Исторические типы религии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Классификация религий Р. Беллом включает следующие типы исторических религиозных систем:

  • примитивные
  • архаичные
  • исторические
  • ранние
  • современные.

Примитивные религии

Примитивные религии были характерны для первобытнообщинного строя. Этим религиям присущ мифологический синкретизм, неразделенность профанного и сакрального, отсутствие религиозных организаций, деперсонифицированность богов.

К таким религиям относятся:

  • Фетишизм, связанный с верой в сверхъестественные свойства определенных предметов, которые называются фетишами и являются объектами поклонения. Признаки фетишизма есть и в современных мировых религиях, так христиане верят в сверхъестественные свойства освященной воды, икон, святых Мощей.
  • Тотемизм - вера в кровное родство рода с определенным материальным предметом или живым существом.
  • Анимизм состоит в вере в наличие души у человека и других живых существ и даже предметов природы. Эти религиозные воззрения система способствовали формированию веры в бессмертие души, в реинкарнацию (то есть переселение душ) и т.п.
  • Магия – это система колдовских ритуалов, посредством которых люди стремились оказать влияние на поведение животных, иных людей, на природные стихии, дабы изменить их в нужном направлении Магические обряды присутствовали у всех народов, отличаясь формой, содержанием и продолжительностью. Ряд отдельных магических ритуалов вошел в современные религиозные системы.

Готовые работы на аналогичную тему

Архаические религии

Характерная их черта состоит в персонификации Божественных сил, то есть в наделении их людскими чертами, а также в появлении профессиональных служителей культа, к которым относились шаманы, жрецы и т.д., которые выступали в роли посредников между миром земным и миром божественным. Большинство религий этого времени - политеистические (языческие). Их можно разделить на религиозные системы Древней Индии, Славянское язычество и другие. Характерная особенность данных религиозных систем – это также возникновение первых культовых сооружений, служащих центрами не только религиозной, но и политической м культурной жизни.

Исторические религии

В них четко противопоставляются мирское и священное, возникает церковь, имеющая четко определенную внутреннюю структуру и иерархию. Характерные для религий этого типа черты – это преимущественно монотеистичность, т.е. вера в одного Бога, а также их распространение за пределы одного государства или одного этноса и достижение ими мировых масштабов. Среди религий этого типа Беллом выделялись христианство, ислам, а также иудаизм.

Ранние религии

Ранние религии являются определенным сдвигом в сторону потустороннего мира, рассматриваемого как главная сфера религиозной деятельности. Истоки спасения теперь следует искать не в какой-либо сфере ухода от реальности, а в самой гуще мирской деятельности.

Современные религиозные системы

Современные религиозные системы характеризуется плюрализмом. Религиозность становится все более индивидуализированной, выбор определенных религиозных символов и представлений становится свободным актом, который может реализовать каждый член общества.

К основным религиозным системам современности относятся мировые религии и национальные религии. К мировым религиям относятся вышедшие за границы одной страны или народа и охватили значительные пространства и значительное число верующих. Это такие религии, как буддизм, христианство и ислам. К национальным относят религиозные системы, распространенные в одном государстве или среди представителей одного этноса (например, индуизм, синтоизм и т.д.).

Классификация религий Р. Беллом включает следующие типы исторических религиозных систем:

  • примитивные
  • архаичные
  • исторические
  • ранние
  • современные.

Примитивные религии

Примитивные религии были характерны для первобытнообщинного строя. Этим религиям присущ мифологический синкретизм, неразделенность профанного и сакрального, отсутствие религиозных организаций, деперсонифицированность богов.

К таким религиям относятся:

  • Фетишизм, связанный с верой в сверхъестественные свойства определенных предметов, которые называются фетишами и являются объектами поклонения. Признаки фетишизма есть и в современных мировых религиях, так христиане верят в сверхъестественные свойства освященной воды, икон, святых Мощей.
  • Тотемизм - вера в кровное родство рода с определенным материальным предметом или живым существом.
  • Анимизм состоит в вере в наличие души у человека и других живых существ и даже предметов природы. Эти религиозные воззрения система способствовали формированию веры в бессмертие души, в реинкарнацию (то есть переселение душ) и т.п.
  • Магия – это система колдовских ритуалов, посредством которых люди стремились оказать влияние на поведение животных, иных людей, на природные стихии, дабы изменить их в нужном направлении Магические обряды присутствовали у всех народов, отличаясь формой, содержанием и продолжительностью. Ряд отдельных магических ритуалов вошел в современные религиозные системы.

Готовые работы на аналогичную тему

Архаические религии

Характерная их черта состоит в персонификации Божественных сил, то есть в наделении их людскими чертами, а также в появлении профессиональных служителей культа, к которым относились шаманы, жрецы и т.д., которые выступали в роли посредников между миром земным и миром божественным. Большинство религий этого времени - политеистические (языческие). Их можно разделить на религиозные системы Древней Индии, Славянское язычество и другие. Характерная особенность данных религиозных систем – это также возникновение первых культовых сооружений, служащих центрами не только религиозной, но и политической м культурной жизни.

Исторические религии

В них четко противопоставляются мирское и священное, возникает церковь, имеющая четко определенную внутреннюю структуру и иерархию. Характерные для религий этого типа черты – это преимущественно монотеистичность, т.е. вера в одного Бога, а также их распространение за пределы одного государства или одного этноса и достижение ими мировых масштабов. Среди религий этого типа Беллом выделялись христианство, ислам, а также иудаизм.

Ранние религии

Ранние религии являются определенным сдвигом в сторону потустороннего мира, рассматриваемого как главная сфера религиозной деятельности. Истоки спасения теперь следует искать не в какой-либо сфере ухода от реальности, а в самой гуще мирской деятельности.

Современные религиозные системы

Современные религиозные системы характеризуется плюрализмом. Религиозность становится все более индивидуализированной, выбор определенных религиозных символов и представлений становится свободным актом, который может реализовать каждый член общества.

К основным религиозным системам современности относятся мировые религии и национальные религии. К мировым религиям относятся вышедшие за границы одной страны или народа и охватили значительные пространства и значительное число верующих. Это такие религии, как буддизм, христианство и ислам. К национальным относят религиозные системы, распространенные в одном государстве или среди представителей одного этноса (например, индуизм, синтоизм и т.д.).

Родоплеменные религиисложились в условиях первобытно-общинного строя. Важное место в таких религиях занимает культ предков, основанный на генетическом единстве и кровно-родственных связях. Для языческих религий характерен культ племенного вождя и система возрастных инициаций. Широко распространяются фетишистские, тотемистические, магические, анимистические верования. Племенные боги выражали сплоченность людей внутри конкретной группы и отгораживание групп друг от друга.

В настоящее время родо-племенные религии распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Америки.

Народностно-национальные религииразвивались в период становления классового общества. Носителями являются в основном представители соответствующего этноса. Этим религиям свойственно законничество – детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционных формах (вплоть до регламентации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.), специфическая обрядность, строгая система религиозных предписаний и запретов, отчуждение и отделение от других этно-религиозных общностей. Из ныне существующих религий к этому типу относятся иудаизм (Талмуд), индуизм (законы Ману), конфуцианство, сикхизм, синтоизм и др.

Можно выделить национальные религии двух типов.

Религии первого типа рассматривают национальную принадлежность и сопутствующую ей социальную организацию как существенный или даже определяющий аспект своей конфессии. К этим религиям относятся иудаизм, индуизм и синтоизм.

Национальные религии второго типа не связаны с национальной принадлежностью и социальными институтами общества и теоретически могли бы стать мировыми. Этому помешали историческая обстановка, отсутствие миссионерской деятельности, конкуренция со стороны мировой религии.

К ним можно отнести конфуцианство, даосизм, джайнизм, зороастризм и манихейство.

Мировые религии – буддизм, христианство, ислам. Появились в эпохи перехода от одного типа общественных отношений к другим.

Мировым религиям свойственны миссионерство и проповедническая активность. В этих религиях проповедуется идея равенства людей по каким-либо признакам. Например, в православии под ближним понимается любой человек, независимо от его веры, национальности, пола, профессии и любых иных признаков. В исламе под ближним понимается любой другой мусульманин. В иудаизме под ближним понимается иудей и еврей.

Первобытные верования и их реликты в современных религиях.

Образованию религии предшествовало формирование верований и ритуалов в рамках мифологии.

Тотемизм – вера в родственную связь между племенем и определенным животным, растением или явлением природы. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей – своих родственников – от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считалось только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их изображения, а позже тотем мог изображаться символом, словом или звуком. Выбор тотемов часто связан с физико-географическим характером местности. Тотем не обожествляется, люди просто верят в своё родство и ним. Тотемизм – это религия раннеродового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными. Подобные связи человек усматривает и в окружающем мире, наделяет всю природу родственными отношениями. Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств. Был особенно широко распространен в Австралии, Центральной и Южной Америке.

Фетишизм – почитание материальных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами. Фетишем мог стать любой предмет: камень необычной формы, кусок дерева, части тела животных. Позднее появились изготовленные из камня, дерева, металла фигурки. До наших дней дошло множество фетишей амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца. Фетишем иногда становилось часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетиш мог быть рисунком или татуировкой на теле. Особенно - в Африке.

Культ предков. Часто встречается культ всеобщей Матери (у Маори, эвенков, в Индии, в Африке, в языческой Руси). Богиня-Мать правит всеми природными процессами. Она всеобщая прародительница. Из её лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живёт чувство родства, которое связывает все живые существа.

Зоолатрия – культ животных. Формы: прямое поклонение животным, страх перед ними, вера в оборотней, посвящение животных божествам, вера в их особую связь с миром духов и богов.

Анимизм - вера в существование души и духов. Аниматизм - вера во всеобщую одушевлённость природы. Поклонение духам сущ. до сих пор, например, в Центральной Индии.

Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.

Народностно-национальные религии и их особенности.

Народностно-национальные религииразвивались в период становления классового общества. Носителями являются в основном представители соответствующего этноса. Этим религиям свойственно законничество – детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционных формах (вплоть до регламентации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.), специфическая обрядность, строгая система религиозных предписаний и запретов, отчуждение и отделение от других этно-религиозных общностей. К ним относятся иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, сикхизм, синтоизм и др.

Можно выделить национальные религии двух типов:

Религии первого типа рассматривают национальную принадлежность и сопутствующую ей социальную организацию как существенный или даже определяющий аспект своей конфессии. К этим религиям относятся иудаизм, индуизм и синтоизм.

Национальные религии второго типа не связаны с национальной принадлежностью и социальными институтами общества и теоретически могли бы стать мировыми. Этому помешали историческая обстановка, отсутствие миссионерской деятельности, конкуренция со стороны мировой религии.

К ним можно отнести конфуцианство, даосизм, джайнизм, зороастризм и манихейство.


Рели́гия (от лат. religio — составное латинское слово. Лига - союз, соединение, ре - приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе - "воссоединение") — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность). [1] Эта вера — основной признак и элемент любой религии, которую представляют верующие.

Другие определения религии:

  • образ жизни.
  • поклонение человека высшим силам, в реальность которых он верит так же, как в возможность взаимодействовать с ними путём молитв, жертвоприношений и других различных форм культа [2]
  • система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия [3]

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.

Содержание

Виды религий

С археологическими находками согласуется точка зрения о том, что религии предшествовал простой супранатурализм — вера в магию, сверхъестественное — дологический мистицизм. Атеизм зарождение религии связывает с такими практиками, как фетишизм, зоолатрия, тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм, пантеизм.

Иерархическая организация божественного пантеона и понимание того, что все боги суть проявления единой синкретической сущности вело к появлению единобожия — монотеизма, [4] характерного для таких религий как иудаизм, христианство, ислам и зороастризм. С точки зрения верующих, верящих в вышеперечисленные религии, появление их стало следствием Божественного действия.

Существуют также религии без бога — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм [5] .

Адепты одних религий могут классифицировать другие как языческие, еретические или сектантские.

Религия как социальное явление: основные черты

Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину). [6]

Основы религиозных представлений большинства мировых религий, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных или вдохновленных непосредственно богами, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. д. и т. п.. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.

Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение), в большинстве случаев, опирается на веру или личный духовный или мистический опыт, далеко не всегда на данные, проверяемые научным экспериментальным путём.

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

  • религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
  • религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
  • религиозные отношения (культовые, внекультовые),
  • религиозные организации.

Попытки научного осмысления религиозного опыта

Религиозно-мистический опыт может быть вынесен из симптоматики эпилептических и других приступов, шизоидных расстройств, деменций, опыта терминальных состояний или употребления галлюциногенов. [7] Эксперименты психиатра Станислава Грофа с применением ЛСД показывают, что некое подобие ярких переживаний мистического и религиозного плана могут быть достаточно надёжно получены в лабораторных условиях [8] , и, по-видимому, имеют глубокие корни в человеческой психике. Галлюцинации могут вызываться также переутомлением, высокой температурой, постом, и другими событиями. [9]

Основные функции религии

Возникновение религии

Для каждой из религий её возниконовение является следствием либо прямого божественного вмешательства или участия, или же какого-либо момента откровения знаний, и в большинстве религий соответсвует по их представлениям началу существования всего.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание религиозного опыта.

Предварительное понимание религии даёт и этимология данного слова.

Исследование вопроса возникновения религии ведется в рамках различных отраслей научного знания.

В различных направлениях философской мысли даются разные ответы на вопрос о происхождении религии.

Религия и общество

Согласно исследованиям почетного профессора психологии Ульстерского Университета Ричарда Линна в Великобритании доля верующих среди образованных людей значительно меньше, чем среди необразованных [1]. По мнению почетного профессора психологии Ричард Линна, спад религиозности в обществе за последнее столетие объясняется повышением уровня образования.

Религия и преступность

Существует оспариваемое мнение о том, что религия служит фактором, снижающим уровень преступности. По данным ФСИН темп прироста верующих заключенных почти вдвое превышает темп роста общей численности осужденных [11] . В соответствии с данными ФСИН и Левада-Центра, доля верующих среди заключенных выше доли верующих в целом по России, заключенные значительно чаще посещают церковные службы. [12] [13]

Религия и мораль

Религия и политика

Часто религия используется политическими деятелями для достижения собственных целей. Особенно это касается харизматических политических лидеров, склонных становиться народными идолами. Явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, называется цезаро-папизмом. Обратное явление, когда патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства, называют папо-цезаризмом. Последний имел место в Средневековье, когда католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе. Что касается цезаро-папизма, то он был характерен для Византии, России и фашистской Италии.

Религии и верования мира

Архаические верования и обряды

Магия

В основе магии лежит вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий, то есть, жизнь человека и желание человека стремится любым способом воздействовать на эту силу, чтобы отвратить от себя неудачи и получить желаемое.

Тотемизм

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, в сказках и мифах.

Анимизм

В основе находится вера в духов и потусторонние существа, в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.

Фетишизм

Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Религиозный синкретизм античного мира

Религия Древнего Египта

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистическоого мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе,обожествление фараона и т. д. [14]

В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.

Религии Древней Греции и Рима

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д. ) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

В священных книгах монотеистических религий также содержатся подробные рекомендации о порядке жертвоприношения; а также описывается поведение бога, основанное на эмоциях. Первоисточники монотеистических религий указывают и на существование других богов.

Из современных религий к политеистическим относятся синтоизм и ряд направлений в индуизме.

Авраамические религии

Авраам, согласно Пятикнижию, считается основателем этой традиции, отраженной в иудаизме, христианстве и исламе.

Иудаизм включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр. То же самое можно сказать и относительно некоторых других религий (например, зороастризма), однако при определении статуса того или иного учения необходимо учитывать всю совокупность его характеристик, в том числе и пройденный ею исторический путь. Так, тот же зороастризм когда-то (может быть, ещё полторы тысячи лет назад) был открыт для людей любой национальности.

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать изменение концепции служения Богу с более формальной идеи принесения жертвоприношений на идею личной жертвенности. Иисус из Назарета в христианстве отождествляется с жертвенным агнцем, традиционно приносимым на алтарь в Храме.

Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий, впервые вводя концепцию прогрессирующего Откровения:

В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, азартных игр и нормы, направленные против внебрачных половых связей.

Дхармические религии

Религии, основной концепцией которых является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все дхармические религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К древнейшим и известнейшим дхармическим религиям относятся:

Мировые религии

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью.

Распределение численности последователей по конфессиям

По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий. 33 % из них — христиане, 21 % — мусульмане, 0,2 % — иудеи. 14 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % — сикхи, 7 % — приверженцы других верований.

Читайте также: