Психофизиология сознания бессознательного кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сознание, как писал Л.С. Выготский, характеризуется перерывами и нередко отсутствием видимых связей между отдельными его элемен­тами.

Понятие бессознательного, заполняя пробелы между сознательными явлениями, позволяет изучать все психические функции у человека вплоть до самых высших ее форм с позиций детерминизма. Таким обра­зом, бессознательное- это гносеологически необходимая категория. Справедливость этого принципиального положения подтверждается мно­гими фактами, полученными в экспериментально-психологических и

психофизиологических исследованиях, поэтому следует считать, что бес­сознательное - это такая же психическая реальность, как и сознательная психическая жизнь. Понятие бессознательного толкуется по-разному:

в широком смысле, включая в себя все психические явления вне сферы сознания, то есть те содержания психической жизни, о наличии кото­рых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. В каче­стве одного из примеров бессознательного, можно привести факт -неосознаваемости сигналов, непрерывно поступающих в головной мозг из самого организма, его внутренних органов, мышц, суставов; в узком смысле (по 3. Фрейду) - как вытеснение из сознания возникает в онтогенезе у человека относительно поздно, и в известном смысле, является производной величиной от развития и дифференциации со­знания.

В современной психофизиологии все большее признание получает тер­мин "неосознаваемое".Он обозначает ряд неоднородных явлений. К ним следует отнести феномен, обозначаемый как предсознательное, - это содержания душевной жизни, которые в данный момент неосознавае­мы, так как находятся вне сферы избирательного внимания, но могут легко стать осознаваемыми при переключении на них внимания. Широкий круг психических явлений у человека б норме и патологии связан с неосознаваемым как подпороговым (по отношению к созна­нию) восприятием эмоционально или мотивационно значимых, но физически слабых внешних сигналов, которые не достигают уровня сознания и не осознаются субъектом, однако вызывают вегетативные, биоэлектрические и эмоциональные реакции и могут влиять на процес­сы высшей нервной деятельности. Еще одна форма неосознаваемого - это когнитивная установка, то есть состояние готовности субъекта к определенной активности, которое формируется на неосознаваемом уровне при наличии двух основных условий: актуальной потребности у субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения.

2. В психофизиологии проблема бессознательного,или неосознаваемогосво­дится в основном к попыткам выявить количественные и качественные различия в реакциях центральной нервной системы человека на внешние раздражения при наличии достоверно установленных индикаторов их осознания или при их отсутствии. Разница между минимальными вели­чинами осознаваемого и неосознаваемого сенсорного раздражения со­ставляет область или сферу неосознаваемого, в пределах которой внешний сигнал может вызывать вегетативные, биоэлектрические реакции или влиять на поведенческие и психические функции человека. Современный уровень нейрофизиологических знаний, а также существу­ющие и все увеличивающиеся методические возможности объективного экспериментального изучения когнитивных функций человека, позво­ляют надеяться на успехи в познании нейрофизиологической основы I ряда бессознательных психических явлений. Уже полученные результаты " не оставляют сомнений в том, что бессознательные психические явле­ния, до настоящего времени нередко являющиеся объектом мистичес­ких спекуляций и получающие иррациональное или мифологическое толкование, могут быть изучены при помощи обычных научных психофизиологических методов и объяснены с детерминистических, ес­тественнонаучных позиций.

Особенно большое значение для понимания нервных механизмов : бессознательных психических явлений и поиска путей их экспериментального исследования имели нейропсихологические работы на людях ; с "расщепленным мозгом", в частности обнаружение способности правого полушария осуществлять семантический анализ; правое полушарие воспринимает слово и адекватно реагирует на него, но при этом субъект! не осознает ни его, ни связи реакции с ним.




Другим принципиальным достижением в психофизиологии бессознательного было получение доказательства того, что на неосознаваемом уровне могут формироваться временные связи, ассоциации как возбуждающего, так и тормозного характера, как прямые, так и обратные. Эти достижения позволили предложить гипотезу о психофизиологических механизмах таких бессознательных психических явлений, как "безотчетные" эмоции и психологическая защита.

В настоящее время психофизиология сознания и бессознательного де­лает только первые шаги, и она пока может объяснить лишь очень небольшую часть этих весьма сложных психических явлений. Но опыт показывает, что анализ этой проблемы с естественнонаучных позиций изучения высших мозговых функций - наиболее верный путь познания нейрофизиологической основы бессознательного.

Использованные источники:

Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 219,' 239 - 240.

Вопрос 84. Процесс научения

Психологические и биологические теории научения

  1. Бессознательное и неосознаваемое
  2. Проблема бессознательного в современной психофизиологии

Сознание, как писал Л.С. Выготский, характеризуется перерывами и нередко отсутствием видимых связей между отдельными его элемен­тами.

Понятие бессознательного, заполняя пробелы между сознательными явлениями, позволяет изучать все психические функции у человека вплоть до самых высших ее форм с позиций детерминизма. Таким обра­зом, бессознательное- это гносеологически необходимая категория. Справедливость этого принципиального положения подтверждается мно­гими фактами, полученными в экспериментально-психологических и

психофизиологических исследованиях, поэтому следует считать, что бес­сознательное - это такая же психическая реальность, как и сознательная психическая жизнь. Понятие бессознательного толкуется по-разному:

в широком смысле, включая в себя все психические явления вне сферы сознания, то есть те содержания психической жизни, о наличии кото­рых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. В каче­стве одного из примеров бессознательного, можно привести факт -неосознаваемости сигналов, непрерывно поступающих в головной мозг из самого организма, его внутренних органов, мышц, суставов; в узком смысле (по 3. Фрейду) - как вытеснение из сознания возникает в онтогенезе у человека относительно поздно, и в известном смысле, является производной величиной от развития и дифференциации со­знания.

В современной психофизиологии все большее признание получает тер­мин "неосознаваемое".Он обозначает ряд неоднородных явлений. К ним следует отнести феномен, обозначаемый как предсознательное, - это содержания душевной жизни, которые в данный момент неосознавае­мы, так как находятся вне сферы избирательного внимания, но могут легко стать осознаваемыми при переключении на них внимания. Широкий круг психических явлений у человека б норме и патологии связан с неосознаваемым как подпороговым (по отношению к созна­нию) восприятием эмоционально или мотивационно значимых, но физически слабых внешних сигналов, которые не достигают уровня сознания и не осознаются субъектом, однако вызывают вегетативные, биоэлектрические и эмоциональные реакции и могут влиять на процес­сы высшей нервной деятельности. Еще одна форма неосознаваемого - это когнитивная установка, то есть состояние готовности субъекта к определенной активности, которое формируется на неосознаваемом уровне при наличии двух основных условий: актуальной потребности у субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения.

2. В психофизиологии проблема бессознательного,или неосознаваемогосво­дится в основном к попыткам выявить количественные и качественные различия в реакциях центральной нервной системы человека на внешние раздражения при наличии достоверно установленных индикаторов их осознания или при их отсутствии. Разница между минимальными вели­чинами осознаваемого и неосознаваемого сенсорного раздражения со­ставляет область или сферу неосознаваемого, в пределах которой внешний сигнал может вызывать вегетативные, биоэлектрические реакции или влиять на поведенческие и психические функции человека. Современный уровень нейрофизиологических знаний, а также существу­ющие и все увеличивающиеся методические возможности объективного экспериментального изучения когнитивных функций человека, позво­ляют надеяться на успехи в познании нейрофизиологической основы I ряда бессознательных психических явлений. Уже полученные результаты " не оставляют сомнений в том, что бессознательные психические явле­ния, до настоящего времени нередко являющиеся объектом мистичес­ких спекуляций и получающие иррациональное или мифологическое толкование, могут быть изучены при помощи обычных научных психофизиологических методов и объяснены с детерминистических, ес­тественнонаучных позиций.

Особенно большое значение для понимания нервных механизмов : бессознательных психических явлений и поиска путей их экспериментального исследования имели нейропсихологические работы на людях ; с "расщепленным мозгом", в частности обнаружение способности правого полушария осуществлять семантический анализ; правое полушарие воспринимает слово и адекватно реагирует на него, но при этом субъект! не осознает ни его, ни связи реакции с ним.

Другим принципиальным достижением в психофизиологии бессознательного было получение доказательства того, что на неосознаваемом уровне могут формироваться временные связи, ассоциации как возбуждающего, так и тормозного характера, как прямые, так и обратные. Эти достижения позволили предложить гипотезу о психофизиологических механизмах таких бессознательных психических явлений, как "безотчетные" эмоции и психологическая защита.

В настоящее время психофизиология сознания и бессознательного де­лает только первые шаги, и она пока может объяснить лишь очень небольшую часть этих весьма сложных психических явлений. Но опыт показывает, что анализ этой проблемы с естественнонаучных позиций изучения высших мозговых функций - наиболее верный путь познания нейрофизиологической основы бессознательного.

Использованные источники:

Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 219,' 239 - 240.

Вторая концепция получила название информационного синтеза. Возникла она на основе представления о возврате возбуждения в места первичных проекций и возникающем на этой основе сопоставлении и синтезе имевшейся ранее и вновь поступившей информации. Таким образом, схема рефлекса дополняется здесь звеном обратной связи, что превращает дугу в кольцо. Впервые идея об информационном синтезе как мозговой основе возникновения субъективных переживаний была выдвинута в 1976г. на основе исследований физиологических механизмов ощущений.

Единичные ощущения еще не создают образа предметов и явлений. В процессе восприятия участвует информационный синтез, когда в ту же область возбужденных нейронов, поступает информация из внешней среды. Этот синтез происходит в нейронах проекционной коры, одновременно с переработкой информации во фронтальной коре. Механизм передачи возбуждения следующий (рис. 8):

1. Возбуждение поступает от проекционной коры к ассоциативной коре;

2. В структуры лимбико-гиппокампального комплекса и подкорковым центрам мотиваций и эмоций. Формируется схема рефлекторной дуги;

3. Возврат возбуждения в кору, в т.ч в проекционную;

4. Возбуждение лобных отделов;

5. Синтез следов сенсорного возбуждения и возвратных импульсов. На этой основе можно говорить о рефлекторном кольце.


Рис. 8. Схема кольцевого движения возбуждения при возникновении ощущений. Центральное звено – синтез информации о физических и сигнальных свойствах стимула на нейронах проекционной коры (по A.M. Иваницкому, 1997).

Т.о., сначала формируется ощущение, а при многократных взаимодействиях и образ – результат восприятия. В дальнейшем эти образы вовлекаются в процесс мышления. Исследование образного, пространственного и абстрактно-вербального мышления методом картирования внутрикоркового взаимодействия (компьютерная ЭЭГ) позволило выявить фокусы взаимодействия в коре. В состоянии покоя рисунок связей простой и симметричный. При решении задач распознания эмоций фокусы локализовались в теменно-височных областях, при абстрактно-вербальном мышлении – в лобных отделах коры. Пространственные задачи задействовали сначала задние, а затем и передние отделы неокортекса. Необходимо отметить, что независимо от преобладания первой (правое полушарие) или второй (левое полушарие) сигнальных систем у человека, при всех типах задач (даже если речевой ответ был не нужен) возбуждались нейроны вербальной левой височной зоны. В фокусах информация сопоставляется и перекомбинируется определенным образом – это также информационный синтез, сходный с рассмотренным выше. Отличие в том, что в этом информационном синтезе, информация поступает не из внешней среды, а из памяти; и задействована здесь ассоциативная кора. Субъективно это воспринимается как процесс обдумывания проблемы и нахождения ответа. Связи и фокусы образуют зоны конвергенции. Эти зоны принимают и синтезируют информацию, поступающую из других отделов коры и подкорковых образований.

Третья концепция, объясняющая высшие функции сознания, связана с речью. Сознание в конечном итоге возникает на основе общения. В клинике важный признак возвращения сознания – речевой контакт с больным, при этом образуются связи между активностью гностических (теменно-височных) и моторно-речевых (нижнелобных) отделов левого полушария. В целом сознание связывают с функциями префронтальной коры. Дело в том, что при временной потери способности к речи, после восстановления речи, больные могут воспроизвести события, случившиеся во время болезни, т.е. информация кодируется в неречевой форме. Медиальные отделы новой коры способны выстраивать и хранить в памяти события как последовательно развертывающиеся во времени. И далее прогнозировать и планировать будущие события. Итак, сознание можно охарактеризовать такими признаками: 1) вербализация образов предметов и явлений; 2) последовательность событий; 3) прогноз и планирование.

Лобные отделы отвечают за сознание в целом и контроль когнитивных функций в других отделах коры; по мере усвоения и автоматизации навыка активация лобных отделов уменьшается.

Представляя собой результат синтеза информации, психические феномены содержат интегрированную оценку ситуации, способствуя тем самым эффективному нахождению поведенческого ответа. Элементы обобщения содержатся в самых простых психических феноменах, таких как ощущение. При мышлении информационный синтез включает не только соединение, но и перекомбинацию уже известных сведений, что и лежит в основе нахождения решения.

Возникновение речи и связанного с ней человеческого сознания принципиально изменяют возможности человека. Кодирование мира внутренних переживаний абстрактными символами делает доступным этот мир с его мыслями и чувствами для других людей, создавая единое духовное пространство, открытое для общения и накопления знаний. Благодаря этому каждое новое поколение людей живет не так, как предыдущее, что составляет резкий контраст с жизнью животных, образ жизни которых не меняется тысячелетиями. Таким образом, биологическая эволюция с ее законами выживания заменяется эволюцией (и революцией), совершаемой в умах людей.

В решении этой проблемы можно наметить два подхода. Согласно одной точке зрения, свобода воли представляет собой лишь иллюзию, которая, тем не менее, объективно способствует более полному и всестороннему анализу информации мозгом при принятии решений. В действительности же поступок строго детерминирован внешней ситуацией, прошлым опытом индивида и наиболее важной, доминирующей в данный момент мотивацией. Лишь при некоторых особых обстоятельствах решение может определяться возникновением новых комбинаций хранящихся в памяти сведений. Такие нестандартные решения возникают в процессе творчества в особой сфере психического (сверхсознании).

В соответствии с другими представлениями, смысл психических переживаний заключается в том, что, возникая на базе более сложной организации мозговых процессов, психические феномены приобретают и новое качество. Это новое качество проявляется в другой логике развития событий, которая подчиняется закономерностям высшего порядка (по сравнению с закономерностями физиологического уровня). Так, цепь мыслей определяется их внутренним содержанием и развивается по законам дедуктивного мышления. Можно сказать и о правилах грамматики, определяющих построение фразы, в которой род существительного управляет формой глагола и родом прилагательного. Это реализуется в отдаче соответствующих команд артикуляционным мышцам, что может рассматриваться как проявление контроля со стороны психики над событиями физиологического уровня. Особая логика психических событий свойственна, очевидно, и так называемым неосознаваемым психическим явлениям, которые, собственно, только на основании такого критерия и могут быть отнесены к категории психических, а не физиологических феноменов, так как они не сопровождаются субъективными ощущениями.

Внутренняя логика психических событий такова, что она допускает возможность действительного выбора поведенческого ответа на основе субъективной, но реально существующей оценки значения того или иного фактора или мотива поведения. При этом осознание всей неоднозначности этих оценок определяет и возможность альтернативных решений.

Два приведенных подхода к проблеме функционального значения психических феноменов и свободы воли основаны, главным образом, на логических построениях философского характера. Решение о том, какой из них правилен, может быть найдено только на основе точного эксперимента. Но пока не видно, как это можно делать, так как здесь мы вплотную приближаемся к границе, которая разделяет естественнонаучное и гуманитарное знание с их различной системой доказательств. Именно поэтому такое решение – дело будущего.

Однако механизм, управляющий уровнем возбудимости корковых зон, касается, главным образом, условий возникновения психических переживаний, а не их непосредственного мозгового обеспечения. На этот вопрос в известной мере отвечает вторая из изложенных концепций – гипотеза повторного входа возбуждения и информационного синтеза. Этот механизм является, как можно предположить, основным в возникновении более простых психических феноменов. Однако осуществление более сложных форм психического требует обязательного участия лобных отделов коры, ответственных за абстракцию и речь. Ведущую роль при этом играет левый передний отдел полушарий. В то же время в обеспечении субъективного переживания этих высших функций важная роль принадлежит, очевидно, тому же механизму кольцевого движения возбуждения и информационного синтеза.

Т.о., можно сделать вывод о том, что интенсивные исследования, проводимые в последние годы, в значительной мере приблизили нас к пониманию мозговых основ сознания. Но многое еще остается неизвестным, и исследователи находятся только на пути к разгадке главной тайны природы.

8.2Одни из реакций считаются показателем осознания раздражителя, для других последнее не обязательно – это многообразные вегетативные, биоэлектрические, эмоциональные, поведенческие и психические реакции.

Понятие бессознательного нередко толкуется весьма широко и включает в себя все психические явления вне сферы сознания, т. е. те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. В качестве одного из примеров бессознательного можно привести факт неосознаваемости сигналов, непрерывно поступающих в головной мозг из самого организма, его внутренних органов, мышц, суставов. Бессознательное, понимаемое по 3. Фрейду как вытеснение из сознания, возникает в онтогенезе у человека относительно поздно и, в известном смысле, является производной величиной от развития и дифференциации сознания.

Перед психофизиологией бессознательного стоят два основных вопроса а) можно ли у бодрствующего человека вызвать или выработать психические, поведенческие, эмоциональные, вегетативные и биоэлектрические реакции, или состояния, на внешние стимулы, в частности семантические, без осознания их человеком? и б) как влияют эти неосознаваемые явления на психические функции и поведение субъекта, осуществляемые на сознательном уровне, и каковы физиологические механизмы подобных влияний?

Проблема экспериментального изучения неосознаваемого восприятия сводится к попыткам выявить пороговую разницу между двумя индикаторами: один из них – показатель осознания стимула; другой – подпорогового (по отношению к осознанию) эффекта этого стимула. Разница в пороговой величине этих двух индикаторов составляет область бессознательного или неосознаваемого, в пределах которой внешний стимул может вызывать вегетативные и биоэлектрические реакции, а также влиять на поведенческие и психические функции человека.

Экспериментальные исследования неосознаваемого основываются на вычислениях количественных отношений между силой звуковых или электрокожных раздражений, которые ощущаются субъектом и вызывают различные ориентировочные реакции (расширение зрачка, КГР, реакция депрессии альфа-ритма и дыхательная реакция). Например, у больных с воздушной контузией головного мозга кожно-гальваническая реакция (КГР) вызывалась звуками на 30-40 дБ ниже порога слышимости. Величина этой зоны непостоянна, она колеблется в довольно значительных пределах, в зависимости от различных факторов, например эмоционального состояния исследуемого.

Для уверенной констатации в экспериментальных исследованиях факта неосознаваемого восприятия обязательно соблюдение следующих трех критериев: а) параметры стимула должны быть значительно ниже порога опознания; б) в течение всего исследования, в многократно повторяемых пробах стимул ни разу не должен осознаваться и в) необходимо обнаружить не только количественные, но и качественные различия между регистрируемыми физиологическими реакциями на осознаваемые и неосознаваемые стимулы. Последний критерий является определяющим для доказательства факта наличия неосознаваемого восприятия.

Таким образом, появляется все больше данных о реальности семантического анализа на неосознаваемом уровне не только в случаях психологической защиты при повышении порога осознания эмоционально значимых слов, но и в случаях действия вербальных стимулов вне поля фокусированного внимания субъекта. Однако далеко не всегда приводятся твердые доказательства того, что словесный стимул хотя бы частично не осознается и вследствие индивидуальных особенностей испытуемого не сообщается им, так как испытуемый не полностью уверен в наличии данного стимула. Это наиболее трудная и важная проблема экспериментального исследования бессознательных психических явлений.

Для проявления УР эффекта неосознаваемых стимулов необходимо следующее: во-первых, чтобы они были эмоционально значимы, и, во-вторых, чтобы уровень мотивации или эмоционального напряжения был достаточно высок. Временные связи, сформировавшиеся на неосознаваемом уровне, значительно медленнее угашаются, чем в пробах с осознаваемыми словами. Эти данные делают понятными с физиологической точки зрения положение 3. Фрейда о консервативности подсознания и давние наблюдения психиатров относительно стойкости влечений, эмоциональных переживаний и невротических реакций в случаях, когда их повод остается неосознанным для субъекта.

Временные связи, выработанные с помощью неосознаваемых сигналов (без участия эмоциональной или мотивационной доминанты), сохраняются только в краткосрочной памяти. Они не переходят в долгосрочную память. В случаях переживания длительных и сильных отрицательных эмоций наибольшие пластические изменения происходят в нервных кругах, связанных с эмоциональным поведением, в частности в структурах лимбической системы. В результате формируется состояние, которое можно отнести к понятию доминанты, так как оно характеризуется высоким уровнем возбудимости мозговых структур. В этих случаях даже при очень слабой афферентной импульсации, возможна активация системы временных связей между неокортексом и лимбической системой, которые составляют важное звено доминанты, сформировавшейся в результате конфликтной жизненной ситуации. По подобному механизму могут развиваться безотчетные эмоции, когда их повод не осознается. Можно думать, что в этих случаях эмоциональные состояния и реакции развиваются на основе условнорефлекторной эмоциональной памяти без участия специфически человеческой словесно-логической памяти. Сама эмоциональная память обеспечивается соответствующими пластическими изменениями в структурах лимбической системы, которые составляют интегративный нервный механизм эмоционального поведения.

Множество фактов показывает, что правое полушарие способно осуществлять сложную когнитивную деятельность, вплоть до анализа отдельных слов, но на неосознаваемом уровне. При этом правое полушарие сравнивают с компьютером, осуществляющим сложные акты различения, опознания и обучения, но полностью лишенного сознательного опыта.

У здорового человека психические явления в правом полушарии могут функционально изолироваться от левого полушария путем селективного торможения передачи нервных импульсов через мозолистое тело и другие комиссуры головного мозга. Они могут существовать в правом полушарии сами по себе.

Точка зрения об исключительной роли правого полушария в функциях бессознательного, сформировавшаяся на основе исследований лиц с мозговой патологией, может быть отнесена к психической деятельности здорового человека с одной существенной оговоркой – следует говорить не об исключительной, а о преимущественной роли правого полушария. Это мнение основано на данных анализа вызванной корковой активности левого и правого полушарий на неосознаваемые нейтральные и эмоционально значимые слова. На неосознаваемые эмоциональные слова амплитуда поздней положительной волны Р300 (затылочная, теменно-височ­ная области и вертекс) диффузно увеличивается, но межполушарные отношения существенно не меняются, они остаются такими же, как при восприятии нейтральных слов. Эти данные говорят о том, что и левое полушарие участвует в обработке неосознаваемой семантической информации. Но преимущественная роль правого полушария проявляется после действия неосознаваемого эмоционального словесного стимула. После его предъявления ВП на нейтральные стимулы явно ярче выражен в правом полушарии, а не в левом, как это наблюдается на те же стимулы, но предъявляемые после нейтрального словесного стимула. Интересно, что данный эффект не наблюдается в пробах, где это слово осознается. Четкая функциональная асимметрия говорит о преимущественной роли правого полушария в этой бессознательной психической функции. По всей вероятности, процесс восприятия и на неосознаваемом уровне, как и на сознательном, осуществляется при тесном взаимодействии обоих полушарий, каждое из которых вносит свой вклад в целостную функцию.

Вопросы к теме 8.

1. Назовите подходы к пониманию термина сознание.

2. В чем суть теорий о происхождении сознания?

3. Объясните схему возникновения сознания (см. рис. 8).

4. Как различные понимания сознания связаны с речью?

5. Какую часть бессознательного изучает современная психофизиология?

6. Назовите два типа реагирования на неосознаваемые стимулы.

7. Как доминанта влияет на формирование эмоциональных состояний, базирующихся на неосознанных стимулах?

8. В чем выражается асимметрия сознания и бессознательного?

Журнал высшей нервной деятельности. № 41 (1991); № 44 (1994).

Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. М., 1970.

Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий и неосознаваемое восприятие. М., 1983.

Психофизиология сознания и бессознательного, Костандов Эдуард

Правообладателям

Оглавление

Обложка книги

Читайте еще:

Этот факт можно объяснить тем, что именно в данном возрасте увеличиваются сила нервной системы и инертность нервных процессов, обусловливающих помимо мотивации, проявление терпеливости.

Воображение (в особенности творческое)сходно с мышлением. Продукт и результат его – придуманный человеком образ. Но мышление – это направленный процесс решения задачи, результат которого как бы предопределен.

И потому, что этот закон работает, очень опасно создавать себе врагов вне зависимости от того, насколько хорошим или справедливым является основание для этого.

Вто же самое время молодые папа и мама погружаются в страхи и разочарования. Бессонные ночи доводят мужа и жену до полного изнеможения. Будучи запертыми в четырех стенах, они чувствуют себя очень одинокими под бременем постоянно ощущаемой ответственности. Они уже не получают удовольствия от.

Это миролюбие самцов хаплохромисов из Гафзы, основанное на индивидуальном узнавании собратьев по виду, еще не является той дружеской связью, которой мы займемся в 11-й главе. Ведь у этих рыб еще нет того пространственного притяжения между лично знакомыми друг с другом особями, благодаря которому.

Эта инерция в сфере психологии вызывает сожаление и у многих других. Сальвадор Минучин, широко известный новатор в области семейной терапии, сказал недавно:"Как люди реагировали на наши (научные) открытия? Защитой своих собственных парадигм. В ответ на новое знание всегда встает вопрос о том.

Любое нарушение во взаимоотношениях природного естества и разумной сущности, вносит состояние дисбаланса во взаимодействии человека и мира окружающей его гармонии. Индустрия туризма, это своеобразный локомотив, который тащит за собой множество сопряженных с этой индустрией других.

Задание монарха действительно оказалось необычайно трудным — мудрецы стоптали не одну пару сандалий, но так и не нашли самого сильного человека. Они устраивали соревнования, давали претендентам на победу множество заданий, но эффект был нулевым: никто из подданных индийского царя не мог.

Подводя итог сказанному, отметим, что Родительское состояние формируется в первые годы жизни и дополняется затем на всем ее протяжении. Оно содержит в себе внешнюю реальность жизни человека. Оно живет устаревшими догмами и пытается навязать заимствованные суждения. Родительское состояние живет.

В процессе деятельности человека в постоянно меняющейся окружающей среде поступающая информация перерабатывается на разных уровнях центральной нервной системы. Переключение нервной сигнализации на филогенетически новый уровень происходит в том случае, если сохраняется возможность обработки информации и осуществления рефлекторного ответа на низших звеньях интеграции нервных процессов. Это хорошо видно на примере автоматизированного поведения, когда с упрочением навыка все большая часть поступающей извне информации не доходит до сознания, а обрабатывается и переключается на эффекторную систему на более низких уровнях центральной нервной системы. Подобная организация обработки информации, поступающей в головной мозг человека, позволяет измерять в эксперименте чувствительность любой сенсорной системы с помощью регистрации различных реакций. Одни из них считаются показателем осознания раздражителя, для других последнее не обязательно – это многообразные вегетативные, биоэлектрические, эмоциональные, поведенческие и психические реакции.

Решение давнего спора о том, следует ли у человека все психическое отождествлять только с сознательным опытом или необходимо допустить существование бессознательных психических явлений, кроме естественнонаучного значения, имеет несомненный методологический аспект. Отрицание бессознательного с неизбежностью закрывает естествоиспытателю путь для выявления причинных связей и причинных отношений между отдельными явлениями психической жизни человека. Сознание, как писал Л.С. Выготский, характеризуется перерывами и нередко отсутствием видимых связей между отдельными его элементами. Понятие бессознательного, заполняя пробелы между сознательными явлениями, позволяет изучать все психические функции у человека вплоть до самых высших ее форм с позиций детерминизма. Таким образом, бессознательное – это гносеологически необходимая категория. Исходя из этого принципиального положения (а его справедливость подтверждается многими фактами, полученными в экспериментально-психологических и психофизиологических исследованиях), следует считать, что бессознательное – это такая же психическая реальность, как и сознательная психическая жизнь.

Понятие бессознательного нередко толкуется весьма широко и включает в себя все психические явления вне сферы сознания, т.е. те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. В качестве одного из примеров бессознательного можно привести факт неосознаваемости сигналов, непрерывно поступающих в головной мозг из самого организма, его внутренних органов, мышц, суставов. Бессознательное, понимаемое в узком смысле (по 3. Фрейду) как вытеснение из сознания, возникает в онтогенезе у человека относительно поздно и, в известном смысле, является производной величиной от развития и дифференциации сознания.

еред психофизиологией бессознательного стоят два основных вопроса:

1. можно ли у бодрствующего человека вызвать или выработать психические, поведенческие, эмоциональные и вегетативные биоэлектрические реакции, или состояния на внешние стимулы, в частности, семантические, без осознания их человеком?

2. как влияют эти неосознаваемые явления на психические функции и поведение субъекта, осуществляемые на сознательном уровне, и каковы физиологические механизмы подобных влияний?

2. Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия

Проблема экспериментального изучения неосознаваемого восприятия сводится к попыткам выявить пороговую разницу между двумя индикаторами: один из них – показатель осознания стимула; другой – подпорогового (по отношению к осознанию) эффекта этого стимула. Разница в пороговой величине этих двух индикаторов составляет область бессознательного или неосознаваемого, в пределах которой внешний стимул может вызывать вегетативные и биоэлектрические реакции, а также влиять на поведенческие и психические функции человека. Первое экспериментальное изучение зоны неосознаваемого было осуществлено Г.В. Гершуни путем вычисления количественных отношений между силой звуковых или электрокожных раздражений, которые ощущаются субъектом и вызывают различные ориентировочные реакции (расширение зрачка, кожно-гальваническая реакция, реакция депрессии альфа-ритма и дыхательная реакция). Неосознаваемая зона, в пределах которой неощущаемые звуковые стимулы вызывают биоэлектрические или вегетативные реакции, была особенно четко выражена в этих исследованиях при патологии головного мозга, приводящей к астении и понижению возбудимости сенсорной системы. Например, у больных с воздушной контузией головного мозга кожно-гальваническая реакция (КГР) вызывалась звуками на 30–40 дБ ниже порога слышимости. Величина этой зоны непостоянна, она колеблется в довольно значительных пределах, в зависимости от различных факторов, например эмоционального состояния исследуемого

Для уверенной констатации в экспериментальных исследованиях факта неосознаваемого восприятия обязательно соблюдение следующих трех критериев:

1. параметры стимула должны быть значительно ниже порога опознания;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

2. в течение всего исследования, в многократно повторяемых пробах стимул ни разу не должен осознаваться;

3. необходимо обнаружить не только количественные, но и качественные различия между регистрируемыми физиологическими реакциями на осознаваемые и неосознаваемые стимулы.

Последний критерий является определяющим для доказательства факта наличия неосознаваемого восприятия.

7. Роль бессознательного при некоторых формах патологии

Формированием условного рефлекса на неосознаваемые внешние стимулы объясняется нервный механизм пространственной ориентации слепых людей. Существенная роль звуковых раздражений для ощущения препятствий слепыми людьми была показана так: если слепой человек слышит в наушниках звук, заглушающий все остальные звуки, то он в значительной мере теряет способность обходить препятствия, и начинает наталкиваться на них. Тот же результат дает затыкание ушей мокрой ватой. Однако опрошенные слепые люди утверждают, что они не слышат звуков, возникающих при приближении к какому-либо предмету. Чаще всего при этом, по их словам, они чувствуют нечто вроде затенения или покрытия чем-то легким своего лица, легкое прикосновение, давление, охлаждение в области лица, в особенности лба. Эти ощущения вызываются раздражением кожных рецепторов лица сдвигами кожи вследствие условно-рефлекторного сокращения мышц лица, реагирующих на неосознаваемые звуковые раздражения, которые возникают от шумовых волн, отражаемых предметами. Эти неосознаваемые очень слабые звуки становятся условным сигналом для сокращения кожных мышц лба. Обычно при каждом столкновении с препятствием слепой человек испытывает боль в области лица, особенно лба и носа. При этом происходит сокращение мышц лица, шеи и предплечья, посредством которых голова отстраняется от препятствия. После одного или нескольких столкновений с препятствием образуется временная связь между неощущаемым раздражением слухового органа, которое происходит при приближении к препятствию со сплошной поверхностью, и сокращениями мышц лица и шеи.

Давние наблюдения психиатров относительно стойкости влечений, эмоциональных переживаний, невротических реакций в случаях, когда их повод остается для субъекта неосознаваемым, дало основание 3. Фрейду сформировать положение о консерватизме подсознания. Уже приводился пример подобного консерватизма, составляющего основу так называемой психической зависимости от алкоголя, когда патологическое влечение к алкоголю поддерживается условно-рефлекторным механизмом, а именно действием неосознаваемых условных стимулов на сформировавшуюся в результате длительного злоупотребления спиртным алкогольную доминанту.

В процессе лечения больных с эмоциональными расстройствами или страдающих хроническим алкоголизмом клиницисту необходимо учитывать установленный в психофизиологических исследованиях факт: транквилизаторы существенно подавляют эмоциональные реакции и влечения, сформировавшиеся ранее при действии осознаваемых эмоциональных раздражителей и в меньшей мере или вовсе не действуют на ассоциации, образовавшиеся на неосознаваемом уровне. Это обстоятельство дало основание сделать важное в практическом отношении заключение о том, что, несмотря на большие успехи нейрофармакологии, при лечении людей, страдающих эмоциональными расстройствами невротического характера или разными формами патологии влечения существенно необходима психотерапия, непременно учитывающая скрытые от сознания субъекта психологические факторы.

В психофизиологии проблема бессознательного, или неосознаваемого, сводится в основном к попыткам выявить количественные и качественные различия в реакциях центральной нервной системы человека на внешние раздражения при наличии достоверно установленных индикаторов их осознания или при их отсутствии. Разница между минимальными величинами осознаваемого и неосознаваемого сенсорного раздражения составляет область или сферу неосознаваемого, в пределах которой внешний сигнал может вызывать вегетативные, биоэлектрические реакции или влиять на поведенческие и психические функции человека.

Современный уровень нейрофизиологических знаний, а также существующие и все увеличивающиеся методические возможности объективного экспериментального изучения когнитивных функций человека позволяют надеяться на успехи в познании нейрофизиологической основы ряда бессознательных психических явлений. Уже полученные результаты, представленные в данной главе, не оставляют сомнений в том, что бессознательные психические явления, до настоящего времени нередко являющиеся объектом мистических спекуляций и получающие иррациональное или логическое толкование, могут быть изучены при помощи обычных научных психофизиологических методов и объяснены с детерминистических, естественнонаучных позиций.

Читайте также: