Февральская революция в башкирии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Мидхат Гарипов,

научный сотрудник Института истории,

языка и литературы УНЦ РАН

Проблемы, связанные с ролью и местом российского крестьянства в революциях, принадлежат к числу актуальных проблем исторической науки. Существовавшие ранее в отечественной историографии представления нуждаются ныне в серьезной корректировке.

В июне 1996 года было принято постановление “О крестьянских восстаниях 1918—1922 гг.". Согласно этому документу, в целях восстановления исторической справедливости, законных прав граждан России осуждаются и признаются нарушением прав человека и гражданина политические репрессии в отношении крестьян — участников восстаний 1918—1922 гг., которые не могут быть признаны участниками бандформирований.

Октябрьская революция стала основой социальных, политических и экономических потрясений в России XX в., а в годы гражданской войны она постепенно трансформировалась в крестьянскую войну против большевистского режима, фактически отнявшего у крестьян революционные завоевания. Крестьянскими восстаниями, охарактеризованными советскими органами как “кулацко-эсеровские” или “дезертир-бандитизм”, были охвачены многие районы страны, в частности, Тамбовская губерния (“антоновщина”), Сибирь, Украина, Поволжье, Башкортостан.

Особенность крестьянских выступлений в Башкортостане — их неотделимость от национального движения башкирского народа. Стремление башкир сохранить и защитить свои земли, опираясь на историческое вотчинное право, на протяжении веков сталкивалось с интересами феодально-бюрократического государства, русских помещиков и капиталистов, а также с интересами многонационального крестьянства, переселявшегося в Башкирию особенно интенсивно в пореформенную эпоху и в период столыпинской аграрной реформы. Это делало земельный вопрос в Башкортостане важнейшим компонентом, источником и катализатором национального движения, центром всей общественно-политической активности башкир.

Тема крестьянского движения в Башкортостане требует глубокого изучения в теоретическом и методологическом плане. Аграрное движение и связанные с ним события рассматривались только в политико-экономическом аспекте, при этом такие вопросы, как особенности психологии того или иного народа, участвовавшего в крестьянском движении, уровень культуры, религиозные аспекты сознания, региональные особенности — выпадали из поля зрения историков и обществоведов. С этим напрямую связана и недостаточная степень изученности крестьянских восстаний 1918—1922 гг. в Башкортостане. Требуют отдельного рассмотрения такие вопросы, как причины и ход восстаний, социальный и национальный состав восставших. При этом необходимо учитывать территориальный аспект, так как восстания, проходившие в Уфимской губернии, по некоторым параметрам отличались от восстаний в Малой Башкирии. Само определение этих событий как антисоветский “кулацко-эсеровский бандитизм”, применявшееся до последнего времени исследователями, также требует переоценки. Известно, что в этом движении принимали участие различные слои крестьянства — как крестьяне, уставшие от бремени непосильных налогов, так и дезертиры, которым необходима была поддержка крестьян, а крестьянам в лице дезертиров — защита от продотрядов. Действительно, документы подтверждают, что кулаки были ядром многих выступлений, но количество и численность крестьянских отрядов, поддержка их целыми деревнями говорит о широком народном движении.

Из всей предшествовавшей истории башкирского народа, как результат угнетательской политики царского правительства, вполне естественно вытекало требование национального раскрепощения и права на национальное самоопределение. Башкиры, освобожденные от ига царской власти, требовали национальной автономии, возрождения родного языка, создания национальной школы. Вместе с тем особенно отчетливо была поставлена задача как сохранения своих земель от дальнейшего захвата, так и хотя бы частичного возвращения тех земель, которые были отобраны прежде.

Февральская революция и последующая демократизация политической жизни подняли на новую ступень национально-освободительное движение. На этом этапе, летом 1917 г., крестьяне стремились разрушить правительственную структуру в деревне, заменяя земство и волостную администрацию крестьянскими комитетами и советами.

После октября крушение старых органов государственной власти было главным фактором для крестьян.

Старая помещичья экономика разрушалась. С другой стороны, у крестьян была своя программа, идущая вразрез с интересами большевиков.

Эти явления наблюдались в Белебеевском, Уфимском, Стерлитамакском и др. уездах Уфимской губернии, где башкиры занимались земледелием и где ощущался острый недостаток земли. Для районов, где башкирское население вело скотоводческое хозяйство или занималось лесными промыслами, характерным было стремление вернуть себе землю, захваченную у них по “закону давности” заводчиками, проданную за бесценок помещикам, либо отчужденную в казну. Наблюдалось также серьезное противостояние между башкирами и малоземельными крестьянами-переселенцами, которые видели решение земельного вопроса для себя в захвате и присвоении арендованной у башкир земли, распашке пастбищ.

Октябрьская революция не оправдала надежд и чаяний крестьянства, так как главная цель революции — завоевание права быть хозяевами на своей земле — так и не была достигнута. Власть помещиков и дворян сменилась еще более жесткой и бездарной в глазах крестьян властью “господ в кожаных куртках”.

Анализируя причины массовых выступлений крестьян против советской власти, необходимо выделить следующее: это отсутствие четких программных установок у большевиков по преобразованию жизни на селе; халатность, безответственность местных органов власти; размытость критериев — кого можно считать кулаком; нетерпимость правящей власти к религии; безосновательные попытки создания первых коммун.

Недовольство введением продовольственной разверстки обострялось насилием и полным произволом со стороны продотрядов, комбедов, разного рода уполномоченных и комиссаров, которые нередко отбирали “подчистую” весь хлеб и не только у кулаков. Традиционно существовавшая в советской историографии точка зрения о том, что пролетарское государство заключило компромисс с крестьянством в форме разверстки, сегодня не является основополагающей. Сама хлебная монополия была частью более широкой идеологической программы расширения контроля государства над экономикой — той программы социализма, которая начала осуществляться после октябрьской революции и продолжалась в годы гражданской войны. Наиболее полная характеристика, на наш взгляд, политики “военного коммунизма" содержится в работе Э. Карра “История Советской России" (1990, т. 2): “Политика отказа от денег возникла из-за неумения решить проблемы отсталого крестьянского сельского хозяйства, в котором было занято 80% населения страны. Эта политика была выражением фундаментальной трудности, заключавшейся в попытке удержать в одной упряжке антифеодальную революцию крестьянства с его мелкобуржуазными устремлениями и антикапиталистическую революцию фабричного пролетариата, а также в конфликте между городом и деревней, заложенном в самой этой попытке. Именно эти несовместимости подняли многих против “военного коммунизма”.

Крестьянство Башкортостана испытало на себе всю тяжесть и все эксцессы “крестового похода за хлебом” и ответило на них мятежами и восстаниями. Уже летом 1918 г. восстания охватили Уфимскую губернию, особенного размаха они достигли в Бирском и Златоустовском уездах. В восставших волостях создавались объединенные штабы повстанцев, возглавляемые бывшими офицерами, которые руководили военными операциями. Повстанцы избирали свои крестьянские комитеты или временные комиссии по управлению волостью. Местные работники Советов и волисполкомов обычно расстреливались — таковы реалии гражданской войны: в ответ на “красный террор" — “белый”, и наоборот. Официальной программой восставших были различные варианты эсеровской идеологии — конец большевистскому правлению, созыв Учредительного собрания, равенство для всех, землю тем, кто ее обрабатывает, в волостях с преимущественно русским населением добавлялся лозунг “За веру православную!”. Надо отметить, что в противовес большевистским прогнозам связи между крестьянами неравного экономического статуса оказывались сильнее, чем ненависть бедноты к кулакам.

Провозглашенный большевиками в ноябре 1919 г. лозунг форсирования революционного натиска на деревню открыл широкий простор для применения административно-карательных мер в деле заготовки хлеба. Особенно активно новая политика при сборе продразверстки стала применяться присланными в Башкирию продовольственными отрядами. Ратуя на словах за интересы государства рабочих и крестьян, они позволяли себе множество злоупотреблений. Попавшие в продотряды деклассированные элементы, скатываясь до открытого произвола, грабежа, актов террора, своими преступными действиями значительно усиливали социальную напряженность на селе.

Открытое недовольство Советской властью проявлялось крестьянами все чаще, и достаточно было в феврале 1920 г. разгореться серьезному инциденту (в отчете Уфимского Губчека отмечалось, что поводом к выступлению послужили необоснованные репрессии против находившихся на лечении красноармейцев, вымогательство, грабеж крестьянства), как в крае вспыхнуло одно из самых крупных антибольшевистских восстаний на Урале, носившее название “Черный орел" или “вилочный мятеж”. Он охватил значительную часть Мензелинского, Белебеевского, Бирского и Уфимского уездов и перекинулся в смежные районы Самарской и Казанской губерний. Восставшие выдвинули лозунги: “Да здравствует Советская власть!”, “Долой коммунистов- насильников!", “Да здравствует свободная торговля!”. Повстанческие отряды представляли собой внушительную силу: в ЦК РКП (б) из Уфимского губкома поступила информация о том, что общая численность восставших доходила до 26 тыс. человек. На вооружении у них находилось 1268 винтовок, несколько пулеметов. Согласно перехваченному красноармейцами приказу повстанцев штаб “Черного орла" находился в селении Чаллы Бугульминского уезда, и повстанцы имели цель двигаться “в направлении станции Чишмы для воссоединения с Башкирской армией Заки Валидова”. Многие села выносили “мирские приговоры о присоединении к Башреспублике, существовавшей тогда в пределах Малой Башкирии. В отличии от башкирского национального восстания, охватившего в 1920 г. юго-восточные районы Малой Башкирии, “вилочный мятеж” на западных уездах не носил ярко выраженного национального характера.

Обострение политической обстановки в Башкортостане весной 1920 г., вызванное, в первую очередь, острым противостоянием между Башревкомом и представителями центра, прекращение деятельности Башревкома старого состава и создание 26 июня нового послужило поводом к восстанию, охватившему юго-восток республики, кантоны с преимущественно башкирским населением: Бурзян-Тангауровский, Тамьян-Катайский и Усерганский.

Распространенная на горно-лесные районы башкир хлебная продразверстка, запрещение кочевок и насильственное “привязывание” к земле вызывали особое возмущение населения. Кроме того, видя в корне изменившееся отношение властей в лице нового ревкома к башкирам и чувствуя свою безнаказанность, участились случаи захвата башкирских земель со стороны русских переселенцев-колонистов.

Ответной реакцией стало формирование вооруженных отрядов из башкир, которые начинают вести партизанские действия против регулярных советских частей и продотрядов прежде всего. На борьбу с “дезертир-бандитизмом” в республику дополнительно направляются карательные отряды, возглавляемые уполномоченными обкома РКП(б) В. Поленовым и Руденко, которые начинают открытый террор, геноцид в отношении башкирского населения.

Таким образом, крестьянские восстания. мятежи развивались по причине неудовлетворенности от владения малыми земельными участками и диктатурой пролетариата, которая направляла на крестьян острие неумолимого принуждения, не обращая внимания на экономические особенности крестьянства, а также вследствие известного преломления в сознании народа общей социальной напряженности, стремления добиться хозяйственной самостоятельности в соответствии с трудовыми традициями.

Февральская буржуазно-демократическая и Октябрьская социалистическая революции (1917 г.) послужили причиной либерализации государственно-конфессиональных отношений.

Государственно-конфессиональные отношения в Башкортостане в разные периоды истории носили адекватный соц.-полит. ситуации характер. В эпоху господства языч. представлений у башкир взаимоотношения между вождями племен и языч. жрецами были очень тесными; светскую и духовную власть объединяло мировоззрение, основанное на обожествлении окружающей среды. В период формирования союза баш. племен верх. бог Тенгри выступает как объединяющая духовная сила, громом и молнией подавляющая злых духов (внутр. и внеш. врагов союза племен). Дальнейшая соц.- политич. ситуация в связи с расслоением баш. скотоводов на богатых и бедных обусловливала проникновение и распространение в 10-16 вв. среди башкир новой религии -ислама. В утверждении шариатских законов (см. Шариат) особо были заинтересованы ханы, ибо ислам, как ни одна др. монотеистич. религия, с помощью Корана и Сунны жестко и однозначно утверждает отношения властвования и подчинения. Мусульманство ставило свободолюбивого баш. кочевника в довольно жесткие религиозно-правовые рамки, поэтому он довольно долго сопротивлялся нововведению. Тем не менее, к началу проникновения правосл. христ-ва в Башкортостан ислам становится образом жизни баш. народа.

В первое столетие нахождения Башкортостана в составе Рос. империи, несмотря на начатую политику христианизации, крещению подвергались в осн. переселенцы из Поволжья, желающие получить поместья и дворянство. Со 2-й пол. 17 в. проводится насильств. христианизация, на что мусульм. нас. Башкортостана ответило рядом восстаний (см. Башкирские восстания 17-18 вв). Вскоре Екатерина II, стремясь превратить духовенство мусульманское в прислужника иравосл. Рус. гос-ва, в 1788 спец. указом учреждает в Уфе Духовное собрание мусульман (см. Центральнoe Духовное управление мусульман России, Европейских стран СНГ) с нехарактерной для суннитской ветви мусульманства иерархией духовенства и централизацией правления, почти как в правосл. конфессии. В кон. 18 в. в Башкортостане было установлено формальное равноправие между православием и исламом. Фактически в России до 1917 господствующее положение занимала Русская правосл. церковь (РПЦ). Старообрядчество, сектнантство, а также язычники, протестанты, католики и др. конфессии подвергались преследованию.

После Февральской революции (1917) создаются необходимые условия для демократизации гос.-конфессиональных отношений в Башкортостане. В решении Всебаш. курултая (дек. 1917, Оренбург) все религии объявляются равными и отделенными от гос-ва, но в решении подчеркивалось и то, что Главное Духовное управление мусульман должно находиться при Центр. пр-ве Башкурдистана (см. Духовное управление мусульман Республики Бишкортостан). Противоречивым было и то, что в армейских частях роль политкомиссаров выполняли полковые муллы. Поэтому мн. выдающиеся предст. мусульм. мира считали Башкурдистан исламским гос-вом. Все это говорит о невыраженном характере гос.-конфессиональных отношении н авт. респ., провозглашенной Л.-З.Валидовым и его соратниками.

Политика Сов. гос-ва в обл. религии и вероисповедания была определена в янв. 1918 Декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", по условиям к-рого каждый гражданин мог свободно определить свое отношение к религии: быть верующим пли атеистом (см. Атеизм). Все религии становятся равными перед законом. Однако гос.-конфессиональные отношения как к целом в России, так и в Башкортостане в дальнейшем формировались на основе большевистской позиции, вытекающей из сущности коммунистич. мировоззрения. Религия рассматривалась как враждебная сила, с к-рой надо бороться как с классовым врагом. В 80-х гг. в процессе демократизации об-ва. партия и гос-во были вынуждены признать ошибки прежней политики по религ. вопросу.

Вопрос4: причины активизации жизни религиозных центров в Республике Башкортостан – ЦЦУМ России; Уфимского епархиального управления, ДУМ Республики Башкортостан при ЦДУМ; объединения церквей евангельских христиан – баптистов




Значительно активизировалась жизнь религ. конфессий. Если в 1990 действовало 2 религ. центра (правосл. и мусульм.), то к 1 янв. 1996 их стало 5. Это - ЦДУМ России, европ. стран СНГ (Уфа), Уфим. епарх. управление (Уфа), ДУМ РБ (Уфа), ДУМ РБ при ЦДУМ (Салават), Объединение церквей евангельских христиан-баптистов (ЕХБ, Уфа). Образованы 20 мусульм. мухтасибатов (регион, управлений) и 10 правосл. благочинных округов. Из 579 религ. объединений (70 - без регистрации), действующих в респ. на 1 янв. 1996, 430 - мусульм. (в 1990 их было 30), из них ок. 240 находятся в ведении ДУМ РБ, ок. 190 - ЦДУМ; 107 - объединения Рус. правосл. церкви (РПЦ, в 1990 - 32), 5 - старообрядческие религ. орг-ции, 10 общины ЕХБ (Союза ЕХБ РФ), 5 - ЕХБ (Совета церквей ЕХБ), 4 - лютеран, 3 адвентистов седьмого дня, 1 - католиков, 1 - иудейская. Наряду с традиц. религиями и их сектами в 1994-95 получили распространение и нетрадиц. религ. течения: Свидетелей Иеговы (1). Церкви Христа (5), Церкви объединения (1), Сознания Кришны (1), Новоапостольской церкви (3), мормонов (1), Последователей веры Бахаи (1). По приглашению рук-ва религ. объединений в респ. приезжают миссионеры из-за рубежа и др. городов России. Они участвуют в проведении религ. праздников, обрядов, распространяют религ. и богосл. лит-ру, предметы религ. культа, оказывают финанс. помощь религ. объединениям.

Религ. центрами открыты духовные уч. заведения по подготовке проф. религ. деятелей. В 5 медресе, находящихся в ведении ДУМ РБ, обучаются 158 шакирдов, в медресе ЦДУМ (преобразовано в мае 1996 в Высший исламский ин-т) 50 человек. В раэл. странах получают образование 21 чел. от ДУМ РБ, 28 - от ЦДУМ. В уч. заведениях РПЦ обучаются 52 посланца Уфимского епарх. управления, в Уфимском филиале Моск. правосл. Свято-Тихоновского богосл. ин-та. открытого на базе Богородской церкви, 17 чел., в т.ч. 4 женщины. В 7 воскресных школах РПЦ обучаются более 650 учащихся. Действует 1 нач. школа Рос. Совета ЕХБ, 1 школа при религ. объединении Сознания Кришны (Уфа). Выпущено большое кол-во религ.-филос., дидактич., канонич. лит-ры, выходят периодические издания (см. Мусульманская периодическая печать, Христианская периодическая печать). Переведен на баш. яз. и издан Коран. Строятся нов. культ. здания и восстанавливаются старые (см. Церкви, Монастыри, Мечети. Часовни). Рук-вом респ. для реставрации и ремонта молитв. зданий выделяются строит. материалы, оказывается фин. помощь. В соотв. с пост. Кабинета Министров РБ от 21 июля 1995 "О передаче культовых зданий религиозным организациям" верующим возвращено 84 здания, из них мусульманам - 36, объединениям РПЦ - 48, в т.ч. типография ЦДУМ, реставрац. мастерские Епарх. управления, передано 62 здания, ранее им не принадлежащие. Продолжается процесс выявления на терр. респ. культовых зданий, используемых не по назначению. Органы гос. власти свои отношения с религ. объединениями и верующими строят в соотв. с Конституциями РФ и РБ. Дни гл. религ. праздников (православные и мусульманские) объявлены нерабочими.

Февральская буржуазно-демократическая и Октябрьская социалистическая революции (1917 г.) послужили причиной либерализации государственно-конфессиональных отношений.

Государственно-конфессиональные отношения в Башкортостане в разные периоды истории носили адекватный соц.-полит. ситуации характер. В эпоху господства языч. представлений у башкир взаимоотношения между вождями племен и языч. жрецами были очень тесными; светскую и духовную власть объединяло мировоззрение, основанное на обожествлении окружающей среды. В период формирования союза баш. племен верх. бог Тенгри выступает как объединяющая духовная сила, громом и молнией подавляющая злых духов (внутр. и внеш. врагов союза племен). Дальнейшая соц.- политич. ситуация в связи с расслоением баш. скотоводов на богатых и бедных обусловливала проникновение и распространение в 10-16 вв. среди башкир новой религии -ислама. В утверждении шариатских законов (см. Шариат) особо были заинтересованы ханы, ибо ислам, как ни одна др. монотеистич. религия, с помощью Корана и Сунны жестко и однозначно утверждает отношения властвования и подчинения. Мусульманство ставило свободолюбивого баш. кочевника в довольно жесткие религиозно-правовые рамки, поэтому он довольно долго сопротивлялся нововведению. Тем не менее, к началу проникновения правосл. христ-ва в Башкортостан ислам становится образом жизни баш. народа.

В первое столетие нахождения Башкортостана в составе Рос. империи, несмотря на начатую политику христианизации, крещению подвергались в осн. переселенцы из Поволжья, желающие получить поместья и дворянство. Со 2-й пол. 17 в. проводится насильств. христианизация, на что мусульм. нас. Башкортостана ответило рядом восстаний (см. Башкирские восстания 17-18 вв). Вскоре Екатерина II, стремясь превратить духовенство мусульманское в прислужника иравосл. Рус. гос-ва, в 1788 спец. указом учреждает в Уфе Духовное собрание мусульман (см. Центральнoe Духовное управление мусульман России, Европейских стран СНГ) с нехарактерной для суннитской ветви мусульманства иерархией духовенства и централизацией правления, почти как в правосл. конфессии. В кон. 18 в. в Башкортостане было установлено формальное равноправие между православием и исламом. Фактически в России до 1917 господствующее положение занимала Русская правосл. церковь (РПЦ). Старообрядчество, сектнантство, а также язычники, протестанты, католики и др. конфессии подвергались преследованию.

После Февральской революции (1917) создаются необходимые условия для демократизации гос.-конфессиональных отношений в Башкортостане. В решении Всебаш. курултая (дек. 1917, Оренбург) все религии объявляются равными и отделенными от гос-ва, но в решении подчеркивалось и то, что Главное Духовное управление мусульман должно находиться при Центр. пр-ве Башкурдистана (см. Духовное управление мусульман Республики Бишкортостан). Противоречивым было и то, что в армейских частях роль политкомиссаров выполняли полковые муллы. Поэтому мн. выдающиеся предст. мусульм. мира считали Башкурдистан исламским гос-вом. Все это говорит о невыраженном характере гос.-конфессиональных отношении н авт. респ., провозглашенной Л.-З.Валидовым и его соратниками.

Политика Сов. гос-ва в обл. религии и вероисповедания была определена в янв. 1918 Декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", по условиям к-рого каждый гражданин мог свободно определить свое отношение к религии: быть верующим пли атеистом (см. Атеизм). Все религии становятся равными перед законом. Однако гос.-конфессиональные отношения как к целом в России, так и в Башкортостане в дальнейшем формировались на основе большевистской позиции, вытекающей из сущности коммунистич. мировоззрения. Религия рассматривалась как враждебная сила, с к-рой надо бороться как с классовым врагом. В 80-х гг. в процессе демократизации об-ва. партия и гос-во были вынуждены признать ошибки прежней политики по религ. вопросу.

Вопрос4: причины активизации жизни религиозных центров в Республике Башкортостан – ЦЦУМ России; Уфимского епархиального управления, ДУМ Республики Башкортостан при ЦДУМ; объединения церквей евангельских христиан – баптистов

Значительно активизировалась жизнь религ. конфессий. Если в 1990 действовало 2 религ. центра (правосл. и мусульм.), то к 1 янв. 1996 их стало 5. Это - ЦДУМ России, европ. стран СНГ (Уфа), Уфим. епарх. управление (Уфа), ДУМ РБ (Уфа), ДУМ РБ при ЦДУМ (Салават), Объединение церквей евангельских христиан-баптистов (ЕХБ, Уфа). Образованы 20 мусульм. мухтасибатов (регион, управлений) и 10 правосл. благочинных округов. Из 579 религ. объединений (70 - без регистрации), действующих в респ. на 1 янв. 1996, 430 - мусульм. (в 1990 их было 30), из них ок. 240 находятся в ведении ДУМ РБ, ок. 190 - ЦДУМ; 107 - объединения Рус. правосл. церкви (РПЦ, в 1990 - 32), 5 - старообрядческие религ. орг-ции, 10 общины ЕХБ (Союза ЕХБ РФ), 5 - ЕХБ (Совета церквей ЕХБ), 4 - лютеран, 3 адвентистов седьмого дня, 1 - католиков, 1 - иудейская. Наряду с традиц. религиями и их сектами в 1994-95 получили распространение и нетрадиц. религ. течения: Свидетелей Иеговы (1). Церкви Христа (5), Церкви объединения (1), Сознания Кришны (1), Новоапостольской церкви (3), мормонов (1), Последователей веры Бахаи (1). По приглашению рук-ва религ. объединений в респ. приезжают миссионеры из-за рубежа и др. городов России. Они участвуют в проведении религ. праздников, обрядов, распространяют религ. и богосл. лит-ру, предметы религ. культа, оказывают финанс. помощь религ. объединениям.

Религ. центрами открыты духовные уч. заведения по подготовке проф. религ. деятелей. В 5 медресе, находящихся в ведении ДУМ РБ, обучаются 158 шакирдов, в медресе ЦДУМ (преобразовано в мае 1996 в Высший исламский ин-т) 50 человек. В раэл. странах получают образование 21 чел. от ДУМ РБ, 28 - от ЦДУМ. В уч. заведениях РПЦ обучаются 52 посланца Уфимского епарх. управления, в Уфимском филиале Моск. правосл. Свято-Тихоновского богосл. ин-та. открытого на базе Богородской церкви, 17 чел., в т.ч. 4 женщины. В 7 воскресных школах РПЦ обучаются более 650 учащихся. Действует 1 нач. школа Рос. Совета ЕХБ, 1 школа при религ. объединении Сознания Кришны (Уфа). Выпущено большое кол-во религ.-филос., дидактич., канонич. лит-ры, выходят периодические издания (см. Мусульманская периодическая печать, Христианская периодическая печать). Переведен на баш. яз. и издан Коран. Строятся нов. культ. здания и восстанавливаются старые (см. Церкви, Монастыри, Мечети. Часовни). Рук-вом респ. для реставрации и ремонта молитв. зданий выделяются строит. материалы, оказывается фин. помощь. В соотв. с пост. Кабинета Министров РБ от 21 июля 1995 "О передаче культовых зданий религиозным организациям" верующим возвращено 84 здания, из них мусульманам - 36, объединениям РПЦ - 48, в т.ч. типография ЦДУМ, реставрац. мастерские Епарх. управления, передано 62 здания, ранее им не принадлежащие. Продолжается процесс выявления на терр. респ. культовых зданий, используемых не по назначению. Органы гос. власти свои отношения с религ. объединениями и верующими строят в соотв. с Конституциями РФ и РБ. Дни гл. религ. праздников (православные и мусульманские) объявлены нерабочими.

Вот мы и отпраздновали 100-летие Российской революции, которая состоит как бы из двух переворотов – Февраля и Октября, – по праву Великих событий в истории человечества. Об этом писали, пишут и будут писать. А мы с вами должны не забывать и региональные события, непосредственно нас касающиеся, которые и есть часть тех великих деяний наших прадедов и дедов. Без Российской революции не было бы того юбилея, который мы отмечаем в эти дни, – 100-летия провозглашения автономии Башкирии, по сути, столетнего юбилея нашей Республики Башкортостан. Конечно, кое-кто очень хочет праздновать этот день в 2019 году, то есть 100-летие образования Башкирской АССР. Но разве это не будет насмешкой над башкирами, которые со своим национальным творчеством сумели создать территориальную автономию, внести вклад в развитие демократического федерализма, который никакого отношения к советской власти не имеет? История любит точность. Поэтому обратимся к хронике великих событий столетней давности.

3. 20–27 июля (3–10 августа) 1917 г., Оренбург. I Всебашкирский курултай, положивший начало движению к национально-территориальной автономии. Избран исполнительный орган движения – Башкирское центральное Шуро (Совет). Председателем стал представитель восточных (аргаяшско-курганских) башкир Шариф Манатов.

4. 25–29 августа (8–12 сентября) 1917 г., Уфа. II Всебашкирский курултай. Одним из важных был вопрос об утверждении кандидатов в депутаты Всероссийского Учредительного собрания. Были составлены самостоятельные списки башкир-автономистов (федералистов) по отдельным губерниям. Председателем Шуро снова переизбран Ш.А. Манатов, его заместителем – А.А. Валидов, секретарем – уроженец Бирского уезда Уфимской губернии, молодой поэт и вожак башкирской молодежи Ш.М. Бабич (Бабичев).

БИРСКИЙ УЕЗД и г. БИРСК

1. Конец марта 1917 г. В городе и уезде формируются новые органы власти – народный комитет г. Бирска и народный комитет Бирского уезда. В дальнейшем планируется ввести в состав комитета представителей нерусских народов – башкир, татар, мари и удмуртов.

3. Май-июнь 1917 г. В городе и в уезде развертываются национальные движения башкир, мусульман (татар), мари и удмуртов. Это проявляется в проведении йыйынов (у башкир), митингов, собраний (у остальных). Состоялись выборы делегатов на I Всероссийский съезд мари (г. Бирск), губернские съезды мусульман, удмуртов и мари.

4. Июль 1917 г. Уфимский комиссар Ф.Г. Герасимов отмечал большой успех бирских строителей новой жизни; более того, даже ставил примером для уфим-цев весьма успешное проведение выборов в городскую думу и уездный народный комитет. Поэтому, видимо, комиссар Временного правительства в Бирске быстро был заменен своим – бирянином. Им стал председатель Бирского народного комитета Н.А. Лобанов.

5. Август 1917 г. Башкирские волости Бирского уезда (Асяновская, Бураевс-кая, Норкинская, Тазларовская и некоторые др.) впервые участвовали в выборах делегатов на II Всебашкирский курултай в г. Уфе. Созданы волостные шуро. Однако из-за отсутствия связи и средств с Центральным шуро активно работало только Бураевское волостное шуро.

6. 3–4 (16–17) августа 1917 г. I съезд мусульман Бирского уезда, который проходил под эгидой Мусульманского шуро в Казани. Как можно судить по протоколу съезда, не рассматривались решения I Всебашкирского курултая, который проходил в Оренбурге 20–27 июля (3–10 августа) 1917 г. и на котором ставился вопрос о территориальной автономии башкир. Хотя на съезде в качестве гостя участвовал член Башкирского центрального Шуро Ш.М. Бабич. От мусульман были избраны делегаты на Уфимский губернский съезд мусульман и предложены кандидатуры на Всероссийское учредительное собрание. Председательствовал на съезде Фай-зельгаян Кильметов.

7. Сентябрь–октябрь 1917 г. В город прибывают весьма радикально настроенные агитаторы, будущие большевики, которые ведут работу против местной власти. В Бирске эти радикальные элементы начинают создавать боевые отряды, используя демократические порядки и наивность властей. Особенно выделяются П. Виноградов, П. Тоболкин, Е. Востре-цов, учительница О.Н. Карева.

8. Ноябрь – декабрь 1917 г. Башкирские волости Бирского уезда активно участвуют в выборах делегатов III Все-башкирского учредительного курултая. В городе мусульманское шуро пытается противостоять большевистскому нажиму и поддерживает народный комитет во главе с Н.А. Лобановым.

9. 29 декабря 1917 г. (11 января 1918 г.). Городской голова и председатель уездного народного комитета Н.А. Лобанов, чтобы избежать кровопролития, власть мирным путем передает Бирскому совету рабочих и солдатских депутатов в лице его председателя И.С. Чернядьева.

Февральская революция в России – почему случилась? Причины революции. События Февральской революции кратко. После Февральской революции – итоги и последствия.

Фото Февральская революция 1917 года: причины, события и итоги - кратко

Февральская революция 1917 года – массовые народные выступления в Петрограде, в результате которых был свергнут последний российский император Николай II и сформировано Временное правительство.

События, вошедшие в историю как Февральский переворот, охватили конец февраля – начало марта 1917 года по действовавшему на тот период в России юлианскому календарю.

Причины Февральской революции

Говоря о причинах Февральской революции, отечественные историки обычно выделяют следующие:

Оппозиция Николаю II со стороны либералов и великих князей;

Продовольственный кризис, перебои в поставках хлеба, очереди;

Недовольство немецким происхождением императрицы Александры Федоровны и подозрения ее в государственной измене;

Усталость населения от затянувшейся войны.


Февральская революция кратко

21 февраля (6 марта)


22 февраля (7 марта)

Николай II выехал из Петрограда в Могилев, где находилась его Ставка – штаб русской армии в годы Первой мировой войны.

23 февраля (8 марта)

В 15:00 поезд с царем прибыл в Могилев. В это время в Петрограде неспокойно: митинги перерастают в демонстрации и забастовки рабочих. Демонстранты с разных заводов объединяются и выходят на улицы. Всего бастует 128 тысяч человек. В центре Петрограда происходят потасовки между бастующими, полицией и казаками. Контроль за порядком в городе передан военным.


24 февраля (9 марта)

Бастуют рабочие 224 предприятий. К ним присоединяются студенты и слушательницы Высших женских курсов. Полиция не справляется с беспорядками, в город направлены гвардейцы. Главные городские дороги перекрыты, усиливается охрана почтамта, телеграфа, мостов и правительственных зданий. В некоторых местах казаки ведут себя лояльно по отношению к протестующим и отказываются их разгонять.

25 февраля (10 марта)

Число бастующих перевалило за 300 тысяч. Демонстранты требуют свержения правительства, хлеба и прекращения войны. К ним присоединяются ремесленники, студенты, служащие и представители интеллигенции. В полицию бросают бутылки и ручные гранаты. Узнав о беспорядках, Николай II требует их скорейшего прекращения. В ночь на 26 февраля проходят аресты.

26 февраля (11 марта)

Солдатам раздали патроны, все войска сосредоточены в центральной части города. На Знаменской площади полиция стреляет по протестующим – 40 человек убито и 40 ранено. На окраинах появляются баррикады, рабочие начинают захватывать предприятия, часть военных дезертирует.

27 февраля (12 марта)


Около 14 часов дня солдаты и рабочие отправились к Таврическому дворцу, где находилась Государственная Дума. В Думе создается Временный комитет. Собравшиеся возле Таврического дворца стали обсуждать дальнейший план действий. В результате было решено создать Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.

28 февраля (13 марта)

Беспорядки в Петрограде завершились победой забастовщиков.

1 марта (14 марта)

Временный комитет Государственной Думы обозначил состав будущего правительства, которое пообещало обеспечить всем гражданам демократические свободы, отменить сословные, национальные и религиозные ограничения. В это же время Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов издает приказ, который лишает Временный комитет права использовать армию, и подчиняет ее себе. Все оружие теперь передается в распоряжение солдатских комитетов.


Таким образом, воцарилось двоевластие: официально власть принадлежала Временному комитету (позже – Временному правительству), а фактическая власть в Петрограде – Совету рабочих и солдатских депутатов.

2 марта (15 марта)

В Псков, где находился Николай II, выехали члены Временного комитета Государственной Думы Александр Гучков и Василий Шульгин.

Гучков доложил императору, что народное восстание превратилось в анархию и единственный выход – отречься от престола в пользу малолетнего наследника царевича Алексея, а фактическим правителем станет брат государя – великий князь Михаил. В ответ на это Николай II сообщил, что принял такое решение еще днем, но он никак не может разлучиться с сыном, поэтому отречется и за себя, и за сына.

2 (15) марта 1917 года Николай II подписал отречение от престола. В дальнейшем великий князь Михаил также от престола отказался.

Итоги Февральской революции

По итогам революции в стране установилось двоевластие – Временное правительство существовало одновременно с Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов. Так продолжалось до лета 1917-го, когда правительство взяло всю полноту власти в свои руки.

Однако проблем, которые стали причинами революции, Временное правительство решить не смогло: война продолжалась; решение о новом политическом устройстве никак не принималось; рабочий и земельный вопросы оставались открытыми. Армия теряла управляемость, частыми стали случаи дезертирства.

Февральская революция способствовала отмене в стране смертной казни, упразднила ограничения на место жительства для евреев . В России начали разворачиваться профсоюзные движения, граждане получили возможность собраний и создания объединений.

Большевистская партия смогла выйти из подполья и постепенно набрать силу.

В итоге это привело к свержению Временного правительства в результате вооруженного восстания – Октябрьской революции .

Читайте также: