Публичное общение это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общение по своей сути предполагает не обмен монологами, а диалог, поскольку каждый его участник стремится не только выразить свои мысли, чувства или волю, но и получить ответ на свою речь. В связи с этим общение происходит с помощью высказываний, ориентированных партнерами друг на друга.

Диалог, лежащий в основе любого общения, естественно, остается очень важной его составляющей и в публичной сфере. Однако характер этого диалога, формы, в которых он реализуется в этой сфере, имеют свои особенности, которые определяются той или иной конкретной ситуацией общения.

Публичное общение предполагает, что его участниками становятся не один и не два-три, а много людей. Это сказывается

на выборе тем для общения: это должны быть общественно значимые проблемы;

на характере раскрытия этих тем: они должны рассматриваться, исходя из идеи общественного блага;

на речевых формах (жанрах): это выступления на многолюдных собраниях, съездах, митингах, в СМИ и т.д.;

на речевом оформлении высказываний: они должна быть интересны, доступны и понятны всем;

на той ответственности за речь, которая появляется у оратора.

Главная цель публичной речи – объединение оратора и аудитории для решения каких-либо общественно значимых проблем. В связи с этим особенности речи проявляются прежде всего в характере преподнесения информации.

Любое риторическое вступление должно обладать новизной. В основе новизны может быть сама информация или способ ее преподнесения. Информацией называют сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. Подчеркнем, что в риторическом тексте информацией факты являются не сами по себе, а только в качестве объекта соответствующей деятельности. Общепринятым считается деление информации на логическую, имеющую объективный характер, иэмоционально-оценочную, выражающую преимущественного субъективные смыслы, оценки и отношения, но чаще всего эти виды информации переплетаются друг с другом. Так, информация может

раскрывать авторское понимание отношений между этими явлениями, фактами, событиями;

обнаруживать скрытый смысл, извлекаемый из описания фактов, явлений, событий.

В связи с этим для публичной речи очень важно умение говорить просто и доступно о сложных вещах.

Специфика публичного общения предполагает в процессе передачи этой информации непосредственный контакт оратора со слушателями, обращенность к конкретной аудитории, учет обстановки, сочетание словесных средств с несловесными, прямое воздействие на аудиторию. Эти задачи оратор решает главным образом через организацию различных форм диалога со слушателями:

различного рода обращений к аудитории в начале и по ходу речи;

обращения к авторитету слушателей;

использование риторических вопросов и восклицаний;

искреннее выражение оценки того или иного факта и ожидание ответного сопереживания от слушателей;

Публичное общение предполагает также еще одну специфическую форму диалогизации речи – ее полемичность. Различают два вида полемичности: скрытую, внутреннюю, и открытую, внешнюю. Первый вид полемичности проявляется практически во всех речах, поскольку оратору приходится убеждать аудиторию в своей правоте, не называя возможных несогласных слушателей или оппонентов. Открытая полемичность проявляется тогда, когда оратор, стремясь выразить свои взгляды, опровергает идеи конкретных оппонентов, цитируя их реальные или воображаемые речи.

Основная часть приемов диалогизации базируется на такой специфической черте ораторской речи, как ее устность.Устная форма речи накладывает отпечаток на более простое построение фраз или деление их на удобные для восприятия на слух смысловые отрезки небольшой длины. Устность речи проявляется и в подчеркнутой разговорности речи, в свойственных ей интонациях, в подборе слов и выражений, в постоянном общении с аудиторией, с обращением к ней, к жизненному опыту находящихся в ней людей и т.д. Кроме того, устный текст - более личностный, в нем ярче проявляется личная позиция самого автора (но еще более ярко – ее отсутствие или сомнения, неуверенность по поводу того, в чем он стремится убедить публику).

Одно из наиболее ярких отличий устной речи – обязательное наличие невербальных (несловесных) средств коммуникации. Практически все ученые, занимающиеся изучением речи, утверждают, что от 50 до 70% воспринимаемой в процессе слушания информации передается с помощью невербальных средств: жестов, мимики, телодвижений, взгляда, интонации.

Принципы, которые лежат в основе правил общения, находят отражение в выделенных А.К. Михальской законах риторики.

Это закон диалогизации речи, который должен проявляться даже в монологе (в виде частых обращений к публике, использования вопросно-ответных единств, ссылок на предыдущие выступления, на возможную реакцию слушателей на свои слова и т.д.).

Это закон близости содержания речи интересам и жизни адресата (использование примеров из жизни данного человека или его родственников или знакомых, из жизни данного города или района, обращение к непосредственному опыту адресата и т.д.).

Это закон конкретности речи (в ней обязательно должны быть примеры, использоваться конкретные образы и пр.).

Это закон эмоциональности, основанный на том, что только субъективно пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным.

Это закон эстетического удовольствия, который гласит, что эффективная речь возможна только тогда, когда говорящий хочет доставить радость слушателю, стремится сделать речь красивой, а общение в целом - приятным.

Все эти законы и рекомендации не противоречат друг другу, но помогают понять правила публичного общения по различным его компонентам.

Рассмотрим, как проявляется умение общаться В.В. Путина (по наблюдениям О.Д. Паршиной). Оно проявляется в первую очередь в эффективном использовании коммуникативных стратегий и тактик. Так, одним из слагаемых успеха на политическом поприще В.В. Путина является умелое использование им тактик стратегии самопрезентации – тактики отождествления (во всех ее разновидностях) и тактики солидаризации с адресатом в сочетании с максимально большим спектром языковых реализации этих тактик.

Таким образом, особенности публичного речевого общения соответствуют основным функциям и законам общения, но предъявляют повышенные требования ко всем его участникам.

Секреты подготовки публичной речи

В лекции 1 мы говорили о том, что речь строится на основе риторического канона. В этой лекции мы рассматриваем в большей степени этап выражения, продумывание конкретных приемов организации и подачи материала в речи.

Есть общие принципы, которые необходимо соблюдать при подготовке любого публичного выступления:

Принцип последовательности. Выступление должно быть подчинено одной теме, вынесенной в заглавие. Каждый фрагмент также должен раскрывать основную тему.

Принцип усилениясостоит в том, что речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу. Имеется в виду усиление эмоционального накала изложения с помощью интонационных средств, расположения аргументов по степени убедительности и т.д.

Принцип результативности, поскольку каждое выступление должно содержать вывод, призыв к действию, рекомендации. Вывод должен не только подразумеваться, но и обязательно формулироваться словесно.

Принцип структурированности: информация, которая предлагается слушателям, должна быть структурирована, чтобы ее удобнее было воспринимать и излагать и т.д.

Как же нужно построить речь, чтобы она наилучшим образом учитывала особенности восприятия слушателей?

В этом отношении еще Аристотель разработал трехчастную структуру речи:

При этом давно замечено, что если оратор даже хорошо знает, что и как ему нужно сказать в основной части, то вступление и заключение речи всегда и для всех представляют определенную трудность. И в тоже время всем известно, что в речи действует закон края, благодаря которому лучше всего запоминается начало и конец выступления, поэтому именно этим частям выступления мы уделим большее внимание.

Каковы задачи вступления? Каким оно должно быть?

психологическая– закрепление контакта, внимания и интереса, создание необходимого настроя у аудитории;

стратегическая– указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Вступление неоднородно по своей структуре. Первое, что четко выделяется в нем, - обращение. Обращение можно одновременно является и контактоустанавливающим средством, и способом привлечения внимания и средством диалогизации, вовлечения слушателя в мысленный диалог с выступающим.

Выделяются следующие варианты вступления:

слова о времени, месте, где проходит выступление, недавно произошедшем событии;

обращение непосредственно к интересам аудитории: вопросы жизни и смерти, благосостояния, престиж, несправедливость, сострадание и т.д.;

обращение к конфликту (при этом под конфликтом традиционно понимается столкновение противоположно направленных целей, позиций, интересов, взглядов и т.д.);

ссылка на речь предыдущего оратора;

обращение к своим чувствам и переживаниям, а также рассказ о каких-то случаях, произошедших с вами или вашими знакомыми;

обращение к историческому эпизоду, цитирование известной личности;

краткое изложение целей и задач выступления;

использование парадоксального цитирования;

риторический вопрос, который одновременно активизирует внимание аудитории, эмоционально воздействует на нее и позволяет сформулировать основную проблему речи.

Можно разработать и другие виды вступлений, но, обдумывая вступление, которое предполагается использовать в конкретной речи, нельзя забывать, что его нужно соотнести с темой и обсуждаемой проблемой. Мало того, в одной из частей вступления четко должна быть сформулирована тема и тезис (основная мысль, требующая доказательства или раскрытия).

Вступление должно быть естественным и неразрывно связанным с остальными частями речи как в содержательном плане, так и с точки зрения стиля. Мы совершенно согласны с О.Ю. Князевой в том, что, использовав яркое, необычное вступление, оратор и дальше должен вести речь в избранной тональности. Если же после творчески построенного, эмоционального зачина оратор переходит к сухим, штампованным фразам и монотонному повествованию, равновесие речи нарушается, и контакт с аудиторией пропадает. Помнить следует также о том, что вступление должно быть лаконичным (традиционно не более 1/8 всего выступления), ведь не ради его произнесения оратор вышел на трибуну! Основная функция вступления, как говорилось выше, - установление контакта со слушателями, возбуждения интереса к теме и к личности оратора, создание у аудитории эмоционального настроя и готовности к восприятию основной части публичной речи.

Индуктивный способ – это способ, при котором изложение материала происходит от предъявления отдельных фактов к обобщению.

Дедуктивный способ – такой способ изложения материала, когда от общего идут к частному, от общих положений и законов – к конкретным фактам и явлениям, их подтверждающим.

Способ аналогии.Под аналогией понимается сходство, тождество, подобие. Пользуясь методом аналогии в речи, мы не просто упоминаем о сходстве каких-либо явлений, а делаем умозаключение, что, если два явления обладают двумя или несколькими сходными признаками, то они, вероятно, сходны и в других проявлениях.

Исторический (хронологический) и пространственный способы.Первый используется в тех случаях, когда нужно описать последовательность действий, событий, биографию какого-либо лица и т.д. Второй предполагает изложение материала с использованием особенностей развития, истории, культуры страны или какого-то района.

Таким образом, выбор способа изложения материала зависит от типа речи (аргументирующая или информирующая), соответственно, от цели, которую ставит перед собой оратор (убедить или подвигнуть на какое-либо действие; сообщить сведения, проинформировать), а также от характера материала (биография какого-либо деятеля, описание процесса, анализ возникшей проблемы, критика чего- или кого-либо и т.д.) и количественного и качественного состава аудитории, о чем необходимо говорить отдельно.

Не менее важной частью ораторского выступления является заключение. Роль заключения очень велика – это то, с чем слушатель уйдет из аудитории, это логическое завершение речи. При этом неудачное вступление может прикрыть удачная основная часть, а неудачное заключение не спасет ничто.

повести итог сказанному, суммировать, обобщить все мысли, высказанные в основной части

кратко повторить основные тезисы речи, еще раз подчеркнуть основную мысль и важность ее для слушателей

наметить пути развития идей, высказанных оратором

на основе речи поставить задачи перед слушателями

закрепить и усилить впечатление, произведенное содержанием речи.

О чем же надо помнить, продумывая заключение?

Во-первых, о том, какие цели реализуются в этом структурном элементе любой речи. Цели эти во многом определяются типом речи и жанровой принадлежностью ее. Особая концовка может быть у воодушевляющего выступления: это или пожелание, или выражение надежды на что-либо, или эмоциональный лозунг (Так пусть же…).В аргументирующей, информирующей и агитационной речи заключение, как правило, сводится к следующему: суммирование сказанного; закрепление и усиление впечатления, произведенного речью; призыв к действию.

Во-вторых, необходимо, чтобы заключение было выдержано в том же стиле, в том же ключе, что и вступление, и основная часть. Хотя при этом заключение может быть более эмоциональным, более пафосным, более афористичным, поскольку предполагается, что эмоциональное воздействие этого структурного элемента на аудиторию гораздо сильнее.

Кроме того, важно, чтобы заключение переходило в концовку речи: этикетные формулы благодарности за внимание и прощания, формулы призыва, пожелания и т.д. При этом нередко заключение и концовка бывают соединены в единой целое.

Какие же виды заключений существуют?

призыв, который может иллюстрироваться афоризмом, цитатой, поговоркой и т.д.

интригующая концовка, в которой не все договорено до конца, а слушателям самим предлагается сделать вывод;

обращение к аудитории;

тактический способ, намечающий выход из сложившейся ситуации с помощью называемых конкретных действий (этот вариант считается одним из наиболее эффективных в агитационной речи);

иллюстративная концовка, включающая развернутую метафору, притчу, аллегорию.

Вариантов произнесения заключения существует много, но необходимо выбрать тот, который соответствовал бы типу и жанру речи, стилистике предыдущей части, характеру аудитории и самого оратора а, самое главное, способствовал бы реализации цели, поставленной им.

И, наконец, невозможно оставить речь без заключения вообще. Опыт показывает, что очень часто даже самые внимательные слушатели после окончания выступления самостоятельно не могут сформулировать поставленных проблем, выделить главное.

Как же привлечь внимание аудитории и удержать его на протяжении всей речи?

В самом начале речи необходимо сделать паузу, дать возможность успокоиться самому и сосредоточиться аудитории. Кроме того, эти несколько секунд нужны, чтобы слушатели составили о выступающем самое первое впечатление. Если нет ни кафедры, ни трибуны, ни стола, говорящему лучше встать прямо перед ними, на расстоянии 2-3 метров от первого ряда. Такое расположение выступающего даже предпочтительнее. Во время начальной паузы оратору необходимо установить зрительный контакт с аудиторией, то есть обвести взглядом собравшихся, посмотреть им в глаза. Установившийся визуальный контакт нельзя терять ни на минуту. Вот в чем одна из причин того, что написанный текст нельзя читать: даже если читающий время от времени поднимает глаза на слушателей, зрительный контакт с аудиторией постоянно прерывается.

Но овладеть вниманием мало, главное – удержать его на протяжении всей речи. Что будет способствовать поддержанию внимания на всем протяжении речи?

Логически стройное изложение материала.

Обращение к разнообразным средствам наглядности: ярким примерам для подтверждения теоретических положений, диаграммам, запоминающимся метафорам и сравнениям, аналогиям.

Речевая динамичность выступления, которая предполагает использование интонационных и голосовых средств (пауз, повышений и понижений голоса, изменение его громкости, темпа речи, изменение логического ударения и т.п.), а также кинетической (двигательной) системы общения (взгляда, мимики, жестов, телодвижений, положения в пространстве).

Использование языковых средств поддержания внимания: обращений к аудитории, повторов, риторических вопросов.

Использование кратких отвлечений от темы, юмора для активизации внимания аудитории.

При публичном общении слушатели должны находиться в поле зрения говорящего, т.е. это контактное общение в отличие от дис-тантного массового общения, осуществляемого через СМИ. В целом слушатели, как правило, — это специально организованная аудитория, и ее параметры должны быть известны говорящему (численность аудитории, возраст, профессия, пол и т.д.). Слушатели являются в определенной степени заинтересованной аудиторией, специально пришедшей послушать выступающего в силу своей социальной роли (например, работники организации, студенты, прихожане, сторонники политической партии и т.д.). Публичное общение относится к институциональному (статусно ориентированному) общению в отличие от персонального (личностно ориентированного). Статусно ориентированное общение имеет множество разновидностей, выделяемых в том или ином обществе в соответствии с принятыми в нем сферами общения и сложившимися социальными институтами: политическими, деловыми, научными, педагогическими, медицинскими, военными, спортивными, религиозными, юридическими и т.д.

Формы публичной коммуникации
Формы публичной коммуникации развивались в соответствии с потребностями общества. Публичная коммуникация существовала еще в дописьменном обществе, ее прообразом можно считать синкретичные ритуальные формы общения шамана и племени. С воз* никновением государства и формированием литературного языка выделились отдельные виды …


Жанры публичной коммуникации
Устная публичная речь носит достаточно стереотипный характер, закрепленный в определенных жанровых формах — типичном речевом поведении в типических ситуациях социального взаимодействия людей. Жанры публичной коммуникации являются вторичными жанрами по отношению к жанрам бытовой сферы общения, их называют риторическими …

Устная публчная учебная коммуникация
Публичная речь в сфере образования выполняет в основном информативную функцию, служит задаче передачи знаний, воспитания. Основными жанрами публичной учебной речи являются монологические жанры лекция и объяснение на уроке, где адресантом выступает преподаватель или учитель, а адресатом …

Устная деловая публичная коммуникация
Устная деловая публичная речь обслуживает разные субъекты деловой сферы от индивидуальных субъектов (фирмы, организации) до институциональных (суды, парламент). Деловое общение — процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: …

Этикетные речи
Этикетные речи относятся к публичному деловому ритуальному щению, цели которого сводятся к закреплению и поддержанию конвенцио-М палъпых отношений в социальной группе или между социальными группами, обеспечению регуляции социальной психики в больших и малых группах’, людей, созданию и сохранению …

РК-жанры
Пресс-конференция встреча официальных лиц (руководителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т.д.) с представителями прессы, телевидения, радио с целью информирования общественности по актуальным вопросам. Пресс-конференции обычно проводятся по итогам какой-то важной встречи …


Специальные жанры деловой публичной коммуникации.
В качестве примера специального жанра деловой публичной речи рассмотрим парламентские дебаты как жанр, важный для политической жизни общества. Парламентские дебаты представляют собой жанр деловой речи, так как обсуждение и принятие законов это работа, которой заняты депутаты …

Устная публицистическая коммуникация
Из жанров устной публицистической речи рассмотрим телевизионное интервью и телевизионную дискуссию, которые занимают промежуточное положение между публичным и массовым общением по характеру адресата, это так называемые жанры с двойным адресатом. Корни интервью как одного из типов публичного …


Диалог при слушателях. Телевизионное интервью
Ведущий телевизионного интервью старается установить контакт со зрителями на всех уровнях организации текста: коммуникативном, семантическом, композиционном и прагматическом. На коммуникативном уровне, т.е. организации самого акта общения, журналист старается подключить телезрителей к ситуации общения: приветствует сначала их, а …

Телевизионная дискуссия
Телевизионная дискуссия такой публичный полилог, в процессе которого сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения на социально значимую проблему. Публичная дискуссия проводится не для того, чтобы определить на месте, чья точка зрения правильная или наиболее убедительная, а …

Общение по своей сути предполагает не обмен монологами, а диалог, поскольку каждый его участник стремится не только выразить свои мысли, чувства или волю, но и получить ответ на свою речь. В связи с этим общение происходит с помощью высказываний, ориентированных партнерами друг на друга.

Диалог, лежащий в основе любого общения, естественно, остается очень важной его составляющей и в публичной сфере. Однако характер этого диалога, формы, в которых он реализуется в этой сфере, имеют свои особенности, которые определяются той или иной конкретной ситуацией общения.

Публичное общение предполагает, что его участниками становятся не один и не два-три, а много людей. Это сказывается

- на выборе тем для общения: это должны быть общественно значимые проблемы;

- на характере раскрытия этих тем: они должны рассматриваться, исходя из идеи общественного блага;

- на речевых формах (жанрах): это выступления на многолюдных собраниях, съездах, митингах, в СМИ и т.д.;

- на речевом оформлении высказываний: они должна быть интересны, доступны и понятны всем;

- на той ответственности за речь, которая появляется у оратора.

Главная цель публичной речи – объединение оратора и аудитории для решения каких-либо общественно значимых проблем. В связи с этим особенности речи проявляются прежде всего в характере преподнесения информации.

Любое риторическое вступление должно обладать новизной. В основе новизны может быть сама информация или способ ее преподнесения. Информацией называют сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. Подчеркнем, что в риторическом тексте информацией факты являются не сами по себе, а только в качестве объекта соответствующей деятельности. Общепринятым считается деление информации на логическую, имеющую объективный характер, и эмоционально-оценочную, выражающую преимущественного субъективные смыслы, оценки и отношения, но чаще всего эти виды информации переплетаются друг с другом. Так, информация может

- раскрывать авторское понимание отношений между этими явлениями, фактами, событиями;

- обнаруживать скрытый смысл, извлекаемый из описания фактов, явлений, событий.

В связи с этим для публичной речи очень важно умение говорить просто и доступно о сложных вещах.

Специфика публичного общения предполагает в процессе передачи этой информации непосредственный контакт оратора со слушателями, обращенность к конкретной аудитории, учет обстановки, сочетание словесных средств с несловесными, прямое воздействие на аудиторию. Эти задачи оратор решает главным образом через организацию различных форм диалога со слушателями:

- различного рода обращений к аудитории в начале и по ходу речи;

- обращения к авторитету слушателей;

- использование риторических вопросов и восклицаний;

- искреннее выражение оценки того или иного факта и ожидание ответного сопереживания от слушателей;

Публичное общение предполагает также еще одну специфическую форму диалогизации речи – ее полемичность. Различают два вида полемичности: скрытую, внутреннюю, и открытую, внешнюю. Первый вид полемичности проявляется практически во всех речах, поскольку оратору приходится убеждать аудиторию в своей правоте, не называя возможных несогласных слушателей или оппонентов. Открытая полемичность проявляется тогда, когда оратор, стремясь выразить свои взгляды, опровергает идеи конкретных оппонентов, цитируя их реальные или воображаемые речи.

Основная часть приемов диалогизации базируется на такой специфической черте ораторской речи, как ее устность. Устная форма речи накладывает отпечаток на более простое построение фраз или деление их на удобные для восприятия на слух смысловые отрезки небольшой длины. Устность речи проявляется и в подчеркнутой разговорности речи, в свойственных ей интонациях, в подборе слов и выражений, в постоянном общении с аудиторией, с обращением к ней, к жизненному опыту находящихся в ней людей и т.д. Кроме того, устный текст - более личностный, в нем ярче проявляется личная позиция самого автора (но еще более ярко – ее отсутствие или сомнения, неуверенность по поводу того, в чем он стремится убедить публику).

Одно из наиболее ярких отличий устной речи – обязательное наличие невербальных (несловесных) средств коммуникации. Практически все ученые, занимающиеся изучением речи, утверждают, что от 50 до 70% воспринимаемой в процессе слушания информации передается с помощью невербальных средств: жестов, мимики, телодвижений, взгляда, интонации.

Принципы, которые лежат в основе правил общения, находят отражение в выделенных А.К. Михальской законах риторики.

Это закон диалогизации речи, который должен проявляться даже в монологе (в виде частых обращений к публике, использования вопросно-ответных единств, ссылок на предыдущие выступления, на возможную реакцию слушателей на свои слова и т.д.).

Это закон близости содержания речи интересам и жизни адресата (использование примеров из жизни данного человека или его родственников или знакомых, из жизни данного города или района, обращение к непосредственному опыту адресата и т.д.).

Это закон конкретности речи (в ней обязательно должны быть примеры, использоваться конкретные образы и пр.).

Это закон эмоциональности, основанный на том, что только субъективно пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным.

Это закон эстетического удовольствия, который гласит, что эффективная речь возможна только тогда, когда говорящий хочет доставить радость слушателю, стремится сделать речь красивой, а общение в целом - приятным.

Все эти законы и рекомендации не противоречат друг другу, но помогают понять правила публичного общения по различным его компонентам.

Рассмотрим, как проявляется умение общаться В.В. Путина (по наблюдениям О.Д. Паршиной). Оно проявляется в первую очередь в эффективном использовании коммуникативных стратегий и тактик. Так, одним из слагаемых успеха на политическом поприще В.В. Путина является умелое использование им тактик стратегии самопрезентации – тактики отождествления (во всех ее разновидностях) и тактики солидаризации с адресатом в сочетании с максимально большим спектром языковых реализации этих тактик.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

курс II группы: 1 c 2, 2с2, 3с2, 4с2, 5с2

Преподаватель Жданова Наталия Владимировна

ЛЕКЦИЯ 10. Публичное выступление. (2 часа).

План лекции:

Виды и методы публичного выступления.

Особенности публичной речи .

Требования и технологии публичного выступления.

Основные ошибки начинающего оратора.

Искусство публичной речи.

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

быть уверенным в себе;

уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;

кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;

уметь заинтересовывать аудиторию;

артистизм и харизма;

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Виды и методы публичного выступления

Различают следующие виды публичной речи:

Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.

Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.

Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.

Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.

Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.

Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.

Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.

Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.

Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Особенности публичной речи

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно — субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменные настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.

Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.

Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.

Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.

Требования и технология публичного выступления

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.

Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.

Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.

Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.

К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

Технология публичного выступления:

Определяем цель речи.

Изучаем состав аудитории.

Создаем образ для выступления.

Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).

Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.

Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.

При необходимости подготавливаем место выступления.

Настраиваемся на удачный исход выступления.

Прислушиваемся к критике.

Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

10 основных ошибок начинающего оратора

Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

Различие интонации и тона речи с ее содержанием.

Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.

Не стоит извиняться перед публикой.

Скучный монолог без присутствия юмора.

Всезнающий вид оратора, высокомерие.

Много лишних суетливых движений по сцене.

Монотонная не эмоциональная речь.

Неправильно расставленные паузы в предложении.

Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.

Вопросы для повторения:

Какие есть виды и методы публичного выступления.

Чем отличается публичная речь от других видов речи? Требования и технологии публичного выступления.

Возможные ошибки начинающего оратора.

Способы развития публичной речи.

Список литературы:

Читайте также: