Публичная дипломатия это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Публи́чная диплома́тия (англ. public diplomacy ) — комплекс мер, нацеленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов.

Публичная дипломатия — действия, направленные на строительство долгосрочных отношений, защиту целей национальной внешней политики и лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом. Публичная дипломатия продвигает национальные интересы и обеспечивает национальную безопасность путем изучения настроений иностранного общественного мнения, информирования его и воздействия на тех, кто это мнение формирует. Публичная дипломатия в основном нацелена на массовую аудиторию. Она исходит из того предположения, что общественное мнение может оказать значительное влияние на свои правительства и на политические системы. Любой вид публичной дипломатии направлен на определенную аудиторию, использует соответствующий этой аудитории язык и образы. Именно это позволяет ей достичь намеченных политических целей.

Публичная дипломатия преследует цель расширения диалога между гражданами своей страны и зарубежными партнерами. Это предполагает активный международный обмен, создание информационных программ, пропаганду своей культуры.

Термин "публичная дипломатия" - это один из способов влияния на мнение и поведение населения зарубежных стран. Публичная дипломатия США может быть традиционный и так называемой цифровой (digital diplomacy). До появления сети Интернет, публичная дипломатия США включала в себя такие программы воздействия на другие государства как: информационную пропаганду, осуществляемую через радио и телевидение; обучение отдельных социально-профессиональных групп населения с целью формирования лояльной элиты и распространение американской политической культуры посредством выставочной деятельности, кино и т.д. Распространение сети Интернет сделало возможным оказывать влияние на зарубежную аудиторию посредством следующих методов: размещение радио и телепередач в сети Интернет, распространение литературы о США в цифровом формате, мониторинг дискуссий в блог-пространстве зарубежных стран, создание персонифицированных страничек членов правительства США в социальных сетях, а также рассылка информации через мобильные телефоны. [1]

Содержание

Публичная дипломатия США

В Америке с конца 70-х годов очень активно вели работу по непосредственным связям с общественностью, созданы многие органов и постов. Пропаганда, благодаря новым технологиям (телевидение, радио), превратилась в ключевое средство ВП. Восприятие политики одного государства общественным мнением других стран играет все большую роль. Сфера деятельности публичной дипломатии предполагает все более активное подключение общественного мнения, неправительственных институтов и отдельных граждан к дискуссии по проблемам международной политики. Во многом успех на мировой арене политики и внешнеэкономических проектов государства обеспечивается уровнем информационных систем.

Информационно-разъяснительная работа

Информационно-разъяснительная работа — деятельность, целью которой является распространение информации о собственной стране, о жизни ее людей, а также разъяснение внешнеполитического курса ее правительства и предпринимаемых им внешнеполитических акций, разоблачение инсинуаций, распространяемых враждебной пропагандой.


Что такое публичная дипломатия?

Публичная дипломатия отличается от традиционной дипломатии, которая осуществляется через людей, имеющих специальную профессию (дипломаты, политики, разведчики). Публичная дипломатия – это средство, с помощью которого правительство одной страны пытается воздействовать на общество другой с тем, чтобы оно, в свою очередь, повлияло на свое правительство.


4. Брендинг государства. Концепция, пришедшая из мира маркетинга, утверждает, что государство – это бренд, который накладывает определенный отпечаток на все, что оно предлагает (показатели: популярность туризма, инвестиционная привлекательность и пр.). Большую роль здесь играют бизнес, деловые контакты. Заметим, что это еще одна линия водораздела с традиционной дипломатией, которая считает, что публичная дипломатия доступна только дипломатам, другие в ней участвовать не могут.

Итак, публичная дипломатия – это не пропаганда, а гораздо лучше. В настоящее время она находится на подъеме.

Кто и почему занимается публичной дипломатией?

В современном мире публичной дипломатией занимаются не только государства, но и все остальные акторы – общественные организации, НКО, индивиды и многие другие.

Все, кто участвует в международной коммуникации, занимаются публичной дипломатией. Но у государств цель публичной дипломатии сформулирована более четко. Внешняя политика – это сфера действия государств. Однако бизнес тоже интересуется публичной дипломатией. Что же его в ней привлекает?

Рисунок 1.


Начнем с частных компаний. На графике (см. рис. 1) показана эволюция восприятия американцами французов. С 2003 г. отмечалось значительное снижение положительных оценок, а на 2008 г. пришелся пик ненависти. Это связано с войной в Ираке. Соединенные Штаты призывали вместе решать проблему ядерного оружия в этой стране. Франция не поддержала позицию США. Американцы обиделись, посчитав французов предателями. В Америке стали распространяться призывы к потребителям не покупать продукцию французских брендов и брендов, принадлежащих французским компаниям. В результате французские компании зарегистрировали падение продаж за полгода на уровне 13%. Хотя компании транснациональны, бренды часто ассоциируются с национальностью. Если бренд что-то теряет, то компании, соответственно, теряют продажи (например, в результате определенной внешней политики). В видеорекламе Volkswagen Das Auto частица Das показывает, что автомобили производятся в Германии. Для любой компании, работающей в конкурирующих странах, важно, чтобы бренд способствовал продажам.

Рисунок 2.


На привлечение туристов нацелены ролики, представляющие страну в наилучшем свете (этим занимаются отели, специализированные организации, ассоциации турагентств). На привлечение же инвестиций сильно влияет имидж страны там, откуда привлекаются деньги. На диаграмме (см. рис. 2) видно, что бразильские компании пользуются доверием в Мексике и ОАЭ, индийские – в Индонезии, российские – в Германии (но они не особо привлекательны для американцев).

Рисунок 3.


В Россию приезжают учиться, главным образом, из стран СНГ, Китая, африканских государств. Число обучающихся из развитых стран, в том числе европейских, не превышает 2000 человек. В своем последнем отчете Россотрудничество сообщило о привлечении 644 иностранных студентов. Они делают это с помощью сети российских центров науки и культуры, а также веб-сайта, но он, к сожалению, функционирует только на русском языке.


Некоторым организациям удается вынести на глобальный уровень некую важную тему. Причем они делают это настолько эффективно, что вслед за ними страны подхватывают эту тему. Возьмем, например, Оттавскую конвенцию. В 1990–1991 гг. появился альянс неправительственных организаций, требовавших запрета использования противопехотных мин. Это оружие неизбирательного действия, у бедных стран не всегда есть карты и деньги для разминирования, в результате страдают и гибнут мирные жители. Организации начали рассылать послания лидерам общественного мнения по всему миру. В кампании приняли участие такие известные деятели, как принцесса Диана и Пол Маккартни. Эта история закончилась подписанием в 1997 г. Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. В настоящее время к Оттавской конвенции присоединилось около 180 стран. Россия, Индия, Пакистан не присоединились, равно как и США, которые, тем не менее, мины больше не использовали.

И, наконец, партнерами многих стран в публичной дипломатии выступают глобальные неправительственные организации. Примеры – Международный Олимпийский комитет, ФИФА и др. В разных странах уровень вовлеченности правительств в деятельность этих организаций разный. Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN) – неправительственная организация, которая является одним из акторов, управляющих Интернетом. Изначально он управлялся министерством обороны США, а затем был передан ICANN. Речь идет об управлении в смысле контроля над распределением доменных имен, о довольно разумном управлении с привлечением НПО. Другой пример – Красная книга. Ее ведет неправительственная организация, и она влияет на имидж стран.

Состояние публичной дипломатии в России

У нас нет системы оценки эффективности, нет стратегии, нет значимых результатов. Россия не включена в процесс глобализации. Мы плохо говорим на английском языке, мало бываем за рубежом (около 70% россиян никогда не выезжали за границу, у 80% нет загранпаспорта). Россияне, в отличие от жителей других стран, дружат в основном друг с другом и в очень малой степени – с остальным миром, так как имеют мало коммуникаций. И, наконец, наши неправительственные организации нацелены на внутринациональную деятельность; наши университеты взаимодействуют с людьми, которые уже говорят по-русски. Иностранных преподавателей у нас единицы. В свою очередь, российские преподаватели очень редко приезжают в зарубежные университеты.

Наше государство пока не имеет возможности бороться с этими комплексными проблемами, поскольку у него нет необходимых инструментов борьбы.

Вопрос–ответ

1. Существуют ли методы оценки эффективности неправительственных организаций? По словам моих знакомых из RT, им сложно оценить свою аудиторию.

Вообще, в мировой практике публичную дипломатию оценивать сложно. Традиционный инструмент – оценка того, как изменилось отношение к конкретной стране, субъектами публичной дипломатии. Такие оценки делаются на основе опросов общественного мнения. В США, Великобритании эти опросы проводит ведомство, отвечающее за публичную дипломатию, поэтому их нельзя считать эффективным инструментом. Наверное, более правильно было бы использовать механизмы современных технологий внутри социальных сетей. Например, человек учился в США, после чего у него появилось 100 американских друзей в Facebook, и это можно считать хорошим результатом. Но здесь возникают морально-этические вопросы, в том числе вопрос о том, насколько корректно заниматься анализом социальных сетей.

2. Ни на официальном, ни на общественном уровне Россия еще не определилась: красивая она или умная, мы европейцы и учим иностранные языки или мы русские и заставляем других учить русский язык? То Д. Медведев тянет нас на Запад, то В. Путин зовет обратно. Не кажется ли Вам, что именно этот дисбаланс является проблемой России?

Ответ. Эта дилемма представляется мне немного надуманной. Китайцы, например, учат английский язык и все больше денег вкладывают в изучение китайского языка за рубежом. Соответственно, продвижению китайской культуры никак не помешало то, что китайцы стали учить английский. Включение в глобализацию не противоречит сохранению национальной идентичности. Глобализация создает для нее новый контекст, не обязательно враждебный. Главное, чтобы этот процесс проходил эффективно с точки зрения привлечения ресурсов из развитых стран в российскую экономику.

3. Если я Вас правильно поняла, публичная дипломатия – это долгосрочное вложение. Другой тезис: оценкой эффективности медиа-проектов может служить стоимость одного пользователя. Должны ли медиа-проекты, которые работают на публичную дипломатию, зарабатывать деньги? Возможно ли это?

Ответ. На мой взгляд, самофинансирование – это утопия. Британский совет, о котором я уже говорил, треть средств получает от продажи образовательных услуг. Но для объективности нужно рассматривать его бизнес-модель. Только то, что заработано им в виде чистой прибыли, может идти на финансирование публичной дипломатии.

Читайте также: