Психогенная теория демоза кратко

Обновлено: 03.07.2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Педагог-психолог: Панкратова Л.В. Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.

Сегодня мы с Вами поговорим об истории детства. Любому педагогу – психологу это крайне необходимо, потому что в зависимости от того на каком этапе культурного развития находится семья отношения к ребёнку в этой семье будет различным. Дело в том, что в истории человечества к детям относились совершенно по-разному. Созданы даже целые теории. Это культурологические теории , которые основаны на том, что Культура и развитие общества напрямую связаны с тем как в этом обществе относятся к ребёнку. И сегодня мы с Вами познакомимся с психо - культурной теорией, которую создал американский психолог, исследователь по имени Ллойд Демоз .

Lloyd deMause Director of Psychohistory Institute Ллойд Демоз родился в 1931 году Он создал теорию, которая называется Психоистория. Теория Психогенная история связывает историю развития человечества с тем как менялось отношение к детству и роли ребёнка в обществе в процессе эволюционного развития.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. На мой взгляд, очень показательна будет история того как при раскопках в Помпеях нашли свиток, точнее не свиток а такие дощечки на которых производились записи, судебные в данном случае. На одной из этих дощечек была чудесная запись: Родители подавали прошение в суд, о том чтобы им возместили ущерб. Ущерб был связан с тем, что они лишились источника дохода. Каким образом? Их дочка, маленький ребёнок, занималась проституцией и тем самым приносила доход в семью. Естественно семья эти деньги использовала. И вот один из клиентов, каким –то образом умертвил этого ребёнка. Родители не смогли наказать этого убийцу ни каким другим способом как подать на него в суд, чтобы возместить ущерб связанный с тем, что был потерян источник дохода. Такое вот странное отношение к ребёнку, когда дети не имели абсолютно никаких прав, никакой защиты.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. И так. Инфантицидный стиль (до IV века н. э.) — характеризуется массовым убийством детей и насилием в их отношении . Любой ребенок в этот период истории постоянно рискует расстаться с жизнью, а выжившие дети становятся жертвами насилия. Ребенка чаще всего убивали в том случае, когда родители боялись, что его трудно будет воспитать или прокормить, это оказывало огромное влияние на выживших детей. Комментируя этот исторический период, описанный в работах Ллойда Демоза, И.С.Кон показывает, что, как бы не старался автор подчеркнуть независимость стиля воспитания от экономических условий , распространенность инфантицида в первобытном обществе в большой степени обусловлена низким уровнем материального производства .

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Переход к оседлому образу жизни и производящей экономике снижает инфантицидные тенденции в обществе . Дети могли быть использованы для труда по хозяйству (прополка, уход за скотом и т.п.). При оседлом образе жизни убийство детей уже не является жесткой экономической необходимостью и осуществляется не по количественным, а по качественным параметрам : уничтожаются новорожденные дети с физическими недостатками, нежизнеспособные, или нежелательные по полу (чаще девочки) или по ритуальным соображениям (близнецы) и т.п. Даже развитые общества, например античное, были довольно избирательны в заботе о детях.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Так в трудах Гиппократа, основоположника медицины, и родоначальника гинекологии Сорана Эфесского, можно найти разъяснения, какие новорожденные заслуживают того, чтобы их выращивали, а какие – нет. Сильная эмоциональная привязанность к детям не свойственна древним эпохам, детей стараются не замечать, относясь к ним как к существам низшим, являющимся к тому же собственностью родителей. Лишь в IV веке н. э. в Римской империи было законодательно отобрано право отцов полновластно распоряжаться жизнью и смертью детей. С 318 г. н.э. при императоре Константине инфантицид стали считать преступлением, а к человекоубийству он был приравнен в 374 году . Хотя это и не гарантировало ребенку право на родительскую любовь и автономию от родительского своеволия.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Начиная 4 века нашей эры мы входим в другой период. (заполняем в таблицу) ЭТАП Временной период основные характеристики этого этапа 2. Бросающий/ отстранённый стиль (IV — XIII века) отказ от инфантицизма в связи с распространением христианства . Его характерная черта – массовая практика передачи родителями детей на воспитание третьим лицам

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Обычай отдавать детей на воспитание в чужие семьи был распространен в этот период во всех социальных классах у валлийцев, англосаксов и скандинавских народов. Ребенка отправляли в другую семью, где он воспитывался до семнадцати лет, а потом возвращался обратно к родителям. Детей из знатных сословий в возрасте семи лет и младше отправляли в другой знатный дом или монастырь в качестве слуг, пажей, фрейлин, послушников. Представители низших сословий посылали детей в ученичество, где они вели трудную жизнь работника в чужом доме. При таком стиле воспитания использование физических наказаний является общепринятым: детей бьют кулаками и палками, кнутами и розгами до крови и серьезных травм, считая данный способ воздействия на ребенка совершенно естественным.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Также чрезвычайно распространенным в этот период был обычай запугивать детей различными устрашающими образами (дьявол, ведьма, черный человек и т.п.), чтобы добиться от них повиновения. Понятно, что подобный стиль воспитания не мог не сказаться на поведении детей, когда они уже становились взрослыми. Чаще всего это выражалось в немотивированной жестокости и агрессии по отношению к себе подобным, в том числе и к собственным детям. Следующий этап развития. Следующий стиль воспитания

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. (заполняем в таблицу) ЭТАП Временной период основные характеристики этого этапа (XIV — XVII века) характеризуется тем, что ребенок допущен в эмоциональную жизнь родителей, окружен вниманием, но ему отказывают в самостоятельном духовном существовании. Он по-прежнему остается вместилищем негативных проекций взрослых людей . ЭТАП Временной период основные характеристики этого этапа 3.Амбивалентный стиль

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Очень интересно как в этот период развивалось воспитание ребёнка в России. Ну, например, до Указа 1641 года дети вообще не могли жаловаться на своих родителей . И только Пётр I изменил это обстоятельство. Согласно этому Соборному уложению, дети не имели абсолютно никаких прав по отношению к своим родителям. И если ребенок, хотя бы покушался или каким-то образом угрожал жизни своего отца, или матери, его необходимо было убивать, даже не раздумывая. При этом с другой стороны, если отец или мать убивали своего собственного ребёнка, то полагалось наказание не выше трёх лет. Это конечно поддерживало патриархальный уклад, где отношения внутри семьи строились таким образом, что взрослые люди обладали непререкаемым авторитетом, спорить с ними было бессмысленно, иначе не дай бог.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Наглядный пример Иван Грозный. Ситуация когда Иван Грозный убивает своего сына, не смотря на то, что историки сейчас спорят, было убийство или не было, она очень типичная. И даже если предположить, что Иван Грозный сделал это в порыве гнева, якобы он не хотел этого делать. Хотя состояние костей черепа при раскопках показывает, что скорее всего, действительно сына Ивана Грозного убили и сам Иван Грозный приложил к этому руку. Есть свидетельство о том, что Иван Грозный не убивал своего сына, а всё это придумал монах, который приехал из Западной Европы и таким образом пытался очернить царя. Как бы то ни было, но к детям было такое отношение, и монах не придумал это просто так, на пустом месте. Отношение к детям, таким образом, было типичным для воспитания в русской семье той эпохи.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. И так в этот период Ребенок уже не считается объектом физического ухода или опасным существом , однако появляется навязчивое стремление контролировать полностью не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка . Ребенок, по мнению Л. Демоза, постепенно перестает быть отдушиной для проекций, родители пытаются тесно сблизиться с ним , но при этом обрести власть над его умом , контролировать его внутреннее состояние, эмоции, потребности, волевое поведение.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. И так в этот период Когда ребенок воспитывался такими родителями, его нянчила родная мать, его уже не запеленывали до периода самостоятельной ходьбы , рано приучали к туалету, причем не заставляли, а уговаривали , били иногда, но не систематически , повиноваться заставляли чаще с помощью слов . Реже пускались в ход угрозы, так что стала возможна истинная эмпатия . Некоторым педиатрам удалось добиться улучшения заботы родителей о детях, вследствие чего снизилась детская смертность , что стало основой демографических изменений XIII века. Следующий стиль воспитания, который выдели Ллойд Демоз это →

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. 5. Социализирующий стиль характеризуется массовым распространением педагогических знаний , а также начального и среднего образования . Поскольку негативные родительские проекции продолжают ослабевать , воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении волей ребенка, сколько в тренировке ее, направлении на правильный путь . Цель воспитания перестает связываться с необходимостью завоевать ребенка и подчинить его себе. Ребенка учат приспосабливаться к жизненным условиям и обстоятельствам, социализируют . Хотя, надо заметить, что ребенок остается все-таки объектом социализации , а не субъектом ее . ЭТАП Временной период основные характеристики этого этапа 5.Социализирующий стиль (XIX — первая половина XX века)

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Следующий стиль воспитания Помогающий стиль . Хочу обратить ваше внимание, что Ллойд Демоз создавал эту систему и опубликовал её в 1970 , когда, в общем-то, о помогающем стиле говорили мало . Запишите в таблицу ЭТАП Временной период основные характеристики этого этапа 6. Помогающий стиль

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. 6. Помогающий стиль (с середины XX века и далее) Такой стиль воспитания требует колоссальных затрат времени и сил, особенно в первые шесть лет жизни , потому что помочь ребенку решать его ежедневные задачи невозможно, если не беседовать с ним постоянно , не отвечать на его вопросы , не играть с ним . Дети, воспитанные в указанном стиле становятся добрыми, искренними людьми, не подверженными депрессиям, имеющими сильную волю, не склоняющимися перед авторитетами . Своеобразие и необычность подхода Ллойда Демоза к периодизации истории детства несомненна.

Тема: ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Ценность данной концепции, состоит не только в акцентировании психогенных факторов истории , но и, прежде всего, в критике романтической идеализации положения детей в прошлые исторические эпохи , демонстрации исторического характера истоков педагогического гуманизма и постепенного обретения детьми субъектной позиции в педагогическом процессе . Вместе с тем, критика теории Л. Демоза часто связывается с европоцентризмом предложенной схемы, недостаточным учетом исторического педагогического опыта неевропейских народов. И.С.Кон отмечает, что даже в Европе педагогические традиции опирались на несколько принципиально различных образов ребенка , как объекта воспитания .

ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Три типа культур в истории развития человечества. Нынешние педагоги, и родители в большинстве случаев принимают эту гуманистическую личностно- ориентированную ценностную позицию взрослых по отношению к детям как данность , справедливо возмущаясь ситуациями несправедливости, насилия и жестокости по отношению к детям, встречающимися в реальности нашего бытия. Взаимоотношения взрослых и детей в современном мире, так или иначе, стремятся к гармонии, конструктивности взаимодействия, согласию и по возможности – к любви. И часто мы не задумываемся о том, что установки взрослых по отношению к детям определяются культурным и историческим контекстом , что они динамичны и зависят от характера социального и духовного опыта , накопленного человечеством в течение своей истории. А далее мы поговорим о другой теории, которую создала Американский этнолог, культурантрополог Маргарет Мид.

Маргарет Мид (англ. Margaret Mead ; родилась 16 декабря 1901 , Филадельфия — умерла 15 ноября 1978 , Нью-Йорк) — американский антрополог.

ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Три типа культур в истории развития человечества. В этом случае мы имеем зависимое положение детей по отношению к взрослым, которое может сопровождаться уважением к опыту, но вероятно, может восприниматься и как тягостное, не позволяющее полностью самореализовываться. Примеры в современном обществе Итоги: 1.Совместно проживают как минимум три поколения 2.Старшее поколение пользуется непререкаемым авторитетом 3.Минимальное количество изменений, где стараются сберечь максимальное количество информации о своих предках, и роль этих предков высока. 4. Традиции, очень важна их роль

ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Три типа культур в истории развития человечества. Следующй тип→ Конфигуритивный тип культуры возникает исторически позже. Быстрое устаревание социального опыта приводит к тому, что преобладающей моделью поведения становится не опыт старших поколений, а опыт современников. В быстро меняющихся условиях значительная часть опыта отцов и дедов перестает быть подходящим поведенческим образцом. Понятно, что в данном типе культуры создаются предпосылки конфликта поколений: старшего, отстаивающего общепринятые традиции и младшего, настаивающего на собственном творческом опыте. Однако разрыва поколений все-таки не происходит, так как людей объединяет общность исторической судьбы и культурного наследия, религии, языка. Данная модель наблюдается в современном обществе.

ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Три типа культур в истории развития человечества. Маргарет Мид издавала свои работы в 50-60 годы, и предположила на перспективу , что следующий тип культуры это префигуративная культурная модель . Гипотетический тип культуры, развитие которого в будущем предсказывает М.Мид – это 3 . префигуративная культурная модель . В этом случае темп изменения и устаревания социального опыта становится настолько быстрым, что опыт предшествующих поколений вообще теряет всякую значимость. Молодое поколение решает все вопросы бытия без опоры на предшествующий культурный опыт . Педагогика, как таковая, практически утрачивает свой смысл , нарушается связь поколений и происходит их культурный разрыв, который в итоге способен привести к распаду культуры и уничтожению цивилизации.

ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Три типа культур в истории развития человечества. 3 . Префигуративная культурная модель . Итоги: 1.Автономное сосуществование (одна территория, кровные узы, но нет общения и обмена информацией, разные интересы) 2.Интерес к истокам, ребёнок начинает рассматривать себя как часть народа, как часть культуры. 3.Рост национального самосознания 4. Способ передачи информации: дети учат своих родителей 5.Роль третьего поколения менее важна. Это плохо, нужно это менять

ДЕТСТВО, КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Три типа культур в истории развития человечества. Таким образом, современные гуманистические установки в воспитании, с одной стороны, являются визитной карточкой современной эпохи, а с другой стороны, – результатом длительного исторического пути человечества по достижению духовной зрелости, показателем которой и является ценностное отношение к детству, направленное на развитие и самораскрытие личности каждого ребенка. Литература: 1. Де Моз Л. Психоистория, Ростов-на Дону, 2000 2. Кон И.С. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1983 3. .Мид М. Культура и мир детства. М., 1983.

В разные времена истории к детям относились по разному. Созданы целые теории. История детства: лекция.

История детства — это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю — тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным.
Ллойд деМос

История детства: лекция. Ллойд деМо́c

Ллойд деМо́c (варианты написания фамилии — Демос, де Моз, де Мос и др. (Википедия)

Психокультурная теория Ллойда деМоса

В своих работах по истории детства деМос выделил шесть различных доминирующих моделей отношения к детям на протяжении истории, обосновал влияние воспитания в детстве на особенности взрослой личности и связал выделенные им модели воспитания детей с особенностями развития цивилизации в каждый период. Шесть моделей, по деМосу, следующие:

Википедия:

Инфатицидная (до IV века н. э.) — характеризуется массовым убийством детей и насилием в их отношении
Бросающая/отстранённая (IV — XIII века) — характеризуется отказом от инфантицида в связи с распространением христианства и практикой передачи родителями детей на воспитание третьим лицам
Амбивалентная (XIV — XVII века) — характеризуется началом вытеснения практики физических наказаний
Навязчивая/принудительная (XVIII век) — характеризуется началом понимания потребностей ребёнка
Социализирующая (XIX — первая половина XX века) — характеризуется массовым распространением педагогических знаний, а также начального и среднего образования
Помогающая (с середины XX века) — характеризуется индивидуализацией процесса воспитания, отказом от физических наказаний и равноправными отношениями между родителями и детьми

Детство как культурологический феномен: лекция

История детства: лекция. Никола Пуссен

Пример: в раскопках были найдены записи судебных разбирательств, в которых родители одной девочки занимающейся проституцией, погибшла от рук клиента-насильника. Родители этого ребенка требовали компенсацию о лишении средства дохода. Другим способом насильника — убийцу наказать было невозможно.

Нравственность и жалость по отношению к детям отсутствовала совсем. Регуляция деторождения отсутствовала, населенность была большая и то, что погибали и умирали дети, никто не жалел.

Оставляющий стиль

История детства: лекция. Оставляющий стиль.

В период воспитания ребенок не оставался в семье, его оставляли третьим лицам ( в монастырь, кормилицам). Вскармливание было посторонними женщинами. Многие поколения были воспитаны и выращены без материнского тепла и заботы. Этот период длился достаточно долго. Воспитание заключалось в безропотном подчинении.

Образование передавалось от одного человека к другому напрямую, во время труда. Предпочтительней было, если ребенка отдавали в другой дом ремесленникам. Медицина была на низком уровне, смертность не регулировалась совсем. Вспыхивали эпидемии чумы, холеры и т.д. Рождалось очень большое количество детей с большими физическими недостатками, но их, по крайней мере, оставляли жить.

Амбивалентный стиль воспитания

История детства: лекция. Ценность ребенка в третьем периоде резко возрастает. Так как от эпидемий умерло большое количество людей, здоровых детей становится все меньше и меньше.

История детства: лекция. Амбивалентный стиль воспитания

В странах западной Европы умирало примерно одна треть новорожденных детей, поэтому ценность детей, которые оставались жить, была действительно высока. К 20 годам жизни доживало только 50 % людей. Средняя продолжительность жизни была около 45 лет. Ценность ребенка начала заметно расти. В этот период признают, что в ребенке есть душа.

В амбивалентный период возникает еще одна интересная вещь: в 778 году в Милане был открыт приют для брошенных детей.

приют для брошенных детей

Дети не могли жаловаться на своих родителей, тем более покушаться на их жизнь. Если такое происходило, детей убивали. В то время это было обычно. Петр первый изменил это обстоятельство, он вводит наказание за убийство ребенка.

Навязчивый стиль воспитания

Ребенок, наконец, то остается в семье, его ценность растет. Огромное количество людей начинает заниматься воспитанием ребенка. Ребенок признается в самом начале практически ангелом, но оказывается, он проявляет свои чувства, свои собственные черты характера, не понятно, откуда взявшиеся.

воспитание девочек

Мужчинам отводилась иная роль, более интеллектуального развития. Мальчики должны были уметь знать политику и влиять на развитие государства.

Социализирующий стиль

История детства: лекция. Пятый этап (19 век – начало 20 века) — это социализирующий стиль. Основная цель человека: успешная социализация в обществе. Воспитание и развитие на данном этапе построено так, чтобы ребенок ощущал себя успешным в этом обществе. И необходимо старшему поколению передать подрастающему весь запас знаний, умений и навыков, накопленных человечеством.

История детства: лекция. Социализирующий стиль

Таким образом, родители решали вопрос социализации. Детей как можно раньше отдавали в учебные заведения. Социализирующий стиль поставил цель: достижение жизненного успеха у ребенка. Воспитание становится процессом зубрежки и тренировки навыков ребенка.

Помогающий стиль

Шестой этап (20 век и далее) — помогающий стиль. Ллойд деМос говорил об этом стиле, что невероятный темп развития приводит к тому, что родители начинают учиться у своих детей. На данном периоде родители могут дать детям только то, что знают сами, свой собственный опыт. В этом этапе сравнение ребенка происходит не с другими, а с самими собой. Динамика развития происходит только внутри самого себя. Последний этап направлен на личностно — ориентированный подход.

Личностно-ориентированное обучение

Каким образом будут относиться к детям? Какой этап развития отношения к детям будет далее? Данные этапы выделенные деМосом помогают студентам в изучении истории отношений к ребенку на протяжении всей истории детства, помогают разобраться в этом.

Задание для слушателей

Изучите лекцию и заполните таблицу:

Название этаповВремяОписание
….


Если мерой жизнеспособности той или иной теории является ее способность ставить интересные проблемы, то психогенной теории предстоит захватывающее будущее. Еще очень смутно мы представляем себе развитие ребенка в прошлом. Одной из наших первоочередных задач будет выяснить, почему эволюция детства с разной скоростью протекала в различных странах, в разных социальных классах и генеалогических линиях. Однако мы знаем уже достаточно, чтобы ответить на некоторые важнейшие вопросы, касающиеся изменений системы ценностей и поведения в истории Запада. Прежде всего, нашей теорией можно воспользоваться при изучении истории колдовства, магии, религиозных движений и других иррациональных массовых явлений.

Многие годы я не мог понять, почему меня, радикала и антинационалиста, почти до слез трогает зрелище марширующих отрядов, когда мы с сыном стоим на параде. Было искушение проигнорировать эти чувства или навесить успокоительный ярлык, но меня так заинтересовало это ощущение – когда военная музыка возносит ввысь – что я приобрел привычку вставать из-за своего стола в Нью-Йоркской публичной библиотеке и бежать к окну каждый раз, когда вниз по Пятой авеню проходил военный оркестр: я пытался схватить суть ощущений и установить, что же за сила на меня действует. Не беда, что я казался малость чудаковатым в глазах работавших тут же коллег – я должен был попытаться ответить на этот исторический по своей сути вопрос. Лишь после открытия образа войны как рождения я вернулся к вопросу, почему меня так трогают военные оркестры, – теперь у меня было предчувствие, что я знаю ответ. На следующий парад я взял секундомер и прохронометрировал ритм оркестра. Оказалось – около 110-130 ударов в минуту. Затем я прохронометрировал некоторые успокоительные мелодии из популярной музыки, которые передавались по радио. Их ритм был от 70 до 80 ударов в минуту. Справившись у акушерки моей жены, я узнал, что нормальная частота сердцебиения – около 75 ударов в минуту, а во время родовых схваток сердцебиение у женщины учащенное -110-150 ударов в минуту. Ясно, что, глядя на парад, я становился рождающимся ребенком, которого подхватило и понесло биение сердца матери, а слезы в моих глазах были по поводу неминуемого отделения от матери! При этом я мог даже и не чувствовать себя ребенком. Может быть, мое открытие не столь уж важное, зато чисто психоисторическое. Подтвердить его мог кто угодно, используя привычные для науки критерии истины, но его открытие было доступно только психоисторику со специфической моделью личности и даже стилем жизни, необходимыми для использования собственных эмоций в качестве инструмента исследования групповой фантазии.

Продолжая экскурс в методологию психоистории, остановимся на одном обстоятельстве, которое вносит гораздо больший вклад в специфический момент психоисторического открытия, чем техническая подготовка психоисторика. Конечно, мне помогли познания и в истории, и в психоанализе – без них я не смог бы сориентироваться в литературе по этим двум областям. Однако настоящим прорывом в осознании родовой символики войны я обязан своему собственному эмоциональному развитию. Задача выходила за рамки моего интереса к причинам войн в последние два десятка лет и не имела ничего общего с теоретизированием на тему образов родовой травмы, ведь я не являюсь последователем ни Ранка, ни Янова.

Главная идея, которую продвигает Л. Демоз ("опираясь" на психоанализ, "открытия" оккультиста Гроффа и т.п.): история народов закладывается в пренатальный период и в детстве, начиная с младенчества. Разные типы воспитания обуславливают различия в поведении и характере целых наций. Могут порождать агрессоров, войны и т.п. В частности, исламские террористы якобы появились из-за того, что мусульманские матери "неправильно" обращаются с младенцами, и т.п. К этому надо еще прибавить причудливые мрачные фантазии на тему яростной борьбы плода во время беременности со стареющей "Ядовитой плацентой", причем это тоже выдается за "науку". Якобы от этого происходят тяжелые "психологические травмы", которые преломляются в жизни не только данного человека, но всей нации. И в зависимости от стиля воспитания могут "изживаться", или наоборот трансформироваться в массовую агрессию, приводящую к войнам, революциям и прочим катаклизмам.

В частности в этой книге он собрал и описал в подробностях (если не сказать, со смакованием) всевозможные случаи ужасного насилия и издевательств над детьми в истории, и о методах воспитания в разных странах в различные эпохи. При этом все методы, кроме современного западного, он критикует.

"Светлым" по Демозу является только, как он выражается, "помогающий" метод воспитания, появившийся сравнительно недавно в "развитых странах" на Западе, вместе с современным движением в "защиту прав ребенка" и т.п.

Описания же методов воспитания в России имеют резко негативный характер, как сплошное "насилие" (начиная с "пеленания" и кончая "сексуальным"). Вот характерная цитата из книги "Психоистория" (гл. 8. Бархатная революция: детские корни демократических движений в Советском Союзе и Восточной Европе):

Надо отметить, что "раскрутке" Демоза в немалой степени способствовало просто его немалое состояние. Это дало ему возможность финансировать самому издание журнала по "психоистории" и создать свою организацию под названием "Институт психоистории", после того как он потерпел фиаско с попытками продвижения своего "учения" в университете в Колумбии ( http://childmyths.blogspot.ru/2015/03/the-primal-wound-and-trojan-horse-in.html , http://www.insteadofapes.com/index.php?poem=217&tag=17 ). При этом он считает, что претендует на основание "нового направления" в "науке психоистории", восходящей к Фрейду.

Однако Л. Демоза поддерживает Американская ассоциация перинатальной психологии, пронизанная ньюэйджевским оккультизмом. Также ссылки на книгу Л. Демоза "Психоистория" можно обнаружить в некоторых англоязычных работах на тему развития системы "защиты детства" (например, его процитировал автор канадской статьи, про которую я рассказывала вчера). Интернет также немало способствует популяризации этих идей в "массах".

В частности, это направление используют и для разогревания руссофобии. Вот, например характерная статья (2013 г.) в издаваемом на деньги Л. Демоза "международном" (на англ.) журнале по "психоистории":

(appeared in the Summer, 2007 issue of The Journal of Psychohistory).
**************************************** *******
В этой откровенно руссофобской статье автор - некая дама из Украины - в развитие идей Демоза "доказывает", что и Путин, и Сталин - это естественное порождение склонности российской нации к тирании, возникшей из-за того, что в России во все эпохи были распространены разные "подавляющие", жестокие методы ухода и воспитания детей (включая "пеленание"), и т.п., и т.д.
***************
Но к сожалению в России сочинения этого шарлатана от психологии и истории перевели, издали и в немалой мере распространили на многих сайтах в интернете, без критического анализа.

Более того, изучение книги "Психоистория" Л. Демоза я обнаружила в программах некоторых государственных университетов в регионах России (по специальности социология и др.).

Причем в том числе на Интернет-порталах, связанных с Православием (портал "Слово"). Такая вот неразборчивость и досадная безответственность.

Ллойд Демоз. Психоистория

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Эволюция детства
2. Психоистория как самостоятельная наука
3. Формирование американской личности путем психологического видообразования
4. Психогенная теория истории
5. Джим Картер и американская фантазия
6. Исторические групповые фантазии
7. Фетальное происхождение истории
8. Бархатная революция: детские корни демократических движений в Советском Союзе и Восточной Европе
9. Универсальность инцеста
10. Фаллическое президентство
*****************

«8. БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ДЕТСКИЕ КОРНИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

РЕФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА

Главной мыслью моих психоисторических работ за последние два десятилетия было то, что реформа воспитания детей всегда предшествует политической реформе.
Россия дает особенно драматичные примеры, доказывающие этот тезис. Политические кошмары царской и сталинской России были точным воспроизведением кошмаров традиционного русского детства. Широко распространенные детоубийство, жестокие побои и другие формы физического насилия над детьми становились моделью психологического насилия со стороны Кремля, КГБ и ГУЛАГа. А черты, которые Натан Лейте называет традиционными для русского характера - страх независимости, перепады настроения, потребность во внешнем контроле являются результатом длительного периода пеленания, эмоциональной заброшенности и холодности со стороны родителей, что было широко распространено до недавнего времени. Как спеленутые дети плачут, когда их освобождают от бандажа, настолько непривычно такое состояние - так же точно и взрослые, которые физически и эмоционально были спеленуты как дети, требуют возврата тоталитарных оков прежней политической системы.

КОШМАРЫ ТРАДИЦИОННОГО РУССКОГО ДЕТСТВА

"7. ФЕТАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСТОРИИ

ПСИХОЛОГИЯ ФЕТАЛЬНОЙ ЖИЗНИ: ФЕТАЛЬНАЯ ДРАМА

Читайте также: