, поступил в аналогичной ситуации проще. Он заявил, что не желает, чтобы он сам и его страна находились под властью Папы Римского. И придумал новую религию - англиканство. По этой религии, главой церкви считается сам король Англии.


Хождение в Каноссу — эпизод средневековой истории, связанный с борьбой римских пап с императорами Священной Римской империи. Открытая борьба между папством и императорской властью вспыхнула в результате опубликования декретов Латеранского собора 1075 года. В них предписывалось, что церковные должности, полученные путем симонии, ликвидируются. Папа Григорий VII призвал народ не повиноваться епископам, которые терпят на должностях священников, пребывающих в браке. Также папа запретил светскую инвеституру.

В том, что священник не может принять назначение на церковную должность от мирянина (государя или феодала-сюзерена), Генрих IV, император Священной Римской империи, усмотрел опасность для своей собственной власти. Таким образом из его рук ускользало право распоряжаться церковными вассальными владениями, и он терял влияние на церковную иерархию, на которую ему приходилось опираться в ходе борьбы со светскими феодалами. Император резко выступил против папы.



Генрих IV

Генрих сам занимался назначением на высшие церковные должности, в том числе и в Италии. Из-за этого папа в 1075 году пригрозил ему отлучением. Однако ультиматум привел к тому, что верные Генриху епископы выступили против папы. Генрих IV и его епископы в январе 1076 года в Вормсе созвали имперский собор, и здесь германские епископы отказались принести присягу на верность папе.

2 Отлучение Генриха и его последующие действия

В феврале 1076 года Григорий VII на соборе в Латеранской базилике выслушал послов императора. После этого он отстранил от должности порвавших с ним епископов, объявил Генриха отлученным от церкви, лишил его итальянского и германского королевств, а его подданных освободил от присяги и повиновения ему.



Григорий VII

Отлучение императора от церкви было неслыханным событием и произвело огромное впечатление. Генрих узнал о нем в Утрехте, где он праздновал Пасху. Император решил противопоставить папскому отлучению формальный акт о низложении Григория; по его требованию собор епископов в Павии объявил папу низложенным. Но Генриху хотелось, чтобы низложение было провозглашено и в Германии. Он велел немецким епископам съехаться на Троицу в Вормс. Но к назначенному сроку собралось так мало епископов, что не было никакой возможности открыть собор. Генрих велел отложить собор до Петрова дня и перенести его в Майнц. В июне на съезде в Майнце не было никого из южно-германских и саксонских князей, а среди тех, кто приехал, повинуясь зову короля, царила растерянность. Было ясно, что большинство из них скоро тоже его покинет.

3 Съезд в Трибуре

В том же 1076 году, во время неудачного похода Генриха в мятежную Саксонию, его северогерманские враги соединились и вступили в союз с папой. Многие герцоги, князья и епископы собрались в Ульме и назначили на 16 октября того же года общий княжеский съезд в Трибуре с целью восстановить спокойствие в государстве и церкви.

Огромное количество приглашенных приехало в Трибур, и авторитет этого съезда был гораздо выше тех, какие удавалось собирать королю. Семь дней участники съезда спорили о том, каким способом спасти государство от погибели. Противники Генриха добивались его низложения. Это нелегко было выполнить: король с войском находился на другом, левом берегу Рейна. Однако помимо акта о низложении надо было выбрать и другого короля, а на этот счет у собравшихся не было единого мнения.

В итоге было принято такое решение: на 2 февраля следующего года был назначен княжеский съезд в Аугсбурге, на котором папа должен будет лично разобрать дело Генриха. И если в течение года не будет снято церковное проклятие с Генриха, решено было приступить к выборам нового государя. Генрих тем временем должен был жить в Шпейере, без всяких почестей и в совершенном удалении от государственных дел.

4 Шпейер

Генрих принял все эти условия, сложил с себя королевские регалии и поселился в Шпейере. Однако, опасаясь весьма вероятного торжества своих врагов на соборе в Аугсбурге, он решил не дожидаться папского суда, а ехать в Италию.

5 Переход через Альпы

В январе 1077 года Генрих отправился в путь, не имея при себе никого, кроме жены и одного верного немецкого дворянина. У него не было ни денег, ни дорожных запасов. Кроме того, князья заняли все проходы из Германии в Италию. Генрих вынужден был пробираться через Савойю, где его теща, маркграфиня Сузская Адельгейда, дала ему несколько человек провожатых.

Стояли такие холода, что Рейн замерз уже в середине ноября. Ехать по обледенелым горам было чрезвычайно трудно и опасно. На перевале Мон-Сени пришлось нанимать местных поселян, которые перетаскивали королеву, закутанную в воловью шкуру, с одной высоты на другую. Мужчины продвигались ползком и не редко скатывались вниз по снежным уступам.

6 Каносса

Наконец, Генрих добрался до Италии, где, к изумлению своему, был принят с восторгом. В Ломбардии в это время распространился слух, будто император идет в Рим обуздать силой оружия папу. В северных итальянских областях уже давно не любили Григория. Многие итальянцы, в том числе архиепископы Миланский и Равеннский, находились под церковным проклятием.

В это самое время папа ехал в Германию на Аугсбургский съезд. Узнав о внезапном прибытии короля в Италию, он свернул с дороги в укрепленный замок Каноссу, принадлежавший богатой тосканской маркграфине Матильде.


Вскоре Генрих появился у стен крепости. В покаянной власянице и босыми ногами вошел король в ворота окруженного тройной стеной замка. Ему позволили пройти во внутренний двор, но одному, без провожатых. По-прежнему держались жестокие морозы. Трое суток стоял Генрих во дворе замка.


28 января ворота открылись, и Генриха впустили в замок. Средневековые источники сообщают, что он встал на колени перед папой Григорием и просил его о прощении. Григорий простил императора и призвал его вернуться в лоно церкви. В тот же вечер Григорий, Генрих и Матильда Тосканская разделили причастие в соборе святого Николая в крепости, что означало официальное снятие отлучения.

Читайте также: