Публичные слушания это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Продолжаем разбираться в существующих формах донесения мнений пермяков до городских властей. Сегодня поговорим о наиболее традиционной и часто используемой — публичных слушаниях. Большинство жителей точно слышали о публичных слушаниях, возможно даже получали приглашение принять участие, но мало кто понимает их предназначение и механизм реализации.

Публичные слушания это сбор мнений граждан по значимым вопросам городской жизни. Задача слушаний проинформировать горожан о предстоящих изменениях и/или отчитаться о проделанной работе, собрать обратную связь, чтобы учесть мнение населения в городской политике.

Правовой фундамент

Публичные слушания относятся к тем механизмам, через которые граждане могут реализовать свое право на местное самоуправление. В данном случае высказать все, что они думают по вопросам городской жизни и власть должна на это отреагировать. Требования к публичным слушаниям установлены в следующих документах:

Как воспользоваться

С одной стороны, публичные слушания очень простая форма: увидел объявление, пришел, высказался, ушел. Что может быть проще? Но есть нюансы, давайте в них разберемся.

Как узнать о том, что будут проводиться важные для меня слушания? Согласно решению Пермской городской Думы о проводимых слушаниях жители Перми оповещаются оргкомитетом заблаговременно, не позднее, чем за семь дней до начала, через СМИ и официальный сайт.

Вам это о чем-то сказало? Это не информирование, а откровенное издевательство над здравым смыслом. Обычному горожанину совершенно невозможно понять, надо ему там быть или нет. Что за тайная клинопись? Для кого предназначена эта информация? Исходя из этой логики, жители постоянно сидят на сайте города, читают все анонсы, при этом разбираются в градостроительных аббревиатурах. Зачем нужны эти игры в имитацию, да еще на деньги налогоплательщиков? Ведь существует масса современных мобильных решений, позволяющих информировать людей с привязкой к конкретной территории.

Но допустим, вы всё же узнали и пришли на слушания, что дальше? Оргкомитет организует регистрацию участников. Согласно последним правкам в Градостроительный кодекс участвовать в обсуждении изменений в Генплан смогут только жители и собственники тех территорий, в отношении которых планируются изменения. Так что обязательно захватите паспорт, будут смотреть прописку. По другим видам слушаний (например, по бюджету) таких ограничений нет, но паспорт все равно возьмите.

Ведущий открывает собрание и оглашает тему встречи, инициаторов его проведения, представляет себя и секретаря заседания. Далее он предоставляет слово участникам в порядке очередности, определенной по согласованию с организатором публичных слушаний. В первую очередь это будут организаторы, докладчики, авторы проектов, приглашенные эксперты и только потом рядовые участники. Так что велик шанс, что очередь до вас может просто не дойти.

Как принимается решение

Слушания прошли, вам даже удалось высказаться, что будет происходить дальше? В течение семи дней оргкомитет рассматривает все поступившие устные и письменные заявления и включает их в итоговый документ.

По результатам слушаний оргкомитет готовит протокол публичных слушаний и итоговый документ (заключение, рекомендации, предложения и др.). Итоговый документ направляется в орган или должностному лицу, назначившему публичные слушания. Протокол обязательно должен содержать:

  • указание даты и места проведения публичных слушаний;
  • количество присутствующих;
  • повестку дня;
  • обсуждаемые вопросы;
  • список выступающих и краткое содержание их выступлений, относящихся к предмету обсуждения.

К протоколу прилагаются поступившие к моменту проведения публичных слушаний замечания и предложения в письменной форме. С учетом этого протокола оргкомитет готовит заключение о результатах.

Документы публичных слушаний являются открытыми для всех заинтересованных граждан. Итоги обсуждения подлежат обязательному размещению на официальном сайте города, прилагаются к документации проекта решения и учитываются муниципалитетом.


Фото: Константин Долгановский

Важно обозначить один момент. Даже если во время слушаний весь зал проголосовал против решения, оно все равно может быть принято. Печально, но это так. Слушания носят лишь рекомендательный характер и не являются формой непосредственного осуществления власти населением, как например, референдум или сход граждан. Слушания проводятся, чтобы обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение городских значимых проблем. Как правило, мудрая власть учитывает мнение людей и, если не отменяет, то хотя бы существенно меняет, адаптирует свое решение. Публичные слушания придают большую легитимность принимаемым решениям, способствуют достижению общественного согласия. Поэтому они важны и так распространены. Это ещё один из механизмов влияния на решения власти.

Сколько стоит

Участие горожан в публичных слушаниях осуществляется бесплатно.

К числу наиболее важных и широко распространенных форм участия российских граждан в местном самоуправлении (МСУ) относятся публичные слушания или общественные обсуждения. Несмотря на упоминание в №131-ФЗ обоих указанных терминов, практическое применение положений Федерального закона касается, главным образом, первого из них. Именно проведение публичных слушаний призвано сегодня обеспечить учет мнения населения страны при решении вопросов, отнесенных к полномочиям органов муниципальной и местной власти. Достаточно высокую эффективность такой формы МСУ подтверждает ежегодное назначение и организация нескольких десятков тысяч подобных мероприятий на территории РФ.

Понятие публичных слушаний введено в отечественную практику после принятия осенью 2003 года №131-ФЗ. Ст. 28 указанного законодательного акта определяет значение этого термина как заседание органов МСУ, которое проводится с обязательным участием жителей муниципального образования (МО) для общественного обсуждения различных вопросов местного значения, проектов муниципальных нормативных документов и других тем, отнесенных к полномочиям местного самоуправления.

Активное применение положений ст. 28 №131-ФЗ началось практически сразу после того, как основные положения этого Федерального закона начали вступать в силу, то есть уже в 2005-2006 годах. В течение одного только 2007 года в России было назначено и проведено более 47 тыс. публичных слушаний, а количество обсуждаемых на них вопросов превысило 50 тыс.

Нормативно-правовая база проведения публичных слушаний

Публичные слушания в 2018 году, как и проведение общественных обсуждений, регулируются комплексом законодательных актов, разработанных и принятых на различном уровне. Основу нормативно-правовой базы рассматриваемого вопроса составляют:

Перечисленная нормативно-правовая база не является исчерпывающей, так как публичные слушания и общественные обсуждения нередко упоминаются и в других российских законах, принятых на федеральном и региональном уровне. Например, достаточно распространенной формой участия граждан в МСУ выступает общественное обсуждение закупок, организуемых по №44-ФЗ с целью удовлетворения различных государственных потребностей и нужд. В частности, указанный Федеральный закон предусматривает обязательное общественное публичное обсуждение госзакупки в следующих ситуациях:

  • стартовая цена государственного контракта превышает 1 млрд. рублей;
  • происходит процесс выбора варианта организации конкурентной госзакупки;
  • отсутствуют ограничения на осуществление публичных мероприятий.

Важно отметить, что №44-ФЗ был принят 05.04.2013 года, что позволило включить в него пункты об общественных публичных обсуждениях, в основу которых была положена практика использования №131-ФЗ в части организации и проведения публичных слушаний. В результате, удалось сделать законодательный документ более эффективным с точки зрения реализации принципов местного самоуправления.

Цель проведения и основные функции

Статья 28 №131-ФЗ указывает в качестве главной цели проведения публичных слушаний обсуждение разработанных на уровне органов МСУ местных правовых актов, в котором в качестве обязательных участников должны присутствовать граждане, живущие на территории муниципального образования. Другими словами, основными функциями подобных мероприятий следует считать такие:

  • информирование граждан, проживающих на территории МО о ключевых решениях и проектах нормативных документов, планируемых к принятию на местном уровне;
  • определение мнения жителей МО по отношению к рассматриваемым на публичных слушаниях вопросам и качеству представленных на них проектов документов;
  • реализация прав граждан на осуществление МСУ путем привлечения их к решению вопросов муниципального уровня.

Не нужно путать с публичными слушаниями также достаточно часто организуемые на муниципальном уровне депутатские слушания. Последние относятся к деятельности местного органа МСУ, так как в них принимают участие не рядовые граждане, а избранные в этот орган представители. Помимо этого, мероприятия имеют различную правовую базу. Слушания среди депутатов регламентируются уставом МО и изданными на муниципальном уровне документами, о такое мероприятие как общественное публичное слушание выступает правом граждан, гарантированным на уровне федерального законодательства.

Организаторы и инициаторы

В качестве инициатора организации публичных слушаний могут выступать следующие субъекты МСУ:

  • граждане, которые проживают в границах МО;
  • представительный орган МСУ или группа избранных в него депутатов;
  • глава администрации МО.

В первом из указанных случаев порядок проведения публичных слушаний предусматривает соблюдение определенных условий при подаче соответствующего обращения граждан, которое должно содержать следующие обязательные составляющие:

  • письменное обращение, подписанное минимальным число жителей МО, указанным в уставе МО, или протокол заседания какой-либо общественной организации, объединения, партии или профсоюза, осуществляющих деятельность на территории МО. В документ включаются ФИО инициаторов, а также телефоны, адреса их регистрации и проживания, либо место регистрации общественной организации, также с указанием средств связи с нею;
  • правовое обоснование и причины, наличие которых делает проведение рассматриваемого мероприятия необходимым;
  • предлагаемый инициативной группой состав предстоящего мероприятия, участники которого заинтересованы в решении поставленных вопросов;
  • дополнительные материалы с информацией, подтверждающие правильность инициативы граждан или общественной организации;
  • другие материалы, необходимые с точки зрения инициативной группы.

Обращение, содержащее все перечисленные выше сведения, направляется либо главе МО, либо в созданный на территории МО представительный орган МСУ. Именно они выступают организаторами публичных слушаний, что подтверждается положениями ст. 28 №131-ФЗ. Для принятия решения об их назначении и проведении проводится процедура рассмотрения полученного от инициативной группы обращения. Она осуществляется с обязательным приглашением инициаторов мероприятия, что позволяет им обосновать собственную инициативу. В ситуации, когда обращение подписало более пятисот жителей, назначение публичных слушаний является обязательным.

В случае, если инициаторами выступает непосредственно глава МО или представительный орган МСУ в полном составе или в виде части депутатов, решение о проведении публичных слушаний также практически всегда является положительным. Важным моментом выступает тот факт, что сроки публичных слушаний устанавливаются их инициаторами.

Вопросы, решаемые на публичных слушаниях

К числу характерных особенностей рассматриваемой форму осуществления принципов местного самоуправления относится рекомендательный характер, который носит любое решение публичных слушаний. Подобная практика применяется на муниципальном уровне впервые в современной российской истории.

Классификация мероприятия на виды публичных слушаний осуществляется, главным образом, исходя из проектов документов и тем, которые выносятся на обсуждение. В соответствии с требованиями ст. 28 №131-ФЗ, они делятся на 4 большие группы, а именно:

  1. Проект устава МО и любые правовые акты, связанные с внесением корректировок или изменений в ранее утвержденный и действующий на момент проведения публичных слушаний устав. Важно отметить, что полномочиями по принятию устава наделен исключительно представительный орган, однако, публичные слушания в МО по этому вопросу проводятся в обязательном порядке.
  2. Проект бюджета МО, а также отчет органов МСУ о его исполнении. Указанные документы также обязательно выносятся на публичные слушания по бюджету. При этом не важно, что результаты публичных слушаний носят исключительно рекомендательный характер.
  3. Вопросы, отнесенные на местный уровень и связанные с градостроительством. На практике именно публичные слушания по строительству и другой подобной тематики проводятся наиболее часто и вызывают самый сильный общественный интерес и резонанс. Это вполне логично, так как указанные вопросы затрагивают повседневную жизнь большого количества граждан.

Не удивительно, что, например, публичные слушания по генеральному плану, осуществление которых выступает необходимым условием реализации большого количества инвестиционных и строительных проектов, нередко собирают значительную часть населения того или иного муниципального образования. Также весьма популярны публичные слушания по проекту планировки территорий, находящихся в границах МО.

  1. Вопросы о преобразовании МО. Порядок общественного обсуждения изменения границ, объединения или разделения поселений и других подобных вопросов, установленный ст. 28 №1313-ФЗ, предусматривает обязательные публичные слушания, организатором которых выступает глава администрации МО.

Подведение итогов

По результатам проведения рассматриваемого мероприятия оформляется протокол публичных слушаний. В него заносятся принятые во процессе общественного обсуждения решения, резолюции, обращения, которые могут быть адресованы:

  • органам госвласти как федерального, так и регионального уровня;
  • гражданам, которые проживают на территории МО;
  • главе администрации МО;
  • представительного органу МО;
  • отдельным предприятиям, организациям или учреждениям, осуществляющим свою деятельность на территории МО.

Как уже отмечалось выше, любое решение, резолюция или заключение публичных слушаний носят характер рекомендаций и не становятся обязательными ни для одного из перечисленных выше возможных адресатов. Несмотря на это, подобные документально оформленные резолюции нередко становятся серьезным фактором жизни отдельных МО и даже субъектов РФ.

Пошаговый порядок организации и проведения

Правила публичных слушаний, основы которых заложены в ст. 28 №131-ФЗ, а детальное описание, как правило, содержится в нормативно-правовых документах самого муниципального образования, предусматривают следующий порядок организации общественных обсуждений и проведения рассматриваемого мероприятия.

Этап №1. Назначение мероприятия

Как уже было отмечено выше, вопросами подготовки, организации и проведения публичных слушаний занимается глава МО или представительный орган МСУ. В большинстве случаев решение о назначении мероприятия издается в виде распоряжения главы МО, в котором обязательно содержатся следующие сведения:

  • повестка предстоящих слушаний с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить;
  • дата начала и место проведения мероприятия. Важно напомнить, что дату назначает инициатор слушаний;
  • состав оргкомитета, в который входят представители общественности и органов МСУ.

Этап №2. Подготовка

Вторая стадия, которую предусматривает стандартный порядок организации публичных слушаний, заключается в проведении необходимых подготовительных мероприятий. Назначенный распоряжением главы МО оргкомитет выбирает руководителя, после чего вырабатывает комплекс мер по подготовке с назначением ответственных за каждую из них.

Одним из обязательных действий при этом выступает информирование населения, проживающего на территории МО. Порядок доведения сведений о планируемом мероприятии определяется уставом муниципального образования. Однако, №131-ФЗ устанавливает минимальный срок обнародования информации – 40 суток до начала мероприятия.

Этап №3. Проведение публичных слушаний

Начинаются любые публичные слушания с регистрации их участников. Затем оглашается повестка мероприятия, после чего определяется его регламент. Все перечисленные действия являются обязательными для любых публичных слушаний, независимо от темы.

Затем слово предоставляется экспертам, участвовавшим в разработке проектов правовых документов, обсуждение которых вошло в повестку собрания. После выступления каждого из них участникам слушания предоставляется возможность обратиться к оратору за разъяснением или с вопросом. По результатам обсуждения в проект документа могут быть внесены изменения.

Помимо внесения корректировок непосредственно на мероприятии, участникам публичных слушания предоставляется возможность разработать дополнительные предложения, связанные с обсуждаемыми вопросами, и предоставить их организаторам публичных слушаний в течение семи дней после их завершения.

Этап №4. Подведение итогов мероприятия

Разработкой итогового документа занимается оргкомитет. После окончания слушаний в течение недели принимаются предложения, которые могут быть предоставлены участниками мероприятия. Они оформляются в виде отдельного документа. Затем решения, принятые на публичных слушаниях, и предоставленные дополнительно предложения в полном объеме передаются главе МО, а итоговый документ публикуется на официальном сайте органов МСУ и в муниципальных СМИ.

Демократия, приходя в общество, приносит с собой определенные новшества, правила, нормы и принципы. Они меняют жизнь населения, делая ее более активной и интересной. Каждому гражданину полезно знать, что такое публичные слушания. Это инструмент влияния человека на государство. Им стоит пользоваться, когда понимаешь, как это правильно делать. Вы знаете? Нет? Давайте разберемся.

публичные слушания

Определение

публичные слушания по проекту

Какие вопросы должны рассматриваться публично?

Важной особенностью законодательного закрепления рассматриваемого механизма является то, что он принуждает власти советоваться с гражданами по темам, напрямую затрагивающим их жизни. Принять решение без учета мнения населения становится не то что невозможно, но проблематично. Тем более что о проведении публичных слушаний необходимо оповещать народ как можно шире. Данная норма закреплена в законодательстве. Выносятся же на обсуждение следующие вопросы:

  • правила жизни в муниципальном образовании (устав) и все изменения в них;
  • бюджет (доходы и расходы);
  • проекты программ, направленных на развитие, в которые планируется вложить средства;
  • все новшества, связанные с преобразованиями в данном регионе.

Этот перечень неполный. Законодательно закреплена возможность инициирования гражданами или главой муниципального образования рассмотрения иных проблем в порядке публичных слушаний. Кстати, часто люди задаются вполне понятным вопросом: а каким образом им организовать данный процесс, в какие двери стучаться? В первую очередь следует изучить устав муниципального образования. В него, согласно законодательству, должны быть внесены все нюансы проведения этой работы. То есть, чтобы понять, с какой стороны подойти к власти в регионе, нужно прочесть устав. После этого рекомендуется внимательно ознакомиться с действующим законодательством. Тогда станет понятно, как использовать описываемую форму взаимодействия власти с обществом во благо.

публичные слушания по бюджету

Немного о местном самоуправлении

Чтобы понять, для чего проводятся публичные слушания по проекту, следует иметь представление о форме организации муниципальной жизни. Руководит всем местная власть, избираемая, согласно основному закону, плебисцитом. Граждане реализуют свои права на участие в управлении, когда отдают свой голос за политические силы. Но на этом их участие в муниципальной жизни не ограничивается.

Механизм взаимодействия властных структур с народом включает в себя инициативы граждан, их самореализацию, организацию публичных обсуждений важных решений и контроль за их исполнением. Эти формы соответствуют нормам демократического устройства общества. Власти совместно с населением должны стремиться к внедрению их в жизнь. Конечно, это идеальная модель. На практике все значительно сложнее. К примеру, организаторы публичных слушаний сталкиваются с проблемами уже на этапе привлечения людей к своим мероприятиям. Но обо всем по порядку.

Об организации данной формы работы

Рассмотрим правовые принципы института публичных слушаний. Среди их основ законодательно закреплены таковые:

  • предмет слушаний – это, по сути, проекты муниципальных актов, темы которых закреплены законодательно и приведены выше;
  • субъекты инициирования данной формы работы – это население и представительный орган региона;
  • процедура подготовки и проведения, закрепленные уставом.

В указанном нормативно-правовом акте закрепляется открытость проведения обсуждений. Также там должна быть приведена пошаговая инструкция по их проведению. Все описывается понятно и доступно, чтобы граждане могли вникнуть в суть своих прав и обязанностей, чтобы не возникало разночтений. Взаимодействие власти с обществом должно иметь простой и строгий порядок. Публичные слушания для того и проводятся, чтобы донести до населения суть развития региона. Чтобы люди понимали, почему приоритет отдается тем или иным проектам, высказывали собственное мнение, отстаивали взгляды и позиции.

о проведении публичных слушаний

Классификация института публичных слушаний

Данный вид работы можно рассматривать с точки зрения ее функциональности, обязательности проведения, инициаторов, целеполагания и так далее. Существуют такие обсуждения, что затрагивают важные для всех вещи. Некоторые касаются лишь часто населения. К примеру, возьмем классификацию по функциям. Публичные слушания могут проводиться в формах:

  • участие населения в решении местных управленческих вопросов;
  • выявление мнения;
  • привлечения к решению государственных задач;
  • осуществления права на информацию.

Если рассмотреть подобную деятельность с точки зрения обязательности проведения, то увидим, какие именно вопросы нельзя решать без общественности. Они указаны в законодательстве. Так, публичные слушания по проекту бюджета должны быть проведены обязательно. К ним привлекаются широкие слои населения.

публичные слушания по проекту бюджета

Назначение публичных слушаний

Перейдем к бюрократическим процедурам. Когда возникает необходимость проведения данного мероприятия, следует издать специальное распоряжение главы муниципального образования. В нем указываются:

  • тема;
  • точная дата проведения;
  • персональный состав организационного комитета, в который включаются представители и власти, и общественности.

Гражданам следует знать, что муниципалитет (представительный орган) рассматривает их инициативу на очередной сессии. Ее могут и отклонить. Законодательно закреплено, что если документ, в котором формулируется инициатива, подписало более пятисот граждан, то слушания назначаются в обязательном порядке. Конечно, это касается не всех вопросов. К примеру, публичные слушания по бюджету проводятся в обязательном порядке. Это мероприятие, согласно нормам действующего законодательства, нельзя отменить.

публичные слушания по проекту бюджета

Порядок подготовки обсуждения

Всей предварительной работой занимается оргкомитет. Его формируют в течение трех дней с момента принятия инициативы (вынесения решения). Оргкомитет собирается, выбирает председателя, вырабатывает план действий. Проанализировав тему слушаний, этот орган предлагает руководителю муниципалитета назначить ответственной за мероприятие то или иное структурное подразделение исполнительной власти. Кроме того, определяется круг лиц, привлекаемых к организации подготовки повестки дня и ее вопросов.

Здесь необходимо понимать, что любая тема должна быть обеспечена экспертными оценками, при ее рассмотрении следует учесть общественное мнение. То есть слушания готовятся широким кругом специалистов, которыми руководит оргкомитет. Обнародуется информация о проведении публичных слушаний за сорок дней до даты мероприятия. Эта обязанность закреплена законодательно за оргкомитетом. Все нюансы соблюдения порядка, приглашения населения и специалистов, подбора помещения и так далее тоже ложатся на плечи его членов. В их обязанности также входит ведение документации по учету экспертов и их мнений, подготовке итогового документа.

порядок проведения публичных слушаний

Порядок проведения публичных слушаний

Мы подошли к организации самого мероприятия публичных слушаний. Перед его началом всех участников регистрируют. Ведущий обязан огласить присутствующим тему обсуждения. Далее общим голосованием определяется регламент мероприятия. Только после этого слово предоставляется экспертам в порядке подачи предложений в итоговый документ. По окончании каждого выступления ведущий обязан дать возможность участникам мероприятия задать очередному оратору вопросы. Кроме того, в его обязанности входит поинтересоваться, не изменил ли эксперт своего мнения. После всех выступлений проводится корректировка итогового документа с учетом результатов прений. Ведущий информирует присутствующих, что они имеют возможность внести дополнительные предложения в течение семи дней.

Публикация итогового документа

Этой работой также занимается оргкомитет. Еще семь дней принимаются дополнительные предложения, которые оформляются отдельно от итогового документа. Последний по истечении указанного срока публикуется в местных СМИ, на официальных интернет-ресурсах. Все материалы публичных слушаний передаются главе муниципального образования для дальнейшей работы. Власти обязаны учитывать решение общественности при принятии решений по обсужденному вопросу.

Публичные слушания – это разновидность формы участия граждан в осуществлении муниципального управления, обеспечивающего возможность учета мнения населения муниципального образования при решении вопросов местного уровня.

Понятие и сущность публичных слушаний

Публичные слушания – это форма участия граждан в реализации муниципального управления, выражающаяся в наличии у населения возможности оказания влияния на содержание муниципальных правовых актов, являющихся значимым инструментом муниципальной демократии.

Проведение публичных слушаний с привлечением населения муниципального образования призвано обеспечить обсуждение проектов муниципальных нормативных правовых актов и вопросов местного уровня. Основное назначение публичных слушаний состоит в возможности обеспечения учета мнения граждан муниципальных образований при решении жизненно важных для них вопросов.

Анализ правоприменительной практики в российском муниципальном управлении свидетельствует о росте значимости публичных слушаний.

Публичные слушания обеспечивают возможность обсуждения муниципальных правовых актов на стадии проектов по вопросам местного уровня населением муниципального образования и представительным органом муниципального управления, главой муниципального образования.

В качестве инициаторов публичных слушаний могут выступать:

  • во-первых, население муниципального образования;
  • во-вторых, орган муниципального управления представительного характера;
  • в-третьих, глава муниципального образования;
  • в-четвертых, глава муниципальной администрации, действующий в соответствии с контрактом.

В том случае, если инициатором публичных слушаний выступает население муниципального образования или орган муниципального управления представительного характера, их назначение осуществляется органом муниципального управления представительного характера. В том случае, если инициатором публичных слушаний выступают глава муниципальной администрации или глава муниципального образования, назначение публичных слушаний осуществляется главой муниципального образования.

Готовые работы на аналогичную тему

Объекты публичных слушаний

Публичные слушания обеспечивают обсуждение:

  • проекта устава муниципального образования, проектов муниципальных правовых актов, предназначенных для изменения или внесения дополнений в устав муниципального образования, за исключением тех случаев, когда дополнения и изменения в точности повторяют в положении российской Конституции, федерального законодательства, а также регионального законодательства;
  • проекта муниципального бюджета, а также отчета об исполнении муниципального бюджета;
  • проекта стратегии развития муниципального образования в социально-экономическом плане;
  • вопросов преобразования муниципального образования, за исключением тех случаев, когда на это действие требуется согласие населения муниципального образования в форме голосования или схода.

Принципы и порядок организации публичных слушаний

Порядок организации публичных слушаний в каждом конкретном образовании определяется его уставом или иными нормативно-правовыми актами муниципального уровня. Население муниципального образования должно быть заблаговременно оповещено о месте и времени проведения публичных слушаний, помимо этого требуется предоставить населению возможность предварительно ознакомиться с содержанием проекта муниципального правового акта, в отношении которого проводится публичные слушания.

Такое ознакомление может осуществляться с помощью официального сайта органов муниципального управления, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального сайта региональных властей или муниципального образования.

Население муниципального образования должно иметь возможность внесения своих предложений и замечаний по обсуждаемому проекту муниципального нормативно-правового акта через официальный сайт или иные способы.

Результаты публичных слушаний подлежат обнародованию или опубликованию, в том числе необходимо опубликовать мотивированное обоснованное принятое решение.

Указанные меры могут быть реализованы через Единый портал государственных и муниципальных услуг, в том случае если это предусмотрено уставом муниципального образования.

Публичные слушания нельзя рассматривать как завершающий этап процесса принятия муниципального решения. Нельзя их трактовать и как способ непосредственного принятия муниципального решения. Публичные слушания выступают в качестве инструмента промежуточного действия, основное назначение которого состоит в подготовке итогового действия, то есть непосредственно принятие муниципального решения. Принятие муниципального управленческого решения осуществляется не участниками публичных слушаний, а должностными лицами или органами муниципального управления, наделенными соответствующими полномочиями в соответствии с законодательством. В противном случае публичные слушания имели бы статус референдума, итоги которого носят обязательный для исполнения характер.

Публичные слушания, направленные на информирование населения муниципального образования о возможных путях решения вопросов местного уровня, такое информирование осуществляется для того, чтобы учесть возможные предложения и замечания всех заинтересованных лиц в решении той или иной проблемы.

Проведение публичных слушаний обязательно по вопросам, определяемым Градостроительным кодексом России. К таким вопросам относятся проекты генеральных планов, планы землепользования, застройки, планировки территории, межевания территории, правил благоустройства и так далее.

Проведение публичных слушаний необязательно в поселениях, где функции органа муниципального управления представительного характера выполняет сход граждан. Это касается тех вопросов, решение по которым принимаются в результате схода населения муниципального образования.

Читайте также: